12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна2177
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области


Номинация: Авторские образовательные программы

Тема: Авторская программа внеурочной деятельности «Узелковое плетение»

( Макраме) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

5-9 класс.


 


Составлена социальным педагогом и учителем технологии первой квалификационной категории Акатовой И.А


Степаново

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность программы

Цели программы

Задачи программы

Форма и режим занятий

Основные направления

Содержание деятельности

Планируемые результаты и формы их оценки

Новизна программы

2.Учебный план

3. Содержание программы

4. Методическое обеспечение программы

5. Литература

6.Перечень контрольных вопросов по курсу

7. Результаты апробации программы

Приложение №1 Контрольное промежуточное тестирование по курсу «Макраме» за второй год обучения

Приложение №2 Контрольное промежуточное тестирование по курсу «Макраме» за третий год обучения

Приложение №3 Технологические карты

1 Виды крепления

2 Первый плоский узел

3 Второй плоский узел

4Квадратный узел

5Общий квадратный узел

6Репсовый узел

7Горизонтальный узел

8Диаганальный узел

9 Хамелеон

Приложение №4 Презентация «Из истории макраме»

Приложение №5 Презентация «Азбука Макраме»

 

муниципальное общеобразовательное учреждение

Степановская средняя общеобразовательная школа имени Н.К. Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

(МОУ Степановская СОШ)

Утверждаю

Рассмотрено на

Педагогическом совете

Протокол №

От « »_____20

Согласовано:

Зам директора по УВР:

Грибова С.Ю

 

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »________20

 

Утверждаю

Директор школы:

И.В. Фуряева

От « »__________20

 

Образовательная программа по внеурочной деятельности

«Узелковое плетение» ( Макраме) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5-9 класс


 

Составила:

Акатова Ирина Анатольевна

учитель технологии, социальный педагог

Степаново – 2013 г.

1.Пояснительная записка

Актуальность программы

Во всем мире с каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в развитии. В России процент детей с ОВЗ также растет. В решении коллегии министерства образования РФ от 18 января 2000 года «О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ» отмечается, что «назрела острая необходимость в разработке и реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ...».  Новые технологии, которыми пользуются дети с нетипичным состоянием здоровья, не могут заменить признания, чувства собственного достоинства и самоуважения, которое дается сознанием собственной полезности.
В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ, его культурного развития.
Творческая реабилитация – это целый комплекс мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, на повышение уровня духовного и интеллектуального развития, на укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработка у ребенка психологической уверенности в собственной полноценности и социальной значимости.

  Образовательная программа «Узелковое плетение» ( Макраме) предназначена для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в области декоративно-прикладного творчества. Декоративно-прикладное искусство - творчество разных народов, веками не теряющее своих традиций, является одним из проявлений национальной культуры.

Изготовление поделок, оформление жилища издавна считалось важным и нужным делом. В наше время, когда в обществе сильны тенденции к интеграции и стиранию межнациональных различий, всё больше ценится сильная личность с креативным мышлением, наметился новый виток в развитии различных видов декоративно-прикладного искусства.

Узелковое плетение из ниток, веревок или шнуров – один из древнейших видов рукоделия, которое сегодня вновь стало актуальным.

Занятия плетением являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. Простор для увлекательного творчества здесь неограничен, а техника исполнения доступна каждому трудолюбивому и внимательному человеку. Научиться выполнять изделия технике макраме могут и дети, у кого нарушена координация движений и психическое развитие вследствие болезни. Занятия макраме помогут решить коррекционные задачи, связанные и с таким заболеванием, как детский церебральный паралич.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

  Программа направлена на формирование у детей умений и навыков в рукоделии, которые помогут в создании оригинальных творческих изделий, необходимых для создания уютного интерьера и оригинального костюма, украшенного элементами узелкового плетения. Работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук, оказывает положительное влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, развивает эстетический вкус и творческую активность.

Содержание деятельности составлено с учетом индивидуально-психологических и физиологических особенностей детей, в соответствии с их интересами и запросами.

Данную программу отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.

Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования утвержденными Министерством образования РФ.

Цель программы «Узелковое плетение» (Макраме) - создание оптимальных условий для реализации потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие творческой индивидуальности обучающихся, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно-творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.

Задачи программы-

Обучающие:

Приобщить детей к одному из видов художественно-эстетической деятельности – рукоделию как разновидности декоративно-прикладного творчества, имеющему многовековое развитие в мире искусства, основанном на гармонии и красоте.

Расширить знания обучающихся о народном и современном декоративно-прикладном искусстве, познакомить с богатством исторического и культурного наследия народного творчества, дать знания о народных промыслах

Научить художественному узелковому плетению- макраме

Обогащать словарный запас специальными терминами;

Развивать художественные и творческие способности детей, вырабатывая индивидуальный, личный стиль .

Выработать у детей навыки и умения работы с различными материалами и инструментами, соблюдая правила по технике безопасности при работе.

Воспитательные:

Повысить общую культуру, давая возможность самовыражения и саморазвития. Воспитать стремление к активному участию в украшении собственного быта и одежды. Воспитывать культуру поведения. Формировать гуманистический стиль взаимоотношений с товарищами.

Развивающие:

Развивать трудолюбие, аккуратность в создании изделий, самостоятельность и инициативность. Развивать умение адаптироваться в социально-экономических условиях

Коррекционные

Коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания);

Коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

Коррекция и развитие зрительных восприятий;

Развитие слухового восприятия;

Коррекция и развитие тактильного восприятия;

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

Коррекция и развитие мыслительной деятельности;

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, их эмоционально-волевой сферы (навыки самоконтроля, усидчивости, умения выражать свои чувства и т.д.);


 

Работая в технике макраме учащиеся овладевают универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать одноклассника и работать с ним, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Формируются:

Личностные УУД:  Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться своим успехам и успехам одноклассников. Развитие творческого воображения.

Регулятивные УУД: Осуществление пошагового контроля по результату;

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД: Соблюдение правил по технике безопасности при работе с клеем, с ножницами. Расширение представлений детей о новых приёмах бумажной пластики и использование их при создании новых форм.

Занятия проходят с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:

учет сложившегося социального опыта ребенка, индивидуальных особенностей и возможности физиологического здоровья.

безусловное принятие ребенка как личности;

опора на зону актуального развития;

учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;

ориентация на паритетные отношения;

создание ситуации успеха.

Формы и режим занятий

Первый год обучения по данной программе составляет 34 учебных часа- 1 учебных часа в неделю. Первый год обучения нацелен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний о простейших узлах и техниках исполнения при изготовлении украшений, элементов украшения интерьера, сувениров, аксессуаров.

Во второй и третий год обучения учебная нагрузка по 34 часов- 1 часов в неделю. Развивая свои способности, используя приобретённые умения и навыки, обучающиеся второго года обучения изготавливают более объёмные и сложные по технике исполнения изделия. На третьем году обучения сложность работ несколько увеличивается в первых 2-х третях учебного времени и максимально усиливается акцент на поиск творческих решений. Заключительная треть учебного времени отводится на работу над индивидуальным творческим проектом, где обучающиеся сами выбирают тематику работы, её размеры, объём, сложность исполнения, превалирующую технику. Лучшие и коллективные работы демонстрируются в итоговых и промежуточных выставках.

Основные направления содержания деятельности.

Планируя выполнение занятия в течение года, педагог может изменять темы в зависимости от контингента обучающихся, от состояния здоровья некоторых обучающихся ( детей инвалидов), их возможностей и характера имеющегося материала.

Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний, умений, навыков, полученных учащимися на занятиях , а также учитывает степень развития гибкости и подвижности пальцев обучающихся при выборе размеров работ и вида по каждой теме.

Обучение по каждой теме начинается с изготовления образцов узлов и техник, применяемых при выполнении работ, а также даются исторические сведения и графическое обозначение необходимых элементов. Выполнение пробных элементов позволяет детям приобрести необходимое умение для работы и применить теоретические сведения на практике.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятий, в краткой доступной форме. Его можно преподнести в форме рассказа-информации, беседы или спровоцированной дискуссии, где педагог выступает в роли ответчика, а дети задают вопросы, стимулированные их личными соображениями и размышлениями на базе наглядного материала. Наглядный материал может демонстрироваться до объяснения либо одновременно с ним.

Основная цель показа готовых изделий научить детей правильно использовать их в работе. С помощью показа готовых изделий, педагог стремиться вызвать у детей желание сделать аналогичное - на начальном этапе обучения. На последующих этапах предполагается, что у детей на базе наглядности должно возникнуть желание творить самому, изменять и усовершенствовать изделия. В процессе работы у детей развивается художественный вкус и творческая инициатива.

.Занятия с этой категорией детей проводиться в основном индивидуально. Если в начале занятия возможны групповые формы, то на последующих этапах работа становится всё более индивидуализирована. Это связано с тем, что занятия с кружковцами проходят неравномерно: одни уже закончили работу, другие близки к завершению, третьи ещё только начинают. Кроме того скорость выполнения у детей зависит от степени развития мелкой моторики рук и двигательной активности пальцев. В связи с этим рекомендуется детям с менее развитыми пальцами давать работу из более толстых нитей и, по возможности, меньшей длинны.

Планируемые результаты и формы их оценки.

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе . Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.

Предметные:

рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;

распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической информации;

применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности.

планирование технологического процесса и процесса труда;

подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектирования объектов труда;

подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии.

Метапредметные:

определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов;

соблюдение норм и правил культуры труда;

соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

Личностные:

проявление познавательных интересов и активности в данной области деятельности;

выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

самооценка умственных и физических способностей;

осознание необходимости общественного полезного труда;

бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;


 

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Новизна предлагаемой программы заключается во введении в содержание обучения не только популярного массового макраме, привнесённого в нашу страну через Прибалтийские республики из Западной Европы, но и искусства наузов, а также отдельных обособленных направлений макраме стран Востока: кумихимо, мидзухики, шибару, чжунгоцзе, а также изучение исторических предпосылок и тенденций развития макраме. Отдельно стоит отметить, что данная программа является попыткой объединить в одно целое многочисленные течения и обособленные направления древнего искусства, их специфические особенности и специальные техники. Кроме того, новизна данной программы состоит во введении в образовательный процесс обучения применению информационных технологий для разработки творческих изделий. Данную программу, от уже имеющихся, отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.

2.Учебный план:

1-й год обучения.

п\н

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Азбука макраме. Азы.

3

0,5

2,5

2.

Грамматика макраме.

3

0,5

2,5

3.

Техника «Кавандоли».

11

1

10

4.

Безузелковая техника.

3

1

2

5.

Сочетание техник узелкового и безузелкового плетения.

14

1

13

 

Итого:

34

   

2-й год обучения.

п\н

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Азы макраме.

3

1

2

2.

Грамматика макраме.

3

1

2

3.

Сочетание традиционной техники и «Кавандоли»

7

1

6

6.

Японская техника безузелкового плетения «кумихимо»

7

1

6

7.

Техника гобеленового плетения (простая)

9

1

8

8.

Креатив. Идеи.

5

1

4

 

Итого:

34

6

28

3-й год обучения.

п\н

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Азы макраме. Забытые узлы.

2

1

1

2.

Грамматика макраме. Декоративное исполнение.

4

1

3

3.

Сочетание традиционной двухцветной техники и «Кавандоли».

5

1

4

4.

Японская техника макраме «мидзухики».

Китайская техника макраме «чжунгоцзе».

9

1

4

4

5.

Техника гобеленового плетения (сложная)

6

1

5

6.

Креатив. Идеи

2

1

1

7.

Работа над творческим проектом.

5

1

4

 

Резерв.

1

   
 

Итого:

34

7

27

 

3. Содержание программы

Первый год обучения.

Азбука макраме. Азы.

Теория: Техника безопасности. Организация рабочего места. Первичная диагностика. Беседа об истории макраме. Материалы для плетения. Вспомогательные материалы. Приспособления для плетения. Беседа «Какие бывают узлы». Подготовка материала к работе: нарезка, закрепление кончиков нитей, Крепление нитей. Простая навеска. Узел «через руку». Левый одинарный плоский узел (ЛПУ). Правый одинарный плоский узел (ППУ). Петельный узел. Двойной плоский узел (ДПУ). Узел «горизонт». Узел «капуцин». Репсовый узел. Вертикальный репсовый узел. Горизонтальный репсовый узел. Цепочки узлов. «Змейка». «Пико». Обозначение узлов на схеме.

Практика: Выполнение брелков на основе ЛПУ, ДПУ, ППУ, капуцина, горизонта. Брелок «человек». Брелок «кисточка». Брошь «Стрекоза». Браслет с бусинами на основе ДПУ. Тесьма на основе репсового узла. Исследование образцов нитей, образцов изделий. Зарисовка схем и обозначений узлов. Выполнение работы по счёту. Анализ образца плетения. Ознакомление с альбомом идей.

Альтернативные работы: Панно из одного узла. Брошь «кометка».Пояс с бусинами. Веточка из бумажного шпагата. «Ракушка с жемчужиной».

2.Грамматика макраме.

Теория: Композиция узлов. Приёмы расширения полотна. Свойства узелкового полотна. Расчёт длины и количества нитей для изделия. Окрашивание нитей и закрепление цвета. Выполнение плоского полотна заданной формы: «Стрела», «Зигзаг». Приём «кокиль». Сетка ажурная и сетка - полотнянка. Узор «решётка». Спиральное полотно. Диагностическое занятие по итогам 1-го полугодия. Приёмы выведения избыточных нитей. Обработка края изделия. Узел «фриволите». «Фиговый» узел. Применение фурнитуры в макраме. Оплетение кольца. Понятие о сувенире. История создания сувенира. Сувенир в повседневной жизни. Изделия макраме в современном интерьере. Сочетание узлов и их применение для выполнения полотна заданной формы.

Практика: Брелок «черепаха», панно простое, кашпо простое, брелок с кольцом, объёмный цветок «колокольчик»/ «лилия»/ «нарцисс», закладка. Исследование образцов нитей, образцов изделий. Зарисовка схем и обозначений узлов. Выполнение работы по счёту. Анализ образца плетения. Выполнение работы по схеме.

Альтернативные работы: Круглое панно из джутового шпагата с аппликацией из сшивных цветов и цельных листьев, выполненных репсовым узлом. Новогодняя подвеска на основе спирали. Новогодняя подвеска «звёздочка с бусиной». Мини-панно с колокольчиками. Сувенир «совёнок». Сувенир «гном». Сумки-сетки.

3. Техника «кавандоли».

Теория: История появления техники «Кавандоли». Узелковое письмо как прототип письменности. Принципы выполнения двухцветного полотна репсовыми узлами. Показ готовых работ и образцов выполнения.

Свойства готового полотна. Тенденции развития и область применения данной техники. Свойства исходного материала и их влияние на качество готового полотна. Эскиз для работы в данной технике. Составление схемы на 10 нитей основы. Применение ПК для составления схемы плетения.

Проведение расчёта нитей по образцу и по схеме. Подготовка материала к работе. Порядок работы по схеме. Цвета, применяемые в технике «Кавандоли». Характеристика восприятия формы и цвета. Методы исследования социального заказа (интервью с представителем возрастной группы, изучение предложения магазинов, изучение каталогов одежды и аксессуаров). Учёт свойств материала в работе. Проработка схемы узора в зависимости от свойств применяемых материалов. Подготовка материала с учётом его свойств и концепции изделия. Расчет длины нитей. Приёмы начала работы. Приемы укорачивания нитей. Добавление нитей в различных местах полотна. Обработка изнаночной стороны при добавлении нитей. Приёмы окончания работы: «Бахрома», подбор в кисть, отделка бусинами или другой фурнитурой, «чистый край», «утолщённый нижний край». Работа по схеме и концепции. Приёмы исправления недостатков в работе и материале. Приёмы контроля качества выполняемого полотна. Приёмы включения техники «Кавандоли» в работу, выполняемую традиционным макраме. Составление схемы с неравномерным распределением вертикальных и горизонтальных репсовых узлов. Способы определения диаметра нитей. Расчет длины и количества нитей. Особенности выполнения узора по схеме с крупным цветовым пятном. Способы окончания работы в зависимости от функционального назначения.

Практика: Выполнение образцов плетения двухцветного полотна репсовыми узлами из нитей Æ3-4мм, из нитей разного диаметра-Æ2мм и Æ4мм. Выбор (создание ) эскиза буквы, символа 10*10. Выполнение образца по схеме в ч\б варианте. Составление описания будущей работы по физико-механическим свойствам, функциональному назначению, цветовому решению, по габаритам. Исследование свойств материала: на разрыв, на эластичность, на сохранение цвета и диаметра, на горение. Подготовка материала к работе. Составление рабочей схемы. Выполнение образцов различного зачина, окончания работы. Начало работы над закладкой с узором «шахматка» (или с другим чередующимся узором) или чехлом. Выполнение полотна постоянной плотности с равномерным чередованием вертикальных и горизонтальных репсовых узлов по заданному размеру (закладка с узором «шахматка» (или с другим чередующимся узором) или чехол). Выполнение работы от элемента в традиционной технике с крупным цветовым пятном и её завершение элементами традиционного макраме- кулоны «валентинка» или «знак зодиака».

Альтернативные работы: Шапочка (юбочка) для «барби». Брелок «буква». Браслет с именем. Вымпел с именем (инициалами).

4. Безузелковая техника.

Теория: История и назначение безузелковой техники. Область распространения. Материалы, применяемые для этой техники. Особенности работы в этой технике. Тесьма из одной нити. Плетение косички на 4-х нитях. Сетка «перевити». Косичка на 6-ти нитях. Косичка на 8-ми нитях. Сдвоенная косичка на 7-ми нитях. Косичка-цепочка из 5-ти нитей. Шахматка из косичек. Соединение косичек. Двухцветные косички. Косички «хамелеон». Французская косичка. Диагональное плетение.

Практика: Образцы косичек, образец сетки, кайма из косичек. Работа со схемой соединения косичек. Выполнение плетения по описанию. Сравнение образцов плетения по физико-механическим свойствам.

Альтернативные работы: Брелки на основе косичек. Плетёные человечки.

5.Сочетание техник узелкового и безузелкового плетения.

Теория: Составление узора на основе традиционного макраме с элементами безузелкового плетения. Составление узора на основе безузелкового плетения со связующими элементами традиционного макраме. Расчёт нитей для каждого вида узора. Выбор нитей, выбор и составление узора для оплетения стеклянного сосуда. Расчёт нитей в зависимости от формы и размера сосуда. Учёт функционального назначения сосуда при оплетении. Итоговая диагностика. Анализ выполненных работ. Рекомендации для дальнейшего обучения макраме.

Практика: Оплетение сосуда согласно расчётам и узору. Исследование свойств нитей и образцов плетений. Подготовка эскизов работы. Оформление работ к выставке.

Альтернативные работы: Кайма для швейного изделия (салфетки, полотенца).

Содержание программы

Второй год обучения.

1.Азы макраме.

Теория: Вводная беседа. Особенности организации работы на втором году обучения. Вопросы техники безопасности. Входная диагностика. Беседа «Понятие цвета. Цветовые сочетания. Цветовой круг». Назначение цветных изделий макраме. Двухцветная «змейка». Двойная петельная цепочка. Утолщённая петельная цепочка. Ажурная петельная цепочка. Цветные плоские цепочки ДПУ. Цепочка со сменой нитей. Двухцветная цепочка со сменой нитей. Ажурная цепочка из двойных колец. Цепочки с узловым пико. Узел «восьмёрка». Вариации узла «капуцин». Мережки. Вариации ДПУ (1-3-1, 2-6-2, и т.п.). Двух - трёхцветные цепочки на основе узла «фриволите». «Кокиль» на свободных нитях. Японские узелки- «фурошики». Японская техника связывания «шибару». Коронные узлы. «Лотос». «Венок». Турецкий узел. Выполнение декоративных шнуров из плоских нитей. Узлы «Жозефина», «минутка», «Геркулесов». Узел Геракла. Узел «близнецы».

Практика: Плетение круглого и квадратного шнура. Брелки из пластиковых ленточек\трубочек.

Альтернативные работы: Выполнение «фурошики» из куска ткани. Шибару коробки.

2.Грамматика макраме.

Теория: Фестоны: «пико», двойное «пико» и \ или тройное «пико». Двухцветное плетение. Двухцветные узоры. Разработка цветовой гаммы изделия. Плетение в кольце. Варианты начала работы по кругу. Выбор узора. Приёмы расширения круглого полотна. Оформление нижнего края изделия. Приёмы расширения круглого полотна. Декоративные приёмы оформления готового изделия. Трёхцветное плетение. Вариант «кавандоли» трёхцветный.

Разбор вариантов плоского и объёмного решения панно. Использование контрастных приёмов: чередование гладкого и объёмного, плотного и ажурного. Плетение с фурнитурой. Ажурные узоры. Шахматка на уголок. Шахматка от уголка. Ромб с перевитыми нитями. Ромб с заполненной серединой. Узор «паутинка». Закрепление фурнитуры сложной формы. Приёмы укорачивания нитей. Диагностика по итогам 1 полугодия. Новогодняя тематика и её воплощение в технике макраме.

Практика:Декоративное панно с фестонами. Двухцветный пояс. Выполнение декоративной гобеленовой салфетки. Панно «колокольчик». Приём «Ловушка». Новогодняя открытка. Новогодняя композиция. Подарки-сюрпризы. Зарисовка схем изделий. Зарисовка нескольких вариантов схем, содержащих новые узлы, узоры или приёмы. Маленькая круглая салфетка.

Альтернативные работы: Елочные игрушки. Ёлочка объёмная из спирального полотна. Обложка для ежедневника. Панно в круге. Кашпо из переплётных узлов.

3. Сочетание традиционной техники и «Кавандоли».

Теория: Ромбы со свободными нитями. Составление и плетение узора в технике «Кавандоли». Расчёт дополнительных нитей, необходимых для выполнения орнаментированной вставки. Приёмы введения и выведения нитей в работе, с основой, выполненной в технике традиционного макраме.

Практика: Панно «Роза».

Альтернативные работы: Сумочка со знаком Зодиака.

6. Японская техника безузелкового плетения «кумихимо».

Теория: Цветовые сочетания в кумихимо. Приспособления для плетения шнура. Математика кумихимо. Арифметика красивого плетения. Варианты плетения. Изделия, выполняемые в данной технике. О работе Мастеров кумихимо. Подготовка нитей к плетению. Символика цветов, применяемых в кумихимо.

Практика: выполнение круглого шнура из х\б или шёлковых нитей.

Альтернативные работы: Выполнение шнура на прямоугольном станке.

7. Техника гобеленового плетения (простая).

Теория: Возможности бумажного шпагата, пеньковой верёвки, полиэтилена. Объёмное плетение. Рельефное плетение. Вплетение ворса. Декорирование. Изготовление выкройки изделий. Выполнение эскиза. Хаотичное переплетение. Изготовление наброска. Основа гобелена. Плетение простое репсовое. Вариация простого репсового плетения. Увеличение \ уменьшение плетения. Способы закрепления гобелена. Способы крепления деталей на панно. Оформление изделия. Беседа «От идеи к созданию панно с сюжетом».

Практика: Панно «Маки».

Альтернативные работы: Панно «Морская».

8. Креатив. Идеи.

Теория: Новые тенденции в макраме. Новые материалы и их свойства. Возможности бумажного шпагата в интерьере. Абажур. Шторы. Полки. Бутылки. Рамки. Панно. Подсвечники. Подведение итогов за год.

Практика: Оформление выставки. Декоративная отделка бутылки. Изучение свойств материала. Изучение последних тенденций в рукоделии.

Альтернативные работы: Карандашница на основе репсового узла.

Содержание программы

Третий год обучения.

1. Азы макраме. Забытые узлы.

Теория: Особенности построения программы третьего года обучения. О вопросах физической и психологической безопасности при выполнении работ на третьем году обучения. Забытые узлы. Устричный узел. Дубовый узел. Водяной узел. Бабий узел. Узел «простой штык». Тёщин узел. Травяной узел. Прямой узел. Торочный узел на 2-х и на 4-х нитях. Шахматка – «торочка». Любовный узел. Галстучный узел. Шахматка из любовного узла. Беседочный узел. Коровий узел. Беседа «Из истории наузов». Узел счастья. Узел «древо жизни».

Практика: Выполнение образцов узлов. Выполнение образцов узоров. Составление компьютерной презентации об истории плетения наузов. Оформление коробочек, открыток или ёмкостей узлами-символами.

Альтернативные работы: Панно по теме «Забытые узлы». Составление кроссвордов, лото на тему: «Забытые узлы».

2. Грамматика макраме. Декоративное исполнение.

Теория: Обозначение на схеме навески, зачина. Декоративная навеска (варианты). Ромб со «штопкой». Фестоны репсовым узлом. Сетка из тройных плоских узлов. Декоративные кисти.

Практика: Декоративная подвеска для цветов. Чтение схем. Сопоставление названий и обозначений узлов в описаниях изделий различных авторов. Приёмы работы по схеме. Порядок работы по описанию. Работа с иллюстрациями к изделиям. Определение применяемых узлов, узоров, способов подготовки нитей и вида вспомогательных материалов по иллюстрации и готовой работе.

Альтернативные работы: Панно с фестонами и бусинами. Узкая салфетка.

3. Сочетание традиционной двухцветной техники и «Кавандоли».

Теория: Введение дополнительных нитей в двухцветное плетение. Выведение избыточных нитей. Смена направлений плетения.

Практика: Двухцветная обложка для ежедневника со вставкой в технике «Кавандоли».

Альтернативные работы: Декоративная вставка для сумки из ткани, выполненная сочетанием двухцветного традиционного плетения и «Кавандоли».

4. Японская техника макраме «мидзухики». Китайская техника макраме «чжунгоцзе».

Теория: Мидзухики - искусство плетения узлов в Японии. Об материалах, традиционно применяемых для мидзухики. Назначение мидзухики. Некоторые узлы мидзухики. Узел «морское ушко». Узел «цветок сливы» и его вариации. Узел «розетка».Отличительные особенности китайских узлов. Основные узлы «чжунгоцзе». О композиции основных узлов чжунгоцзе. О материалах в чжунгоцзе. Цветовые сочетания, применяемые для китайских узлов. Узел «Мистический». Узел «удачи». Узел «Свастика». Узел «змеиный». Применение китайских узлов. Разновидности некоторых основных узлов. Диагностика знаний, умений и навыков по итогам первого полугодия.

Практика: Выполнение узлов по схеме. Приёмы запоминания последовательности выполнения узлов. Сувениры на основе китайских узлов. Оформление подарочной упаковки узлами мидзухики. Шнур мидзухики. Шнур на основе «змеиного» узла.

Альтернативные работы: Колье с узлом «пуговица».

5. Техника гобеленового плетения (сложная).

Теория: Саржевое плетение. Беспорядочные петли. «Сумах». Другие виды переплетения. Приёмы работы по реализации творческого замысла. Способы закрепления основы сверху/снизу. Лицевое плетение узора. Плетение «сумах» 3-4. Плетение на подъём/на уменьшение. Способы создания эффекта бахромы в гобеленовом плетении. Беседа «Немного о гобеленовом плетении в наши дни».

Практика: Изготовление эскиза в натуральную величину. Выполнение образцов плетений из бумаги, из шерстяных нитей, из нитей сложной фактуры. Панно «птички».

Альтернативные работы: Панно «Рыбки». Панно по эскизу учащихся.

6. Креатив. Идеи.

Теория: Макраме в современном интерьере. Творческие разработки. Этапы творческой работы. Выбор материала для исполнения идеи. Разработка объёмных фигур на основе плоских. Связь макраме и экологии.

Практика: Работа с литературой, содержащей дизайнерские идеи по работе со шпагатом, шнуром, бечёвкой. Разработка сувенира к празднику. Сувенир на основе работы с джутовым шпагатом.

Альтернативные работы: Оформление фоторамки или сосуда джутовым шпагатом.

7. Работа над творческим проектом.

Теория: Ознакомление с методом проекта. Социальный заказ. Изучение рынка. Изучение конкурентных предложений. Исследование материалов. Зрительные иллюзии. Основы композиции. Создание изделия на основе творческого замысла. Составление описания технологии изготовления изделия. Исследование экономической эффективности проекта. Анализ выполненной работы. Реклама и рекламные стратегии. Виды рекламы. Приёмы эффективной презентации. Аргументирование и комментирование. Оценка результативности обучения.

Практика: Творческий проект. Изделие на основе творческого замысла. Публичное представление выполненной работы.

Альтернативные работы: Выставочные работы.

4.Методическое обеспечение программы

Раздел

Форма занятий

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

1-й год обучения

Азбука макраме. Азы.

Комбинированное занятие.

Диагностическое занятие.

Беседа. Комментирован

ный показ.

Демонстрация. Объяснение.

Образцы материалов. Образцы узлов. Образцы изделий. Схемы выполнения узлов. Обозначение узлов на схеме. Таблица идентичности узлов. Тестовый материал для первичной диагностики. Иллюстрации. Таблица свойств материалов различной фактуры, сечения, происхождения.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Практический контроль. Опрос.

Грамматика макраме.

Занятие-практикум.

Комбинированное занятие.

Диагностическое занятие.

Беседа.

Упражнения. Комментированный показ. Дозированная помощь. Индивидуальная работа. Рассказ.

Схемы изделий. Диагностический материал. Таблица природных красителей.

Образцы узлов, изделий и узоров.

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, крючок для вязания, ножницы.

Тестовый контроль.

Практический

контроль.

Устный и письменный опрос.

Техника «Кавандоли».

Занятие-практикум.

Комбинированное занятие.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Рассказ. Обсуждение. Демонстрация.

Комментированный показ. Проблемно-поисковый.

Индивидуальная работа. Работа с образцами.

Само- и взаимоконтроль.

Альбом с образцами выполнения схем техники «Кавандоли»,

фотографии работ на СД,

готовые работы в технике «Кавандоли», или с элементами, выполненными в данной технике. Схема выполнения вертикального и горизонтального репсового узлов. Готовые эскизы, схемы; схемы норвежских узоров для вязания; схемы для вышивки крестом. Рабочие схемы с преобладанием горизонтального репсового узла. Образцы материалов, с различными физико-механическими свойствами;

Образцы полотна, выполненного репсовыми узлами, в различном сочетании материала;

Описание рабочих концепций готовых работ. Образцы готовых работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы;

Схемы «знаки зодиака», «валентинка»;

Рисунки простых фигур, символов и других элементов, применимых для композиционных решений

Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Образцы и фотографии готовых работ в стиле «шахматки»;

Карточки с описанием работы; готовые схемы для «шахматки»; специальная литература.

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, линейка, карандаш, ножницы.

Демонстрация готовых работ. Оценка педагога. Коллективное обсуждение. Взаимоконтроль. Самоконтроль качества выполнения.

Безузелковая техника

Комбинированное занятие.

Комментирование.

Демонстрация.

Индивидуальная работа. Практические задания.

Схемы выполнения косичек. Образцы узоров на основе косичек.

Образцы готовых изделий, выполненных в данной технике.

Схема расширения безузелкового полотна.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, английские булавки, фиксаторы, ножницы.

Оценка педагога. Самоконтроль.

Сочетание техник узелкового и безузелкового плетения.

Комбинированное занятие.

Практическое занятие.

Самостоятельная работа.

Диагностическое занятие.

Практическая работа.

Комментированный показ. Коллективная оценка.

Схемы выполнения косичек. Образцы узоров на основе косичек.

Образцы готовых изделий, выполненных в данной технике.

Схема расширения безузелкового полотна. Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Образцы узлов, изделий и узоров традиционного макраме.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы. ПК.

Тестирование. Выставка.

Оценка педагога.

Коллективное обсуждение.

Практический контроль.

2-й год обучения

Азы макраме.

Комбинированное занятие.

Диагностическое занятие.

Практическое занятие.

Презентация.

Игра.

Беседа. Фронтальный опрос. Тестирование.

Комментированный показ. Работа с образцами. Работа с литературой. Исследовательские задания.

Тестовый материал для входной диагностики. Цветовой круг. Цветовые сочетания. Иллюстрации. Образцы узлов, узоров.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Опрос.

Взаимоконтроль.

Практический контроль.

Тестирование.

Оценка педагога.

Коллективное обсуждение.

Грамматика макраме.

Комбинированное занятие. Диагностическое занятие.

Занятие-практикум.

Самостоятельная работа.

Работа с учебными материалами.

Демонстрация. Комментирование действий.

Рассказ.

Работа по руководством педагога.

Образцы узоров, фестонов. Образцы изделий, содержащих двухцветные узоры.

Диагностический материал.

Схемы узлов традиционного макраме. Схемы изделий.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, канцелярский нож, ножницы.

Тестирование.

Практический контроль.

Контроль качества выполнения педагогом.

Коллективное обсуждение.

Сочетание традиционной техники и «Кавандоли».

Комбинированное занятие. Практическая работа.

Самостоятельная работа.

Практические задания. Работа с учебными материалами. Рассказ.

Образцы готовых работ, иллюстрирующих различные приёмы начала и окончания работы. Схемы выполнения узлов и узоров традиционного макраме. Описание предлагаемой работы на карточках.

Схемы альтернативных узоров для вставки в технике «Кавандоли».

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Опрос.

Взаимоконтроль качества выполнения. Оценка педагога.

Самоконтроль.

Японская техника безузелкового плетения «кумихимо».

Презентация.

Комбинированное занятие.

Занятие-практикум.

Работа с литературой. Комментированный показ. Иллюстрации.

Мини-лекция.

Проблемные задания.

Иллюстрации цветные различных видов шнура кумихимо.

Схемы выполнения плетения для различного количества нитей. Таблица расчётов плетения для начинающих. Таблица сочетаний цветов в кумихимо. Таблица значений цветовых сочетаний и отдельных цветов.

ПК. Видеопроектор

Круглая пластина «кумихимо» на 32 деления. Зажимы. Палочка-разделитель.

Опрос. Письменный контроль.

Оценка педагога.

Техника гобеленового плетения (простая).

Комбинированное занятие.

Занятие-практикум.

Работа с образцами. Комментированный показ. Работа под руководством педагога.

Самостоятельная работа.

Беседа.

Схемы выполнения различных видов переплетения. Схема начала работы. Образцы эскизов. Образцы приёмов окончания работы над гобеленом. Образцы узелковых и тканных гобеленов.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, крючок для вязания, вилка металлическая, ножницы. Основа для гобелена (деревянная). Иглы швейные.

Коллективное обсуждение. Практический контроль. Демонстрация готовой работы.

Креатив. Идеи.

Комбинированное занятие. Презентация. Диагностическое занятие. Экскурсия.

Работа с литературой.

Письменный контроль.

Исследовательские задания.

