Статья «Психологически комфортный климат в учебной студенческой группе»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫЙ КЛИМАТ В УЧЕБНОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/ |
3 | Должность | Преподаватель |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья |
6 | Конкурс | Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психологически комфортный климат в классе» |
7 | Аннотация | В данной статье автор описывает эффективные способы установления психологически комфортного климата в учебной студенческой группе, которые применяет в своей педагогической практике |
8 | Ключевые слова | психологически комфортный климат, психологическая комфортная атмосфера, характеристики благоприятного психологического климата, учебная группа, характеристики психологические комфортного климата, психологический прием, взаимодействие с родителями, необычные праздники, особые дни рождения |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | Хавенсон Т., Чиркина Т. Как психологический климат в школе влияет на успеваемость https://ioe.hse.ru/news/188663663.html | |
2 | Хэтти Джон А. С. Видимое обучение. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2017 – 496 с. | |
3 | Дуэк К. Гибкое сознание. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021 – 309 с. | |
4 | Динаев А. М. Необычные способы улучшения атмосферы в классе https://www.yaklass.ru/webinars/new/neobychnye-sposoby-uluchsheniya-psihologicheskoj-atmosfery-v-klasse | |
6 | Иллюстрации – из личного фотоархива автора (с разрешения студентов), на фото после заголовка – автор, Криницкая И. В. и студенты группы 9ГС-21, куратором которой она являлась | |
Приложения | ||
1 | Приложение 1. Определение состояния психологического климата в учебной группе. Анкета /data/files/l1645991419.docx (Анкета) | |
2 | Приложение 2. Методика оценки психологической атмосферы в учебной группе по А. Ф. Фидлеру /data/files/a1645991444.docx (Методика) В публикации указаны ссылки на публикации автора статьи в данном педагогическом сообществе |
Прежде чем поделиться собственным педагогическим опытом по установлению психологически комфортного климата в учебной студенческой группе, необходимо дать определение этого условия эффективного образовательного процесса. Под психологическим климатом (атмосферой) следует понимать эмоционально-психическое состояние студентов и преподавателя на занятиях и внеклассных, внеучебных мероприятиях. Если преподаватель не только преподает учебную дисциплину, но и начинает курирует учебную группу, перед ним стоит первостепенная задача – благоприятную психологическую атмосферу в учебной группе сформировать.
Если рассматривать психологический климат в учебной группе многоаспектно, следует выделить:
- самоощущение и эмоции каждого отдельного студента внутри учебной группы и в учреждении среднего профессионального образования (колледже, техникуме, лицее) в целом;
- самоощущение и чувства преподавателя внутри студенческого коллектива и в образовательной организации, в которой он работает;
- стиль и способы общения студентов друг с другом и с преподавателем.
Для себя мне было важно выделить характеристики благоприятного психологического климата как для студентов, так и для преподавателя. Недостаточно просто присвоить определение понятию – положительный, эффективный, хороший. Важно характеристики раскрыть. Для меня, как для преподавателя, благоприятная психологическая атмосфера включает в себя 5 пунктов:
1) взаимное уважение – преподаватель уважает студентов, студенты уважают преподавателя и друг друга;
2) чувство защищенности – студенты знают, что куратору можно рассказать информацию о трудностях, поделиться проблемной ситуацией, и он внимательно выслушает их, даст совет по решению, совместно со студентами или самостоятельно решит проблему; также важно, чтобы преподаватель чувствовал поддержку со стороны администрации образовательного учреждения (так как я работаю в колледже, то в дальнейшем в статье будет фигурировать именно колледж среднего профессионального образования);
3) единение и общность – ощущения сплоченности и единства участниками учебной группы;
4) полезная деятельность всей учебной группы – для самих студентов, для колледжа, района, города, страны;
5) позитив, жизнерадостность, оптимизм.
Определив для себя понятие и характеристики психологически комфортного климата в студенческой учебной группе, преподавателю становится легче, составить, спланировать и реализовать план работы куратора. Именно психологический климат будет иметь прямую взаимосвязь с академической успеваемостью, которая в целом зависит от студента, преподавателя, семьи, колледжа, образовательной программы, методов преподавания. Чем благоприятней психологическая атмосфера внутри учебной группой, тем выше успеваемость, что доказало исследование Института образования НИУ ВШЭ: «Коллективы, в которых есть взаимопомощь, чувство сопричастности и доверие между учениками и педагогами, добиваются лучших академических результатов» [1]. Я в этом убеждаюсь на примерах из своей педагогической практики – у меня в кураторской группе был студент, о котором тетя, воспитывавшая его, рассказала, что юноша подвергался буллингу, насмешкам травле в школе, учился на тройки. Он продолжил обучение в колледже, сначала был осторожен, напряжен, никогда не улыбался. Благодаря хорошему психологическому климату внутри группы (большая часть студентов в ней были девушки), почувствовав себя комфортно, юноша показал прекрасные академические результаты, успеваемость резко пошла вверх, стал улыбаться, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Другая студентка призналась, что настолько тяжелая психологическая обстановка была в школе, травля, что доброжелательная атмосфера для нее совершенно непривычна. Впоследствии и у этой девушки в колледже значительно улучшились академические результаты по сравнению со школьными. Таким образом, совокупность факторов, связанных с психологическим климатом – отношения между преподавателем и студентами (особенно необходимо отметить теплоту, эмпатию и отсутствие чрезмерного контроля), поведение в студенческой группе, сплочение в группе и влияние одногруппников – все оказывает действие на результаты образовательные процессы [2].
Важное обстоятельство – то, что происходит в студенческой группе, может влиять намного сильнее, чем то, что происходит в колледже или семье. Например, замечательное образовательное учреждение СПО, входит в топ 100 страны. Представим, что внутри учебной группы сложные, напряженные с буллингом отношения. Тогда все положительные моменты могут нивелироваться – парк робототехники, компьютерные классы, тренажерный зал, разнообразная внеклассная работа со стороны педагога-организатора – все это не будет иметь эффективности.
В начале кураторской работы необходимо провести диагностику. Иногда преподавателю думается, что он владеет информацией, все понимает и все прослеживает. Однако, это может оказаться иллюзией. Поэтому лучше воспользоваться анкетными опросами – их очень много, я привожу в качестве примера два опроса (приложение 1, 2). Они могут быть анонимными, при желании студен может деанонимизироваться.
Одновременно имеют эффективность занятия-тренинги, кураторские часы, направленные на то, чтобы студенты лучше познакомились друг с другом и с преподавателем. В качестве примера таких мероприятий приведу собственные учебно-методические разработки: занятие-тренинг «Познакомимся!» и кураторский час «Все мы разные».
Используя учебные дисциплины, которые я преподаю, в начале обучения я рассказываю 10 фактов про себя (пример моей презентации “Ten Facts About Me” https://урок.рф/library/ten_facts_about_myself_i_v_krinitskaya_prezent_110336.html) и прошу
студентов создать собственные небольшие проекты и рассказать про свои 10 фактов – я много опубликовала подобных творческих работ во Всероссийском педагогическом сообществе «УрокРФ», например:
1) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_girko_aleksandr_184945.html
2) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_grigoryan_anush_110138.html
3) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_kvochkin_kirill_100247.html
Практика показала эффективность такого задания, студенты выполняют его с удовольствием, узнают друг о друге много интересной информации. Также создавались проекты по теме “My Ten Favourites”, в которых и куратор, и студенты делились своими предпочтениями – любимый писатель, кинофильм, певец, цветок и т.д. Это также способствует тому, что мы лучше узнаем друг друга. Пример моей презентации о предпочтениях: https://урок.рф/library/my_ten_favourites_prezentatciya_s_videoillyustratciyam_113718.html
Примеры студенческих проектов о предпочтениях:
1) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_aleksandr_kovalyov_163137.html
2) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_baranov_timofej_131857.html
3) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_abramova_mariya_121704.html
Студентам учебной группы очень нравится, когда я показываю в конце обучения на 3-м курсе фрагменты их проектов, созданных на 1-м курсе. Они видят скриншот с фактом из авторского и должны угадать студента группы. Пример такой презентации: https://урок.рф/library/some_facts_about_my_students_accounting_9b31_083318.html
В начале кураторской деятельности полезно составить таблицу с внесением данных по студентам (хобби, увлечения, предпочтения), которые педагог может использовать при организации внеучебной работы и работы с одаренными в различных направлениях студентами.
Также хочу поделиться очень эффективным, универсальным приемом, который способствует благоприятной психологической атмосфере внутри учебной группы. Об этой технике я узнала из мастер-класса Алихана Мавладиевича Динаева – абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», народного учителя Чеченской республики, писателя, и с тех пор применяю.
Описание упражнения.
Попросите студентов рядом с именами студентов группы написать во второй колонке положительное качество, а в третьей – прозвище, но позитивное, доброе и тоже положительное. Студент пишет качества и прозвища всех студентов, но не себя. Студенты также могут написать качества и доброе прозвище педагогу. Вот пример таблицы, публикуемой с разрешения студентов, ответы одного из студентов учебной группы:
Когда студенты забудут об этой деятельности, важно позже выписать для каждого студента отдельно все положительные качества и добрые прозвища, а потом им показать.
Результаты данного психологического упражнения имеют невероятных эмоциональный эффект. Ребята удыбаются, смеются, некоторые даже могут всплакнуть от захлестнувших приятных чувств, хотят всё сфотографировать, видят столько добрых слов в свой адрес. Не всегда мы можем знать, как нас воспринимают другие люди.
Совместные мероприятия, экскурсии, благотоврительные и памятные акции также влияют на сплоченность учебной группы. Примеры отчетов с таких мероприятий:
1) отчёт об участии в акции в связи с праздником https://урок.рф/library/spasibo_za_zhizn_otchyot_110558.html;
2) отчет о посещении музея https://урок.рф/library/muzej_kofe_otchyot_114943.html;
3) отчёт о посещении форума: https://урок.рф/library/proforientatcionnij_forum_tvoj_vektor_otchyot_133358.html
Важно коллективно поздравлять студентов с днем рождения, но можно устроить и «особенный день рождения»: попросить студента ненадолго выйти из аудитории, а его одногруппники разноцветными мелками напишут на доске разноцветными мелками самые добрые слова, пожелания, нарисуют рисунки. Когда заходит студент обратно в аудиторию, он сразу видит доску с поздравлениями – она будто огромная открытка. По-разному может проявляться реакция студента, у которого день рождения, но она всегда положительная. Можно создать коллективную открытку – лист может быть разного формата, есть вариант коллективной электронной открытки. Можно написать студенту поздравительное письмо, в котором каждый студент группы и куратор напишут свои строки. Желательно сделать фотографии на память, чтобы затем, при взгляде на них, возникали теплые воспоминания.
Следует отметить еще один интересный феномен: один из признаков группы – самоидентификация: я – член этой группы, потому что считаю себя таковым. Студенты конкретной учебной группы отличаются от студентов другой – это могут быть какие-то особые слова, даже неологизмы (придумывают сами ребята), шутки для своих (local jokes – местные шутки), мемы, пословицы, таинственные загадки. Например, в одной учебной группе я часто вспоминала студента Федю – не для сравнения, а в связи с определенными событиями. Одна студентка вздыхала и произносила: «Ну вот, снова Федя», «Опять, Федя!» Это очень веселило остальных студентов и стало некоторым словесным мемом. Теперь любое упоминание Феди связано с улыбками и легким смехом.
В колледже проходят предмтные декады, студенты в них участвуют. В то же время ценно создать традиции учебной студенческой группы, например, праздновать какой-либо необычный праздник - Международный день «спасибо», Всемирный день неторопливости, Международный день блина или придумать свой собственный уникальный праздник. Его можно праздновать каждый год или каждый год – разные уникальные, придуманные праздники.
Полезная практика – часть стенда отвести под рубрику «Герой студенческой группы» - если студент не возражает, можно разместить интересную информацию о нем, фотографии, ребята могут добавлять стикеры, рекомендации. Пример информации и образовательных фотографий для рубрики учебного стенда, посвященной студенту: https://урок.рф/library/zhelaem_pobedi_ivanu_i_ego_komande_obrazovatelnie_174506.html
Очень важно помнить о ребятах, которые не смогли посетить мероприятие, встречу по причине болезни, участия в соревнованиях, семейным обстоятельствам. Прекрасная идея отправить им видеосообщение, фотографии, добрые пожелания.
На психологический климат в учебной группе влияет то, как мы оцениваем учебную и внеучебную деятельность, результаты ребят. Согласно одному из исследований СПбГУ 2018 года, 66% обучающихся считают объективность оценивания качеством лучших педагогов [4]. Психолог Дуэк К. на основе результатов исследований рекомендует хвалить студентов не за ум, а за усилия. Избегать фраз: «Ты – умный! Ты – сообразительный! Ты – гениальный!», а использовать: «Ты постарался. Ты приложил много усилий». Действенная похвала – не просто одобрение личности, а описание результата. Серьезная ошибка куратора или классного руководителя, которая может внести огромный раздор в учебной группе – сравнивать одного студента с другими, приводить постоянно в пример одних студентов в другим. Необходимо избегать сравнений и быть последовательными – если похвалили одного, не обходить вниманием и другого [3].
На психологический климат в учебной группе в благоприятную сторону влияют и родители. Куратор постоянно с ними на связи. В сложных ситуациях всегда необходимо консультироваться с родителями, обсуждать; в то же время замечательный шаг, когда куратор пишет развернутое благодарственное письмо родителям - выражает радость и гордость за результаты студентов, отправляет благодарности родителям, если у него есть такие наградные документы.
Многие из нас всплакнули, когда смотрели «Белый Бим, Черное ухо» и весело смеялись с другими на юмористическом концерте. Мы испытываем те же чувства, что и другие люди благодаря системе зеркальных нейронов в мозге – благодаря ей мы можем ставить себя на место другого. Работа зеркальных нейронов не требует никаких усилий, все происходит непроивзвольно. И хороший, и плохой пример заразителен. Очень важно правильно выбирать друзей, а преподавателю-куратору необходимо приложить все усилия, чтобы сформировать комфортную психологическую атмосферу в учебной группе. Внегласное правило гласит: «У счастливого, доброжелательного, поддерживающего преподавателя – счастливые, добрые и чуткие студенты».
Куликова Ирина Геннадьевна
Калягина Ирина Владимировна
Дементьева Ирина Михайловна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Калягина Ирина Владимировна
Янова Татьяна Викторовна
Калягина Ирина Владимировна
Кузнецова Галина Ивановна
Калягина Ирина Владимировна