Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка
Автор программы: Вилкина Ангелина Леонидовна,
учитель МБОУ СОШ№16 г.Чистополь
1 Нормативно - правовые документы
Программа родительского просвещения разработана в соответствии с:
Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223 - ФЗ.
Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Законом РФ от 20.05.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями).
Законом РФ от 24.04. 2018 г. № 48 -ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N52831).
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Лицензия на образовательную деятельность.
2 Пояснительная записка
2.1 Цели и задачи программы
Программа «Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка».
Цель программы: создание условий для развития конструктивных детско-родительских отношений в рамках решения трудной жизненной ситуации подростка, способствующих становлению у подростков умения осуществлять эффективный процесс преодоления проблемной ситуации, которое будет способствовать совершенствованию подростками умения грамотно реагировать на различные проблемные обстоятельства, переживыемыми ими как безысходные.
Задачи программы:
Психологическое просвещение родителей о возрастных особенностях развития подростков, о внутренних противоречиях личности данной возрастной категории;
Теоретическое просвещение родителей о таких понятиях, как психоэмоциональное напряжение, тревожность и копинг-стратегии поведения в рамках решения трудной жизненной ситуации;
Изучение семей учащихся, уровня их тревожности (изучение жизненного пространства ребенка);
Оказание помощи в разитии творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии, понимании и взаимной поддержке;
Развитие умения у родителей использовать новые способы взаимодействия с подростком с целью совместного преодоления трудной жизненной ситуации.
2.2 Методологические основы реализации программы и механизмы воздействия
1. Деятельностный подход: основывается на признании деятельности основой, средством и решающим условием развития личности. Он требует специальных усилий, направленных на отбор и организацию деятельности адресата программы, на активизацию и перевода его в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, предполагает выработку умений организовывать, выполнять, регулировать, контролировать деятельность, анализировать и оценивать ее результаты (А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец.).
2. Личностно-ориентированный подход: основывается на моделировании педагогических условий становления опыта «быть личностью» (В. В. Сериков), осваиваются пути и способы актуализации развития опыта личности (С.Л.Рубинштейна).
3. Гуманистический подход: осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки; стремление к личностному росту (К. Роджерс, А. Маслоу).
В зависимости от методологической ориентации ведущими в программе сопровождения выделены следующие механизмы воздействия:
1. Сообщение информации. Получение участниками программы сопровождения разнообразных сведений о психологических новообразованиях подросткового возраста, трудных жизненных ситуациях, с которыми стлакиваются подростками, а также применяемых ими копинг-стратегий в рамках разрешения трудных жизненных ситуаций, способствующих им лучше понять себя и окружающих, изменить свое видение и поведение.
2. Интерперсональное влияние. Изменение и расширение образа «Я» за счет получения новой информации адресатам программы о себе посредством анализа собственных переживаний, эмоциональных и поведенческих стереотипов в ходе обратной связи.
3. Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи о самом себе, переосмысление человеком происходящих изменений, которые уже вошли в сферу сознания.
4. Идентификация – знакомство с новыми эффективными способами поведения в рамках анализа личности себя и другого человека.
2.3 Целевая аудитория и требования к участникам
Программа психологического сопровождения адресована родителям учащихся подросткового возраста, испытывающих проблемы в преодолении трудной жизненной ситуации. В сопровождении могут участвовать каждый из родителей в индивидуальном формате.
2.4 Условия работы по программе, количество часов
Человек, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми и родителями подросткового возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к личности или, в случае коллективных занятий - участникам группы во время их совместной деятельности.
Программа построена из 6 занятий с родителями примерно по 2 часа каждое. Продолжительность реализации программы составляет примерно 12-13 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять полученные навыки в общении с детьми и анализировать это наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю с реализацией контроля в результате каждого отдельно проведенного этапа работы.
2.5 Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в отдельном помещении (20-25
). Учебный материал (пачка листов бумаги А4. ручки и карандаши цветные и простые, методики с необходимым стимульным материалом); мебель и оборудование (стол и стул для психолога); шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели; рабочие места для родителей; технические средства (ПК, мультимедийная система).
Планируемые результаты
Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его состояний, поможет организовать их работу с собственными состояниями и вывести уровень взаимоотношений в детско-родительской среде на качественно новый уровень, способствуя развитию умения у взрослого оказания помощи подростку в совершенствовании механизмов преодоления конфликтов и повышению уровня его самостоятельности.
