Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»
Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления;
- формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности;
- развивать умение самостоятельно организовывать игру, подбирать предметы и атрибуты;
- способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.
Материал: Дерево, конверты, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники). Карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (картинки), музыкальное сопровождение, картинки предметов, которые продаются и которые не продаются, мультимедийное оборудование.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое Экономика?
Дети: Нет
Воспитатель: А хотите узнать?
Дети: Да
Воспитатель: А чтобы узнать, что такое Экономика, нам необходимо совершить путешествие в одну необычную страну, которая так и называется - страна «Экономика». Там очень много всего интересно.
Воспитатель: Вы готовы вместе со мной туда отправиться?
Дети: Да
Воспитатель: Ну а раз мы отправляемся в путешествие, то нам необходим какой-нибудь транспорт. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: А на каком транспорте можно путешествовать? (Дети перечисляют названия транспорта)
Воспитатель: Сколько много названий транспорта вы сказали. А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, вам нужно отгадать загадку.
В небо птицей он взлетает,
Белый видно фюзеляж,
След на небе оставляет,
Круто делая вираж.
Дети: Самолет
Воспитатель: Правильно. Это самолет. Занимайте места, мы взлетаем (Дети имитируют полет под музыку).
Воспитатель: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами. Воспитатель: Вот мы и прилетели в страну Экономика и приземлились на поляне. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево, посмотрите, какое оно необычное. А чем оно необычное? (на елке висят монетки и бумажные деньги)
Дети: На нем растут деньги
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите, под деревом лежит конверт, давайте его откроем и узнаем что в нем. (открываем) А в нём видеописьмо. Давайте мы его послушаем.
На экране появляется гном и говорит слова письма. «Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. В конверте вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»
Воспитатель: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? Тогда давайте откроем конверт и посмотрим, какие задания нам приготовил гном Эконом. (достаем 3 пронумерованных конверта). Посмотрите, у нас три конверта. Давайте начнем по порядку и откроем конверт с цифрой 1.
Воспитатель: Ребята, в конверте находится листок с названием первой станции - «Бюджетная станция». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что же такое бюджет семьи?
Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи. (говорю сама, если дети не скажут)
Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.
Воспитатель: вы узнали, из какого мультфильма эта музыка?
Дети: Да. Из мультфильма про Чебурашку и крокодила Гену.
Воспитатель: Тогда давайте мы с вами и поговорим о бюджете семьи крокодила Гены. «Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. (На экране появляются герои) Крокодил Гена ходил на работу в зоопарк, получал за это….что?
Дети: Крокодил Гена получал зарплату. (Крокодил Гена: Вот и месяц пролетел Чему мы очень рады, Ведь всем работникам в стране Положена зарплата.)
Воспитатель: Крокодил Гена получал зарплату 100р (прошу ребенка найти купюру, приклеиваю на мольберт 100р)
Воспитатель: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?
Дети: папа, мама, бабушка…
Воспитатель: За что они получают зарплату?
Дети: за выполненную работу, за труд
Воспитатель: Правильно, молодцы, родители получают зарплату за выполненную работу, за свой труд.
Воспитатель: Но не только крокодил Гена приносил доход в семью, но и Чебурашка. Он был студентом и учился в лётной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?
Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (говорю сама, если дети не скажут)
Воспитатель: Правильно. Все студенты получают стипендию (Чебурашка говорит: Я объяснил своим друзьям, Пусть знают все ребята, Что, в сущности, стипендия – Студенческая зарплата.)
Воспитатель: Чебурашке платили стипендию в размере 30р (прошу ребенка найти монетки, приклеиваю на мольберт)
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как уже изменился доход семьи. Он стал больше или меньше?
Воспитатель: Но и старуха Шапокляк хоть уже не работала, а сидела дома, и вела домашнее хозяйство, тоже пополняла бюджет семьи, потому что она получала от Государства…. Что?
Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (говорю сама, если дети не скажут)
Воспитатель: Правильно, все пенсионеры получают пенсию (старуха Шапокляк: Я потрудилась от души. Много лет старалась, Вот и пенсии дождалась).
