Конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Знаний»
Конспект
открытого занятия по Обучению Грамоте
в подготовительной к школе группе
на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Программное содержание:
Закрепить умение определять местоположения звука в слове;
Упражнять в звуковом анализе слов;
Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;
Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;
Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;
Закрепить понятие, что такое предложение;
Составлять предложения с помощью схемы;
Развивать фонематический слух и внимание;
Воспитывать любовь к родному языку.
Материалы к занятию:
Звукозапись «звукового письма», ноутбук.
«Волшебный мешочек» с буквами.
Плакат со схемами предложений и нарисованным гномом.
Посылка.
Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла, паук.
Медальки в форме букв.
Сундучок.
Карточки: синие, красные.
«Волшебный карандаш».
Раздаточный материал:
Карточки: синие, красные.
Ход занятия: Организационный момент.
Здравствуй, солнышко – дружок (помахать руками)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками почмокали
Зубками пощелкали
Руки вверх подняли
И ими помахали
А теперь все вместе –
Здравствуйте – сказали!
Логопед: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!!!»
Логопед: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте, вспомним все те буквы и звуки, которые мы с вами уже изучили. (Воспитатель достает «Чудесный мешочек», в котором лежат буквы. Дети называют эти буквы и звуки, дают характеристику звукам.)
Логопед: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
-Давайте с вами вспомним все гласные звуки и сделаем гимнастику для наших губок. А-О-У-Ы-И-Э- (выполняется упражнение).
Логопед: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Логопед: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А это, кажется и первое задание:
Королева Знаний посылку прислала,
А в ней подарки вам,
Но вы не ждите подсказки:
Названия подарков на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
(воспитатель достает из посылки игрушки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)
Логопед: Посмотрите, ребята, какие интересные подарки!
Сколько слогов в слове «Кукла»? (2). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).
Сколько в слове «мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
Сколько в слове «машина» слогов(3), сколько гласных звуков? (тоже 3)
Сколько в слове «кубик» слогов(2), сколько гласных звуков? (тоже 2)
Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Логопед: Правильно, игрушки. А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них один чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принес
Вы ж проявите свое умение
Составьте со словами предложения!
Логопед: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На доске прикреплен Гном со схемами предложений).
_______ ______.
_______ ______ ______.
_______ ______ ______ ______.
Логопед: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это слово). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы). Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Логопед: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка
Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут, топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Мелкие прыжки — раз, два, три.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
Посмотрел он вправо, влево.
Приседанья сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
Логопед: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие. Вот еще одно задание от Королевы знаний (воспитатель достает сверток, в котором написано следующие задание).
Логопед: Я сейчас буду называть слова, а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова (одновременно это же задание выполняется у доски)
Петух
Абрикос Давайте прочитаем, какое слово получилось: ПАУК
Укроп
Кролик
Логопед: Правильно, это слово паук! (воспитатель достает из посылки игрушку-паука). Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2). А сколько букв? (4). А что мы обозначаем синими, красными, карточками? (Звуки. Синяя карточка- согласный звук, красная карточка- гласный звук).
Логопед: Сколько согласных в этом слове? (2). А сколько гласных? (тоже 2). Какие гласные звуки? (а, у)
(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Королевы Знаний)
« Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это я вас награжу. Ну, а я прощаюсь с вами, буду рада видеть вновь в Стране Знаний. До скорой встречи, мои дорогие друзья!!!!»
(дети находят сундучок, а в нем находятся медальки, «Веселые буквы», для каждого ребенка. Воспитатель раздает медали каждому ребенку.)
Логопед: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки! (звучит спокойная музыка, воспитатель произносит слова: раз, два, три в группу нашу нас веди!)
Итог занятия.
Логопед: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?