Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы»

5
0
Материал опубликован 4 March 2023 в группе

Управление образования администрации муниципального образования

Кувандыкский городской округ Оренбургской области

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

t1677949820aa.gif

 

 

 

 

 

 

 

Программа смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город»

с дневным пребыванием детей

 

«В поисках артефактов дружбы»

t1677949820ab.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей: 6,5 – 11 лет

Срок реализации: 1 лагерная смена (21 день)

Автор программы:

Никифорова Юлия Федоровна, заведующий методическим отделом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кувандык, 2022 год

 

 

Содержание

 

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

4

1.2.

Отличительные особенности программы

4

1.3.

Новизна программы

5

1.4.

Направленность программы

5

1.5.

Адресат

5

1.6.

Цель и задачи программы

5

1.7.

Ожидаемые результаты

6

1.8.

Принципы реализации программы

6

1.9.

Методы реализации программы

6

1.1.0

Формы организации деятельности детей

7

1.11.

Развитие детского самоуправления

8

1.12

Система мотивации и стимулирования

9

1.13.

Образовательная деятельность

9

1.14.

Учебно-тематический план и содержание учебно-тематического плана

10

1.15.

Механизм оценки результатов программы

11

1.16.

Факторы риска

12

2.

Содержание программы

 

2.1.

Модель игрового взаимодействия

13

2.2.

Ход реализации программы

13

2.3.

План-сетка смены

13

3.

Условия реализации

 

3.1.

Кадровое обеспечение

17

3.2

Информационно-методическое обеспечение

17

3.3.

Ресурсное обеспечение

18

4.

Оценка эффективности программы

 

4.1.

Система показателей оценки качества реализации

18

4.2.

Система обратной связи

18

5.

Список литературы

19

6

Приложение

 

 

Приложение 1 Легенда смены

21

 

Приложение 2 Глоссарий смены

21

 

Приложение 3 Диагностический комплекс

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

 

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накопленной» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

 

Д.С. Лихачев

 

2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

По Конституции Россия является многонациональной страной. На ее территории проживает более 190 разных народов. У каждого из них своя культура, язык, обычаи и традиции.

Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

Нематериальное культурное наследие – часть духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся потомкам как нечто ценное и почитаемое. Нематериальным наследием считаются обряды и традиции, а также устное народное творчество – сказки, былины, песни и многое другое.

Смена летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы» – это модель многонационального социума с общечеловеческими ценностями. Татары, башкиры, казахи, русские живут в лагере общей отрядной повседневной жизнью, жизнью одной большой дружной семьи. Совместная деятельность, детей разных национальностей, насыщенное дружелюбное общение приобщает к духовно-нравственным ценностям, заложенным в различных народных культурах.

Каждый день лагерь погружается в мир культуры, языка, символов, обычаев и традиций одного из народов. В игровой интерактивной форме дети обсуждают особенности традиций, культуры, истории этого народа, сравнивают свои представления об этой национальности с реальными фактами, учат слова, с помощью которых они смогут приветствовать друг друга в этот день. Важно, чтобы дети почувствовали, что их народ – не единственный в этом мире, что их окружают множество культур, они отличаются друг от друга, но каждая из них по-своему интересна.

Использование игрового сюжета в рамках лагерной смены решит задачу формирования у подрастающего поколения целостного представления об историческом и культурном пространстве малой родины – Кувандыкском городском округе, предоставит возможность каждому ребенку научиться ощущать себя достойным представителем, хранителем и создателем социокультурных и исторических ценностей своего края.

Программа позволит обогатить детей и подростков опытом социализации и создаст ресурс для их гражданского становления.

Использование краеведческого материала своей местности расширит и углубит представления о родном крае.

 

 

 

1.1 Актуальность программы

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, время открытий, когда дети имеют возможность внимательно посмотреть на мир вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

В последние годы отмечается рост внимания государства к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную функцию по оздоровлению и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях.

Лагерь с дневным пребыванием детей создаёт оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.

За многолетний опыт организации лагеря дневного пребывания «Солнечный город», организованного на базе «Дома пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» в нем создана уникальная воспитательная система, которая даёт положительные результаты. Анализ работы оздоровительного летнего лагеря на протяжении ряда лет показал эффективность работы, организованной в форме сюжетно-ролевой игры. Каждый год педагоги стремятся разнообразить работу лагеря, каждая программа имеет свое конкретное название, цели и задачи. За последние годы успешно реализованы программы: «Лето в кадре» (2017 г.), «Тайна волшебного цветка» (2018 г.), «Тайна заброшенного театра» (2019 г.), «Путешествие в Долину счастья» (2021 г.).

Проанализировав накопленный опыт работы лагеря дневного пребывания, приняв во внимание пожелания и предложения детей и родителей, коллектив МБУДО «ДПШ» решил разработать программу смены летнего оздоровительного лагеря «Солнечный город» с дневным пребыванием детей «В поисках артефактов дружбы». Идея программы созвучна тематике Года культурного наследия народов России: «популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ».

Программа реализуется в течение одной лагерной смены (21 день) и ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

 

1.2 Отличительные особенности программы

При написании программы были проанализированы программные материалы летних оздоровительных лагерей: «Родными тропами» (г. Киров, 2019 г.), «С улыбкой по родному краю» (г. Кострома, 2019 г.), «Юные краеведы» (г. Оренбург, 2019 г.).

Педагогическая эффективность реализации программы «В поисках артефактов дружбы» заключается в следующем:

- выстроена система работы по формированию у детей ценностного отношения к своей малой родине, окружающим людям и себе, как части данного общества;

- разработана стратегия включения регионального компонента с применением местного краеведческого материала;

- комплексное сочетание различных направлений образовательно-воспитательной деятельности лагеря (краеведческое, художественного, творческого, физкультурно-спортивного, трудового) направлено на реализацию основной концептуальной идеи смены, отраженной в ее названии;

- организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в самореализации детей, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем;

- использование инновационных форм образовательной, культурно-досуговой, игровой деятельности способствуют более полному раскрытию потенциала каждого ребенка, формированию у детей навыков межкультурной коммуникации.

