12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маркина Марина Николаевна18


Управление образования администрации Александровского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

"Александровский районный центр дополнительного образования "ДАР"



Принята на заседании

Педагогического совета

от «___» _____ 20___г.

Протокол № ____

Утверждаю

Приказ от «___» ____ 20__г. №__

Директор МБУДО «АРЦДО «ДАР»

И.А. Маликова





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Эрудит»

(по подготовке детей к обучению грамоте)

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года



Cоставитель:

Маркина Марина Николаевна

Педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории









г. Александров 2020г


1. Пояснительная записка.

Дошкольное детство – это очень важный отрезок в жизни каждого человека. И он имеет непреходящее значение, так как развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации и т. д.

Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоционально- личностному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

Внимание дошкольников обладает существенными особенностями по сравнению с детьми старших возрастов. Если внимание ребенка 3-4 летнего возраста почти не поддается внешнему управлению, то в старшем дошкольном возрасте ситуация меняется. К этому возрасту формируется контролируемая функция внимания. То есть, допустим, что ребенок выполняет работу по заданному образцу и совершает ошибки, то он уже способен обнаружить их самостоятельно, отметив разницу между образцом и результатом своей деятельности. Способность поддерживать внимание к отвлеченным, абстрактным вещам формируется у ребенка только к 9-10 годам.

В дошкольный период активно развивается память. Если в 3-4 года память ребенка непроизвольна, то старший дошкольник уже переходит от непроизвольного запоминания к произвольному. Ребенок к 6 годам уже умеет группировать слова, данные ему для запоминания, находя между ними смысловые связи, меняя при этом их порядок при воспроизведении. Старший дошкольник начинает повторять предложенный материал не во время запоминания, а после и постепенно переходит к мысленному повторению. Знания 6-летнего ребенка позволяют не запоминать информацию в чистом виде, как он делал в 3-4 года, а ассоциировать ее с уже имеющейся, используя различные формы и приемы припоминания.

Такой важный психический процесс как мышление в старшем дошкольном возрасте уже не так сильно зависит от восприятия. Ребенок обращает внимание не на одну какую- либо черту или характеристику предмета, а замечает и остальные Постепенно он овладевает одновременно различными сторонами объекта своего внимания, научается применять логическое мышление к конкретным ситуациям.

Старший дошкольный возраст считается периодом интенсивной подготовки к школе.

Подготовка ребенка к школе важная задача, включающая умственное и физическое развитие, знакомство с окружающим миром и эстетическое воспитание, развитие речи, личностное развитие и многое, многое другое.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, проходят определенную подготовку в детском дошкольном учреждении и перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, и учесть проблемы устройства детей в дошкольные учреждения, то становится ясным, что необходима организация подготовки к школе детей, которые воспитываются и обучаются в домашних условиях и не посещают детский сад.

Наша задача - создать домашним детям условия для формирования социально- эффективных форм общения со сверстниками и взрослыми, помочь в формировании положительных черт характера, в коррекции нежелательных форм поведения.

Актуальность вышеизложенных проблем интеллектуального и эмоционально- личностного развития старших дошкольников привела к созданию развивающее - коррекционной программы (для дошкольников 5-7 лет, не посещающих детский сад) на базе АРЦДО «ДАР».

2. Цель:

Повышение уровня подготовки ребенка к школе через раскрытие его творческого, нравственного, интеллектуального потенциала.

3.Задачи:

1. Развивать познавательную сферу ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь).

2. Формировать произвольность всех психических процессов.

3. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками.

6. Продолжать формировать этические представления.

7. Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей дома.

4. Структура программы:

Программа состоит из 4-х частей:

1. Адаптационно- диагностический период.

2. Развитие и коррекция познавательной сферы дошкольника.

3. Развитие и коррекция эмоционально- личностной сферы.

4. Консультации родителей по запросу.

5. Направленность программы.

Социально-педагогическая. Программа направлена на подготовку ребенка к школе и развитие и коррекцию эмоционально- личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

6. Методические приемы и способы обучения.

1.Дидактические развивающие игры (игры на развитие познавательных процессов, конструктивного мышления, пространственных представлений), представленные в большом количестве.

2.Беседы.

3.Упражнения (творческого и подражательно- исполнительного характера).

4.Игры с правилами: сюжетно- ролевые, словесные, подвижные.

5.Творческие игры: сюжетно- ролевые.

6.Моделирование и анализ заданных ситуаций.

