Программа по сопровождению замещающих семей «Вместе навсегда»

0
0
Материал опубликован 12 December 2022

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родник» (СОГБУ СРЦН «Родник»)

пгт Верхнеднепровский, Дорогобужский район


Утверждено:

Приказом директора

СОГБУ СРЦН «Родник»

73 от «10» декабря 2017г.



Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности

«Мир вокруг меня»


Возраст: 7 – 10 лет

Срок реализации программы: 8 месяцев




Автор-разработчик:

Елисеенкова Татьяна Николаевна









п. Верхнеднепровский 2017г


«Мир вокруг меня»


Пояснительная записка

В процессе общения с природой и окружающим миром ребёнок учиться говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической культуры.

В настоящее время уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребёнку любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.

Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека.

Важно с самого раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, уметь ориентироваться в ней, научить видеть отличительные особенности растений и животных, радоваться общению с ними.

Предлагаемая программа «Мир вокруг меня» направлена на осмысление ребёнком себя, как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости, осознание гражданской ответственности за свои действия, чувства человеческого достоинства, понимание ценности человеческой жизни — как величайшего дара природы. Специальные методики использования экскурсий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в нашей стране.


Актуальность проблемы

Программа обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

  У детей возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни, они стремятся к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы.

Нам всем важно, чтобы у ребенка было хорошее самочувствие, желание интересно жить, действовать, познавать окружающую действительность во всем ее многообразии. А также окружающих его людей и себя.

Комплексная программа направлена на коррекцию познавательных интересов, что позволяет ликвидировать отставание детей в интеллектуальном, эмоциональном, умственном и нравственном развитии. Усвоение разнообразной информации, знакомство с миром интересных фактов (из жизни замечательных людей; истории государства и мира; царство животных и растений и др.) позволяет повысить каждому ребенку интеллектуальный уровень, развивать в нем творческий потенциал, а также обогатить внутренний мир. В ходе изучения программы «Мир вокруг меня» дети овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.


Новизна

Новизна комплексной программы состоит в использовании информационно - коммуникативных технологий, что позволяет разнообразность формы педагогической деятельности. Программа охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество, рассматривается в их неразрывном, органичном единстве.

Цель

Коррекция познавательной сферы, обогащение знаний детей об окружающем мире.

Задачи

1. Способствовать развитию познавательного интереса, умственных способностей.

2. Содействовать развитию навыков и умений в процессе практической деятельности.

3. Обучение детей уважительному и толерантному общению.
4. Формирование навыков здорового образа жизни, создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Целевая группа

Дети 7- 10 лет.


Основные направления

1. Познание окружающего мира.

2. Гармоничное развитие каждого ребенка.

3. Овладение набором теоретических знаний, способствующих формированию понимания ребенком того, что земля наш общий дом, а человек часть природы.

4. Участие детей в различных игровых программах.

5. Развитие творческих способностей детей.

6. Проведение профилактических мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни (бесед, анкетирований, тренингов, сюжетно - ролевых игр).

7. Участие детей в оздоровительных мероприятиях (походы в лес, купания, спортивные праздники, физзарядка, подвижные и спортивные игры на воздухе, занятия в кабинете ЛФК).

Структура программы

Для повышения эффективности восприятия материала программа разделена на блоки:

Каждый из блоков представляет собой цикл занятий. Общий объем –64 занятия (продолжительность каждого занятия составляет 45 минут).


Блок №1 «Хочу всё знать»

Блок №2 «Занимательная экология»

Блок №3 «Здоровый образ жизни»

Коррекционно-развивающие реабилитационные мероприятия сгруппированы по блокам, расписана их тематика с указанием названий занятий.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 8месяцев - 64 занятия (2 занятия в неделю).


Используемые технологии

Социально-педагогические технологии:
Личностно-ориентированные технологии;
Развивающие комплексные игры;

Технология исследовательской деятельности:
микроопыты, конструирование, экспериментирование.

Информационно-коммуникативные:
Аудиоматериалы;
Фото-видеоматериалы;
Развивающие компьютерные игры.


Здоровьесберегающие технологии:

Пальчиковая гимнастика.
Гимнастика для глаз.
Элементы звукотерапии;

Релаксация;

Физкультминутки;
Динамические паузы;

Элементы цветотерапии.

Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание знаний детей.
Диагностический инструментарий:

Составление диагностических карт «Оценка результатов освоения блока»

Показатели критериев определяются уровнем:
Высокий (В), средний (С), низкий (Н).
Первичная диагностика проводится при зачислении ребёнка;
Промежуточная диагностика проводится – через 4 месяца.
Заключительная диагностика проводится после освоения программы для определения уровня усвоения знаний.



Предполагаемый результат:
Воспитанники должны знать:
- основные правила поведения в природе, бережного отношения к природе;
- методы и приемы работы с природным материалом;
- основы безопасности жизнедеятельности человека;

- значение природного окружения для здоровья человека;

- элементарные навыки сохранения здоровья;
- правила поведения в неадекватной ситуации;
- правила дорожного движения;
- способы оказания первой медицинской помощи;
- правила поведения в обществе;
- ответственность за нарушение правил поведения, приводящие к опасным ситуациям.

- основы экологических знаний о живой и неживой природе;

уметь:

-наблюдать, анализировать, сопоставлять, сравнивать и выделять характерные и существенные признаки предметов;обобщать, рассуждать и делать выводы;

-правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников;

-самостоятельно планировать свои действия, выполняя поставленную задачу;

-заниматься в коллективе, оказывать друг другу помощь в выполнении заданий.

-ориентироваться в окружающей социальной и природной среде;
- выполнять гигиенические процедуры;

иметь навыки:
- выполнения гигиенических процедур.
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода,
пассажира;
- бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- ответственности за своё поведение;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- получать удовольствие от экспериментирования с разными материалами, выполнять обследовательские действия.
- сформировано стремление к самопознанию и самосовершенствованию. - значительно повышен интеллектуальный уровень, ярче выражено творческое начало в каждом ребенке.




Блок №1 «Хочу всё знать


Актуальность данной программы состоит в том, что она призвана помочь расширить представление об окружающем мире, способствовать развитию культуры. Курс «Хочу все знать» ориентирован на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности, закреплению навыков получения и анализа информации из разных источников, применению полученных на занятиях знаний в реальной жизни.

     Программа «Хочу все знать!» является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося ,обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.



Цель:
Расширение знаний детей об окружающем мире, создание возможностей для развития творческой, активной личности; создание в коллективе комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества.

Задачи:

Образовательные.

Учить детей коммуникативным навыкам позитивного общения; обучать умению анализировать, делать выводы, строить прогнозы. Формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремлённости.

Воспитательные.
Воспитывать организованность, дисциплинированность, уважение к старшим; воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, Родине.
Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца; воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки.
Приучать к аккуратности в работе, формировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте.

Развивающие.

Развивать самостоятельность, познавательный интерес, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук.
Расширять словарный запас, развивать и совершенствовать речь детей.


Программа «Хочу всё знать» построена на принципах:

-принцип последовательности (от простого к сложному).
-принцип систематичности- все знания даются по определённой системе.
-принцип доступности (с учётом возраста и индивидуальных возможностей ).

-принцип наглядности (схемы, рисунки, модели, алгоритмы).

-принцип самостоятельности (элементы самостоятельного творческого мышления).

-принцип индивидуальности (осуществляется индивидуальный подход к детям),
- принцип сотрудничества (общение на равных, как партнёров).

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.

Методы обучения.

- поисково- исследовательский (наблюдения случайные и плановые).

- беседы (конструктивный метод).

- элементарный анализ (установление причинно - следственных связей).

- сравнение.

- метод моделирования.

- метод вопросов.

- метод повторения.

- решение логических задач.


Предполагаемый результат.

1. сформируются представления о взаимосвязи природы и человека.
2. овладеют практическими способами взаимодействия с окружающей средой.
3. сформируется личностный потенциал соответственно возраста детей: познавательная активность, инициативность, самостоятельность.
4. сформируются основы конструктивного межличностного взаимодействия, коллективизм, взаимовыручка.


Темы занятий:
1.«Мой друг» (конкурс для любителей собак)
2.«Кошки, очарование моё»
3.«Игра «Сам себе доктор»

4.«Игра «Поле чудес» (редкие животные)
5.«Игра «Овощи, ягоды, фрукты- полезные продукты»
6.«Игра «Поле чудес»(в мире привычных вещей)
7.«Час доброты»
8.«Испекли мы каравай»
9.«Основные законы бесконфликтного существования»
10.«Игра «Поле чудес» (цветы)
11. «Солнце - большая звезда»

12.«Игра «Ключ от старого леса»
13.«В гости к осени» 1-я часть (экскурсия)

14. «В гости к осени» 2-я часть (экскурсия)
15.«В гости к зиме» (экскурсия)
16.«В гости к весне» (экскурсия)

17. Интеллектуальная игра «Поле чудес» (в мире животных).
18. «Путешествие в страну Знаний на планету Ботаническую»


Занятия проводятся в форме бесед, викторин, КВН, деловых игр, используются такие приёмы, как проведение экскурсий в природу, конкурсы рисунков, посещение музеев, библиотек, встречи с интересными людьми, привлечение родителей.

Блок №2 «Занимательная экология»



Актуальность проблемы


В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек часть природы, он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир.

Младший школьный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с возможностью формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать в самом раннем возрасте.

Однако экологическая культура у ребенка успешно формируется лишь при благоприятных социальных условиях в семье.

Есть старое, но удачное выражение : Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребенка имеет огромное значение: в плохой среде ребенок уродуется и чахнет. Но каждое семя требует своей почвы и той или иной влажности, и при уходе за растениями надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы его роста.

Учитывая, что большинство детей поступающие в социально - реабилитационный центр из социально - неблагополучных семей, у большинства из них, деформирована система ценностей, низкий интеллектуальный уровень. Возникает вопрос, как заложить им основы экологического воспитания и, преподнести на доступном им уровне представления об окружающем мире, о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Основная цель программы «Занимательная экология» пробудить у ребенка интерес к окружающему миру, природным явлениям, заложить основы для дальнейшего познания окружающего мира.