 

1.3 Новизна программы

Новизна программы «В поисках артефактов дружбы» заключается:

- в использовании инновационной формы организационно-игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры «Рамазан и Алёнка») в рамках реализации идеи смены. В ее основу закладывается легенда лагеря, связанная с культурными традициями Кувандыкского района, Оренбургской области и основанная на материале, касающегося национальных культурных ценностей России;

- в использовании системы стимулирования индивидуальных и коллективных достижений, способствующих активизации познавательной деятельности детей и подростков, развитию навыков внутрикомандного взаимодействия;

- в построении целостного интегрированного образовательного и воспитательного процесса, использующего формы социально-культурной работы и весь имеющийся потенциал МБУДО «ДПШ»;

- в функционировании творческих мастерских по различным направлениям образовательно-воспитательной деятельности лагеря.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности включения каждого ребенка в разнообразные виды внутрилагерной деятельности, в создании условий для его самовыражения на разных уровнях: в рамках работы отряда, реализации образовательного модуля, творческих мастерских и лагеря в целом.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья (в том числе и для детей с ОВЗ).

 

1.4 Направленность программы

Программа имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на социализацию детей в условиях лагеря дневного пребывания, развитие ценностно-ориентированных, познавательных, творческих способностей детей и подростков в сфере культуры, этнокультурного многообразия и передачу им исторического и культурного опыта жителей Кувандыкского городского округа.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, воспитания детей в условиях летнего лагеря дневного пребывания.

 

1.5 Адресат

Программа адресована следующим категориям лиц:

- детям в возрасте от 6,5 до 11 лет и их родителям (законным представителям) с целью информирования о целях, содержании и предполагаемых результатах освоения программы;

- педагогическим работникам как руководству к практической деятельности;

- администрации лагеря «Солнечный город» для координации деятельности педагогических работников по выполнению требований к условиям реализации программы.

 

1.6 Цели и задачи программы

Цель: формирование у детей и подростков ценностного отношения к культурному достоянию России и своей малой родины посредством знакомства с нематериальным культурным наследием и промыслами народов России в рамках реализации программы лагерной смены.

Задачи:

Обучающие:

- расширить представления учащихся об особенностях культуры народов, проживающих рядом;

- расширить общий кругозор учащихся в сфере культурного достояния России в области хореографии, музыки, литературы, изобразительного искусства, исторического и социокультурного наследия своего края и т.д.;

- познакомить участников лагерной смены с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;

- обучать детей основам изобразительной и декоративно-прикладной деятельности, основам туризма и выполнению базовых элементов хореографии.

Развивающие:

- развивать способность к сотворчеству в коллективе, умение работать в команде;

- способствовать оздоровлению и содержательному досугу детей;

- содействовать развитию коммуникативных навыков, активности и инициативности;

- реализовывать индивидуальные способности учащихся посредством создания для них благоприятного психолого-педагогического климата;

- развивать самостоятельность, ответственность.

Воспитывающие:

- способствовать формированию у детей любви к своей малой родине;

- воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать уважительное отношение к культурам разных национальностей;

- содействовать формированию ценностных ориентаций детей: Добро, Красота, Мир, Милосердие, Любовь, Дружба, Труд;

- содействовать устойчивому интересу к отечественной культуре.

 

1.7 Ожидаемые результаты.

На уровне учащихся:

- удовлетворен качеством потребляемых услуг, предоставляемых в рамках реализации игровой модели смены, а также своими результатами, полученными в процессе индивидуальной и коллективной деятельности;

- имеет представления о национальном культурном достоянии Кувандыкского городского округа, Оренбургской области, России;

- получил опыт межличностного и командного взаимодействия, способствующего формированию социально-значимых ценностных установок;

- выказывает миролюбие, принятие и понимание других людей, стремится позитивно с ними взаимодействовать;

- проявляет уважительное отношение к национальным культурным традициям;

- проявляет интерес к культурным явлениям, ценностное отношение к ним;

- имеет стремление самореализоваться в творческой деятельности;

- усвоил правила социально приемлемого и безопасного поведения для себя и окружающих.

На уровне педагогических работников:

- создана безопасная образовательно-воспитательная среда для пребывания детей в лагере;

- организовано социально-педагогическое сопровождение работы по раскрытию творческих способностей участников лагерной смены.

На уровне социальных заказчиков:

- удовлетворение потребностей родителей в организации оздоровления, занятости, развития детей в каникулярное время.

 

1.8 Принципы реализации программы

Методологической основой реализации программы «В поисках артефактов дружбы» являются следующие принципы:

Принцип природосообразности: учет особенностей развития ребенка (возрастные, половые, физиологические, психологические и др.);

Принцип кулътуросообразности: опора на воспитательные ценности в национальной, общероссийской культурах;

Принцип гуманизма: воспитание положительного отношения и уважения к человеку, природе, окружающему миру на таких ценностях как любовь, доброта и ответственность;

Принцип поликультурности: учет национальных, региональных, языковых особенностей и тенденций развития личности, того общего, что объединяет все народы и культуры России и Оренбуржья;

Принцип партнерского общениия: лагерная смена проходит в атмосфере открытости, доверия, свободы собственного видения и мнения каждого;

Принцип свободы и творчества: предполагается, что каждый имеет право выбора познавательной деятельности.

Принцип игры: использование игры как формы создания особого игрового пространства и времени, особой, значимой для детей системы норм и ценностей, отражённых в игровых правилах;

Принцип яркой событийности: построение воспитательной работы в лагере осуществляется в виде единства ярких событий и интересной повседневности, наличие в лагерной жизни эмоционально и интеллектуально насыщенных дел, тайн, загадок, приключений.

