Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка

0
0
Материал опубликован 9 May





















Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка





























Автор программы: Вилкина Ангелина Леонидовна,

учитель МБОУ СОШ№16 г.Чистополь

1 Нормативно - правовые документы

Программа родительского просвещения разработана в соответствии с:

Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 № 223 - ФЗ.

Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Законом РФ от 20.05.99 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями).

Законом РФ от 24.04. 2018 г. № 48 -ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N52831).

Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.

Лицензия на образовательную деятельность.



2 Пояснительная записка

2.1 Цели и задачи программы

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся подросткового возраста по развитию конструктивных детско-родительских отношений в рамках разрешения трудной жизненной ситуации подростка».

Цель программы: создание условий для развития конструктивных детско-родительских отношений в рамках решения трудной жизненной ситуации подростка, способствующих становлению у подростков умения осуществлять эффективный процесс преодоления проблемной ситуации, которое будет способствовать совершенствованию подростками умения грамотно реагировать на различные проблемные обстоятельства, переживыемыми ими как безысходные.

Задачи программы:

Психологическое просвещение родителей о возрастных особенностях развития подростков, о внутренних противоречиях личности данной возрастной категории;

Теоретическое просвещение родителей о таких понятиях, как психоэмоциональное напряжение, тревожность и копинг-стратегии поведения в рамках решения трудной жизненной ситуации;

Изучение семей учащихся, уровня их тревожности (изучение жизненного пространства ребенка);

Оказание помощи в разитии творческого потенциала родителей в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии, понимании и взаимной поддержке;

Развитие умения у родителей использовать новые способы взаимодействия с подростком с целью совместного преодоления трудной жизненной ситуации.







2.2 Методологические основы реализации программы и механизмы воздействия

1. Деятельностный подход: основывается на признании деятельности основой, средством и решающим условием развития личности. Он требует специальных усилий, направленных на отбор и организацию деятельности адресата программы, на активизацию и перевода его в позицию субъекта познания, труда и общения, что, в свою очередь, предполагает выработку умений организовывать, выполнять, регулировать, контролировать деятельность, анализировать и оценивать ее результаты (А.Н. Леонтьев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец.).

2. Личностно-ориентированный подход: основывается на моделировании педагогических условий становления опыта «быть личностью» (В. В. Сериков), осваиваются пути и способы актуализации развития опыта личности (С.Л.Рубинштейна).

3. Гуманистический подход: осознание ценности своего существования, принятие ответственности за совершенные поступки; стремление к личностному росту (К. Роджерс, А. Маслоу).

В зависимости от методологической ориентации ведущими в программе сопровождения выделены следующие механизмы воздействия:

1. Сообщение информации. Получение участниками программы сопровождения разнообразных сведений о психологических новообразованиях подросткового возраста, трудных жизненных ситуациях, с которыми стлакиваются подростками, а также применяемых ими копинг-стратегий в рамках разрешения трудных жизненных ситуаций, способствующих им лучше понять себя и окружающих, изменить свое видение и поведение.

2. Интерперсональное влияние. Изменение и расширение образа «Я» за счет получения новой информации адресатам программы о себе посредством анализа собственных переживаний, эмоциональных и поведенческих стереотипов в ходе обратной связи.

3. Рефлексия представляет собой особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи о самом себе, переосмысление человеком происходящих изменений, которые уже вошли в сферу сознания.

4. Идентификация – знакомство с новыми эффективными способами поведения в рамках анализа личности себя и другого человека.

2.3 Целевая аудитория и требования к участникам

Программа психологического сопровождения адресована родителям учащихся подросткового возраста, испытывающих проблемы в преодолении трудной жизненной ситуации. В сопровождении могут участвовать каждый из родителей в индивидуальном формате.

2.4 Условия работы по программе, количество часов

Человек, реализующий программу, должен иметь психологическое образование, иметь опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт проведения тренинговых групп и опыт работы с детьми и родителями подросткового возраста. Ведущий должен владеть навыками поддержки, активного слушания, «Я-высказывания» и применять их по отношению к личности или, в случае коллективных занятий - участникам группы во время их совместной деятельности.

Программа построена из 6 занятий с родителями примерно по 2 часа каждое. Продолжительность реализации программы составляет примерно 12-13 часов. Частота встреч определяется с учётом пожеланий участников группы. Перерывы между занятиями должны быть, с одной стороны, достаточно малы, чтобы у участников сохранялся настрой на психологическое общение, с другой стороны, достаточно велики, чтобы родители имели возможность применять полученные навыки в общении с детьми и анализировать это наиболее рациональным является режим занятий 1 раз в неделю с реализацией контроля в результате каждого отдельно проведенного этапа работы.

2.5 Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в отдельном помещении (t1746811570aa.gif20-25 t1746811570ab.gif). Учебный материал (пачка листов бумаги А4. ручки и карандаши цветные и простые, методики с необходимым стимульным материалом); мебель и оборудование (стол и стул для психолога); шкаф для пособий и техники; уголок мягкой мебели; рабочие места для родителей; технические средства (ПК, мультимедийная система).

Планируемые результаты

Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его состояний, поможет организовать их работу с собственными состояниями и вывести уровень взаимоотношений в детско-родительской среде на качественно новый уровень, способствуя развитию умения у взрослого оказания помощи подростку в совершенствовании механизмов преодоления конфликтов и повышению уровня его самостоятельности.









































3 Содержание программы

Занятие/мероприятие

Продолжительность

Предполагаемый результат

1

Работа с метафорой “Каждый плод – это, конечно, уникальный представитель каждого вида. Кокос… Какой же он невзрачный, даже твердый. Однако в памяти все то же сладкое молоко и очень нежная мякоть. Чтобы узнать вкус этого кокоса, его необходимо попробовать, Но как? Конечно, с определенным терпением и пониманием сути.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Понимание важности собственных знаний при исследовании, осознание необходимости работы над собой.


Диагностика родительства Р.В. Овчаровой (https://psytests.org/parent/sozrodF_1.html)

t1746811570aa.gif0,18 ч

Осознание уровня компетентности родителей в вопросах детской психологии.

1 встреча-знакомство

t1746811570aa.gif0,48 ч

2

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений»/Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 лет до 21 года (https://psylab.info/Опросник_«Анализ_семейных_взаимоотношений»/Текст_опросника_для_родителей_подростков_в_возрасте_от_11_лет_до_21_года)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Определение способа воспитания ребенка в семье.

Лекционный материал №1 "Социальная ситуация развития в подростковом возрасте", “Ведущая деятельность в подростковом возрасте”, “Специфические особенности психики и поведения подростков”, “Психологические новообразования подросткового возраста” (Электронный учебник по возрастной психологии Кагермазова Л.Ц., д.психол.н.).

(https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf?ysclid=lp3qws9dk747452209)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Исследование основных особенностей подросткового возраста, его новообразований и развития психики.

Кейс-игра “Отношения с родителями” — это один из важнейших факторов, влияющих на формирование личности и характера ребенка. Дети часто берут в качестве примера модель поведения взрослых и делают выводы на основе ситуаций, в которых они взаимодействуют с родителями. Большинство мам и пап не придает значения мелким ежедневным конфликтам и не обращают внимания на то, как они разговаривают с детьми и за что их наказывают.

С помощью разработанных психологами кейсов вы(https://www.ya-roditel.ru/contests-promotions/cases/?SECTION_ID=24440#casescontent)

t1746811570aa.gif0,35 ч

Определение последствий для ребенка привычных действий родителей.

Анализ родителями собственного опыта общения с ребенком, его разбор и оценка того, как можно избежать тех или иных проблем.

Получение рекомендаций по выбору конструктивных методов воспитания в каждой ситуации, которые помогут действовать в интересах ребенка и выстраивать с ним гармоничные отношения.


Лекционный материал №2 “Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях”. Разработка памяток по связи трудных ситуаций и, следовательно, поведения подростка при столкновения с ними)

(http://www.voppsy.ru/issues/1987/871/871027.html)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Анализ поведения личности подростков при столкновении с трудной ситуации, оценка его состояний и поведения.

Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу состояния подростка, его возможностей справиться с трудной жизненной ситуацией”. – Концепт «Сочувствие к себе»: российская адаптация опросника Кристин Нефф.