3 Содержание программы
№ | Занятие/мероприятие | Продолжительность | Предполагаемый результат |
1 | Работа с метафорой “Каждый плод – это, конечно, уникальный представитель каждого вида. Кокос… Какой же он невзрачный, даже твердый. Однако в памяти все то же сладкое молоко и очень нежная мякоть. Чтобы узнать вкус этого кокоса, его необходимо попробовать, Но как? Конечно, с определенным терпением и пониманием сути. | | Понимание важности собственных знаний при исследовании, осознание необходимости работы над собой. |
| Диагностика родительства Р.В. Овчаровой (https://psytests.org/parent/sozrodF_1.html) | | Осознание уровня компетентности родителей в вопросах детской психологии. |
1 встреча-знакомство | | ||
2 | Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»/Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года (https://psylab.info/Опросник_«Анализ_семейных_взаимоотношений»/Текст_опросника_для_родителей_подростков_в_возрасте_от_11_лет_до_21_года) | | Определение способа воспитания ребенка в семье. |
Лекционный материал №1 "Социальная ситуация развития в подростковом возрасте", “Ведущая деятельность в подростковом возрасте”, “Специфические особенности психики и поведения подростков”, “Психологические новообразования подросткового возраста” (Электронный учебник по возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.). | | Исследование основных особенностей подросткового возраста, его новообразований и развития психики. | |
Кейс-игра “Отношения с родителями” — это один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности и характера ребенка. Дети часто берут в качестве примера модель поведения взрослых и делают выводы на основе ситуаций, в которых они взаимодействуют с родителями. Большинство мам и пап не придает значения мелким ежедневным конфликтам и не обращают внимания на то, как они разговаривают с детьми и за что их наказывают. С помощью разработанных психологами кейсов вы(https://www.ya-roditel.ru/contests-promotions/cases/?SECTION_ID=24440#casescontent) | | Определение последствий для ребенка привычных действий родителей. Анализ родителями собственного опыта общения с ребенком, его разбор и оценка того, как можно избежать тех или иных проблем. Получение рекомендаций по выбору конструктивных методов воспитания в каждой ситуации, которые помогут действовать в интересах ребенка и выстраивать с ним гармоничные отношения. | |
Лекционный материал №2 “Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях”. Разработка памяток по связи трудных ситуаций и, следовательно, поведения подростка при столкновения с ними) | | Анализ поведения личности подростков при столкновении с трудной ситуации, оценка его состояний и поведения. | |
Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу состояния подростка, его возможностей справиться с трудной жизненной ситуацией”. – Концепт «Сочувствие к себе»: российская адаптация опросника Кристин Нефф. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
2 занятие | | ||
3 | Лекция - интерпретация результатов анализа семейных взаимоотношений, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. При наличии отражение типа негармоничного воспитания. Описание сочетания различных отклонений в воспитании. Отражение психологических причин отклонений в семейном воспитании. | | Оценка родителем корректности используемого способа воспитания в семье, рефлексия реализованного опыта. |
Оглашение результатов проведенной в рамках домашнего задания методики с интерпретацией результатов, полученных подростком. | | Оценка родителем механизмов преодоления трудной ситуации подростком, их достоинств и недостатков. | |
Анализ статьи Артюховой Т.Ю., Басалаевой Н.В. “Тревожность современных подростков”. (https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_4-1_04.pdf) | | Оценка типов тревожности, основных аспектов ее проявления в подростковом возрасте, оценка направлений организации психокоррекционных мероприятий. | |
Разбор кейсов по оценке особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию | | Выявление родителем корректности и некорректности поступков в той или иной ситуации с подростками, формирование в структуре их личности видения грамотных путей решения проблемы. | |
Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу особенностей ребенка, его проявлений, взаимоотношений и оценка своего поведения. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
3 занятие | | ||
4 | Обсуждение результатов анализа, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. |
Реализация методики “Диагностика профессиональной и родительской тревожности”. Форма Б. Стр. 51. (https://djvu.online/file/Cc11tWmWXgVwR?ysclid=lp3uv36kug60891199) | | Прохождение методики с целью последующего выявления родителем собственного уровня тревожности. | |
