Программа внеурочной деятельности «Мой мир» (1-4 классы)
МОЙ МИР. 1 -4 КЛАССЫ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
Рабочая программа составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» с учетом программ, включенных в ее структуру. Программа направлена на социализацию обучающихся, «на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель, педагог-организатор и т.д.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
—формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты, согласно планируемым результатам освоения ООП, включают:
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.);
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий
Коммуникативные УУД:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов (уровень первичного понимания) – приобретение школьником общих сведений о:
- здоровом образе жизни и экологически целесообразном поведении;
-жизни мысковчан в различные исторические периоды;
-природных объектах и их взаимосвязи с жизненными потребностями человека;
-архитектурных памятниках;
-памятных местах и событиях;
-музеях и их разнообразии.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): предполагают развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному отечеству, к труду и другим людям.
Обучающиеся должны должны научиться:
использовать в речи исторические, искусствоведческие термины;
выражать свое отношение к полученной информации устно и письменно;
бережно относиться к природе, идентифицировать себя с прилегающей зелёной зоной;
анализировать архитектурные памятники и ориентироваться во времени;
внимательно слушать, рассматривать, воспринимать памятные места и события;
применять на экскурсии знания, полученные в школе, и наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал;
выстраивать свои отношения с одноклассниками, педагогами, родителями.
Третий уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия (приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других). Достижение третьего уровня происходит через выход в социум.
Для оценки эффективности достижения планируемых результатов можно использовать следующие показатели:
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
участие учащихся в экскурсиях
наличие у учащихся наградных материалов (дипломы, грамоты, сертификаты, поощрения);
содержание портфеля достижений учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС (33часа)
1.Вводное занятие(1час)
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
2. Наша школа (5часов)
• Экскурсия по школе (1 час)
Знакомство с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, правилами поведения.
Экскурсия на школьный двор (1час)
Знакомство с различными площадками на школьном дворе и их предназначением.
Экскурсия в школьную столовую (1 час)
Знакомство с работниками столовой, с правилами поведения в столовой.
Экскурсия в школьную библиотеку (1 час)
Знакомство с работниками библиотеки, правилами поведения в библиотеке, с правилами пользования книг из библиотечного фонда.
Экскурсия в школьный музей (1 час)
Знакомство с термином «Музей». Беседа о значении музея. Знакомство с работником школьного музея.
3.Город, в котором я живу (12часов)
• Экскурсия «Безопасный путь в школу и из школы» (2 часа)
Знакомство с городскими пешеходными переходами.
Практическое занятие: обозначение своего безопасного маршрута «Дорога от дома до школы и обратно».
Экскурсия «Родной город» (2 часа)
Интерактивная обзорная экскурсия по достопримечательным местам нашего города.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия в ЦДОД (2 часа)
Знакомство с различными кружками ЦДО.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия в городской в этнографический музей (2 часа)
Беседа о роли музея в истории нашего города.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия в сквер «Сказки Шапкая» (2 часа)
Знакомство с творчеством шорского автора СофронаТотыша книги «Сказки Шапкая».
Обсуждение экскурсии
Экскурсия в городскую библиотеку (2часа)
Знакомство с помещением библиотеки, ее работниками, правилами поведенияв библиотеке, правилами пользования книг из библиотечного фонда.
Экскурсии в природу (10 часов)
Осенняя экскурсия (4 часа)
Экскурсия в парк «Красота окружающей природы»
Экскурсия на школьный двор «Что нам дарит природа» (сбор природного материала)
«Знакомство с сезонными изменения в природе.
Обсуждение экскурсии.
Зимняя экскурсия (2 часа)
Наблюдение за изменениями в природе зимой.
Обсуждение экскурсии
Весенняя экскурсия (4 часа)
Признаки весны. Отличие живой и неживой природы (март)
Состояние природных объектов и явлений, происходящих в природе в весенний период (апрель)
Обсуждение экскурсии
Посещение театров, музеев, выставок и т.д. (4часа)
Кукольный театр г. Новокузнецка (4 часа)
Беседа с обучающимися о кукольном театре, об истории создания первых кукольных театров, о театральных профессиях. Просмотр детского музыкального спектакля.
Обсуждение экскурсии
Итоговое занятие (1 час)
Игра - викторина
2 класс (34 часа)
1.Вводное занятие (1час)
Обсуждение с обучающимися тематики предстоящих экскурсий. ТБ при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
2. Город, в котором я живу (19часов)
Экскурсия в ЦДОД (2 часа)
Знакомство с новыми кружками ЦДО.
Обсуждение экскурсии.
Экскурсия «Безопасный путь в школу и из школы» (2 часа)
Обход пешеходных переходов города.
Практическаяработа: обозначение своего безопасного маршрута «Дорога от дома до школы и обратно».
Экскурсии в сквер «Сказки Шапкая»(4часа)
Знакомство с обычаями и традициями коренных жителей нашего города.
Знакомство со сказками шорских писателей. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.
Экскурсия в историко – этнографический музей на выставку шорских художников.
Практическая работа.Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия на автовокзал (2 часа)
Знакомство с общественным транспортом, правилами поведения в общественном транспорте.
Практическая работа.Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Интерактивная экскурсия по предприятиям города (3 часа)
Знакомство с предприятиями города.
Создание презентации «Предприятия моего города»
Обсуждение презентаций
Экскурсия в пожарную часть (2 часа)
Знакомство с профессией пожарника, пожарной машиной.
Практическая работа.Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия на почтовое отделение (2 часа)
Знакомство с историей почты нашего города, с историей развития почтовой связи.
Какими видами транспорта пользуется почта.Почтовые профессии.
Практическая работа.Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия в ветеринарную лечебницу (2 часа)
Знакомство с профессией ветеринара.
Практическая работа.Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
3. Посещение театров, музеев, выставок и т.д. (8часов)
Экскурсия в г. Новокузнецк в цирк(4часа)
Экскурсия по цирку и знакомство с историей образования цирка г.Новокузнецка. Просмотр циркового представления.
Практическая работа. Обсуждение представления. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия в Драматический театр г. Новокузнецка (4 часа)
Беседа с обучающимися о театре, об истории создания первых театров, о театральных профессиях. Различные театральные жанры.Просмотр детского музыкального спектакля.
Практическая работа. Обсуждение представления. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Достопримечательности Кемеровской области (5 часов)
Экскурсия в заповедник «Кузнецкий Алатау».(5 часов)
Понятие «экология», «охрана окружающей среды», «роль человека в охране природы» (беседа). Знакомство с работой экоцентра, с профессиями людей, особенностью деятельности экологического центра. Посещение выставочной экспозиции центра.
Обсуждение экскурсии.
Практическая работа. Написание отзывапо теме, изображение впечатлений в рисунках.
Итоговое занятие (1час)
Игра - викторина
3 класс (34 часа)
1.Вводное занятие (1час)
Знакомство с целями, и задачами курса.
Проведение инструктажа о правилах безопасности при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
2. Город, в котором я живу (14 часов)
Экскурсия в Центр Дополнительного образования(2 часа)
Знакомство с кружками и руководителями, особенностью деятельности центра.
Обсуждение экскурсии
Экскурсия в СОК «Олимпиец». (3 часа)
Знакомство с различными секциями. Посещение бассейна.
Обсуждение экскурсии.
Практическая работа. Написание отзыва по теме.
Экскурсия в картинную галерею (2 часа)
Рассматривание репродукций.
Обсуждение экскурсии
Экскурсия по улицам, названным в честь известных жителей города (7 часов)
Экскурсия по улице Кусургашева. Обсуждение экскурсии.
Экскурсия по улице Куюкова. Обсуждении экскурсии.
Интерактивная экскурсия по улице Арбачакова. Обсуждение экскурсии.
Практическая работа. Написание отзыва по теме
3.Посещение театров, музеев, выставок и т.д. (18 часов)
Экскурсия в планетарий г. Новокузнецка (3 часа)
Беседа о первом в Кузбассе планетарии. Знакомство с аппаратурой планетария, которая способна воспроизводить северное сияние, звёздное небо, утреннюю зарю; с проекционным аппаратом на куполе зала со сферическим перекрытием.
Просмотр фильма «Солнечная система».
Практическая работа: Написание отзыва по теме.
Посещение драматического театра (2 часа)
Просмотр детского драматического спектакля.
Практическая работа: Мини-сочинение отзыв на просмотренный спектакль.
Экскурсия на лимонадную фабрику «Ирбис» (6 часов)
Беседа с обучающимися о промышленном производстве, об отраслях промышленности (беседа).
Посещение лимонадной фабрики «Ирбис» Новокузнецкого района.
Знакомство с историей возникновения лимонада, о его разновидностях, свойствах и об интересных фактах производства вкуснейшего лимонада разных сортов.
Знакомство с профессиями людей, занятых на производстве.
Обсуждение экскурсии
Практическая работа: Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия на кондитерскую фабрику (7 часов)
Беседа о промышленном производстве, об отраслях промышленности.
Беседа с обучающимися об истории появления кондитерской фабрики. Профессия пекарь, кондитер (игра)
Экскурсия по кондитерской фабрике г.Прокопьевска. Дегустация кондитерских изделий.
Организация и технология изготовления сладостей.
Знакомство с историей возникновения шоколада, о его разновидностях и об интересных фактах производства шоколадной и мармеладной продукции.
Обсуждение экскурсии.
Практическая работа. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Итоговое занятие (1 час)
4 класс (34 часа)
1.Вводное занятие (1час)
Знакомство с целями, и задачами курса.
Проведение инструктажа о правилах безопасности при поездке автобусом, при пеших экскурсиях.
2. Город, в котором я живу (20часов)
Экскурсия в Центр Дополнительного образования(2 часа)
Знакомство с кружками и руководителями, особенностью деятельности центра.
Обсуждение экскурсии
Экскурсия в центр духовной культуры шорского народа «ЭнеТаг» (Мать Гора) (5 часов)
Знакомство со своеобразием шорской деревни (беседа)
Посещение городского историко-этнографического музея. Знакомство с предметами быта, домашней утварью шорцев.
Главная достопримечательность Центра – массивный трон из цельного дерева «тыныхчер» (духовное место)
Посещение сельского дома культуры.Знакомство с хранительницей традиций горлового пения Ольгой (Чылтыс) Таннагашевой.
Обсуждение экскурсии.
Практическая работа: Написание отзыва по теме.
Экскурсия к мемориалу Славы (2часа)
Знакомство с мемориалом, возложение цветов.
Практическая работа: Обсуждение экскурсии. Написание отзыва.
Экскурсия к храму иконы Божьей Матери «Одигитрия» (2 часа)
Знакомство с храмом. Обсуждение экскурсии. Написание отзыва.
Экскурсия к памятнику Петру и Февронии Муромским (2 часа)
Знакомство с памятником.
Практическая работа: Обсуждение экскурсии. Написание отзыва.
Интерактивная экскурсия к памятнику Аркадия Гайдара (2 часа)
Знакомство с памятником.
Практическая работа: Обсуждение экскурсии. Написание отзыва.
Экскурсия к памятнику В. И. Ленина (1 час)
Знакомство с памятником. Обсуждение экскурсии.
Интерактивная экскурсия к мемориалу-памятнику «Фронт и тыл». (2 часа)
Знакомство с памятником.
Практическая работа: Обсуждение экскурсии. Написание отзыва.
Известные уроженцы города (2 часа)
Александр Воронин — олимпийский чемпион 1976 года по тяжелой атлетике
Владимир Киселёв — олимпийский чемпион 1980 года в толкании ядра
Михаил Куюков — Герой Советского Союза;
Александр Хош — чемпион СССР и Европы по самбо.
3. Наша школа (4 часа)
Экскурсия в школьный музей (4 часа)
Знакомство с историей школы.
Известные выпускники школы.
Учителя-выпускники.
Практическая работа: Написание отзыва на тему
4. Достопримечательности Кемеровской области (8часов)
Экскурсия в г.Новокузнецк на Кузнецкую крепость (4 часа)
Беседа с учащимисяо памятниках истории и культуры. История крепости (рассказ)
Посещение внутреннего двора крепости. Солдатская казарма, крепостная стена. Пушки.
Посещение историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость»
Практическая работа: Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Экскурсия в музей-заповедник «Томская Писаница» г. Кемерово (4 часа)
История образования музея-заповедника «Томская Писаница». Знакомство с экспонатами музея.
Правила поведения во время экскурсии.Просмотр театрального представления.
Знакомство с животным миром музея.
Практическая работа: Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках.
Формы и режим занятий
Формой проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр фильма, переодевание в костюм, того времени - интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории экскурсантов получить первоначальные сведения об объектах того или иного музея, создать образ и получить наибольшие впечатления. Другой формой может быть посещение выставки. Демонстрация экспонатов, прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке экскурсионной деятельности. Часть бесед построена в форме диалога, когда аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение, делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.
Перед посещением музея (выставки) учителю необходимо информировать учащихся и их родителей (законных представителей) о месте поездки: название музея (выставки), тема экскурсии; после чего поставить цель и определить круг задач данной экскурсии (выставки): на что обратить внимание, что сравнить и др. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять количество и качество полученной учащимися информации.
По окончании экскурсии (выставки) и возвращении в школу рефлексию рекомендуется провести в форме викторины, написания эссе, отзыва, письма к потомкам, выполнение рисунков и др.
Виды деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
игровая деятельность |
игровые занятия, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, инсценировки |
познавательная деятельность |
групповые, индивидуальные занятия, беседы, викторины |
краеведческая деятельность |
экскурсии, посещение библиотек, музеев и т.д. |
художественное творчество |
выставки,конкурсы, концерты |
проектная деятельность |
детские исследовательские проекты |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33ч)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Наша школа |
5 |
3 |
Город, в котором я живу |
12 |
4 |
Экскурсии в природу |
10 |
5 |
Посещение театров, музеев, выставок и т.д. |
4 |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
33 |
2 класс (34ч)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Город, в котором я живу |
19 |
3 |
Посещение театров, музеев, выставок и т.д. |
8 |
4 |
Достопримечательности Кемеровской области |
5 |
5 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
34 |
3 класс (34ч)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Город, в котором я живу |
14 |
3 |
Посещение театров, музеев, выставок и т.д.
|
18 |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
34 |
4 класс (34ч)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
Город, в котором я живу |
20 |
3 |
Наша школа |
4 |
|
Достопримечательности Кемеровской области |
8 |
4 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Итого: |
34 |