Программа организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Театральные каникулы»
муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ГОРОДА ТЮМЕНИ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭТНОС»ул. Тимуровцев, 32/1, г. Тюмень, 625043, тел./факс: (3452) 64-07-01, E-mail: etnos72@mail.ru
| «Утверждаю» Директор МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос» Г.Х. Сагитова____________ «25» марта 2020г. |
Программа организации деятельности детского оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием
«Театральные каникулы»
Возрастная категория: 10-17 лет
Нормативный срок освоения программы: 21 день
Составитель: Мочалкина Елена Юрьевна
Принятаназаседанииметодическогосовета
Протокол № 18 от 25.03.2020г.
г. Тюмень, 2020 г.
Содержание
Информационная карта программы…………………………………………….. стр. 2
Пояснительная записка……………………………………………….………...стр. 5
Актуальность программы……………………………………..……………стр. 5
Новизна программы………………………………………………………...стр. 6
Понятийный аппарат программы……………………………….………....стр. 6
Нормативно-правовая база ……………...…………………………………стр.7
Краткая характеристика участников программы……………………………..стр. 8
Педагогическая идея программы………………………………………………стр. 8
Целевой блок программы………………… …………………...…………...….стр. 8
Содержание и средства реализации программы…………..………………….стр. 9
Логика развития содержания по этапам……………..………………..…..стр. 9
5.2. Реализация программы………………………………………………...…стр. 10
5.3.Организация режима дня……………………….…………………………стр. 11
5.4. Модель игрового взаимодействия……………….………………………стр. 13
5.5. Система соуправления ………………………….………………………..стр. 14
6.6.Содержательные и организационные особенности кружковой деятельности ………………… …………………………………..…………………………...стр. 15
6.7. План сетка мероприятий смены…………………………………………стр. 16
Механизм реализации программы …………………..………………………стр. 19
Кадровое обеспечение программы……………….....……………………стр. 19
Информационно-методическое обеспечение программы. Системы реализации программы ……………………………………………….………стр. 19
Особенности материально-технического обеспечения программы…...стр. 20
Критерии и способы оценки качества реализации программы………..……стр.21
Факторы риска………………………………… …………………...…………стр. 23
Мониторинг реализации программы…………………… …………...…стр. 24
Список литературы……………………………………………………..…стр. 26
Приложение…………………………………………………………….………..стр. 27
Информационная карта программы
«Театральные каникулы»
1 | Номинация, в которой заявлена программа | Программа тематической смены для лагерей с дневным пребыванием. |
2 | Полное название программы | Вариативная программа 1 летней смены «Театральные каникулы» |
3 | Цель программы | Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности. |
4 | Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников) | Дети и подростки г. Тюмени от 10 до 17 лет в том числе: -учащиеся, посещающие учебные группы по театральному искусству, - дети и подростки из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи); |
5 | Сроки реализации программы | с 01.06. по 21.06. 2020 |
6 | Направление деятельности, Направленность программы | Данная программа включает в себя следующие направления: Физкультурно-оздоровительное Информационно-просветительское Социально-психологическое Культурно-досуговое Социально - нравственная |
7 | Краткое содержание программы | Выдающийся русский театральный режиссёр Константин Станиславский сказал: "Театр есть искусство отражать жизнь". Погружение детей и подростков в мир театра, в театральную деятельность обеспечивает не только развитие их общей культуры, кругозора и творческих способностей, но и создаёт условия для приобретения социального опыта, позволяющего сделать безошибочный выбор жизненных ценностей и приоритетов. Примеряя роли различных героев или наблюдая за игрой актёров - сверстников, дети и подростки получают возможность оценить поступки и поведение человека в той или иной жизненной ситуации, в тех или иных условиях, научиться прогнозировать последствия этих поступков и принимать решения относительно себя. |
8 | Ожидаемый результат | Для детей: Сохранение и укрепление физического здоровья детей и подростков; Приобретение навыков позитивного общения с окружающими; Самореализация творческой, познавательной и спортивной деятельности. Д 1 ля педагогического коллектива:Увеличение методической базы по организации и оздоровлению детей и подростков; Изучение и апробация наиболее эффективных методик по организации работы с детским коллективом; Повышение уровня педагогического мастерства. Для родителей: Повышение уровня информированности об услугах отдыха и оздоровления детей и подростков; Организованный и безопасный отдых для детей и подростков в каникулярный период. |
9 | Название организации Автор программы | МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос» Мочалкина Елена Юрьевна |
10 | Почтовый адрес организации, авторов программы | г. Тюмень, 652043 ул. Тимуровцев 32/1 |
11 | Ф.И.О. руководителя организации | Сагитова Гульнара Хисматуловна |
12 | Телефон, факс с указанием населённого пункта, электронный адрес организации, авторов | г. Тюмень 8(3452) 21-99-03 etnos72@mail.ru |
13 | Имеющийся опыт реализации проекта. Дата создания программы. | Подход к отбору содержания программы, формам и методам её реализации основан на опыте прошедших, реализованных смен, учитывая интересы потребности детей и родителей. |
14 | Финансовое обеспечение проекта | Финансирование осуществляется за счёт муниципального бюджета и бюджета родителей. |
Пояснительная записка
Мы никогда не должны забывать,
что театральные подмостки служат
всенародной школой.