Дети группы младшего школьного возраста имеют специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, наглядно - образное мышление так же присуще всем детям младшего школьного возраста, эмоционально - неустойчивую психику, у многих воспитанников Центра повышенная двигательная активность, пониженный познавательный интерес. Поэтому, для того, чтобы поддерживать в течении занятия внимание детей, их интерес, вся программа разработана с учетом этих особенностей, а так же с учетом уровня мыслительной деятельности.


Весь предложенный материал преподносится в доступной увлекательной форме.

Занятия построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие гармоничной личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а так же на совершенствование речи, мышления, творческих способностей, культуры чувств). Приоритет в данной программе отдается не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, значимость для ребенка получаемой информации.

Блок «Занимательная экология» предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию, как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности (во время наблюдений на прогулках и экскурсии в природу, ухода за растениями и животными и т.д.)

На занятиях широко используется блиц - опрос, игровые примеры, проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющие «открыть новые занятия»).


Цель

Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи

Расширять круг знаний и представлений несовершеннолетних об окружающем мире.

Способствовать формированию основ целостного и эстетического мировоззрения.

Актуализировать бережное отношение к природе.


Основные направления

Воспитание гармонично - развитой личности.

2. Овладение набором теоретических знаний, способствующих формированию понимания ребенком того, что земля наш общий дом, а человек часть природы.

Участие детей в различных игровых программах.

Развитие творческих способностей детей.


Предполагаемый результат
1. Проявляет исследовательское поведение, стремится самостоятельно установить причинно - следственные связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
2. С удовольствием участвует в экспериментах,
выполняет обследовательские действия организуемых взрослым, отражает в речи их ход и результаты, делает попытки сформулировать предположения;
3. В деятельности опирается на собственный опыт, пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

4. Знает основы экологических знаний о живой и неживой природе: (снегопад, ветер, солнце, вода; состояния воды, её значения в быту, тепло, звук, вес, притяжение), элементарные нормы и правила поведения в окружающей природной среде;
6. Знакомится с миром растений (способы выращивания растений, проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов, сбора семян).

Темы занятий:

1.«Что такое природа? Живая и неживая»
2.«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
3.«Свойства воды»
4.«Знакомство со свойствами воздуха»
5. «Экологические сказки»
6.«Что такое экология?»
7.«Путешествие в лесное царство»
8.«Друзья и враги леса»
9.«Полянка-остановка «Лесные жители»
10.«Полянка- остановка «Птичья»
11.«Цветочная поляна»
12.«Экскурсия в подводное царство»
13.«Что такое зоопарк?»
14.«Ах, кошки!»
15.«Познавательная игра по естествознанию»
16.«Свалка по имени Земля»
17.«Природа вокруг нас» (экскурсия)

18.«Сбор семян растений»
19.«Экологический рейд «Кто просит помощи»
20.«Экологическая акция «Мой дом - цветущий сад»

21. «Лес - природное сообщество»

22. Растения и животные зимой (экскурсия в лес)

23. «Луг - природное сообщество»

24. «Растения и животные водоема»


Занятия проводятся в форме бесед, викторин, акций, деловых игр, используются такие приёмы, как проведение экскурсий в природу.
По тематике экскурсии делятся:

- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за объектами и явлениями природы в разные времена года;

- экологические экскурсии по изучению приспособляемости организмов к среде обитания;
- ознакомление с проблемами охраны окружающей среды;

-ориентирование на местности.



Блок №3 «Здоровый образ жизни»


Актуальность проблемы

В последние годы значительно ухудшилось состояние здоровья детей, и подростков. Снижение уровня жизни семей, растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, психоэмоциональной обстановки, вызывающей стрессы, учебные перегрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных возможностей ребенка.

В этих условиях профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни - приобретает особенное значение. Профилактические мероприятия, включающие санитарно - просветительскую и физкультурно - оздоровительную работы повышают устройство организма к негативным воздействиям внешней среды, расширяют адаптационные возможности организма, следовательно, положительно влияют на процесс реабилитации каждого воспитанника Центра.


Цель

Формирование представления о здоровом образе жизни.


Задачи

Пополнять знания несовершеннолетних о значении режима дня.

Развивать навыки личной гигиены, устойчивое желание ухаживать за своим телом.

Формировать устойчивый интерес к оздоровительным мероприятиям и спорту.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


Основные направления

Проведение профилактических мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни (бесед, анкетирований, тренингов, сюжетно - ролевых игр).

Участие детей в оздоровительных мероприятиях (походы в лес, купания, спортивные праздники, физзарядка, подвижные и спортивные игры на воздухе, занятия в кабинете ЛФК).

3. Участие в спортивных мероприятиях, демонстрация фильмов, веселые старты, конкурсы, тематические викторины, путешествия, беседы, оздоровительные минутки, встреча с педиатром, просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек.