(https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2020_n4/chp_2020_n4_Chistopolskaya_Osin_et_al.pdf?ysclid=lp3szmppir430476152)

t1746811570aa.gif0,1 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

2 занятие

t1746811570ac.gif2,25 ч

3

Лекция - интерпретация результатов анализа семейных взаимоотношений, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. При наличии отражение типа негармоничного воспитания. Описание сочетания различных отклонений в воспитании. Отражение психологических причин отклонений в семейном воспитании.

(https://psylab.info/Опросник_«Анализ_семейных_взаимоотношений»#.D0.9E.D0.BF.D0.B8.D1.81.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BA.D0.B8)

t1746811570aa.gif0,5 ч

Оценка родителем корректности используемого способа воспитания в семье, рефлексия реализованного опыта.

Оглашение результатов проведенной в рамках домашнего задания методики с интерпретацией результатов, полученных подростком.

(https://psyjournals.ru/journals/chp/archive/2020_n4/chp_2020_n4_Chistopolskaya_Osin_et_al.pdf?ysclid=lp3szmppir430476152)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Оценка родителем механизмов преодоления трудной ситуации подростком, их достоинств и недостатков.

Анализ статьи Артюховой Т.Ю., Басалаевой Н.В. “Тревожность современных подростков”. (https://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_4-1_04.pdf)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Оценка типов тревожности, основных аспектов ее проявления в подростковом возрасте, оценка направлений организации психокоррекционных мероприятий.

Разбор кейсов по оценке особенностей подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

(https://nacedu.by/psihologiya/grazhdanam/game/kejs-017)

t1746811570aa.gif0,45 ч

Выявление родителем корректности и некорректности поступков в той или иной ситуации с подростками, формирование в структуре их личности видения грамотных путей решения проблемы.

Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу особенностей ребенка, его проявлений, взаимоотношений и оценка своего поведения.

t1746811570aa.gif0,1 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

3 занятие

t1746811570aa.gif2,25 ч

4

Обсуждение результатов анализа, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

Реализация методики “Диагностика профессиональной и родительской тревожности”. Форма Б. Стр. 51.

(https://djvu.online/file/Cc11tWmWXgVwR?ysclid=lp3uv36kug60891199)

t1746811570aa.gif0,15 ч

Прохождение методики с целью последующего выявления родителем собственного уровня тревожности.

Лекция “Симбиотическая привязанность: тревожные дети тревожных родителей”. Анализ проявлений симбиотической привязанности у ребенка. Портрет мамы ребенка с симбиотической привязанностью. Последствия в детском возрасте. Последствия во взрослой жизни. Способы помощи ребенку с симбиотической направленностью”.

(https://vc.ru/u/566739-vladislav-kocheryzhkin/577522-simbioticheskaya-privyazannost-trevozhnye-deti-trevozhnyh-roditeley)


t1746811570aa.gif0,6 ч

Оценка родителем связи тревожных родителей и детей. Анализ основных способов помощи ребенку с симбиотической направленностью.

Анкета по выявлению тревожности ребенка по Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М. (http://www.eduportal44.ru/koiro/rv/SiteAssets/SitePages/3.5.2/АНКЕТА%20ПО%20ВЫЯВЛЕНИЮ%20ТРЕВОЖНОСТИ%20РЕБЕНКА.pdf)

t1746811570aa.gif0,5 ч

Прохождение методики с целью последующего выявления родителем уровня тревожности ребенка.

Статья Серябряная А.В. “Часто родители обращаются к психологам по поводу своих тревожных детей. А если вы сами тревожный родитель?”
(
https://растимдетей.рф/articles/roditelskaya-trevoga-i-giperopeka?ysclid=lfmh4fd7xc388888860)

t1746811570aa.gif0,5 ч

Анализ и оценка родителем проявлений и истоков собственной тревоги

Рассмотрение основных методов избавления от тревоги и страха.

Анализ влияния тревожных состояний родителя на конкретного ребенка, путей исправления данной ситуации (возможно проигрывание сначала некоторой ситуации.

Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией.

t1746811570aa.gif0,1 ч

Определение психологом различных проявлений тревоги и гиперопеки родителей и отражение способов борьбы с ней.

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

4 занятие

t1746811570aa.gif2,15 ч

5

Обсуждение результатов проведенной методики по выявлению тревожности родителя, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

Оглашение результатов методики по определению уровня тревожности ребенка с интерпретацией результатов.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Определение и оценка родителем проявлений и истоков тревоги личности подростка.

