Программа внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» (5–6 классы)

3
0
Материал опубликован 19 September 2017 в группе

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ   «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»

(5-6 классы)

 

 

Автор: Ирина Александровна Бугрова,  учитель истории (высшая категория)

2017-2018гг

 

 

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ                                                          «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»

(5-6 КЛАССЫ)

 

Пояснительная записка

 

 

Программа внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» помогает расширить представления обучающих о мире исчезнувших профессий на Руси и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.

 

Задачи:

- расширить представление обучающихся о мире исчезнувших профессий на Руси;

- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать речевую деятельность;

- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.

 

Принципы:

-доступность, познавательность и наглядность;

- учет возрастных особенностей;

- сочетание теоретических и практических форм деятельности;

- усиление прикладной направленности обучения;

- психологическая комфортность.

 

Основной метод:

Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

 

Формы и объем занятий:

- игровая деятельность (игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);

- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);

- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);

- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).

 

Структура занятий:

  1. Анкетирование.

  2. Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):

    - что я знаю об этой профессии;

    - что должны уметь люди занимающиеся этой профессией;

    - что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач.

    3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

    4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).

     

    Общая характеристика курса:

     

    Программа «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.

    Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Она согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Изобразительное искусство», «Биология»,  «Информатика», «История», «Музыка и пение».

    Программа рассчитана на 70 часов и предполагает  два занятия в неделю, которые состоят из теоретической и практической части.

     

    В процессе преподавания курса «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» будут  использованы  элементы  развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных, системно-деятельностных технологий

     

     

    Объем программы: 70 часов.

    Сроки освоения: 1 учебный год.

     

    Режим занятий: 2 раза в неделю по 40 минут.

    Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»

     

     Личностные результаты:

    - овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;

    - формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);

    - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.

     

    Метапредметные результаты:

     

    Коммуникативные УУД

    - Постановка вопросов.

    - Умение выражать свои мысли полно и точно.

    - Управление действиями партнера (оценка, коррекция).

     

    Регулятивные УУД

    - Целепологание.

    - Волевая саморегуляция.

    - Оценка.

    - Коррекция.

     

    Познавательные УУД

    - Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

    - Выделение познавательной цели.

    - Выбор наиболее эффективного способа решения.

    - Смысловое чтение.

    - Анализ объектов.

    - Доказательства.

    - Установление причинно-следственных связей.

    - Построение логической цепи рассуждения.

     

    Формы учета знаний, умений:

    Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, презентации, проектные работы « Профессии в моей семье».

     

     

    Учебно-тематический план

     

Название темы

Количество часов

Введение в мир профессии.

1

Практическое занятие «Знакомство со школьной музейной комнатой»

1

Анкетирование, тестовые задания на тему «Исчезнувшие профессии»

1

«Актёрская мастерская» Ролевые игры на тему «Профессия»

3

Проектная деятельность «Профессии наших бабушек и дедушек»

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

«Человек- человек»

Профессия – плакальщицы.

2

Практическое занятие «Изготовление элемента старинного женского платья»

2

«Человек - техника»

Профессия – фонарщик.

2

Практическое занятие «Изготовление макета фонаря»

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

«Человек – художественный образ»

Профессия – скоморохи.

2

Творческая мастерская «Маска»

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

«Человек – знаковая система»

Профессия – коробейники.

2

Приготовление и защита реферата на тему «Торговля в Древней Руси»

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

«Человек - природа»

Профессия – косари.

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

Профессия - бурлаки и рыбаки.

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

Фольклор. Пословицы и поговорки о старинных профессиях.

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

Фамилии возникшие от названия профессии.

2

Приготовление и защита реферата на тему «Моя фамилия- как произошла?»

2

«В гостях у сказки». Сказки про профессии.

2

Театрализованная постановка сказки о профессии.

2

Работа с документальными источниками по  теме «Исчезнувшие профессии Ульяновской области»

2

Традиционные промыслы и ремёсла нашего края. Проектная деятельность.

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

Весёлые викторины на тему «Промыслы и ремёсла на Руси»

2

Художественная мастерская «Весёлые картинки» на тему «Профессии на Руси».

2

Практическое занятие «На полках школьного музея»

2

Экскурсия в музей. Выставка художественного творчества «Исчезнувшие профессии»

2

Музыкальный час «Эх, ухнем…»

2

Проектные работы « Профессии в моей семье»

 

2

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

№ п/п

Раздел / тема

Теория

Практические действия

1

Введение в мир профессий.

Беседа с презентацией «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»

Познакомить детей с многообразием исчезнувших профессий на Руси.

2

Анкетирование, тестовые задания.

Беседа с использованием анкеты и тестовых заданий на тему «Профессии» Воспитывать  признательность и уважение людям разных профессий.

Проведение анкетирования и тестирования по данной теме.

3

«Актёрская мастерская» Ролевые игры на тему «Профессия».

