12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана132

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ


1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих документов:

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.п.2, ст.47, 48,

- приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», п.2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области- компонент содержательного раздела АООП, п.2.9.5.,

- примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)

Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 2.

Цель коррекционного курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Коррекционные задачи:

развивать тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать слухо – моторную координацию;

развивать словесную регуляцию действий;

развивать пространственно- двигательную координацию;

развивать общую и мелкую моторику рук;

развивать практические комбинаторно-конструктивные возможности;

развивать наглядное мышление.



Общая характеристика учебного предмета

Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разносторон­нюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятель­ность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.

На уроках ППД дети практически знакомятся с материала­ми, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способст­вуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жиз­ненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).

Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане

«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей. На его изучение отведено 1класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Личностные и предметные результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.

Личностные результаты:

Сформирован на начальном этапе интерес к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

Усвоены частично элементарные навыками предметно-практической деятельности.

Освоены простые действия с предметами и материалами.

В стадии формирования опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В стадии формирования умения взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.





Предметные результаты:


Минимальный уровень

Достаточный уровень

Выполняет с помощью учителя простые действия с предметами и материалами.

Фиксирует взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога.

Использует в работе доступные материалы (пластилин, природный материал; бумагу и картон; нитки, ткань).

Различает детали конструктора, показывает по называнию педагогом, располагает с помощью учителя их в пространстве.

Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д.

Находит предметы, необходимые для работы с нитками, бумагой.

Захватывает и удерживает предмет, ножницы, бумагу.

Знает правила обращения с ножницами, клеем.

Различает и группирует предметы по цвету (6 цветов), форме, размеру (большой, маленький) с помощью учителя.




Следует определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий под направляющим контролем учителя.

Использует в наглядных ситуациях предмет как орудия действия.

Различает и группирует предметы по цвету (6 цветов), форме, размеру (большой, маленький).

Отбирает нужные для постройки детали конструктора в соответствии с предметным образцом.

Располагает детали постройки в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами.

Усвоены практические действия с бумагой: сминание, разрывание, отрывание, разглаживание, скатывание, складывание.

Пользуется ножницами, разрезая бумагу, клеем – наклеивает детали, с частичной помощью учителя.

Усвоены пройденные практические действия с пластическими материалами.















Содержание программы коррекционного курса

«Предметно-практические действия»

1 КЛАСС

Предметно-практические действия - 15ч

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости:

открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);

отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);

застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);

зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка», упражнения на шнуровальном планшете);

заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);

надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепки и т.д.);

Развитие движения рук, зрительно-двигательной координации и предметных действий:

обучение плавным движениям рук в заданном направлении;

формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук под счёт;

тренировка активных движений кистей и пальцев: прочно захватывать и длительно удерживать в обеих руках, потом правой, потом левой крупных и мелких предметов. Манипуляции с мячами небольшого размера, пластмассовыми шариками, грецкими орехами – обеими руками, правой рукой, левой рукой.

(Последовательность движений, точность, темп; умение работать в парах, всем классом.)

тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение соотносящим действиям обеих рук;

формирование захвата щёпотью мелких предметов, раскладывание по ёмкостям, из одной ёмкости в другую;

обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гречи и др.) рукой, ложкой в ёмкости разного размера;

умение выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки.

Пространственно- двигательная координация:

ориентироваться в частях собственного тела;

выполнять подражательные действия со сменой вида движения.

Развитие слухового внимания и восприятия, слухомоторной координации:

открывание банок с завинчивающимися крышками. Кладём туда небольшие деревянные предметы, жёлуди, насыпаем крупы – фасоль, горох, греча (из кулака, насыпаем из стакана), встряхиваем, определяем звучание – тихо-громко, звонко-глухо, шуршит-гремит. Обозначаем словами, какой звук издаёт каждый материал.

Тактильные ощущения кистей рук, тактильный опыт.

Игры: «Пальчиковый бассейн». Наполняемость: различные крупы (горох, фасоль, греча, рис и т.д., высотой 7-8см) найти предметы, ощупать и узнать (предметы знакомые детям).

«Горячо-тепло-холодно». Сравнить на ощупь степень нагрева предмета (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка).

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:

использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;

выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Действия с предметами разного цвета, формы, величины:

Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, поставленные слева и справа)

Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый)

Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).

Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».

Раскладывание этих плоскостных форм, составляя чередующийся орнамент.

Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой». Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).

Доставать предметы, заданного цвета (6 цветов), формы, величины(большой-маленький) из разных ёмкостей, складывать их в коробку так, чтобы она закрылась;

Конструирование- 10ч

Знакомство со строительным материалом (объемными фи­гурами):кубик (куб), (параллелепипед) кирпичик, треугольная призма, брусок:

учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнавания;

учить отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным образцом, графической моделью;

учить располагать детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами;

учить сравнивать предметы по длине и ширине, высоте – ниже-выше, величине – больше-меньше, средняя, определять их пространственное расположение относительно друг друга;

обогащать речь детей словами и словосочетаниями: «дорожка красного цвета длинная (широкая)», «дорожка зеленого цвета короткая (узкая)», «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине», «ниже-выше».

Поделки: «Строительные детали», «Заборчик для детской площадки», «Разные заборчики», «Дорожки разной длины», «Дорожки разной ширины», «Ворота для заборчика», «Забор с разными воротами», «Лесенка», Обыгрывание поделок.

Работа со счётными палочками:

выбор и группировка палочек по цвету;

выкладывание ряда палочек по словесной инструкции: положить палочку красную, рядом синюю, под ней…, над ней…, слева…, справа;

складывание фигур из счетных палочек с наложением на образец, по образцу (домик для собачки, окно, лесенка).

Работа с мозаикой- 5ч

Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий и т.д.

Выкладывание по показу, по образцу предметов, геометрических фигур с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: прямоугольник, квадрат, треугольник, дом с крышей и трубой, цветок на стебле.

Работа с пластическими материалами- 9ч

Знакомство с правилами работы на уроке, правильно обращаться с пластилином, инструменты.

Обучение разнообразным приемам действий с пластичес­кими материалами:

разрезание пластилина на кусочки стекой;

разминание пластилина руками, на доске;

отщипывание кусочков пластилина;

размазывание пластилина по картону, внутри контура предмета;

раскатывание пластилина столбиками (палочками) в ладонях, ладонью на доске разных размеров;

скатывание шара из пластилина кругообразными движениями в ладонях, ладонью на доске разных размеров и цвета;

сплющивать шар. Скатать шар, сдавить в ладонях, на доске, получится пластилиновый круг;

раскатывание шара до овальной формы между ладонями, на доске.

Учить видеть и оценивать результаты своего труда.

Работа с бумагой и фольгой- 10ч

Практическое знакомство с бумагой и фольгой (презентация):

какие изделия изготавливают из бумаги (коробки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности, фольга – в быту);

сорта и виды бумаги (писчая, печатная, впитывающая, крашеная, обойная).

Инструменты для работы с бумагой:

ножницы. Устройство ножниц, виды ножниц.

правило обращения с ножницами;

как правильно держать ножницы и бумагу;

Практические упражнения с ножницами:

правильный захват ножниц;

удержание ножниц в ведущей руке;

разрезание бумаги.

Правила работы с клеем и кистью.

Практические действия с бумагой (под руководством учителя):

сминание и скатывание бумаги двумя руками между ладонями, одной рукой, пальцами.

разрывание бумаги двумя руками, пальцами по линии сгиба;

отрывание небольших кусочков бумаги двумя пальцами.

Приемы складывания бумаги:

расположение листа на столе (ориентировка в пространстве стола);

сгибание прямоугольного листа пополам: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали, проглаживание сгиба;

разгибание и разглаживание листа по линии сгиба;

сгибание нижнего края листа к отмеченной на листе линии;

сгибание части листа, боковых сторон к отмеченным линиям.

Приёмы резания бумаги:

разрез по короткой вертикальной линии;

разрезание квадрата по короткой наклонной линии (треугольник).

Учить видеть и оценивать результаты своего труда.

Работа с нитками и тканью- 5ч

Откуда берётся ткань. Знакомство с видами тканей. (презентация)

Свойства тканей: сминание, разглаживание, растягивание. Практические действия с тканью.

Тактильные ощущения: мягкая, гладкая, плотная, шершавая.

Знакомство с нитками:

откуда берутся нитки (презентация);

свойства ниток: толщина, цвет, проч­ность;

разрывание тонких, непрочных ниток;

разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток;

сортировка ниток: сортировать нитки по цвету и толщине.

Наматывание ниток разной толщины (верёвка бельевая- нить хлопковая, нитки шерстяные) на руку, согнутую в локте, на пластмассовый мячик.

Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу.

Работа с природными материалами - 5ч

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Сбор природного материала.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Узнавание, раз­личение, называние собранных растений: (желуди, листья, каштаны и т.д).

Орнамент из засушенных листьев.

Крепление деталей с помощью пластилина.

Изготовление по образцу рыбки из сосновой и еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

Учить видеть и оценивать результаты своего труда.


































Тематическое планирование


Наименование разделов

Всего часов

1.


Предметно-практические действия

14ч

2.


Конструирование

10ч

3.


Работа с мозаикой.

4.


Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин).

5.


Работа с бумагой и фольгой.

11ч

6.


Работа с нитками и тканью.

7.

Работа с природными материалами.


8.

Повторение материала, пройденного в течении года.



Всего:

66ч
















Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 2-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010. – 103с

Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с

ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.

Ремизова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2004. – («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып.9)

Дидактический и наглядный материал:

Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.

Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.

Презентации «Что мы знаем о бумаге», «Где используют природные материалы», «Откуда берутся нитки».

Оборудование:

Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.

Деревянный конструктор цветной «Томик» (42 – 50 деталей), либо набор цветной деревянный «Развитие».

Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, нитками, природными и пластическими материалами.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

Счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

Наборы разноцветных бусин, наборы мелких плоскостных геометрических фигур.

Сыпучие материалы: горох, фасоль, крупы и пр.

Различные ёмкости с отверстиями разного диаметра для манипуляционных действий с водой, сыпучими материалами, предметами.

Коробки с разной формой крышек, баночки с закручивающимися крышками, бутылки пластиковые, мелкие игрушки.

Мячи резиновые, пластмассовые, грецкие орехи.

Посуда: чашки, ложки, тазы.

Фартук, нарукавники.

Набор «Поймай рыбку»

Шнуровки.

Природные материалы.

«Бассейны» для сыпучих материалов.

Устройства для презентаций и аудиодисков.





Календарно-тематическое планирование 1 класс


Дата

Тема

Содержание урока

Учебно-методическое обеспечение.

Предметно-практические действия - 14ч


1.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Обучение плавным движениям рук в заданном направлении («Погладим котёнка» - движения слева на право, «Покрасим стену» - движения сверху вниз и снизу – вверх);

Тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение соотносящим действиям обеих рук. Игры «Сидит белка», «Дружная семья», музыкальные игры: «Пальчики», «Червячки», «Перчатка».

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е, Железновой – развитие чувства темпа, координации движений, выполнение по словесной инструкции, самостоятельно. Диск «Новые пальчиковые песенки-игры».

2.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук под счёт:

Игры «Колечко», «Коза», «Деревья» - со словесным сопровождением; со словесно-музыкальным сопровождением. Игровые упражнения: «В гнёздышке», «Перчатка», «Цветочек», «Левая и правая», и т.д.

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Новые пальчиковые песенки-игры».


3.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Тренировка активных движений кистей и пальцев: прочно захватывать и длительно удерживать в обеих руках, потом правой, потом левой крупных и мелких предметов. Манипуляции с мячами небольшого размера, пластмассовыми шариками, грецкими орехами – обеими руками, правой рукой, левой рукой. Игры: «Фокусник», «Мяч –«ёжик», «Китайские шары».

Обучать последовательности движений, точности, темпу; умению работать в парах, всем классом.

Выполнение подражательных действий со сменой вида движения.

Игровые упражнения по словесной инструкции и музыкальным сопровождением (Е. Железнова): «Играем с мячиком», «Передай мяч», «Баскетбол».


Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика».

4.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Формирование захвата щёпотью (тремя пальцами) мелких предметов (раскладывание по ёмкостям, из одной ёмкости в другую). Игра «Разложи бусинки» - в ёмкости слева и справа по заданному цвету (горох и фасоль, мелкие геометрические фигуры);


Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Набор разноцветных бусин, мелкие геометрические фигуры, горох, фасоль, ёмкости.

5.


Развитие координации движений кисти и пальцев рук.

Обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, греча) рукой, ложкой в ёмкости разного размера.

Игры «Покорми птичек», «Спрячь игрушку».

Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Крупы, ложка, ёмкости.

6.


Действия с водой

Формировать умение выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки. Игры «Повар», «Аквариум».

Чашки, ложки, таз с водой, ёмкости, фартук, нарукавники. Набор «Поймай рыбку»

7.


Пространственно-двигательная координация.

Учить ориентироваться в частях собственного тела.

Игровые упражнения: Е. Железнова «Носик», «Хлоп».

Выполнять подражательные действия со сменой вида движения.

Игровые упражнения: «Хлопаем-шлёпаем», «Идём-крадёмся», «Ходим-бегаем», «Покачай-передай».

Упражнение «Топ, топ, топ» (правая – левая рука, нога).

Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Весёлая логоритмика»

8.


Развитие слухового внимания.

Открывание банок (бутылок), с завинчивающимися крышками.

Кладём туда небольшие деревянные предметы, жёлуди, насыпаем крупы – фасоль, горох, греча (из кулака, насыпаем из стакана), закрываем ёмкость, встряхиваем, определяем звучание – тихо-громко, звонко-глухо, шуршит-гремит. Обозначаем словами, какой звук издаёт каждый материал.

Крупы, жёлуди, деревянные палочки различные ёмкости с завинчивающимися крышками

9.


Тактильный опыт.

Игры: «Пальчиковый бассейн».

Игра: «Горячо-тепло-холодно». Сравнить на ощупь степень нагрева предмета (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка).


Различные крупы (горох, фасоль, греча, рис и т.д., высотой 7-8см) найти предметы, ощупать и узнать (предметы знакомые детям). Грелка, мягкая игрушка, металлическая ложка, лёд.

10.


Предметы-орудия.

Использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;

Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда.

Различные предметы, ёмкости с разным объёмом входного отверстия.

11.


Цвет предмета.

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, поставленные слева и справа)

Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый)

Набор разноцветных бусин, мелкие разноцветные геометрические фигуры.

12.


Форма предмета.

Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».

Раскладывание этих плоскостных форм, составляя чередующийся орнамент.

Набор плоскостных геометрических форм.

Игрушки-сортеры.

13.


Форма предмета.

Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).

Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).

Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм.

Наборы деревянных конструкторов.

14.


Величина предмета.

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).

Коробки с разной формой крышек, баночки, игрушки.

15.


Величина предмета.

Формировать умение действовать с предметами разной величины. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой».

Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине

Наборы деревянных конструкторов.

Предметы разной величины.

Конструирование -10ч


1.


Строительные детали.

Знакомство со строительным материалом (объемными фи­гурами): кубик (куб), (параллелепипед) кирпичик, треугольная призма, брусок.

Учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнавания.

Формировать действия замещения на основании введения графических заместителей.

Наборы деревянного конструктора.

Графические заместители – карточки с изображением геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника.

2.


Заборчик для детской площадки.

Учить строить простейшую конструкцию в соответствии с образцом и графической моделью.

Учить располагать детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами.

Соотносить постройку с линейным схематическим изображением заборчика.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: 6 кирпичиков.

Линейная схема с изображением заборчика, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов.

3.


Разные заборчики

Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью.

Учить правильно передавать пространственное расположение конструктивных деталей на основании их размещения на схеме.

Учить соотносить свою постройку с графической моделью и предметным образцом.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: три набора из 6 кирпичиков.

Линейные схемы с изображением заборчиков: первого, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов; второго, состоящего из 6 горизонтално расположенных элементов; третьего, состоящего из 6 чередующихся вертикально и горизонтально расположенных элементов.

4.


Дорожки разной длины

Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали.

Формировать представления о протяженности предметов путем построения дорожек разной длины. Учить сравнивать предметы по длине.

Обогащать речь высказываниями: «дорожка красного цвета длинная», «дорожка зелёного цвета короткая», «красная дорожка длиннее зелёной, «зелёная дорожка короче красной».

Наборы деревянного конструктора.

Детали: 6 кирпичиков красного цвета, 3 кирпичика зелёного цвета.

Образцы построек и их графические модели. Машинки.

5.


Дорожки разной ширины

Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали.

Формировать представления о протяженности предметов путем построения дорожек разной ширины. Учить сравнивать предметы по ширине.

Обогащать речь высказываниями: «дорожка красного цвета широкая», «дорожка зелёного цвета узкая», «красная дорожка шире зелёной», «зелёная дорожка уже красной».

Сформировать понятие «широкая-узкая» сторона кирпичика.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: 12 кирпичиков красного цвета, 6 кирпичиков зелёного цвета.

Образцы построек и их графические модели. Машинки.

6.


Ворота для заборчика

Учить выполнять простейшую конструкцию-ворота по графической модели, устанавливать опоры и класть на них перекладину, добиваясь точного соединения.

Формировать умение соотносить элементы графической модели с частями предметного образца, устанавливать соответствие между ними.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: 4 кубика, длинный кирпичик.

Образец постройки. Графическая модель. Мелкие игрушки – куколки.

7.


Забор с разными воротами

Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями – ворота для машин. Дать представления об относительной величине ворот – ниже-выше, уже-шире.

Формировать навык использования графической схемы при создании постройки.

Наборы деревянного конструктора.

Детали: кубики, кирпичики короткие и длинные, бруски. Машинки.

8.


Лесенка.

Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали – наложение кирпичиков друг на друга (столбиком).

Дать представление об соотношении трёх предметов по величине.

Активизировать речь за счёт слов и словосочетаний: «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине»

Наборы деревянного конструктора.

Детали: 6 кирпичиков. Графическая модель лесенки, вид сбоку. Мелкие игрушки – куколки.

9.


Работа со счётными палочками.


Выбор и группировка палочек по цвету.

Выкладывание ряда палочек по словесной инструкции: положить палочку красную, рядом синюю, под ней…, над ней…, слева…, справа.

Наборы счётных палочек.

10.


Работа со счётными палочками.


Складывание фигур из счетных палочек с наложением на образец, по образцу (домик для собачки, окно, лесенка).

Наборы счётных палочек.

Работа с мозаикой - 5ч


1.


Мозаика.

Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


2.


Мозаика. «Выкладывание чередующихся рядов».

Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий (желтый- зелёный) и т.д.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


3.


Мозаика. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник».

Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание по показу, по образцу геометрических фигур с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


4.


Мозаика. «Дом с крышей и трубой».

Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание по показу, по образцу предметов с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


5.


Мозаика. «Цветок на стебле».

Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Учить отбирать детали заданного цвета и количества.

Учить ориентироваться на панели мозаики.

Выкладывание по показу, по рисунку образцу предметов с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.


Работа с пластическими материалами 9ч


1.


Что надо знать о пластилине.

Ознакомить с правилами работы на уроке, правильно обращаться с пластилином, свойства и цвет, инструменты.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

2.


Приёмы работы с пластилином. Разрезание, разминание.

Отрабатывать правила обращения с пластилином.

Формировать навык использования инструментов для работы.

Разрезание пластилина на кусочки стекой.

Тренировочные упражнения в отрезании кусочков разного размера.

Разминание пластилина руками, на доске.

Техника выполнения: твёрдый пластилин нужно мять сильными движениями рук – то левой, то правой рукой. С мягким пластилином работают легко, осторожно.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

3.


Приёмы работы с пластилином. Отщипывание, размазывание.

Отрабатывать правила обращения с пластилином.

Формировать навык использования инструментов для работы.

Отщипывание кусочков пластилина двумя пальцами.

Размазывание пластилина по картону, внутри контура предмета.

Аппликация «Солнышко».

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

4.


Приёмы работы с пластилином. Раскатывание.

Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Техника выполнения. Отрезать стекой кусок пластилина, раскатывать в ладонях, ладонью на подкладной доске.

Барельеф по образцу: геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник; домик.

Нарезать куски пластилина разного цвета, размера. Раскатать столбиками разных размеров. Сложить барельефы.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

5.


Приёмы работы с пластилином. Скатывание шара.

Скатывание шара из пластилина.

Техника выполнения: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске.

Поделки по образцу, по словесной инструкции: предметы, имеющие форму шара: овощи (помидор), фрукты (яблоко), Неваляшка.

Нарезать куски пластилина разного цвета, размера.

Скатать шары разного цвета и размера. Выполнить поделки.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

6.


Приёмы работы с пластилином. Овал.

Раскатывание шара до овальной формы.

Техника выполнения: отрезать стекой кусок пластилина, скатать кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске шар.

Раскатать шар между ладонями, на подкладной доске до овальной формы.

Поделки по словесной инструкции и показу: овощи (огурец, картофель, слива).

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

7.


Приёмы работы с пластилином. Сплющивание.

Сплющивать шар.

Техника выполнения: отрезать стекой кусок пластилина, скатать кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске шар, сдавить в ладонях, на доске, получится пластилиновый круг.

Поделка по словесной инструкции: «Пирамидка». Использование пластилиновых кругов разного цвета и размера.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

8.


«Солнышко»

Отрабатывать правила обращения с пластилином.

Формировать навык использования инструментов для работы.

Поделка «Солнышко» по показу и словесной инструкции.

Использование изученных техник: раскатывание палочками, скатывание шарообразной формы, сплющивание.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

9.


«Грибы»

Отрабатывать правила обращения с пластилином.

Формировать навык использования инструментов для работы.

Поделка «Грибы» по показу и словесной инструкции.

Использование изученных техник: скатывание шарообразной формы, сплющивание, скатывание овальной формы.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

Работа с бумагой и фольгой - 11ч


1.


Что надо знать о бумаге.

Знакомство с бумагой и фольгой:

- какие изделия изготавливают из бумаги (коробки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности, фольга – в быту);

- сорта и виды бумаги (писчая, печатная, впитывающая, крашеная, обойная).

Практическая работа. Составить коллекцию из разных сортов и видов бумаги.

Презентация. Коллекция разных видов бумаги.

2.


Инструменты для работы с бумагой.

Ножницы. Устройство ножниц, виды ножниц.

Правило обращения с ножницами.

Как правильно держать ножницы и бумагу при работе.

Практические упражнения с ножницами:

- правильный захват ножниц;

- удержание ножниц в ведущей руке;

- правильный захват и удержание бумаги.

Правила работы с клеем и кистью.

Ножницы, бумага, клей, кисть.

3.


Приёмы работы с бумагой.

Сминание и скатывание бумаги. Техника выполнения приёма: смять в ладонях лист бумаги, затем скатать его до шаровидной формы между ладоней.

Аппликация «Цветы в корзине».

Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением корзины, с отмеченными для приклеивания цветов местами.

4.


Приёмы работы с бумагой.

Отрывание небольших кусочков бумаги двумя пальцами.

Аппликация «Осеннее дерево».

Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением деревьев.

5.


Полуобъёмная аппликация «Ветка рябины».

Закрепление приёмов работы: отрывание небольших кусочков бумаги, сминание пальцами, скатывание в ладонях и пальцами.

Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением ветки рябины.

6.


Приёмы работы с бумагой.

Разрывание бумаги двумя руками по линии надреза, по линии сгиба.

Техника выполнения: левая рука от себя, правая на себя.

Разрывание пальцами по линии сгиба.

Сгибание небольших полосок, разрывание пальцами по линии сгиба.

Бумага.

7.


Приёмы складывания бумаги.

Расположение листа на столе (ориентировка в пространстве стола);

Сгибание прямоугольного листа пополам: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали, проглаживание сгиба;

Разгибание и разглаживание листа по линии сгиба;

Сгибание нижнего края листа к отмеченной на листе линии;

Сгибание части листа, боковых сторон к отмеченным линиям.

Бумага.

8.


Практическая работа. «Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника».

Техника выполнения: сопряженно, по показу и словесной инструкции:

- сгибание листа пополам;

- сгибание половины листа пополам;

- сгибание по отмеченным линиям боковых частей листа и их приклеивание.

Заготовки прямоугольников из бумаги размером 12Х29, клей, кисть.


9.


Приёмы складывания бумаги.

Сгибание к среднему сгибу левого и правого углов.

Сгибание сторон прямоугольника к среднему сгибу.

Практическая работа. «Складывание из бумаги стрелы» (летающая игрушка)

Техника выполнения. По показу и словесной инструкции. Задействованы все изученные приёмы складывания бумаги.

Бумага.

10.


Приёмы резания бумаги.

Разрез по короткой вертикальной линии.

Техника разреза: лезвия ножниц сначала разведи, а потом соедини до конца со щелчком. Лезвия должны сомкнуться.

Практическая работа. Разрезание цветных полосок бумаги, расчерченных на квадратики. Составление орнамента в полосе из чередующихся по цвету квадратов. Наклеивание.

Бумага, ножницы, клей, кисть.

11.


Приёмы резания бумаги.

Разрезание по короткой наклонной линии.

Техника разреза: лезвия ножниц сначала разведи, а потом соедини до конца со щелчком. Лезвия должны сомкнуться.

Практическая работа. Разрезание разноцветных заготовок квадрата по диагонали. Выкладывание орнамента в полосе из чередующихся по цвету треугольников.

Бумага, ножницы, клей, кисть. Заготовки квадратов.

Работа с нитками и тканью - 5ч


1.


Что надо знать о нитках.


Знакомство с нитками:

- откуда берутся нитки;

- свойства ниток: толщина, цвет, проч­ность;

Практические действия:

- разрывание тонких, непрочных ниток;

- разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток;

- сортировка ниток по цвету и толщине.

Презентация «Откуда берутся нитки».

Коллекция ниток.

2.



Что надо знать о ткани.

Откуда берётся ткань. Знакомство с видами тканей.

Свойства тканей: сминание, разглаживание, растягивание. Практические действия с тканью.

Тактильные ощущения: мягкая, гладкая, плотная, шершавая.

Презентация «Виды тканей».

Коллекция тканей.

3.


Наматывание ниток.

Наматывание ниток разной толщины (верёвка тонкая бельевая- нить хлопковая, нитки шерстяные) на руку, согнутую в локте, на пластмассовый мячик.

Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу.

Верёвка, нити шерстяные, пластмассовые мячики.

4.


Наматывание ниток.

Упражнения в наматывании ниток. «Колобок».

Техника выполнения: : сопряженно, полусопряженно, по показу

Смять бумагу и скатать между ладонями шар.

Намотать нитки на шар.

Бумага, нитки.

5.


Наматывание ниток.

Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу.

Игрушка «Бабочка». Наматывание ниток на картонную заготовку, вырезанную в форме бабочки.

Нитки. Заготовки в форме бабочки.

Работа с природными материалами - 5ч


1.


Работа с природными материалами.

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Сбор природного материала.


2.


Работа с природными материалами.

Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.

Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки.

Коробки, альбомы.

3.


Работа с природными материалами.

Узнавание, раз­личение, называние собранных растений:

- из собранных листьев выбрать по образцу (по памяти, инструкции) только листья клёна, или дуба, или берёзы;

- из собранных листьев выбрать листья только зелёные, или жёлтые, или красные;

- разложить в 2-3 группы листья (берёзы, дуба, клёна и т.д), шишки (ели, сосны), плоды (жёлуди, каштаны), семян растений.

Собранный природный материал.

4.


Поделка «Рыбка»


Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Техника выполнения: примазывание, деталей из пластилина к природному материалу – шишке.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильность расположения деталей, соблюдение пропорций и размеров.

Шишки еловые, сосновые. Пластилин.

5.


Орнамент из засушенных листьев.


Прикрепление на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький) с помощью пластилина.

Организация рабочего места.

Правильное расположение бумаги, материалов для работы. Ориентировка на плоскости листа. Последовательность выполнения работы, качество крепления листьев.

Свойства засушенных листьев: цвет, форма, величина, хрупкость.

Цветной картон, природный материал – листья.

Повторение - 7ч.


1.


Предметно-практические действия.

Игры на координацию движений кисти и пальцев рук.

Игры на пространственно-двигательную координацию.


Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости.

Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Весёлая логоритмика», «Новые пальчиковые песенки-игры»

2.


Конструирование по замыслу.

Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках.

Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине.

Поощрять стремление к конструктивной деятельности: создание конструкций, соответствующих назначению соответствующего предмета, соответствие постройки замыслу.

Учить оформлять свой замысел вербально

Наборы деревянного конструктора.

3.


Мозаика. Выкладывание предмета по образцу.

Закреплять навыки правильного обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.

Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.

4.


Работа с бумагой. Практические работы.

Закреплять навыки работы с материалами: сминание, скатывание, разрывание, приёмы сгибания, приёмы резания.

Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

Цветная бумага, ножницы.

5.


Работа с пластилином. Практическая работа. «Сказочный мишка»

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

Закреплять навыки работы с материалом: разрезание, разминание, отщипывание и размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, примазывание.

Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка.

6.


Работа с нитками и тканью.

Изготовление кисточки из цветных ниток.

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

Закрепление навыка разрывания, разрезания, наматывания в клубок и на картонку ниток.

«Кисточка из ниток». Выполнение по графической схеме, по показу, полусопряжённо.

Нитки.

7.


Работа с природными материалами. Поделка «Поросёнок».

Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров.

Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зёрен (глаза).

Пластилин, природный материал.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.