Урок математики в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»
Ф.И.О педагога: Гутенко Светлана Александровна
Предмет: математика
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
«Прямоугольный параллелепипед»
Основные цели: создать условия для формирования представления о прямоугольном параллелепипеде, его элементах; для формирования умения решать задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов, вычислять площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда; решать задачи на прямоугольный параллелепипед
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь:
устанавливать аналогии, сравнивать, анализировать;
читать и извлекать нужную информацию;
представлять информацию в виде таблиц, схем;
использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Уметь:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся; оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
Коммуникативные:
Уметь:
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
критически относиться к своему мнению, принимать точку зрения других;
использовать средства информационных и коммуникативных технологий для решения учебно-познавательных и практических задач.
Личностные: развивать мотивацию к изучению математики, уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; уметь аргументировать свою точку зрения, развивать внимание.
Дидактические материалы: учебник: Математика 5 класс, автор Н.Я. Виленкин.
Оборудование: раздаточный материал, система голосования и опроса TRIUMPH BOARD TV Vote, интерактивная доска, проектор, документ-камера.
Краткая аннотация к работе: урок открытия новых знаний в ТДМ с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть. Проверьте, пожалуйста, все ли готово к уроку.
- Как вы понимаете высказывание театрального режиссера Валентина Плучека: «Самое трудное – напоить осла, который не испытывает жажду (учащиеся высказываются)»?
- Я вам желаю всегда испытывать жажду знаний и успешно продвигаться вперед.
- Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд 2. На какие две группы можно разделить фигуры? По какому принципу вы их разделили? (Плоские и объемные)
- Как называются фигуры в правой части? (Плоские - треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).
- Что вы знаете о плоских фигурах? (Элементы фигур, периметр, площадь …).
- Как называются фигуры в левой части? (Объемные)
- Сегодня вы узнаете об одной из этих объемных фигур (геометрических тел). Какие предметы, окружающие нас имеют форму этого тела? (Кирпич, шкаф, холодильник, комната…). Слайд 3
- Как называется это геометрическое тело? Расшифруйте его название, решив примеры (задание можно выполнить по группам, далее на интерактивной доске с помощью функции Drag-and-drop перетащить буквы в таблицу). Слайд 4
54 : 2 = (п) 75 : 3 = (м) 26 + 34 = (я) 28 + 39 = (р)
16 • 4 = (о) 74 – 29 = (у) 72 : 18 = (г) 36 : 2 = (л)
19 + 9 = (ь) 34 + 66 = (н) 30 • 3 = (ы) 83 – 17 = (й)
76 – 19 = (а) 17 • 5 = (е) 72 – 17 = (и) 17 • 4 = (д)
27 | 67 | 60 | 25 | 64 | 45 | 4 | 64 | 18 | 28 | 100 | 90 | 66 |
27 | 57 | 67 | 57 | 28 | 28 | 85 | 28 | 85 | 27 | 55 | 27 | 85 | 68 |
- Итак, вы получи геометрическое тело «Прямоугольный параллелепипед».
- Что вы можете сказать о прямоугольном параллелепипеде? (Он состоит из прямоугольников).
- Сегодня вы более подробно познакомитесь с данным геометрическим телом.
- Что вы должны сделать, чтобы получить новые знания? (Разобраться, что мы еще не знаем и самостоятельно открыть новое знание).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
- Как вы думаете, почему параллелепипед называется прямоугольным? (Состоит из прямоугольников).
- Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (блиц-опрос). Слайд 5
1) Прямоугольник – это …
2) a и b – это …
3) a – это …
4) b – это …
5) Противоположные стороны прямоугольника …
6) Площадь прямоугольника равна …
7) Периметр прямоугольника равен …
8) Прямоугольник, у которого длина и ширина равны, называется …
9) У равных фигур площади и периметры …
10) Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна …
- По аналогии с прямоугольником попробуйте составить кластер из предложенных элементов.
Учащиеся предлагают свои варианты кластера.
- Как вы можете обосновать, что именно ваш ответ правильный?
- Что вы не можете сделать? (Обосновать правильность ответа).
- Что дальше вы должны сделать? (Выявить место и причину затруднения).
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Составить кластер).
- В каком месте у вас возникло затруднение?
- Почему у вас возникло затруднение? (Нет знаний о прямоугольном параллелепипеде, его элементах и свойствах).
- Как вы думаете, для чего вам нужно познакомиться с данной фигурой? (Например, для того, чтобы подсчитать расходный материал для ремонта комнаты или рассчитать, сколько потребуется подарочной бумаги для обертывания коробки …).
- Давайте представим, что вам надо обернуть коробку в подарочную бумагу.
- Сколько для этого потребуется бумаги.
- Что вам для этого необходимо знать? (Размеры коробки).
- А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, какой объект вам надо исследовать? (Прямоугольный параллелепипед).
- Запишите в тетрадях тему урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы перед собой поставите? (Познакомиться с прямоугольным параллелепипедом, его элементами и свойствами, научиться применять полученные знания при решении задач).
- Какими средствами вы будете достигать поставленной цели? (Учащиеся высказываются).
План действий:
Изучить материал об элементах прямоугольного параллелепипеда.
Выполнить задание по нахождению площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, как сумму площадей шести прямоугольников.
Подумать, как по-другому можно получить результат.
Записать формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда.
Создать эталон.
5. Реализация построенного проекта.
- Откройте стр.120 и самостоятельно получите необходимую информацию об элементах прямоугольного параллелепипеда. Зафиксируйте полученные знания в прилагаемой вам таблице.
Элемент | Форма | Общее количество | Количество групп равных элементов |
Далее в парах обсудить полученные результаты. Два-три ученика по просьбе учителя сообщают известные им сведения о прямоугольном параллелепипеде всему классу, остальные при необходимости вносят дополнения и уточнения.
Элемент | Форма | Общее количество | Количество групп равных элементов |
Грань | Прямоугольник | 6 | 3 по 2 |
Вершина | Точка | 8 | |
Ребро | Отрезок | 12 | 3 по 4 |
С помощью модели показать все элементы прямоугольного параллелепипеда, обосновать.
- Выберите одну из вершин, определите число ребер, выходящих из этой вершины. Заметьте, что все три ребра разной длины. Это измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота.
- Как вы думаете, существует ли прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны? (Да).
- Как называется прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны? (Куб).
Работа в тетрадях. Показать, как построить прямоугольный параллелепипед схематически.
Далее работа строится в группах. Листы с правилами работы в группах лежат на столах.
Класс разбивается на три группы. У каждой группы на столе находится модель параллелепипеда и задание (Слайд 7). Далее ребята выполняют работу по предложенному плану, находят площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда как сумму площадей шести прямоугольников и записывают в тетрадь. В процессе работы выясняют, что из шести площадей три попарно равны. Учащиеся подводят итоги в группах. Результаты представляют на доске с помощью докумет-камеры. Записывают формулу площади поверхности прямоугольного параллелепипеда. Обосновывают свои суждения. Сравнивают с эталоном. Слайд 8
S = 2(ab + ac + bc)
- Вернитесь к составлению кластера.
Учащиеся на основе полученных знаний выявляют недостатки и допущенные ошибки. Вносят изменения в первоначальный кластер.
- Можно ли на основе полученных знаний найти необходимое количество подарочной бумаги для обертывания коробки? (Да).
- Как вы считаете, смогли вы преодолеть затруднения? (Да).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 793 с места с комментированием.
№ 796 у доски с объяснением.
№ 798 в парах с самопроверкой по образцу.
- Поднимите руку, у кого выполнено верно.
- У кого были затруднения?
- В чем?
- Почему?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и осуществляют самопроверку по эталону.
1 вариант.
Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого:
8 см, 6 см и 4 см.
2 вариант.
Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого:
11 дм, 3 дм и 2 дм.
Подробный образец | Эталон |
1 вариант S = 2(8 • 6 + 8 • 4 + 6 • 4) = = 2(48 + 32 + 24) = 2 • 104= 208 (см2). 2 вариант S = 2(11• 3 + 11 • 2 + 3 • 2) = = 2(33 + 22 + 6) = 2 • 61 = 122 (дм2). |
- У кого все получилось?
- У кого возникло затруднение?
- В чем было затруднение?
- Кому надо еще усвоить материал?
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учащиеся выполняют задание с помощью системы голосования и опроса TRIUMPH BOARD TV Vote. Задания составлены в программе PowerPoint с расширением TV Vote V5
В задании запрограммированы вывод результатов и отметок.
1. Поверхность любого прямоугольного параллелепипеда состоит из 6:
1) Четырехугольников
2) Треугольников
3) Прямоугольников
2. Ребрами прямоугольного параллелепипеда являются:
1) Прямоугольники
2) Отрезки
3) Точки
3. Выберите верное утверждение:
1) Любой куб является прямоугольным параллелепипедом
2) Каждая грань прямоугольного параллелепипеда является квадратом
3) Если ширина прямоугольного параллелепипеда равна его высоте, то он является кубом
4. В прямоугольном параллелепипеде ABCDEFKM равны ребра:
1) A E и MK
2) ME и DC
3) MD и BF
5. В прямоугольном параллелепипеде ABCDEFKM равны грани:
1) EMDA и EMKF
2) EABF и DMKC
3) EABF и FBCK
9. Рефлексия деятельности на уроке.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Каким образом вы смогли открыть новое?
- Какие знания вам помогли открыть новое?
- Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу:
№ | Рефлексия деятельности | + / - |
Я понял/а, что представляет собой прямоугольный параллелепипед | ||
Я понял/а, из каких элементов состоит прямоугольный параллелепипед | ||
Я понял/а, свойства прямоугольного параллелепипеда | ||
Я научился/ась находить площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда | ||
Данная тема не вызвала затруднения | ||
Я бы поставил/а себе за урок |
Домашнее задание: П.20, № 815, 817; дополнительно (по желанию): выполнить модель прямоугольного параллелепипеда.