7.Чтение художественных произведений.

8.Рассказ взрослого и рассказы детей, сочинение историй.

9.Групповое обсуждение и оценка случаев, поступков, ситуаций.

10.Соревнование, мини- конкурсы.

11.Свободное и тематическое рисование.

12.Психомышечная гимнастика.

7. Формирование группы.

Формирование группы осуществляется в начале учебного года, по запросам родителей, возрастным и интеллектуальным особенностям детей. В группу принимаются дети 5-6 лет.

8. Длительность программы: 2 года. 72 занятия (144 часа).

9. Условия реализации:

Рекомендуемое время занятия для детей старшего дошкольного возраста - 30 минут. Считаем время проведения занятия 30 минут одним учебным часом.

1)Первичная диагностика проводится в течение первого месяца посещения детей группы 1 раз в неделю.

2)Занятия проводятся 1 раз в неделю.

3)Продолжительность однократного занятия составляет 60 минут с перерывом 10 минут.

Данное занятие включает в себя два основных раздела программы, которые проходят по 30 минут в рамках одного занятия. 1 часть занятия посвящается развитию и коррекции познавательной сферы ребенка, развитие речи, подготовка руки к письму . 2 часть занятия - развитию и коррекции эмоционально- личностной сферы. По запросу предусмотрены консультации для родителей детей, посещающих данную программу.

10. Структура занятий.

-Приветствие (с детьми выбираем форму приветствия, чтобы создать в группе доброжелательный настрой).

-Интеллектуальная разминка (вопрос-ответ, загадки).

-Основная часть. Игры, соответствующие цели занятия.

-Подвижные игры.

-Психомышечная гимнастика, релаксация.

-Рефлексия.

- Ритуал прощания.

11. Научная обоснованность программы.

Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). В программе мы придерживаемся идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Методологической основой программы является концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

12. Критерии эффективности программы и используемые диагностики и методики:

Соответствие уровня развития познавательных процессов (Мышления, внимания, памяти, воображения) возрастным нормам.

Диагностика соответствия уровня развития познавательных процессов ребенка.

Е. А. Стребелева. Психологическое обследование детей (для детей 5, 6, 7 лет).- Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным (для выявления умения внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого).

Тест "Найди отличия" (для выявления уровня развития наблюдательности).

Тест "Классификация" (для исследования логического мышления).

Произвольность психических процессов.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика. Тест состоит из 4-х частей: тест “Рисунок человека”(мужской фигуры); копирование фразы из письменных букв; срисовывание точек; опросник.

Тест, разработанный Р. С. Немовым. "Чего не хватает?" (для выявления уровня внимательности и произвольности).

Тест "Десять слов (для изучения произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться).

Методика «Да и нет» (для исследования произвольного внимания и памяти при определении).

Методика «Вежливость» (для диагностики уровня произвольности процессов).

Сформированность самосознания и адекватной самооценки.

Методика Басиной Е. З. Анализ содержания детского самосознания.

Методика «Лесенка» (исследование самооценки).

Социально-психологическая готовность.

Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей».

С. А. Банков. Степень психосоциальной зрелости (кругозор). Тестовая беседа.

Опросник на тревожность Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. (для выявления уровня тревожности).

Уровень сформированности учебно-познавательного мотива.

Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников» Беседа о школе» Т. А. Нежновой.

Методика М. Р. Гинзбург. Определение мотивов учения старших дошкольников.

13.Система отслеживания результатов.

Программа считается эффективной, если в итоге выявлены позитивные изменения в психическом развитии детей, зафиксировано продвижение каждого ребенка относительно его индивидуальных возможностей.

Началом отслеживания можно считать первичную диагностику познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы.

Периодичность проведения методик – 2 раза в год. Динамики изменений, полученные в результате проведения методик, дает возможность судить об изменениях, происшедших с каждым ребенком в период обучения в группе.

Составление истории развития (сбор первичной информации от социального окружения ребенка) помогает педагогу-психологу грамотно выстраивать индивидуальные отношения с ребенком, быстрее понять причины возможных затруднений.

Активное сотрудничество с родителями является обязательным условием успешной реализации программы.

Основными формами сотрудничества являются беседы- консультации с родителями (как индивидуальные, так и групповые), присутствие родителей на занятиях (по необходимости), обмен информацией до и после занятий и т.д.

Итогом и показателем эффективности программы служит заключительная диагностика детей, проводимая в последний месяц занятий.

Сравнение показателей первичной и итоговой диагностики будет свидетельствовать об эффективности программы. После итогового обследования ребенка родители получают заключение об актуальном уровне развития ребенка, об индивидуальных особенностях ребенка и о трудностях, которые могут возникнуть при обучении, а также о способах их преодоления.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках.

ЗРИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 20, решает примеры.

ПАМЯТЬ:

Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.

Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов.

МЫШЛЕНИЕ:

Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:

Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ:

Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, тонкая моторика.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

личностная готовность: включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;

интеллектуальная готовность: предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация;

социально-психологическая готовность: этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.


14. Тематический план.

Раздел

№ темы

Тема занятий

Кол-во часов


1.Адаптационно- диагностический период.

1

Адаптация детей в группе.

28

2

Первичная диагностика детей.

2. Развитие и коррекция познавательной деятельности.



1

Развитие восприятия.

10

2

Развитие мышления.

10

3

Развитие внимания.

9

4

Развитие памяти.

8

5

Развитие воображения, творческого мышления.

8

6

Развитие тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

8

3. Развитие и коррекция эмоционально- личностной сферы.



1

Изучение эмоционального мира человека.

3

2

Сюжетно- ролевые коммуникативные игры.

4

3

Сказкотерапия.

25

4

Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников.

10

5

Совместная работа (рисование, лепка и т. п.)

7

6

Воспитание культуры поведения.

7

7

Релаксационная программа.

7

ИТОГО

144


13. Учебный план.

БЛОК 2. Развитие познавательной сферы.

1. Развитие восприятия.

Восприятие качеств величины. Цель: Различение величина посредством первичного знакомства с устройством матрешки.

Восприятие качеств величины. Цель: Совершенствование восприятия величины.

Природные ресурсы и полученные знания о величине. Цель: Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину.

Развитие восприятия формы. Цель: Развитие зрительного восприятия формы предметов и геометрических фигур.

Развитие навыков обследования формы предмета. Цель: Обучение рациональным приемам осязательного обследования формы предмета.

Совершенствование восприятия формы. Цель: Развитие осязательного восприятия формы предметов, включение мускульно-двигательного компонента в процессе обследования, воспитание познавательной активности детей.

Развитие восприятия цвета. Цель: Различение цветовых тонов и правильное их называние.

Развитие восприятия звука. Цель: Научить детей прислушиваться к окружающим звукам целенаправленно, воспринимать и различать их.

Цель: Развитие более осознанного и тонкого различения и воспроизведения звука, что является новым шагом в развитии слухового восприятия.

Цель: Формирование целенаправленного восприятия звуков и умения их воспроизведения.

2. Развитие мышления.

Цель: Развитие кругозора, словарного запаса, опыта ребенка. Развитие сообразительности и наблюдательности.

Цель: Развитие логичности и обоснованности мыслительных действий.

Обобщение. Цель: Развитие умения обобщать объекты, выделять главное.

Последовательность. Цель: Развитие логического мышления, умение мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях.

Логика и сообразительность. Цель: Развитие логического мышления, сообразительности, умения устанавливать закономерность, а так же обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.

Узнавание предмета на основе отдельных признаков. Цель: Развитие мыслительных операций, обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков.

Вербально-логические формы мышления. Цель: Выяснение возможности применить отвлеченные категории при включении данного понятия в систему эквивалентных или боле общих понятий.

Логика и аналоги. Цель: Выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Логика и понимание. Цель: Развитие логического мышления.

Закрепление материала.

3. Развитие внимания.

1), 2) Цель: Развитие зрительно-пространственной ориентировки, воображения, активизация внимания и зрительной памяти детей путем сличения предмета с его силуэтом и сопоставления пары «предмет-силуэт» при наличии спорных (похожих между собой) изображений.

3), 4) Цель: Активизация зрительного внимания и памяти, развитие наблюдательности, совершенствование зрительно-пространственной ориентировки в процессе узнавания и описания предмета по контурному изображению его части.

5) Цель: Развитие зрительного внимания и памяти, зрительно-пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

6) Цель: Развитие устойчивости внимания, усидчивости, ориентировки в пространственном расположении предметов.

7), 8) Цель: Развитие сосредоточенности, устойчивости зрительного внимания, наблюдательности.

9) Цель: Развитие произвольного внимания, усидчивости, сосредоточенности.

4. Развитие памяти.