 

1.9 Методы реализации программы

Содержание программы «В поисках артефактов дружбы» реализуется посредством методов, в основе которых лежит логика деятельностного подхода к образованию и воспитанию:

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы формирования личности ребенка.

Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

На отрядном уровне применяются следующие методы:

Методы воспитывающих ситуаций. Необходимость создания проблемных моментов, которые будут способствовать получению опыта, самореализации.

Метод убеждения (беседа, рассказ, размышление, метод создания ситуаций)

Методы организации деятельности (конкурсы, мастер-классы и т.д.).

В ходе реализации программы находят свое применение методы досуговой педагогики:

Метод игры. Игра позволяет прожить различные социальные роли, что обогащает социальный опыт детей и подростков.

Методы состязательности в условиях лагеря распространяются на все сферы деятельности детей.

Методы равноправного духовного контакта.

Методы воспитывающих ситуаций.

 

1.10 Формы организации деятельности детей

В ходе реализации программы используются разнообразные формы организации деятельности детей.

Образовательные формы организации деятельности детей:

- интерактивные, предполагающие вовлечение детей в активную деятельность, когда из пассивных дети превращаются в активных участников происходящих событий;

- индивидуальные, обеспечивающие выбор элементов педагогической системы, а также темпа воспитательной деятельности с учётом индивидуальных различий детей, уровня развития их способностей и потенциальных возможностей;

- групповые, благодаря которым ребёнок приобретает опыт группового взаимодействия и отрабатывает навыки сотрудничества, взаимной ответственности, конструирования межличностных отношений в совместной деятельности. Именно сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности отвечает естественным потребностям ребёнка принадлежать к какой-то группе и проявлять индивидуальность;

- коллективные формы, способствующие объединению усилий участников деятельности, в результате чего удаётся выполнить работу, превосходящую по объему и сложности труда детей, работающих индивидуально, хотя бы и той же численностью.

В ходе реализации программы также применяются досуговые формы деятельности:

Линейка – организованная форма работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщения им важной информации.

Сюжетно-ролевая игра – одна из разновидностей игры, которая построена на погружение в определенный сюжет, проводимая в режиме реального времени.

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию.

Коллективное творческое дело – организация яркого, наполненного творчеством и товариществом, мечтой и фантазией общеотрядное и общегрупповое дело, целью которого является создание какого-либо объекта.

Конкурс – личное или командное соревнование, организованное с целью выявления лучших участников, лучшего исполнителя, лучшей работы и т.д.

Флэшмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало.

Главным направлением в работе воспитателей детского оздоровительного лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющих возможности загородного оздоровительного отдыха.

 

1.11 Развитие детского самоуправления

Система органов детского самоуправления строится в соответствии с основными направлениями программы и представляет собой организацию работы творческих групп – нарядов.

Наименование органа

Содержание работы

Наряд «Медиа в действии»

(по 2 представителя от каждой команды поисковиков)

Проводит информационные КТД, готовит материал для стенгазеты и информацию для утренних информационных сборов, обеспечивает рекламу дел, событий и т.д.

Наряд «Позитив»

(по 2 представителя от каждой команды поисковиков)

Готовит сюрпризы-шарады к КТД, другим делам в лагере, сюрпризы именинникам, сюрпризы театральных труппам (отрядам); утренние «минутки общей радости» и т.д.

Наряд «Богатырский»

(по 2 представителя от каждой команды поисковиков)

Ответственный за организацию и проведение зарядки, проводит в течение дня подвижные игры, «часы здоровья», может стать инициатором конкурса зарядки в отряде, между отрядами.

Наряд «Артистический»

(по 4 представителя от каждой команды поисковиков)

Проводит организацию культурно-досуговых мероприятий: концертов, фестивалей, праздников, тематических вечеров, подготовку спектаклей.

Наряд «Друзья зелёных»

(по 2 представителя от каждой команды поисковиков)

Осуществляет контроль за чистотой территорий, организует природоохранные акции.

 

Данными органами руководят выбранные лидеры из числа детей и подростков. Ежедневное оперативное планирование осуществляется на утренних оперативках, оформляются рапортички, которые помещаются на общий стенд, что дает возможность видеть план дня в целом.

 

1.12 Система мотивации и стимулирования

В рамках лагерной смены организуется сюжетно-ролевая игра, предоставляющая возможность каждому участнику проявить себя в качестве субъекта социальных отношений. Игра включает в себя сбор артефактов для отрядов – определенных предметов быта и вещей, имеющих отношение к той или иной национальности, что даёт возможность участникам собрать к концу лагерной смены капсулу времени. Капсула времени – это сосуд, в который помещают предметы-символы, атрибуты народов с целью сохранения памяти об обычаях и традициях. Помимо артефактов, в неё помещают написанное детьми письмо-обращение к будущим участникам лагерной смены с призывом к дружбе, миру.

Для оценивания индивидуальных достижений участников игры учащимся выдаются «ладошки» различного цвета.

В течение смены за активное участие в каждом виде деятельности, предложенном участникам смены, за индивидуальные достижения они получают «ладошки» соответствующего цвета:

Красный – активность в общелагерных, отрядных культурно-досуговых мероприятиях, в работе пресс-центра;

Синий – активность в творческих делах;

Желтый – активность в физкультурно-спортивных и здоровьесберегающих мероприятиях;

Зеленый – активность в природоохранной деятельности.

Участникам, набравшим наибольшее количество «ладошек», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету:

Красный – «Лидер-поисковик».

Синий – «Креативный поисковик».

Желтый – «Лучший поисковик-спортсмен».

Зеленый – «Лучший поисковик-гринписовец».

В конце смены награждаются дети, набравшие наибольшее количество «ладошек определенного цвета. Им присваивается данное звание и вручается главный приз – «рука дружбы».

В течении всей смены действует система стимулирования отрядов. Отряд, выигравший в конкурсе получает тот или иной артефакт. По завершению игры лучший отряд получает право поместить в капсулу времени все артефакты вместе с письмом-обращением и запечатать её.

Отрядные достижения озвучиваются на общелагерной линейке и фиксируются в сетке итогов лагерных мероприятий.

 

1.13 Образовательная деятельность

Реализация образовательного компонента осуществляется посредством реализации образовательного модуля и дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Образовательная деятельность в рамках смены осуществляется в соответствии с учебно-тематическим планом «Школы дружбы народов». Данный модуль сформирован для того, чтобы за счет изучения материала и приобретения навыков дети смогли не только успешно самореализовать себя и свои таланты, но и достичь цели, поставленной в рамках игрового сюжета смены.

Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в форме мастерских (кружков) по разным направлениям деятельности, с целью всестороннего развития ребенка, его личностных навыков и качеств. Перечень дополнительных программ по направлениям, предусмотренный данной программой представлен в Таблице 1 «Перечень мастерских по направлениям».

Таблица 1. Перечень мастерских по направлениям

Мастерские по направлениям

Название мастерской

Виды деятельности

Художественной направленности

«Волшебные краски»

изобразительное искусство

«Танцевальная площадка»

хореография

«Чудеса из бумаги»

декоративно-прикладное творчество

Физкультурно-спортивной направленности

«Спортивный привал»

туризм, ОФП

 

Занятия в «Школе дружбы народов» проводятся через день. Длительность занятий: 30 минут – для детей 6-10 лет, 40 минут – для детей 11-17 лет.

 

1.14 Учебно-тематический план образовательного компонента

«Школа дружбы народов»

 

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Моя Родина. Моя страна.

0,5

0,5

1

2.

Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

3.

Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

4.

Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

5.

Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

6.

Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

7.

Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

8

Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

0,5

0,5

1

9.

Итоговая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

0,5

0,5

1

 

ИТОГО

5,5

3,5

9

 

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие. Моя Родина. Моя страна.

Теория: Понятие «Родина», «Малая родина». География России. Народности.

Практика: Презентация «Кувандык – долина счастья!»

2. Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Знакомство с традициями, ремёслами,праздниками русского народа. Знакомство с национальной одеждой, что к ней относится.

Практика: нарядить бумажную куклу в национальные одежды. Физкульминутка: игра «Ручеёк». Обрядовый танец «Завивание капустки».

3. Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Знакомство с традициями, праздниками, играми татарского народа. Знакомство с национальной одеждой, что к ней относится.

Практика: татарская национальная игра «Бой мешками», разучивание танца «Куляга». Одевание бумажной куклы в татарскую национальную одежду.

4. Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Происхождение казахского народа. История поселения казахов на территории Оренбургской области. Быт, культура казахского народа.

Практика: Народные традиции казахского народа: традиции гостеприимства – одаривание, угощение (дастархан).

5. Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Происхождение башкирского народа. Поселение на территории Оренбургской области. Быт, культура башкирского народа.

Практика: Народные башкирские игры «Тирмэ» («Юрта»), «Курай» («Дудочка»).

6. Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Знакомство с культурой, бытом, национальным костюмом и музыкальными инструментами мордовского народа.

Практика: разучивание мордовской песни «Чиньжарамо» («Подсолнух»).

7. Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: История чеченского народа. Поселение чеченцев на территории Оренбургской области. Культура, традиции чеченского народа.

Практика: Презентация «Нохчадлла» – чеченский характер.

8. Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда).

Теория: Знакомство с культурой, бытом, национальным костюмом армянского народа.

Практика: встреча с представителем армянской национальности Атоян К.М.

9. Итоговое занятие. Познавательно-игровая программа «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

 

1.15 Механизм оценки результатов программы

В результате реализации программы ребята знакомятся с народным искусством, культурными традициям, памятниками истории и культуры, этнокультурным многообразием, встают на позицию активных участников лагерных дел, осознают ценность социокультурных и исторических особенностей Кувандыкского городского округа.

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Система контроля включает в себя:

Входящая диагностика

Первичное выяснение психологического климата в детском коллективе:

- анкетирование;

- беседы;

- планёрки начальника лагеря с воспитателями.

Промежуточная диагностика

- методики: «Я выбираю», «Волшебное озеро», «Мишень настроения», «Чудо-дерево», «Фантастический выбор», «Градусник»;

- экран настроения.

Итоговая диагностика

- анкетирование;

- отзывы детей и родителей.

 

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы, с участниками лагерной смены «В поисках артефактов дружбы» проводится постоянный мониторинг, входящая и исходящая диагностика в форме анкетирования, различных игровых методик (Приложение 3).

В конце каждого дня ребята отмечают также свое настроение на дереве настроений цветными ладошками.

Для выявления источника негатива можно использовать методику «Недописанный тезис».

Я думаю, на мое настроение повлияло сегодня…

- Дела в лагере.

- Мое участие в делах лагеря.

- Оценка моей работы.

- Мои отношения с товарищами.

- Отношения с педагогом.

- Отношения с родителями.

- Погода.

- Состояние здоровья.

- Трудно сказать…

 

Дt1677949820ac.gif ерево настроения

 

 

 

 

Красный цвет – классный день.

Оранжевый – очень хороший день.

Зеленый – день как день.

Синий – скучный день.

 

 

 

 

 

 

1.16 Факторы риска

Факторы риска, которые могут повлиять на реализацию программы лагерной смены «В поисках артефактов дружбы» и пути их предотвращения представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Факторы риска и пути их предотвращения

Факторы риска

Меры профилактики

Травмы

- проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма;

- контроль за соблюдением правил поведения детей.

Неблагоприятные погодные условия

- организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погодных условий).

Клещи

- противоклещевая обработка территории лагеря;

- проведение цикла бесед о мерах профилактики;

- ежедневный осмотр детей.

Низкая активность детей в реализации программы

- выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения к социально-значимой, спортивной, творческой и др. деятельности.

Отсутствие социального партнерства

- создание положительного имиджа Дома пионеров и школьников как социально-ответственного образовательного учреждения.

 

2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ

2.1 Модель игрового взаимодействия

В основу организации смены закладывается легенда лагеря «Рамазан и Алёнка» (Приложение 1), согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Каждый отряд становится командой поисковиков, которым поручается ответственная миссия: напомнить людям о том, как важно жить со всеми в мире. Для этого необходимо собрать за 21 день лагерной смены капсулу времени. Капсула времени – это сосуд, в который помещают артефакты – предметы-символы, атрибуты народов, населяющих Кувандыкский г.о. с целью сохранения памяти об обычаях и традициях. Помимо артефактов, в неё помещают написанное детьми письмо-обращение к будущим участникам лагерной смены с призывом к дружбе, миру.

На протяжении всей смены участники игры проявят себя в различных направлениях деятельности.

По итогам дня самая активная команда поисковиков получает 1 из артефактов дружбы. Это может быть расписная деревянная ложка, расшитая тюбетейка, глиняная свистулька, лента для косы, монисто из монет и т.д. В завершении игры команда поисковиков, набравшая большее количество артефактов, получает возможность запечатать капсулу времени с целью сохранения мира, дружбы и гармонии.

На протяжении смены будет использован «Словарь терминов». Все участники и объекты лагеря будут названы в соответствии с тематикой лагерной смены (Приложение 2).

Итогом лагерной смены станет развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна», в которой примут участие все участники игры.

 

2.2 Ход реализации программы смены

Программа тематической смены «В поисках артефактов дружбы» рассчитана на 21 день и реализуется поэтапно.

I этап – организационный:

Цель: создание условий для адаптации учащихся и вхождения в программу смены:

- игры на знакомство,

- выбор актива отряда,

- запуск игрового сюжета смены,

- открытие смены.

II этап – основной:

Цель: создание условий для реализации сюжета смены и организации жизнедеятельности детей:

- воплощение сюжета смены «В поисках артефактов дружбы»,

- вовлечение учащихся в различные виды коллективно-творческих дел,

- прохождение образовательного компонента «Школа дружбы народов».

III этап – заключительный:

Цель: создание условий для логического завершения смены:

- закрытие смены;

- отрядный огонек.

Одним из ключевых мероприятий по завершению лагерной смены и окончания сюжетно-ролевой игры станет развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».

 

2.3 План-сетка смены

 

Дата

Тематика дня

Мероприятия

Компонента

День 1

01.06.2022 г.

«Вот и встретились»

1. Игровая программа «Ты мой друг и я твой друг».

Знакомство с режимом работы лагеря, формирование отрядов, выбор названия отрядов, девиза, эмблемы, актива.

2. Инструктаж по ТБ.

3. Работа творческих мастерских.

4. Конкурсно-игровая программа посвященная Дню защиты детей «Здравствуй, лето!».

 

День 2

02.06.2022 г.

«Секрет большого хоровода»

1. Игровая программа «Вместе весело шагать».

2. Запуск программы по созданию национального хоровода «Секрет большой страны».

3. Работа творческих мастерских.

4. Оформление отрядных уголков.

1. Вводное занятие «Моя Родина. Моя страна».

День 3

03.06.2022 г.

«Дорога к другу должна быть безопасной»

1. Познавательное мероприятие по ПДД «Дорожные ловушки» с привлечением инспектора ГИБДД России «Кувандыкский» А.М. Ягофаровой.

2. Шуточный видеоролик «Если с другом вышел в путь».

3. Работа творческих мастерских.

4. Игры на свежем воздухе.

 

День 4

04.06.2022 г.

«У истока»

1. Игра-путешествие по станциям «Родники вы мои, родники».

2. Акция «Береги природу».

3. Работа творческих мастерских.

2. Мои друзья – русские (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 5

06.06.2022 г.

«Что написано пером»

1. Пушкинский день в России. Литературная викторина «Знаем сказки Пушкина».

2. Оформление выставки рисунков «Что за сказка, угадай?».

3. Работа творческих мастерских.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 6

07.06.2022 г.

«Эх, русская душа»

1. Игровая программа «Приглашают скоморохи».

2. Выставка рисунков «Ярмарка».

3. Работа творческих мастерских.

4. Работа видеозала.

 

День 7

08.06.2022 г.

«Под звуки курая»

1. Интеллектуальная игра «Я это знаю».

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе.

4. Рисунок на асфальте «Детство. Радуга. Краски».

3. Мои друзья – татары (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 8

09.06.2022 г.

«Забытые ремесла»

1. Мастер-класс «Забытые ремесла».

2. Выставка народных умельцев «Что умеют наши руки».

3. Работа творческих мастерских.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 9

10.06.2022 г.

«Степь да степь кругом»

1. Игровая программа «Людям на забаву».

2. Отрядная мастерская «У кого что, а у нас чаепитие!».

3. Работа творческих мастерских.

4. Мои друзья – казахи (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 10

11.06.2022 г.

«Широка стана моя родная»

1. Торжественная линейка «День России».

2. Выставка рисунков «С чего начинается Родина».

3. Спортивная программа «Непоседы».

4. Работа творческих мастерских.

 

День 11

14.06.2022 г.

«Тепло родного очага»

1. Конкурсно-игровая программа «Огонь – друг, огонь – враг».

2. Выставка творческих работ на противопожарную тематику, антитеррористическую безопасность.

3. Работа творческих мастерских.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 12

15.06.2022 г.

«О чем поет ветер»

1. Развлекательная программа «Мелодии ветра».

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе.

5. Мои друзья – башкиры (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 13

16.06.2022 г.

«Секрет высоких гор»

1. Викторина «Сказки старой юрты».

2. Рисунок на асфальте «Моя фантазия».

3. Работа творческих мастерских.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 14

17.06.2022 г.

«Вейся лента на ветру»

1. Игра по станциям «Соберу я венок».

2. Выставка рисунков «Щедрый край».

3. Работа творческих мастерских.

4. Игры на свежем воздухе.

6. Мои друзья – мордва (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 15

18.06.2022 г.

«Солоха в хату приглашает»

1. Музыкальная игра «Угадай мелодию».

2. Танцевальный марафон «Все вместе».

3. Работа творческих мастерских.

4. Игры на свежем воздухе.

 

День 16

20.06.2022 г.

«История одного инструмента»

1. Конкурсно-игровая программа «Верхом на коне».

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе.

7. Мои друзья – чеченцы (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 17

21.06.2022 г.

«Старая, старая сказка»

1. Театрализованная программа «Расскажу тебе я сказку».

2. Работа творческих мастерских.

3. Игры на свежем воздухе.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 18

22.06.2022 г.

«День тишины»

1. День памяти и скорби «Через года, через века…»

2. Конкурс чтецов «Журавли»

3. Работа творческих мастерских.

4. Встреча с интересными людьми.

 

День 19

23.06.2022 г.

«Жили-были…»

1. Веселые старты «Все на старт!».

2. Работа творческих мастерских.

3. Конкурсно-игровая программа «Жили-были…»

8. Мои друзья – армяне (костюм, быт, ремесла, песни, танцы, игры, национальные блюда)

День 20

24.06.2022 г.

«Забытые игрушки»

1. Мастер-класс «Любимая игрушка».

2. Оформление шуточного коллажа «Игрушки нашей Родины».

3. Работа творческих мастерских.

4. Игры на свежем воздухе.

 

День 21

25.06.2022 г.

«Встанем в дружный хоровод»

1. Развлекательная программа «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».

2. Торжественная линейка, посвященная закрытию лагеря. Подведение итогов лагерной смены.

9. Итоговое занятие «Мой друг»

 

3 Условия реализации программы

3.1 Кадровое обеспечение программы

Реализацию программы осуществляет кадровый состав:

- начальник лагеря;

- старший вожатый;

- воспитатели;

- педагоги дополнительного образования;

- обслуживающий персонал.

Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни учащихся, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность реализации лагерной смены.

Старший вожатый осуществляют воспитательную работу, организуют активный отдых детей, несёт ответственность за их жизнь и здоровье, осуществляют реализацию программы смены лагеря.

Воспитатели организуют жизнедеятельность учащихся, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, осуществляют реализацию программы смены лагеря, организуют работу «Школы дружбы народов».

Педагоги дополнительного образования проводят кружки по интересам.

Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Начальник лагеря и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья детей во время участия в массовых мероприятиях и других мероприятиях.

 

3.2 Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:

Подготовка воспитателей:

- участие их в разработке программы смены;

- подготовка на тематических семинарах;

- организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации смены;

- тематические совещания в период смены;

- ежедневные планерки с целью координации и корректировки плана воспитательной работы.

2. Программно-методическое обеспечение:

- создание банка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в лагере: методика КТД, методика организации досуговых мероприятий, методика организации игры, методика организации акций и др.

- обеспечение свободного доступа к ресурсам сети Интернет.

3. Информационное обеспечение:

- информация о деятельности лагеря размещается на сайте МБУДО «ДПШ», в группе ДПШ ONLINE в социальной сети ВКонтакте.

 

3.3 Ресурсное обеспечение

Смена лагеря организуется с использованием следующих ресурсов:

- ноутбук, проектор, экран для проектора;

- фотоаппарат, наборы фотобумаги, цветной принтер;

- наборы цветной бумаги, кисти для рисования, краски (гуашь, акварель), планшеты для рисования, парафиновые свечи, поролоновые губки, пластилин;

- мячи, обручи, скакалки.

 

4 Оценка эффективности программы

4.1 Система показателей оценки качества реализации программы

Таблица 3. Система показателей качества реализации программы

Уровень оценки

Объект, методы и формы оценки

На детском уровне

Изучение мнения и степени удовлетворённости учащихся организацией лагеря посредством анкет:

- в организационный период;

- в заключительный период;

- ежедневный мониторинг настроения детей и подростков (методика «Смайлики»);

- наблюдение за проявлениями активности, инициативы детей, степени включенности в общую деятельность.

- динамика развития физических качеств;

- система тестовых упражнений согласно возрастным нормативам.

На родительском уровне

Определение ожиданий и потребностей родителей при выборе лагеря дневного пребывания:

- анкетирование до начала смены;

- беседы в организационный период;

- анкетирование по итогам смены.

На уровне администрации лагеря

Психологический микроклимат:

- анализ среды и характера взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми, между педагогами посредством анкет.

Эффективность применяемых образовательных технологий, методов, приемов:

- анализ активности, интереса и вовлеченности детей и подростков в творческую деятельность.

 

4.2 Система обратной связи

Итоги реализации программы «В поисках артефактов дружбы» подводятся на итоговом совещании, для получения отзывов от родителей и учащихся, используются ресурсы социальных сетей, официального сайта МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области».

 

 

 

 

5 Литература

 

«Внимание, каникулы!»: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / сост. Н.В. Соколова; конс. М.Н. Крухмалева, В.А. Федулова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2010 г. – 136 с.

«Воспитать гражданина» А. Оганесян// «Классный руководитель» №4, 2013 г.

Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. Учебно-методическое пособие. – Кострома: Педагогическое общество России, 2001 г.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Две недели в лагере здоровья. – М.: ОЛМА, 2009 г.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании. – М.: ОЛМА, 2009 г.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Формула здорового питания. – М.: ОЛМА, 2009 г.

В.М. Григорьев «Народные игры и праздники в России». Методическое пособие. – М.: 2010 г.

Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2011 г.

Гаврилова Т.П. «Педагогическая диагностика личности ребенка и временного детского коллектива в летнем лагере». Методические рекомендации. – М., 2012 г.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2.Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.

Григорьев С.В., Тимофеев Ю.Н. Игры в летнем детском лагере. – М.: Домашнее воспитание, 2009 – №3.

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 2008 г.

Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачѐва, В.А. Великородная – М.: ВАКО, 2006 г.

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1990 г.

Использование фольклора в воспитательной работе. Методические рекомендации. – Калуга, 2008 г.

Лаврентьев В.В. «Советы организатору и вожатому по подготовке летнего лагеря». – М., 2002 г.

Лето – дело серьезное: сборник методических материалов/ сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012 г. – 120 с.

Ложникова Н.А. Имитационные педагогические игры: Методические рекомендации. – Омск, 1990 г.

Малая энциклопедия вожатского творчества (сборник рекомендаций для отрядных вожатых).// Сост.: Аристова Т.Н., Данилкова А.А., Пель В.С. и др. – Новосибирск, 2011 г.

О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г., №06-1844).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

Программный ориентир лета. (Технологии организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря). – Оренбург, типография ООО «Руссервис», 2013 г. – 86 с.

Тимофеева Ю.Н. Командировка в игровое лето.// Образование в современной школе. – 2009 г. – №7.

Толченов О.А.Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. – М.: Владос, 2001 г.

Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. – М.: Педагогическое общество России, 2001 г.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993 г. – 111 с.

Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому. – М., 1994 г. – 160 с.

 

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки для воспитателей:

http://ped-kopilka.ru,

http://vozhatiki.ru,

https://summercamp.ru,

http://vozhatyj.ru

Диагностический инструментарий:

https://lektsii.org/12-39865.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Легенда смены

«Рамазан и Алёнка»

 

Жили-были (совсем как в сказке) по соседству в Солнечном городе башкирский мальчик Рамазан и русская девочка Алёнка. Они ничем не отличались от тысяч своих сверстников: также шалили, ходили в школу, играли, ссорились и мирились, гуляли, смотрели мультфильмы, рисовали, лепили снеговиков, объедались мороженым и качались на качелях. А вот город отличался ото всех других городов: у него был собственный хранитель – златогривый конь. Под его покровительством все жили дружно, весело и счастливо – волшебный конь оберегал жителей от бед и несчастий. Но однажды Алёнка и Рамазан сильно повздорили. Сейчас уже никто не вспомнит – из-за чего они поссорились, и кто стал зачинщиком ссоры. Оба наговорили друг другу много обидных слов. Сгустились тучи Зла над городом, конь потерял свою силу. Понуро он пришёл к Рамазану и Алёнке, стал их укорять: «Что вы наделали! Теперь ждите большой беды!» Испугались ребята, начали друг на друга пенять: «Это она первая начала»!, «Нет, это он первый!». Конь печально молвил: «Друзья, сейчас не время для распрей! Вы должны всё исправить. А это ох как непросто будет сделать…» Притихли Алёнка с Рамазаном. Затем мальчик с надеждой спросил: «А что мы должны сделать? Скажи нам, мы обязательно справимся»… И Алёнка согласно кивнула. Конь продолжил: «Вы должны собрать артефакты дружбы народов для капсулы времени – чтобы люди всегда помнили о том, как важно жить со всеми в мире. Это может быть народный танец или песня, обряд или традиции, предмет народного промысла или рисунок. Вы должны за 21 один успеть собрать их и создать капсулу времени. Ребята из лагеря «Солнечный город» будут вашими помощниками. В путь, мои друзья!».

 

Приложение 2

 

Глоссарий смены:

Начальник лагеря – начальник поискового штаба

Старшая вожатая – хранительница капсулы времени

Воспитатели – командиры команд поисковиков

Отряды – команды поисковиков

Линейка – оперативка

Артефакт – предмет быта или вещь, имеющие отношение к той или иной национальности.

Капсула времени – сосуд, в который помещают предметы-символы, атрибуты народов с целью сохранения памяти об обычаях и традициях.

 

Приложение 3

Диагностический комплекс

Входящая диагностика

Анкета

Дорогой друг!

Ты пришел в наш лагерь. Мы, организаторы этой смены, хотим сделать ее интересной и полезной для тебя. Твоя помощь – в ответах на вопросы этой анкеты. Не надо долго обдумывать каждый свой ответ. Очень важны твои мысли именно в момент заполнения этой анкеты: что ты считаешь важным для себя сейчас, то и интересует нас больше всего. Заранее благодарим тебя за ответы!

1. Кто ты: мальчик или девочка? (Нужное подчеркнуть).

2. Твой возраст.

3. Я хотел бы, чтобы отряд состоял из ребят, которые …

4. Я предпочел бы активно участвовать в таких отрядных делах, как …

5. Мне будет скучно, если в отряде будут проводиться …

6. Я надеюсь, что наш вожатый будет …

7. Лагерная жизнь будет для меня полезной, если …

8. Я хотел бы научиться в лагере …

9. Если мне предложат стать лидером-организатором в отряде, я …

10. Я буду протестовать, если меня заставят …

11. Если бы мне разрешили выбирать, остаться в лагере или уйти, я …

12. Я хотел бы, чтобы режим дня в лагере включал в себя …

 

Промежуточная диагностика (методики Т.П. Гавриловой, Т.Я. Шиховой)

Методика «Я ВЫБИРАЮ»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 – «совершенно согласен» 3 – «согласен» 2 – «трудно сказать» 1 – «не согласен» 0 – «совершенно не согласен».

Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

В лагере у меня обычно хорошее настроение.

