Программа организации смены «Карасики пера» лагеря с дневным пребыванием детей
Актуальность:
В рамках программы «Карасики пера» дети познакомятся с профессией журналиста. В течение смены участники программы будут работать над созданием собственных журналистских материалов, размещенных на в группе «Детский издательский центр» «ВКонтакте». Ребята будут освещать мероприятия, на которых побывают во время смены, а также смогут писать на темы, актуальные для них. В программе запланированы планерки, журналистские занятия и игры. Кроме того, дети побывают на экскурсиях в СМИ города, а также примут участие в пресс-конференции с известной личностью Архангельска. Актуальность программы заключается в том, что изучение журналистики позволяет школьникам научиться ориентироваться в информационном интернет-пространстве, анализировать происходящие в мире, стране и городе события, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, умение формулировать и излагать свои мысли в текстовой форме. Кроме того знакомство с журналистикой в рамках данной программы позволяет ребятам определиться, стоит ли им дальше изучать эту деятельность в Детском издательском центре МБУ ДО СДДТ в течение учебного года.
Участники программы – дети в возрасте 10-17 лет. Максимальное количество детей в отряде – 20 человек.
Цель программы: Создание оптимальных условий для организации полноценного отдыха учащихся города в летний период через знакомство школьников с профессией журналиста.
Задачи программы:
развивающая:
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умение продуктивного сотрудничества со сверстниками;
- развивать наблюдательность, внимательность, умение анализировать,
- развивать кругозор;
- способствовать развитию умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
воспитательная:
- воспитывать творческую инициативность;
- воспитывать культуру поведения в процессе коммуникативного общения;
- формировать умение работать в команде;
- формировать ответственность за выполнение задания;
- приобщать подрастающее поколение к социальному творчеству.
Предполагаемый социальный эффект от программы:
дети познакомятся с профессией журналиста;
у детей разовьется творческий потенциал;
разовьются коммуникативные навыки;
разовьются навыки работы в команде;
разовьется кругозор и познавательная активность.
Предполагаемый результат реализации программы: Знакомство обучающихся с профессией журналиста. Раскрытие индивидуальных и творческих способностей каждого ребёнка через участие в мероприятиях по программе (конкурсы, квест-игры, мастер-классы, выставки), а также через работу над созданием своих журналистских материалов. Развитие у детей навыков работы в группе (коллективе).
Специалисты, реализующие программу: педагог-организатор Тимофеева Виктория Юрьевна.
Методическое обеспечение программы:
- электронные конспекты занятий;
- примеры журналистских материалов в различных жанрах;
Ресурсная обеспеченность программы:
- компьютер;
- телевизор;
- кабинеты для занятий, оснащенные столами и стульями, маркерными досками;
- канцелярские товары (бумага, фломастеры, ватман, кисти и т.д.)
- развивающие и настольные игры.
Обеспечение безопасных условий реализации программы:
- пресечение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19): ежедневный контроль температуры тела детей и воспитателей, ношение масок воспитателями, обеспечение участников лагеря санитайзером, соблюдение дистанции между участниками лагеря, ежедневная уборка помещений;
- ежедневное сопровождение отряда из 20 человек двумя воспитателями;
- наличие пожарной сигнализации и огнетушителей.
Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:
на уровне ребенка:
- анкетирование детей в начале и в конце смены детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- сохранность контингента в течение лагерной смены.
- сохранение и укрепление здоровья участников смены:
●соблюдение режимных моментов;
●сбалансированное питание;
●количество проведенных оздоровительных мероприятий и количественный охват ими детей;
●эффективность целостного здоровья детей;
●число детей с оздоровительным эффектом (выраженным и слабым);
●отсутствие случаев травматизма, заболеваемости детей;
на уровне родителей или лиц, их заменяющих: - анкетирование родителей «Уровень удовлетворенности предоставленными услугами» (по окончании смены).
Обратная связь с участниками: Связь с родителями осуществляется в родительском чате в группе «Детский издательский центр» «ВКонтакте» и по мобильному телефону лично с воспитателями. Дети могут оставлять свои замечания и предложения анонимно через «почтовый ящик», который находится в одном из кабинетов центра.