Цель: Развитие запоминания ощущений, улучшение памяти.

Цель: Развитие тактильной памяти, ассоциативного мышления.

Цель: Развитие дифференцированности восприятия объектов, запоминания свойств предметов, узнавание их на основе выделенных свойств.

Цель: Развитие ассоциативной памяти, мышления.

Цель: Развитие зрительной памяти.

Цель: Развитие опосредованного осмысленного запоминания, слуховой памяти, наблюдательности.

Цель: Развитие ориентировки образа в графическом пространстве, совершенствование зрительного запоминания.

Закрепление материала.

5. Развитие воображения, творческого мышления.

Цель: Развитие фантазии, находчивости, наблюдательности, умения понимать иносказание, вычленить своеобразный признак предмета.

Цель: Развитие умений представить предмет по его отдельным признакам.

Цель: Обогащение воображения, здравого смысла ребенка.

Цель: Развитие побуждения к творческим проявлениям.

Цель: Развитие фантазии, творческого мышления детей.

Цель: Развитие воображения, преодоление детского эгоцентризма.

Цель: Развитие творческой активности детей, гибкости мыслительной деятельности.

Цель: развитие фантазии, причинно-следственных зависимостей при решении мыслительных задач.

6. Развитие тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

1) Цель: Развитие тонкой моторики руки, зрительно-двигательной координации, последовательности мышления.

2) Цель: Развитие зрительно-двигательной координации, умения точно останавливаться у края.

3), 4) Цель: Развитие координации и четкости мелких движений руки, развитие точности движений.

5) Цель: подготовка руки к письму, развитие тонкой моторики.

6), 7) Цель: Развитие умения точно попадать в цель.

8) Цель: Закрепление умений зрительно-двигательной координации, развитие тонкой моторики руки.

БЛОК 3. Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы.

1. Изучение эмоционального мира человека.

Цель: Расширение круга понимаемых детьми эмоций, развитие способности определять эмоции по графическим изображениям, развитие способности передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразительных движений (мимики и пантомимики).

Цель: Развитие способности осознавать свои эмоции и эмоциональные реакции других людей.

Цель: Обучение самоконтролю эмоциональных проявлений.

2. Сюжетно-ролевые коммуникативные игры.

Цель: Развитие способности детей к совместной игре, способности договариваться между собой, распределять роли, выстраиванию позитивных отношений.

Цель: Развитие способности детей играть с предметами-заместителями, играть в воображаемой игре.

Цель: Развитие способности детей анализировать совместную игру.

Цель: Развитие умения и формирование интереса детей к театрализованным играм.

3. Сказкотерапия.

2. 3. 4 занятия - Сказки о здоровье, в том числе психическом.

6. 7. 8. занятия – Сказки для школьной адаптации.

9.10. 11. 12. 13. 14. занятия – Сказки об отношении детей к чужим вещам и атрибутам.

15. 16. 17. 18. 19. 20. занятия – Сказки об отношении учеников к знаниям.

21. 22. 23. 24. 25. занятия – Сказки о конфликтах.

4. Предупреждение и разрешение конфликтов.

1) Цель: Развитие способностей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

2) Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

3) Цель: Развитие открытости, умения выражать интерес друг к другу и свое отношений к другим.

4) Цель: Развитие коммуникативных навыков и умение без насилия разрешать конфликты.

5) Цель: Развитие заинтересованности в общей цели.

6) Цель: Развитие готовности идти друг другу навстречу.

7) Цель: Развитие способности и умения терпеть недостатки других.

8) Цель: Развитие умения считаться с интересами других.

9) Цель: Развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

10) Цель: Развитие умения детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию дружбы.

5. Совместная работа.

Цели занятий:

Развитие тонкой моторики рук.

Развитие познавательной сферы детей.

Развитие коммуникативных навыков и умения общаться в группе.

Занятия:

1),2) Лепка из пластилина по теме.

3) Лепка из глины по теме.

4),5) Аппликация.

6) Рисование красками по теме.

7) Рисование карандашами по теме.

6. Воспитание культуры поведения.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

1), 2) – Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков.

3), 4), 5) – Цель: Культура общения между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками.

6), 7) – Цель: Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.





Список литературы.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999г.

Бабаева Т.И. и др. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Издательство: Детство-Пресс. 2004г.

Бабкина. Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для пси-хологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.- М.: Айрис-пресс, 2005.- 144с.

В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80с.- (Программа развития).

