Программа внеурочной деятельности «Семь цветов радуги» (1–4 классы)
| |
Программа внеурочной деятельности
«Семь цветов радуги»
Разработчик программы:
Кузьмина С.С.
учитель музыки
МАОУ «Новоселицкая СОШ»
Пояснительная записка
Развитие музыкального вкуса, музыкальной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. По способу организации педагогического процесса программа «Семь цветов радуги» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.
Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребёнке эти способности. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся. Все эти предметы направлены на развитие духовности, творческих способностей личности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное.
Построение данного курса опирается на такие принципы как:
- комплексное воспитание и развитие обучающихся;
- постепенность в усвоении материала «от первых шагов до пения на сцене»;
- классическая обучающая методика,
Основные цели программы:
- воспитать гармоничную разностороннюю личность;
- развить творческие способности обучающихся;
- научить ребёнка искусству слышать музыку;
- расширить кругозор и познакомить с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов;
- сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства.
Задачи программы:
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- ввести обучающихся в мир художественной культуры;
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развивать музыкальные способности детей;
- формировать навыки и умения вокального исполнения, музыкальной грамоты.
Реализация поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:
- беседа;
- игровые виды деятельности;
- вокальная работа;
- уроки музыкальной грамоты;
- восприятие музыки;
- экскурсии.
Срок реализации программы составляет 4 года.
Курс обучения рассчитан на детей 1-4 классов.
Формы организации учебного процесса, методы и приёмы.
Занятия проводятся коллективными группами.
Продолжительность занятий: I и IIгод обучения - одно занятие в неделю по 25-30 минут. III и IV год обучения – одно занятие в неделю по 35-40 минут.
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.
Форма проведения занятий сочетает разные виды деятельности:
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки;
- музыкально-дидактические игры;
- развитие слухового внимания детей;
- вокально-хоровая работа.
Диагностика результатов освоения
№ | Компоненты | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Музыкальный слух | -чистое интонирование -слуховое внимание широкий диапазон (6-7 звуков) | -правильное интонирование отдельных отрывков - небольшой диапазон 4 звука слуховое внимание отрывочное | - не чистое интонирование - отсутствие диапазона голоса - нет слухового внимания |
2 | Чувство ритма | Чёткая точная передача ритмического рисунка | Передача отдельных элементов ритмического рисунка. Улучшение показателей после повтора | Нет точности передачи ритмического рисунка |
3 | Музыкальное движение | Большой запас танцевальных движений. Умение передать ими характер образа | Ограниченный запас танцевальных движений | Отсутствие запаса танцевальных движений |
4 | Музыкальная память | Быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала | Неточное запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала | Несформирован-ность навыков запоминания. Отсутствие музыкальной памяти |
5 | Творческие навыки | Умение досочинить мелодию, ритмический рисунок | Неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка | Отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка |
Результатом успешной деятельности обучающихся является отчётный концерт в конце каждого учебного года.
Условия набора принимаются дети, достигшие 6,5-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Необходимо желание ребёнка и заинтересованность его родителей.
Тематическое планирование
1 класс
№ заня-тия | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата |
1 | Вводное. | 1 | | 1 | |
2 | Музыкальные звуки: - шумовые звуки - музыкальные звуки - сила звука - высота звука | 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 | |
3 | С песенкой по лесенке: - слушаем звуки - кого зовёт музыка? - слушай хлопки - учимся петь - что такое петь чисто? - разучиваем и поём - музыкальный магазин (занятие - игра) | 1 1 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | |
4 | Музыка, образ, движение: - музыкальные игры - «Радуга — дуга» - «Паровоз» | 1 | 1 1 | 1 1 1 | |
5 | Твори и фантазируй: - рисуем музыку - графическое построение (формы) произведения - нарисуй песню - подбери инструмент | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 | |
6 | Музыка вокруг нас: - посещение концертов - экскурсии | - - | 2 2 | 2 2 | |
7 | Итоговая диагностика - итоговое занятие концерт «С песенкой по лесенке» | | 1 2 | 1 2 | |
| Итого | 10 | 20 | 30 | |
Тематическое планирование
2 класс
№ заня-тия | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2 | В мире загадочных звуков: - длительность звука - имена и ритмы - тембровая окраска - узнай по голосу | 1 1 | 1 1 1 1 | 2 1 2 1 | |
3 | Тренируем слуховое внимание: - слушаем фразу - услышь сигнал - в гости к музыке | 1 1 | 2 | 1 1 2 | |
4 | Весёлые нотки: - волшебный волчок - разучиваем и поём | | 2 2 | 2 2 | |
5 | Мы танцуем и поём: - вместе весело играть - «Поймай-ка» - «Полька» - «Вальс» -«Прыг да скок» | 1 1 | 1 1 1 1 1 | 1 1 2 2 1 | |
6 | Волшебной музыки страна: - жанры вокальной музыки - музыкальные профессии | 1 1 | 1 1 | 2 2 | |
7 | Творчество: - в игре на музыкальных инструментах - в пантомиме - песенное творчество - экскурсия - посещение театра | - - | 2 2 2 1 1 | 2 2 2 1 1 | |
8 | Итоговое занятие. Музыкальная композиция «Раз словечко, два словечко – будет песенка». | - | 2 | 2 | |
| Итого: | 9 | 25 | 34 | |
Тематическое планирование
3 класс
№ заня-тия | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2 | Музыкальная грамота: - нотная грамота - лад, мажор, минор - пауза | 1 1 1 | 1 1 1 | 2 2 2 |
3 | Занимательные страницы: - из истории происхождения музыкальных инструментов - музыка в любимых сказках - занимательная музыка | 1 1 1 | 1 2 2 | 2 3 3 |
4 | Техника пения - дыхание - интонация - дикция | - - - | 2 1 1 | 2 1 1 |
5 | Фантазируй и твори: - определи форму - музыкальное лото - времена года в цвете и звуке | 1 1 - | 1 1 4 | 2 2 4 |
6 | Мир вокруг нас: - экскурсии - посещение театра | - 1 | 2 2 | 2 3 |
7 | Фрагмент музыкального спектакля. «Новые приключения дюймовочки». | - | 2 | 2 |
| Итого: | 10 | 24 | 34 |
Тематическое планирование
4 класс
№ заня-тия | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 |
2 | Музыкальная грамота: - размер - интервал - аккорд - октава | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 2 2 2 2 |
3 | Путешествие в мир музыки: - замок музыкальных инструментов - замок танца - замок мелодий | 2 1 2 | 4 2 2 | 6 3 4 |
4 | Музыкальная игротека: - 7 волшебных нот | - | 1 | 1 |
5 | Посещение театра. Экскурсии. Концертный зал, филармония. | - - | 1 1 | 1 1 |
6 | Открытый итоговый урок «Семь цветов радуги». | - | 5 | 5 |
| Итого: | 10 | 24 | 34 |
Содержание деятельности. 1 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Музыкальные звуки | Познакомить детей друг с другом. Провести инструктаж по технике безопасности. Дать представление о предмете. |
2 | Начальная диагностика: провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся. | |
3 | Слуховое внимание. | Воспитывать навыки воспроизведения музыкального произведения, способствовать накоплению музыкально-слуховых впечатлений. |
4 | С песенкой по лесенке | Развивать вокальные умения и навыки. Расширить музыкальный кругозор. Формировать навыки звукообразования. Разбор и работа над музыкальным произведением. |
5 | Срезовая диагностика | Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей по схеме. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
6 | Музыка, образ, движение. | Развивать чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение. |
7 | Твори и фантазируй. | Развивать творческие способности. Формировать представление о понятии музыкальная «живопись». Расширять музыкальный кругозор. Развивать импровизацию. |
8 | Музыка вокруг нас. | Прививать навыки поведения в культурных местах. Умение получать удовольствие. |
9 | Итоговая диагностика. | Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития музыкальных способностей. |
10 | Итоговое занятие. | Повторить и закрепить пройденный материал. Применять полученные знания на практике. Развивать музыкальный кругозор. Приобретать навыки концертных выступлений. |
Содержание деятельности. 2 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Вводное занятие. | Познакомить с программой «Музыкальная лесенка», правилами поведения. Провести инструктаж по технике безопасности. |
2 | В мире загадочных звуков. | Дать понятия: длительность звука, тембровая окраска звука, имена и ритмы. Развивать вокально-хоровые навыки. |
3 | Тренируем слуховое внимание. | Накапливать слуховые впечатления. Развивать музыкальный и ритмический слух. Различать динамические оттенки музыкальной речи. |
4 | Весёлые нотки. | Углубить знания в нотах. Ритм, ритмический рисунок. Закреплять вокально-хоровые навыки. Музыкальные игры для тех, кто учится петь. |
5 | Срезовая диагностика. | Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
6 | Мы танцуем и поём. | Разнообразить танцевальные движения. Использовать элементы народных танцевальных движений. Развивать навыки выразительного движения. |
7 | Волшебной музыки страна. | Развитие музыкального кругозора. Мотивировать заинтересованность в изучении предмета. Знакомство с музыкальными произведениями разных стран. |
8 | Творчество. | Понятия: пантомима, мимика. Развивать воображение, выразительность, артистизм. |
9 | Итоговое занятие. Занимательная музыка. | Повторение и закрепление пройденного материала. Накапливать вокально-хоровые навыки. Воспитывать сценическую культуру. |
Содержание деятельности. 3 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Вводное занятие. | Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности. |
2 | Музыкальная грамота. | Закрепление ранее пройденного материала, вокально-хоровых навыков и умений, умений ориентироваться в нотной записи. |
3 | Первичная диагностика | Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей детей. |
4 | Занимательные страницы. | Познакомить детей с историей происхождения различных инструментов. Формировать конкретное представление об особенностях музыкальных сказок. Воспитание интереса, любви к искусству. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умения раскрывать образ с помощью цвета. |
5 | Техника пения. | Закрепить вокально-хоровые навыки. Дать понятие «а copella». Углубить представление о роли слова и дикции в исполнении вокального произведения. Закрепить навыки работы над выразительном исполнении. |
6 | Фантазируй и твори. | Развитие творческого самовыражения. Импровизация простейших попевок. Петь самостоятельно, находя то высокие, то более низкие интонации. Сочинение текста для заданной мелодии. |
7 | Мир вокруг нас. | Расширить кругозор обучающихся. Развивать аналитические умения и навыки. Воспитывать навыки в культурных местах. |
8 | Итоговая диагностика | Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития музыкальных способностей детей. |
9 | Итоговое занятие. | Повторить и закрепить пройденный материал. Воспитывать сценическую культуру. Развивать музыкальный кругозор, навыки концертных выступлений. |
Содержание деятельности. 4 класс
№ | Тема | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Вводное занятие. | Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности. |
2 | Начальная диагностика. | Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей по схеме. |
3 | Музыкальная грамота. | Ввести понятия интервал, аккорд, размер, октава. |
4 | Средства музыкальной выразительности. | Закрепить знания по теме. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. Дать понятия значений терминов тембр, темп, динамика. Развивать аналитическое мышление. |
5 | Путешествие в мир музыки. | Познакомить детей с многообразием танцевальной музыки. Познакомить с музыкой других стран. Познакомить детей с механическими инструментами. |
6 | Срезовая диагностика. | Повторить пройденный материал. Закрепить вокально-хоровые навыки. Диагностика развития музыкальных способностей обучающихся по схеме. |
7 | Выразитель-ность исполнения. | Развивать музыкальный кругозор. Закреплять навыки выразительного исполнения вокальных произведений. Закрепить знания по теме. Закрепить вокально-хоровые навыки. |
8 | Музыкальная игротека. | Расширение кругозора. Развитие творческой фантазии обучающихся. |
9 | Итоговая диагностика. | Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития творческих способностей. |
10 | Итоговые занятия. | Повторить и закрепить пройденный материал. Накапливать вокально-хоровые навыки. Развивать музыкальный кругозор. Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности. |
Ожидаемые результаты
реализации программы.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
иметь навыки музыкального восприятия, представления о средствах музыкальной выразительности, умение различать один звук от другого, при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который важен в данный момент, иметь навыки хорового пения, проанализировать музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)
уметь правильно распределять дыхание, знать понятия лад, мажор, минор, аккорд, интервал, знать их разновидности и названия, отзываться на знаки дирижера, иметь навыки концертной деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)
приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; иметь навыки совместного исполнительства, концертной деятельности, навыки музыкального восприятия, свободного ориентирования в нотной грамоте.
Список используемой литературы.
Э.Л. Фрид «Русская музыкальная литература» Музыка 1983г. (2 и 3 выпуск)
Журналы «Великие композиторы» ООО « Де Агостини» 2005-2006 год
Е.А.Смолина «Современный урок музыки» Творческие приемы , Академия развития 2006 год
А Тарасов «Путешествие в страну сказок» «Русич» 2000 г.
С. Кочурова «Большой сюрприз для «классной» компании Академия развития 2004 год
Песенный репертуар.
Ю.А. Алиев « Нотное приложение» Новгород 1997г.
Г.Струве «Хоровое сольфеджио» ЦСДК Москва 1994 г.
Е. Крылатов «Музыкальный сборник» « Дрофа» 2001г
«Музыка» В.В. Фадин Волгограл 2002год
В.В. Фадин «Музыкально сопровождение и оформление школьных праздников» Волгограл 2002год