Программа по нравственному развитию и воспитанию обучающихся с ОВЗ в рамках программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию (6 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Перми
Программа по нравственному развитию и воспитанию
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в рамках программы внеурочной деятельности
по духовно-нравственному развитию
6В класс (2 вариант)
Составитель:
педагог
Н.А.Семёнова
Пермь, 2023-2024г.г.
"Нет случайно родившихся детей. Ни один путник вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился, потому, что именно его, не хватало миру. Он путь для мира, так же, как мир есть путь для него. И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом. А душою он-носитель Истины, Бессмертия, Беспредельности. В нём предназначение, миссия. Служение своей миссии даст его духу восхождение…
Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»
Актуальность
Современный человек – это человек активный и компетентный. Проблема формирования и развития жизненных компетенций особенно актуальна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), ведь именно эти дети испытывают наибольшие трудности в социализации и развитии. При этом неизбежно встают вопросы, как развить познавательный интерес у ребенка с ОВЗ при достаточно ограниченном круге социального общения, как снять тревожность, конфликтность, напряженность и научить преодолевать трудности, позитивно выстраивая своё будущее. Одним из такой компетентности является нравственность, которую нужно воспитывать «чем раньше, тем лучше». Когда?
Подростковый возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание подростка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.
Пояснительная записка.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Работа по нравственному развитию и воспитанию осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, функций и системы организма в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При планировании воспитательной работы на учебный год классный руководитель учитывает государственные и национальные праздники.
Сроки реализации программы: с 04.09.2023 по 31.05.2024г.
Участниками реализации программы являются:
- Учащиеся 6 В класса, их родители и законные представители;
-Классный руководитель 6 В класса – Семенова Н.А
-Руководитель воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхняя Курья г. Перми – Игумен Кирилл Клементьев.
При реализации программы, в отдельных мероприятиях планирую привлекать учащихся других классов 2 варианта, а также, классных руководителей, родителей и законных представителей. Даты проведения планируемых мероприятий могут меняться по согласованию с участниками реализации программы.
Цель программы: создать условия для формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности.
Задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
- формирование стремления к доброте, правдивости, трудолюбию, вежливости;
- развитие самостоятельности в выборе нравственной позиции; способность различать нравственное и безнравственное в жизненных ситуациях;
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, законными представителями в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- формирование коммуникативных навыков и готовности к взаимной помощи, навыков доброжелательного общения, умения бесконфликтно общаться;
- формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну;
- формирование интереса к культурному наследию своего народа; христианским ценностям.
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как основе российского общества;
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
- знакомство учащихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
● патриотизм - любовь к Родине, своему народу, малой родине
● социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
● гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
● семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
● личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самооценка и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
● труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;
● наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
● традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
● искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
● природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
● человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Принципы организации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся с ОВЗ:
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание бесед, сказок, виртуальных экскурсий должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
- принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
При реализации программы хотелось бы сделать упор на духовное развитие учащихся. В связи с этим возникли темы бесед. При реализации программы будут привлекаться руководитель воскресной школы Богоявленского мужского монастыря – Иегумен Кирилл Клементьев
Ожидаемые результаты
Результатом в данном случае – является принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с ОВЗ осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы.
Мероприятия для детей с ограниченными возможностями, принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.
Темы бесед и мероприятий по духовному развитию учащихся
на 2023-2024 учебный год
№ пп |
Тематика бесед, мероприятие |
дата |
Участники |
1 |
Как прекрасен этот мир, посмотри. Беседы на тему «Добро и зло». Акция «Письмо солдату».
|
Сентябрь
В течение уч.года |
Учащиеся класса,КР |
2 |
Беседа на тему: «Русские праздники. Покров». (пословицы, поговорки, приметы) |
октябрь |
КР, законные представители, учащиеся класса |
3 |
Выставка рисунков и поделок ко Дню Матери в Богоявленском монастыре (В. Курья) на тему: «Комплименты для мамы!»
|
ноябрь |
КР, законные представители, учащиеся класса |
4
|
Семейные праздники. «Новый год» Создание творческих работ для выставки в Богоявленском монастыре. Чудеса, святость, святые мощи
|
декабрь |
Игумен Кирилл –руководитель Воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхней Курья, г. Перми |
6 |
Зимние православные праздники: «Рождество Христово. Крещение». Посещение Храма, монастыря |
январь |
КР, законные представители, учащиеся класса |
7 |
Духовные беседы с батюшкой. «О сотворении мира…» |
февраль |
Игумен Кирилл –руководитель Воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в п. Верхней Курья, г. Перми |
8 |
Рассказы о русских святых |
февраль |
КР, учащиеся классов |
9 |
Экскурсия в Богоявленский мужской монастырь в п. Верхней Курья, г. Перми
|
март |
КР, законные представители, учащиеся класса |
|
«Любовь и дружба. Любовь и влюбленность» |
март |
КР, законные представители, учащиеся класса |
10 |
«Светлый праздник «Пасха». Организация выставки работ учащихся в Храме. |
апрель |
КР, законные представители, учащиеся класса |
11 |
Планируемая выездная экскурсия в музей |
май |
КР, законные представители, учащиеся класса |
12 |
Планируемая выездная экскурсия в Храм. |
июнь |
КР, законные представители, учащиеся класса |
Список литературы
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.) Прекрасный божий мир.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. Высоцкая с. Чистый понедельник. — Нижний Новгород, 1997.