Ванюшкина Л.М., Копылов Л.Ю., Соколова А.А. Программа "Кругозор" с метод. рекомендациями: Для дошкольных общеобразовательных учреждений. М. 2006г.

Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения//Научно- методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. — М., 1988. - С. 18-35.

Запаренко В.С. Программа развития и обучения дошкольника: 5-6 лет: Путешествие в страну Сказок. М. 2001г.

Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. / Авт.-сост. Н. А. Завьялова и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 191с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии /сост. С. В. Лесина, Г. П. Попова, Т. Л. Снисаренко. –Волгоград: Учитель, 2008. – 164с.

Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240с.

Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. – 64с. (Псих. служба.)

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб: Речь, 2005- 136с.

Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманист. Изд. центрВладос, 2001.- 256с.: ил.

Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» М. Просвещение - 1986.


Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ/ В. Я. Зедгенидзе.- Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2006.- 112с.- (дошкольное воспитание и развитие).

Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М.: Книголюб, 2008. – 64с. (Психологическая служба.)

Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2005. – 56с. (Психологическая служба.)

Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 72с. (Психологическая служба.)

Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / Под ред. О. М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 80с.

Фомина Л. В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4)5 – 6 лет. Ярославль. 1998.



Приложение 1


Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным (для выявления умения внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого).

Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток.

Задание.
Перед исследованием взрослый объясняет: “Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать. Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. “Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам.” Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы. В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются. “Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.” Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки. “Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.” Через 2 минуты – следующее задание: “Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор.” Должны получиться следующие узоры:

t1642626656aa.png


Оценка результатов: Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, “дрожащая” линия, “грязь” не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.
Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

Тест "Найди отличия" (для выявления уровня развития наблюдательности).

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях). Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Тест "Классификация" (для исследования логического мышления).

.Подготовьте набор корточек различных групп: одежда, посуда, игрушки, мебель, домашние и дикие животные, еда, т.д. Ребенку предлагается разложить картинки (предварительно перемешанные) по группам, далее предоставляется полная свобода. После выполнения ребенок должен объяснить, почему он разложим картинки именно так ( часто дети складывают вместе животных или изображение кухонной мебели и посуды, либо одежду и обувь, в таком случае предложите разделить эти карточки). Высокий уровень выполнения задания: ребенок разложил карточки правильно по группам, сумел объяснить, почему и назвать эти группы ( “домашние животные”, одежда”, “еда”, “овощи” т.д.)




Приложение 2.

Ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йирасика. Тест состоит из 4-х частей: тест “Рисунок человека”(мужской фигуры); копирование фразы из письменных букв; срисовывание точек; Опросник.

выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Тест “Рисунок человека”.
Задание
“Здесь (показывается, где) нарисуй какого-либо дядю, как ты умеешь”. Во время рисования недопустимо поправлять ребенка (“ты забыл нарисовать уши”), взрослый молча наблюдает.
Оценивание.
1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему.
2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано.
3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии.
5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули.

Копирование фразы из письменных букв
Задание
“Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”.
На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная:
Он ел суп.
Оценивание
1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали).
2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз).
3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы.
4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка.
5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье.

Срисовывание точек
Задание
“Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”.
В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали.
Оценивание
1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение.
2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками.
3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов.
4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу.
5 баллов: каракули, чирканье.
После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям:
3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе;
7-12 баллов – средний уровень;
13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития.

ОПРОСНИК
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

Какое животное больше – лошадь или собака?
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)

Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)

Днем светло, а ночью...
(темно = 0;
неправильный ответ = -4)

Небо голубое, а трава ...
(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)

Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)

Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)

Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)

Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)

Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)

Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)

Почему во всех автомобилях тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)

Чем похожи друг на друга молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

Чем похожи друг на друга кошка и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)

Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)

Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)

Какие ты знаешь транспортные средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)

Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0

Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)

Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)

Почему на письмо нужно наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)


Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.


Тест, разработанный Р. С. Немовым. "Чего не хватает?" (для выявления уровня внимательности и произвольности).

Задание
Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно.

Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

t1642626656ab.png     t1642626656ac.png

t1642626656ad.png     t1642626656ae.png

t1642626656af.png

t1642626656ag.png     t1642626656ah.png

Оценка результатов.
10 баллов (очень высокий уровень) – ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.
8-9 баллов (высокий) – время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.
4-7 баллов (средний) – время поиска заняло от 31 до 40 секунд.
2-3 балла (низкий) – время поиска составило 41-45 секунд.
0-1 балл (очень низкий) – время поиска больше 45 секунд.

Тест "Десять слов (для изучения произвольного запоминания и слуховой памяти, а также устойчивости внимания и умения концентрироваться).

Подготовьте набор односложных или двусложных слов, не связанных между собой по смыслу. Например: стол, калина, мел, рука, слон, парк, калитка, окно, бак, собака.
Условие проведения теста – полная тишина.
В начале скажите: “Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить слова, а ты слушай внимательно и постарайся их запомнить. Когда закончу, повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке”.
Всего проводится 5 предъявлений слов, т.е. после первого перечисления и повтора ребенком запомнившихся слов, Вы опять произносите те же 10 слов: “Сейчас я повторю слова еще раз. Ты снова будешь запоминать их и повторять те, которые запомнил. Называй и те слова, которые говорил в прошлый раз, и новые, какие запомнишь”.
Перед пятым предъявлением скажите: “Сейчас я назову слова в последний раз, а ты постарайся запомнить побольше”.
Кроме инструкции вы не должны больше ничего говорить, можно лишь подбадривать.
Хороший результат, когда после первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, после пятого – 8-10 (для старшего дошкольного возраста).

Методика «Да и нет» (для исследования произвольного внимания и памяти при определении).

Ход выполнения задания.

Преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова еда» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова еда» и «нет». Понятно?». (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

Вопросы

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Тебя зовут ... (неверное имя)?

15. Зимой бывает жарко?

16. Ты ходишь на работу?

17. Конфеты бывают горькими?

18. Трава белого цвета?

19. Парикмахер лечит детей?

20. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «0». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

Методика «Вежливость» (для диагностики уровня произвольности процессов).

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе, и представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста».

Содержание команд связано с физическими упражнениями:

1) «руки вперед»; 2) «руки на пояс, пожалуйста»; 3) «присядь»; 4) «руки в стороны»; 5) «руки к плечам, пожалуйста»; 6) «прыгай»; 7) «прыгай, пожалуйста»; 8) «перестань прыгать, пожалуйста».

Успешность выполнения зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинения правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки (выполнение команды без слов «пожалуйста»). Каждая ошибка- 1 балл.

















Приложение 3.


Методика Басиной Е. З. Анализ содержания детского самосознания.

Ребенку предлагают ответить на 5 вопросов.

1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь? Что тебе нравится?

2. Что ты больше всего на свете не любишь? Что ты вообще не любишь? Что тебе не нравится?

3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть таким, как он, не хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Анализ ответов ребенка позволяет выявить: широту представлений о себе (по количеству названных качеств); дифференцированность представлений о себе (название качеств, характеризующих ребенка в различных видах деятельности и в различных ситуациях); уровень осознанности и критичности суждений о себе, соотношение реальных и идеальных представлений.

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие(образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

Методика «Лесенка» (исследование самооценки).

Ребенку показывают нарисованную на листе лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни, почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того, как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким ты хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.


Приложение 4.

Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей».

Инструкция. «Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков у вашего ребенка по степени выраженности.

нет;

немного;

средняя выраженность;

очень много.

ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ




Интенсивность

Обстоятельства



0

1

2

3


1.

Грызет ногти.






2.

Сосет палец.






3.

Отсутствует аппетит.






4.

Разборчив в еде.






5.

Засыпает с трудом.






6.

Спит неспокойно.






7.

Плохо, неохотно встает.






8.

Жалуется на головные боли.






9.

Жалуется на боли в животе.






10.

Часто бывает рвота.






11.

Часто бывают головокружения.






12.

Заикается.






13.

Чрезмерно потеет.






14.

Краснеет, бледнеет.






15.

Легко пугается.






16.

Часто дрожит от возбуждения.






17.

Часто плачет.






18.

Часто моргает.






19.

Дергает рукой, плечом.






20.

Недержание мочи.






21.

Недержание стула.






22.

Бывают припадки злости.






23.

Играет какой-либо частью тела.






24.

Боится за свое здоровье.






25.

Бывают побуждения постоянно и церемон-







но что-либо делать.






26.

Часто мечтает, мысли его где-то далеко.






27.

Не умеет сосредоточиться.






28.

Очень тревожен.






29.

Старается быть всегда тихим.






30.

Видит фантастические предметы.






31.

Боится темноты.






32.

Боится одиночества.






33.

Боится животных. Каких?






34.

