Программа опытно-экспериментальной работы лаборатории оценки качества образовательных услуг

2
0
Материал опубликован 28 July 2016 в группе

ПРОГРАММА

опытно-экспериментальной работы лаборатории оценки качества образовательных услуг ИРО в ________________________________

Тема: «Формирование многофакторной системы мониторинга результатов деятельности ОУ».

Сроки эксперимента: ____________________________________________________

Исполнители: педагогический коллектив __________________________________________

Научное руководство: ___________________________________________________

Многофакторная система мониторинга результатов деятельности ОУ должна отражать соответствие образовательных услуг ОУ государственным требованиям и ожиданиям потребителей, раскрывать содержание факторов, существенным образом влияющих на качество образовательной деятельности.

Государственные требования к результатам деятельности ОУ сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, включающих личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность гражданской идентичности.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Следовательно, мониторинг результатов деятельности ОУ должен отражать динамику личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, полученных в условиях данного ОУ.

Основное условие мониторинга — наличие параметрических измерений результатов образовательной деятельности, допускающих применение методов математической статистики к анализу факторов, оказывающих непосредственное влияние на образовательную деятельность ребёнка. Гипотетически можно предположить, что такими факторами являются:

1) качество и условия организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;

2) психологические особенности личности ребёнка;

3) физическое здоровье ребёнка;

4) социокультурная среда.

Подтверждение достоверности этих связей, выявление переменных внутри каждого фактора позволит скорректировать процесс управления образованием и сделать его адресным.

Объект исследования: образовательная система ОУ ________________________________

Предмет исследования: личностные, метапредметные и предметные результаты обучения выпускников основной и средней школы  и факторы образовательной среды, под влиянием которых данные результаты были достигнуты.

Цель исследования: выработать технологию оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса, сформированных под влиянием факторов образовательной среды данной школы.

Задачи исследования:

1. Изучить методологические подходы к организации педагогических измерений и применить их в процессе анализа личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

2. Провести эмпирическое исследование качества и условий организации образовательного процесса в ОУ .

3. Провести эмпирическое исследование индивидуальных психологических характеристик обучающихся, изучить связь психологических характеристик учащихся и личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

4. Провести социологическое исследование семей обучающихся, в ходе которого выявить социальный статус родителей, воспитательный потенциал семей и готовность семей к сотрудничеству с ОУ, определить влияние семейного воспитания на личностные, метапредметные и предметные результаты образовательного процесса.

5. Провести исследование физического здоровья обучающихся и его влияния на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Гипотеза эксперимента: существует достоверная связь между индивидуальными психологическими особенностями учащихся, состоянием их физического здоровья, факторами социокультурной среды, качеством и условиями организации образовательного процесса в ОУ и результатами образовательного процесса (личностными, метапредметными и предметными).

Технология исследования

Изучение предметных результатов обучения необходимо осуществлять через тестирование учащихся по основным предметам школьного курса. Наиболее значимыми являются результаты ЕГЭ и ГИА. Анализ личностных и метапредметных результатов обучения на сегодняшний день представляет педагогическую проблему, так как требования к личностным и метапредметным результатам обучения впервые сформулированы в ФГОС и практика их измерений в ОУ существует, но не систематизирована. Первый этап экспериментальной работы должен быть связан с поиском эффективных способов психолого-педагогической диагностики личностных и метапредметных результатов образования.

Условия организации образовательного процесса могут быть операционализированы следующим образом:

Показатель

Актуальные требования

Оценка объема образовательных услуг

Выполнение норматива подушевого финансирования в образовательном учреждении

Оценка выполнения ФГОС в части структуры основных образовательных программ

Соответствие программ БУП, лицензии ОУ на образовательную деятельность, требованиям к сертификации

Оценка кадрового обеспечения

Укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Оценка кадрового потенциала образовательных учреждений может осуществляться через систему аттестации педагогических работников

Оценка финансово-экономического обеспечения

Соответствие нормативам и механизмам их исполнения, обеспечивающих переход от ассигнований на текущее содержание учреждения образования к финансированию оказываемых им услуг на основе задания учредителя

Оценка материально-технического обеспечения

Параметры информационно-образовательной среды, характеристика инфраструктуры общего образования, соответствие их Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам

Оценка учебно-материального обеспечения

Выполнение требований к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования

Оценка информационного обеспечения

Обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов

Важнейшим показателем психологических особенностей обучающихся является их умственное развитие. Достоверная связь между умственным развитием детей и результатами их обучения кажется очевидной, но подтверждение этой связи на статистическом уровне необходимо, и будет свидетельствовать о валидности педагогических методов оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

В качестве показателей умственного развития обучающихся необходимо применить результаты школьного теста умственного развития (ШТУР). ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.

Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.

Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.

Важнейшим фактором социокультурной среды школы является семья обучающегося. В лаборатории оценки качества образовательных услуг НИРО разработана технология социологического исследования семей обучающихся средней общеобразовательной школы, которую и необходимо применить в этой части исследования. Данная технология предполагает групповой анкетный опрос родителей и предоставляет данные об их образовательном, профессиональном, социальном, семейном, материальном статусе, об отношении родителей к воспитанию детей, о психологическом климате в семье. По результатам исследования осуществляется факторный и кластерный анализ, позволяющий отнести родителей к пяти возможным типологическим группам, в разной степени готовым сотрудничать с образовательным учреждением: партнеры, недовольные, ищущие поддержки, асоциальные, равнодушные. По нашей гипотезе, именно от уровня готовности семьи сотрудничать со школой зависят личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Ожидаемые результаты: в ходе опытно-экспериментальной работы участники разрабатывают и осваивают методы оценки результатов деятельности ОУ, которые будут применяться в системе мониторинга, разрабатывается программа многофакторного мониторинга деятельности ОУ.

Тиражируемость результатов: междисциплинарное исследование качества образования позволит выявить закономерности в процессе формирования базовых компетенций школьников, повысить эффективность управления педагогическим процессом. Публикация результатов эксперимента будет способствовать распространению опыта повышения качества образования в средней общеобразовательной школе.

ПРОЕКТ

Программы экспериментальной работы по теме:

«Формирование многофакторной системы мониторинга

результатов деятельности ОУ»

Основные этапы эксперимента:

1. Подготовительный этап

№ п/п

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1

Разработка программы экспериментальной работы

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР

2

Разработка нормативной основы экспериментальной деятельности (формирование заявки на экспериментальную работу, заключение договора с НИРО, создание внутришкольных нормативных актов об экспериментальной работе)

 

Директор ОУ

3

Входная диагностика готовности педагогов ОУ к изучению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР.

4

Изучение мнения родителей обучающихся 5-х, 9-х, 11-х классов об уровне сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения у своих детей.

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители

5

Анализ предметных достижений, тестирование учащихся по предметам по итогам первого полугодия.

 

Зам. директора по УВР, педагоги

6

Социологическое исследование семей обучающихся

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители

7

Разработка методов изучения личностных и метапредметных результатов обучения

 

Зам. директора по УВР, педагоги

8

Формирование пакета методических разработок по оценке личностных и метапредметных результатов обучения.

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, педагоги

9

Анализ предметных достижений, тестирование учащихся по предметам по итогам второго полугодия.

 

Зам. директора по УВР, педагоги

10

Сравнительный анализ результатов социологического опроса родителей и предметного тестирования обучающихся.

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители

11

Подготовка отчета по результатам первого этапа экспериментальной работы

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР

2. Практический этап

№ п/п

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1

Изучение условий и качества организации образовательного процесса.

 

Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО

2

Экспертная оценка условий и качества организации образовательного процесса, подготовка информационной карты школы

 

Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО.

3

Исследование личностных и метапредметных результатов обучения в контрольной группе обучающихся

 

Зам. директора по УВР, классные руководители

4

Анализ предметных достижений, тестирование учащихся контрольной группы по предметам по итогам первого и второго полугодия.

 

Зам. директора по УВР, педагоги

5

Психологическая диагностика методом ШТУР учащихся контрольной группы

 

Психолог школы

6

Статистический анализ результатов психодиагностики и личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР

7

Разработка программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ

 

Директор, рабочая группа.

8

Изучение здоровья учащихся контрольной группы

 

Медицинский работник школы

9

Сопоставление результатов изучения здоровья учащихся контрольной группы и их личностных, метапредметных и предметных достижений

 

Зам. директора по УВР, классные руководители

10

Подготовка отчета о втором этапе экспериментальной работы

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР

3. Заключительный этап

п/п

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1

Подготовка к сертификации в НМЭС НИРО программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ 

 

Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО

2

Внедрение программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ 

 

Директор, рабочая группа

3

Публикация о подходах к организации многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ 

 

Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО

4

Проведение семинара о подходах к организации многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ  для руководителей ОУ.

 

Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО

5

Подготовка отчета по результатам экспериментальной работы

 

Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР

 

Комментарии
Комментариев пока нет.