Технологическая карта урока географии в 7 классе «Антарктида»
Технологическая карта
7 класс. Урок 40. Антарктида. Практическая работа №9 «Работа с контурной картой. Антарктида»
Учитель: Шевченко Д.А.
Предмет: География
Класс: 7
УМК «Полярная Звезда»: Учебник «География. 7 класс»/ А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2017.
Тип урока: изучение нового материала с элементами самостоятельной практической работы в контурных картах.
Тема урока: Антарктида. Практическая работа №9 «Работа с контурной картой. Антарктида»
Цель урока: определить географическое положение Антарктиды; выявить особенности строения земной коры и рельефа материка; сформировать знания об особенностях климата Антарктиды; сформировать представления о русских мореплавателях Ф.Ф. Беллинсгаузенеи М.П. Лазареве – первооткрывателях Антарктиды.
Задачи урока:
Образовательные: научить анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям среды; научить определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле; формировать умение работать в группе; работать с учебником и картой; усиление межпредметных связей; формировать у обучающихся умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Развивающие: развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников; развивать практические навыки работы обучающихся с географическими источниками; развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к окружающим людям.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: формирование представлений и знаний об особенностях Антарктиды.
Личностные УУД: формирование познавательного интереса к изучению материка
Метапредметные УУД: формирование умений: 1) ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; 2) выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) работать с текстом и картами; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД: выстраивание речевых высказываний в устной форме, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (диалог); отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Познавательные УУД: осуществление поиска учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, географической карты, наглядного материала; применять для решения задач логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов.
Основные понятия: географическое положение, крайние точки, протяжённость материка, рельеф.
Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство
Методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, практический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая
Средства обучения:
Учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина «География. 7 класс», М.: Просвещение, 2017. – 256 с: ил., карт. – (Полярная звезда)
Презентация в программе Microsoft PowerPoint по теме «Антарктида»;
Настенная карта: Физическая карта материка Антарктида;
Карта в учебнике «Физическая карта мира», «Физическая карта материка Антарктида», «Строение земной коры», «Климатические пояса и области Земли», «Природные зоны Земли»;
Контурные карты А.В. Матвеев «География. Контурные карты. 7 класс», М.: Просвещение, 2019.
Рабочая тетрадь.
Ход урока:
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
1.Организация учебной деятельности | Настрой на урок. Приветствие. Пожелание друг другу новых интересных знаний. | Отвечают на приветствие учителя | Слушание учителя; умение настраиваться на занятие |
2.Мотивация к учебной деятельности. | Ребята, давайте посмотрим на слайд №1 и подумаем, что же у нас зашифровано в ребусе? (Антарктида) | Отвечают на вопросы учителя | Взаимодействуют с учителем; выполнение задания, представленного на слайде; выдвижение собственных предположений |
3. Постановка темы и целей урока | Вы замечательно справились с заданием и правильно тему сегодняшнего урока. Итак, записываем дату и тему урока «Антарктида» Сегодня я приглашаю вас в экспедицию, чтобы разобраться в этой теме. Отправляемся в Антарктиду. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник, который станет итогом нашей работы на уроке. Наш экспедиционный дневник сегодня представлен контурной картой материка. | Слушают учителя | Взаимодействие с учителем; выделение существенной информации из слов учителя; формулирование логических умозаключений. |
4. Основная часть | Предлагаю вам начать с формулировки основных характеристик материка. В этом нам помогут особенности материка Антарктида, которые у нас зашифрованы в подсказках. Давайте попробуем назвать характеристики материка, опираясь на эти визуальные подсказки. Вот мы и добрались до материка Антарктида. Пользуясь картой, проанализируйте, пожалуйста, географическое положение материка относительно экватора и нулевого меридиана. Давайте в учебнике найдём информацию о том, какова площадь Антарктиды (14 млн.