Программа по нравственному развитию и воспитанию обучающихся с ОВЗ в рамках программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию (6 класс)

1
0
Материал опубликован 20 February

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

г. Перми

 

 

 

 

 

 

Программа по нравственному развитию и воспитанию

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

в рамках программы внеурочной деятельности

по духовно-нравственному развитию

 

 

6В класс (2 вариант)

 

 

 

Составитель:

педагог

Н.А.Семёнова


 

                                                    Пермь, 2023-2024г.г.

 

 

 

        "Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его, не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он-носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…

             Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

 

 

                                                         Актуальность

        Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше». Когда?

       Подростковый возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.

         Активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание подростка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

                Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. 

Пояснительная записка.

 

         Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

       Работа по нравственному развитию и воспитанию осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, функций и системы организма в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

       Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При планировании воспитательной работы на учебный год классный руководитель учитывает государственные и национальные праздники.

Сроки реализации программы: с 04.09.2023 по 31.05.2024г.

Участниками реализации программы являются:

- Учащиеся 6 В класса, их родители и законные представители;

-Классный руководитель 6 В класса – Семенова Н.А

-Руководитель воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхняя Курья г. Перми – Игумен Кирилл Клементьев.

При реализации программы, в отдельных мероприятиях планирую привлекать учащихся других классов 2 варианта, а также, классных руководителей, родителей и законных представителей. Даты проведения планируемых мероприятий могут меняться по согласованию с участниками реализации программы.

         Цель программы: создать условия для формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности.

Задачи.

В области формирования личностной культуры:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;

- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в жизненных ситуациях;

В области формирования социальной культуры:

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, законными представителями в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;

- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;

- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.

В области формирования семейной культуры:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

          Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:

● патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине

● социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

● гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

● семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

● личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

● труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

● наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

● традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

● искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;

● природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

● человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 

Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:

принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

- принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        При реализации программы хотелось бы сделать упор на духовное развитие учащихся. В связи с этим возникли темы бесед. При реализации программы будут привлекаться руководитель воскресной школы Богоявленского мужского монастыря – Иегумен Кирилл Клементьев
 

                                                       Ожидаемые результаты

        Результатом в данном случае – является принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.

       Мероприятия для детей с ограниченными возможностями, принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.

                      Темы бесед и мероприятий по духовному развитию учащихся

на 2023-2024 учебный год

 

пп

Тематика бесед, мероприятие

дата

Участники

1

Как прекрасен этот мир, посмотри.

Беседы на тему «Добро и зло».

Акция «Письмо солдату».

 

Сентябрь

 

В течение уч.года

Учащиеся класса,КР

2

Беседа на тему: «Русские праздники. Покров». (пословицы, поговорки, приметы)

октябрь

КР, законные представители, учащиеся класса

3

Выставка рисунков и поделок ко Дню Матери в Богоявленском монастыре (В. Курья) на тему: «Комплименты для мамы!»

 

ноябрь

КР, законные представители, учащиеся класса

4

 

Семейные праздники. «Новый год» Создание творческих работ для выставки в Богоявленском монастыре.

Чудеса, святость, святые мощи

 

декабрь

Игумен Кирилл –руководитель Воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхней Курья, г. Перми

6

Зимние православные праздники: «Рождество Христово. Крещение».

Посещение Храма, монастыря

январь

КР, законные представители, учащиеся класса

7

Духовные беседы с батюшкой.

«О сотворении мира…»

февраль

Игумен Кирилл –руководитель Воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхней Курья, г. Перми

8

Рассказы о русских святых

февраль

КР, учащиеся классов

9

Экскурсия в Богоявленский мужской монастырь в п. Верхней Курья, г. Перми

 

март

КР, законные представители, учащиеся класса

 

«Любовь и дружба. Любовь и влюбленность»

март

КР, законные представители, учащиеся класса

10

«Светлый праздник «Пасха». Организация выставки работ учащихся в Храме.

апрель

КР, законные представители, учащиеся класса

11

Планируемая выездная экскурсия в музей

май

КР, законные представители, учащиеся класса

12

Планируемая выездная экскурсия в Храм.

июнь

КР, законные представители, учащиеся класса

Список литературы

Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.) Прекрасный божий мир.

Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. Высоцкая с. Чистый понедельник. — Нижний Новгород, 1997.

Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998. Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Как жить православному христианину по заповедям Божиим. — Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.

Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград,1996. Подвиг Ильи Муромца. — М.:, просмотр видеороликов

Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А. Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996. Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Три очерка о русской иконе. — Новосибирск, 1991

Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. — М.: Мирос,1992. Притчи.


Мониторинг

 

Критерии мониторинга: Я –январь, М –май

«3 балла» – яркое проявление признаков

«2 балла» - среднее проявление признаков

«1 балл» - признаки проявляются слабо или отсутствуют

 

 

Показатель

 

Критерии

ФИ ученика /период

 

 

 

 

 

 

 

 

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

я

м

 

Социальная культура

Долг,  товарищество, ответственность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплинированность, отношение к учебе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное участие в мероприятиях класса, школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель (средний арифметический)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семейная культура

Следование семейным  ценностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважение, забота о родителях, законных представителях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторитет семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель (средний арифметический)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Честность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Милосердие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Духовный мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представление о вере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеустремленность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показатель (средний арифметический)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммарный показатель

 

Уровни нравственного воспитания:

Высокий (7 и выше)- характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей  саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.

Средний (4-6) – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование  положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.

Низкий (0-3) – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации

 

Диагностическая карта показателей

 

Показатель

/Критерии

 

Признаки проявляются

Ярко

3 балла

Средне

2 балла

Слабо проявляются или отсутствуют

1 балл

Социальная культура

Долг,  товарищество

ответственность

Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других

Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя

Уклоняется  от выполнения поручений, безответственный

Трудолюбие

Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других

Трудится при наличии соревнования или конкуренции

Уклоняется от труда даже при наличии требований

Дисциплинированность,

отношение к учебе

Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других

Соблюдает правила поведения при контроле со стоны старших

Нарушает дисциплин, слабо реагирует на внешнее воздействие

Семейная культура

Следование семейным

 ценностям

Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре

  Знает и  частично следует ценностям семьи

Ценности семьи не интересуют

Уважение, забота о родителях

Почитает родителей, проявляет о них заботу

Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет заботу  них

Считает что родители должны заботится о нем

Авторитет семьи

Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также

Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважает старших.

Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству

Личностная культура

Доброта, отзывчивость

Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается  в его помощи

Помогает другим если поручит учитель

Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими

Честность

Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих поступках

Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших

Часто не искренен,  обманывает старших и сверстников

Милосердие

Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и   других призывает к действию

Может иногда помогать другим,  инициативу не проявляет

Держится высокомерно, безразличен  чужому горю

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации