Программа внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» (5–6 классы)
МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»
(5-6 классы)
Автор: Ирина Александровна Бугрова, учитель истории (высшая категория)
2017-2018гг
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»
(5-6 КЛАССЫ)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» помогает расширить представления обучающих о мире исчезнувших профессий на Руси и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире исчезнувших профессий на Руси;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
-доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Основной метод:
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).
Структура занятий:
-
Анкетирование.
-
Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди занимающиеся этой профессией;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Общая характеристика курса:
Программа «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Она согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология», «Информатика», «История», «Музыка и пение».
Программа рассчитана на 70 часов и предполагает два занятия в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.
В процессе преподавания курса «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» будут использованы элементы развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных, системно-деятельностных технологий
Объем программы: 70 часов.
Сроки освоения: 1 учебный год.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целепологание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений:
Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проектные работы « Профессии в моей семье».
Учебно-тематический план
Название темы |
Количество часов |
Введение в мир профессии. |
1 |
Практическое занятие «Знакомство со школьной музейной комнатой» |
1 |
Анкетирование, тестовые задания на тему «Исчезнувшие профессии» |
1 |
«Актёрская мастерская» Ролевые игры на тему «Профессия» |
3 |
Проектная деятельность «Профессии наших бабушек и дедушек» |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
«Человек- человек»
Профессия – плакальщицы. |
2 |
Практическое занятие «Изготовление элемента старинного женского платья» |
2 |
«Человек - техника»
Профессия – фонарщик. |
2 |
Практическое занятие «Изготовление макета фонаря» |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
«Человек – художественный образ»
Профессия – скоморохи. |
2 |
Творческая мастерская «Маска» |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
«Человек – знаковая система»
Профессия – коробейники. |
2 |
Приготовление и защита реферата на тему «Торговля в Древней Руси» |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
«Человек - природа»
Профессия – косари. |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
Профессия - бурлаки и рыбаки. |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
Фольклор. Пословицы и поговорки о старинных профессиях. |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
Фамилии возникшие от названия профессии. |
2 |
Приготовление и защита реферата на тему «Моя фамилия- как произошла?» |
2 |
«В гостях у сказки». Сказки про профессии. |
2 |
Театрализованная постановка сказки о профессии. |
2 |
Работа с документальными источниками по теме «Исчезнувшие профессии Ульяновской области» |
2 |
Традиционные промыслы и ремёсла нашего края. Проектная деятельность. |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
Весёлые викторины на тему «Промыслы и ремёсла на Руси» |
2 |
Художественная мастерская «Весёлые картинки» на тему «Профессии на Руси». |
2 |
Практическое занятие «На полках школьного музея» |
2 |
Экскурсия в музей. Выставка художественного творчества «Исчезнувшие профессии» |
2 |
Музыкальный час «Эх, ухнем…» |
2 |
Проектные работы « Профессии в моей семье»
|
2 |
Содержание программы
№ п/п |
Раздел / тема |
Теория |
Практические действия |
1 |
Введение в мир профессий. |
Беседа с презентацией «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» |
Познакомить детей с многообразием исчезнувших профессий на Руси. |
2 |
Анкетирование, тестовые задания. |
Беседа с использованием анкеты и тестовых заданий на тему «Профессии» Воспитывать признательность и уважение людям разных профессий. |
Проведение анкетирования и тестирования по данной теме. |
3 |
«Актёрская мастерская» Ролевые игры на тему «Профессия». |
Использование информации из дополнительных источников. Разучивание русских народных игр.
|
(Работа в группах) Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
4 |
Профессия – плакальщицы. |
Историческая справка о профессии плакальщицы. Беседа с презентацией. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
5 |
Профессия – фонарщик. |
Короткая информационная справка о профессии фонарщик, его качествах. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
6 |
Профессия – скоморохи. |
Историческая справка. Беседа с презентацией. Личное наблюдение из просмотров фильмов, концертов, спектаклей. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
7 |
Творческая мастерская «Маска». |
Моделирование и изготовление масок для профессии-скоморохи из бумаги. |
Изготовление деталей маски (полумаски) по шаблону. |
8 |
Профессия – коробейники. |
Историческая справка. Беседа с презентацией. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
9 |
Профессия – косари. |
Историческая справка. Беседа о профессии косари. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
10 |
Профессия – бурлаки и рыбаки. |
Историческая справка. Беседа о профессии бурлаки и рыбаки. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов. |
11 |
Фольклор. Пословицы и поговорки о старинных профессиях. |
Информация из дополнительной литературы. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски). |
Заучивание поговорок, пословиц, загадок.
|
12 |
Фамилии возникшие от названия профессии. |
Работа с информацией из дополнительной литературы. |
Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. |
13 |
«В гостях у сказки». Сказки про профессии. |
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с профессиями, упоминаемыми в сказках. Развивать нравственные чувства у детей. |
Прочтение и анализ сказок по данной теме. Использование видео материала. |
14 |
Работа с документальными источниками. |
Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда. |
Использование видео материала. |
15 |
Традиционные промыслы и ремёсла. |
Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в презентациях и видео. Развивать нравственные чувства у детей. |
Использование видео материала. |
16 |
Весёлые викторины на тему «Промыслы и ремёсла на Руси». |
Игровая - познавательная деятельность. |
Занятие-игра. Просмотр видео-роликов. |
17 |
Художественная мастерская «Весёлые картинки». Раскраски на тему «Профессии на Руси». |
Учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук. |
Работа с раскрасками по данной теме. |
18 |
Экскурсия в музей. Выставка художественного творчества «Исчезнувшие профессии». |
Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности через фотографии. |
Организация фотовыставки. |
19 |
Музыкальный час «Эх, ухнем…» |
Ознакомление учащихся с разнообразным миром профессий на Руси с помощью музыкальных произведений. |
Слушание песен по данной теме. Использование караоке. Просмотр видео-роликов. |
20 |
Проектные работы «Профессии в моей семье».
|
Задачи проекта: узнать у родителей об их профессии; оформить альбом сочинений «Профессии наших родителей».
|
Индивидуальная работа учащихся. |
21 |
Практическое занятие «На полках школьного музея». |
Задача занятий: восстановление и оформление музейной комнаты в лицее. |
Коллективная работа. |
Методическое обеспечение программы «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»
Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников в группы.
Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа видео, презентаций.
Программа «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий можно найти в Интернете, школьной библиотеке и других каких-либо документальных источниках.
Практические работы можно заменять другими. В состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.
Литература для учителя:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.
2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 года.
4. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.
5. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.
6. Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.
7. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.
8. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.
9. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.
10. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.
11. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.
12. Интернет – ресурсы.
Литература для обучающихся:
-
Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
-
Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994
-
Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988
-
Что такое. Кто такой: В 3 т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990