Воспитатель: Шапокляк получала пенсию в размере 50р (прошу ребенка найти деньги, приклеиваю на мольберт)
Воспитатель: Посмотрите, бюджет семьи крокодила Гены еще увеличился.
Воспитатель: Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?
Дети: продавая цветы, крыса Лариска получала деньги
Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?
Дети: доход будет больше.
Воспитатель: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи. (считаем все вместе). Всего получилось 180 рублей. И на эти деньги семья крокодила Гены будет жить целый месяц.
Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, что же такое бюджет семьи? (задаю наводящие вопросы)
Воспитатель: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю открыть следующий конверт.
Воспитатель: Открываем конверт с цифрой 2.
Воспитатель: А в нем название второй станции. И это станция «Трудовая».
Воспитатель: В стране «Экономика» живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просит, чтобы вы отгадали загадки, о профессиях жителей этой страны. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».
- Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы стать. (учитель, воспитатель)
- Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски? (продавец)
- Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок? (сапожник)
- Кто шьет из ткани сарафан для Тани? (швея)
- Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней? (врач)
- Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (логопед)
- Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус? (космонавт)
Воспитатель: правильно, молодцы вы все загадки отгадали. А теперь давайте мы поиграем и превратимся в людей разных профессий
Физминутка
Мы в профессии играли –
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь у нас в руках -
Быстро едем просто класс!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Дальше в путешествие нам пора.
Воспитатель: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кому что нужно?» (Веселый калейдоскоп) (Дети в подгруппах подбирают к картинке профессии - его результат труда и необходимые ему предметы).
Воспитатель: А теперь давайте проверим друг друга, правильно ли вы справились с заданием. (Дети смотрят друг у друга правильность выполнения) Вы замечательно справились с заданием, молодцы. Теперь вы знаете, какие атрибуты нужны людям разных профессий.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю открыть последний конверт.
В конверте название третьей станции - станция «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Напомните мне, пожалуйста, за что люди получают деньги?
Дети: люди получают деньги за свой труд, за выполненную работу.
Воспитатель: Для чего нужны деньги?
Дети: купить продукты, заплатить за квартиру, заплатить за лечение, заплатить за детский сад, сходить в кинотеатр, сходить в кафе, оплачивать проезд в транспорте. (дополняю ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги.
Воспитатель: Подумайте пожалуйста и скажите, всё ли на свете можно купить и продать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, и я предлагаю поиграть в игру!
Игра «Что можно купить за деньги?»
Воспитатель: Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши,
если нет - то потопайте. (показываю картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т. д.).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Не все предметы можно купить, есть и такие, которые не продаются.
Воспитатель: ребята, а Гном Эконом приготовил для вас еще одно задание - это задачки. (Электронная игра. Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)
Воспитатель: Молодцы, славно потрудились. Все задачи решили.
Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания гнома Эконома, конверт пуст, и значит, нам пора возвращаться в детский сад (видео самолет). Занимайте свои места.
Воспитатель: Вот мы и прилетели обратно в детский сад. Мы с вами сегодня путешествовали по стране Экономика. Чему же вы в ней научились, что нового узнали? Правильно, Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется, Гном Эконом нам еще что-то приготовил. (Обращаю внимание детей на конверт.) Давайте его откроем. А в нем снова видеописьмо, давайте его прослушаем. (Гном Эконом: «Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил сундучок с подарками».)
Воспитатель: Ребята, а вы видите где же гном спрятал сундучок с подарками, давайте его найдем. (дети ищут сундучок, находят). Давайте его откроем. (в сундучке лежат атрибуты для сюжетной игры «Магазин»). Как вы думаете, для чего нам понадобятся эти предметы, которые нам подарил Гном Эконом?
Дети: Для игры в магазин
Воспитатель: правильно, и я вам предлагаю сейчас в нее поиграть, и потратить свои заработанные деньги на покупку товаров
Организация сюжетной игры «Магазин».