Работа под руководством педагога.

Диагностические материалы. Иллюстрации. Описание свойств материалов. Описание методики исследования свойств материалов.

Журналы по рукоделию. Каталоги с элементами интерьера.

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Выставка. Коллективное обсуждение. Оценка педагога.

Тестовый контроль.

Практический контроль.

3-й год обучения

Азы макраме. Забытые узлы.

Презентация. Занятие-практикум.

Комбинированное занятие.

Метод создания ситуации новизны.

Комментированный показ.

Беседа.

Письменный контроль.

Образцы узлов и узоров. Схемы выполнения узлов и узоров. Таблица идентичности узлов. Описание свойств узлов. Иллюстрации. Кроссворд «Забытые узлы».

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Тестовый контроль.

Практический контроль. Коллективное обсуждение.

Грамматика макраме. Декоративное исполнение.

Комбинированное занятие. Самостоятельная работа.

Практическое занятие.

Практическая работа поискового характера.

Самостоятельная работа под руководством педагога.

Комментирование выполняемой работы.

Схемы обозначения узлов, элементов и этапов работы. Образцы узлов и узоров.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Самоконтроль.

Устный опрос.

Письменный опрос.

Практический контроль. Оценка педагога.

Сочетание традиционной двухцветной техники и «Кавандоли».

Комбинированное занятие.

Занятие-практикум.

Комментированный показ.

Работа под руководством педагога.

Индивидуальная работа.

Работа с образцами. Практические задания.

Схемы двухцветных узоров. Схемы орнаментов для вставки в двухцветное плетение. Описание расчётов для узора и вставки.

ПК.

Видеопроектор

Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Практический контроль.

Оценка педагога.

Японская техника макраме «мидзухики».

Китайская техника макраме «чжунгоцзе».

Комбинированное занятие.

Экскурсия. Занятие-практикум. Диагностическое занятие.

Комментирование. Рассказ. Демонстрация.

Опыт. Экспериментирование. Работа с учебным материалом.

Комментирование выполняемой работы.

Работа под руководством педагога.

Описание изготовления шнура мидзухики. Схемы выполнения узлов и шнуров мидзухики.

Схемы основных узлов чжунгоцзе. Описание вариаций основных узлов чжунгоцзе. Схемы некоторых композиционных узлов чжунгоцзе. Образцы материалов и изделий чжунгоцзе.

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Коллективное обсуждение.

Письменный контроль. Контроль качества выполнения педагогом.

Самоконтроль.

Техника гобеленового плетения (сложная).

Комбинированное занятие. Занятие-практикум.

Работа под руководством педагога. Задания поискового характера.

Практические задания. Выполнение упражнений.

Образцы переплетений. Схема создания эффекта бахромы в гобелене. Приёмы лицевого и двустороннего плетения. Иллюстрации. Эскизы.

ПК. Видеопроектор

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, крючок для вязания, вилка металлическая ножницы. Основа для гобелена (деревянная). Иглы швейные.

Коллективное обсуждение.

Оценка педагога.

Креатив. Идеи.

Экскурсия. Самостоятельная работа. Комбинированное занятие.

Работа с литературой, учебными образцами.

Частично-поисковый метод. Иллюстрированный показ. Демонстрация фрагментов иллюстрации с комментированием.

Рассказ.

Журналы с современными дизайнерскими идеями и решениями. Книги с описанием. Газетные статьи, каталоги.

ПК. Видеопроектор.

Полумягкая подушка, булавки швейные с декоративной головкой, ножницы.

Коллективное обсуждение. Устный опрос.

Взаимооценка.

Демонстрация готовых работ.


 

Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности труда с колющими и режущими предметами. Занятия объединения проводятся в отдельном светлом кабинете, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам, в котором оформлена постоянно действующая выставка изделий. В кабинете имеется кладовка для хранения приспособлений для плетения и незаконченных изделий. Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, учитывать индивидуальный интерес учащегося, опыт плетения, качество сырья, воспитывает самостоятельность, творческий поиск вариантов художественного выполнения, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Для того, чтобы обеспечить процесс обучения в кабинете имеются:

1.Образцы:​ шнуров, сутажа, шпагата, нитей, верёвок разного качества и разной толщины;отдельных узлов и узоров; готовых изделий в ассортименте; специальных приспособлений, инструментов и подсобных материалов (подушки, булавки, ножницы, крючки

2.Таблицы условных обозначений, карточки с последовательностью выполнения узлов и т.д.

3. Разработки занятий, мероприятий, различных бесед, викторин.

4. Книги по макраме, вырезки из журналов, подборка фотографий готовых изделий выполненных на занятиях, изделий из интернета.

5.Литература

1.       Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.

2.       Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

3.       Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

4.       Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

5.       Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.

6.       Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.

7.       Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

8.       А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.

9.       А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.

10.   Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.

11.   Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

12.    Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М.Просвещение,1983г,191с.

 6. Перечень контрольных вопросов и заданий по курсу:

Материалы для оценки предметных результатов по данной программе представлены в виде диагностических карт по итогам каждого учебного года . Каждая карта содержит материал для оценки теоретических знаний и задание для оценки навыков выполнения плетения. Для организации диагностических мероприятий по данному материалу рекомендуется педагогу варьировать способ получения ответов на теоретические вопросы в зависимости от уровня развития общеучебных навыков обучающихся

Ответь на вопросы:

1. Подчеркни из перечисленных узлов те, которые ты знаешь.

Капуцин Двойной плоский узел

Китайский  Узел счастья

Узел супружества

Левый узел фриволите

Правый узел фриволите

Левый плоский узел

Правый плоский узел

Вертикальный репсовый

Горизонтальный репсовый

Репсовый диагональный

Петельный узел ​ Пионерский

2.Каким узлом можно выполнить спиральное полотно?

3. Каким узлом выполняется приём «Кокиль»?

4. Цепочка из какого узла получается витой?

5. Где чаще всего используется узел «Капуцин»?

Диагностическая карта

1-го года обучения

Выполни образец по описанию:

1.​ Навесь простой навеской 16 нитей.

2.​ Завяжи на всех концах 5 рядов шахматки ДПУ.

3.​ Завяжи на каждых 2-х концах

по 4 петельных узла.

На каждом конце завяжи узел «капуцин».


 

Диагностическая карта

обучающегося в объединении

«Макраме»

--------------------------------------

За 3 год обучения

___________

Практическая часть:

Выполни шнур кумихимо из 8 пучков, используя последовательность четырёх движений:

1. Поднимите два пучка нитей на юге и поместите их между теми, что на севере.

2. Поднимите два внешних пучка нитей на севере и поместите их на юге.

3. Поднимите два пуска нитей на востоке и поместите их между теми, что на западе.

4. Поднимите два внешних пучка нитей на западе и поместите их на востоке.
Длина готового шнура должна быть не менее 7 см.


 


 


 


 


 


 

Теоретическая часть:

1.Какие способы выполнения гобеленов вы знаете?

2. Где чаще всего применяется техника «штопка»?

3. Какие материалы лучше всего использовать для работы в простой технике гобеленового плетения?

4. Какие особенности работе придаёт применение сочетаний нескольких техник в одном изделии?

5. Какой станок для плетения кумихимо даёт больше возможностей Мастеру?

6. Какими приёмами следует владеть, чтобы выполнить изделие, сочетающее 2-3 и более техник плетения?

7. Какую предварительную работу следует выполнить, чтобы создать изделие по собственному замыслу?

8. Какие свойства материалов чаще всего интересуют исполнителя работ макраме?

Диагностическая карта

обучающегося в объединении

«Макраме»

--------------------------------------

За 2 год обучения

Практическая часть:

Выполни браслет по описанию:

Возьмите 5 нитей одного цвета, длиной 90 см.

Закрепите рабочие нити на соответствующей фурнитуре двойной навеской. Сплетите ленту из чередующихся ромбов с перевитыми нитями и с заполненной серединой. Концовку выполните в соответствии с применяемой фурнитурой.

Теоретическая часть:

1.Какие виды цветных цепочек традиционного макраме вы знаете?

2. Что такое «мережка»?

3. Какие приёмы укорачивания нитей существуют?

4. В каких изделиях чаще всего применяется фурнитура сложной формы?

7. В чём принципиальное отличие трёхцветного кавандоли от двухцветного?

8. В каких изделиях применимы контрастные приёмы плетения?

9. Какие узлы китайского макраме стали декоративными узлами традиционного макраме?

 

Диагностическая карта

обучающегося в объединении

«Макраме»

--------------------------------------

За 2- года обучения

Итоговое занятие, устный опрос, мини-выставки, участие в выставках, конкурсах.

Оценка и контроль результатов: промежуточное и итоговое тестирование, мониторинг качества выполнения изделий.

7.Результаты апробации программы

Данная программа является авторской и предназначена для общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное образование. Новизна предлагаемой программы заключается во введении в содержание обучения не только популярного массового макраме, привнесённого в нашу страну из Западной Европы, но и искусства наузов, а также отдельных обособленных направлений макраме стран Востока: кумихимо, мидзухики, шибару, чжунгоцзе, а также изучение исторических предпосылок и тенденций развития макраме.  Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Отдельно стоит отметить, что данная программа является попыткой объединить в одно целое многочисленные течения и обособленные направления древнего искусства, их специфические особенности и специальные техники.

Анализ имеющихся в распоряжении автора программ, включающих обучение макраме, показал, что большинство из них имеют содержание, основанное на изучении узлов и техник, изготовлении изделий, ставших традиционными для нашей страны. Данную программу, от уже имеющихся, отличает концентрическое построение с траекторией развития по принципу логарифмической спирали. Внутри концентра и между ними предполагается путь от простого к сложному. При таком построении программы появляется возможность введения индивидуальных образовательных маршрутов, что актуально в условиях неравномерного развития обучающихся.

В нашей школе по программе дополнительного образования «Узелковое плетение» ( Макраме) занимаются обучающиеся с ограниченными здоровья и двое детей- инвалидов. Контингент разновозрастный с 5 по 9класс. С реализацией программы в нашем учреждении был достигнут результат-увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования. В 2014-15 уч году составил 100%. При первичном поступлении детей с ОВЗ эффективность работы с ними низкая, в большинстве случаев дети приходят не имея не только начальной подготовки, но некоторые из них не различают цвета, не имеют понятия формы и размера предметов, никогда не держали , ножниц. После проведения нескольких циклов занятий появляется положительная динамика: эмоциональный эффект, улучшается технический навык работы с инструментом, дети получают трудовые навыки.

В конце первой четверти оценивается эффективность индивидуальной работы с каждым ребенком по 4-х бальной системе: от 0 до 3 баллов.

0 – нет эффекта.

1 – получен эмоциональный эффект, ребенок получает эмоциональное удовлетворение, но трудовых навыков не приобретает, работать самостоятельно не может.

2 – незначительный трудовой эффект, ребенок приобрел некоторые трудовые навыки, в состоянии делать часть работы самостоятельно.

3 – положительный эффект, ребенок умеет трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобрел новые трудовые навыки, умеет доводить работу до конца, выполняет ее качественно.

В результате  работы за 2013 – 2015гг. удалось достигнуть положительную динамику:

положительный результат         48%

незначительный                         45%

эмоциональный эффект                5%

отсутствие                                 2%

Отслеживается уровень удовлетворенности родителей занятиями досуговой деятельностью.

Дети , которые занимаются в кружке, принимают активное участие в общешкольных акциях: «Подарок ветерану своими руками», на Неделе Добра «Просто так», уже стало доброй традицией делать подарок к Дню пожилого человека.


 


 

Приложение №1

Контрольное промежуточное тестирование по курсу "Макраме" 1 год обучения

Фамилия, имя________________________________Класс______

 1.Что обозначает «макраме» в переводе с турецкого?

а ) плетение;                                   б) бахрома;                           в) петля

2.Для плетения каких изделий используют технику макраме?_______________________________________________________________________________________________________________

3.Что называется основой и может ею являться? _____________________________________________________________

4.Что такое наборный ряд? _____________________________________________________________

5. Сколько способов навешивания  нитей вам известно?

а )   2  ;                       б) 3 ;                              в) 4.

6.Укажите узлы из двух нитей

а ) армянский, галстучный, петельный

б) простой, «капуцин», «восьмерка»

в) одинарный плоский узел, двойной плоский узел, тройной плоский узел

7.Что значит узелковая и рабочая  нити?

Рабочая- _____________________________________________________

Узелковая- ___________________________________________________

8.Какой узор получается при многократном завязывании одинарного плоского узла?

а ) цепочка-змейка;     б) витая цепочка;   в) двусторонняя цепочка

9.Из каких узлов состоит репсовый узел?_________________________________________________________

10.Какие два узла необходимы для получения плетения Кавандоли?

а ) ГРУ и ВРУ ;   б ) ГРУ И ДРУ;         в) ДРУ и ВРУ.

Верных ответов _____ из 10

Приложение №2

Контрольное промежуточное тестирование по курсу «Макраме» 2год обучения            

Фамилия, имя__________________________________________Класс______Дата ___

1.Что обозначает «макраме» в переводе с турецкого?__________________________

2.Что называется основой?__________________________________________________

3.Что такое наборный ряд?__________________________________________________

4.Назовите узлы из двух нитей______________________________________________

5.Что значит узелковая и рабочая  нити?______________________________________

6.Какой узор получается при многократном завязывании одинарного плоского узла?____________________________________________________________________

7.Из каких узлов состоит репсовый узел?______________________________________

8.Какие бывают репсовые узлы и в чем их различие?___________________________

9.Какие два узла необходимы для получения плетения Кавандоли?___________________

10.Какие виды цепочек вам известны?_____________________________________

11.Из какого количества нитей  можно завязывать косички?_____________________

12.Назовите приемы начала работы?___________________________________________

13.Как можно закончить изделия?______________________________________________

14.Как правильно выполнить ажурные узоры? Что необходимо учитывать?_______________________________________________________________

15.Кого по праву называют родоначальником макраме? Выберите 3 верных ответа.

а)моряков;      б) охотников ;   в) знахарей ;  г)рыболовов ;  д) врачей.

