12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Косарева Антонина Михайловна426
Образование высшее, стаж работы 33 года. Учитель физики
Россия, Калужская обл., село Ильинское Малоярославецкого района
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»

Урок в 8 классе

 

Разработка учителя химии Грудиной М.В. и Косаревой А.М.

 

Девиз «Ум заключается не только в знании,

но в умении прилагать знание на деле»

Аристотель

Цели урока:

Образовательная: изучить понятие «реакции обмена»; сформулировать условия протекания реакций обмена до конца; научить учащихся записывать уравнения реакции обмена; формировать умение предсказывать продукты реакции обмена.

Развивающая: совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать познавательный интерес учащихся, используя современные учебные мультимедийные пособия.

Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; общенаучных навыков, внимания, наблюдательности, аккуратности.

Здоровьесберегающая: создание благоприятного психологического климата на уроке; включение в урок элементов, способствующих сохранению здоровья учащихся.

Оборудование и реактивы к уроку:

Презентация к уроку «Реакции обмена», тест.

Для демонстрационного опыта: сульфат меди II, гидрооксид натрия, раствор серной кислоты, штатив с демонстрационными пробирками.

На столы учащихся: лабораторный штатив с двумя пробирками, спиртовка, лучинка, спички, растворы карбоната кальция, соляная кислоты, хлорид бария, серная кислота.

Урок проводится как путешествие по миру реакций обмена.

Продолжительность урока 40 мин.

Это путешествие совершается по следующему маршруту:

Вокзал;

Станция Информационная;

Станция Физкультурная;

Станция Экспериментальная.

Ход урока:

Ориентировочно-мотивационный.

Он включает приветствие, оценку эмоционального состояния учащихся и учителя, организацию внимания и актуализацию знаний о химических реакция, их типах и признаках.

Вопросы для фронтальной беседы:

Что такое химические реакции?

Какие признаки химических реакций известны вам? Перечислите их.

Какие реакции называются реакциями соединения, разложения и замещения?

Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Когда и кем он был открыт?

Что обозначают коэффициенты в уравнениях химических реакций?

Проверка знаний

Учитель: «Итак, мы прибыли на вокзал, чтобы отправиться в путешествие в удивительный мир химических реакций Нам необходимо проверить с каким багажом каждый из вас отправляется в путешествие. Для этого необходимо ответить на вопросы теста. Свои ответы отмечаете на смайликах. Момент окончания музыки будет вам служить сигналом к завершению работы».

Примечание: Учащиеся отмечают правильные ответы. И если ответы верные, на «лице» появляется улыбка.

 

Тест.

Вариант.

1. Формула серной кислоты:

а) Н2 SO4,
б) H
2 SO3,
в) H2CO3.

2. Формула карбоната калия:

а) КNO3,
б) К
2СО3,
в) К2SO4.

3. Реакция соединения:

а) 2Н2О = 2Н2 + О2,
б) 2 КNО3 = 2КNO2 + O2,
в) СаО + СО2 = СаСО3.

4. При горении Н2 в кислороде образуется:

а) Н2О и О3,

б) Н2О,

в) О3.

5. Реакция разложения:

а) СаСО3 = СаО + СО2

б)Zn + 2 HCl = ZnCl2 + H2
в) Н2 + С12 = 2 НС1.


 

Вариант 2

1. Формула фосфорной кислоты:

а) Н3 РО4,
б) НNO3,
в) H2SO4.

2. Формула нитрата калия:

а) К2СО3,
б) КNO3,
в) КNО2.

3. Реакция соединения:

а) КОН + НС1 = КС1 + Н2О,
б) Fe(OH)
2 = FeO + H2O,
в) SO
3 + H2O = H2SO4.

4. Реакция разложения гидроксида меди II, уравнение которой Cu (OH)2 = CuO + H2O

происходит:

а) без дополнительных условий,

б) при нагревании

в) при охлаждении.

5. Реакция разложения:

а)2 Н2О = 2Н2 + О2,
б)2
KNO3 = 2KNO2 +3 O2,
в). 6 Li + N2 = 2 Li3N

3. Изучение нового материала.

Учитель: «На прошлых уроках вы изучили три типа химических реакций. Сегодня познакомимся с новым типом химических реакций – реакциями обмена. А для этого я вам отправиться на станцию Информационную, а путеводные записи будем вести в ваших рабочих тетрадях, которые превратятся в путевые заметки.»

- Итак, станция Информационная. Тема урока реакции обмена.

- Какие ассоциации вызывает у вас название этого типа реакций? (Выслушать все мнения).

- Какими по составу должны быть вещества будут вступать в реакцию обмена? Простыми или сложными? (Сложными)

- Обозначим первое сложное вещество АВ, а другое СД и запишем в виде схемы.

АВ + СД = АД + СВ

- Сформулируйте определение реакции обмена на основании схемы, приведенной на слайде.

Учащиеся делают определение и записывают в тетрадь: «Реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при протекании которых они обмениваются своими составными частями».

Учитель проводит демонстрационный опыт: «Взаимодействие гидрооксида натрия с раствором сульфата меди II»

- Какие признаки указывают на протекание химической реакции? (выпадает осадок синего цвета)

- Запишем с помощью химических формул и математических знаков, уравнение протекающей реакции.

2NaOH + CuSO4 Cu(OH)2 + Na2SO4

А теперь к полученному осадку прилью раствор серной кислоты. Что наблюдаете, какой признак реакции? (Растворение осадка)

- Происходит ещё одна реакция обмена.

Cu(OH)2↓ + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O

Учитель обращает внимание на различие реакций обмена и замещения. В случае реакции обмена происходит образование двух новых сложных веществ, а в случае реакции замещения образуется только новое сложное вещество.

Станция Физкультурная: проведение физкультминутки.

Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся)

Продолжение урока:

Учитель:

- Как показывает практика, не во всех случаях реакции обмена осуществимы практически, или доходят до конца.

- При каких же условиях это возможно. Выясним это, рассмотрев, другие примеры реакций обмена. А для этого наш поезд прибывает на станцию Экспериментальная.

- Проделаем лабораторный опыт «Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой». Прежде чем приступать к выполнению опытов, вспомним, что работать с растворами кислот нужно осторожно, так как они опасны. С растворами нужно работать по принципу: «Не разлей, вещества наливать и насыпать в небольших количествах.

- Проделайте опыты по инструкции и результаты оформите в виде таблицы.

опыта

Ход работы

Наблюдение

Уравнения химических реакции.

1.

Прилейте к раствору хлорида бария серную кислоту.

Выпадает осадок белого цвета.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl

2.

К раствору карбоната натрия прилить соляную кислоту.

Выделяется бесцветный газ, не поддерживающий горение.

Na2CO3+2HCl = 2NаCl+ CO2 + H2O

Вывод: реакции обмена протекают до конца в тех случаях, когда одно из полученных веществ уходит из раствора в виде осадка или в виде газа, а также, если образуется вода.

Показ слайда реакция нейтрализации как особый случай реакции обмена.

Закрепление:

Учитель. Сегодня вы познакомились еще с одним типом химических реакций – реакций обмена. Проверим, как вы усвоили этот тип реакции.

Учащиеся выполняют задание на закрепление.

Задание определите типы реакций.

Тип реакции

соединения

разложения

обмена

2HgO

мо

от

так

C + O2

лич

лод

дер

AlH)3+ HCl →

цы

жать

но

ОТВЕТ: ОТЛИЧНО (разложения – соединения – обмена)

Учитель: Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо, вам за то, что вы помогли мне осуществить его и думаю, что вы с удовольствием выполните домашнее задание.

Домашнее задание:

Допишите реакцию между гидрооксидом натрия и азотной кислотой, в результате которой появляется отличное удобрение, но избыток, которого в овощах может нанести вред здоровью.

Схема: NaOH + HNO3 = ? + ?

2. Представьте себе, что у вас дома закончилась поваренная соль (хлорид натрия), а все магазины закрыты до конца учебного года. Как вам решить эту продовольственную проблему, зная реакцию нейтрализации?

Схема:NaOH + ? → NaCl + ?

3. .Картофель для нашего стола – овощ №1. В нем, кроме всех других его достоинств много калия. Поэтому картофель включают в диету людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, почек. Нам дали задание: приготовить удобрение, которое можно внести под картофель.

Схема: ? + ? → К2SO4 + ?

Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель просит учащихся оценить свое эмоциональное состояние в конце урока и выставить себе оценки за урок. Учащиеся делятся впечатлениями от урока.

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.