Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы»
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»
Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город»
с дневным пребыванием детей
«В поисках артефактов дружбы»
Возраст детей: 6,5 – 11 лет
Срок реализации: 1 лагерная смена (21 день)
Автор программы:
Никифорова Юлия Федоровна, заведующий методическим отделом
Кувандык, 2022 год
Содержание
1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.1. |
Актуальность программы |
4 |
1.2. |
Отличительные особенности программы |
4 |
1.3. |
Новизна программы |
5 |
1.4. |
Направленность программы |
5 |
1.5. |
Адресат |
5 |
1.6. |
Цель и задачи программы |
5 |
1.7. |
Ожидаемые результаты |
6 |
1.8. |
Принципы реализации программы |
6 |
1.9. |
Методы реализации программы |
6 |
1.1.0 |
Формы организации деятельности детей |
7 |
1.11. |
Развитие детского самоуправления |
8 |
1.12 |
Система мотивации и стимулирования |
9 |
1.13. |
Образовательная деятельность |
9 |
1.14. |
Учебно-тематический план и содержание учебно-тематического плана |
10 |
1.15. |
Механизм оценки результатов программы |
11 |
1.16. |
Факторы риска |
12 |
2. |
Содержание программы |
|
2.1. |
Модель игрового взаимодействия |
13 |
2.2. |
Ход реализации программы |
13 |
2.3. |
План-сетка смены |
13 |
3. |
Условия реализации |
|
3.1. |
Кадровое обеспечение |
17 |
3.2 |
Информационно-методическое обеспечение |
17 |
3.3. |
Ресурсное обеспечение |
18 |
4. |
Оценка эффективности программы |
|
4.1. |
Система показателей оценки качества реализации |
18 |
4.2. |
Система обратной связи |
18 |
5. |
Список литературы |
19 |
6 |
Приложение |
|
|
Приложение 1 Легенда смены |
21 |
|
Приложение 2 Глоссарий смены |
21 |
|
Приложение 3 Диагностический комплекс |
21 |
1. Пояснительная записка
Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.
Д.С. Лихачев
2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».
По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.
Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.
Нематериальное культурное наследие – часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество – сказки, былины, песни и многое другое.
Смена летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы» – это модель многонационального социума с общечеловеческими ценностями. Татары, башкиры, казахи, русские живут в лагере общей отрядной повседневной жизнью, жизнью одной большой дружной семьи. Совместная деятельность, детей разных национальностей, насыщенное дружелюбное общение приобщает к духовно-нравственным ценностям, заложенным в различных народных культурах.
Каждый день лагерь погружается в мир культуры, языка, символов, обычаев и традиций одного из народов. В игровой интерактивной форме дети обсуждают особенности традиций, культуры, истории этого народа, сравнивают свои представления об этой национальности с реальными фактами, учат слова, с помощью которых они смогут приветствовать друг друга в этот день. Важно, чтобы дети почувствовали, что их народ – не единственный в этом мире, что их окружают множество культур, они отличаются друг от друга, но каждая из них по-своему интересна.
Использование игрового сюжета в рамках лагерной смены решит задачу формирования у подрастающего поколения целостного представления об историческом и культурном пространстве малой родины – Кувандыкском городском округе, предоставит возможность каждому ребенку научиться ощущать себя достойным представителем, хранителем и создателем социокультурных и исторических ценностей своего края.
Программа позволит обогатить детей и подростков опытом социализации и создаст ресурс для их гражданского становления.
Использование краеведческого материала своей местности расширит и углубит представления о родном крае.
1.1 Актуальность программы
Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, время открытий, когда дети имеют возможность внимательно посмотреть на мир вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы отмечается рост внимания государства к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную функцию по оздоровлению и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.
Лагерь с дневным пребыванием детей создаёт оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.
За многолетний опыт организации лагеря дневного пребывания «Солнечный город», организованного на базе «Дома пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» в нем создана уникальная воспитательная система, которая даёт положительные результаты. Анализ работы оздоровительного летнего лагеря на протяжении ряда лет показал эффективность работы, организованной в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый год педагоги стремятся разнообразить работу лагеря, каждая программа имеет свое конкретное название, цели и задачи. За последние годы успешно реализованы программы: «Лето в кадре» (2017 г.), «Тайна волшебного цветка» (2018 г.), «Тайна заброшенного театра» (2019 г.), «Путешествие в Долину счастья» (2021 г.).
Проанализировав накопленный опыт работы лагеря дневного пребывания, приняв во внимание пожелания и предложения детей и родителей, коллектив МБУДО «ДПШ» решил разработать программу смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы». Идея программы созвучна тематике Года культурного наследия народов России: «популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».
Программа реализуется в течение одной лагерной смены (21 день) и ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.
1.2 Отличительные особенности программы
При написании программы были проанализированы программные материалы летних оздоровительных лагерей: «Родными тропами» (г. Киров, 2019 г.), «С улыбкой по родному краю» (г. Кострома, 2019 г.), «Юные краеведы» (г. Оренбург, 2019 г.).
Педагогическая эффективность реализации программы «В поисках артефактов дружбы» заключается в следующем:
- выстроена система работы по формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине, окружающим людям и себе, как части данного общества;
- разработана стратегия включения регионального компонента с применением местного краеведческого материала;
- комплексное сочетание различных направлений образовательно-воспитательной деятельности лагеря (краеведческое, художественного, творческого, физкультурно-спортивного, трудового) направлено на реализацию основной концептуальной идеи смены, отраженной в ее названии;
- организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в самореализации детей, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем;
- использование инновационных форм образовательной, культурно-досуговой, игровой деятельности способствуют более полному раскрытию потенциала каждого ребенка, формированию у детей навыков межкультурной коммуникации.
1.3 Новизна программы
Новизна программы «В поисках артефактов дружбы» заключается:
- в использовании инновационной формы организационно-игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры «Рамазан и Алёнка») в рамках реализации идеи смены. В ее основу закладывается легенда лагеря, связанная с культурными традициями Кувандыкского района, Оренбургской области и основанная на материале, касающегося национальных культурных ценностей России;
- в использовании системы стимулирования индивидуальных и коллективных достижений, способствующих активизации познавательной деятельности детей и подростков, развитию навыков внутрикомандного взаимодействия;
- в построении целостного интегрированного образовательного и воспитательного процесса, использующего формы социально-культурной работы и весь имеющийся потенциал МБУДО «ДПШ»;
- в функционировании творческих мастерских по различным направлениям образовательно-воспитательной деятельности лагеря.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности включения каждого ребенка в разнообразные виды внутрилагерной деятельности, в создании условий для его самовыражения на разных уровнях: в рамках работы отряда, реализации образовательного модуля, творческих мастерских и лагеря в целом.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья (в том числе и для детей с ОВЗ).
1.4 Направленность программы
Программа имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на социализацию детей в условиях лагеря дневного пребывания, развитие ценностно-ориентированных, познавательных, творческих способностей детей и подростков в сфере культуры, этнокультурного многообразия и передачу им исторического и культурного опыта жителей Кувандыкского городского округа.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания детей в условиях летнего лагеря дневного пребывания.
1.5 Адресат
Программа адресована следующим категориям лиц:
- детям в возрасте от 6,5 до 11 лет и их родителям (законным представителям) с целью информирования о целях, содержании и предполагаемых результатах освоения программы;
- педагогическим работникам как руководству к практической деятельности;
- администрации лагеря «Солнечный город» для координации деятельности педагогических работников по выполнению требований к условиям реализации программы.
1.6 Цели и задачи программы
Цель: формирование у детей и подростков ценностного отношения к культурному достоянию России и своей малой родины посредством знакомства с нематериальным культурным наследием и промыслами народов России в рамках реализации программы лагерной смены.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления учащихся об особенностях культуры народов, проживающих рядом;
- расширить общий кругозор учащихся в сфере культурного достояния России в области хореографии, музыки, литературы, изобразительного искусства, исторического и социокультурного наследия своего края и т.д.;
- познакомить участников лагерной смены с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;
- обучать детей основам изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, основам туризма и выполнению базовых элементов хореографии.
Развивающие:
- развивать способность к сотворчеству в коллективе, умение работать в команде;
- способствовать оздоровлению и содержательному досугу детей;
- содействовать развитию коммуникативных навыков, активности и инициативности;
- реализовывать индивидуальные способности учащихся посредством создания для них благоприятного психолого-педагогического климата;
- развивать самостоятельность, ответственность.
Воспитывающие:
- способствовать формированию у детей любви к своей малой родине;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать уважительное отношение к культурам разных национальностей;
- содействовать формированию ценностных ориентаций детей: Добро, Красота, Мир, Милосердие, Любовь, Дружба, Труд;
- содействовать устойчивому интересу к отечественной культуре.
1.7 Ожидаемые результаты.
На уровне учащихся:
- удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации игровой модели смены, а также своими результатами, полученными в процессе индивидуальной и коллективной деятельности;
- имеет представления о национальном культурном достоянии Кувандыкского городского округа, Оренбургской области, России;
- получил опыт межличностного и командного взаимодействия, способствующего формированию социально-значимых ценностных установок;
- выказывает миролюбие, принятие и понимание других людей, стремится позитивно с ними взаимодействовать;
- проявляет уважительное отношение к национальным культурным традициям;
- проявляет интерес к культурным явлениям, ценностное отношение к ним;
- имеет стремление самореализоваться в творческой деятельности;
- усвоил правила социально приемлемого и безопасного поведения для себя и окружающих.
На уровне педагогических работников:
- создана безопасная образовательно-воспитательная среда для пребывания детей в лагере;
- организовано социально-педагогическое сопровождение работы по раскрытию творческих способностей участников лагерной смены.
На уровне социальных заказчиков:
- удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития детей в каникулярное время.
1.8 Принципы реализации программы
Методологической основой реализации программы «В поисках артефактов дружбы» являются следующие принципы:
Принцип природосообразности: учет особенностей развития ребенка (возрастные, половые, физиологические, психологические и др.);
Принцип кулътуросообразности: опора на воспитательные ценности в национальной, общероссийской культурах;
Принцип гуманизма: воспитание положительного отношения и уважения к человеку, природе, окружающему миру на таких ценностях как любовь, доброта и ответственность;
Принцип поликультурности: учет национальных, региональных, языковых особенностей и тенденций развития личности, того общего, что объединяет все народы и культуры России и Оренбуржья;
Принцип партнерского общениия: лагерная смена проходит в атмосфере открытости, доверия, свободы собственного видения и мнения каждого;
Принцип свободы и творчества: предполагается, что каждый имеет право выбора познавательной деятельности.
Принцип игры: использование игры как формы создания особого игрового пространства и времени, особой, значимой для детей системы норм и ценностей, отражённых в игровых правилах;
Принцип яркой событийности: построение воспитательной работы в лагере осуществляется в виде единства ярких событий и интересной повседневности, наличие в лагерной жизни эмоционально и интеллектуально насыщенных дел, тайн, загадок, приключений.
1.9 Методы реализации программы
Содержание программы «В поисках артефактов дружбы» реализуется посредством методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к образованию и воспитанию:
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Методы формирования личности ребенка.
Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
На отрядном уровне применяются следующие методы:
Методы воспитывающих ситуаций. Необходимость создания проблемных моментов, которые будут способствовать получению опыта, самореализации.
Метод убеждения (беседа, рассказ, размышление, метод создания ситуаций)
Методы организации деятельности (конкурсы, мастер-классы и т.д.).
В ходе реализации программы находят свое применение методы досуговой педагогики:
Метод игры. Игра позволяет прожить различные социальные роли, что обогащает социальный опыт детей и подростков.
Методы состязательности в условиях лагеря распространяются на все сферы деятельности детей.
Методы равноправного духовного контакта.
Методы воспитывающих ситуаций.
1.10 Формы организации деятельности детей
В ходе реализации программы используются разнообразные формы организации деятельности детей.
Образовательные формы организации деятельности детей:
- интерактивные, предполагающие вовлечение детей в активную деятельность, когда из пассивных дети превращаются в активных участников происходящих событий;
- индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа воспитательной деятельности с учётом индивидуальных различий детей, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;
- групповые, благодаря которым ребёнок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности. Именно сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребёнка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность;
- коллективные формы, способствующие объединению усилий участников деятельности, в результате чего удаётся выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труда детей, работающих индивидуально, хотя бы и той же численностью.
В ходе реализации программы также применяются досуговые формы деятельности:
Линейка – организованная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщения им важной информации.
Сюжетно-ролевая игра – одна из разновидностей игры, которая построена на погружение в определенный сюжет, проводимая в режиме реального времени.
Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию.
Коллективное творческое дело – организация яркого, наполненного творчеством и товариществом, мечтой и фантазией общеотрядное и общегрупповое дело, целью которого является создание какого-либо объекта.
Конкурс – личное или командное соревнование, организованное с целью выявления лучших участников, лучшего исполнителя, лучшей работы и т.д.
Флэшмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.
Главным направлением в работе воспитателей детского оздоровительного лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности загородного оздоровительного отдыха.
1.11 Развитие детского самоуправления
Система органов детского самоуправления строится в соответствии с основными направлениями программы и представляет собой организацию работы творческих групп – нарядов.
Наименование органа |
Содержание работы |
Наряд «Медиа в действии» (по 2 представителя от каждой команды поисковиков) |
Проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты и информацию для утренних информационных сборов, обеспечивает рекламу дел, событий и т.д. |
Наряд «Позитив» (по 2 представителя от каждой команды поисковиков) |
Готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в лагере, сюрпризы именинникам, сюрпризы театральных труппам (отрядам); утренние «минутки общей радости» и т.д. |
Наряд «Богатырский» (по 2 представителя от каждой команды поисковиков) |
Ответственный за организацию и проведение зарядки, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами. |
Наряд «Артистический» (по 4 представителя от каждой команды поисковиков) |
Проводит организацию культурно-досуговых мероприятий: концертов, фестивалей, праздников, тематических вечеров, подготовку спектаклей. |
Наряд «Друзья зелёных» (по 2 представителя от каждой команды поисковиков) |
Осуществляет контроль за чистотой территорий, организует природоохранные акции. |
Данными органами руководят выбранные лидеры из числа детей и подростков. Ежедневное оперативное планирование осуществляется на утренних оперативках, оформляются рапортички, которые помещаются на общий стенд, что дает возможность видеть план дня в целом.
1.12 Система мотивации и стимулирования
В рамках лагерной смены организуется сюжетно-ролевая игра, предоставляющая возможность каждому участнику проявить себя в качестве субъекта социальных отношений. Игра включает в себя сбор артефактов для отрядов – определенных предметов быта и вещей, имеющих отношение к той или иной национальности, что даёт возможность участникам собрать к концу лагерной смены капсулу времени. Капсула времени – это сосуд, в который помещают предметы-символы, атрибуты народов с целью сохранения памяти об обычаях и традициях. Помимо артефактов, в неё помещают написанное детьми письмо-обращение к будущим участникам лагерной смены с призывом к дружбе, миру.
Для оценивания индивидуальных достижений участников игры учащимся выдаются «ладошки» различного цвета.
В течение смены за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены, за индивидуальные достижения они получают «ладошки» соответствующего цвета:
Красный – активность в общелагерных, отрядных культурно-досуговых мероприятиях, в работе пресс-центра;
Синий – активность в творческих делах;
Желтый – активность в физкультурно-спортивных и здоровьесберегающих мероприятиях;
Зеленый – активность в природоохранной деятельности.
Участникам, набравшим наибольшее количество «ладошек», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету:
Красный – «Лидер-поисковик».
Синий – «Креативный поисковик».
Желтый – «Лучший поисковик-спортсмен».
Зеленый – «Лучший поисковик-гринписовец».
В конце смены награждаются дети, набравшие наибольшее количество «ладошек определенного цвета. Им присваивается данное звание и вручается главный приз – «рука дружбы».
В течении всей смены действует система стимулирования отрядов. Отряд, выигравший в конкурсе получает тот или иной артефакт. По завершению игры лучший отряд получает право поместить в капсулу времени все артефакты вместе с письмом-обращением и запечатать её.
Отрядные достижения озвучиваются на общелагерной линейке и фиксируются в сетке итогов лагерных мероприятий.
1.13 Образовательная деятельность
Реализация образовательного компонента осуществляется посредством реализации образовательного модуля и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Образовательная деятельность в рамках смены осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом «Школы дружбы народов». Данный модуль сформирован для того, чтобы за счет изучения материала и приобретения навыков дети смогли не только успешно самореализовать себя и свои таланты, но и достичь цели, поставленной в рамках игрового сюжета смены.
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в форме мастерских (кружков) по разным направлениям деятельности, с целью всестороннего развития ребенка, его личностных навыков и качеств. Перечень дополнительных программ по направлениям, предусмотренный данной программой представлен в Таблице 1 «Перечень мастерских по направлениям».
Таблица 1. Перечень мастерских по направлениям
Мастерские по направлениям |
|
Название мастерской |
Виды деятельности |
Художественной направленности |
|
«Волшебные краски» |
изобразительное искусство |
«Танцевальная площадка» |
хореография |
«Чудеса из бумаги» |
декоративно-прикладное творчество |
Физкультурно-спортивной направленности |
|
«Спортивный привал» |
туризм, ОФП |
Занятия в «Школе дружбы народов» проводятся через день. Длительность занятий: 30 минут – для детей 6-10 лет, 40 минут – для детей 11-17 лет.
1.14 Учебно-тематический план образовательного компонента
«Школа дружбы народов»
№ |
Тема |
Всего часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1. |
Вводное занятие. Моя Родина. Моя страна. |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
3. |
Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
4. |
Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
5. |
Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
6. |
Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
7. |
Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
8 |
Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда). |
0,5 |
0,5 |
1 |
9. |
Итоговая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
ИТОГО |
5,5 |
3,5 |
9 |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие. Моя Родина. Моя страна.
Теория: Понятие «Родина», «Малая родина». География России. Народности.
Практика: Презентация «Кувандык – долина счастья!»
2. Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Знакомство с традициями, ремёслами,праздниками русского народа. Знакомство с национальной одеждой, что к ней относится.
Практика: нарядить бумажную куклу в национальные одежды. Физкульминутка: игра «Ручеёк». Обрядовый танец «Завивание капустки».
3. Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Знакомство с традициями, праздниками, играми татарского народа. Знакомство с национальной одеждой, что к ней относится.
Практика: татарская национальная игра «Бой мешками», разучивание танца «Куляга». Одевание бумажной куклы в татарскую национальную одежду.
4. Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Происхождение казахского народа. История поселения казахов на территории Оренбургской области. Быт, культура казахского народа.
Практика: Народные традиции казахского народа: традиции гостеприимства – одаривание, угощение (дастархан).
5. Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Происхождение башкирского народа. Поселение на территории Оренбургской области. Быт, культура башкирского народа.
Практика: Народные башкирские игры «Тирмэ» («Юрта»), «Курай» («Дудочка»).
6. Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Знакомство с культурой, бытом, национальным костюмом и музыкальными инструментами мордовского народа.
Практика: разучивание мордовской песни «Чиньжарамо» («Подсолнух»).
7. Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: История чеченского народа. Поселение чеченцев на территории Оренбургской области. Культура, традиции чеченского народа.
Практика: Презентация «Нохчадлла» – чеченский характер.
8. Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).
Теория: Знакомство с культурой, бытом, национальным костюмом армянского народа.
Практика: встреча с представителем армянской национальности Атоян К.М.
9. Итоговое занятие. Познавательно-игровая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
1.15 Механизм оценки результатов программы
В результате реализации программы ребята знакомятся с народным искусством, культурными традициям, памятниками истории и культуры, этнокультурным многообразием, встают на позицию активных участников лагерных дел, осознают ценность социокультурных и исторических особенностей Кувандыкского городского округа.
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Система контроля включает в себя:
Входящая диагностика |
Первичное выяснение психологического климата в детском коллективе: - анкетирование; - беседы; - планёрки начальника лагеря с воспитателями. |
Промежуточная диагностика |
- методики: «Я выбираю», «Волшебное озеро», «Мишень настроения», «Чудо-дерево», «Фантастический выбор», «Градусник»; - экран настроения. |
Итоговая диагностика |
- анкетирование; - отзывы детей и родителей. |
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы, с участниками лагерной смены «В поисках артефактов дружбы» проводится постоянный мониторинг, входящая и исходящая диагностика в форме анкетирования, различных игровых методик (Приложение 3).
В конце каждого дня ребята отмечают также свое настроение на дереве настроений цветными ладошками.
Для выявления источника негатива можно использовать методику «Недописанный тезис».
Я думаю, на мое настроение повлияло сегодня…
- Дела в лагере.
- Мое участие в делах лагеря.
- Оценка моей работы.
- Мои отношения с товарищами.
- Отношения с педагогом.
- Отношения с родителями.
- Погода.
- Состояние здоровья.
- Трудно сказать…
Д ерево настроения
Красный цвет – классный день.
Оранжевый – очень хороший день.
Зеленый – день как день.
Синий – скучный день.
1.16 Факторы риска
Факторы риска, которые могут повлиять на реализацию программы лагерной смены «В поисках артефактов дружбы» и пути их предотвращения представлены в Таблице 2.
Таблица 2. Факторы риска и пути их предотвращения
Факторы риска |
Меры профилактики |
Травмы |
- проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма; - контроль за соблюдением правил поведения детей. |
Неблагоприятные погодные условия |
- организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погодных условий). |
Клещи |
- противоклещевая обработка территории лагеря; - проведение цикла бесед о мерах профилактики; - ежедневный осмотр детей. |
Низкая активность детей в реализации программы |
- выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения к социально-значимой, спортивной, творческой и др. деятельности. |
Отсутствие социального партнерства |
- создание положительного имиджа Дома пионеров и школьников как социально-ответственного образовательного учреждения. |
2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ
2.1 Модель игрового взаимодействия
В основу организации смены закладывается легенда лагеря «Рамазан и Алёнка» (Приложение 1), согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Каждый отряд становится командой поисковиков, которым поручается ответственная миссия: напомнить людям о том, как важно жить со всеми в мире. Для этого необходимо собрать за 21 день лагерной смены капсулу времени. Капсула времени – это сосуд, в который помещают артефакты – предметы-символы, атрибуты народов, населяющих Кувандыкский г.о. с целью сохранения памяти об обычаях и традициях. Помимо артефактов, в неё помещают написанное детьми письмо-обращение к будущим участникам лагерной смены с призывом к дружбе, миру.
На протяжении всей смены участники игры проявят себя в различных направлениях деятельности.
По итогам дня самая активная команда поисковиков получает 1 из артефактов дружбы. Это может быть расписная деревянная ложка, расшитая тюбетейка, глиняная свистулька, лента для косы, монисто из монет и т.д. В завершении игры команда поисковиков, набравшая большее количество артефактов, получает возможность запечатать капсулу времени с целью сохранения мира, дружбы и гармонии.
На протяжении смены будет использован «Словарь терминов». Все участники и объекты лагеря будут названы в соответствии с тематикой лагерной смены (Приложение 2).
Итогом лагерной смены станет развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», в которой примут участие все участники игры.
2.2 Ход реализации программы смены
Программа тематической смены «В поисках артефактов дружбы» рассчитана на 21 день и реализуется поэтапно.
I этап – организационный:
Цель: создание условий для адаптации учащихся и вхождения в программу смены:
- игры на знакомство,
- выбор актива отряда,
- запуск игрового сюжета смены,
- открытие смены.
II этап – основной:
Цель: создание условий для реализации сюжета смены и организации жизнедеятельности детей:
- воплощение сюжета смены «В поисках артефактов дружбы»,
- вовлечение учащихся в различные виды коллективно-творческих дел,
- прохождение образовательного компонента «Школа дружбы народов».
III этап – заключительный:
Цель: создание условий для логического завершения смены:
- закрытие смены;
- отрядный огонек.
Одним из ключевых мероприятий по завершению лагерной смены и окончания сюжетно-ролевой игры станет развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».
2.3 План-сетка смены
Дата |
Тематика дня |
Мероприятия |
Компонента |
День 1 01.06.2022 г. |
«Вот и встретились» |
1. Игровая программа «Ты мой друг и я твой друг». Знакомство с режимом работы лагеря, формирование отрядов, выбор названия отрядов, девиза, эмблемы, актива. 2. Инструктаж по ТБ. 3. Работа творческих мастерских. 4. Конкурсно-игровая программа посвященная Дню защиты детей «Здравствуй, лето!». |
|
День 2 02.06.2022 г. |
«Секрет большого хоровода» |
1. Игровая программа «Вместе весело шагать». 2. Запуск программы по созданию национального хоровода «Секрет большой страны». 3. Работа творческих мастерских. 4. Оформление отрядных уголков. |
1. Вводное занятие «Моя Родина. Моя страна». |
День 3 03.06.2022 г. |
«Дорога к другу должна быть безопасной» |
1. Познавательное мероприятие по ПДД «Дорожные ловушки» с привлечением инспектора ГИБДД России «Кувандыкский» А.М. Ягофаровой. 2. Шуточный видеоролик «Если с другом вышел в путь». 3. Работа творческих мастерских. 4. Игры на свежем воздухе. |
|
День 4 04.06.2022 г. |
«У истока» |
1. Игра-путешествие по станциям «Родники вы мои, родники». 2. Акция «Береги природу». 3. Работа творческих мастерских. |
2. Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 5 06.06.2022 г. |
«Что написано пером» |
1. Пушкинский день в России. Литературная викторина «Знаем сказки Пушкина». 2. Оформление выставки рисунков «Что за сказка, угадай?». 3. Работа творческих мастерских. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 6 07.06.2022 г. |
«Эх, русская душа» |
1. Игровая программа «Приглашают скоморохи». 2. Выставка рисунков «Ярмарка». 3. Работа творческих мастерских. 4. Работа видеозала. |
|
День 7 08.06.2022 г. |
«Под звуки курая» |
1. Интеллектуальная игра «Я это знаю». 2. Работа творческих мастерских. 3. Игры на свежем воздухе. 4. Рисунок на асфальте «Детство. Радуга. Краски». |
3. Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 8 09.06.2022 г. |
«Забытые ремесла» |
1. Мастер-класс «Забытые ремесла». 2. Выставка народных умельцев «Что умеют наши руки». 3. Работа творческих мастерских. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 9 10.06.2022 г. |
«Степь да степь кругом» |
1. Игровая программа «Людям на забаву». 2. Отрядная мастерская «У кого что, а у нас чаепитие!». 3. Работа творческих мастерских. |
4. Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 10 11.06.2022 г. |
«Широка стана моя родная» |
1. Торжественная линейка «День России». 2. Выставка рисунков «С чего начинается Родина». 3. Спортивная программа «Непоседы». 4. Работа творческих мастерских. |
|
День 11 14.06.2022 г. |
«Тепло родного очага» |
1. Конкурсно-игровая программа «Огонь – друг, огонь – враг». 2. Выставка творческих работ на противопожарную тематику, антитеррористическую безопасность. 3. Работа творческих мастерских. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 12 15.06.2022 г. |
«О чем поет ветер» |
1. Развлекательная программа «Мелодии ветра». 2. Работа творческих мастерских. 3. Игры на свежем воздухе. |
5. Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 13 16.06.2022 г. |
«Секрет высоких гор» |
1. Викторина «Сказки старой юрты». 2. Рисунок на асфальте «Моя фантазия». 3. Работа творческих мастерских. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 14 17.06.2022 г. |
«Вейся лента на ветру» |
1. Игра по станциям «Соберу я венок». 2. Выставка рисунков «Щедрый край». 3. Работа творческих мастерских. 4. Игры на свежем воздухе. |
6. Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 15 18.06.2022 г. |
«Солоха в хату приглашает» |
1. Музыкальная игра «Угадай мелодию». 2. Танцевальный марафон «Все вместе». 3. Работа творческих мастерских. 4. Игры на свежем воздухе. |
|
День 16 20.06.2022 г. |
«История одного инструмента» |
1. Конкурсно-игровая программа «Верхом на коне». 2. Работа творческих мастерских. 3. Игры на свежем воздухе. |
7. Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 17 21.06.2022 г. |
«Старая, старая сказка» |
1. Театрализованная программа «Расскажу тебе я сказку». 2. Работа творческих мастерских. 3. Игры на свежем воздухе. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 18 22.06.2022 г. |
«День тишины» |
1. День памяти и скорби «Через года, через века…» 2. Конкурс чтецов «Журавли» 3. Работа творческих мастерских. 4. Встреча с интересными людьми. |
|
День 19 23.06.2022 г. |
«Жили-были…» |
1. Веселые старты «Все на старт!». 2. Работа творческих мастерских. 3. Конкурсно-игровая программа «Жили-были…» |
8. Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда) |
День 20 24.06.2022 г. |
«Забытые игрушки» |
1. Мастер-класс «Любимая игрушка». 2. Оформление шуточного коллажа «Игрушки нашей Родины». 3. Работа творческих мастерских. 4. Игры на свежем воздухе. |
|
День 21 25.06.2022 г. |
«Встанем в дружный хоровод» |
1. Развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна». 2. Торжественная линейка, посвященная закрытию лагеря. Подведение итогов лагерной смены. |
9. Итоговое занятие «Мой друг» |
3 Условия реализации программы
3.1 Кадровое обеспечение программы
Реализацию программы осуществляет кадровый состав:
- начальник лагеря;
- старший вожатый;
- воспитатели;
- педагоги дополнительного образования;
- обслуживающий персонал.
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни учащихся, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность реализации лагерной смены.
Старший вожатый осуществляют воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несёт ответственность за их жизнь и здоровье, осуществляют реализацию программы смены лагеря.
Воспитатели организуют жизнедеятельность учащихся, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, осуществляют реализацию программы смены лагеря, организуют работу «Школы дружбы народов».
Педагоги дополнительного образования проводят кружки по интересам.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник лагеря и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в массовых мероприятиях и других мероприятиях.
3.2 Информационно-методическое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:
Подготовка воспитателей:
- участие их в разработке программы смены;
- подготовка на тематических семинарах;
- организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации смены;
- тематические совещания в период смены;
- ежедневные планерки с целью координации и корректировки плана воспитательной работы.
2. Программно-методическое обеспечение:
- создание банка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в лагере: методика КТД, методика организации досуговых мероприятий, методика организации игры, методика организации акций и др.
- обеспечение свободного доступа к ресурсам сети Интернет.
3. Информационное обеспечение:
- информация о деятельности лагеря размещается на сайте МБУДО «ДПШ», в группе ДПШ ONLINE в социальной сети ВКонтакте.
3.3 Ресурсное обеспечение
Смена лагеря организуется с использованием следующих ресурсов:
- ноутбук, проектор, экран для проектора;
- фотоаппарат, наборы фотобумаги, цветной принтер;
- наборы цветной бумаги, кисти для рисования, краски (гуашь, акварель), планшеты для рисования, парафиновые свечи, поролоновые губки, пластилин;
- мячи, обручи, скакалки.
4 Оценка эффективности программы
4.1 Система показателей оценки качества реализации программы
Таблица 3. Система показателей качества реализации программы
Уровень оценки |
Объект, методы и формы оценки |
На детском уровне |
Изучение мнения и степени удовлетворённости учащихся организацией лагеря посредством анкет: - в организационный период; - в заключительный период; - ежедневный мониторинг настроения детей и подростков (методика «Смайлики»); - наблюдение за проявлениями активности, инициативы детей, степени включенности в общую деятельность. |
- динамика развития физических качеств; - система тестовых упражнений согласно возрастным нормативам. |
|
На родительском уровне |
Определение ожиданий и потребностей родителей при выборе лагеря дневного пребывания: - анкетирование до начала смены; - беседы в организационный период; - анкетирование по итогам смены. |
На уровне администрации лагеря |
Психологический микроклимат: - анализ среды и характера взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми, между педагогами посредством анкет. Эффективность применяемых образовательных технологий, методов, приемов: - анализ активности, интереса и вовлеченности детей и подростков в творческую деятельность. |
4.2 Система обратной связи
Итоги реализации программы «В поисках артефактов дружбы» подводятся на итоговом совещании, для получения отзывов от родителей и учащихся, используются ресурсы социальных сетей, официального сайта МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».
5 Литература
«Внимание, каникулы!»: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост. Н.В. Соколова; конс. М.Н. Крухмалева, В.А. Федулова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2010 г. – 136 с.
«Воспитать гражданина» А. Оганесян// «Классный руководитель» №4, 2013 г.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. – Кострома: Педагогическое общество России, 2001 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья. – М.: ОЛМА, 2009 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М.: ОЛМА, 2009 г.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формула здорового питания. – М.: ОЛМА, 2009 г.
В.М. Григорьев «Народные игры и праздники в России». Методическое пособие. – М.: 2010 г.
Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2011 г.
Гаврилова Т.П. «Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем лагере». Методические рекомендации. – М., 2012 г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.
Григорьев С.В., Тимофеев Ю.Н. Игры в летнем детском лагере. – М.: Домашнее воспитание, 2009 – №3.
Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2008 г.
Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачѐва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006 г.
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1990 г.
Использование фольклора в воспитательной работе. Методические рекомендации. – Калуга, 2008 г.
Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря». – М., 2002 г.
Лето – дело серьезное: сборник методических материалов/ сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012 г. – 120 с.
Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. – Омск, 1990 г.
Малая энциклопедия вожатского творчества (сборник рекомендаций для отрядных вожатых).// Сост.: Аристова Т.Н., Данилкова А.А., Пель В.С. и др. – Новосибирск, 2011 г.
О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., №06-1844).
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Программный ориентир лета. (Технологии организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря). – Оренбург, типография ООО «Руссервис», 2013 г. – 86 с.
Тимофеева Ю.Н. Командировка в игровое лето.// Образование в современной школе. – 2009 г. – №7.
Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.: Владос, 2001 г.
Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993 г. – 111 с.
Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. – М., 1994 г. – 160 с.
Интернет-ресурсы
Полезные ссылки для воспитателей:
Диагностический инструментарий:
https://lektsii.org/12-39865.html
Приложение 1
Легенда смены
«Рамазан и Алёнка»
Жили-были (совсем как в сказке) по соседству в Солнечном городе башкирский мальчик Рамазан и русская девочка Алёнка. Они ничем не отличались от тысяч своих сверстников: также шалили, ходили в школу, играли, ссорились и мирились, гуляли, смотрели мультфильмы, рисовали, лепили снеговиков, объедались мороженым и качались на качелях. А вот город отличался ото всех других городов: у него был собственный хранитель – златогривый конь. Под его покровительством все жили дружно, весело и счастливо – волшебный конь оберегал жителей от бед и несчастий. Но однажды Алёнка и Рамазан сильно повздорили. Сейчас уже никто не вспомнит – из-за чего они поссорились, и кто стал зачинщиком ссоры. Оба наговорили друг другу много обидных слов. Сгустились тучи Зла над городом, конь потерял свою силу. Понуро он пришёл к Рамазану и Алёнке, стал их укорять: «Что вы наделали! Теперь ждите большой беды!» Испугались ребята, начали друг на друга пенять: «Это она первая начала»!, «Нет, это он первый!». Конь печально молвил: «Друзья, сейчас не время для распрей! Вы должны всё исправить. А это ох как непросто будет сделать…» Притихли Алёнка с Рамазаном. Затем мальчик с надеждой спросил: «А что мы должны сделать? Скажи нам, мы обязательно справимся»… И Алёнка согласно кивнула. Конь продолжил: «Вы должны собрать артефакты дружбы народов для капсулы времени – чтобы люди всегда помнили о том, как важно жить со всеми в мире. Это может быть народный танец или песня, обряд или традиции, предмет народного промысла или рисунок. Вы должны за 21 один успеть собрать их и создать капсулу времени. Ребята из лагеря «Солнечный город» будут вашими помощниками. В путь, мои друзья!».