Использование информации из дополнительных источников. Разучивание русских народных игр.

 

(Работа в группах) Познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение  друг к другу.

4

Профессия – плакальщицы.

Историческая справка о профессии плакальщицы. Беседа с презентацией.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

5

Профессия – фонарщик.

Короткая информационная справка о профессии фонарщик, его качествах.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

6

Профессия – скоморохи.

Историческая справка.

Беседа с презентацией. Личное наблюдение из просмотров фильмов, концертов, спектаклей.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

7

Творческая мастерская «Маска».

Моделирование и  изготовление масок для профессии-скоморохи из бумаги.

Изготовление деталей маски (полумаски) по шаблону.

8

Профессия – коробейники.

Историческая справка.

Беседа с презентацией.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

9

Профессия – косари.

Историческая справка. Беседа о профессии косари.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

10

Профессия – бурлаки и рыбаки.

Историческая справка.

Беседа о профессии бурлаки и рыбаки.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал. Просмотр видео-роликов.

11

Фольклор. Пословицы и поговорки о старинных профессиях.

Информация из дополнительной литературы. Приобщать детей к русскому народному творчеству, показать связь между различными видами творчества: народными промыслами, русским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, пляски).

Заучивание поговорок, пословиц, загадок.

 

12

Фамилии возникшие от названия профессии.

Работа с информацией из дополнительной литературы.

Использовать при беседе видео материал, дополнительный информационный материал.

13

«В гостях у сказки». Сказки про профессии.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес к народной сказке. Познакомить с профессиями, упоминаемыми в сказках. Развивать нравственные чувства у детей.

Прочтение и анализ сказок по данной теме. Использование видео материала.

14

Работа с документальными источниками.

Дать знания детей об особенностях ремесленного производства (ткачиха, гончар, кузнец, пекарь). Воспитывать уважение к историческому наследию родной страны в целом. Воспитывать  признательность к истокам русской народной культуры и уважение людям труда.

Использование видео материала.

15

Традиционные промыслы и ремёсла.

Познакомить с предметами домашнего обихода, упоминаемыми в презентациях и видео. Развивать нравственные чувства у детей.

Использование видео материала.

16

Весёлые викторины на тему «Промыслы и ремёсла на Руси».

Игровая - познавательная деятельность.

Занятие-игра. Просмотр видео-роликов.

17

Художественная мастерская «Весёлые картинки». Раскраски на тему «Профессии на Руси».

Учить добиваться точности в передаче формы; развивать моторику рук.

Работа с раскрасками по данной теме.

18

Экскурсия в музей. Выставка художественного творчества «Исчезнувшие профессии».

Познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности через фотографии.

Организация фотовыставки.

19

Музыкальный час «Эх, ухнем…»

Ознакомление учащихся с разнообразным миром профессий на Руси с помощью музыкальных произведений.

Слушание песен по данной теме. Использование караоке. Просмотр видео-роликов.

20

Проектные работы                  «Профессии в моей семье».

 

Задачи проекта: узнать у родителей об их профессии; оформить альбом сочинений «Профессии наших родителей».

 

Индивидуальная работа учащихся.

21

Практическое занятие «На полках школьного музея».

Задача занятий: восстановление и оформление музейной комнаты в лицее.

Коллективная работа.

 

Методическое обеспечение программы «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек»

Программа может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников в группы.

Для проведения занятий необходимо помещение, оснащенное компьютером с проектным оборудованием для показа видео, презентаций.

Программа «Кустарные промыслы наших бабушек и дедушек» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий можно найти в Интернете, школьной библиотеке и других каких-либо документальных источниках.

Практические работы можно заменять другими. В состав программы входят экскурсионная, проектная и игровая деятельность.

 

Литература для учителя:

 

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. -25 с.

2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, от 17 декабря 2010 года.

4. Арсирий, В. Твоя профессия. Поле заботы нашей / В. Арсирий. - М.:Знание, 1991.

5. Климов, Е.М. Как выбирать профессию / Е.М. Климов. - М.: Просвещение, 1990.

6.  Мир профессий: Человек – природа. - М.: Молодая гвардия, 1985.

7. Мир профессий: Человек - человек. - М.: Молодая гвардия, 1986.

8. Мир профессий: Человек - знаковая система. - М.: Молодая гвардия, 1988.

9. Мир профессий: Человек - техника. - М.: Молодая гвардия, 1988.

10. Мир профессий: Человек - художественный образ. - М.: Молодая гвардия, 1987.

11. Ермаков, Ю.М. От древних ремесел до современных технологий / Ю.М. Ермаков. - М.: Просвещение, 1992.

12. Интернет – ресурсы.

 

Литература для обучающихся:

  1. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007

  2. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995

  3. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994

  4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994

  5. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988

  6. Что такое. Кто такой: В 3 т.  – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990

     

Комментарии
Комментариев пока нет.