Лекция “Симбиотическая привязанность: тревожные дети тревожных родителей”. Анализ проявлений симбиотической привязанности у ребенка. Портрет мамы ребенка с симбиотической привязанностью. Последствия в детском возрасте. Последствия во взрослой жизни. Способы помощи ребенку с симбиотической направленностью”. | | Оценка родителем связи тревожных родителей и детей. Анализ основных способов помощи ребенку с симбиотической направленностью. | |
Анкета по выявлению тревожности ребенка по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (http://www.eduportal44.ru/koiro/rv/SiteAssets/SitePages/3.5.2/АНКЕТА%20ПО%20ВЫЯВЛЕНИЮ%20ТРЕВОЖНОСТИ%20РЕБЕНКА.pdf) | | Прохождение методики с целью последующего выявления родителем уровня тревожности ребенка. | |
Статья Серябряная А.В. “Часто родители обращаются к психологам по поводу своих тревожных детей. А если вы сами тревожный родитель?” | | Анализ и оценка родителем проявлений и истоков собственной тревоги Рассмотрение основных методов избавления от тревоги и страха. Анализ влияния тревожных состояний родителя на конкретного ребенка, путей исправления данной ситуации (возможно проигрывание сначала некоторой ситуации. | |
Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. | | Определение психологом различных проявлений тревоги и гиперопеки родителей и отражение способов борьбы с ней. Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
4 занятие | | ||
5 | Обсуждение результатов проведенной методики по выявлению тревожности родителя, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. |
Оглашение результатов методики по определению уровня тревожности ребенка с интерпретацией результатов. | | Определение и оценка родителем проявлений и истоков тревоги личности подростка. | |
Знакомство родителей с простыми поведенческими вмешательствами для преодоления тревоги. Работа с некоторыми из них на практике. (https://hypnosis-center.ru/blog/detail/6-prostykh-povedencheskikh-vmeshatelstv-dlya-lecheniya-trevozhnosti/?ysclid=lp3w76dgrc766654426) | | Оценка и применение на практике основных техник по снижению уровня тревожности состояния. | |
Проработка возможных вариантов возможной помощи ребенку по преодолению тревоги в семье. Рекомендации для родителей. (https://tmn.aif.ru/society/details/podrostkovaya_trevoga_i_trevozhnost_chto_vremenno_a_chto_navsegda?ysclid=lp3xgvdls8767134604) | | Оценка и анализ родителем основных принципов возможной помощи ребенку по преодолению трудной жизненной ситуации в семье. | |
Просмотр видеоролика “Моя история тревожного расстройства”. Анализ опыта выступающего. Обсуждение темы помощи родителей в тревожной ситуации. Как правильно помогать ребенку? (https://yandex.ru/video/preview/8382823374884934188) | | Анализ и оценка тревожного состояния и последствий неэффективного опыта его преодоления. Рефлексия “Как правильно помогать своему ребенку?” | |
Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу стратегий преодоления трудных ситуаций в подростковом возрасте. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
5 занятие | | ||
6 | Обсуждение результатов анализа, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. Анализ выявленных копинг-стратегий в рамках реализации личности в определенных трудных ситуациях. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. Анализ выявленных копинг-стратегий в рамках реализации личности в определенных трудных ситуациях. |
Анализ основных положений статьи Калининой Н.В. “Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников” | | Анализ родителем основных механизмов реагирования подростка на возникающие трудные жизненные ситуации. | |
Лекция “Изучение природы совладающего поведения” на основании статьи Крюковой Т.Н. “Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы. (https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sovladayuschego-povedeniya-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy?ysclid=lp3ymyrebp274311962) и рассмотрение вариантов копинг-поведения по методике Э. Хейма. | | Развитие знаний по рассматриваемой теме, анализ существующих копинг-стратегий при решении конкретных проблемных ситуаций. | |
Упражнение-исследование проявление тревожности (построение графика) | | Прохождение упражнения с целью последующего выявления динамики уровня родительской тревожности | |
Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по корректной оценке знаний и применений соотвествующих копинг-механизмов в трудных ситуациях. Опросник копинг стратегий школьного возраста (младше 14 лет) (https://studopedia.ru/7_27379_oprosnik-koping-strategiy-shkolnogo-vozrasta.html?ysclid=lp3zt96yjl899345905) Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (с 14 лет) (https://psylab.info/Опросник_«Способы_совладающего_поведения»_Лазаруса/Тестовый_материал) и последующая беседа родителя с подростком относительно существующих копинг-стратегий при разрешнии трудной ситуации. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