Распорядок дня
|
|
|
Элементы режима дня
|
Пребывание детей
|
|
|
с 08.45 до 14.45 часов
|
|
Сбор детей, зарядка
|
08.45 – 09.00
|
|
Завтрак
|
09.15 – 09.45 |
|
Утренняя линейка
|
9.45 – 10.00
|
|
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций, прогулка
|
10.00 – 11.45
|
|
Обед
|
12.00 -12.30
|
|
Коллективные творческие дела, свободное время
|
12.30-14.30
|
|
Уход детей домой
|
14.45
|
|
Содержание программы: Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:
Подготовительный (апрель – май):
- составление необходимой документации для деятельности отряда (программа отряда, план-сетка и т.д.);
- подготовка методического материала для работников отряда.
- определение актуальности и выявление проблемы для реализации данной программы, определение системы мероприятий, структуры управления программой и методов контроля за реализацией, разработка плана-сетки программы, подготовка педагогических кадров к работе.
Организационный (первых 2-3 дня в лагере):
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап (18 дней лагеря) – реализация программы отряда, вовлечение детей и подростков в создание своих журналистских материалов.
Знакомство с основными журналистскими терминами: заметка, интервью, репортаж, заголовок, лид, SMM, пост.
Распределение обязанностей среди детей: ответственный редактор, фотограф, корректор и т.д.
Итоговый этап (конец июня) – анализ результатов работы по программе, выработка перспектив деятельности в данном направлении.
План реализации программы
Направления |
Цели и задачи |
Основные формы организации: |
Профессия - журналист |
Познакомить с профессией журналиста. |
|
Создание журналистских/SMM материалов |
Развитие творческих способностей школьников в ходе работы над собственными материалами |
Выбор среди детей выпускающих редакторов, фотографов, корректора, дизайнеров, корреспондентов и т.д.; Выбор тем для освещения; Распределение заданий; Подготовка текстов; Публикация работ в группе Детского издательского центра «ВКонтакте». |
Культурно-развлекательные мероприятия |
Развитие кругозора, приобщение к культурной жизни города, повышение уровня культуры школьников. |
Посещение экскурсий и выставок музеев и организаций города, просмотр спектаклей, участие в различных мастер-классах, квестах и т.д. |
Приложение № 1
Занятие по теме: «Знакомство с газетной журналистикой.
Первый опыт интервью».
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Юрьевна, я педагог Детского издательского центра - школы журналистики для школьников. Давайте познакомимся. Пусть каждый из нас по очереди назовет свое имя и расскажет о своём настроении сейчас.
Итак, я В.Ю. И у меня настроение радостно-волнительное. (называют)
Вот и познакомились.
Сегодня я проведу для вас занятие по теме: «Знакомство с газетной журналистикой. Первый опыт интервью». На этом небольшом занятии мы с вами узнаем, что такое журналистика и что такое газетная журналистика, узнаем особенности журналистики, что такое интервью и как задавать вопросы.
Итак, Журналистика. С чем она у вас ассоциируется. Давайте каждый по очереди будет называть ассоциацию, которая первая приходит в голову в связи со словом «Журналистика». Я начну: журналистика – диктофон…(играем)
Теперь давайте попробуем вместе составить определение Журналистики. Кто хочет попробовать? (сначала пытаемся вместе)
На экране появляется определение: Журналистика – это профессиональная деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной общественно-значимой информации.
Все ли здесь понятно? Что такое «актуальный»?
А что такое «общественно-значимый»?
Хорошо, мы с вами разобрались, что такое журналистика.
Газетная журналистика. Тут все просто. Материалы публикуются в печатных изданиях. В отличие от телевидения и радио, все картинки, все детали, звуки, образы газетный журналист передает словом. Если вы научитесь писать для газеты, то вы сможете писать и на телевидение и на радио. В обратном порядке это не работает.
Теперь скажите мне, как вы считаете, журналистика – это творческая профессия? Творчество неразрывно связано с вдохновением. Как вы думаете, необходимо ли вдохновение, чтобы написать журналистский текст?
Но если вы работаете в ежедневной газете, вам нужно успевать делать огромное количество материалов за день. И не важно, есть у вас настроение для этого или нет, как вы себя чувствуете, или нравится вам тема или нет. Вам все равно придется работать быстро, а не ждать, когда настроение поднимется и вас посетит вдохновение. У редакции издания «Лента.ру» есть негласное правило: нельзя тратить на написание одной новости больше часа. Час и то много. Получается, что это уже целое производство, ремесло. Согласны? Таким образом, журналистика одновременно и творчество, и ремесло. В зависимости от издания, темы, жанра, соотношение этих двух составляющих может меняться.
Когда мы с вами играли в ассоциации, вы уже называли людей и общение. Теперь давайте разберемся, что главное в профессии журналиста, как вы думаете?
Как журналист добывает информацию? Все верно, главное – общение с людьми, умение правильно и грамотно задавать вопросы. От того, как они сформулированы во многом зависит качество ответов. Потому вопросы нужно обдумывать и формулировать до самого интервью.
Сейчас, еще не обучаясь журналистике вы уже знаете, что такое жанр интервью. Вот, например, это (показываю пример интервью в газете). Текст, оформленный в виде вопросов и ответов. Но интервью, это не только жанр, но и способ сбора информации. Самый основной. Поэтому основное оружие журналиста в борьбе за информацию – вопросы. Очень важно, готовя вопросы к интервью, собрать о человеке максимум информации: о его деятельности, его биографию, почитать материалы из других изданий о вашем герое. Есть различные виды вопросов в зависимости от того, какие ответы на них ожидаются.
Я не буду сейчас забивать вам голову классификациями и расскажу лишь о двух основных видах. На закрытые вопросы можно получить ответ «да» или «нет». В интервью эти вопросы практически не используются, поскольку не дают информацию. Их можно применять, когда нужно подтвердить информацию, которую собеседник озвучивать не желает или получить факты, которые кроме как у вашего собеседника вы больше нигде не найдете.
Например (на слайде)
Правда, что вы давали взятку, чтобы поступить в университет?
Вы действительно сдали на права только с 10 раза?
С какого возраста вы начали писать стихи?
Сколько животных вы пристроили за время существования приюта?
Открытые вопросы используют слова «что», «кто», «как», «сколько», «почему».
Например (на слайде)
Какими качествами должен обладать музыкант?
Какие сложности в своей работе вы испытываете?
Как вы придумываете идеи для экскурсий?
Расскажите о своем первом рабочем дне в должности пожарника.
Такие вопросы – основа интервью, поскольку они позволяют узнать максимум информации о человеке или о событии. Важно помнить: Нельзя смешивать в одном вопросе несколько. Иначе вы либо запутаете собеседника, либо он запомнить только последний и ответит только на него, либо он отбросит неудобные вопросы и ответит на тот, который ему по душе.
Все понятно? А теперь давайте испытаем вас в деле. Мне нужен доброволец. Все, кто остался за столами – журналисты. Вы представляете два издания – Правду севера и Бизнес-класс. А теперь представьте, что вы заходите в кафе и встречаете там звезду Макса Коржа. Упустить такую возможность и не поговорить с ним – безумие. Но у вас совсем мало времени на подготовку. Вы успеваете быстро заглянуть в интернет, находите там краткую статью википедии. Вот она (выдаю инфу о Корже).
Наш доброволец теперь больше не … Теперь он/она – Макс Корж.
Товарищи журналисты, ваша задача в командах придумать 5/6 вопросов Максу пользуясь лишь статьей из интернета, котрую вы нашли. У вас на это 5 минут.
Тем временем ты, новоиспеченный Макс Корж, изучишь немного информации о себе, чтобы суметь ответить на эти вопросы. Если они спросят о том, что ты не знаешь, придумывай, импровизируй. Ребята, если будут трудности, обращайтесь, я подойду, помогу. (Раздать вопросы-заготовки, если не смогут придумать сами)
(дальше интервью-игра)
Итак, просим Макса Коржа вернуться на свое место. Ну что, сложно было придумывать вопросы? Какие трудности возникли?
А тебе трудно было отвечать на вопросы? Кроме того, что тебе пришлось играть роль.
Вы все хорошо справились с этим заданием, вы большие молодцы! А наше занятие подходит к концу, поэтому я предлагаю вам определить, справились ли мы с вами с поставленными задачами. У вас на столах лежат значки лайков. Все просто, если вы согласны, то поднимаете знак вверх, если не согласны, то не поднимаете. Ну что, давайте наставим лайков!
Итак, мы узнали, что такое журналистика? И что же это? Узнали, что такое газетная журналистика? Узнали особенности журналистики? Какие? Узнали, что такое интервью? Что же? И узнали, как задавать вопросы? Как?