Темы занятий:

1.«Режим и его значения»

2.«Личная гигиена»

3.«Как сохранить своё здоровье»
4.«Как себя вести, если ты заболел»
5.«Здоровый сон»
6.«Закаливание организма»
7.«Спорт - здоровью лучший друг»
8.«Твоя безопасность на улице»
9.«Правильная осанка»
10.«Здоровое питание»

11.«Вкусно и полезно»
12.«Умей сказать нет»
13.КВН «Азбука здоровья»
14.«Наши эмоции»
15.«Оказание первой медицинской помощи»
16.«Как организовать свой день, чтобы всё успеть»
17. «Внимание, гололёд!
18. «Пожарным можешь ты не быть…»
19. «Солнечный удар»
20. «Хорошее зрение залог здоровья»
21. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
22. «Ссадины и порезы»

Занятия проводятся в форме бесед, сюжетно - ролевых игр, используются такие приемы, как чтение и рассматривание журналов, плакатов, приглашение для бесед медсестры, врача.

Укрепить здоровье детей, стимулировать их физическое развитие помогают:


Спортивные праздники (1 раз в месяц).

Ежедневные прогулки, подвижные и спортивные игры на воздухе.

Походы в лес.

Летние купания.

Ежедневная утренняя физзарядка.

Для проведения этих мероприятий привлекаются родители.


Предполагаемый результат:

1.  Активно использовать полученные умения и навыки в повседневной жизни, и иметь потребность к систематическому сохранению и приумножению своего здоровья.

2.  Уметь применять навыки сохранения здоровья, самостоятельно предупредить утомление, понимать и стремиться к переходу к другому виду деятельности.

3.  Демонстрировать правила безопасного поведения в окружающей среде.

4.  Иметь систему представлений о себе, своем теле и организме; осознавать свою индивидуальность, проявлять чувство самоценности, любви к себе и окружающим.

5.  Получать удовольствие и радость при выполнении простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры, культуры закаливания, питания; удовлетворённость результатами индивидуальных и совместных действий, радость и доброжелательность общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни.




Комплексно- тематический план





п/п

Тема занятий

Цель
Задачи

Форма проведения занятий

Блок

1

Неживая и живая природа

Закрепление знаний детей о неживой и живой природе.

На отдельных примерах вспомнить и показать связь неживой и живой природы (значение солнца, воздуха и воды для живых существ).

Беседа о живой и неживой природе. Вопросы:

Чем живая природа отличается от неживой природы?

Называть характерные признаки всего живого (питание, дыхание, размножение рост, смерь).

2

2

Режим и его значения


Обучать планировать режим деятельности в период интеллектуальных нагрузок, владеть способами быстрого снятия стресса, противостоять физическим и интеллектуальным нагрузкам.


Оздоровительная минутка «Упражнения животных».

«Аукцион идей»

Игра «Какой ты ученик?»

Дружи с водой.


№3

3

В гости к осени 1 - я часть (экскурсия в парк).

Уточнить знания детей об осенних изменениях.

Наблюдение за изменениями в природе (солнце ниже, похолодание, на небе чаще облака, идет дождь, дни короче и т.д.).

наблюдения за изменениями растений (пожелтение листьев, листопад). 4. Ведение календаря природы.

1

4

В гости к осени 2-я часть (экскурсия в парк).

Уточнить знания детей об особенностях поведения животных

Беседа о перелетных и зимующих птицах. Вопросы:

назовите перелетных птиц?

назовите зимующих?

Экскурсия по огороду с целью определения видов работ в это время года (уборка урожая, очистка территории от пожелтевших листьев).

Ведение календаря погоды.


1

5

Личная гигиена


Способствовать формированию у детей потребности к чистоте.

Организационный момент. (зачитывается стихотворение З. Александровой «Купание».
Чистота, её значение для человека (Использование плаката).
Закрепление материала (инсценировка стихотворения «Девочка чумазая», скороговорки, кроссворд.


№3

6

Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе.

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

Организационный момент. (Использование художественного слова , стихотворение Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде.»

Беседа « Вода вокруг нас»

Рассказ «Круговорот воды в природе».

Игра «Ходят капельки по кругу»

2

7

Свойства воды

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Практическая деятельность (серия опытов):

Вода прозрачная, без вкуса, без запаха

Вода - жидкая, может течь;

Вода бывает теплой, холодной.

2

8

Как сохранить своё здоровье


Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека.


Беседа «Как помочь сохранить себе здоровье?»
Игра «Если хочешь быть здоров».

Игра «Почему это произошло»?

Оздоровительная минутка. «Вверх по радуге».

Игра: «Назови возможные последствия событий» Учить управлять своим настроением, искать причину и последствия событий, уметь самостоятельно искать выходы из различных ситуаций

№3

9

Знакомство со свойствами воздуха

Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность

Беседа «Что такое воздух»

Практическая

деятельность (серия
опытов):

Как увидеть воздух;

Как услышать воздух.

2

10

Хорошее зрение- залог здоровья

Углубить знания детей о своём зрении, убедить детей в необходимости беречь зрение.

Организационный момент. (Ребус)
Причины нарушения зрения (Использование загадки)
Первая помощь при повреждении глаз.
Гигиена зрения (Разучивание упражнения для тренировки зрения)

№3

11

Интеллектуальная игра «Поле Чудес» (в мире животных)

Воспитание любви к живой природе.
Расширять и углублять знания детей.
Содействовать воспитанию чувства доброты, переживания.

Организационный момент.
Вопросы отборочного тура.
1 тур. Насекомые
2 тур. Птицы.
3тур. Звери.
Игра со зрителями.
Финал.
Супер - игра.
Выставка рисунков.

№1

12

Мой друг (конкурс для любителей собак)

Познакомить детей с многообразием пород собак, с особенностями их поведения.

Беседа о собаках.
Викторина.

№1

13

Кошки, очарование моё

Познакомить детей с многообразием пород кошек, их привычками и повадками.

Беседа о кошках.
Викторина.

№1

14

Путешествие в страну Знаний на планету Ботаническую»

Способствовать формированию интереса к изучению растительного мира, развитию умений работать в коллективе.

Разминка.
Конкурс «Ромашка».
Задания.

Конкурс «Литературная викторина».

Подведение итогов.

2

15

Игра «Поле чудес» (редкие животные)

Формирование знаний о редких животных Воспитание любви к живой природе.

Вопросы отборочного тура.
1 тур.
2 тур.
3тур.
Игра со зрителями.
Финал.

№1

16

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.

Развивать умение переносить знания, полученные на занятиях, в повседневную жизнь.

формировать убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.


Организация внимания.
Кожа надежная защита организма.

Сценка «Всем, кто хочет быть здоров».

Глаза – зеркало души.
Игра «Воздушные шары». Сценка «Визит к врачу».
Загадки о спорте.
Практическая работа «Окажи помощь».


№3

17

Как себя вести, если ты заболел

Научить детей не поддаваться панике при возникновении боли.

Познакомить с правилами сохранения здоровья на основе их информирования о проявлениях (симптомах) разных болезней, правилах поведения во время болезни, приемах и способах предупреждения заболеваний.

Беседа по теме. Оздоровительная минутка.

Игра “Кто больше знает?” Как помочь больному?

Беседа о профилактике болезней.

№3

18

Игра «Овощи, ягоды, фрукты- полезные продукты»

Закрепить знания детей о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Путешествие в страну Yita.
«Игра –кричалка» Кроссворд.

№1

19

Здоровый сон

Дать общее представление о строении и функционировании особенностях организма человека, взаимосвязи всех органов и систем их зависимости от благоприятных и неблагоприятных экологических факторов.


Беседа по теме.

Оздоровительная минутка «Деревце».

Игра «Плохо – хорошо» (по гигиене сна).


№3

20

Солнце - большая звезда

Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Организационный момент. (Использование загадки о Солнце.)

Беседа «Солнце - большая звезда».

Игра «Догони свою тень».

Практическая деятельность.

Опыт «Волшебный лучик»

1

21

Что такое экология?

Сформировать представление, что изучает наука экология

Рассказ - беседа с использованием художественного слова стихотворение «Просьба»

2

22

Закаливание организма

Цель: Формировать убеждение в необходимости укрепления организма, привычку к закаливанию.


Беседа по теме.

Оздоровительная минутка «На корточках»


№3

23

Игра «Поле чудес» (в мире привычных вещей)

Способствовать расширению познавательного кругозора детей

Вопросы отборочного тура.
1 тур.
2 тур.
3тур.
Игра со зрителями.
Финал.

№1

24

Путешествие в лесное царство

Познакомить детей с

многообразием

лесного царства,

сформировать

правила

экологического

поведения в

лесу, развивать

творческие

способности

детей.

Организационный момент. (Послание царя Берендея, загадки.)

Экологические правила поведения в лесу.

Этажи леса. (Использование загадок, Художественного слово.)

Рассказ - беседа «Деревья».

(Использование загадок, художественного слова, пословиц.

Закрепление материала.

(Использование игрового момента, кроссворда.)

2

25

Спорт - здоровью лучший друг

Формировать у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни;
Обогащать знания детей об Олимпиаде; совершенствовать знания о различных видах спорта.
Формировать желание заниматься спортом.Развивать познавательный интерес, память, связную речь, умение рассуждать, делать умозаключения.
Воспитывать целеустремленность, организованность.


Беседа по теме.
Игровое упражнение
«Пересядьте те, кто…» Игровое упражнение «Доскажи словечко».
Загадки.
Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

«Зарядка»
Подведение итогов.

№3

26

Час доброты

Обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь. 

Организационный момент. (Художественное слово, стихотворение Б. Окуджавы.)
Беседа, тест, пословицы, игры.

№1

27

Друзья и враги леса

Познакомить детей с полезными и вредными обитателями лесов, выработать потребность бережного отношения к окружающим нас организмам.

Организационный момент. (Игра «Поймай комара».)

Рассказ - беседа «Друзья и враги леса», (демонстрация плаката «Вредители леса», использование загадок, поговорок.

