Публикация «Психологический климат в классе. Трудные дети»

29
4
Материал опубликован 20 March 2020

Обучение в школе занимает у школьников большую часть жизни. В это время происходит активное развитие его личности. Поэтому, несомненно, является крайне важным установление благоприятного социально – психологического климата в классе и в школе в целом.

И так, что же представляет собой психологический климат?

Психологический климат класса - состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогами. Психологический климат проявляется в групповом настроении, общественном мнении, межличностных отношениях и нравственном сознании группы. Психологический климат вырастает из подражания, внушения, убеждения, сопереживания, содействия, настроения. Он также требует от каждого члена группы или коллектива взаимного терпения, смирения, прощения и любви. (энциклопедический словарь педагога.— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2019.)

Климат в классе будет позитивен только в том случае, если взаимоотношения между его участниками будут позитивны. Но как только хотя бы один из участников коллектива перестает следовать базовым принципам, формирующим  благоприятные отношения в коллективе, обстановка в классе принимает негативное направление.

Когда учащиеся проявляют неуважение друг к другу, несут антиобщественную направленность, то это становится разлагающим фактором,  затормаживающим  развитие каждого ученика, включая тех, кто пытается выбиться в лидеры группы.

Таким образом, для адекватной оценки психологического климата в классе необходимо понимать его характеристики, несмотря на то, что они являются достаточно метафоричными.

 Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

- в классе преобладает оптимистическое настроение, радость общения, доверительное общение.

- наличие в коллективе ощущения защищенности, безопасности, комфорта. Ощущается взаимоподдержка.

- присутствие теплоты и внимания по отношению друг к другу. Имеются межличностные симпатии.

- открытость коммуникации. Возможность свободно мыслить и открыто высказывать свою точку зрения. Наличие возможности интеллектуального роста. Совершать возможные ошибки без страха наказания.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

- В коллективе имеются пессимистические настроения. Наличие напряженности и конфликтности в отношениях коллектива.

- Боязнь совершить ошибку или оставит плохое впечатление. Страх наказания.

- Неприятие, непонимания между учениками. Враждебные настроения, наличие недоверия по отношению к своим одноклассникам.

- Отсутствие какого либо желания учеников вкладывать свои усилия общее дело или проект. Неудовлетворительность результатами своей работы и работой других учащихся класса.


i1584694324.png

Эффективным инструментом, позволяющим определить психологический климат в классе, является тест.

Тест «Состояние психологического климата в классе»

1.  С каким настроением ты обычно идешь в школу?

1) с отличным настроением;

2) обычно с хорошим настроением;

3) с безразличным настроением;

4) чаще с плохим настроением;

5) как правило с плохим настроением.

2. Нравятся ли тебе твои одноклассники?

1) Нравятся;

2) кто-то нравится, кто-то нет;

3) все равно;

4) мало кто нравится, большинство нет;

5) Все не нравятся.

3. Хотел бы ты перейти в другую школу?

1) Нет;

2) Иногда думаю об этом;

3) Без разницы;

4) Часто думаю об этом;

5) Хотел.

4. Нравится ли тебе учиться?

1) Да;

2) Скорее да, чем нет;

3) Все равно;

4) Скорее нет;

5) Нет.

5. Какие у тебя отношения с классный руководитель?

1) Все отлично;

2) Хорошо;

3) Все равно;

4) Скорее плохие;

5) Плохие.

6. В какой форме обычно к тебе обращаются учителя?

1) Уговаривают, дают советы, просят;

2) Обычно вежливо;

3) Все равно;

4) Чаще негативно;

5) Негативно.

Обработка результатов.

Бал за каждый ответ соответствует его порядковому номеру. Все баллы суммируются.

6-12 баллов — ученику комфортно учиться в классе, у него хорошие отношения с одноклассниками, он высоко оценивает психологический климат в классе.

13-18 баллов — ученику безразличен класс в котором он обучается и одноклассники. Наиболее вероятно, что у него имеется другая группа единомышленников, с которыми он активно общается.

19-30 баллов — ученик дает плохую оценку психологическому климату в классе.

Также для определения психологического климата класса свою эффективность показали такие методики как:

- Наблюдение учителя на проводимых им уроках;

- Проведение различных бесед;

- Проведение тестов.


Представленные характеристики иллюстрируют эмоциональное состояние ученика в классе. Негативное состояние школьника мешает нормальному развитию и оказывает влияние на развитие личности.

Одним из определяющих факторов, формирующих благополучный климат в классе, несомненно является отношение учителя со своим классом.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.

Так, что же представляет собой каждый из них?

Авторитарный стиль основывается на жестком руководстве. Учитель дает строгие нормы, правила, инструкции, которые не предполагают от класса их четкое и строгое исполнение.  Учитель полностью руководит ходом выполнения работы, задает ее темп, полностью контролирует ее действия.

Демократический стиль предполагает в той или иной мере участие класса в организации деятельности. Учитель позволяет ученикам принимать участие, даже приветствует это, в процессе планирования обучения, распределяет между ними ответственность, поощряет и развивает совместную работу между ними, в том числе и в группах. Стремится уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и настраивает на плодотворную работу.

Либеральный стиль в большой степени исключает участие учителя в работе группы. Учитель вмешивается в работу класса в том случае, когда ученики  обращаются к нему, причем его вмешательство реализуется в форме совета и объяснения. Членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения.

Наиболее эффективным является подход, при котором применяется смешанный стиль руководства. Грамотное сочетание этих стилей позволяет создать благоприятный психологический климат в классе.

В современные условиях, к сожалению, всегда в классном коллективе найдутся так называемые «трудные дети». Они требуют особого внимания к себе со стороны классного руководителя.

Так кто же такой трудный ребенок?

Трудный ребенок – ребенок с поведением, отклоняющимся от общепринятых норм в социуме. Он, требует особого к себе внимания, нуждается в индивидуальном, ориентированном подходе в воспитании, обучении.

К сожалению сегодня это «трудные» дети и школьники, а завтра – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

Разберемся в причинах такого отставания?

В первую очередь дело в самом школьнике, в особенностях его личности. Под час ученик старается показать себя взрослым, однако при этом сохраняет детские черты. Ему сложно принимать самостоятельные решения, адекватно ориентироваться в современном мире. Он заведомо ставит перед собой и окружающими завышенные и парой недостижимые цели. Не умеет справляться со своими эмоциями.

Конечно нельзя исключать роль семьи. Многие социальные пороки ученик перенимает именно оттуда.

Можно выделить следующие причины, способствующие появлению трудных детей:

- Отсутствие надлежащего воспитания;

- Неудовлетворение их интересов, хобби.

- Финансовая нестабильность в семье;

- Негативное внешнее влияние;

- Отсутствие внимания;

- Чрезмерное наказание за ошибки.

В данных условиях вся работа с трудными детьми возлагается на плечи учителя. Существует множество классификаций таких детей и их поведения, которое не укладывается в общепринятые нормы в социуме. Но, несмотря на огромное количество классификаций, в целом вся работа учителя с трудными учениками сводится к одним и тем же общепринятым и популярным мерам. Рассмотрим наиболее популярные и действенные из них.

Обязательно нужно составить план работы с трудными детьми.

Приоритетом должно стать выстраивание позитивных отношений с родителями ученика. Важность постоянно находиться с ними в контакте для получения оперативной информации. Обсуждение с ними возникающих проблем в процессе воспитания, обучения ученика.

Немаловажным будет привлечение ученика к общественной жизни класса. Он должен чувствовать свою роль в общем деле, должен четко осознавать свои обязанности и ответственность не только перед учителем, но и перед своими одноклассниками.

Возможно привлечение к работе школьного психолога как для работы с учеником, так и с его родителями.

Необходимо изучить интересы такого ученика и занять его свободное время посещением всевозможных школьных кружков.

Выявить круг общения школьника и при необходимости постараться его скорректировать.

Создавать ситуацию успеха на уроках. При необходимости помочь в учебной деятельности. Показа, что ученик может достичь высоких результатов. Не ругать за допущенные им ошибки.

Учить ставить перед собой адекватные цели. Быть толерантным по отношению к своему окружению. Уметь прощать других.

Развить желание принимать участие в культурно - массовых мероприятиях.


q1584694372.png

Таким образом, психологический климат в классе является важным инструментом, регулирующим всю систему социальных отношений, формирует личность каждого ученика. Поведение, самочувствие, работоспособность, способность мыслить и принимать разумные решения, все в конечном итоге зависит от климата классного коллектива. Влияние это может быть самым разнообразным, и его характер зависит от множества факторов, которые были рассмотрены в данной статье.

Комментарии

Спасибо, Татьяна, за полезную публикацию! В копилочку!

20 March 2020

Спасибо, полезный материал...

20 March 2020

Благодарю за качественную работу!!!

20 March 2020

Великолепный и достойный высокой оценке материал! Поздравляю с ПОБЕДОЙ!!! Дальнейших успехов!!!

29 May 2020