Приложение 2
Глоссарий смены:
Начальник лагеря – начальник поискового штаба
Старшая вожатая – хранительница капсулы времени
Воспитатели – командиры команд поисковиков
Отряды – команды поисковиков
Линейка – оперативка
Артефакт – предмет быта или вещь, имеющие отношение к той или иной национальности.
Капсула времени – сосуд, в который помещают предметы-символы, атрибуты народов с целью сохранения памяти об обычаях и традициях.
Приложение 3
Диагностический комплекс
Входящая диагностика
Анкета
Дорогой друг!
Ты пришел в наш лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь – в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!
1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть).
2. Твой возраст.
3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые …
4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах, как …
5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться …
6. Я надеюсь, что наш вожатый будет …
7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если …
8. Я хотел бы научиться в лагере …
9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я …
10. Я буду протестовать, если меня заставят …
11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уйти, я …
12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя …
Промежуточная диагностика (методики Т.П. Гавриловой, Т.Я. Шиховой)
Методика «Я ВЫБИРАЮ»
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – «совершенно согласен» 3 – «согласен» 2 – «трудно сказать» 1 – «не согласен» 0 – «совершенно не согласен».
Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.
В лагере у меня обычно хорошее настроение.
У нас хороший воспитатель.
Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов.
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Методика «Волшебное озеро»
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и совершить небольшое путешествие.
Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.
По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. На его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой он человек.
Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.
Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?
Обсудим наши впечатления.
Обработка полученных данных. Качественный анализ «отраженных в озере» поступков воспитанников позволяет выявить их личностную направленность.
Методика «Мишень настроения»
Устанавливаются две мишени; между группами и членами групп организуется коллективное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет – мишень слева, в счет группы – мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то игрок должен указать жюри, с чьего счета снять очко: с его личного счета или со счета группы (решение сообщается так, чтобы группа не знала о нем).
Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных подростком в личный счет и в счет группы. По этим данным педагог может судить о коллективистической или индивидуалистической направленности личности.
Методика «Чудо-дерево»
Может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.
Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.
Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».
Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 – общительность, дружескую поддержку.
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 – утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 – мотивация на развлечения.
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 – отстраненность от процесса, уход в себя.
№ 10, 15 – комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 – кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию №20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию №16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка №17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.
Методика «Фантастический выбор»
Этот метод требует от педагога игровой инструментовки. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Они называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:
- Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
- Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Фантастический выбор может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.
Методика «Градусник»
Перед процедурой диагностирования воспитатель проводит предварительную беседу с ребятами, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38, 39, 40, 41 градус (запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них появилась сегодня.
Это позволяет определить степень тревожности детей.
Итоговое анкетирование
Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня…
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось…
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось…
Несколько слов о нашем отряде…
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я…
Хочу пожелать нашему лагерю…
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Итоговая диагностика
Анкета
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
1. Что было самым важным для тебя:
В этом лагере ______________________________________________________________
В твоей «семье» _____________________________________________
В отношениях между людьми___________________________________
2. Какие события; переживания были самыми запоминающимися?_______________________________________________
3. Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)
Восторг ___________________________________________________
Потрясение_________________________________________________
Обиду _____________________________________________________
Творчество, полет фантазии ___________________________________
Одиночество _______________________________________________
Уверенность в себе __________________________________________
Усталость __________________________________________________
«Меня не поняли» ___________________________________________
«Я нужен!» _________________________________________________
Счастье ___________________________________________________
4. Что изменилось в тебе?
5. Что нового ты узнал (понял) про себя?
6. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем Доме»? Если «да» – чему?
7. Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:
Завтра ____________________________________________________
Через 2 месяца (в сентябре) ___________________________________
Через год ___________________________________________________
8. Может ли это лето в «Нашем Доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?
9. Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)
Спасибо! За___________________________________________________
Спасибо! За___________________________________________________
Спасибо! За__________________________________________________
10. Пожалуйста, закончи предложения:
Я рад, что _________________________________________________
Мне жаль, что ______________________________________________
11. Главное для меня в «нашем доме» – это_______________________
12. Я надеюсь на ______________________________________________
13. Твой автограф на память __________________________________
(Имя, Фамилия)