Технологическая карта урока «Путешествие в Биармию» (История, 7 класс)
Технологическая карта урока
«Путешествие в Биармию»
Автор: Аксенова М.А., учитель истории, ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ»
Класс: 7 класс (дети с интеллектуальной недостаточностью)
Тема урока: «Путешествие в Биармию»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели:
- формировать понятие «Биармия», расширить представления о варягах;
- привить детям чувство любви к родному краю;
- развить интерес к истории Архангельской области;
Задачи:
Образовательно-коррекционная: объяснить понятие «Биармия» и связать его с географией и историей Архангельской области;
Коррекционно-развивающие: продолжить развивать умение поддерживать беседу по оценке исторических событий; развивать умение работать с источниками как способом добычи новых знаний;
Коррекционно-воспитательные: привить детям чувство любви к родному краю;
Формируемые результаты:
Познавательные:
установление причинно-следственных связей;
структурирование знаний;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания;
умение смыслового чтения;
планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу;
поиск и выделение необходимой информации;
использование информации для решения учебной задачи;
систематизация и обобщение изученного материала;
осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания;
Коммуникативные:
построение речевого высказывания в устной форме;
умение выражать свои мысли;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение слушать учителя;
осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
Регулятивные:
настрой на работу;
планирование учебного сотрудничества с учителем;
осуществление взаимного контроля;
Базовый УМК: История Архангельского Севера с древнейших времён до конца XV века: учеб. пособие для учащихся 6 кл. общеобразоват. организаций/ А.Я. Мартынов, С.О. Шаляпин, Р.Ю. Болдырев; Северный (Арктич.) ун-т им. М.В. Ломоносова, Архангельский областной институт открытого образования, НОЦ «Ломоносовский дом». – Архангельск: САФУ – АО ИОО, 2019
История Отечества. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация
Структура и ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Приветствие, проверка учащихся к готовности к уроку, создаёт эмоциональный настрой на работу. | | Настрой на работу. Планирование учебного сотрудничества с учителем. |
Актуализация знаний | Формулирует задание (ребус) Задает вопрос учащимся: Кто такие варяги? | Отгадывают ребус Отвечают на вопрос учителя: Варяги – это славянское название племён норманнов. | Использование информации для решения учебной задачи. Построение речевого высказывания в устной форме |
Объявление новой темы | Сообщает темы урока «Путешествие в Биармию». | Запись темы урока в тетради. | |
Практическая деятельность учащихся | Рассказ учителя Норманны или варяги издавна обитали по берегам северных морей, озёр, среди скал и густых лесов. Они не занимались земледелием и скотоводством. - Почему Варяги не занимались земледелием и скотоводством? Суровый климат, охота, плавание по морям закаляли норманнов. На лёгких ладьях они ходили вдоль берегов Балтики и Северного моря, проникали по озёрам и рекам в те места, где жили племена славян и финнов. Норманы часто разоряли поселения славян, грабили их жилища, похищали женщин и детей, брали богатый выкуп, продавали пленников в рабство. Быть бесстрашными и умереть в бою было целью жизни древних норманнов, так как они были воинами. В древнеславянских источникам норманнов называли варягами. - Как жили славяне с норманнами? Между славянами и варягами часто происходили схватки. Но не только воевали варяги со славянами. Издавна существовал пусть «Из варяг в греки». - Что такое «Путь из варяг в греки»? Через земли славянских племён по большим рекам и озерам проходили важные торговые пути. Норманны и другие северные племена из Балтийского (Варяжского) моря доплывали до рек, переходили из одной реки в другую, перетаскивали волоком по суше свои ладьи и дальше по Днепру и Чёрному морю доходили до Византии. Этот путь назывался «Путь из варяг в греки». - Кто такой Рюрик? Летопись «Повесть временных лет» указывает, что в 862 году славянские племена призвали к себе на княжение варяжского князя Рюрика. Это событие по-другому называют «Призванием варягов». Рюрик пришёл не один, а со своё дружиной и с родственниками. 