Народные приметы.

Закрепление материала. ( прилетают с юга грачи, скворцы, зяблики и пр.; оживились зимующие, улетели на север кочующие птицы);

отыскивание мать - и - мачехи, рассматривание цветов, листьев этого растения.

определение набухания почек на деревьях и кустарников и пр.

В саду и на огороде: виды работ весной (вскопка почвы, посадка раннецветущих растений, удаление сухих веток и пр.)
Игра «Кто здесь лишний».)

2

28

«Твоя безопасность на улице»

Познакомить детей с правилами поведения на улице для пешеходов, с дорожными знаками и их обозначением.

История строительства дорог (использование художественного слова).
Демонстрация дорожных знаков.
Правила поведения на улице.
Закрепление материала.

№3

29

Основные законы бесконфликтного существования

Знакомство детей с основами бесконфликтного существования.

Организационный момент. (Художественное слово, стихотворение В,Солоухина «Здравствуйте!»
Искусство общения. (Художественное слово, игровой момент.)
Закрепление материала. (Кроссворд, художественное слово.)

№1

30

Полянка - остановка «Лесные жители»

Расширить кругозор детей, способствовать

Развитию памяти,

Творческих способностей,

способствовать

воспитанию бережного

отношения к окружающему миру.

Занятие проводится в форме игры - путешествия. И включает в себя конкурсную программу, состоящую из 7 конкурсов: разминка, нарисуй животное, кто есть кто? конкурс капитанов, конкурс пословиц и поговорок, конкурс загадок, животные в литературе.

2

31

Правильная осанка

Сформировать у детей понятия о необходимости следить за своей осанкой

Правила красивой осанки.
Сколиоз (Разучивание гимнастики)

№3

32

Игра «Поле чудес» (цветы)

расширять кругозор детей, прививать любовь к природе, своей Родине,         воспитывать бережное  отношение ко всему живому. 

Вопросы отборочного тура.
1 тур.
2 тур.
3тур.
Игра со зрителями.
Финал.

№2

33

Полянка- остановка «Птичья»

Расширить кругозор детей, способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру.

1.Организационный момент. (Игра «Мой хороший попугай».)

2.Угадай жителей лесной полянки. (Загадки, кроссворд.)

3.Занимательные факты - Птицы тропических стран.

4.Закрепление материала. (Пословицы и поговорки, игра «Про птиц».

Выставка рисунков.

2

34

Здоровое питание

Создать условия для формирования понятий: питание, пища, правила разумного питания; гигиена питания; состав пищи; Систематизировать знания о правильном питании и личной гигиене.

2. Развивать валеологические навыки детей, учить заботиться о собственном здоровье.


Актуализация базовых знаний.

Художественное слово «Про девочку, которая плохо кушала» (С.Михалков)

Составление схемы «Значение питания для человека»

Классификация любимых блюд с учётом их состава. Игра «Едим - не едим».
Исследовательская работа «Состав пищи и её функции»



№3

35

Вкусно и полезно

Воспитание здорового образа жизни; усиление связи между знаниями о своём здоровье, отношением к нему.
Расширять и уточнять представления детей о питании, повторить правила приёма пищи.
Развивать внимание, мышление, речь, память.
Воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу.


Организационный момент

Беседа по теме.
Игра «Доскажи словечко»

Правила приёма пищи:

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда»
Лабораторию правильного питания.


№3

36

Испекли мы каравай

Познакомить детей с историей каравая.

История каравая, хоровод, художественное слово.

№1

37

Цветочная поляна

Познакомить детей с

разнообразием растений,

развить творческие

способности, познакомить с полезными свойствами

растений, сформировать представление о необходимости охраны исчезающих видов растений.

1.Организационный момент. (Чтение стихотворения «Храм природы».

2.Цветочная поляна. (Использование загадок, кроссворда, игры «развиваем речь»)
3.Игра «Цветик - семицветик».

2

38

Экологические сказки

Способствовать развитию личности воспитанника в процессе экологического воспитания.

Чтение Сказки о Маленьком Тушканчике и других обитателях пустыни.
История о мальчике Алёше и божьей коровке.
Обсуждение.

2

39

Экскурсия в подводное царство

Расширить кругозор детей, познакомить с обитателями подводного мира, развивать творческие способности детей.

Организационный момент. (Загадка.)

Обитатели подводного мира. (Загадки, кроссворд.)

Занимательные факты.

Игра «Удочка».

Мы рисуем - «Их дом вода».

2

40

Умей сказать нет

Профилактика правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.

Содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

Способствовать развитию у детей чувства ответственности.

Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.


Беседа по теме.
Познакомить с понятиями «проступок», «правонарушение»,
«ответственность».
Чтение-инсценировка стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», подготовка инсценировки проступка.

сделать «Копилку Добрых дел».


№3

41

Игра «Ключ от старого леса»

Расширить кругозор детей, способствовать

Развитию памяти,

внимания, мышления

детей, закрепление

знаний полученных на

предыдущих занятиях,

способствовать воспитанию бережного

отношения к природе.

Занятие проводится в форме игры - соревнования между двумя командами.

Игра включает в себя пять пунктов: цветочная поляна, ягодное место, травушка - муравушка, старый пень, белый гриб.

1

42

Что такое зоопарк?


Познакомить детей с зоопарком как местом общения людей с животными. Показать, что для животных в зоопарке необходимо создавать достойные условия жизни. Учить детей устанавливать связь между образом жизни животного и особенностями его содержания в зоопарке. Обсудить правила поведения в зоопарке.

Организационный момент. (Зачитывается стихотворение.)

Мобилизующий этап - кроссворд.

Знакомство с обитателями зоопарка. (Стихи, занимательные факты.)

Игра «Веселые мартышки» Правила поведения в зоопарке.

Нарисуй несуществующее животное.

2

43

КВН «Азбука здоровья»

Сформировать у детей навыки охраны личного здоровья, представления о здоровом образе жизни.
Развивать ловкость, глазомер, умение действовать в команде.
Создать хорошее эмоциональное настроение.

Развивать у детей связную речь, добиваясь полных ответов и четкого произношения поставленных звуков.


Предварительная работа беседы с детьми о здоровом образе жизни, о пользе закаливания, режиме дня, о соблюдении личной гигиены. Беседы по книге Зайцева «Уроки Айболита», чтение Чуковского «Мойдодыр» и другие.

Разминка.
Задания для двух команд.

Конкурс «Вредно, полезно».
Конкурс «Необычный футбол».
Конкурс « Все о фруктах»

Конкурс « Все об овощах»:
«Домашнее задание»

и тема его «Полезная реклама».

Подведение итогов.

№3

44

Лес - природное сообщество

1. Расширить и закрепить знания детей о лесе, о разнообразии животного и растительного мира.

Знакомство с деревьями и растениями растущими в лесу.

2

45

Ах, кошки!

Развитие памяти и

познавательной

активности

детей.

Организационный момент. (Стихотворение «Кот».)

Викторина - Ах, кошки! Игра «Цап - Царап»

2

46

Наши эмоции

Закреплять полученные знания об основных эмоциях. Учить распознавать эмоции у себя и у других, словесно объяснять их; учить управлять своими эмоциями и ощущениями, выражать готовность обращаться за советом и помощью к старшим и оказывать ее другим.


Беседа по теме.
Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».

Массаж пальцев.


№3

47

Познавательная игра по

естествознанию

Закрепление

полученного

материала,

развитие у детей

логического

мышления, памяти.

Игра строится на основе телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером»

2

48

Свалка по имени Земля

Углубление

экологических

знаний. Воспитание

гуманного отношения к

природе, чувства

ответственности

за все живое на

Земле.

Организационный момент. (Зачитывание стихотворения «Волнуется природа неспроста».

Викторина по экологии.

Сочинение лозунгов в пользу природы.

2

49

Природа вокруг нас (экскурсия вокруг Центра «Родник»)

Заинтересовать разнообразием живых существ, их обычностью (на первый взгляд) и в тоже время

уникальностью. Вызвать у детей желание больше узнать о живой природе

Экскурсия вокруг здания Центра: рассматривание травянистых растений, (культурных и дикорастущих).

Сбор растений для гербария.

2

50

Сбор семян растений

Выяснить причины необходимости сбора семян осенью (для посева будущего урожая, корма птицам зимой).

Беседа о необходимости сбора семян;

Для чего необходимо собирать семена ? (Для подкормки зимой птиц, для весеннего посева и

т.д.).

Каким птицам семена дикорастущих растений будут кормом зимой.? (Воробьи, галки, синицы и т.д.).

2

51

«Оказание первой медицинской помощи»

Выработать навыки оказания первой помощи самостоятельно при несчастном случае.

Беседа по теме. Использование плакатов

3

52

Растения и животные зимой (экскурсия в лес).

Уточнить знания детей об особенностях зимней жизни растений и животных.

продолжить учить

распознавать деревья в безлистном состоянии.

Беседа о зимней жизни растений на основе наблюдений. Вопросы:

какие изменения произошли с растениями с приходом зимы?

как называются растения, которые на зиму сбрасывают листву?

какие хвойные растения вы знаете?

Беседа о зимней жизни животных различных групп. Вопросы:

как изменяется жизнь насекомых с приходом зимы? Какие звери зимой спят, а какие ведут активный образ жизни?

какую роль играет снег и лед в жизни животных зимой?

какую роль играют растения в жизни животных зимой?

1

53

Как организовать свой день, чтобы всё успеть

Научить детей составлять режим дня, развивать кругозор, обогащать словарный запас.

Организационный момент (Художественное слово, стихотворение О.Орача «Валя- неуспеваля»
Составление режима дня, стихотворение И.Мазнина «Одно из трудных дней»

Закрепление материала (Толкование пословиц и поговорок)

№3

54

В гости к зиме (экскурсия в парк).

Уточнить знания детей об изменениях в жизни природы,

Накапливать знания детей о зимних явлениях в природе

Воспитывать в детях доброту, желание заботиться о птицах зимой.