Прекрасно. А теперь поставьте лайк, если вам занятие понравилось? Мне тоже очень понравилось с вами работать, если вы заинтересовались журналистикой и хотели бы больше узнать, будем рады вас видеть у нас в Детском издательском центре в сентябре.
Приложение № 2
Игра «Журналистская охота»
Игра помогает снять психологический зажим, тренирует коммуникативные навыки.
Каждый ребенок вытягивает листочек с вопросом. Задача детей – задать вопрос пяти (!) прохожим на улице, записать подробный ответ, а также имя, фамилию и возраст отвечающего. Затем в Детском издательском центре оформить на листочке блиц-опрос.
Вопросы для игры:
1. Что для вас счастье?
2. Хулиганили ли вы в школе и как?
3. Какое ваше любимое время года и почему?
4. Чему вы хотели бы научиться?
5. Как вы думаете, зачем нужно искусство?
6. Чтобы вы сделали, если бы стали мэром нашего города?
7. Каким бы был ваш первый указ, если бы вы стали министром культуры нашей страны?
8. Если бы у вас была возможность выбирать, где бы вы хотели жить?
9. Как вы считаете, граффити – это искусство или вандализм?
10. Кто ваш любимый сказочный герой и почему?
13. Социальные сети сближают или отдаляют людей?
14. Какой ваш идеальный день?
15. На что вам всё время не хватает времени и почему?
16. Испытывали ли вы культурный шок и отчего?
17. С кем из деятелей культуры вы бы хотели пообщаться лично и почему?
18. Что вас вдохновляет?
19. Какая книга или фильм изменили вашу жизнь?
20. Если бы вы были режиссером, о чём бы вы сняли свой фильм? (можно попросить рассказать сюжет)
22. От каких привычек вы бы хотели избавиться?
23. Какие полезные привычки вы бы хотели себе привить?
24. Что вы больше всего цените в людях?
25. Что вас больше всего раздражает в людях?
26. Кто такой культурный человек?
27. Какой самый главный урок преподали вам ваши учителя?
28. Какая ваша любимая детская игрушка? (почему)
29. Кем вы мечтаете стать или мечтали стать в детстве?
30. Как проходит ваше идеальное утро?
31. Если бы у вас была суперспособность, то какая?
32. Какие бы три предмета вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Почему?
33. Вы предпочитаете город или деревню? Почему?
34. Какими будут школы через 50 лет?
35. Какое самое важное событие в жизни для любого человека?
36. На каком языке вы бы хотели говорить и писать в совершенстве? Почему?
37. Что самое вкусное на свете?
38. Чемпионом в каком виде деятельности вы могли бы стать?
39. Какого своего известного современника вы бы пригласили на ужин? Почему?
40. Как выглядели бы ваши идеальные каникулы?
41. Лучше электронные книги или бумажные? Почему?
42. Вы предпочитаете смотреть фильмы в кинотеатре или дома? Почему?
43. Вы бы хотели полететь в космос? Поясните, пожалуйста, свой ответ.
44. Как вы думаете, что могло бы означать слово «тантарейка»? (это выдуманное слово. Только тссс!!!)
45. Почему люди становятся «совами» (поздно ложатся спать)?
46. Что в любой ситуации сможет поднять вам настроение?
Приложение № 3
Игровое занятие «Интервью»
Задание 1
Интервью, один из самых трудных журналистских жанров. Это сплав многих умений, но главное умения общаться. От того, как вы пообщаетесь, наладите контакт, сможете войти в доверие к человеку зависит качество полученной информации. Давайте в течении нескольких минут заглянем в себя и проанализируем свои личностные качества.
Запишите на листе 10 качеств, которые помогают брать интервью и 10 которые мешают.
Что сложно было в этом упражнении? Какое неожиданное качество вы заметили? Что было легче для вас, определять качества, которые помогают, или качества, которые мешают? Примечание для ведущих. Главная сложность этого упражнения в количестве качеств, которые необходимо записать. Первые 3−4 получаются легко, а дальше приходиться серьёзно думать. Поэтому надо проследить, за тем, чтобы было записано не менее 10 качеств. Также интересно понаблюдать кому легче писать о своих недостатках, а кому о своих достоинствах.