Боится чужих людей.






35.

Боится шума.






36.

Боится неудачи.






37.

Бывает чувство стыда, виновности.






38.

Бывает чувство неполноценности.







Затем подсчитайте общее количество баллов и определите сте­пень выраженности психоэмоционального напряжения по схеме:

невысокая степень - от 0 до 19 баллов;

средняя степень — от 20 до 38 баллов;

высокая степень — от 39 до 58 баллов.

Данные Опросника необходимы психологам как дополнительные сведения о ребенке, который не бывает одинаковым в садике, в школе и дома.

С. А. Банков. Степень психосоциальной зрелости (кругозор). Тестовая беседа.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свою фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”, “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы: “Мама Таня”, “Папа работает на работе”.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:

5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.

8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.

15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.

22 – за правильный ответ -2 балла.

16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,
20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Опросник на тревожность Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. (для выявления уровня тревожности).

Не может долго работать, не уставая.

Ему трудно сосредоточиться на чём-либо.

Любимое задание вызывает излишнее беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о напряженных ситуациях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

Руки у него обычно холодные и влажные.

У него нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдержать слезы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1-6 баллов.




























Приложение 5.


Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе старших дошкольников «Беседа о школе» Т. А. Нежновой.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка.

А – ориентация на содержание учебной деятельности - 2 балла.

Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни - 1 балл.

В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

1. Хочешь ли ты идти в школу?

А – очень хочу.

Б – не знаю.

В – не хочу.

2. Почему ты хочешь идти в школу?

А – интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, быть грамотным, умным, много знать и т. д.

Б – новая форма, книги, портфель т т. д.

В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала».

3. Готовишься ли та к школе? Как ты готовишься?

А – с мамой учили буквы, решали задачки и т. д.

Б – приобретение формы, школьных принадлежностей и т. д.

В – занятия не относящиеся к школе.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ребенка спрашивают, бал ли он в школе)

А – уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни.

Б – внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, внешний вид школы, оформление класса и т. д.

В – уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе.

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день?

А – писал бы буквы, читал и т. д.

Б – рисование, конструирование.

В – игры, гулянье, уход за животными и т. д.

Интерпретация результатов.

Результат 10 – 9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована).

8 – 5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника).

4- 0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Методика М. Р. Гинзбург. Определение мотивов учения старших дошкольников.

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Для 6-ти летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1. Собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности, - учебный.

2. широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости учения, - социальный.

3. «Позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими, - позиционный.

4. «Внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиям взрослых и т. п., - внешний.

5. Игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную сферу, - игровой.

6. Мотив получения высокой отметки – отметка.

В основу предлагаемой методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция. Сейчас я расскажу тебе историю. Девочки (мальчики) разговаривали про школу.

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. Если бы не мама, я бы в школу не ходила» (На стол перед ребенком выкладывают карту со схематическим рисунком 1- внешний мотив).

Вторая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, делать уроки. Даже, если бы школы не было, я все равно бы училась». (2 – учебный мотив)

Третья девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (3 – игровой мотив)

Четвертая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большой. Когда я в школе, я чувствую себя взрослой, а до школы я была маленькой». (4 – позиционный мотив)

Пятая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь». ( 5 – социальный мотив)

Шестая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки».

( рисунок 6 – мотив отметка.)

После рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

- Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?














Приложение 6.


Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания

Ребенок

Часто

Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми



2. Теряет контроль над собой



3. Винит других в своих ошибках



4. Завистлив, мстителен



5. Сердится и отказывается что-либо сделать



6. Специально раздражает людей



7. Отказывается подчиняться правилам



8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их



Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6-ти месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Уровни социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста


Уровень


Характеристики



Низкий

(неблагополучный)


нежелание и умение действовать совместно со взрослыми и сверстниками

отсутствие инициативы в общении;

избегание взаимодействия;

отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

исключительная ориентация на собственные действия;

непризнание правил и норм общения и деятельности;

отсутствие понятий «хорошо-плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

конфликтность, агрессивность



Средний


недостаточная инициативность в общении;

предпочтение исключительно пассивных ролей;

ситуативная регуляция аффективных проявлений;

неумение улаживать конфликты;

принятие помощи и возможность её оказания



Высокий


желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

успешное участие в коллективных делах;

успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;

умение уладить конфликт, уступить или настоять на своём;

признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

умение занять себя;

владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.