12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алсу Билалова18











ПРОГРАММА ПО ЦЕРКОВНОМУ ПЕНИЮ

Храм Ярославских Чудотворцев

г. Казань.






Воронина Ольга Валентиновна,

преподаватель по классу хора,

МБУДО «Детская школа искусств им. М.А. Балакирева»

Вахитовского района г. Казани


















Пояснительная записка


Данная программа основана на разработках доктора искусствоведения, проф. Уральской Государственной консерватории К. Е. Шелудяковой, преподавателя Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии и художественного руководителя Церковно-певческой школы «Октоих» при Патриаршем подворье Екатеринбургской епархии.

Программа предполагает трехлетний цикл обучения и знакомит учащихся церковно-приходской школы с церковно-певческой культурой, приобретение первичных навыков слушания и исполнения духовных песнопений, подготовку к участию в богослужении.

Главная задача для певца - произносить священные слова песнопений с благоговейной молитвой, чтобы и священнослужители, и прихожане проникались Божественной хвалой. Певчие должны заботиться не о красоте собственного голоса, не о том, чтобы выразить состояние своей души, а стараться донести святые слова до сердец молящихся, помочь в молитвенном делании.

Церковное пение является не просто музыкой, оно взаимодействует с богослужением, помогает воспринять священнодействия более ярко, не только умом, но и сердцем. Пение гармонирует со всем устроением храма, вместе с иконами и убранством составляя единую хвалу Господу, повествуя в звуках, красках, священных предметах о Его величии и красоте Божиих творений.

Пение в церковном хоре помогает очистить сердца, приводит к покаянию, вводит в церковные таинства. Участие в длительных богослужениях приучает певчих к терпению и молитвенному вниманию. Сложнейшие догматы, нравственные поучения незаметно усваиваются через пение и, по слову св. Афанасия Великого, «настраивают душу, так что она становится способной к возвышенным мыслям».

В богослужебных песнопениях особенно важно следовать канону, установленному святой Церковью, не только не нарушать предписаний и правил, но и чутко следовать духу установлений, не нарушая единого с древности строя богослужения. Пение должно быть назидательным, утешительным, благодатным и чинным. В нем содержится поучение и назидание душе, оно утешает скорбящие и уставшие от суеты сердца, осеняет молящихся благодатной силой и вводит в мир порядка и благолепия.

Особое назначение предмета «Церковное пение» - подготовка учащихся к участию в литургической жизни. Этой цели способствует разучивание простых песнопений и, по благословению священника, исполнение во время богослужения.

Весьма желательно было бы, чтобы обучение церковному пению связывалось с практическим участием детей в богослужении. По согласованию с настоятелем храма выученные песнопения возможно исполнять во время богослужения или как «концерт» на литургии. Желательно и обучение детей церковному чтению, и как награда и поощрение - разрешение прочитать псалом или молитву.

Подготовленные спектакли и концерты также не должны оставаться достоянием лишь для детей и родителей, но могут быть показаны прихожанам.

Предлагаемая программа вариативна и предполагает творчество педагогов: возможны замены распевов и песнопений в зависимости от подготовленности учащихся. Обязательным элементом урока по церковному пению должно быть прослушивание и обсуждение записей хороших детских и взрослых хоров.

В уроке обязательно должна присутствовать историческая страничка Певческая часть урока включает несколько базисных моментов:

    Распевки (упражнения для развития голоса).

    Разучивание новых песнопений.

    Повторение ранее выученных песнопений с целью лучшего усвоения и улучшения качества исполнения

    Упражнения для воспитания чувства ритма и развития слуха.

Разучивание новых песнопений может состоять из различных этапов. Однако основополагающими необходимо признать следующие:

    Ознакомление с новым песнопением - в форме проигрывания на музыкальном инструменте, либо пения самим руководителем хора или старшими учащимися, либо прослушивания записи.

    Анализ содержательной стороны песнопения - анализ текста, рассказ о возникновении, авторе и т.д.

    Анализ музыкальной стороны песнопения - характерных интонаций, знакомых интонаций, повторов в мелодии и т.д.

    Исполнение вместе с инструментом по фрагментам, усвоение опорных фраз.

    Разучивание полностью всего песнопения.

    Работа над наиболее сложными моментами.

Разумеется, невозможно все перечисленные этапы работы задействовать на одном уроке. Для первого занятия может быть достаточно ознакомления и анализа, для последующих необходимо все более детальное погружение в особенности песнопения и уточнение всех деталей исполнения.

Особенности детского восприятия требуют от педагога частой смены видов деятельности и ограниченного времени в занятии одним произведением.

Таким образом, время занятия одним небольшим песнопением обычно не должно превышать 10 - максимум 15 минут. В течение урока можно успеть ознакомиться с одним новым песнопением и поработать над двумя-тремя уже разученными. В таком случае будет соблюдена и мера разнообразия, и мера тщательности в изучении богослужебных напевов.

Повторение песнопений также может быть весьма различным как по функции, так и по содержанию.

В занятиях обязательно должны использоваться упражнения для развития слуха. Педагог должен тонко чувствовать ресурсы хора, не требовать решения невыполнимых на данном этапе задач.

Существует целый ряд требований, выполнения которых необходимо добиваться неукоснительно. К их числу относятся следующие:

    Благоговейность и благообразие исполнения - собранное внимание, благоговейное положение тела, отсутствие резких звуков в пении.

    Стремление к молитвенному единению, духовной общности хора, понимание, что православный хор ведет не концертную деятельность, а стремится молитвой, певческим деланием принести людям утешение и поддержку.

    Осмысленное произнесение слов молитвы, осознанное исполнение каждой фразы, умение воспринять не только общий характер песнопения, но и все его составляющие.

    Умение слушать и слышать и с пониманием относиться к тому, что в каждом хоровом коллективе есть опорные голоса, к которым необходимо присоединяться, постепенно добиваясь согласного звучания. Осознание главной цели - максимально точной передачи созданной Господом молитвы - требует смирения и самоотвержения.

    Слаженность и стройность пения, организованность хорового коллектива, его полное послушание дирижеру-руководителю.

    Готовность к улучшению пения, осознание несовершенства своего исполнения.


1 год обучения

    Тропарь об учении (глас). Молебен на начало учебного года.

    Тропарь индикта - церковного новолетия (глас 2).

    Тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы (глас 4).

    Тропарь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (глас 1).

    Тропарь благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину Ярославским чудотворцам (глас 4).

    Тропарь преподобному Сергию Радонежскому (глас 4).

    Тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы (глас 4).

    Тропарь святителю Гурию (глас 3).. Тропарь всем святым в Земле Казанской просиявших. (глас 3).

    Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской (глас 4).

    . Тропарь праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы (глас 4).

    Тропарь святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских (глас 4).

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Тропарь праздника Рождества Христова (глас 4).

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Повторение тропаря. Колядки.

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Колядки.

    Божественная Литургия с участием учеников воскресной школы на Святочной неделе. Рождественский утренник.

    Тропарь праздника Богоявления (глас 1).

    Тропарь святой мученице Татиане (глас 4).

    Тропарь Собору Новомучеников и исповедников Российских (глас 4).

    Тропарь праздника Сретения Господня (глас 1).

    Кондак недели о мытаре и фарисее (глас 4).

    Кондак недели о блудном сыне (глас 3).

    Кондак недели о Страшном суде (глас 1).

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Ознакомление с репертуаром.

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов.

    Подготовка к Сретескому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов.

28 урок. Участие в концерте.

    Тропарь праздника Благовещения Пресвятой Богородице (глас 4). Подготовка к Пасхальному концерту. Ознакомление учащихся с репертуаром и сценарием концерта.

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Пасхальный утренник.

2 год обучения

    Молебен на начало учебного года.

    Повторение тропаря индикта - церковного новолетия. Кондак индикта (глас 2). Божественная Литургия: общая характеристика службы.

    Повторение тропаря праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Кондак Рождества (глас 4). Божественная Литургия: строение.

    Повторение тропаря праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Кондак Воздвижения (глас 4). Божественная Литургия: проскомидия.

    Повторение тропаря святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину (глас 4). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (общий обзор).

    Повторение тропаря преподобному Сергию Радонежскому. Кондак прп. Сергию (глас 8). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (ектений, их разновидности).

    Повторение тропаря праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Кондак Покрова (глас 3). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (антифоны, разновидности).

    Повторение тропаря святителю Гурию, всем святым в Земле Казанской просиявших (глас 3).. Кондак (глас 3). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (изобразительны).

    Повторение тропаря в честь Казанской иконы Божией Матери. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской (глас 8). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (праздничные антифоны).

    Божественная Литургия: Литургия оглашенных (вседневные антифоны)

    Повторение тропаря Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Кондак Введения (глас 4). Божественная Литургия: Литургия оглашенных («Придите, поклонимся»).

    Повторение тропаря святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских. Кондак свт. Николаю (глас 3). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (тропари и кондаки).

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Повторение тропаря. Кондак Рождества Христова (глас 3). Божественная Литургия: Литургия оглашенных (устав пения тропарей и кондаков).

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Повторение тропаря и кондака Рождества. Колядки. Божественная Литургия: Литургия оглашенных («Трисвятое»).

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Колядки. Божественная Литургия: Литургия оглашенных (песнопения вместо «Трисвятого» -«Елицы во Христа креститеся», «Кресту Твоему»),

    Божественная Литургия с участием учеников воскресной школы на Святочной неделе. Рождественский утренник.

    Повторение тропаря Богоявления. Кондак Богоявления (глас 4). Божественная Литургия: Литургия оглашенных. Повторение.

    Повторение тропаря святой мученице Татиане. Кондак св. мц. Татиане (глас 4). Божественная Литургия: Литургия верных (ектений - анализ прошений, пение).

    Повторение тропаря Собора. Кондак Собору Новомучеников и исповедников Российских (глас 3). Божественная Литургия: Литургия верных («Херувимская песнь»).

    Повторение тропаря Сретения Господня. Кондак Сретения (глас 1).Божественная Литургия: Литургия верных («Херувимская песнь»).

    Повторение кондака недели о мытаре и фарисее (глас 4). Божественная Литургия: Литургия верных («Милость мира»).

    Повторение кондака недели о блудном сыне (глас 3). Литургия верных («Милость мира»).

    Повторение кондака недели о Страшном суде (глас 1). Литургия верных («Достойно есть»).

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Ознакомление с репертуаром.

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов. Литургия верных (Причастные стихи).

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов. Литургия верных (окончание).

    Участие в концерте.

    Повторение тропаря праздника Благовещения Пресвятой Богородице. Кондак Благовещения Пресвятой Богородице (глас 8). Подготовка к Пасхальному концерту. Ознакомление учащихся с репертуаром и сценарием концерта. Литургия (повторение).

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Божественная Литургия с участием учеников воскресной школы на Светлой седмице.

    Пасхальный утренник.


3 год обучения

    Молебен на начало учебного года (глас).

    Повторение тропаря (глас 2), кондака (глас 2) индикта – церковного новолетия. Молебен: история службы.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 4) праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Величание. Молебен: разновидности.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 4) Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Величание. Молебен: виды строения (с Евангелием и каноном, с Евангелием, без Евангелия).

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 1) святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину Ярославским чудотворцам. Величание. Молебен: основные разделы.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 8) преподобному Сергию Радонежскому. Величание. Молебен: «Царю небесный».

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 3) праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Величание. Молебен: песнопение «Бог Господь».

    Повторение тропаря (глас 3), кондака (глас 8) святителю Гурию.Величание. Молебен: тропари.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 8) Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Казанской. Величание. Молебен: ектений (отличия от Литургии).

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (4 глас) праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Величание. Молебен: особые песнопения («Высшую небес», «Царице моя преблагая»).

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 3) святителю Николаю. Величание. Молебен о болящих.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 3) Рождества Христова. Величание. Молебен о путешествующих.

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Повторение тропаря, кондака Рождества Христова. Величание. Колядки. Молебен на начало всякого доброго дела.

    Подготовка к празднику Рождества Христова. Колядки. Молебен новогодний.

    Божественная Литургия с участием учеников церковно-приходской школы на Святочной неделе. Рождественский утренник.

    Повторение тропаря (глас 1), кондака (глас 4) праздника Богоявления. Величание. Святочные праздники. Ознакомление с чином панихиды.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 4) святой великомученице Татиане. Величание. Главнейшие песнопения панихиды.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 3) Собору Новомучеников и исповедников Российских (глас). Величание.

    Повторение тропаря (глас 1), кондака Сретения Господня (1 глас). Величание. Панихида: «Со святыми упокой». Кондак и икос.

    Повторение кондака недели о мытаре и фарисее (глас 4). Канон панихиды: строение, содержание. Жанр канона.

    Повторение кондака недели о блудном сыне (глас 3). Величание. Тропари панихиды: «Со духи праведных».

    Повторение тропаря, кондака недели о Страшном суде (глас 1). Величание. Лития: история, строение, содержание.

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Ознакомление с репертуаром.

    Подготовка к Сретенскому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов.

    Подготовка Сретенскому фестивалю. Разучивание выбранных духовных произведений и духовных стихов.

    . Участие в концерте.

    Повторение тропаря (глас 4), кондака (глас 8) Благовещения Пресвятой Богородице. Величание. Подготовка к Пасхальному концерту. Ознакомление учащихся с репертуаром и сценарием концерта.

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Подготовка к Пасхальному концерту.

    Божественная Литургия с участием учеников воскресной школы на Светлой седмице.

    Пасхальный утренник.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.