6 занятие | | ||
7 | Обсуждение результатов “домашнего задания”, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. |
Оглашение результатов упражнения-исследования с интерпретацией результатов и анализ динамики результата. | | ||
Совместная разработка плана профилактики и своевременного определения пребывания личности в трудной жизненной ситуации на основании ранее пройденных занятий и погружения в лекцию “Профилактика трудной жизненной ситуации” , разработанной учреждением “Климовичского районного центра социального обслуживания населения”. (http://klimrcson.by/?page_id=294) | | Обсуждение видения эффекта от консультаций. | |
Выдача домашнего задания по корректной оценке знаний и применений соотвествующих копинг-механизмов в трудных ситуациях через неделю консультации. Опросник копинг стратегий школьного возраста (младше 14 лет) (https://studopedia.ru/7_27379_oprosnik-koping-strategiy-shkolnogo-vozrasta.html?ysclid=lp3zt96yjl899345905) Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (с 14 лет) (https://psylab.info/Опросник_«Способы_совладающего_поведения»_Лазаруса/Тестовый_материал). | | Оценка родителем динамики применения его ребенком механизмов разрешения проблемной ситуации и методов ее проживания. | |
7 занятие | | ||
Итого, продолжительность реализации программы | |
Информационные и библиографические источники
Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков //Альманах современной науки и образования. – 2009. – №. 4-1. – С. 15-19.
Болдина К. В. Роль родительского отношения в развитии тревожности у детей //Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. – 2018. – С. 19-23.
Идиатуллина Л. Е. Вопросы профилактики обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию //ББК 74.0 С 83. – 2023. – С. 322.
Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология //Психология развития.-[Электронный ресурс]-URL: http://www. studfiles. ru/preview/2780632. – 2005.
Калинина Н. В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – №. 3. – С. 245-250.
Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения //Интеграция образования. – 2020. – Т. 24. – №. 4 (101). – С. 641-655.
Киц Э. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации //ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ Учредители: Издательство" Учитель" БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Входит в РИНЦ®: да Цитирований в РИНЦ®: 0 Входит в ядро РИНЦ®: нет Цитирований из ядра РИНЦ®: 0 Норм. цитируемость по журналу: Импакт-фактор журнала в РИНЦ: Норм. цитируемость по направлению: Дециль в рейтинге по направлению: Тематическое направление: Educational sciences. – №. 1. – С. 190-222.
Клабукова М. Г. Эффективная форма работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации //Сборник тезисов областных педагогических чтений «Дополнительное образование детей-инвестиции в будущее региона».–Самара, ГБОУ ДО СО. – 2022. – С. 22.
Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы //Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – Т. 19. – №. 5. – С. 184-188.
Кутян К. В. Копинг-стратегии у детей подросткового возраста //Наука, культура, образование в контексте приоритетов современности. – 2023. – С. 206-208.
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Шкала выявления признаков тревожности ребенка.
Макарова В. А. и др. Копинг-стратегии—ресурс саморазвития подростка. – ООО ДиректМедиа, 2022.
Макшанцева Л. В. Использование методов экспертного оценивания для определения тревожности детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2011. – С. 82-87.
Ногайлиева Д. Р. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. – 2022.
Овчарова Р. В. Психология родительства (учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов) //Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №. 5. – С. 48-49.
Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях //Вопросы психологии. – 1987. – Т. 17. – №. 2. – С. 27-34.
Скворцов Н. А. Основные копинг-стратегии поведения подростков //Наука и образование в современном вузе: вектор развития. – 2022. – С. 256-258.
Чистопольская К. А. и др. Концепт «Сочувствие к себе»: российская адаптация опросника Кристин Нефф //Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – №. 4. – С. 35-48.
Шаболтас А. Психологические основы превенции ВИЧ-инфекции. – Litres, 2022.
Эйдемиллер Э. Г., АСВ В. В. Ю. Анализ семейных взаимоотношений //URL: http://testoteka. narod. ru/dro/1/07. html. – 2001.