Занятие «Путешествие по волшебному лесу» (Конспект индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности по автоматизации звука [Ж] в слогах, словах)
Конспект индивидуальной коррекционно- образовательной деятельности по автоматизации звука [Ж] в слогах, словах.
Тема «Путешествие по волшебному лесу».
Коррекционно-образовательные цели: закреплять правильное произношение звука [Ж] в слогах и словах; продолжать учить определять наличие звука [Ж] в словах.
Коррекционно-развивающие цели: развивать логическое мышление, восприятие, внимание, память, общую, тонкую и артикуляционную моторику.
Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать положительный интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: разрезные картинки (белка, заяц, ёж); игрушка ежик; артикуляционная и акустическая схемы звука [Ж], картинка жука; мяч; шарик су-джок; картинка ежика без иголок.
Ход КОД
Организационный момент
Сегодня мы отправимся в волшебный лес. Но чтобы в него попасть нужно собрать картинки. Ребенку предлагаются разрезные картинки с изображением белки, зайца, ежа. В каком слове есть звук Ж? (Ежик). Логопедом демонстрируется игрушка ежика. Он приглашает нас к себе в гости – в волшебный лес. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [Ж]. Давай покажем ежику, как наши губы и язычок умеют хорошо работать.
Артикуляционная гимнастика
Ребенку предлагается выполнить упражнения:
«Улыбка» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Удерживать 5-10 секунд (3 раза)
«Трубочка» Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10 (3 раза)
«Блинчик» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10 (3 раза)
«Накажем непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10 (3 раза)
«Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх» — она должна быть неподвижной (5 раз)
«Грибок» Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу, чтобы губы не натягивались на зубы (5 раз)
«Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10 (5 раз)
Уточнение артикуляции звука [Ж]
Артикуляторная характеристика звука:
Давай произнесем звук [Ж]. В каком положении находятся губы?
В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты? Где находится кончик языка? На что похож язычок? (губы слегка округлены; кончик языка поднят вверх, но не касается зубов; форма языка во рту напоминает чашечку (боковые края языка прижаты к верхним зубам)).
Акустическая характеристика звука:
Давай охарактеризуем этот звук: он гласный или согласный? Твердый или мягкий? Глухой или звонкий? (согласный, твердый, звонкий)
Развитие дыхания
Итак, мы в лесу. В лесу свежий чистый воздух, подыши носом, как я. Выполняется вдох, выдох носом 5-6 раз. Давай понюхаем цветы. Выполняется вдох через нос, выдох через рот 5-6 раз. А как дышит ежик? Давай подышим как он (дышим носом медленно и быстро). Молодец!
«Песенка жука»
Кто это прилетел к Ежику в гости? Послушай, кто это жужжит? Ж-Ж-Ж-Ж-Ж (Жук). Логопед демонстрирует картинку жука. Как ты думаешь, какое у него настроение? Давай превратимся в жука и споем его любимую песенку (ребенок произносит ЖУЖУЖУ с различной интонацией).
Игра «Ловишки»
Жучок хочет с тобой поиграть, ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь звук [Ж]
• из ряда звуков: М, Ж, В, О, Р, Ж, Л, Ж, А , П, Ж
• из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу, ре, жи
Игра «Повтори за мной»
Ежик принес нам мячик. Давай поиграем, я буду говорить слоги и слова, а ты повторять их за мной. А мяч поможет нам выполнить это задание (логопед проговаривает слог, передает мяч ребенку, ребенок повторяет слог, возвращает мяч логопеду).
прямые слоги: жа, жо, жу, жи
слоги, где звук Ж находится между гласными: ажа, ожо, ужу, ижи
слова, со звуком Ж в начале слова: жаба, жук, живот, Женя
Закрепление артикуляции звука [Ж] в словах, определение наличия звука в слове.
Посмотри, ежик принес нам волшебные камешки. Я буду называть слова, а ты выложишь камешек только тогда, когда услышишь слово со звуком [Ж]:
Аист, жук, туча, жираф, гриб, крыжовник, улитка, пружинка, мяч, флажок, пирожок.
Пальчиковая гимнастика “Ежик” (шарик су-джок).
Посмотри - это ежик. Давай покатаем его в ладошке. У нашего ежика есть иголки, давай покатаем его по пальчикам. Наш ежик любопытный и он решил побродить по лесочку (катаем су-джок от пальчиков до локтя).
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад - вперед его качу,
Вправо – влево - как хочу,
Сверху - левой, снизу- правой,
Я его катаю браво.
Молодец!
«Дорисуй ежу иголки»
Посмотри, на картинке ежик, но чего у него не хватает? (Иголок) Давай нарисуем ему иголки. Ребенку предлагается выполнить штриховку и каждую «иголку» проговаривать со звуком Ж.
«Повтори чистоговорки»
Я буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной
Жа-жа-жа – жили были два ежа.
Жу-жу-жу – на двоих ежей гляжу.
Жу-жу-жу – ближе, ближе подхожу.
Жи-жи-жи – ежик, желудь покажи!
Жа-жа-жа – испугали мы ежа.
Жи-жи-жи – убежали прочь ежи.
Итог занятия.
Ежику понравилось гулять с нами по волшебному лесу. Какой звук мы учились произносить? Давай еще раз произнесем звук Ж (закрепление артикуляторной и акустической характеристик звука [Ж]). Ты молодец, справился со всеми заданиями!