Карло Гоцци
Лето для детей – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнения израсходованных сил, восстановления творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей. Это период более благоприятного вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это время открытий и приключений, время игры, событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное – самого себя.
Как свидетельствуют исследования, во время учебного года детям и подросткам не хватает времени для занятий любимым делом. Все это и натолкнуло на создание программы для смены летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Театральные каникулы».
Театр по праву считается одним из самых зрелищных видов искусства. Театральная деятельность выполняет в жизни общества важную роль - формирует взгляды на жизнь, помогает принимать решения и просто восполняет потребность человека в прекрасном. Приобщение детей и подростков к театрализованной деятельности способствует освоению ребенком мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию, развивает умение четко, правильно и выразительно говорить, уверенно чувствовать себя на публике, управлять своим телом и голосом. Формируется внутренняя мотивация к развитию собственного творческого потенциала.
Посещая лагерь дневного пребывания на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос», ребенок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными, привычными делами, а вечером и в выходные дни он находится в кругу семьи. Для родителей важен ещё и тот факт, что педагоги являются работниками центра, который посещает их ребенок и им хорошо знакомы, поэтому мамы и папы спокойны за своих детей.
Актуальность программы.
Разработка данной программы лагеря с дневным пребыванием была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников во время летних каникул на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос»;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей, подростков и педагогов в реализации целей и задач программы;
- уменьшение процента детей – участников программы, имеющих проблемы в общении со сверстниками
В основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
При создании программы лагеря дневного пребывания использовались простые, но и вместе с тем весьма важные основания:
1. Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха детей и подростков для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями, использованием свободного времени для новых творческих постановок, репетиций.
2. Такая форма активного отдыха содействует развитию детского коллектива.
3. Создаются большие возможности для организации неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность детей и подростков.
4. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощной превентивной форме против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в разработке востребованных, актуальных форм воспитательной работы с детьми и подростками, социально-педагогического сопровождения детей на протяжении всей смены. Программа оригинальна тем, что гармонично сочетает в себе образовательную, воспитательную и оздоровительную, игровую, досуговую деятельность педагогов и детей
В основе программы лежит работа учебных групп и студий. Дети и подростки в течение лагерной смены усиленно занимаются творческим саморазвитием. Отряд формируются из действующей учебной группы по театральному искусству МАУ ДО Центра ТР и ГО «Этнос», т.е. сформированный отряд не являются временным коллективом. Работа этой учебной группы строится в соответствии с разработанной программой сроком на 3 года и входят в основу данной программы.
Понятийный аппарат программы
Детское самоуправление - форма организации деятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Ценности социальные — социально одобряемые и разделяемые представления о том, что такое добро, справедливость, дружба большинством детей и подростков. Воспитание нравственное— формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения.
Воспитание физическое— система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.
Воспитание художественно-эстетическое— целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, способствующее выработке и совершенствованию у подрастающего поколения способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творческих процессах.
Коллективное творческое дело (КТД)является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.
1.4. Нормативно – правовая база
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
1. Конвенция ООН о правах ребенка;
2. Конституция РФ;
3. Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 № 12-Ф2 от 16.11.97 № 144-ФЗ с изменениями на 25.06.2002г. ст. 17, 18, 19,52);
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
5. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон РФ"О защите прав потребителей и кодекс РСФСР "Об административных
нарушениях" от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
6. Законом РФ «Об образовании» от 10.07.92г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.96 № 12-Ф2 от 16.11.97 № 144-ФЗ с изменениями на 25.06.2002г. ст. 17, 18, 19,52);
7. Конституцией Российской Федерации;
8. Приказом Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении Порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
9. Типовым положением о детском оздоровительном лагере (утверждённом письмом Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188).
8. Правила внутреннего распорядка летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос».
9. Правила техники безопасности и охраны труда, пожарной безопасности;
10. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос».
11. Должностные инструкции работников;
12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
13. Заявления от родителей;
14. Акт приемки лагеря;
15. Планы работы.
Краткая характеристика участников программы.
Участниками программы являются - дети и подростки г. Тюмени от 10 до 17 лет в том числе: учащиеся, посещающие учебные группы по театральному искусству,
дети из социально незащищенных категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).
Количество детей на смену – 15 человек
Педагогическая идея программы
Укрепление нравственного, психического и физического здоровья детей и подростков, создание условий для приобретения ими позитивного опыта, сознания и готовности строить свою жизнь на основе сознательного отношения к своему здоровью, саморазвитии, самореализации и самоопределении.
Целевой блок программы
Цель программы:
Развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Создать условия для отдыха и оздоровления детей и подростков;
Рассмотреть теоретические основы исследования проблемы формирования дружеских взаимоотношений;
Углубить знания в сфере театрального искусства;
Ознакомить участников смены с признаками и последствиями позитивных и негативных отношений между людьми.
Содержание и средства реализации программы
Логика развития содержания по этапам
Смена подразделена на 3 периода: организационный, основной и заключительный. В каждом периоде смены поставлены определенные задачи. Для их решения разработаны определенные методы, действующие на уровне отряда. Согласно этим периодам и развивается игровой сюжет смены.
Организационно-подготовительный этап (апрель-май):
- создание оргкомитета по организации летней оздоровительной компании;
- организация собраний с детьми, подростками и их родителями с целью формирования отряда;
- реклама работы лагеря дневного пребывания для родителей (объяснение особенностей смены, режима дня, досуг, дополнительные услуги и т.п.);
- создание условий для работы;
- издание приказа о проведении оздоровления и занятости детей в летний период;
- составление других нормативных документов (план-сетка, режим дня и т.д.).
2. Учебно-методический этап (апрель-июнь):
- участие в городских и районных семинарах для организаторов летней оздоровительной кампании;
- инструктивно-методическое собрание с сотрудниками МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос», по профилактике ДТП, противопожарной безопасности, по антитеррористическому просвещению;
- создание программных средств по организации летнего труда и отдыха детей и подростков;
3. Содержательно-деятельностный этап (июнь):
- практическая апробация разработанных идей;
- запуск программы
- инструктажи по охране труда, профилактике ДТП, противопожарной безопасности, по антитеррористическому просвещению.
4. Контрольно-аналитический этап (июнь-июль):
- отслеживание хода реализации программы;
- внесение корректив и разработка методических рекомендаций;
- анализ деятельности по реализации программы;
- подведение итогов деятельности.
Организационный период:
В первый день смены в лагере дневного пребывания на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос», дети и подростки познакомиться с основной идей смены, терминологией, правилами и законами. Торжественное открытие смены состоит из двух частей: первая – официальная, вторая – игровая. Во время игровой части –отряд (театр) знакомится со словарём смены и получает первое задание, оформить отрядный уголок, распределить обязанности, выбрать капитана (помощник режиссёра). Начальник смены, в дальнейшем «Продюсер», объясняет детям и подросткам основные правила и законы пребывания в лагере.
Главные мероприятия организационного периода:
- Открытие лагерной смены «Посвящение в актёры»
- Праздничная программа «Радуга планеты детства»
Основной период смены:
Основной этап – непосредственная реализация программы (10-11 дней смены)реализация основной идеи программы;
проведение занятий, «творческих мастерских»;
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов.
Во время основного периода проводятся главные мероприятия смены. Театр (отряд) готовится и принимает участие в больших мероприятиях, согласно план-сетке. Каждый день смены посвящён знакомству или повторению основных законов театра. В данном периоде предусматривается посещение отрядом «творческих мастерских», по прикладному творчеству, изобразительному искусству, хореографии и театральному искусству.
Главные мероприятия основного периода:
- Игровая программа «Театральный реквизит»;
- Видеочас «Истоки театра средних веков. Фарс и Гистрионы»;
- "Театральная FotoZone";
- Практикум «Перфоманс»
- Беседа «Актуализированная классика».
Заключительный этап - подведение итогов смены (последние 2 дня смены)
проведение прощальных отрядных "Огоньков".
проведение финальных мероприятий
Во время заключительного периода проводится финальное мероприятие, на котором каждому ребёнку вручаются театральные премии: «Театральная капля», «За лучшую роль», «Золотая маска», «Оскар» и т.д.
Главные мероприятия заключительного периода:
- Закрытие смены «Закрытие театрального сезона»;
- Просмотр фильма о смене.
5.2. Реализация программы
Выдающийся русский театральный режиссёр Константин Станиславский сказал: "Театр есть искусство отражать жизнь". Погружение детей и подростков в мир театра, в театральную деятельность обеспечивает не только развитие их общей культуры, кругозора и творческих способностей, но и создаёт условия для приобретения социального опыта, позволяющего сделать безошибочный выбор жизненных ценностей и приоритетов. Примеряя роли различных героев или наблюдая за игрой актёров - сверстников, дети и подростки получают возможность оценить поступки и поведение человека в той или иной жизненной ситуации, в тех или иных условиях, научиться прогнозировать последствия этих поступков и принимать решения относительно себя.
Содержание программы будет разделено на три тематических периода (три недели):
- Античный театр,
- Средневековый театр,
- Современный театр.
В каждый из этих периодов смены дети и подростки становятся участниками различных коллективных творческих дел, организуемых под общим названием в режиме дня "Театральный сезон".
Формы организации деятельности участников смены
- Познавательные игры;
- Диспуты и дискуссии;
- Деловые и ролевые игры в интерактивном формате;
- Мастер-классы и практикумы;
- Профилактические занятия;
- Тренинги;
- Занятия.
Помимо реализации содержания тематической программы, деятельность участников смены будет также организована в рамках мероприятий, приуроченных к 75 – летию празднования победы в ВОВ. Основные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание: просмотр и обсуждение фильма «А зори здесь тихие»; устный журнал «По страницам дневника Тани Савичевой»; Проза войны «Когда порохом пахла страна».
Организация дополнительного образования
Важным направлением деятельности смены является кружковая деятельность. В период смены ежедневно планируется организация «творческих мастерских»:
Изобразительное искусство – Уколова О.А.
Декоративно-прикладное искусство – Леденёва Е.С. и Галиева А.А.
Хореографическое искусство – Ванчицкая А.Я.
Театральное искусство – Мочалкина Е.Ю.
5.3. Организация режима дня
Распорядок дня в лагере с дневным пребыванием на базе МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос» – не только организующий, но и важный оздоравливающий элемент, который может стать основой здорового образа жизни (см. таблицу 1).
Режим дня составляется на основе санитарных правил и норм.
Режим дня лагеря
Таблица 1
Элементы режима дня | Время |
Сбор детей | 08.30-09.00 |
Утренняя линейка /утренняя зарядка | 09.00-09.15 |
Завтрак | 09.15-10.00 |
Утренняя спевка | 10.00 -10.15 |
«Творческие мастерские» | 10.15-11.20 |
Оздоровительные процедуры | 11.20-12.20 |
Общелагерное мероприятие/занятие | 12.20-13.05 |
Обед | 13.05-13.35 |
Тихий час | 13.35-15.05 |
Подвижные игры /занятие | 15.05-16.00 |
Полдник | 16.00-16.30 |
Отрядные мероприятия | 16.30-17.15 |
Свободное время | 17.15-17.30 |
Отрядный огонёк. |
Примерный распорядок дня
«Театральный сезон»
Таблица 2
Время | Мероприятия |
08.30 - 09.00 | Утренний сбор |
09.00 – 09.15 | Утренняя комплексная зарядка (танцевальная, спортивная) |
09.15 – 10.00 | Завтрак (Столовая МАОУСОШ № 9 корпус 1) |
10.00 – 10.15 | Утренняя спевка |
10.15 - 11.20 | «Творческие мастерские» |
11.20 - 12.20 | Оздоровительные процедуры (воздушные, солнечные ванны) |
12.20- 13.05 | Общелагерное мероприятие, занятие |
13.05 – 13.35 | Обед. (Столовая МАОУСОШ № 9 корпус 1) |
13.35 – 15.05 | Тихий час, личное время, спокойные настольные игры |
15.05 – 16.00 | Подвижные игры на свежем воздухе, занятия |
16.00 – 16.30 | Полдник (Столовая МАОУСОШ № 9 корпус 1) |
16.30 – 17.15 | Отрядные мероприятия (игры на сплочение, игры на свежем воздухе, подготовка к мероприятиям смены, беседы, дискуссии) |
17.15 – 17.30 | Свободное время |
17.30 – 18.00 | Отрядный огонек |
18.00 | Уход домой |
Расписание занятий отряда на июнь 2020 г.
Таблица 3
Дни недели | Время | Занятие | Педагог |
Понедельник | 10.15 – 11.20 | Моделирование и конструирование мягкой игрушки (Пошив перчаточных кукол, для постановки кукольного спектакля) | Галиева А.А. |
Вторник | 10.15 – 11.20 | Хореографическое искусство (Развитие пластики, постановка вальса) | Ванчицкая А.Я. |
Среда | 10.15 – 11.20 | Декоративно – прикладное творчество (Изготовление реквизита) | Леденёва Е.С. |
Четверг | 10.15 – 11.20 | Театральное искусство (Репетиции новых постановок) | Мочалкина Е. Ю. |
Пятница | 10.15 – 11.20 | Изобразительное искусство | Уколова О.А. |
Организация рационального питания
Организация рационального питания – одно из важнейших направлений работы лагеря дневного пребывания.
Питание детей и подростков производится на базе МАОУСОШ № 9.
Продукты, входящие в рацион питания детей и подростков, представляют собой витаминный и минеральный комплекс, способствующий укреплению организма, повышению сопротивляемости вредным факторам окружающей среды, высокой физической и умственной работоспособности, обмену веществ, функционированию и структуризации всех органов, получению необходимых (недостающих) микро и макроэлементов для сбалансирования питания и укрепления иммунной системы.
Организация физкультурно-спортивной работы
Физкультурно-спортивная работа реализуется через организацию и проведение комплекса физкультурных и спортивных мероприятий.
Малые формы физкультурной деятельности:
утренняя вариативная зарядка (спортивная, танцевальная);
Мероприятия с двигательной активностью на свежем воздухе:
комбинированные мероприятия (игры, эстафеты).
5.4. Модель игрового взаимодействия
Все участники смены станут актёрами, в которой есть представители разных театральных профессий: режиссер, сценарист, актер, бутафор и др. В течение всей смены участники. Программы будут примерять к себе разные роли, выполняя задания. Все задания, которые нужно будет выполнить, будут индивидуальные и коллективные. Каждый день тематический, со своим направлением работы. Игровой замысел –собрать как можно больше масок. Все участники смены по итогам дня получает от воспитателей и ребят из отряда театральную валюту – маску. Золотая Маска вручается тем кто, по мнению воспитателя или ребят из отряда лучше всего проявил себя за день, Рубиновая и Сапфировая Маска – тем, кто старался, но что – то не получилось, Малахитовая Маска – пассивным участникам. В конце дня и смены определяется лидер – победитель.
Вручение масок позволит реализовать два важных момента:
1. Даёт возможность любому участнику программы во время сюжетно-ролевой игры попробовать себя в разных ролях;
2. Определить наиболее активных, инициативных участников программы.
Оба этих момента помогут детям и подросткам самоутвердиться, проявив себя в конкурентной борьбе; научиться проектировать собственную деятельность, ставя цели, определяя способы их достижения.
На информационном стенде будут представлены Законы и Заповеди, режим дня, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
За период смены дети подростки столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть отсутствие света, кража оборудования и многое другое.
Каждый участник смены должен соблюдать Законы и Заповеди. (Приложение 2)
Словарь смены:
МАУ ДО Центр «Этнос» – Большой театр
Начальник смены – Продюсер
Старший воспитатель – Режиссёр
Воспитатели – Сценаристы
Отряд – Театр
Капитан – Помощник режиссёра
Участники смены – Актёры
Система соуправления
Система детского соуправления помогает повысить роль ребенка в жизни его отряда, а так же его участии в смене. Система соуправления один из важных компонентов организации смены, так как выполняет ряд воспитательных и социальных функций: воспитывает в детях чувство ответственности, справедливости, самокритичности.
В начале смены детям и подросткам предлагается перечень дел, за которые им необходимо самостоятельно закрепить ответственных. В момент распределения ответственностей важно услышать каждого ребенка, и закрепить за ним действительно значимую и интересную обязанность.
Ответственные:
ответственный за построение;
ответственный за выполнение закона 0:0 (без опозданий);
ответственный за чистоту;
ответственный за участие в творческих мероприятиях;
ответственный за участие в спортивных мероприятиях;
ответственный за участие в различных акциях;
ответственный за уборку территории;
ответственный за процесс питания.
Использование данной системы позволит включить всех членов отряда в работу, активную деятельность, раскрыть лидерские качества и организаторские способности.
. Содержательные и организационные особенности деятельности кружковой деятельности
- Изобразительное искусство
Цель:
формирование художественной культуры детей и подростков как неотъемлемой части культуры.
Задачи:
Обучающие:
- формирование умений и навыков по творческому применению полученных знаний и умений
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной чуткости
Основные принципы:
Во время занятий, дети и подростки узнают о своеобразии искусства вообще и изобразительного в частности, ознакомятся с понятием красоты и гармонии, а на практических занятиях попытаются выразить свое отношение к изображаемому.
- Декоративно-прикладное искусство
Цель:
На основе широкого эстетического воспитания, раскрыть в детях и подростках творческий потенциал посредством декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- Создать условия для развития познавательных интересов в области декоративно-прикладного направления;
- применять полученные знания при выполнении работ.
Воспитательные:
- создать условия для воспитания личностных качеств: аккуратности, усидчивости, самостоятельности, бережливости, положительного отношения к труду;
Основные принципы:
Во время занятий дети и подростки ознакомятся, изготовят перчаточную куклу для постановки спектакля.
- Хореографическое искусство
Цель:
Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков посредством хореографического искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- приобретение знаний в области хореографического искусства;
- формирование сценической культуры;
Основные принципы:
Во время занятий дети и подростки ознакомятся с основами хореографии.
- Театральное искусство
Цель:
Развитие личности детей и подростков средствами эстетического образования; развитие их художественно – творческих умений; нравственное становление.