Задание 2
В интервью очень многое зависит от первого впечатления. Умение «читать» человека достаточно сложное, но вырабатываемое. Попробуем потренироваться в этом умении. Просьба разделиться на пары. Желательно встать в пару с человеком, которого меньше всего знаешь. А теперь в течение двух минут абсолютно молча понаблюдайте друг за другом в парах. Ваша задача найти в своем партнере не мене шести присущих ему положительных качеств. После, по моей команде, обсудите в парах насколько в самом деле эти качества присущи вашим партнерам. Что вы заметили, когда выполняли это упражнение?
Примечание для ведущих. Основной смысл этого упражнения, прежде всего в создании положительной атмосферы. Ибо каждому приятно, когда о нем говорят хорошее (даже если это хорошее качество не совсем присуще). Поэтому это упражнение можно использовать много раз с разными партнерами.
Задание 3
Прошу пары объединиться в четверки. Ваша задача, на первом этапе выбрать объект, у которого хотелось бы вам взять интервью. На втором этапе вы должны предложить своей четверке кандидатуру и постараться убедить всех в своей группе, что она лучшая. От группы должна в итоге получиться одна кандидатура. Интересно, кто её предложит? Что было сложно в этом задании? Почему некоторые группы не смогли договориться? Все ли согласны с предложенными кандидатурами?
Примечание для ведущих. В этом упражнении имеет смысл подогреть страсти. Основная задача его — это выйти в обсуждении на идею критериев выбора. То есть для того чтобы договариваться, необходимы предварительная основа. Поэтому это задание можно считать переходным к следующему.
Задание 4
Прошу четверки объединиться в группы по восемь человек. Вы маленькая редакция. Ваша задача в группе выработать критерии, по которым выбирается объект интервью. Запишите все критерии, с которыми все согласны на отдельный лист. После этого выберите первую кандидатуру для интервью. Возможно эта кандидатура, появиться только что, а может вы о ней и раньше думали. Главное, что она, по возможности, наиболее полно отвечала созданным вами критериям. Что вы чувствовали при обсуждении? Как проходило обсуждение? Трудно ли выбрать кандидатуру для интервью? Примечание для ведущих. На этом этапе поощряется сотрудничество и конструктивность. Хорошо если в критериях будет и параметр реальности и доступности кандидатуры.
Задание 5
Сейчас мы попробуем себя почувствовать настоящими «акулами пера», задающими острые вопросы. Но нам нужен настоящий доброволец, готовый посидеть на «горячем стуле» и честно ответить на самые каверзные вопросы. Если есть доброволец то можно начинать. Кто еще хочет посидеть на «горячем стуле»? Трудно ли задавать вопросы? Что вы чувствовали, когда отвечали? Как вы думаете, что легче, задавать вопросы или отвечать? Почему? Что вы узнали о человеке?
Примечание для ведущих. Это собственно и есть традиционное упражнение «горячий стул». Однако акцент здесь надо делать на умение задавать острые вопросы.
Задание 7
Давайте потренируемся брать блиц интервью. Разделимся на два круга — внутренний и внешний. У каждого напротив должен быть партнер. Ребята из внешнего круга берут блиц интервью у партнера стоящего напротив. Можно расспросить о проблемах, о чувствах присущих на данный момент. Через 45 секунд по моей команде ребята из внутреннего круга делают шаг влево, и становятся напротив других партнеров и берут у них интервью. Так пока не пройдет полный круг. После этого внутренний и внешний круг меняется местами. Какие вопросы были самыми интересными? Какие ответы были самыми интересными? Какие проблемы были самыми частыми? Что было интереснее задавать вопросы или отвечать на них? Примечание для ведущих. Упражнение очень сильно развивает навыки коммуникации, и создает хороший эмоциональный настрой. Важно лишь не затянуть время, и найти хороший звуковой сигнал (при большом числе участников хлопки просто не слышны).
Задание 8
Общий круг. Прошу высказать впечатления о сегодняшнем занятии. Какие мысли появились? Что хочется сделать?
Задание 9
Общий круг. Давайте по очереди сделаем комплимент своему соседу слева. Напоминаю комплимент - это то положительное, что вы заметили в человеке именно сегодня, на данном занятии.
Список литературы
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика. Электронная версия 2/20131006.
2. Ильяхов М., Сарычева Л. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст. Москва, 2018.
3. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. Москва, 2013.
4. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
5. Манро Е. «Строим новость». Учебное пособие для журналистов российских региональных газет. Москва, АНРИ, 2011.