У нас хороший воспитатель.

Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.

В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов.

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

 

Методика «Волшебное озеро»

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и совершить небольшое путешествие.

Представьте себя на полянке в лесу. Вокруг качают ветвями вековые дубы и шумят стройные сосны. Под ногами ярко-зеленая трава. В кронах деревьев раздается птичий гомон. По небу плывут легкие облака.

По тропинке подходим к озеру. Это необычное озеро. Оно – волшебное. На его поверхности отражается не внешность человека, а то, какой он есть – со своими качествами, чертами характера. В этом озере отражаются поступки человека, которые показывают, какой он человек.

Посмотрите в озеро. Что отражается на его поверхности? А теперь по той же тропинке, не спеша, вернемся к полянке, откуда началось наше путешествие. Постоим несколько секунд, прощаясь с лесом. Откроем глаза.

Кто хочет рассказать о своем отражении в волшебном озере?

Обсудим наши впечатления.

Обработка полученных данных. Качественный анализ «отраженных в озере» поступков воспитанников позволяет выявить их личностную направленность.

 

Методика «Мишень настроения»

Устанавливаются две мишени; между группами и членами групп организуется коллективное и личное первенство. Попадание в цель приносит одно очко: в личный счет – мишень слева, в счет группы – мишень справа. Каждый член отряда бросает мяч 10 раз в ту мишень, которую выбирает сам. Если мяч не попал в мишень, то игрок должен указать жюри, с чьего счета снять очко: с его личного счета или со счета группы (решение сообщается так, чтобы группа не знала о нем).

Обработка данных. Подсчитывается число очков, набранных подростком в личный счет и в счет группы. По этим данным педагог может судить о коллективистической или индивидуалистической направленности личности.

 

Методика «Чудо-дерево»

Может использоваться как в первый день пребывания ребенка в лагере, так и потом, с целью отслеживания комфортности пребывания ребенка, его самооценки.

Предварительно на листе ватмана необходимо нарисовать дерево с расположенными на нем человечками.

Инструкция дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Выберите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение и ваше положение».

 

t1677949820ad.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

2, 11, 12, 18, 19 – общительность, дружескую поддержку.

4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

5 – утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

9 – мотивация на развлечения.

13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность.

8 – отстраненность от процесса, уход в себя.

10, 15 – комфортное состояние, нормальная адаптация.

14 – кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию №20 часто выбирают как перспективу с завышенной самооценкой и установкой на лидерство. Следует заметить, что позицию №16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка №17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

Методика «Фантастический выбор»

Этот метод требует от педагога игровой инструментовки. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и вербально оформляются потребности детей. Они называют личностные ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы. Например:

- Приплыла к тебе золотая рыбка, спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.

- Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

- Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?

- Ты отправляешься на необитаемый остров, и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

Фантастический выбор может получить письменное оформление: выпускается бюллетень с текстом и рисунками, рассказывающий о характере произведенного выбора. Детям такой бюллетень чрезвычайно интересен: они сравнивают свои ответы с ответами товарищей. Безусловно, материалы безымянны.

 

Методика «Градусник»

Перед процедурой диагностирования воспитатель проводит предварительную беседу с ребятами, в ходе которой он предъявляет предмет, который есть в каждом доме. Это – градусник. Педагог объясняет ребятам, что при высокой температуре человеку плохо, тревожно. Такая температура бывает 38, 39, 40, 41 градус (запись на доске). Нормальная температура 36,6 у него нет тревоги, всё хорошо, у него всё получается, он здоров. Температура бывает 35. При такой температуре человек испытывает слабость, усталость, отсутствие интересов и желания что-либо делать. После объяснения педагог предлагает учащимся поиграть в игру. Ребятам предлагается пофантазировать и назвать или написать ту температуру, которая у них появилась сегодня.

Это позволяет определить степень тревожности детей.

 

Итоговое анкетирование

Фамилия, имя.

Самое яркое впечатление за эти дни у меня…

Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось…

Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось…

Несколько слов о нашем отряде…

Мои впечатления о лагере.

Если бы я был вожатым, то бы я…

Хочу пожелать нашему лагерю…

Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?

 

Итоговая диагностика

Анкета

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

1. Что было самым важным для тебя:

В этом лагере ______________________________________________________________

В твоей «семье» _____________________________________________

В отношениях между людьми___________________________________

2. Какие события; переживания были самыми запоминающимися?_______________________________________________

3. Переживал ли ты здесь такие состояния (если «да», то в связи с чем?)

Восторг ___________________________________________________

Потрясение_________________________________________________

Обиду _____________________________________________________

Творчество, полет фантазии ___________________________________

Одиночество _______________________________________________

Уверенность в себе __________________________________________

Усталость __________________________________________________

«Меня не поняли» ___________________________________________

«Я нужен!» _________________________________________________

Счастье ___________________________________________________

4. Что изменилось в тебе?

5. Что нового ты узнал (понял) про себя?

6. Можно ли сказать, что ты чему-то научился в «Нашем Доме»? Если «да» – чему?

7. Какие радости и трудности ждут тебя в будущем:

Завтра ____________________________________________________

Через 2 месяца (в сентябре) ___________________________________

Через год ___________________________________________________

8. Может ли это лето в «Нашем Доме» помочь тебе в будущем? Если «да», то как?

9. Кому и за что ты бы хотел сказать «спасибо» (постарайся выбрать трех важных для тебя людей.)

Спасибо! За___________________________________________________

Спасибо! За___________________________________________________

Спасибо! За__________________________________________________

10. Пожалуйста, закончи предложения:

Я рад, что _________________________________________________

Мне жаль, что ______________________________________________

11. Главное для меня в «нашем доме» – это_______________________

12. Я надеюсь на ______________________________________________

13. Твой автограф на память __________________________________

(Имя, Фамилия)

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации