Материал на проверке

Программа внеурочной деятельности "ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ"

0
0
Материал опубликован Сегодня в 08:12 в группе

Программа внеурочной деятельности

ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

  Актуальность и назначение программы. Программа «Песочные истории» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.   

Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной для детей всех возрастов, является рисование песком – «Sand-Art», т. е. «искусство песка». Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка: это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения.  

Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, волшебных точек и линий. Дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. 

Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка.  

Очень важно, что рисование песком создает условия для проявления фантазии и творчества, формирования ощущения успешности в художественной деятельности (нет похожих – непохожих, правильных – неправильных рисунков, важен сам процесс самовыражения).

Актуальность программы «Песочные истории» в том, что песочная анимация развивает ребёнка всесторонне и задействует мелкую моторику рук, координацию, точность движений и прочие факторы, являющиеся сильнейшим стимулом для общего развития детей. Имеет большую заинтересованность детьми за счёт сочетания трёх компонентов: песок, подсветка стола и музыка. Сочетает в себе не только педагогические (художественно-творческие), но и арттерапевтические аспекты: полезно как пассивным детям, стимулируя их на успех и преодоление комплекса «плохого художника, так и гиперактивным детям, заземляя их «отрицательную» энергию. Так же в процессе занятий учащиеся познакомятся с особенностями отдельных стран и регионов России и конечно с особенностями климата.

Отличительная         особенность программы «Песочные истории» состоит в следующем: игра в песок как способ развития и песочная терапия — самые интересные и эффективные методы работы с детьми, начиная с раннего возраста.

При играх с песком существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта», В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Отличие песочной терапии от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет создавать мир с помощью символов и образов. Один символ или образ может передать чувства, эмоции, конфликты, больше, чем сто слов. Особенно это помогает детям, которым трудно облечь свои переживания в слова. Программа «Песочные истории» предназначена для разностороннего развития детей младшего школьного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа нацелена на развитие эмоциональной устойчивости у младших школьников, самоконтроля во всех видах деятельности, личностных и социально — значимых качеств, коррекцию нарушений в личностной (заниженная самооценка), эмоциональной (страхи, тревожность) и поведенческой (агрессивность, детские капризы) сферах. Программа создана на основе методического пособия «Времена года» Змитрович Е.В.

Адресат программы: Программа «Песочные истории» адресована учащимся в возрасте 6 - 10 лет (мальчики и девочки) в т. числе детям с ОВЗ, имеющим проблемы в эмоционально-волевой, коммуникативной сферах, а также с трудностями адаптации. Занятия по программе не рекомендуются детям, имеющим медицинские противопоказания (аллергия на пыль и мелкие частицы, легочные и кожные заболевания и т.п.)

Организации образовательного процесса

 Образовательный процесс имеет развивающий характер, направленный на реализацию интересов и способностей детей, на создание ситуации успеха и обеспечение комфортности обучения. Занятия носят характер живого общения. Сочетание разных методов обучения выводит ребёнка за рамки привычного образовательного процесса, расширяет кругозор, даёт возможность к формированию всесторонне развитой личности.

Форма обучения: очная.

Формы проведения занятий: групповая, индивидуальная.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Время проведения занятий: 1 час.

Срок реализации программы: 9 месяцев.

Срок освоения программы: 33 часа.

Наполняемость группы: 2 - 6 человек, по завершению учебного блока допускается сменный состав группы.

Возрастная категория: 6 – 10 лет

Структура занятия включает в себя следующие этапы:

Вводный этап

Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.

В вводной части занятия используются: упражнения — приветствия, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового сплочения и принятия, игры – разминки — являются средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, подготовить руки к работе песком.

Основной (рабочий) этап

Представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение поставленных задач.

Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально – личностной, коммуникативной, познавательной сфер ребенка.

Заключительный этап (рефлексия)

Направлена на закрепление полученных знаний, положительных эмоций от работы на занятии, снижение мышечного напряжения.


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Создание условий для развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы младших школьников с применением арт-терапевтической технологии «Песочное рисование» или метод «Sand-art».

Задачи программы: 

1. Обучающие:

  • обучать          техническим приемам         и          способам изображения с использованием песка;
  • формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
  • продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, гигроскопичность, водоотдача).

2. Развивающие:

  • развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
  • Расширение кругозора ребенка, его общей осведомленности
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление, пространственное воображение)
  • Развитие речи
  • Творческих способностей, воображения
  • Развитие тонкой координации движений и мелкой моторики рук.

3.Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств личности ребенка, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
  • воспитание самостоятельности, аккуратности, целеустремленности;
  • формирование этических норм в межличностном общении;
  •  воспитание позитивного отношения к своему «Я» и к окружающим.

4.Коррекционные:

  • Стабилизация и гармонизация эмоционального состояния
  • Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе
  • Формирование коммуникативных качеств
  • Формирование учебной мотивации, за счет повышения интереса к занятиям
  • Коррекция детско-родительских отношений


1.3 Содержание программы

Учебный план 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика


 

1

Чудеса в песочнице

1

0,25

0,75

 

 

1.1

Вводное                             занятие

«Здравствуй песочная страна»

1

0,25

0,75

Наблюдение

 

2

Сентябрь

3

0,75

2,25


 

2.1

Дождь

1

0,25

0,75

Наблюдение

Просмотр готовых работ

 

2.2

На прогулку

1

0,25

0,75

Наблюдение

Просмотр готовых работ

 

2.3

Журавль

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

3

Октябрь

4

1

3


 

3.1

Урожай

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

3.2

В норке

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

3.3.

Листопад

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

3.4

Щука

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

4

Ноябрь

3

0,75

2,25


 

4.1

Луна

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

4.2

Гости

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

4.3

Спячка

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

5.

Декабрь

4

1

3


 

5.1

Зимние забавы

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

5.2

Зимние кристаллы

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

5.3

Удивительная птица

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

5.4

Красавица ёлка

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

6.

Январь

3

0,75

2,25


 

6.1

Волшебный праздник

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

6.2

Снег и снежинки

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

6.3

Где всегда живет снег

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

7.

Февраль

4

1

3


 

7.1

Сохранить тепло

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 


Забота

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 


Покрывало

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 


Запасы

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

8.

Март

4

1

3


 

8.1

Дикий север

1

0,25

0,75

Опрос

Наблюдение

 

8.2

Праздник 8 Марта

1

0,25

0,75

Опрос

Наблюдение

 

8.3

Зимний спорт

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 

8.4

Тюлень

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

9.

Апрель

4

1

3


 


Снежный цветок

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 


Ёжики

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 


Ручей

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 


Мир насекомых

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

10

Май

3

0,75

2,25


 


Великая Победа

1

0,25

0,75

Опрос

Просмотр готовых работ

 


Лето круглый год

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 


Животный мир жаркой земли

1

0,25

0,75

Просмотр готовых работ

 

 

Итого:

33



 

 










Содержание учебного плана 

    1. Тема: Вводное занятие «Здравствуй песочная страна»

Теория. Знакомство с песком, его историей, его структурой, видами, с искусством рисования песком. ТБ при работе с песком. Правила засыпания фона (разные способы). Инструменты для работы с песком: руки, кисти, палочки, карандаши и др.

Практика. Игровые упражнения: «Песочный дождик», «Здравствуй песок!», «Заполним холст».

2. Раздел: Сентябрь

2.1. Тема: Дождь

Теория. Приёмы передачи света и тени. Как получить изображение с помощью приёма «Отпечаток» (отпечаток, точка, линия прямая и кривая, волна). Приёмы «прорисовывание» и «отсекание», «насыпание из кулачка», «насыпание щепоткой». Правила создания песочных картин. Информация об особенностях первого месяца осени.

Практика: Повторение ТБ при работе с песком. Устный опрос по пройденному материалу. Упражнения для закрепления навыков засыпания фона.

Упражнения «Рисуем заборчик», «Радуга», «Волны», «Дорожки». Создание песочных картин «Дождь», «Дождь в поле».

Тема 2.2. На прогулку

Теория: Способы изображения деревьев в разное время года, приемы смены времен года в одном рисунке. Повторение основных приёмов рисования песком, особенности прорисовки листиков, узора коры и др.).

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования одной рукой, двумя руками параллельно (одним пальцем и всеми пальчиками руки, ребром ладони, основанием ладони, насыпание, щепотка). Создание песочных картин: «Древо жизни», «Такие разные деревья», «Листопад», «Времена года»

Тема 2.3. Журавль

Теория: Информация по теме занятия. Способы рисования приемом «по песку» с использованием различных инструментов

Практика: Приёмы прорисовки особенностей различных птиц (оперение, сложенных крыльев, птицы в полёте и т.д.) Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования одной рукой, двумя руками параллельно (одним пальцем и всеми пальчиками руки, ребром ладони, основанием ладони, насыпание, щепотка). Упражнения для развития фантазии «Отгадай по силуэту», «Асоциации?». Рисование песочных картин: «Журавль».


3. Раздел: «Октябрь»

3.1. «Урожай»

Теория: Повторение ранее изученных приемов рисования. Информация по теме занятия, об особенностях второго осеннего месяца.

Практика: Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования одной рукой, двумя руками параллельно (одним пальцем и всеми пальчиками руки, ребром ладони, основанием ладони). Пальчиковая гимнастика «Паучек», «Веселые пальчики». Игра «Собираем урожай» (классификация). Создание песочных картин «Овощи и фрукты»

3.2. «В норке»

Теория: Информация по теме занятия о подготовке зверей к зиме.

Практика: Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга «Коврик». Создание песочных картин «Кто живет в норке»

3.3. «Листопад»

Теория. Информация по теме занятия. Как получить изображение с помощью приёма «Отпечаток» (отпечаток, точка, линия прямая и кривая, волна).

Практика. Устный опрос по пройденному материалу. Упражнения для закрепления навыков засыпания фона. Игра «Угадай по отпечатку». Работа с трафаретами листьев, Создание песочных картин «Осень в лесу», «Листопад»

3.4. «Щука»

Теория. Информация по теме занятия. Повторение ранее изученных приемов рисования.

Практика. Устный опрос по пройденному материалу. Пальчиковая гимнастика. Игра «Дорисуй», «Найди и обведи». Упражнения на развитие связей межполушарного взаимодействия головного мозга. Создание песочных картин «Щука»

4. Раздел: «Ноябрь»

4.1. «Луна»

Теория: Информация по теме занятия, об особенностях третьего месяца осени. Сказка «Как появились созвездия».

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Игра «Отгадай загадку». Графомоторные упражнения. Создание песочных картин на тему «Звездное небо», «Луна»

4.2. «Гости»

Теория: Информация о зимующих птицах. Повторение приемов рисования.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга Создание песочных картин «Снегири», «Синичка»

4.3. «Спячка»

Теория: Информация о животных, которые впадают в зимнюю спячку на примере барсука.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Игра «Найди и обведи». Пальчиковая гимнастика. Создание песочных картин на тему «Барсук в норе», «Спячка»


5. Раздел: «Декабрь»

5.1. «Зимние забавы»

Теория: Информация об особенностях первого месяца зимы, из истории возникновения коньков, лыж.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга Создание песочных картин на тему «Зимние забавы»

5.2. Зимние кристаллы

Теория: Приемы рисования снежинок (по песку, песком). Информация по теме занятия, об Арктике и Антарктике (местах, где всегда лежит снег)

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Создание песочных картин на тему «Зимние кристаллы», «Снежинка».

5.3. Удивительная птица

Теория: Информация по теме занятия о пингвинах.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу, в т.ч. о технике безопасности при работе с песком. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Создание песочных картин на тему «Удивительная птица», «Пингвины».

5.4. Красавица ёлка

Теория: История праздника Новый год и новогоднего дерева. Способы рисования приемом «по песку», «песком» хвойных деревьев с использованием различных инструментов.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Создание песочных картин «Хвойный лес», «Елка в лесу», «Новогодняя елка» (украшение камушками и т.п), «Новогодняя открытка»

3.5.


6.Раздел: «Январь»

6.1. Тема: «Волшебный праздник Новый год»

Теория: Повторение истории праздника Новый год.

 Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Создание песочных картин на тему «Волшебный Новый год!», «Как я провел Новогодний праздник».


6.2. Тема: «Символы зимы»

Теория: Повторение ранее изученных приемов рисования. Информация о возникновении елочных игрушек, о снежинках и т.д.

Практика: Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Игра «Дорисуй», «Превращение», «Найди и обведи». Создание песочных картин на тему «Символы зимы» (елочная игрушка, снежинка, и др.)

6.3. Тема: «Где всегда живет снег»

Теория: Способы рисования гор (отсечение, песком и др). Информация по теме занятия.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Создание песочных картин на тему «Горные вершины», «Где всегда живет снег»


7. Раздел «Февраль»

7.1. Тема: «Сохранить тепло».

Теория: Информация по теме занятия, как позаботиться о своем здоровье в холодную погоду. Повторение приемов рисования.

Практика: Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Игра «Отгадай загадки». Пальчиковая гимнастика. Рисование предметов помогающих нам сохранить тепло в холодную погоду (шапка, шарф и т.п.) Игра «Узоры на рукавичках»

7.2. Тема: «Забота»

Теория: Информация «Как помочь птицам и зверям зимой»

Практика: Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Игра «Превращение». Рисование песочной картины «Забота», «Кормушка»

7.3 Тема: «Покрывало»

Теория: Информация по теме занятия («Польза снежного покрывала»)

Практика. Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Создание песочных картин: «Под снежным покрывалом».

7.4 Тема: «Запасы»

Теория: Информация по теме занятия, о животных делающих на зиму запасы (на примере белки)

Практика. Графомоторные упражнения для закрепления приёмов рисования, на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.  Устный опрос по пройденному материалу. Создание песочных картин: «Белка», «Белка в дупле».


8. Раздел «Март»

8.1. Тема: «Дикий север»

Теория: Повторение ранее изученных приемов рисования. Информация об особенностях первого месяца весны, по теме занятия.

Практика: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Создание песочных картин «Дикий север», «На севере»

8.2. Тема: «Праздник 8 марта»

Теория: Способы и приёмы рисования песком с использованием разных инструментов. Композиция. Беседа о празднике 8 марта. Приемы рисования цветов.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Игра «Дорисуй».  Создание песочных картин на тему «Открытка для мамы»

8.3. Тема: «Зимний спорт»

Теория: Информация о зимних видах спорта. Повторение ранее изученного материала

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Создание песочных картин на тему «Зимние виды спорта»

8.4. Тема: «Тюлень»

Теория: Информация о Северном полюсе, по теме занятия. Повторение ранее изученного материала

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Графомоторные упражнения. Игра «Ассоциации». Создание песочных картин на тему «Тюлень на льдине»


9. Раздел «Апрель»

9.1. Тема: «Снежный цветок»

Теория: Информация о втором весеннем месяце, о весенних цветах на примере подснежника.

Практика: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Пальчиковая гимнастика. Создание песочных картин на тему «Первые цветы», «Весенние пейзажи»

9.2. Тема: «Ёжики»

Теория: Информация по теме занятия. Повторение ранее пройденного материала

Практика: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Пальчиковая гимнастика. Создание песочных картин на тему «Семья ежей»

9.3. Тема: «Ручей»

Теория: Информация по теме занятия (о крупных реках России и мира)

Практика: Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия головного мозга. Игра «Найди и обведи». Пальчиковая гимнастика. Создание песочных картин на тему «Ручей», «Река», «Весенние пейзажи»

9.4. Тема: «Мир насекомых»

Теория: Информация по теме занятия о насекомых. Повторение пройденого материала.

Практика: Графомоторные упражнения. Пальчиковая гимнастика. Создание песочных картин на тему «На лугу», «Бабочки», «Насекомые»


10. Раздел «Май»

10.1. Тема: «Великая Победа»

Теория: Информация о последнем весеннем месяце, о празднике День Победы.

Практика. Графомоторные упражнения. Устный опрос по пройденному материалу. Создание песочных картин на тему «День Победы», «Великая Победа».

10.2. Тема: Лето круглый год

Теория: Информация о местах и странах, где круглый год тепло. Повторение техники безопасности при работе с песком, приёмов рисования.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Игра «Дорисуй», «Превращение», «Найди и обведи». Создание песочных картин «Жаркие страны», «Лето круглый год».

10.3. Тема: «Животный мир жаркой земли»

Теория: Информация по теме занятия. Подведение итогов за год, повторение изученного.

Практика: Устный опрос по пройденному материалу. Пальчиковая гимнастика. Игра «Превращение», «Найди и обведи». Создание песочной картины «Животный мир жаркой земли»


1.4. Планируемые результаты

Личностные результаты, у обучающегося будет сформировано:

  • эмоциональная отзывчивость при восприятии иллюстраций и явлений природы,
  • умение видеть красоту в окружающем мире и передачи ее посредством техники песочной анимации.
  • умение проявлять стабильную увлеченность в рисовании на песке, желание рисовать по собственному замыслу.
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению окружающих
  •  творческие (креативные) способности.
  • познавательные способности: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение.
  • умение радоваться созданным им индивидуально и коллективным работам;
  • повышение адаптивности в окружающем социуме.
  • снятие психического напряжения и формирование положительных эмоций.
  • навыки регуляции эмоционального состояния.
  • Коммуникативные навыки.
  • Коррекция агрессии, страхов, тревожности, застенчивости (высвобождение и выражение агрессивных чувств, в приемлемо простой форме; эмоциональная разрядка, снятие торможения, связанное со страхом).
  • Повышение самооценки и преодоление внутренних конфликтов и переживаний.
  • Умение выражать эмоций и чувств, связанных со страхами, переживаниями, внутренними конфликтами безопасными способами.

Метапредметные, обучающийся приобретет:

  • умение создавать, применять и преобразовывать мысли в творческую деятельность;
  • умение самостоятельно демонстрировать результаты своей работы.
  • умение оценивать результаты деятельности, анализировать.
  • умение определять последовательность действий.
  • самостоятельный творческий опыт, формирующий способность к самостоятельным действиям;
  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • Развитие художественно-образного мышления, фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные, обучающийся будет уметь:

  • изображать предметы и явления, передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, посредством использования разных техник рисования песком и инструментов.
  • изображать предметные и сюжетные композиции, добиваться законченности работы.
  • Творчески подходить к любому виду деятельности
  • самостоятельно использовать разные техники рисования песком: пальцами, ладонью, кулаком, щепотью, струёй, ребром ладони и т.д., одновременно работать пальцами двух рук при симметричном рисовании.


Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Учебный кабинет № 174.      

Помещение, отводимое для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий. Для проветривания помещений предусмотрены откидные створки окон. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями. Стены кабинета окрашены в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой стороны расположения обучающегося.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

  • демонстрационный стол со стеклом и подсветкой для песочного рисования;
  • световые столы для обучающихся - 6 шт.;
  •  песок кварцевый (не менее 1 кг на 1 стол);
  • камера;
  • штатив;
  • проектор;
  • экран;
  • шкаф для хранения принадлежностей, пособий, необходимых для занятий;
  • ноутбук;
  • принтер;
  • кисти, линейки, тонкие деревянные палочки, карандаши;
  • аудиозаписи классической музыки;  
  • подбор таблиц – рисунков для поэтапного рисования.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Нормативно-правовая база, в соответствии с которой разработана Программа:

        • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 30.04.2021);
        • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
        • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
        • Распоряжение Правительства Российской Федерации № 678-р от 31 марта 2022 г. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
        • Приложение к приказу министерства образования Приморского края от 31.03.2022 г. № 23а-330 «Методические рекомендации по составлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Список литературы для педагога:

    1. Войнова А. Песочное рисование. М.: Феникс, 2014.
    2. Змитрович Е.В. «Времена года» Методическая программа рисования песком для взрослых и детей
    3. Звёздное        детство.          Песочная        анимация: [Электронный            pecypc] URL: https://www.kidstar.su/articles/pesochnaya-animatsi.ya/(LiaTa обращения 05.09.2022)
    4. Рисование песком как эффективная форма работы с детьми. Электронный журнал РОНО: [Электронный pecypc]URL: https://uww.sites.google.com/a/shko.la/eironol!yypuskizurnala] vypusk-26-iun-2015-deti-migranty-i-peterburgskaa-skola-problemy-puti-reseniaobrazovatelnaa-praktika [innovacii-metodika-i-praktika/risovanie-peskom-kak-etMtivnaa-forma-raboty-s-detmi


2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Система контроля реализации программы включает:

текущий контроль - проходит на каждом занятии (мини – опрос, наблюдение);

промежуточный контроль (промежуточная аттестация) – проходит после изучения каждого раздела программы (готовые материалы, конкурсы, мини-выставки).

итоговый контроль – проводится в конце учебного года, для того чтобы выявить уровень полученных знаний и умений, приобретенных в данном учебном году. Форма проведения – видео и фотоотчет.

Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение (оценивается умение слушать и слышать педагога, умение организовать свое рабочее (учебное) место, умение аккуратно выполнять работу; навыки рисования песком, знание способов засыпки, умение создания графического рисунка);
  • выставки работ (оценивается грамотность (композиционная организация изображения на определенном формате, построение формы, передача пропорций) и выразительность (умение передавать собственное отношение к изображаемому, через замысел, оригинальность композиции);

Такие формы контроля, как беседа, педагогическое наблюдение педагога, выполнение практических заданий, творческая работа, устный опрос позволяют педагогу и обучающимся увидеть и обсудить результаты своего труда, внести изменения в учебный процесс, определить эффективность обучения по программе, создать хороший педагогический климат в коллективе.

Формы фиксации: портфолио, журнал посещаемости, видеозаписи и фотографии.

2.3. Методические материалы

При проведении занятий по программе «Песочные истории» используются следующие методы:

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение

Показ видеоматериалов, иллюстраций

Решение проблемных задач

Беседа, объяснение

Наблюдение

Тренировочные упражнения

Анализ структуры изображения

Работа по образцу

Игра, игровой момент


Показ педагогом приемов исполнения



Формы проведения занятий по программе «Песочные истории»:

беседа, викторина, выставка, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, творческое занятие, презентация.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются следующие виды наглядных пособий:

-  схематический или символический (таблицы, схемы, рисунки, плакаты);

- картинный и картинно-динамический (иллюстрации, слайды, фотоматериалы);

- звуковой (аудиозаписи);

- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы);

- дидактические пособия (карточки, раздаточный материал, практические задания).

2.4. Календарный учебный   график

Этапы образовательного процесса

Продолжительность учебного года, неделя.

1 год

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие-

01.09.2025 г-

30.12 2025 г

2 полугодие

12.01.2026 г-

26.05.2026 г

Возраст детей, лет

6-10

Продолжительность занятий

1 час

Режим занятий

1 час в неделю

Годовая учебная нагрузка

33


2.5. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название мероприятия

Форма

Срок

1

«Что я знаю о песке?»

Викторина

Сентябрь

2

Мой папа лучший

Поздравление к дню отца

Октябрь

3

Мама может всё

Поздравление к Дню Матери России

Ноябрь

4

Волшебный Новый год

Видеопрезентация

Декабрь

5

«Нетрадиционные техники рисования»

Всероссийский конкурс

Январь

6

С днем защитника Отечества!

Поздравление к 23 февраля

Февраль

7

С 8 Марта!

Поздравление к Международному женскому дню

Март

8

Космические фантазии!

Видеопрезентация

Апрель

9

Мир творчества!

Участие в конкурсе «Чудесный песок», представление итоговых работ

Май


Список используемой литературы

  1. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. —М.2020.
  2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Г., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии/ Т.Д.3инкевич Евстигнеева, Т.М. Грабенко.- СПб. : Изд-во «Речь», 2017.
  3. Полубоярова А.В., Попова О.О., Прасолова С.В. Комплект методических материалов к дополнительной общеобразовательной программе «Песочная анимация». – СПб: ГБУ ДО ДТ «Измайловский», 2020. – 77 с.
  4. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста). -М.: АРКТИ. 2017.
  5. Уроки песочной живописи для начинающих. [Электронный ресурс] URL:https://vse-kursy.com/read/970-uroki-sand-art-dlya-nachinayuschih.html

​​​​​​​

Комментарии
Комментариев пока нет.