12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Калягина Ирина Владимировна16006 Преподаватель иностранного языка (английский). По диплому также преподаватель педагогики, психологии, методист, учитель английского языка в детском саду. Последние 10 лет - в среднем профессиональном образовании Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! » |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫЙ КЛИМАТ В УЧЕБНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫЙ КЛИМАТ В УЧЕБНОЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» |
3 | Должность | Преподаватель |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья |
6 | Конкурс | Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Психологически комфортный климат в классе» |
7 | Аннотация | В данной статье автор описывает эффективные способы установления психологически комфортного климата в учебной студенческой группе, которые применяет в своей педагогической практике |
8 | Ключевые слова | психологически комфортный климат, психологическая комфортная атмосфера, характеристики благоприятного психологического климата, учебная группа, характеристики психологические комфортного климата, психологический прием, взаимодействие с родителями, необычные праздники, особые дни рождения |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | Хавенсон Т., Чиркина Т. Как психологический климат в школе влияет на успеваемость | |
2 | Хэтти Джон А. С. Видимое обучение. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2017 – 496 с. | |
3 | Дуэк К. Гибкое сознание. – М.: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2021 – 309 с. | |
4 | Динаев А. М. Необычные способы улучшения атмосферы в классе | |
6 | Иллюстрации – из личного фотоархива автора (с разрешения студентов), на фото после заголовка – автор, Криницкая И. В. и студенты группы 9ГС-21, куратором которой она являлась | |
Приложения | ||
1 | Приложение 1. Определение состояния психологического климата в учебной группе. Анкета /data/files/l1645991419.docx (Анкета) | |
2 | Приложение 2. Методика оценки психологической атмосферы в учебной группе по А. Ф. Фидлеру /data/files/a1645991444.docx (Методика) В публикации указаны ссылки на публикации автора статьи в данном педагогическом сообществе |
Прежде чем поделиться собственным педагогическим опытом по установлению психологически комфортного климата в учебной студенческой группе, необходимо дать определение этого условия эффективного образовательного процесса. Под психологическим климатом (атмосферой) следует понимать эмоционально-психическое состояние студентов и преподавателя на занятиях и внеклассных, внеучебных мероприятиях. Если преподаватель не только преподает учебную дисциплину, но и начинает курирует учебную группу, перед ним стоит первостепенная задача – благоприятную психологическую атмосферу в учебной группе сформировать.
Если рассматривать психологический климат в учебной группе многоаспектно, следует выделить:
- самоощущение и эмоции каждого отдельного студента внутри учебной группы и в учреждении среднего профессионального образования (колледже, техникуме, лицее) в целом;
- самоощущение и чувства преподавателя внутри студенческого коллектива и в образовательной организации, в которой он работает;
- стиль и способы общения студентов друг с другом и с преподавателем.
Для себя мне было важно выделить характеристики благоприятного психологического климата как для студентов, так и для преподавателя. Недостаточно просто присвоить определение понятию – положительный, эффективный, хороший. Важно характеристики раскрыть. Для меня, как для преподавателя, благоприятная психологическая атмосфера включает в себя 5 пунктов:
1) взаимное уважение – преподаватель уважает студентов, студенты уважают преподавателя и друг друга;
2) чувство защищенности – студенты знают, что куратору можно рассказать информацию о трудностях, поделиться проблемной ситуацией, и он внимательно выслушает их, даст совет по решению, совместно со студентами или самостоятельно решит проблему; также важно, чтобы преподаватель чувствовал поддержку со стороны администрации образовательного учреждения (так как я работаю в колледже, то в дальнейшем в статье будет фигурировать именно колледж среднего профессионального образования);
3) единение и общность – ощущения сплоченности и единства участниками учебной группы;
4) полезная деятельность всей учебной группы – для самих студентов, для колледжа, района, города, страны;
5) позитив, жизнерадостность, оптимизм.
Определив для себя понятие и характеристики психологически комфортного климата в студенческой учебной группе, преподавателю становится легче, составить, спланировать и реализовать план работы куратора. Именно психологический климат будет иметь прямую взаимосвязь с академической успеваемостью, которая в целом зависит от студента, преподавателя, семьи, колледжа, образовательной программы, методов преподавания. Чем благоприятней психологическая атмосфера внутри учебной группой, тем выше успеваемость, что доказало исследование Института образования НИУ ВШЭ: «Коллективы, в которых есть взаимопомощь, чувство сопричастности и доверие между учениками и педагогами, добиваются лучших академических результатов» [1]. Я в этом убеждаюсь на примерах из своей педагогической практики – у меня в кураторской группе был студент, о котором тетя, воспитывавшая его, рассказала, что юноша подвергался буллингу, насмешкам травле в школе, учился на тройки. Он продолжил обучение в колледже, сначала был осторожен, напряжен, никогда не улыбался. Благодаря хорошему психологическому климату внутри группы (большая часть студентов в ней были девушки), почувствовав себя комфортно, юноша показал прекрасные академические результаты, успеваемость резко пошла вверх, стал улыбаться, участвовать в дискуссиях, высказывать свою точку зрения. Другая студентка призналась, что настолько тяжелая психологическая обстановка была в школе, травля, что доброжелательная атмосфера для нее совершенно непривычна. Впоследствии и у этой девушки в колледже значительно улучшились академические результаты по сравнению со школьными. Таким образом, совокупность факторов, связанных с психологическим климатом – отношения между преподавателем и студентами (особенно необходимо отметить теплоту, эмпатию и отсутствие чрезмерного контроля), поведение в студенческой группе, сплочение в группе и влияние одногруппников – все оказывает действие на результаты образовательные процессы [2].
Важное обстоятельство – то, что происходит в студенческой группе, может влиять намного сильнее, чем то, что происходит в колледже или семье. Например, замечательное образовательное учреждение СПО, входит в топ 100 страны. Представим, что внутри учебной группы сложные, напряженные с буллингом отношения. Тогда все положительные моменты могут нивелироваться – парк робототехники, компьютерные классы, тренажерный зал, разнообразная внеклассная работа со стороны педагога-организатора – все это не будет иметь эффективности.
В начале кураторской работы необходимо провести диагностику. Иногда преподавателю думается, что он владеет информацией, все понимает и все прослеживает. Однако, это может оказаться иллюзией. Поэтому лучше воспользоваться анкетными опросами – их очень много, я привожу в качестве примера два опроса (приложение 1, 2). Они могут быть анонимными, при желании студен может деанонимизироваться.
Одновременно имеют эффективность занятия-тренинги, кураторские часы, направленные на то, чтобы студенты лучше познакомились друг с другом и с преподавателем. В качестве примера таких мероприятий приведу собственные учебно-методические разработки: занятие-тренинг «Познакомимся!» и кураторский час «Все мы разные».
Используя учебные дисциплины, которые я преподаю, в начале обучения я рассказываю 10 фактов про себя (пример моей презентации “Ten Facts About Me” https://урок.рф/library/ten_facts_about_myself_i_v_krinitskaya_prezent_110336.html) и прошу
студентов создать собственные небольшие проекты и рассказать про свои 10 фактов – я много опубликовала подобных творческих работ во Всероссийском педагогическом сообществе «УрокРФ», например:
1) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_girko_aleksandr_184945.html
2) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_grigoryan_anush_110138.html
3) https://урок.рф/library_kids/ten_facts_about_me_prezentatciya_kvochkin_kirill_100247.html
Практика показала эффективность такого задания, студенты выполняют его с удовольствием, узнают друг о друге много интересной информации. Также создавались проекты по теме “My Ten Favourites”, в которых и куратор, и студенты делились своими предпочтениями – любимый писатель, кинофильм, певец, цветок и т.д. Это также способствует тому, что мы лучше узнаем друг друга. Пример моей презентации о предпочтениях: https://урок.рф/library/my_ten_favourites_prezentatciya_s_videoillyustratciyam_113718.html
Примеры студенческих проектов о предпочтениях:
1) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_aleksandr_kovalyov_163137.html
2) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_baranov_timofej_131857.html
3) https://урок.рф/library_kids/my_ten_favourites_prezentatciya_abramova_mariya_121704.html
Студентам учебной группы очень нравится, когда я показываю в конце обучения на 3-м курсе фрагменты их проектов, созданных на 1-м курсе. Они видят скриншот с фактом из авторского и должны угадать студента группы. Пример такой презентации: https://урок.рф/library/some_facts_about_my_students_accounting_9b31_083318.html
В начале кураторской деятельности полезно составить таблицу с внесением данных по студентам (хобби, увлечения, предпочтения), которые педагог может использовать при организации внеучебной работы и работы с одаренными в различных направлениях студентами.
Также хочу поделиться очень эффективным, универсальным приемом, который способствует благоприятной психологической атмосфере внутри учебной группы. Об этой технике я узнала из мастер-класса Алихана Мавладиевича Динаева – абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2018», народного учителя Чеченской республики, писателя, и с тех пор применяю.
Описание упражнения.
Попросите студентов рядом с именами студентов группы написать во второй колонке положительное качество, а в третьей – прозвище, но позитивное, доброе и тоже положительное. Студент пишет качества и прозвища всех студентов, но не себя. Студенты также могут написать качества и доброе прозвище педагогу. Вот пример таблицы, публикуемой с разрешения студентов, ответы одного из студентов учебной группы:
Когда студенты забудут об этой деятельности, важно позже выписать для каждого студента отдельно все положительные качества и добрые прозвища, а потом им показать.
Результаты данного психологического упражнения имеют невероятных эмоциональный эффект. Ребята удыбаются, смеются, некоторые даже могут всплакнуть от захлестнувших приятных чувств, хотят всё сфотографировать, видят столько добрых слов в свой адрес. Не всегда мы можем знать, как нас воспринимают другие люди.
Совместные мероприятия, экскурсии, благотоврительные и памятные акции также влияют на сплоченность учебной группы. Примеры отчетов с таких мероприятий:
1) отчёт об участии в акции в связи с праздником https://урок.рф/library/spasibo_za_zhizn_otchyot_110558.html;
2) отчет о посещении музея https://урок.рф/library/muzej_kofe_otchyot_114943.html;
3) отчёт о посещении форума: https://урок.рф/library/proforientatcionnij_forum_tvoj_vektor_otchyot_133358.html
Важно коллективно поздравлять студентов с днем рождения, но можно устроить и «особенный день рождения»: попросить студента ненадолго выйти из аудитории, а его одногруппники разноцветными мелками напишут на доске разноцветными мелками самые добрые слова, пожелания, нарисуют рисунки. Когда заходит студент обратно в аудиторию, он сразу видит доску с поздравлениями – она будто огромная открытка. По-разному может проявляться реакция студента, у которого день рождения, но она всегда положительная. Можно создать коллективную открытку – лист может быть разного формата, есть вариант коллективной электронной открытки. Можно написать студенту поздравительное письмо, в котором каждый студент группы и куратор напишут свои строки. Желательно сделать фотографии на память, чтобы затем, при взгляде на них, возникали теплые воспоминания.
Следует отметить еще один интересный феномен: один из признаков группы – самоидентификация: я – член этой группы, потому что считаю себя таковым. Студенты конкретной учебной группы отличаются от студентов другой – это могут быть какие-то особые слова, даже неологизмы (придумывают сами ребята), шутки для своих (local jokes – местные шутки), мемы, пословицы, таинственные загадки. Например, в одной учебной группе я часто вспоминала студента Федю – не для сравнения, а в связи с определенными событиями. Одна студентка вздыхала и произносила: «Ну вот, снова Федя», «Опять, Федя!» Это очень веселило остальных студентов и стало некоторым словесным мемом. Теперь любое упоминание Феди связано с улыбками и легким смехом.
В колледже проходят предмтные декады, студенты в них участвуют. В то же время ценно создать традиции учебной студенческой группы, например, праздновать какой-либо необычный праздник - Международный день «спасибо», Всемирный день неторопливости, Международный день блина или придумать свой собственный уникальный праздник. Его можно праздновать каждый год или каждый год – разные уникальные, придуманные праздники.
Полезная практика – часть стенда отвести под рубрику «Герой студенческой группы» - если студент не возражает, можно разместить интересную информацию о нем, фотографии, ребята могут добавлять стикеры, рекомендации. Пример информации и образовательных фотографий для рубрики учебного стенда, посвященной студенту: https://урок.рф/library/zhelaem_pobedi_ivanu_i_ego_komande_obrazovatelnie_174506.html
Очень важно помнить о ребятах, которые не смогли посетить мероприятие, встречу по причине болезни, участия в соревнованиях, семейным обстоятельствам. Прекрасная идея отправить им видеосообщение, фотографии, добрые пожелания.
На психологический климат в учебной группе влияет то, как мы оцениваем учебную и внеучебную деятельность, результаты ребят. Согласно одному из исследований СПбГУ 2018 года, 66% обучающихся считают объективность оценивания качеством лучших педагогов [4]. Психолог Дуэк К. на основе результатов исследований рекомендует хвалить студентов не за ум, а за усилия. Избегать фраз: «Ты – умный! Ты – сообразительный! Ты – гениальный!», а использовать: «Ты постарался. Ты приложил много усилий». Действенная похвала – не просто одобрение личности, а описание результата. Серьезная ошибка куратора или классного руководителя, которая может внести огромный раздор в учебной группе – сравнивать одного студента с другими, приводить постоянно в пример одних студентов в другим. Необходимо избегать сравнений и быть последовательными – если похвалили одного, не обходить вниманием и другого [3].
На психологический климат в учебной группе в благоприятную сторону влияют и родители. Куратор постоянно с ними на связи. В сложных ситуациях всегда необходимо консультироваться с родителями, обсуждать; в то же время замечательный шаг, когда куратор пишет развернутое благодарственное письмо родителям - выражает радость и гордость за результаты студентов, отправляет благодарности родителям, если у него есть такие наградные документы.
Многие из нас всплакнули, когда смотрели «Белый Бим, Черное ухо» и весело смеялись с другими на юмористическом концерте. Мы испытываем те же чувства, что и другие люди благодаря системе зеркальных нейронов в мозге – благодаря ей мы можем ставить себя на место другого. Работа зеркальных нейронов не требует никаких усилий, все происходит непроивзвольно. И хороший, и плохой пример заразителен. Очень важно правильно выбирать друзей, а преподавателю-куратору необходимо приложить все усилия, чтобы сформировать комфортную психологическую атмосферу в учебной группе. Внегласное правило гласит: «У счастливого, доброжелательного, поддерживающего преподавателя – счастливые, добрые и чуткие студенты».
Комментарии (15)
сменить сортировку