16.Сколько способов навешивания нитей вам известно?

а) 2;      б) 3;     в) 4;    г) 8;  д) множество.

17.Какой узел  не    относится к узлам из одной нити?

а) простой;   б) фриволите;   в) «капуцин»;     г)восьмерка

Верных ответов _____ из 17  


 

     

Приложение №3

Технологические карты

1 ВИДЫ КРЕПЛЕНИЯ

Нить можно прикрепить к основе тремя способами, ее перегибают пополам или оставляют один конец длиннее в зависимости от вида узла:
1-й способ - образованную петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю (рис. 1А);
2-й способ - петлю помещают под основной нитью (рис. Б), загибают ее вперед над основной нитью и концы нити протягивают через петлю;
3-й способ - чтобы не просвечивала основа, сперва нить закрепляют по образцу на рис. 1Б, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны (рис. 1В).
Рис. 1


 

2 Первый плоский узел.

Крепим на основе 2 нити. Распределяем 4 конца следующим образом: две средние нити (2 и 3) - нити основы, две крайние (1-4) - правая и левая рабочие нити.

Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее на основу и под левую рабочую нить. Берем левой рукой левую нить, заводим ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью (рис. 5).

Левосторонняя витая цепочка.

На основе первого плоского узла можно сплести витую цепочку. Продолжаем работу на начатом образце. Завязываем еще 3 первых плоских узла. На образце завязано 4 первых плоских узла. Внимательно осмотрев работу, вы заметите, что группа узелков чуть-чуть повернулась "на бочок" влево. Повернем работу на 180° влево. Затем сделаем еще 5 первых плоских узлов и опять повернем работу на 180° влево. Так, поворачивая работу через каждые 5 узлов, получим левостороннюю витую цепочку. Надо следить за тем, чтобы при плетении не было видно основы (рис. 6).

3 Второй плоский узел.

Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Как распределить эти нити, мы уже знаем: две средние - нити основы, две по краям - рабочие. Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее под основу и на левую рабочую нить (рис. 7). Берем левой рукой левую рабочую нить, укладываем ее на основу и вводим сверху в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью.

Правосторонняя витая цепочка.

На основе второго плоского узла тоже можно сплести витую цепочку, но она будет закручиваться вправо. Завяжем 5 вторых плоских узлов и повернем работу вправо на 180°. Повторим это 3-4 раза и получим правостороннюю витую цепочку (рис. 8).


 

№4 КВАДРАТНЫЙ УЗЕЛ


 

Квадратный (двойной плоский) узел.

Сочетание первого и второго плоских узлов дает новый узел - квадратный.

первый плоский узел I и сразу под ним — второй III (рис. 9). Получаем двойной плоский узел, который назовем квадратным. Признак законченности узла - замочек справа II.

В квадратном узле с замочком слева II (рис. 10) сначала завязан второй плоский узел III, затем — первый I. Количество квадратных узлов в цепочке можно посчитать по замочкам (рис. 11).

5 Общий квадратный узел.

Если в обычном квадратном узле 2 нити основы и 2 рабочие, то в общем квадратном узле количество рабочих нитей и нитей основы определяется характером рисунка. Приведем три типа общих квадратных узлов: 2*2 (рис. 12), 1* 1 (рис. 13) и 2*5 (рис.14). Что обозначают эти цифры? Первая - количество рабочих нитей с каждой стороны, вторая (множитель) - количество нитей основы.

Квадратные узлы, связанные в шахматном порядке, назовем шахматкой. Для образца крепим на основе 4 нити. Получаем 8 концов. В первом ряду на центральных четырех нитях завязываем квадратный узел (рис. 15). Во втором ряду завязываем 2 квадратных узла. Берем 2 левые нити верхнего узла и 2 новые нити слева, завязываем левый квадратный узел. Берем 2 правые нити верхнего квадратного узла и 2 новые нити справа и завязываем правый квадратный узел. В третьем ряду берем 2 нити от правого узла и 2 от левого. Завязываем квадратный узел. Таков принцип плетения узлов в шахматном порядке.


 


 


 

6 РЕПСОВЫЙ УЗЕЛ


 

Этот узел интересен тем, что в зависимости от направления нити основы, на которой он завязан, может быть горизонтальным - основа направлена по горизонтали, диагональным - основа диагональная и вертикальным - узел завязан на вертикальной основе.

7 Горизонтальный узел.

Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Первая нить слева - основа. Берем ее правой рукой и укладываем на рабочие нити слева направо. Остальные 3 нити - рабочие. Место загиба нити основы закрепляем булавкой (рис. 28, а). Нить основы держим правой рукой горизонтально, слегка натягивая (рис. 28, б).

1. Берем левой рукой первую рабочую нить 2, перекидываем ее через основу влево (рис. 28, в), аккуратно укладываем нить, натянув основу.

2. Выводим рабочую нить вперед, вверх на основу и вниз в петлю (рис. 28, г).


 

3. Затягиваем узелки, аккуратно уложив 2 петли рядом. Итак, завязан первый горизонтальный узел (рис. 28, д).

4. Провязываем следующую рабочую нить 3, потом нить 4 и получаем на основе (нить 1) 3 горизонтальных узла. Один горизонтальный ряд слева направо готов.

5. Теперь провязываем ряд горизонтальных узлов справа налево. Основа - первая нить справа. Закалываем место поворота основы и провязываем горизонтальный ряд (рис. 29).

Держим основу левой рукой, слегка натянув ее. Берем первую рабочую нить и перекидываем ее через основу вправо, выводим вперед, вверх на основу и вниз в петлю. Аккуратно затягиваем узелок, натянув основу. Так же провязываем 2 другие рабочие нити.

8 Диагональный узел

Диагональный узел - это горизонтальный, завязанный на диагональной основе (рис. 30).

Как видно на рисунке, при провязывании наклонного ряда какая-то часть нити остается свободной. Она называется брида. Бриды в наклонном ряду не надо сильно натягивать.Ряд диагональных узлов можно сплести справа налево (рис. 31)Вертикальный узел.

Крепим на основе 2 нити, получаем 4 конца. Распределение нитей при плетении вертикального узла несколько иное. Первая нить слева - рабочая, нити 2, 3, 4 - основа. Завязываем рабочей нитью один репсовый узел на вертикальной основе - нити 2. Далее нитью 1 завязываем узел на нити 3 и потом на нити 4 (рис. 32,а). Если нужно сплести вертикальный узел справа налево, то рабочей нитью будет крайняя правая (рис. 32, б).


 


 


 

9 ХАМЕЛЕОН


 

"Хамелеон"

Крепим на основе 2 нити. получаем 4 конца. Завязываем квадратный узел. Теперь меняем местами основу и рабочие нити: 1-я и 4-я нити - основа, 2-я и 3-я - рабочие (рис. 17). Так, меняя каждый раз назначение нитей, плетем цепочку нужной длины. Используя этот прием, можно сплести цепочку двухцветную или с чередованием цветов. Узел «хамелеон» применяют и тогда, когда нить кончается, а работа еще не закончена. В этом случае меняем местами рабочие нити и основу и продолжаем плетение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.