Наблюдение за изменениями в неживой природе (солнце все ниже к земле, холоднее, идет снег, день короче ночи).

Рассматривание почек на деревьях, (на ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.)

Определение деревьев по коре и оставшимся плодам.

1

55

Внимание, гололёд!

Познакомить детей с правилами безопасного поведения при гололеде.

Обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к поведению на улице и дороге во время гололёда; Способствовать формированию знаний об опасных факторах гололёда и последствиях для человека;

формировать навыки поведения во время гололёда, гололедицы, умение оказать первую доврачебную помощь при травмах.


Беседа о гололеде.
Вопросы к детям.
Беседа о правилах поведения на дороге и улице.

3

56

Экологический рейд «Кто просит о помощи»

Провести с детьми рейд по выявлению экологически неблагополучных мест на территории Центра и прилегающей территории.

Составить «Жалобную книгу природы» по результатам проведенного детьми рейда.

Обход территории Центра и прилегающей территории с целью выявления экологически неблагополучных мест.

Составление «Жалобной книги природы».

№2

57

В гости к весне (экскурсия по поселку).

Уточнить знания детей об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной

Наблюдение за неживой природой ( небо голубе, день становится длиннее, солнце выше над землей, теплее и т.д.).

Наблюдение за изменениями в живой природе:

1

58

Экологическая акция « Мой дом - цветущий сад»

Воспитывать в детях желание видеть места, где они проживают, чистыми и красивыми.

Уборка территории вокруг Центра «Родник» от мусора.

Оформление клумб, грядок на огороде.

2

59

Пожарным можешь ты не быть…

Показать роль огня в жизни человека. Познакомить детей с профессией пожарного, научить ценить мужество и героизм людей этой профессии.

Использование художественного слова «Легенда о Прометее», инсценировка стихотворения, статистика пожаров.
История пожарного дела (Использование художественного слова. Игра на внимание «Огонь, вода, песок; подвижная игра «Пожарные».
Беседа «Почему не стоит допускать шуток с вызовом пожарной команды».
Закрепление пройденного материала (Использование вопросов, загадок.

№3

60

Ссадины и порезы

Выработать навыки оказания первой помощи.

Меры первой помощи при ссадинах и порезах: при кровотечении, при глубоких порезах (Наложение жгута)
Практические занятия.
Занятие строится на диалоге с ребятами.

3

61

Луг - природное сообщество

Познакомить детей с лугом как природным сообществом, разнообразием животного и растительного мира .

Выявить значение луга для человека и негативные последствия на природу луга

Рассказ о том, какой вред иногда наносят лугу дети.

Беседа о значении луга для человека.

2

62

Солнечный удар

Определить, что может вызвать солнечный удар, симптомы солнечного удара, меры первой помощи.

Беседа по теме.
Занятие строится на диалоге с ребятами.

3

63

Ушибы

Определить понятие ушибы, их причины и степень. Последствия ушибов, меры первой помощи.

Практические занятия.
Занятие строится на диалоге с ребятами.

3

64

Растения и животные водоема

Расширить знания детей о

разнообразных

обитателях водоема,

животных и растениях.

Знакомства с деревьями, растущими по берегам водоема (ольха, ива), крупными травянистыми растениями (рогоз, камыш, тростник, кубышка и др. )

2




Список литературы

1. Авдощенко Л.В., Брагина С.А. Классные часы. Диалоги о здоровье: мастерские,

тренинги, деловые игры, беседы. – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Шепелева Т.В. Классные часы (1-4 классы). Волгоград, 2008.

Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 1-4 кл.

общеобразовательных учреждений. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

3. Сермеев Б.В., Николаев В.Р. Здоровье смолоду. – М.: Просвещение, 2003.

4. Что? Где? Когда? Вопросы турниров. – М.: Рольф, 2000.

5. Бахарев А.В.Уроки природоведения в 3-4 классах. Методическое пособие.

ИУИ, 1998.

6. М.Д. Маханева «Экологическое развитие детей» Москва 2004г.

7. Е. Громова, Г.Н. Соломатина «Стихи и рассказы о животном мире» Москва 2005г.
8. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми» ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.
9. В.Б. Леонтьева , Н.В. Фалей «Праздники для детей младшего школьного возраста» Минск ООО «Юнипресс» 2002г.
10.Энциклопедия «Лес России» Москва Научная издательство Большая Российская Энциклопедия» 1995г.
11. В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова «Тропинка в природу» Санкт - Петербург Издательство РГПУ им. А.И. Герцена Издательство «Союз» 2001



Интернет-ресурсы:

http://www.inventor.perm.ru/persons/index.htm

http://nnm.ru/blogs/bear12345/chudesnye_izobreteniya_gerona_aleksandriyskogo/

http://vse-znat.ru/tayni_i_zagadki/blog.html

http://vse-znat.ru/dostizheniya_chelovechestva/blog.html

http://www.krugosvet.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

http://potomy.ru/

http://www.luchiksveta.ru/enziklop_katalok.html

http://poznaiko.ru/





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.