Программа опытно-экспериментальной работы лаборатории оценки качества образовательных услуг
ПРОГРАММА
опытно-экспериментальной работы лаборатории оценки качества образовательных услуг ИРО в ________________________________
Тема: «Формирование многофакторной системы мониторинга результатов деятельности ОУ».
Сроки эксперимента: ____________________________________________________
Исполнители: педагогический коллектив __________________________________________
Научное руководство: ___________________________________________________
Многофакторная система мониторинга результатов деятельности ОУ должна отражать соответствие образовательных услуг ОУ государственным требованиям и ожиданиям потребителей, раскрывать содержание факторов, существенным образом влияющих на качество образовательной деятельности.
Государственные требования к результатам деятельности ОУ сформулированы в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся, включающих личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность гражданской идентичности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Следовательно, мониторинг результатов деятельности ОУ должен отражать динамику личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, полученных в условиях данного ОУ.
Основное условие мониторинга — наличие параметрических измерений результатов образовательной деятельности, допускающих применение методов математической статистики к анализу факторов, оказывающих непосредственное влияние на образовательную деятельность ребёнка. Гипотетически можно предположить, что такими факторами являются:
1) качество и условия организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении;
2) психологические особенности личности ребёнка;
3) физическое здоровье ребёнка;
4) социокультурная среда.
Подтверждение достоверности этих связей, выявление переменных внутри каждого фактора позволит скорректировать процесс управления образованием и сделать его адресным.
Объект исследования: образовательная система ОУ ________________________________
Предмет исследования: личностные, метапредметные и предметные результаты обучения выпускников основной и средней школы и факторы образовательной среды, под влиянием которых данные результаты были достигнуты.
Цель исследования: выработать технологию оценки личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса, сформированных под влиянием факторов образовательной среды данной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить методологические подходы к организации педагогических измерений и применить их в процессе анализа личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
2. Провести эмпирическое исследование качества и условий организации образовательного процесса в ОУ .
3. Провести эмпирическое исследование индивидуальных психологических характеристик обучающихся, изучить связь психологических характеристик учащихся и личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
4. Провести социологическое исследование семей обучающихся, в ходе которого выявить социальный статус родителей, воспитательный потенциал семей и готовность семей к сотрудничеству с ОУ, определить влияние семейного воспитания на личностные, метапредметные и предметные результаты образовательного процесса.
5. Провести исследование физического здоровья обучающихся и его влияния на личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Гипотеза эксперимента: существует достоверная связь между индивидуальными психологическими особенностями учащихся, состоянием их физического здоровья, факторами социокультурной среды, качеством и условиями организации образовательного процесса в ОУ и результатами образовательного процесса (личностными, метапредметными и предметными).
Технология исследования
Изучение предметных результатов обучения необходимо осуществлять через тестирование учащихся по основным предметам школьного курса. Наиболее значимыми являются результаты ЕГЭ и ГИА. Анализ личностных и метапредметных результатов обучения на сегодняшний день представляет педагогическую проблему, так как требования к личностным и метапредметным результатам обучения впервые сформулированы в ФГОС и практика их измерений в ОУ существует, но не систематизирована. Первый этап экспериментальной работы должен быть связан с поиском эффективных способов психолого-педагогической диагностики личностных и метапредметных результатов образования.
Условия организации образовательного процесса могут быть операционализированы следующим образом:
Показатель |
Актуальные требования |
Оценка объема образовательных услуг |
Выполнение норматива подушевого финансирования в образовательном учреждении |
Оценка выполнения ФГОС в части структуры основных образовательных программ |
Соответствие программ БУП, лицензии ОУ на образовательную деятельность, требованиям к сертификации |
Оценка кадрового обеспечения |
Укомплектованность кадрами, имеющими необходимую квалификацию. Оценка кадрового потенциала образовательных учреждений может осуществляться через систему аттестации педагогических работников |
Оценка финансово-экономического обеспечения |
Соответствие нормативам и механизмам их исполнения, обеспечивающих переход от ассигнований на текущее содержание учреждения образования к финансированию оказываемых им услуг на основе задания учредителя |
Оценка материально-технического обеспечения |
Параметры информационно-образовательной среды, характеристика инфраструктуры общего образования, соответствие их Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и Строительным нормам и правилам |
Оценка учебно-материального обеспечения |
Выполнение требований к комплектности и качеству учебного и учебно-наглядного оборудования |
Оценка информационного обеспечения |
Обеспечение каждого субъекта образовательного процесса широким доступом к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов |
Важнейшим показателем психологических особенностей обучающихся является их умственное развитие. Достоверная связь между умственным развитием детей и результатами их обучения кажется очевидной, но подтверждение этой связи на статистическом уровне необходимо, и будет свидетельствовать о валидности педагогических методов оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
В качестве показателей умственного развития обучающихся необходимо применить результаты школьного теста умственного развития (ШТУР). ШТУР состоит из 6 субтестов, каждый из которых может включать от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников и позволяют судить о том, насколько адекватно используют учащиеся в своей активной и пассивной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый - логические классификации, пятый - логические обобщения, шестой - нахождение правила построения числового ряда.
Тест ШТУР является групповым. Время, отведенное на выполнение каждого субтеста, ограничено и является вполне достаточным для всех учащихся. Тест разработан в двух параллельных формах А и Б.
Авторами ШТУР являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Разработанный тест соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
Важнейшим фактором социокультурной среды школы является семья обучающегося. В лаборатории оценки качества образовательных услуг НИРО разработана технология социологического исследования семей обучающихся средней общеобразовательной школы, которую и необходимо применить в этой части исследования. Данная технология предполагает групповой анкетный опрос родителей и предоставляет данные об их образовательном, профессиональном, социальном, семейном, материальном статусе, об отношении родителей к воспитанию детей, о психологическом климате в семье. По результатам исследования осуществляется факторный и кластерный анализ, позволяющий отнести родителей к пяти возможным типологическим группам, в разной степени готовым сотрудничать с образовательным учреждением: партнеры, недовольные, ищущие поддержки, асоциальные, равнодушные. По нашей гипотезе, именно от уровня готовности семьи сотрудничать со школой зависят личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Ожидаемые результаты: в ходе опытно-экспериментальной работы участники разрабатывают и осваивают методы оценки результатов деятельности ОУ, которые будут применяться в системе мониторинга, разрабатывается программа многофакторного мониторинга деятельности ОУ.
Тиражируемость результатов: междисциплинарное исследование качества образования позволит выявить закономерности в процессе формирования базовых компетенций школьников, повысить эффективность управления педагогическим процессом. Публикация результатов эксперимента будет способствовать распространению опыта повышения качества образования в средней общеобразовательной школе.
ПРОЕКТ
Программы экспериментальной работы по теме:
«Формирование многофакторной системы мониторинга
результатов деятельности ОУ»
Основные этапы эксперимента:
1. Подготовительный этап
№ п/п |
Описание деятельности |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Разработка программы экспериментальной работы |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР |
2 |
Разработка нормативной основы экспериментальной деятельности (формирование заявки на экспериментальную работу, заключение договора с НИРО, создание внутришкольных нормативных актов об экспериментальной работе) |
|
Директор ОУ |
3 |
Входная диагностика готовности педагогов ОУ к изучению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР. |
4 |
Изучение мнения родителей обучающихся 5-х, 9-х, 11-х классов об уровне сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов обучения у своих детей. |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители |
5 |
Анализ предметных достижений, тестирование учащихся по предметам по итогам первого полугодия. |
|
Зам. директора по УВР, педагоги |
6 |
Социологическое исследование семей обучающихся |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители |
7 |
Разработка методов изучения личностных и метапредметных результатов обучения |
|
Зам. директора по УВР, педагоги |
8 |
Формирование пакета методических разработок по оценке личностных и метапредметных результатов обучения. |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, педагоги |
9 |
Анализ предметных достижений, тестирование учащихся по предметам по итогам второго полугодия. |
|
Зам. директора по УВР, педагоги |
10 |
Сравнительный анализ результатов социологического опроса родителей и предметного тестирования обучающихся. |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР, классные руководители |
11 |
Подготовка отчета по результатам первого этапа экспериментальной работы |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР |
2. Практический этап
№ п/п |
Описание деятельности |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Изучение условий и качества организации образовательного процесса. |
|
Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО |
2 |
Экспертная оценка условий и качества организации образовательного процесса, подготовка информационной карты школы |
|
Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО. |
3 |
Исследование личностных и метапредметных результатов обучения в контрольной группе обучающихся |
|
Зам. директора по УВР, классные руководители |
4 |
Анализ предметных достижений, тестирование учащихся контрольной группы по предметам по итогам первого и второго полугодия. |
|
Зам. директора по УВР, педагоги |
5 |
Психологическая диагностика методом ШТУР учащихся контрольной группы |
|
Психолог школы |
6 |
Статистический анализ результатов психодиагностики и личностных, метапредметных и предметных результатов обучения |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР |
7 |
Разработка программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ |
|
Директор, рабочая группа. |
8 |
Изучение здоровья учащихся контрольной группы |
|
Медицинский работник школы |
9 |
Сопоставление результатов изучения здоровья учащихся контрольной группы и их личностных, метапредметных и предметных достижений |
|
Зам. директора по УВР, классные руководители |
10 |
Подготовка отчета о втором этапе экспериментальной работы |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР |
3. Заключительный этап
№ п/п |
Описание деятельности |
Сроки исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Подготовка к сертификации в НМЭС НИРО программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ |
|
Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО |
2 |
Внедрение программы многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ |
|
Директор, рабочая группа |
3 |
Публикация о подходах к организации многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ |
|
Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО |
4 |
Проведение семинара о подходах к организации многофакторного мониторинга результатов деятельности ОУ для руководителей ОУ. |
|
Директор, рабочая группа, сотрудники лаборатории НИРО |
5 |
Подготовка отчета по результатам экспериментальной работы |
|
Сотрудники лаборатории НИРО, зам. директора по УВР |