Программа внеурочной деятельности «Семь цветов радуги» (1–4 классы)

2
0
Материал опубликован 25 December 2020










Программа внеурочной деятельности




«Семь цветов радуги»






Разработчик программы:

Кузьмина С.С.

учитель музыки

МАОУ «Новоселицкая СОШ»













Пояснительная записка


Развитие музыкального вкуса, музыкальной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. По способу организации педагогического процесса программа «Семь цветов радуги» является интегрированной, а по способу передачи информации – творческой.

Каждый ребёнок одарён природой способностью творить, теми или иными наклонностями. А интегрированное обучение позволяет наиболее полно раскрыть и развить в ребёнке эти способности. Интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей позволяет сблизить эти предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их обучающимся. Все эти предметы направлены на развитие духовности, творческих способностей личности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное.

Построение данного курса опирается на такие принципы как:

- комплексное воспитание и развитие обучающихся;

- постепенность в усвоении материала «от первых шагов до пения на сцене»;

- классическая обучающая методика,

Основные цели программы:

- воспитать гармоничную разностороннюю личность;

- развить творческие способности обучающихся;

- научить ребёнка искусству слышать музыку;

- расширить кругозор и познакомить с историей происхождения некоторых музыкальных инструментов;

- сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства.

Задачи программы:

- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

- ввести обучающихся в мир художественной культуры;

- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;

- развивать музыкальные способности детей;

- формировать навыки и умения вокального исполнения, музыкальной грамоты.

Реализация поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:

- беседа;

- игровые виды деятельности;

- вокальная работа;

- уроки музыкальной грамоты;

- восприятие музыки;

- экскурсии.

Срок реализации программы составляет 4 года.

Курс обучения рассчитан на детей 1-4 классов.


Формы организации учебного процесса, методы и приёмы.

Занятия проводятся коллективными группами.

Продолжительность занятий: I и IIгод обучения - одно занятие в неделю по 25-30 минут. III и IV год обучения – одно занятие в неделю по 35-40 минут.

Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

Форма проведения занятий сочетает разные виды деятельности:

- занятия по музыкальной грамоте;

- восприятие (слушание) музыки;

- музыкально-дидактические игры;

- развитие слухового внимания детей;

- вокально-хоровая работа.

























Диагностика результатов освоения


Компоненты

Высокий

Средний

Низкий

1

Музыкальный слух

-чистое интонирование

-слуховое внимание широкий диапазон (6-7 звуков)

-правильное интонирование отдельных отрывков

- небольшой диапазон 4 звука слуховое внимание отрывочное

- не чистое интонирование

- отсутствие диапазона голоса

- нет слухового внимания

2

Чувство ритма

Чёткая точная передача ритмического рисунка

Передача отдельных элементов ритмического рисунка.

Улучшение показателей после повтора

Нет точности передачи ритмического рисунка

3

Музыкальное движение

Большой запас танцевальных движений. Умение передать ими характер образа

Ограниченный запас танцевальных движений

Отсутствие запаса танцевальных движений

4

Музыкальная память

Быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

Неточное запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

Несформирован-ность навыков запоминания. Отсутствие музыкальной памяти

5

Творческие навыки

Умение досочинить мелодию, ритмический рисунок

Неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка

Отсутствие навыка сочинения мелодии, ритмического рисунка


Результатом успешной деятельности обучающихся является отчётный концерт в конце каждого учебного года.

Условия набора принимаются дети, достигшие 6,5-летнего возраста, независимо от их музыкальных данных. Необходимо желание ребёнка и заинтересованность его родителей.

Тематическое планирование

1 класс


№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Дата

1

Вводное.

1


1


2

Музыкальные звуки:

- шумовые звуки

- музыкальные звуки

- сила звука

- высота звука




1

1


1

1



1

1

1

1


3

С песенкой по лесенке:

- слушаем звуки

- кого зовёт музыка?

- слушай хлопки

- учимся петь

- что такое петь чисто?

- разучиваем и поём

- музыкальный магазин (занятие - игра)



1



1


1


1

1


1

1


1

1

1

1

1

1

1


4

Музыка, образ, движение:

- музыкальные игры

- «Радуга — дуга»

- «Паровоз»



1




1

1



1

1

1



5

Твори и фантазируй:

- рисуем музыку

- графическое построение (формы) произведения

- нарисуй песню

- подбери инструмент


1

1

1

1



1

1

1

1


2

2

2

2


6

Музыка вокруг нас:

- посещение концертов

- экскурсии


-

-


2

2


2

2


7

Итоговая диагностика

- итоговое занятие концерт «С песенкой по лесенке»


1

2

1

2



Итого

10

20

30











Тематическое планирование

2 класс

№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.

1

-

1


2

В мире загадочных звуков:

- длительность звука

- имена и ритмы

- тембровая окраска

- узнай по голосу


1


1


1

1

1

1


2

1

2

1


3

Тренируем слуховое внимание:

- слушаем фразу

- услышь сигнал

- в гости к музыке


1

1




2


1

1

2


4

Весёлые нотки:

- волшебный волчок

- разучиваем и поём




2

2


2

2


5

Мы танцуем и поём:

- вместе весело играть

- «Поймай-ка»

- «Полька»

- «Вальс»

-«Прыг да скок»




1

1


1

1

1

1

1


1

1

2

2

1


6

Волшебной музыки страна:

- жанры вокальной музыки

- музыкальные профессии


1

1


1

1


2

2


7

Творчество:

- в игре на музыкальных инструментах

- в пантомиме

- песенное творчество

- экскурсия

- посещение театра


-

-


2

2

2

1

1


2

2

2

1

1


8

Итоговое занятие. Музыкальная композиция «Раз словечко, два словечко – будет песенка».

-

2

2



Итого:

9

25

34














Тематическое планирование

3 класс


№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Музыкальная грамота:

- нотная грамота

- лад, мажор, минор

- пауза


1

1

1


1

1

1


2

2

2

3

Занимательные страницы:

- из истории происхождения музыкальных инструментов

- музыка в любимых сказках

- занимательная музыка


1


1

1


1


2

2


2


3

3

4

Техника пения

- дыхание

- интонация

- дикция


-

-

-


2

1

1


2

1

1

5

Фантазируй и твори:

- определи форму

- музыкальное лото

- времена года в цвете и звуке


1

1

-


1

1

4


2

2

4

6

Мир вокруг нас:

- экскурсии

- посещение театра


-

1


2

2


2

3

7

Фрагмент музыкального спектакля. «Новые приключения дюймовочки».

-

2

2


Итого:

10

24

34


















Тематическое планирование

4 класс




№ заня-тия

Тема

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Музыкальная грамота:

- размер

- интервал

- аккорд

- октава


1

1

1

1


1

1

1

1


2

2

2

2

3

Путешествие в мир музыки:

- замок музыкальных инструментов

- замок танца

- замок мелодий


2

1

2


4

2

2


6

3

4

4

Музыкальная игротека:

- 7 волшебных нот


-


1


1

5

Посещение театра.

Экскурсии. Концертный зал, филармония.

-

-

1

1

1

1

6

Открытый итоговый урок «Семь цветов радуги».

-

5

5


Итого:

10

24

34

























Содержание деятельности. 1 класс


Тема

Содержание

1

2

3

1

Музыкальные звуки

Познакомить детей друг с другом.

Провести инструктаж по технике безопасности.

Дать представление о предмете.


2

Начальная диагностика: провести диагностику уровня развития музыкальных способностей обучающихся.


3

Слуховое внимание.


Воспитывать навыки воспроизведения музыкального произведения, способствовать накоплению музыкально-слуховых впечатлений.


4

С песенкой по лесенке

Развивать вокальные умения и навыки. Расширить музыкальный кругозор. Формировать навыки звукообразования. Разбор и работа над музыкальным произведением.

5

Срезовая диагностика

Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей по схеме. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Музыка, образ, движение.

Развивать чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение.

7

Твори и фантазируй.

Развивать творческие способности. Формировать представление о понятии музыкальная «живопись». Расширять музыкальный кругозор. Развивать импровизацию.

8

Музыка вокруг нас.

Прививать навыки поведения в культурных местах.

Умение получать удовольствие.

9

Итоговая диагностика.

Повторить и закрепить пройденный материал.

Проследить динамику развития музыкальных способностей.

10

Итоговое занятие.

Повторить и закрепить пройденный материал. Применять полученные знания на практике. Развивать музыкальный кругозор.

Приобретать навыки концертных выступлений.



Содержание деятельности. 2 класс


Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Познакомить с программой «Музыкальная лесенка», правилами поведения. Провести инструктаж по технике безопасности.

2

В мире загадочных звуков.

Дать понятия: длительность звука, тембровая окраска звука, имена и ритмы.

Развивать вокально-хоровые навыки.

3

Тренируем слуховое внимание.

Накапливать слуховые впечатления. Развивать музыкальный и ритмический слух. Различать динамические оттенки музыкальной речи.

4

Весёлые нотки.

Углубить знания в нотах. Ритм, ритмический рисунок. Закреплять вокально-хоровые навыки. Музыкальные игры для тех, кто учится петь.

5

Срезовая диагностика.

Провести промежуточную диагностику развития музыкальных способностей. Закрепить вокально-хоровые навыки.

6

Мы танцуем и поём.

Разнообразить танцевальные движения. Использовать элементы народных танцевальных движений. Развивать навыки выразительного движения.

7

Волшебной музыки страна.

Развитие музыкального кругозора. Мотивировать заинтересованность в изучении предмета. Знакомство с музыкальными произведениями разных стран.

8

Творчество.

Понятия: пантомима, мимика. Развивать воображение, выразительность, артистизм.

9

Итоговое занятие.

Занимательная музыка.

Повторение и закрепление пройденного материала. Накапливать вокально-хоровые навыки. Воспитывать сценическую культуру.







Содержание деятельности. 3 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

2

Музыкальная грамота.

Закрепление ранее пройденного материала, вокально-хоровых навыков и умений, умений ориентироваться в нотной записи.

3

Первичная диагностика

Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей детей.

4

Занимательные страницы.

Познакомить детей с историей происхождения различных инструментов. Формировать конкретное представление об особенностях музыкальных сказок. Воспитание интереса, любви к искусству. Развивать познавательный интерес, творческие способности, умения раскрывать образ с помощью цвета.

5

Техника пения.

Закрепить вокально-хоровые навыки. Дать понятие «а copella». Углубить представление о роли слова и дикции в исполнении вокального произведения. Закрепить навыки работы над выразительном исполнении.

6

Фантазируй и твори.

Развитие творческого самовыражения. Импровизация простейших попевок. Петь самостоятельно, находя то высокие, то более низкие интонации. Сочинение текста для заданной мелодии.

7

Мир вокруг нас.

Расширить кругозор обучающихся. Развивать аналитические умения и навыки. Воспитывать навыки в культурных местах.

8

Итоговая диагностика

Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития музыкальных способностей детей.

9

Итоговое занятие.

Повторить и закрепить пройденный материал. Воспитывать сценическую культуру. Развивать музыкальный кругозор, навыки концертных выступлений.


Содержание деятельности. 4 класс

Тема

Содержание

1

2

3

1

Вводное занятие.

Правила поведения. Режим работы. Инструктаж по технике безопасности.

2

Начальная диагностика.

Провести диагностику уровня развития музыкальных способностей по схеме.

3

Музыкальная грамота.

Ввести понятия интервал, аккорд, размер, октава.

4

Средства музыкальной выразительности.

Закрепить знания по теме. Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности. Дать понятия значений терминов тембр, темп, динамика. Развивать аналитическое мышление.

5

Путешествие в мир музыки.

Познакомить детей с многообразием танцевальной музыки. Познакомить с музыкой других стран. Познакомить детей с механическими инструментами.

6

Срезовая диагностика.

Повторить пройденный материал. Закрепить вокально-хоровые навыки. Диагностика развития музыкальных способностей обучающихся по схеме.

7

Выразитель-ность исполнения.

Развивать музыкальный кругозор. Закреплять навыки выразительного исполнения вокальных произведений. Закрепить знания по теме. Закрепить вокально-хоровые навыки.

8

Музыкальная игротека.

Расширение кругозора. Развитие творческой фантазии обучающихся.

9

Итоговая диагностика.

Повторить и закрепить пройденный материал. Проследить динамику развития творческих способностей.

10

Итоговые занятия.

Повторить и закрепить пройденный материал. Накапливать вокально-хоровые навыки. Развивать музыкальный кругозор. Развивать умение применять полученные знания в практической деятельности.






Ожидаемые результаты

реализации программы.


Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)


иметь навыки музыкального восприятия, представления о средствах музыкальной выразительности, умение различать один звук от другого, при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который важен в данный момент, иметь навыки хорового пения, проанализировать музыкальное произведение с точки зрения средств выразительности.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)


уметь правильно распределять дыхание, знать понятия лад, мажор, минор, аккорд, интервал, знать их разновидности и названия, отзываться на знаки дирижера, иметь навыки концертной деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия)


приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; иметь навыки совместного исполнительства, концертной деятельности, навыки музыкального восприятия, свободного ориентирования в нотной грамоте.


Список используемой литературы.



Э.Л. Фрид «Русская музыкальная литература» Музыка 1983г. (2 и 3 выпуск)

Журналы «Великие композиторы» ООО « Де Агостини» 2005-2006 год

Е.А.Смолина «Современный урок музыки» Творческие приемы , Академия развития 2006 год

А Тарасов «Путешествие в страну сказок» «Русич» 2000 г.

С. Кочурова «Большой сюрприз для «классной» компании Академия развития 2004 год



Песенный репертуар.


Ю.А. Алиев « Нотное приложение» Новгород 1997г.

Г.Струве «Хоровое сольфеджио» ЦСДК Москва 1994 г.

Е. Крылатов «Музыкальный сборник» « Дрофа» 2001г

«Музыка» В.В. Фадин Волгограл 2002год

В.В. Фадин «Музыкально сопровождение и оформление школьных праздников» Волгограл 2002год


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.