Что из детства помогло мне стать верующим? — С-Пб, 1998. Вера. Молитва. Любовь. Сборник. — М.: Русский духовный центр, 1993. О вере и нравственности по учению православной церкви. — Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Как жить православному христианину по заповедям Божиим. — Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Супрун В.И. Православия святые имена. — Волгоград,1996. Подвиг Ильи Муромца. — М.:, просмотр видеороликов
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А. Грачева. — М.: Даниловский благовестник, 1996. Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. — М.: Даниловский благовестник, В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).
Три очерка о русской иконе. — Новосибирск, 1991
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. — М.: Мирос,1992. Притчи.
Мониторинг
Критерии мониторинга: Я –январь, М –май
«3 балла» – яркое проявление признаков
«2 балла» - среднее проявление признаков
«1 балл» - признаки проявляются слабо или отсутствуют
Показатель |
Критерии |
ФИ ученика /период |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
я |
м |
я |
м |
я |
м |
я |
м |
я |
м |
я |
м |
|||||
Социальная культура |
Долг, товарищество, ответственность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Трудолюбие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Дисциплинированность, отношение к учебе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Активное участие в мероприятиях класса, школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Показатель (средний арифметический) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Семейная культура |
Следование семейным ценностям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Уважение, забота о родителях, законных представителях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Авторитет семьи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Показатель (средний арифметический) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Личностная культура |
Доброта, отзывчивость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Честность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Милосердие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Духовный мир |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Представление о вере |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Целеустремленность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Показатель (средний арифметический) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Суммарный показатель |
Уровни нравственного воспитания:
Высокий (7 и выше)- характеризуется наличием устойчивого положительного опыта и нравственного поведения, с хорошей саморегуляцией и стремлением детей положительно влиять на других.
Средний (4-6) – активная позиция не проявляется, частичное проявление нравственных качеств и использование положительного опыта, поведение регулируется взрослыми.
Низкий (0-3) – слабое проявление положительного поведения, неразвитость саморегуляции и самоорганизации
Диагностическая карта показателей
Показатель |
/Критерии |
Признаки проявляются |
||
Ярко 3 балла |
Средне 2 балла |
Слабо проявляются или отсутствуют 1 балл |
||
Социальная культура |
Долг, товарищество ответственность |
Охотно выполняет общественные поручения и побуждает к этому других |
Без особого желания выполняет поручения, необходим контроль учителя |
Уклоняется от выполнения поручений, безответственный |
Трудолюбие |
Понимает общественную значимость труда, имеет навык самообслуживания, умеет организовать труд других |
Трудится при наличии соревнования или конкуренции |
Уклоняется от труда даже при наличии требований |
|
Дисциплинированность, отношение к учебе |
Примерно ведет себя в школе, дома, в общественных местах, призывает к этому других |
Соблюдает правила поведения при контроле со стоны старших |
Нарушает дисциплин, слабо реагирует на внешнее воздействие |
|
Семейная культура |
Следование семейным ценностям |
Знает и следует ценностям семьи, отстаивает их в споре |
Знает и частично следует ценностям семьи |
Ценности семьи не интересуют |
Уважение, забота о родителях |
Почитает родителей, проявляет о них заботу |
Проявляет уважение к родителям, иногда проявляет заботу них |
Считает что родители должны заботится о нем |
|
Авторитет семьи |
Воспринимает семейную иерархию, уважает старших. Побуждает других поступать также |
Ситуативно воспринимает семейную иерархию, не всегда проявляет уважает старших. |
Не признает авторитет старших членов семьи, склонен к бродяжничеству |
|
Личностная культура |
Доброта, отзывчивость |
Добрый, заботливый, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи |
Помогает другим если поручит учитель |
Недоброжелателен, груб со сверстниками и старшими |
Честность |
Верен слову, правдив. Добровольно признается в своих поступках |
Не требует честности от других, не всегда выполняет поручения, в поступках признается лишь после замечаний старших |
Часто не искренен, обманывает старших и сверстников |
|
Милосердие |
Внимателен к проблемам других, имеет высокий уровень эмпатии, готов прийти на помощь и других призывает к действию |
Может иногда помогать другим, инициативу не проявляет |
Держится высокомерно, безразличен чужому горю |