Задачи:
- обеспечить необходимые условия для личностного творческого развития детей;
- развить интерес к актерскому мастерству;
- развить зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
Основные принципы
Во время занятий дети и подростки ознакомятся с основными нормами и принципами произношения, дикции и актёрского мастерства. Постановка литературно-музыкальных композиций.
5.7. План сетка мероприятий смены
Таблица 4
01.06 2020 понедельник «Античный театр» - Открытие смены «Посвящение в актёры» - Отрядное мероприятие (оформление отрядного уголка, выбор капитана, распределение обязанностей) - Инструктаж по технике безопасности, проведение инструктажа по плану эвакуации. - Праздничная программа «Радуга планеты детства» -Отрядный огонёк | 02.06.2020 вторник «Античный театр» - «Творческая мастерская» - Беседа «Театр Древней Греции» - Анкетирование (входная анкета) - Просмотр и обсуждение фильма «А зори здесь тихие» (мероприятие в рамках празднования 75-летия победы в ВОВ) - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк | 03.06.2020 среда «Античный театр» - «Творческая мастерская» - Беседа «Римский театр» - Спортивное мероприятие «Театральный марафон» - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк |
04.06.2020 четверг «Античный театр» - «Творческая мастерская» - Беседа «Архитектура театра: Древняя Греция и Древний Рим» - Игровая программа «Театральный реквизит» - Занятие по театральному искусству - Устный журнал «По страницам дневника Тани Савичевой» (мероприятие в рамках празднования 75-летия победы в ВОВ) - Отрядный огонёк | 05.06.2020 пятница «Античный театр» - «Творческая мастерская» - Беседа «Организация театральных представлений» - Интеллектуальная игра «Из чего состоит театр» - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк | понедельник «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Видеочас «Истоки театра средних веков. Фарс и Гистрионы» - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк |
09.06.2020 вторник «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Видеочас Церковный театр. Литургическая драма. Игровая программа «Театр. Фест» - Занятие по театральному искусству - Проза войны «Когда порохом пахла страна» (мероприятие в рамках празднования 75-летия победы в ВОВ) - Отрядный огонёк | 10.06.2020 среда «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Видеочас « Полулитургическая драма. Формирование светского театра средних веков». - Игровая программа «Гримёрка» - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк | 11.06.2020 четверг «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Видеочас «Миракль. Мистерия. Моралите. Соти» - Занятие по театральному искусству - Отрядный огонёк |
15.06.2020 понедельник «Современный театр» - «Творческая мастерская» - Круглый стол «Жанры современного театра» - Занятие по театральному искусству - "Театральная FotoZone" - Устный журнал «Воинам – победителям фашизма – посвящается» (мероприятие в рамках празднования 75-летия победы в ВОВ) - Отрядный огонёк | 16.06.2020 вторник «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Круглый стол «Новая драма» - Занятие по театральному искусству - Спортивное мероприятие «Театральная эстафета» - Отрядный огонёк | 17.06.2020 среда «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Практикум «Вербатим» - Занятие по театральному искусству - Квест «Маска я Вас знаю?» - Отрядный огонёк |
18.06.2020 четверг «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Практикум «Перфоманс» - Викторина «Знатоки театра» - Занятие по театральному искусству - Просмотр д\ф «Судьба детей в годы войны» (мероприятие в рамках празднования 75-летия победы в ВОВ) - Отрядный огонёк | 19.06.2020 пятница «Средневековый театр» - «Творческая мастерская» - Беседа «Актуализированная классика» - Занятие по театральному искусству - Генеральная репетиция - Отрядный огонёк | 22.06.2020 понедельник - Закрытие смены «Закрытие театрального сезона» - Просмотр фильма о смене – Отрядные огоньки |
Механизм реализации программы
Кадровое обеспечение программы
Кадры для работы в лагере формируются из сотрудников МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос». Администрация и педагоги дополнительного образования Центра ТР и ГО «Этнос», временно исполняющие обязанности начальника лагеря, старших воспитателей, воспитателей/педагогов дополнительного образования.
Таблица 5
Кадры | ФИО | Количество |
Директор | Сагитова Гульнара Хисматулловна | 1 |
Заместитель директора | Файзуллина Рачига Гиниятулловна | 1 |
Начальник лагеря | Касимова Альфинур Шамилевна | 1 |
Старший воспитатель/ педагог дополнительного образования | Мочалкина Елена Юрьевна | 1 |
Воспитатель/ педагог дополнительного образования | Галиева Альмира Ахатовна Уколова Олеся Алексеевна Леденёва Екатерина Сергеевна | 3 |
Воспитатель | Ванчицкая Анна Ярославовна | 1 |
Информационно-методическое обеспечение программы.
Системы реализации программы
Образовательное направление:
1. Проектирование программы «Театральные каникулы» (март– май 2020)
2. Проектирование общелагерных и отрядных дел по программе «Театральные каникулы» (апрель 2020);
3. Отбор педагогически целесообразных форм работы. Комплектация методической копилки специальной литературы, разработок воспитательных дел по различным направлениям воспитательной и досуговой деятельности детского лагеря;
4. Разработка системы контроля результатов педагогической деятельности,
подведение итогов, анализа. Формирование пакета диагностических методик.
6.Изготовление анкет, опросников, диагностик по количеству детей (апрель 2020).
Информационное направление:
1. Рабочие совещания педагогического коллектива (за 20 дней до начала смены);
Аналитическое направление:
1. Проведение анкетирования, опросов, диагностических методик (входных,
текущих и итоговых), коррекция на их основе план-сетки воспитательных дел,
педагогического взаимодействия с воспитанниками;
Промежуточные и итоговые совещания (в течение смены), основной задачей которых является решение возникающих проблем, подведение промежуточных итогов или анализ смены.
Особенности материально-технического обеспечения программы
Материально-техническое обеспечение:
- фотоаппарат;
- музыкальный центр;
- фонограммы и тексты песен;
- магнитофоны;
- мультимедийный проектор;
- оргтехника.
Критерии и способы оценки качества реализации программы
Ожидаемые результаты:
Для детей:
Сохранение и укрепление физического здоровья детей и подростков;
Приобретение новых знаний и умений в сфере театрального искусства;
Приобретение навыков позитивного общения с окружающими;
Самореализация творческой, познавательной и спортивной деятельности.
Для педагогического коллектива:
Увеличение методической базы по организации и оздоровлению детей и подростков;
Изучение и апробация наиболее эффективных методик по организации работы с детским коллективом;
Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
Повышение уровня информированности об услугах отдыха и оздоровления детей и подростков;
Организованный и безопасный отдых для детей и подростков в каникулярный период.
Таблица 6
Ожидаемый результат | Критерий оценки | Способ оценки | Результат |
- Сохранение и укрепление физического здоровья детей и подростков | -Укрепление физического здоровья | -Педагогическое наблюдение за соблюдением правил здорового образа жизни | - В период пребывания детей и подростков в лагере дневного пребывания, не смотря на неблагоприятные погодные условия, дети и подростки заболеваний не переносили. |
- Приобретение новых знаний и умений в сфере театрально искусства | - Повышение самостоятельности, ответственности к проводимым занятиям, репетициям. | - Педагогическое наблюдение за уровнем готовности детей и подростков к выступлению на большой сцене. | - Новая готовая постановка, готовая к показу и участию в конкурсной основе любых уровней. |
- Приобретение навыков позитивного общения с окружающими | - Повышение уровня социальной адаптации детей и подростков; - Уровень сплоченности коллектива - Удовлетворённость коллектива своей деятельностью в течение смены | - Диагностика социализированности личности подростка (методика М.И. Рожкова, приложение 1) | - Согласно изучению методики по М.И. Рожкову в адаптационный период было выявлен коэффициент больше 3 баллов у 23 детей и подростков. Коэффициент меньше 3 баллов у 6 человек, и менее 2 баллов у 1 ребёнка. |
- Самореализация творческой, познавательной и спортивной деятельности. | - Изменение уровня сформированности творческой активности детей и подростков. | -Педагогическое наблюдение за активностью и заинтересованностью детей и подростков. | За время реализации программы отряд и педагоги были творчески активны. Результат постановка творческих номеров.
|
Факторы риска
Таблица 7
Фактор риска | Меры профилактики |
Низкая активность детей и подростков в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов у детей и подростков для приобщения и занятости другой деятельностью (познавательной, социально- значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
Неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смены в 2-х вариантах (на основе учёта погоды: на свежем воздухе – хорошую погоду, в помещениях учреждения на плохие погодные условия) |
Недостаточное финансирование запланированных мероприятий программа | Увеличение вступительного взноса родителей. Более рациональное использование имеющейся материальной базы МАУ ДО Центр ТР и ГО «Этнос». |
Недостаточная психологическая компетентность воспитательного коллектива | Проведение инструктивно- методических сборов с теоретическими и практическими занятиями; Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами учреждения. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Проблемы межличностных отношений, конфликты, борьба за лидерство | Индивидуальная и групповая работа воспитателя; Организация отрядного времени с целью сплочения коллектива; использование форм работы, способствующих сплочению и взаимодействию; сопровождение решения конфликтов. |
Заболеваемость участников смены | Профилактические процедуры; витаминизация. |
Увлечение участниками смены интернет – ресурсами, формирование представления об интернет – ресурсах, как о приоритете досуговой деятельности (в рамках сквозной программы). | Обеспечение условий, в которых у участников смены будет возможность получить знания, как о положительном, так и об отрицательном влиянии интернета на личность ребенка; программа предполагает в случае необходимости групповые и индивидуальные беседы о важности и пользе реальных видов деятельности; содействие формированию положительного отношения детей к живому общению через систему практических занятий. |
Мониторинг реализации программы
Диагностические мероприятия мониторинга развития личности и группы в рамках смены «Театральные каникулы»
Таблица 8
Мероприятие | Позволяет выявить | Результаты диагностики | |
1. Диагностики, применяемые в организационном периоде | |||
1.1. | Анкета «Знакомство» | анкетные данные; мотивация посещения лагеря; тип личности ребенка; интересы; ожидания от смены; отношение к сверстникам. | Диагностика позволит педагогам ближе познакомиться с детьми и подростками, с их интересами и психотипом личности (что позволит избегать конфликтов). |
2. Диагностики, применяемые в основной период смены | |||
2.1. | Тест «Я в круге» на выявление уровня психологической комфортности | уровень психологической комфортности пребывания ребенка в отряде | Создание условий 100% комфортности. |
3. Диагностики, используемые в итоговом периоде | |||
3.1. | Анкета «До новых встреч!» | впечатления ребенка от смены; степень вовлеченности ребенка в различные виды деятельности; степень самореализации в том или ином виде деятельности; | - Впечатления от смены: положительные. - Степень вовлеченности: высокая. - Степень реализации: все дети и подростки реализовали себя. |
4. Техники словесной диагностики, используемые в любом периоде смены | |||
4.1. | Вопросы отрядного огонька | духовно-нравственное развитие ребенка, ценностные ориентации; развитие социально-коммуникативных качеств; | |
4.2. | Рефлексия | личностные приобретения ребенка; полученный за день опыт; эмоциональное состояние ребенка, удовлетворенность прожитым днем. |
Программа лагеря утверждена директором МАУ ДО Центра ТР и ГО «Этнос». Вся информация о деятельности детского оздоровительного лагеря «Этнос» доведена до родителей на собраниях, размещена на стенде Центра, в социальных сетях и на сайте www.etnos72etnos72 .ru
Список литературы
Закон РФ «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
Афанасьева С.П., Коморин С. В., Тимонин А.И., Что делать с детьми в загородном лагере. - М.: Новая школа,1994
3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., ЖиренкоО.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2010 - 192с.
4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012
6. КувватоваС.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д:Феникс, 2011 - 311с.
7. Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с.
8. Лобачева С.И. ЖиренкоО.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2010 – 192с.
9. ЛутошкинА.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986. - С. 208
10. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.:глобус, 2012 – 206с.
11. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А.Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – 128 с. – С.61-69
12. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя/сост. Н.А. Панченко. – Волгоград: Учитель, 2006. – с. 44-51
13. СанПиН 2.4.4.2599-10 «гигиенические требования к устройству, содержаниюи организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул», утвержденный Главным государственным санитарным врачом РФ 19.04.2010г.
14. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 2011 – 176
15. Савченко Е.В. Летний лагерь на базе школы.- Москва. ВАКО,2010
16. Трудовой Кодекс РФ
17. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2010
18. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2012 – 62с.
19. ШаульскаяН.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. –Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010 – 224 с.
20. ШаульскаяН.А. Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. .-Ярославль: Академия развития. 2010
21. Шевердина О.В. Сила внутри нас (оздоровительный практикум) / Методический сборник. Изд-во ВДЦ «Орленок», 2000.
22. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009
23. Шмаков С.А. Дети на отдыхе (прикладная энциклопедия учителю, вожатому, воспитателю). М., 2001.
24. Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика изучения социализированности личности подростка
(разработанаМ.И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности и нравственной воспитанности подростков.
Ход проведения: Подросткам предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
Суждения:
1. Стараюсь слушать во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я взялся(лась) – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стараюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравиться помогать людям.
13. Мне хочется, что бы со мной все дружили.
14. Если мне не нравиться люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны
окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кто обижает.
Обработка данных. Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого подростка бланк, в котором против номера суждения ставятся оценка:
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 6 12 16 20
Среднюю оценку адаптированности подростков получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третей строчкой. Оценка приверженности детей нравственному воспитанию – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент меньше 2 баллов, то можно предложить, что отдельный ребенок (или группа) имеет низкий уровень социальнойадаптированности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Законы лагеря
- Закон “ноль-ноль” (закон точности)
- Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность)
- Закон земли (охрана природы)
- Закон поднятой руки (внимание, прошу слова)
- Закон рука об руку (все делать вместе, сообща)
- Закон доброго отношения
- Закон здорового образа жизни
- Закон свободы слова
- Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения
Правила поведения в лагере
- Соблюдать режим дня. Приходить вовремя
- Уходить по разрешению педагога
- Обязательно иметь головной убор
- Подчиняться требованиям педагогов/ воспитателей
- Соблюдать технику безопасности
- Беречь имущество
- Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу
- Соблюдать правила гигиены
29