Знакомство родителей с простыми поведенческими вмешательствами для преодоления тревоги. Работа с некоторыми из них на практике.

(https://hypnosis-center.ru/blog/detail/6-prostykh-povedencheskikh-vmeshatelstv-dlya-lecheniya-trevozhnosti/?ysclid=lp3w76dgrc766654426)

t1746811570aa.gif0,4 ч

Оценка и применение на практике основных техник по снижению уровня тревожности состояния.

Проработка возможных вариантов возможной помощи ребенку по преодолению тревоги в семье. Рекомендации для родителей.

(https://tmn.aif.ru/society/details/podrostkovaya_trevoga_i_trevozhnost_chto_vremenno_a_chto_navsegda?ysclid=lp3xgvdls8767134604)

t1746811570aa.gif0,35 ч

Оценка и анализ родителем основных принципов возможной помощи ребенку по преодолению трудной жизненной ситуации в семье.

Просмотр видеоролика “Моя история тревожного расстройства”. Анализ опыта выступающего. Обсуждение темы помощи родителей в тревожной ситуации. Как правильно помогать ребенку?

(https://yandex.ru/video/preview/8382823374884934188)

t1746811570aa.gif0,6 ч

Анализ и оценка тревожного состояния и последствий неэффективного опыта его преодоления. Рефлексия “Как правильно помогать своему ребенку?”

Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по анализу стратегий преодоления трудных ситуаций в подростковом возрасте.

t1746811570aa.gif0,1 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

5 занятие

t1746811570aa.gif2,05 ч

6

Обсуждение результатов анализа, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя. Анализ выявленных копинг-стратегий в рамках реализации личности в определенных трудных ситуациях.

t1746811570aa.gif0,35 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций. Анализ выявленных копинг-стратегий в рамках реализации личности в определенных трудных ситуациях.

Анализ основных положений статьи Калининой Н.В. “Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников”

(https://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-zhiznennye-situatsii-s-pozitsii-sovremennyh-shkolnikov-soderzhanie-i-preodolenie)

t1746811570aa.gif0,55 ч

Анализ родителем основных механизмов реагирования подростка на возникающие трудные жизненные ситуации.

Лекция “Изучение природы совладающего поведения” на основании статьи Крюковой Т.Н. “Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы.

(https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-sovladayuschego-povedeniya-sovremennoe-sostoyanie-problemy-i-perspektivy?ysclid=lp3ymyrebp274311962) и рассмотрение вариантов копинг-поведения по методике Э. Хейма.

t1746811570aa.gif0,6 ч

Развитие знаний по рассматриваемой теме, анализ существующих копинг-стратегий при решении конкретных проблемных ситуаций.

Упражнение-исследование проявление тревожности (построение графика)

t1746811570aa.gif0,5 ч

Прохождение упражнения с целью последующего выявления динамики уровня родительской тревожности

Рефлексия занятия. Определение положительных и отрицательных эмоциональный аспектов занятия, трудностей и, наоборот, легких задач, которые встречались на пути анализа особенностей личности подросткового возраста и ее столкновения с трудной жизненной ситуацией. Выдача домашнего задания по корректной оценке знаний и применений соотвествующих копинг-механизмов в трудных ситуациях.

Опросник копинг стратегий школьного возраста (младше 14 лет)

(https://studopedia.ru/7_27379_oprosnik-koping-strategiy-shkolnogo-vozrasta.html?ysclid=lp3zt96yjl899345905)

Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (с 14 лет)

(https://psylab.info/Опросник_«Способы_совладающего_поведения»_Лазаруса/Тестовый_материал) и последующая беседа родителя с подростком относительно существующих копинг-стратегий при разрешнии трудной ситуации.

t1746811570aa.gif0,1 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

6 занятие

t1746811570aa.gif2,1 ч

7

Обсуждение результатов “домашнего задания”, выдвижение сильных и слабых сторон родителем, задавание вопросов психологом по интересующим аспектам поведения и отношения ребенка и родителя.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

Оглашение результатов упражнения-исследования с интерпретацией результатов и анализ динамики результата.

t1746811570aa.gif0,3 ч

Совместная разработка плана профилактики и своевременного определения пребывания личности в трудной жизненной ситуации на основании ранее пройденных занятий и погружения в лекцию “Профилактика трудной жизненной ситуации” , разработанной учреждением “Климовичского районного центра социального обслуживания населения”.

(http://klimrcson.by/?page_id=294)

t1746811570aa.gif0,65 ч

Обсуждение видения эффекта от консультаций.

Выдача домашнего задания по корректной оценке знаний и применений соотвествующих копинг-механизмов в трудных ситуациях через неделю консультации.

Опросник копинг стратегий школьного возраста (младше 14 лет)

(https://studopedia.ru/7_27379_oprosnik-koping-strategiy-shkolnogo-vozrasta.html?ysclid=lp3zt96yjl899345905)

Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса (с 14 лет)

(https://psylab.info/Опросник_«Способы_совладающего_поведения»_Лазаруса/Тестовый_материал).

t1746811570aa.gif0,2 ч

Оценка родителем динамики применения его ребенком механизмов разрешения проблемной ситуации и методов ее проживания.

7 занятие

t1746811570aa.gif1,45 ч

Итого, продолжительность реализации программы

t1746811570aa.gif13,18 ч














Информационные и библиографические источники

Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков //Альманах современной науки и образования. – 2009. – №. 4-1. – С. 15-19.

Болдина К. В. Роль родительского отношения в развитии тревожности у детей //Интеграция психолого-педагогических наук и актуальных образовательных практик. – 2018. – С. 19-23.

Идиатуллина Л. Е. Вопросы профилактики обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию //ББК 74.0 С 83. – 2023. – С. 322.

Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология //Психология развития.-[Электронный ресурс]-URL: http://www. studfiles. ru/preview/2780632. – 2005.

Калинина Н. В. Трудные жизненные ситуации с позиции современных школьников: содержание и преодоление //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – №. 3. – С. 245-250.

Киселева А. А., Кузьмин М. Ю., Козлов В. В. Особенности совладающего поведения //Интеграция образования. – 2020. – Т. 24. – №. 4 (101). – С. 641-655.

Киц Э. Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации //ИНФОРМ-ОБРАЗОВАНИЕ Учредители: Издательство" Учитель" БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ: Входит в РИНЦ®: да Цитирований в РИНЦ®: 0 Входит в ядро РИНЦ®: нет Цитирований из ядра РИНЦ®: 0 Норм. цитируемость по журналу: Импакт-фактор журнала в РИНЦ: Норм. цитируемость по направлению: Дециль в рейтинге по направлению: Тематическое направление: Educational sciences. – №. 1. – С. 190-222.

Клабукова М. Г. Эффективная форма работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации //Сборник тезисов областных педагогических чтений «Дополнительное образование детей-инвестиции в будущее региона».–Самара, ГБОУ ДО СО. – 2022. – С. 22.

Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы //Вестник Костромского государственного университета. – 2013. – Т. 19. – №. 5. – С. 184-188.

Кутян К. В. Копинг-стратегии у детей подросткового возраста //Наука, культура, образование в контексте приоритетов современности. – 2023. – С. 206-208.

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Шкала выявления признаков тревожности ребенка.

Макарова В. А. и др. Копинг-стратегии—ресурс саморазвития подростка. – ООО ДиректМедиа, 2022.

Макшанцева Л. В. Использование методов экспертного оценивания для определения тревожности детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. – 2011. – С. 82-87.

Ногайлиева Д. Р. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. – 2022.

Овчарова Р. В. Психология родительства (учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов) //Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №. 5. – С. 48-49.

Тышкова М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях //Вопросы психологии. – 1987. – Т. 17. – №. 2. – С. 27-34.

Скворцов Н. А. Основные копинг-стратегии поведения подростков //Наука и образование в современном вузе: вектор развития. – 2022. – С. 256-258.

Чистопольская К. А. и др. Концепт «Сочувствие к себе»: российская адаптация опросника Кристин Нефф //Культурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – №. 4. – С. 35-48.

Шаболтас А. Психологические основы превенции ВИЧ-инфекции. – Litres, 2022.

Эйдемиллер Э. Г., АСВ В. В. Ю. Анализ семейных взаимоотношений //URL: http://testoteka. narod. ru/dro/1/07. html. – 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации