Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Урок окружающего мира в 1 классе.
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.
Задачи урока, направленные на формирование УУД:
Личностные УУД: формирование интереса к изучению родной природы; понимание важности заботы о зимующих птицах; повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
1) Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях.
2) Правильно подбирать корм для птиц.
3) Уметь изготовить простейшую кормушку.
4) Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
— перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
— наблюдать и делать выводы;
— знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
— работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Технологии: системно-деятельностное обучение;
ИКТ: *аудиозаписи, видеозаписи; *компьютерная презентация.
Методы обучения: По активности познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный.По источнику знаний: наглядные (ТСО, учебник), словесные, практические (работа в группах).
Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, Парная, Групповая
Система контроля: Контроль учителя, Взаимоконтроль, Самоконтроль
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
Оборудование: презентация «Гости под нашими окнами холодной зимой», учебник, тетрадь на печатной основе, компьютер, иллюстрации следов зимующих птиц, «облако слов».
Ход урока.
I. Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.
- Сегодня мы снова отправляемся в путь за новыми знаниями в окружающем нас мире. Ваше желание познавать новое, хорошее настроение, уважение друг к другу – помогут стать вам мудрее. Желаю вам удачи!
- Ребята, как вы уже заметили, на нашем уроке присутствуют гости. Обернитесь, посмотрите на них еще раз, подарите им свои улыбки, а они подарят вам свои. И от этих улыбок в нашем классе станет светло и тепло.
II. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите в окно. Какое время года сейчас ? Почему?
-Какие зимние месяцы вы знаете?
- А какой сейчас месяц на дворе?
- Какое сегодня число ? Какой день недели ?
-Какая сегодня погода , что вы наблюдаете ?
III. Постановка учебной задачи .
- Молодцы, ребята, все правильно. А вы согласны, что зима – прекрасное время года? А почему?
( Только зимой мы можем кататься на лыжах, коньках, играть в снежки, лепить различные снежные фигуры, крепости. Вместе с родителями зимой можно сделать снежную горку и кататься с нее на санках сколько хочешь. )
- А еще можно отправиться на прогулку. Именно это мы и сделаем.
Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку.
(Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку.)
СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые.
Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
-Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц)
-Вспомните, кого называют птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).
- А какую пользу приносят птицы? ( Они являются украшением Земли, уничтожают вредных насекомых..)
- Что необходимо для жизни птицам? (Пища, вода, воздух, свет, тепло).
-В какое время года птицам особенно тяжело? Почему? ( Трудно зимой, т.к. не хватает пищи и тепла, вода замерзает, насекомые в зимней спячке, ягоды под снегом).
- Ребята, а все ли птицы зимуют рядом с нами? Как называют птиц, которые не улетают на зиму в теплые края? ( Зимующие).
- Правильно, ребята, зимующие птицы очень отважные. В честь них 15 января – в самой середине зимы отмечается Всероссийский день зимующих птиц. В это время обычно начинаются продолжительные 30- градусные морозы, которые наносят сильный урон птицам. Многие из них погибают, в лесах становится довольно пусто.
- Послушайте стихотворение (Читает стихотворение ученик):
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку-
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышек,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
- О чем это стихотворение? (О птицах и о том, как им трудно выжить зимой.)
-С утра до вечера ищут птицы себе пропитание, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна. 9 синиц погибают. Вам их жалко?
- Значит о чем сегодня мы поговорим? ( О птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить ).
- Правильно. Откройте учебники и прочитайте тему урока на стр.74.
-Какую цель мы поставим перед собой ?
- Прочитайте то, что нам подсказывает Муравьишка – вопросик. (дети читают задачи урока по учебнику).
IV. Открытие новых знаний
- Ребята, вспомните (по своим наблюдениям), какие птицы зимуют в наших краях (воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, галка, клёст, поползень). Давайте рассмотрим птиц на слайдах и в учебнике на стр. 74.
- Подумайте, по каким признакам этих птиц можно узнать (разнообразные окраски и оттенки).
V. Физкультминутка о птицах (музыкальная)
Что умеют делать птицы?
- летать (дети машут руками, изображая птиц),
- прыгать (прыгают),
- кричать (машут руками, прыгают, каркают, чирикают и т.д.),
- клевать (показывают клюющих птиц) и т.д.
VI . Продолжение работы по теме урока.
Беседа, работа по учебнику с.74-75.
- Итак, дети, можете сказать, чем птицы питаются?
(Насекомыми, семенами растений, ягодами, семенами шишек)
- Как вы считаете, тяжело птицам зимой найти корм? Почему? (Ответы детей)
- Как можно помочь птицам зимой, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)
-Рассмотрите рисунки кормушек на слайде и в учебнике на стр. 74.
-У кого дома есть кормушки для птиц?
- Из каких материалов они сделаны? А ещё из каких материалов можно сделать кормушку? ( Ответы детей)
VI. Практическая работа “Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц”.
- Сейчас мы будем работать в группах.
- А смастерим мы сегодня полностью съедобную кормушку. Съедобная кормушка для птиц – это экокормушка, которая изготовлена своими руками только из природных материалов. Внешний вид поделки напоминает небольшое печенье, через которое продета лента для его фиксации на ветвях деревьев.
- Вспомните как мы работаем в группе ( вместе, дружно, можно разговаривать, обсуждать, но только тихо).
- Перед вами разные ингредиенты для изготовления экокормушки, посмотрите, нет ли среди них тех, которые не годятся для подкормки птиц, если возникнут затруднения, то вам помогут карточки-помощники (карточки «облако слов»):
— Ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что в нее можно положить. Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. Иногда просто достаточно не выбрасывать то, что нам не надо.
* Когда кушаете арбузы, дыни, тыквы, то не выбрасывайте, а соберите и высушите их семена. Зимой ими будут с удовольствием лакомиться птицы. Особенно их любят синицы, дятлы и поползни. Но прежде чем давать птицам крупные семена арбузов и тыквы их нужно подавить.
* Также синицы любят сало. Только сало не должно быть соленым.
* Овес охотно съедают синицы, воробьи и чечетки.
* Подсолнечник – особенно мелкий, не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Но перед засыпкой в кормушку семена подсолнечника тоже лучше слегка подавить.
* Синицы, голуби и воробьи любят крошки хлеба, причем белого хлеба
(черного ржаного давать нельзя). Лучшее использовать измельченный черствый хлеб. Свежий на холоде замерзает и птицы не смогут с ним ничего сделать.
НАДО ПОМНИТЬ, ЧТО ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ СОЛЕНУЮ, КОПЧЕНУЮ ПИЩУ, СЛАДОСТИ, ЦИТРУСОВЫЕ И РЖАНОЙ ХЛЕБ.
- Я предлагаю совместно составить план изготовления экокормушки и следуя ему приступить к её изготовлению:
1. смешать 2 ложки муки с водой до консистенции густой сметаны,
2. добавить разные ингредиенты, перемешивая каждый с полученным клеем-тестом,
3. разложить полученную массу в формочки для печений и просушить 1-2 дня при комнатной температуре, предварительно сделав отверстия для веревочки,
4. в просохшее угощение для птиц продеть веревочку и развесить на кусты и деревья.
( обучающиеся работают в группах, затем рассказывают о проделанной работе)
- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае. Оцените работу вашей группы.
- Ребята кроме столовых, которые устраивают для птиц люди, у них есть еще и природные столовые. Например, деревья рябины, калины, боярышника. Поэтому, берегите эти деревья, посадите их дома, вместе со своими родителями. И тогда зимой птички обязательно прилетят к вам.
- Ну, вот наши кормушки и готовы. А теперь посмотрите на них и оцените свою работу с помощью светофориков (самооценка) зеленый – получилось все отлично, желтый – получилось не так, как хотелось, красный – не все получилось.
VII. Закрепление.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.
Я читаю вопрос, а вы хлопаете, если согласны, и топаете если нет.
1. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
2. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (-)
Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием.
VIII. Подведение итогов урока.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Ответы детей).
- Справились мы с этой задачей?
- Теперь вы сможете сделать кормушки птицам и правильно подобрать корм. Ребята, я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Завтра после уроков мы с вами возьмем свои кормушки и повесим их в школьном саду. Согласны со мной?
-А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Алексея Яшина ( в это время идет показ Презентации «Гости под нашими окнами холодной зимой», все эти птицы прилетали на кормушки в нашем Карагайском районе).
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Трефилова Раиса Поликарповна
Людмила Викторовна