17 лет правил Рюрик в Новгороде. За время своего правления князь построил несколько крепостей и силой подчинил себе славянские племена. С Рюрика берёт начало русский княжеский род Рюриковичей. - Какие народы кроме варягов были соседями восточных славян? В верхнем течении Волги, возле Ладожского, Онежского и Чудского озера жили племена чуди, мордвы, ижоры, перми и корел. Эти племена говорили на других языках. Они были небольшими и часто мирно жили со своими соседями славянами. | Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Варяги не занимались земледелием и скотоводством, потому что климат мест их обитания был суровым. Отвечают на вопрос: - Норманны часто нападали на славян. Отвечают на вопрос: - «Путь из варяг в греки» — это торговый путь. Отвечают на вопрос: Рюрик – это первый русский князь, который пришёл править на Русь. На востоке жили кочевники (хазары, половцы, печенеги). | Умение слушать учителя. Умение выражать свои мысли. Установление причинно-следственных связей. |
Работа с текстом учебника (стр. 30) (комментированное чтение) Работа с картой «Русь в XI веке». | Один учащийся читает текст, остальные следят. Слушают рассказ учителя. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания | |
Беседа по вопросам: - Какие племена населяли в древности территорию нашего края? - как по-другому назывались племена чуди? - Какие археологические памятники оставили после себя племена чуди? | Отвечают на вопросы. | Умение выражать свои мысли. Установление причинно-следственных связей. | |
Работа с текстом учебника (стр. 32) (комментированное чтение). | Один учащийся читает текст, остальные следят. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания Умение выражать свои мысли. Установление причинно-следственных связей. | |
Рассказ учителя. Работа с картой. Норманны совершали свои плавания далеко за пределы Балтийского и Северного морей. Норманны плавали на своих драккарах и кноррах в Средиземное море. Викинги открыли Исландию и первыми вступили на берега Северной Америки. Данные археологии говорят нам о том, что могли норманны бывать и на берегах Северной Двины. Викинги слагали сказания, которые назывались саги. В некоторых древних сагах упоминается страна Бьярмланд или Биармия, куда ходили норманны. | Слушают рассказ учителя. Запись в тетрадь определения «сага». | Умение слушать учителя. | |
Работа с фрагментами саг (на слайдах) учебника. - Что произошло с Харальдом Прекрасноволосым в стране Бьярмов? - Где произошла битва с бьярмами у Харальда Серая шкура? - На что похоже название реки Вины? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. | Слушать учителя. Умение работать с текстом источника. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
Работа с текстом исландской «Саги об Олаве Святом». (комментированное чтение) - Как звали норманнов, отправившихся в путешествие? - Сколько времени плыли братья? - Куда приплыли братья? - Что такое торжище? - Что купили братья? - По какой реке поплыли Карви, Гуннстейн и Торир? - Куда приплыли норманны за добычей после торга? - Как звали бога бьярмов? - Как бьярмы поклонялись божеству? - Чем закончился поход Торира, Гуннстейна и Карли в поселение бьярмов? | Один ученик читает указанный учителем абзац, остальные следят. В ходе чтения дают ответы на поставленные вопросы, выполняют задания. | Определение основной и второстепенной информации. Свободная ориентация и восприятие текста. Умение выражать свои мысли. Установление причинно-следственных связей. Поиск и выделение необходимой информации. | |
Осуществление контроля, первичное закрепление нового материала | Осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Решение анаграмм. | Решают практические задания в тетради. На этапе взаимопроверки учащиеся обмениваются работами и проверяют друг друга. | Использование информации для решения учебной задачи. Осуществление взаимного контроля. |
Осуществление коррекции | Даёт правильные ответы на анаграммы, помогает решить учащимся, испытывающим затруднения, учебные задачи. | Учащиеся формулируют затруднения. | Систематизация и обобщение изученного материала. |
Оценивание учащихся | Осуществляет оценивание работы учащихся на уроке с учётом индивидуальных и психофизических особенностей. | Учащиеся дают оценку собственной деятельности на уроке | Умение оценивать себя на уроке. Умение выражать свои мысли. Установление причинно-следственных связей. |
Подведение итогов. | Учитель делает выводы по теме урока. | Слушают выводы учителя. | Систематизация и обобщение изученного материала. |
Домашнее задание. | Сообщение домашнего задания. Нарисовать по представлению «Путешествие варягов в Биармию». | Записывают домашнее задание. | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения задания. |