км2). Пользуясь рисунком в учебнике на стр. 86 скажите, какое место занимает материк по площади относительно других материков? (пятое место). Мы с вами, изучая материки, всегда анализируем расположение четырёх крайних точек материка. Пользуясь физической картой Антарктиды расскажите мне про её крайние точки? Какая особенность, связанная с крайними точками есть у этого материка? Что вы успели заметить необычного? (у Антарктиды только одна точка – мыс Сифре). Давайте нанесём его на контурную карту. Пользуясь физической картой мира, давайте посмотрим, какие океаны омывают берега Антарктиды? (Тихий, Атлантический, Индийский океаны). Пользуясь физической картой материка, отметьте в контурной карте три моря, которые омывают самый холодный материк. Обратите внимание, все они названы в честь исследователей, которые изучали Антарктиду. Но мы не первые, кто смог добраться до этого материка. Во второй половине 18 в. на поиски южной земли отправился известный нам с вами Джеймс Кук, возглавлявший английскую экспедицию. Его корабли впервые в истории пересекли Южный полярный круг, но пробиться сквозь льды к материку им так и не удалось. Так результаты экспедиции Джеймса Кука надолго отбили желания мореплавателей пускаться на поиски южной земли. Лишь спустя 50 лет 28 января 1820 г. первая русская антарктическая экспедиция, возглавляемая Фадеем Белинсгаузеном и Михаилом Лазаревым достигла берегов неведомого тогда материка, позднее названного Антарктидой. Именно с этого момента начинается эпоха покорения этого материка. (На слайде показывается маршрут первооткрывателей). Как мы уже с вами выяснили, отличительной особенностью этого материка является ледяной покров. Лёд покрывает не только весь материк, но и прилегающие к нему острова и моря. 90% всей воды, которая содержится в ледниках, приходится на Антарктиду. Ледяной покров здесь достаточно мощный. Найдите, пожалуйста, в тексте учебника информацию о том, какова же средняя и максимальная толщина антарктических льдов (средняя толщина – 2 км, максимальная – 4,8 км). Антарктида не имеет постоянного населения. Временными жителями материка являются учёными и исследователями, т.е. они сотрудники научных станций разных стран. Летом количество учёных может достигать 5000 человек, а зимой их около 1000 человек. Среди учёных, работающих в Антарктиде около 10 % это полярники из России. Давайте в контурной карте отметим три научные станции, принадлежащие России. И три научные станции, принадлежащие другим государствам. | Высказывают предположения, аргументируя их Пользуясь физической картой мира, выполняют задание. Обозначают на контурной карте Южный полярный круг Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации Пользуясь физической картой мира, выполняют задание, высказывают свои предположения, аргументируя их. Пользуясь физической картой мира, выполняют задание Работают над заданиями в контурной карте Слушают учителя. Наносят на контурную карту Антарктический п-ов, Южный полярный круг Работа с текстом учебника, поиск нужной для правильного ответа информации. Работают над заданиями в контурной карте | Взаимодействие с учителем; построение понятных для собеседника высказываний, суждений; Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учение работать с физической картой мира, физической картой материка. Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Анализ текста параграфа. Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учение работать с физической картой материка; выделение существенной информации; формулирование логических умозаключений. Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учение работать с физической картой мира, физической картой материка, умение сопоставлять расположение географических объектов на физической и контурной картах. Выделение существенной информации из слов учителя Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Анализ текста параграфа Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; учение работать с, физической картой материка, умение сопоставлять расположение географических объектов на физической и контурной картах. |
5. Физкультурная пауза | Организует физкультурную паузу: Теперь предлагаю вам немного переключиться и принять участие в физкультминутке. Напоминаю вам, что физкультминутка у нас особенная – географическая. Я вам буду называть географические объекты, а вы, если считаете , что я назвала горы – поднимаете руки вверх, если вы услышали название озера – выполняете приседание, если реку – руки в стороны. | Выполняют упражнения под руководством учителя. | Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей |
8. Рефлексия | Давайте разделимся на группы по 4 человека и вы, основываясь на знаниях, полученных на сегодняшнем уроке, попробуете составить стихотворение про Антарктиду (На слайде указаны слова: далеко, нелегко, на земле, на корабле) Пример стихотворения: Антарктида далеко, Добираться нелегко. Мы к таинственной земле Поплывём на корабле! Верное утверждение – ученики поднимают правую руку; неверное – левую: 1. Из всех материков к Антарктиде ближе всех находится Австралия (-); 2. Антарктида была открыта русскими мореплавателями в XVII веке (-); 3. Антарктида – материк, не имеющий постоянного населения (+); 4. На территории Антарктиды расположен Северный полюс (-); 5. Антарктиду от Южной Америки отделяет пролив Дрейка (+); 6. Антарктида омывается водами Атлантического, Индийского и Северного Ледовитого океанов (-); 7. Крайняя северная точка Антарктиды – мыс Сифре (+); 8. Площадь Антарктиды составляет 14 млн.км2 (+). | Делятся по группам, обсуждают задание, готовят выступление. Взаимодействуют с учителем; проводят контроль и самоконтроль. | Умение взаимодействовать друг с другом; умение формулировать собственное мнение и позицию; умение выделять нужную информацию для выполнения задания, умение делать выводы. Контроль правильных ответов учащихся; развитие логического мышления; анализ принятой информации |
9. Домашнее задание | Параграф 33 Творческое задание (ребята тянут карточки, на которых указана их профессия): Туристический гид – составления краткого путеводителя по материку; Архитекторы – разработка плана города и особенностей строений; Дизайнеры – разработка эмблемы Антарктиды | Записывают домашнее задание | Выделение существенно информации из слов учителя; регуляция учебной деятельности. |