Рабочая программа учебного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 1 класса
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
1 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Предметно-практические действия» для учащихся 1 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №237- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2.п.2, ст.47, 48,
- приказа № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», п.2.8: программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно- развивающей области- компонент содержательного раздела АООП, п.2.9.5.,
- примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в АООП в варианте 2.
Цель коррекционного курса: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Коррекционные задачи:
развивать тактильные ощущения кистей рук и расширять тактильный опыт;
развивать зрительно – моторную координацию;
развивать слухо – моторную координацию;
развивать словесную регуляцию действий;
развивать пространственно- двигательную координацию;
развивать общую и мелкую моторику рук;
развивать практические комбинаторно-конструктивные возможности;
развивать наглядное мышление.
Общая характеристика учебного предмета
Коррекционный курс "Предметно- практические действия" (ППД) — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.
Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), самостоятельной.
На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). «Предметно-практические действия» предполагает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью умению подражать действиям взрослого, использованию предметов как орудий в деятельности. Важно показать детям, что большинство действий в быту, связанных с трудом, с удовлетворением жизненных потребностей, человек производит, используя предметы-орудия, вспомогательные средства (стул, ложка, чашка, ножницы и т. д.).
Место курса «Предметно-практические действия» в учебном плане
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные занятия» варианта 2, примерной основной образовательной программы для умственно отсталых детей. На его изучение отведено 1класс - 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП 2 варианта является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта.
Личностные результаты:
Сформирован на начальном этапе интерес к обучению, труду, предметному рукотворному миру.
Усвоены частично элементарные навыками предметно-практической деятельности.
Освоены простые действия с предметами и материалами.
В стадии формирования опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В стадии формирования умения взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Выполняет с помощью учителя простые действия с предметами и материалами. Фиксирует взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога. Использует в работе доступные материалы (пластилин, природный материал; бумагу и картон; нитки, ткань). Различает детали конструктора, показывает по называнию педагогом, располагает с помощью учителя их в пространстве. Играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д. Находит предметы, необходимые для работы с нитками, бумагой. Захватывает и удерживает предмет, ножницы, бумагу. Знает правила обращения с ножницами, клеем. Различает и группирует предметы по цвету (6 цветов), форме, размеру (большой, маленький) с помощью учителя. | Следует определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий под направляющим контролем учителя. Использует в наглядных ситуациях предмет как орудия действия. Различает и группирует предметы по цвету (6 цветов), форме, размеру (большой, маленький). Отбирает нужные для постройки детали конструктора в соответствии с предметным образцом. Располагает детали постройки в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами. Усвоены практические действия с бумагой: сминание, разрывание, отрывание, разглаживание, скатывание, складывание. Пользуется ножницами, разрезая бумагу, клеем – наклеивает детали, с частичной помощью учителя. Усвоены пройденные практические действия с пластическими материалами. |
Содержание программы коррекционного курса
«Предметно-практические действия»
Предметно-практические действия - 15ч
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:
Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости:
открыть-закрыть (щеколды, задвижки, засовы, шпингалеты, крючки, замки разных видов и т.д.);
отвернуть-завернуть (крышки, диск телефона, шурупы, гайки и т.д.);
застегнуть-расстегнуть (липучки, молнии, пуговицы, кнопки, крючки с петлями и т.д.);
зашнуровать-расшнуровать (ботинки, игры «Шнуровка», упражнения на шнуровальном планшете);
заплести-расплести (ленты, верёвочки и т.д.);
надеть-снять (большие пирамидки, бусы из различных материалов с разными предметами для надевания: деревянный стержень, проволока, леска, прищепки и т.д.);
Развитие движения рук, зрительно-двигательной координации и предметных действий:
обучение плавным движениям рук в заданном направлении;
формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук под счёт;
тренировка активных движений кистей и пальцев: прочно захватывать и длительно удерживать в обеих руках, потом правой, потом левой крупных и мелких предметов. Манипуляции с мячами небольшого размера, пластмассовыми шариками, грецкими орехами – обеими руками, правой рукой, левой рукой.
(Последовательность движений, точность, темп; умение работать в парах, всем классом.)
тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение соотносящим действиям обеих рук;
формирование захвата щёпотью мелких предметов, раскладывание по ёмкостям, из одной ёмкости в другую;
обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гречи и др.) рукой, ложкой в ёмкости разного размера;
умение выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки.
Пространственно- двигательная координация:
ориентироваться в частях собственного тела;
выполнять подражательные действия со сменой вида движения.
Развитие слухового внимания и восприятия, слухомоторной координации:
открывание банок с завинчивающимися крышками. Кладём туда небольшие деревянные предметы, жёлуди, насыпаем крупы – фасоль, горох, греча (из кулака, насыпаем из стакана), встряхиваем, определяем звучание – тихо-громко, звонко-глухо, шуршит-гремит. Обозначаем словами, какой звук издаёт каждый материал.
Тактильные ощущения кистей рук, тактильный опыт.
Игры: «Пальчиковый бассейн». Наполняемость: различные крупы (горох, фасоль, греча, рис и т.д., высотой 7-8см) найти предметы, ощупать и узнать (предметы знакомые детям).
«Горячо-тепло-холодно». Сравнить на ощупь степень нагрева предмета (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка).
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия:
использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко;
выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины:
Цвет. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.).
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, поставленные слева и справа)
Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый)
Форма. Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»).
Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу).
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм (без названия форм).
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой».
Раскладывание этих плоскостных форм, составляя чередующийся орнамент.
Величина. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой». Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра).
Доставать предметы, заданного цвета (6 цветов), формы, величины(большой-маленький) из разных ёмкостей, складывать их в коробку так, чтобы она закрылась;
Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами):кубик (куб), (параллелепипед) кирпичик, треугольная призма, брусок:
учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнавания;
учить отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным образцом, графической моделью;
учить располагать детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами;
учить сравнивать предметы по длине и ширине, высоте – ниже-выше, величине – больше-меньше, средняя, определять их пространственное расположение относительно друг друга;
обогащать речь детей словами и словосочетаниями: «дорожка красного цвета длинная (широкая)», «дорожка зеленого цвета короткая (узкая)», «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине», «ниже-выше».
Поделки: «Строительные детали», «Заборчик для детской площадки», «Разные заборчики», «Дорожки разной длины», «Дорожки разной ширины», «Ворота для заборчика», «Забор с разными воротами», «Лесенка», Обыгрывание поделок.
Работа со счётными палочками:
выбор и группировка палочек по цвету;
выкладывание ряда палочек по словесной инструкции: положить палочку красную, рядом синюю, под ней…, над ней…, слева…, справа;
складывание фигур из счетных палочек с наложением на образец, по образцу (домик для собачки, окно, лесенка).
Работа с мозаикой- 5ч
Применяется стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Учить отбирать детали заданного цвета и количества.
Учить ориентироваться на панели мозаики.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий и т.д.
Выкладывание по показу, по образцу предметов, геометрических фигур с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: прямоугольник, квадрат, треугольник, дом с крышей и трубой, цветок на стебле.
Работа с пластическими материалами- 9ч
Знакомство с правилами работы на уроке, правильно обращаться с пластилином, инструменты.
Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:
разрезание пластилина на кусочки стекой;
разминание пластилина руками, на доске;
отщипывание кусочков пластилина;
размазывание пластилина по картону, внутри контура предмета;
раскатывание пластилина столбиками (палочками) в ладонях, ладонью на доске разных размеров;
скатывание шара из пластилина кругообразными движениями в ладонях, ладонью на доске разных размеров и цвета;
сплющивать шар. Скатать шар, сдавить в ладонях, на доске, получится пластилиновый круг;
раскатывание шара до овальной формы между ладонями, на доске.
Учить видеть и оценивать результаты своего труда.
Работа с бумагой и фольгой- 10ч
Практическое знакомство с бумагой и фольгой (презентация):
какие изделия изготавливают из бумаги (коробки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности, фольга – в быту);
сорта и виды бумаги (писчая, печатная, впитывающая, крашеная, обойная).
Инструменты для работы с бумагой:
ножницы. Устройство ножниц, виды ножниц.
правило обращения с ножницами;
как правильно держать ножницы и бумагу;
Практические упражнения с ножницами:
правильный захват ножниц;
удержание ножниц в ведущей руке;
разрезание бумаги.
Правила работы с клеем и кистью.
Практические действия с бумагой (под руководством учителя):
сминание и скатывание бумаги двумя руками между ладонями, одной рукой, пальцами.
разрывание бумаги двумя руками, пальцами по линии сгиба;
отрывание небольших кусочков бумаги двумя пальцами.
Приемы складывания бумаги:
расположение листа на столе (ориентировка в пространстве стола);
сгибание прямоугольного листа пополам: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали, проглаживание сгиба;
разгибание и разглаживание листа по линии сгиба;
сгибание нижнего края листа к отмеченной на листе линии;
сгибание части листа, боковых сторон к отмеченным линиям.
Приёмы резания бумаги:
разрез по короткой вертикальной линии;
разрезание квадрата по короткой наклонной линии (треугольник).
Учить видеть и оценивать результаты своего труда.
Работа с нитками и тканью- 5ч
Откуда берётся ткань. Знакомство с видами тканей. (презентация)
Свойства тканей: сминание, разглаживание, растягивание. Практические действия с тканью.
Тактильные ощущения: мягкая, гладкая, плотная, шершавая.
Знакомство с нитками:
откуда берутся нитки (презентация);
свойства ниток: толщина, цвет, прочность;
разрывание тонких, непрочных ниток;
разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток;
сортировка ниток: сортировать нитки по цвету и толщине.
Наматывание ниток разной толщины (верёвка бельевая- нить хлопковая, нитки шерстяные) на руку, согнутую в локте, на пластмассовый мячик.
Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу.
Работа с природными материалами - 5ч
Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.
Сбор природного материала.
Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов.
Узнавание, различение, называние собранных растений: (желуди, листья, каштаны и т.д).
Орнамент из засушенных листьев.
Крепление деталей с помощью пластилина.
Изготовление по образцу рыбки из сосновой и еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).
Учить видеть и оценивать результаты своего труда.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Предметно-практические действия | 14ч |
2. | Конструирование | 10ч |
3. | Работа с мозаикой. | 5ч |
4. | Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин). | 9ч |
5. | Работа с бумагой и фольгой. | 11ч |
6. | Работа с нитками и тканью. | 5ч |
7. | Работа с природными материалами. | 5ч |
8. | Повторение материала, пройденного в течении года. | 7ч |
| Всего: | 66ч |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература:
Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 72с
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 2-е изд., перераб. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2010. – 103с
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлым интеллектуальным недоразвитием: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с
ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы. – М.: Издательство «Просвещение», 2008.
Ремизова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М.: Школьная пресса, 2004. – («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып.9)
Дидактический и наглядный материал:
Железнов С., Железнова Е. Аудиодиски Музыкальные обучалочки. – М.: Издательство детских образовательных программ «ВЕСТА – ТДА», 2012г.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 1класс: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: В 2ч. Ч.1. – 2-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012.
Презентации «Что мы знаем о бумаге», «Где используют природные материалы», «Откуда берутся нитки».
Бизиборды, игрушки – сортеры, игрушки – вкладыши.
Деревянный конструктор цветной «Томик» (42 – 50 деталей), либо набор цветной деревянный «Развитие».
Материалы и инструменты, используемые при работе с бумагой, нитками, природными и пластическими материалами.
Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями.
Счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
Наборы разноцветных бусин, наборы мелких плоскостных геометрических фигур.
Сыпучие материалы: горох, фасоль, крупы и пр.
Различные ёмкости с отверстиями разного диаметра для манипуляционных действий с водой, сыпучими материалами, предметами.
Коробки с разной формой крышек, баночки с закручивающимися крышками, бутылки пластиковые, мелкие игрушки.
Мячи резиновые, пластмассовые, грецкие орехи.
Посуда: чашки, ложки, тазы.
Фартук, нарукавники.
Набор «Поймай рыбку»
Шнуровки.
Природные материалы.
«Бассейны» для сыпучих материалов.
Устройства для презентаций и аудиодисков.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ | Дата | Тема | Содержание урока | Учебно-методическое обеспечение. |
Предметно-практические действия - 14ч | ||||
1. | | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Обучение плавным движениям рук в заданном направлении («Погладим котёнка» - движения слева на право, «Покрасим стену» - движения сверху вниз и снизу – вверх); Тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на руке, обучение соотносящим действиям обеих рук. Игры «Сидит белка», «Дружная семья», музыкальные игры: «Пальчики», «Червячки», «Перчатка». | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Музыкальные развивалочки Е, Железновой – развитие чувства темпа, координации движений, выполнение по словесной инструкции, самостоятельно. Диск «Новые пальчиковые песенки-игры». |
2. | | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Формирование умения удерживать позу пальцев и кистей рук под счёт: Игры «Колечко», «Коза», «Деревья» - со словесным сопровождением; со словесно-музыкальным сопровождением. Игровые упражнения: «В гнёздышке», «Перчатка», «Цветочек», «Левая и правая», и т.д. | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Новые пальчиковые песенки-игры». |
3. | | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Тренировка активных движений кистей и пальцев: прочно захватывать и длительно удерживать в обеих руках, потом правой, потом левой крупных и мелких предметов. Манипуляции с мячами небольшого размера, пластмассовыми шариками, грецкими орехами – обеими руками, правой рукой, левой рукой. Игры: «Фокусник», «Мяч –«ёжик», «Китайские шары». Обучать последовательности движений, точности, темпу; умению работать в парах, всем классом. Выполнение подражательных действий со сменой вида движения. Игровые упражнения по словесной инструкции и музыкальным сопровождением (Е. Железнова): «Играем с мячиком», «Передай мяч», «Баскетбол». | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Диск Е.Железновой «Весёлая логоритмика». |
4. | | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Формирование захвата щёпотью (тремя пальцами) мелких предметов (раскладывание по ёмкостям, из одной ёмкости в другую). Игра «Разложи бусинки» - в ёмкости слева и справа по заданному цвету (горох и фасоль, мелкие геометрические фигуры); | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Набор разноцветных бусин, мелкие геометрические фигуры, горох, фасоль, ёмкости. |
5. | | Развитие координации движений кисти и пальцев рук. | Обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, греча) рукой, ложкой в ёмкости разного размера. Игры «Покорми птичек», «Спрячь игрушку». | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Крупы, ложка, ёмкости. |
6. | | Действия с водой | Формировать умение выполнять действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую при использовании чашки, ложки. Игры «Повар», «Аквариум». | Чашки, ложки, таз с водой, ёмкости, фартук, нарукавники. Набор «Поймай рыбку» |
7. | | Пространственно-двигательная координация. | Учить ориентироваться в частях собственного тела. Игровые упражнения: Е. Железнова «Носик», «Хлоп». Выполнять подражательные действия со сменой вида движения. Игровые упражнения: «Хлопаем-шлёпаем», «Идём-крадёмся», «Ходим-бегаем», «Покачай-передай». Упражнение «Топ, топ, топ» (правая – левая рука, нога). | Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Весёлая логоритмика» |
8. | | Развитие слухового внимания. | Открывание банок (бутылок), с завинчивающимися крышками. Кладём туда небольшие деревянные предметы, жёлуди, насыпаем крупы – фасоль, горох, греча (из кулака, насыпаем из стакана), закрываем ёмкость, встряхиваем, определяем звучание – тихо-громко, звонко-глухо, шуршит-гремит. Обозначаем словами, какой звук издаёт каждый материал. | Крупы, жёлуди, деревянные палочки различные ёмкости с завинчивающимися крышками |
9. | | Тактильный опыт. | Игры: «Пальчиковый бассейн». Игра: «Горячо-тепло-холодно». Сравнить на ощупь степень нагрева предмета (грелка – лёд – мягкая игрушка – металлическая ложка). | Различные крупы (горох, фасоль, греча, рис и т.д., высотой 7-8см) найти предметы, ощупать и узнать (предметы знакомые детям). Грелка, мягкая игрушка, металлическая ложка, лёд. |
10. | | Предметы-орудия. | Использование стула (скамейки) для доставания предмета, находящегося высоко; Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте. Использование несложных предметов как орудий: самостоятельный выбор между палкой с крючком, сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда. | Различные предметы, ёмкости с разным объёмом входного отверстия. |
11. | | Цвет предмета. | Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6 - 10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие и т.д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, поставленные слева и справа) Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) | Набор разноцветных бусин, мелкие разноцветные геометрические фигуры. |
12. | | Форма предмета. | Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг – квадрат, круг – треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». Раскладывание этих плоскостных форм, составляя чередующийся орнамент. | Набор плоскостных геометрических форм. Игрушки-сортеры. |
13. | | Форма предмета. | Выбор по образцу и инструкции «Дай такой»: одной формы из 6- 10 предметов двух контрастных объемных форм без их назначения: шар- параллелепипед («брусок», «кирпичик»; куб –конус («башенка»). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (раскладывание, подбор, раздача по образцу). Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8 – 12 предметов всех указанных форм. | Наборы деревянных конструкторов. |
14. | | Величина предмета. | Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине подходящие крышки к коробкам, баночки, игрушки – к таре, мячи или шары – к отверстиям разного диаметра). | Коробки с разной формой крышек, баночки, игрушки. |
15. | | Величина предмета. | Формировать умение действовать с предметами разной величины. Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие, обозначая размер словами) по образцу и инструкции «Дай такой». Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине | Наборы деревянных конструкторов. Предметы разной величины. |
Конструирование -10ч | ||||
1. | | Строительные детали. | Знакомство со строительным материалом (объемными фигурами): кубик (куб), (параллелепипед) кирпичик, треугольная призма, брусок. Учить различать их по форме и цвету на уровне сличения и узнавания. Формировать действия замещения на основании введения графических заместителей. | Наборы деревянного конструктора. Графические заместители – карточки с изображением геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника. |
2. | | Заборчик для детской площадки. | Учить строить простейшую конструкцию в соответствии с образцом и графической моделью. Учить располагать детали в заданном пространственном положении, соединяя их между собой идентичными сторонами. Соотносить постройку с линейным схематическим изображением заборчика. | Наборы деревянного конструктора. Детали: 6 кирпичиков. Линейная схема с изображением заборчика, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов. |
3. | | Разные заборчики | Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью. Учить правильно передавать пространственное расположение конструктивных деталей на основании их размещения на схеме. Учить соотносить свою постройку с графической моделью и предметным образцом. | Наборы деревянного конструктора. Детали: три набора из 6 кирпичиков. Линейные схемы с изображением заборчиков: первого, состоящего из 6 вертикально расположенных элементов; второго, состоящего из 6 горизонтално расположенных элементов; третьего, состоящего из 6 чередующихся вертикально и горизонтально расположенных элементов. |
4. | | Дорожки разной длины | Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали. Формировать представления о протяженности предметов путем построения дорожек разной длины. Учить сравнивать предметы по длине. Обогащать речь высказываниями: «дорожка красного цвета длинная», «дорожка зелёного цвета короткая», «красная дорожка длиннее зелёной, «зелёная дорожка короче красной». | Наборы деревянного конструктора. Детали: 6 кирпичиков красного цвета, 3 кирпичика зелёного цвета. Образцы построек и их графические модели. Машинки. |
5. | | Дорожки разной ширины | Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали. Формировать представления о протяженности предметов путем построения дорожек разной ширины. Учить сравнивать предметы по ширине. Обогащать речь высказываниями: «дорожка красного цвета широкая», «дорожка зелёного цвета узкая», «красная дорожка шире зелёной», «зелёная дорожка уже красной». Сформировать понятие «широкая-узкая» сторона кирпичика. | Наборы деревянного конструктора. Детали: 12 кирпичиков красного цвета, 6 кирпичиков зелёного цвета. Образцы построек и их графические модели. Машинки. |
6. | | Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию-ворота по графической модели, устанавливать опоры и класть на них перекладину, добиваясь точного соединения. Формировать умение соотносить элементы графической модели с частями предметного образца, устанавливать соответствие между ними. | Наборы деревянного конструктора. Детали: 4 кубика, длинный кирпичик. Образец постройки. Графическая модель. Мелкие игрушки – куколки. |
7. | | Забор с разными воротами | Учить выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями – ворота для машин. Дать представления об относительной величине ворот – ниже-выше, уже-шире. Формировать навык использования графической схемы при создании постройки. | Наборы деревянного конструктора. Детали: кубики, кирпичики короткие и длинные, бруски. Машинки. |
8. | | Лесенка. | Формировать умение выполнять простейшие конструкции в соответствии с графической моделью, точно соединять конструктивные детали – наложение кирпичиков друг на друга (столбиком). Дать представление об соотношении трёх предметов по величине. Активизировать речь за счёт слов и словосочетаний: «больше», «меньше», «самая большая (маленькая)», «средняя по величине» | Наборы деревянного конструктора. Детали: 6 кирпичиков. Графическая модель лесенки, вид сбоку. Мелкие игрушки – куколки. |
9. | | Работа со счётными палочками. | Выбор и группировка палочек по цвету. Выкладывание ряда палочек по словесной инструкции: положить палочку красную, рядом синюю, под ней…, над ней…, слева…, справа. | Наборы счётных палочек. |
10. | | Работа со счётными палочками. | Складывание фигур из счетных палочек с наложением на образец, по образцу (домик для собачки, окно, лесенка). | Наборы счётных палочек. |
Работа с мозаикой - 5ч | ||||
1. | | Мозаика. | Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора). | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
2. | | Мозаика. «Выкладывание чередующихся рядов». | Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный – синий -красный – синий (желтый- зелёный) и т.д. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
3. | | Мозаика. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник». | Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Учить отбирать детали заданного цвета и количества. Учить ориентироваться на панели мозаики. Выкладывание по показу, по образцу геометрических фигур с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
4. | | Мозаика. «Дом с крышей и трубой». | Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Учить отбирать детали заданного цвета и количества. Учить ориентироваться на панели мозаики. Выкладывание по показу, по образцу предметов с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
5. | | Мозаика. «Цветок на стебле». | Учить правильно обращаться с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. Учить отбирать детали заданного цвета и количества. Учить ориентироваться на панели мозаики. Выкладывание по показу, по рисунку образцу предметов с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
Работа с пластическими материалами 9ч | ||||
1. | | Что надо знать о пластилине. | Ознакомить с правилами работы на уроке, правильно обращаться с пластилином, свойства и цвет, инструменты. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
2. | | Приёмы работы с пластилином. Разрезание, разминание. | Отрабатывать правила обращения с пластилином. Формировать навык использования инструментов для работы. Разрезание пластилина на кусочки стекой. Тренировочные упражнения в отрезании кусочков разного размера. Разминание пластилина руками, на доске. Техника выполнения: твёрдый пластилин нужно мять сильными движениями рук – то левой, то правой рукой. С мягким пластилином работают легко, осторожно. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
3. | | Приёмы работы с пластилином. Отщипывание, размазывание. | Отрабатывать правила обращения с пластилином. Формировать навык использования инструментов для работы. Отщипывание кусочков пластилина двумя пальцами. Размазывание пластилина по картону, внутри контура предмета. Аппликация «Солнышко». | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
4. | | Приёмы работы с пластилином. Раскатывание. | Раскатывание пластилина столбиками (палочками). Техника выполнения. Отрезать стекой кусок пластилина, раскатывать в ладонях, ладонью на подкладной доске. Барельеф по образцу: геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник; домик. Нарезать куски пластилина разного цвета, размера. Раскатать столбиками разных размеров. Сложить барельефы. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
5. | | Приёмы работы с пластилином. Скатывание шара. | Скатывание шара из пластилина. Техника выполнения: скатывание пластилина кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске. Поделки по образцу, по словесной инструкции: предметы, имеющие форму шара: овощи (помидор), фрукты (яблоко), Неваляшка. Нарезать куски пластилина разного цвета, размера. Скатать шары разного цвета и размера. Выполнить поделки. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
6. | | Приёмы работы с пластилином. Овал. | Раскатывание шара до овальной формы. Техника выполнения: отрезать стекой кусок пластилина, скатать кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске шар. Раскатать шар между ладонями, на подкладной доске до овальной формы. Поделки по словесной инструкции и показу: овощи (огурец, картофель, слива). | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
7. | | Приёмы работы с пластилином. Сплющивание. | Сплющивать шар. Техника выполнения: отрезать стекой кусок пластилина, скатать кругообразными движениями в ладонях, ладонью на подкладной доске шар, сдавить в ладонях, на доске, получится пластилиновый круг. Поделка по словесной инструкции: «Пирамидка». Использование пластилиновых кругов разного цвета и размера. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
8. | | «Солнышко» | Отрабатывать правила обращения с пластилином. Формировать навык использования инструментов для работы. Поделка «Солнышко» по показу и словесной инструкции. Использование изученных техник: раскатывание палочками, скатывание шарообразной формы, сплющивание. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
9. | | «Грибы» | Отрабатывать правила обращения с пластилином. Формировать навык использования инструментов для работы. Поделка «Грибы» по показу и словесной инструкции. Использование изученных техник: скатывание шарообразной формы, сплющивание, скатывание овальной формы. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
Работа с бумагой и фольгой - 11ч | ||||
1. | | Что надо знать о бумаге. | Знакомство с бумагой и фольгой: - какие изделия изготавливают из бумаги (коробки, предметы личной гигиены, игрушки, учебные принадлежности, фольга – в быту); - сорта и виды бумаги (писчая, печатная, впитывающая, крашеная, обойная). Практическая работа. Составить коллекцию из разных сортов и видов бумаги. | Презентация. Коллекция разных видов бумаги. |
2. | | Инструменты для работы с бумагой. | Ножницы. Устройство ножниц, виды ножниц. Правило обращения с ножницами. Как правильно держать ножницы и бумагу при работе. Практические упражнения с ножницами: - правильный захват ножниц; - удержание ножниц в ведущей руке; - правильный захват и удержание бумаги. Правила работы с клеем и кистью. | Ножницы, бумага, клей, кисть. |
3. | | Приёмы работы с бумагой. | Сминание и скатывание бумаги. Техника выполнения приёма: смять в ладонях лист бумаги, затем скатать его до шаровидной формы между ладоней. Аппликация «Цветы в корзине». | Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением корзины, с отмеченными для приклеивания цветов местами. |
4. | | Приёмы работы с бумагой. | Отрывание небольших кусочков бумаги двумя пальцами. Аппликация «Осеннее дерево». | Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением деревьев. |
5. | | Полуобъёмная аппликация «Ветка рябины». | Закрепление приёмов работы: отрывание небольших кусочков бумаги, сминание пальцами, скатывание в ладонях и пальцами. | Бумага, клей, кисть. Заготовки с изображением ветки рябины. |
6. | | Приёмы работы с бумагой. | Разрывание бумаги двумя руками по линии надреза, по линии сгиба. Техника выполнения: левая рука от себя, правая на себя. Разрывание пальцами по линии сгиба. Сгибание небольших полосок, разрывание пальцами по линии сгиба. | Бумага. |
7. | | Приёмы складывания бумаги. | Расположение листа на столе (ориентировка в пространстве стола); Сгибание прямоугольного листа пополам: нижняя сторона прямоугольника прикладывается к верхней стороне так, чтобы они совпали, проглаживание сгиба; Разгибание и разглаживание листа по линии сгиба; Сгибание нижнего края листа к отмеченной на листе линии; Сгибание части листа, боковых сторон к отмеченным линиям. | Бумага. |
8. | | Практическая работа. «Изготовление наборной линейки из бумажного прямоугольника». | Техника выполнения: сопряженно, по показу и словесной инструкции: - сгибание листа пополам; - сгибание половины листа пополам; - сгибание по отмеченным линиям боковых частей листа и их приклеивание. | Заготовки прямоугольников из бумаги размером 12Х29, клей, кисть. |
9. | | Приёмы складывания бумаги. | Сгибание к среднему сгибу левого и правого углов. Сгибание сторон прямоугольника к среднему сгибу. Практическая работа. «Складывание из бумаги стрелы» (летающая игрушка) Техника выполнения. По показу и словесной инструкции. Задействованы все изученные приёмы складывания бумаги. | Бумага. |
10. | | Приёмы резания бумаги. | Разрез по короткой вертикальной линии. Техника разреза: лезвия ножниц сначала разведи, а потом соедини до конца со щелчком. Лезвия должны сомкнуться. Практическая работа. Разрезание цветных полосок бумаги, расчерченных на квадратики. Составление орнамента в полосе из чередующихся по цвету квадратов. Наклеивание. | Бумага, ножницы, клей, кисть. |
11. | | Приёмы резания бумаги. | Разрезание по короткой наклонной линии. Техника разреза: лезвия ножниц сначала разведи, а потом соедини до конца со щелчком. Лезвия должны сомкнуться. Практическая работа. Разрезание разноцветных заготовок квадрата по диагонали. Выкладывание орнамента в полосе из чередующихся по цвету треугольников. | Бумага, ножницы, клей, кисть. Заготовки квадратов. |
Работа с нитками и тканью - 5ч | ||||
1. | | Что надо знать о нитках. | Знакомство с нитками: - откуда берутся нитки; - свойства ниток: толщина, цвет, прочность; Практические действия: - разрывание тонких, непрочных ниток; - разрезание ножницами толстых (прочных, крепких) ниток; - сортировка ниток по цвету и толщине. | Презентация «Откуда берутся нитки». Коллекция ниток. |
2. | | Что надо знать о ткани. | Откуда берётся ткань. Знакомство с видами тканей. Свойства тканей: сминание, разглаживание, растягивание. Практические действия с тканью. Тактильные ощущения: мягкая, гладкая, плотная, шершавая. | Презентация «Виды тканей». Коллекция тканей. |
3. | | Наматывание ниток. | Наматывание ниток разной толщины (верёвка тонкая бельевая- нить хлопковая, нитки шерстяные) на руку, согнутую в локте, на пластмассовый мячик. Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу. | Верёвка, нити шерстяные, пластмассовые мячики. |
4. | | Наматывание ниток. | Упражнения в наматывании ниток. «Колобок». Техника выполнения: : сопряженно, полусопряженно, по показу Смять бумагу и скатать между ладонями шар. Намотать нитки на шар. | Бумага, нитки. |
5. | | Наматывание ниток. | Техника выполнения: сопряженно, полусопряженно, по показу. Игрушка «Бабочка». Наматывание ниток на картонную заготовку, вырезанную в форме бабочки. | Нитки. Заготовки в форме бабочки. |
Работа с природными материалами - 5ч | ||||
1. | | Работа с природными материалами. | Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Сбор природного материала. | |
2. | | Работа с природными материалами. | Сортировка, первичная обработка, размещение на хранение природных материалов. Раскладывание листьев и цветов между листами бумаги, остальных материалов в коробки для просушки. | Коробки, альбомы. |
3. | | Работа с природными материалами. | Узнавание, различение, называние собранных растений: - из собранных листьев выбрать по образцу (по памяти, инструкции) только листья клёна, или дуба, или берёзы; - из собранных листьев выбрать листья только зелёные, или жёлтые, или красные; - разложить в 2-3 группы листья (берёзы, дуба, клёна и т.д), шишки (ели, сосны), плоды (жёлуди, каштаны), семян растений. | Собранный природный материал. |
4. | | Поделка «Рыбка» | Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина). Техника выполнения: примазывание, деталей из пластилина к природному материалу – шишке. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Пространственная ориентировка при выполнении работ: правильность расположения деталей, соблюдение пропорций и размеров. | Шишки еловые, сосновые. Пластилин. |
5. | | Орнамент из засушенных листьев. | Прикрепление на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький) с помощью пластилина. Организация рабочего места. Правильное расположение бумаги, материалов для работы. Ориентировка на плоскости листа. Последовательность выполнения работы, качество крепления листьев. Свойства засушенных листьев: цвет, форма, величина, хрупкость. | Цветной картон, природный материал – листья. |
Повторение - 7ч. | ||||
1. | | Предметно-практические действия. | Игры на координацию движений кисти и пальцев рук. Игры на пространственно-двигательную координацию. | Тренировочные упражнения с использованием бизибордов разной наполняемости. Музыкальные развивалочки Е, Железновой «Весёлая логоритмика», «Новые пальчиковые песенки-игры» |
2. | | Конструирование по замыслу. | Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках. Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Поощрять стремление к конструктивной деятельности: создание конструкций, соответствующих назначению соответствующего предмета, соответствие постройки замыслу. Учить оформлять свой замысел вербально | Наборы деревянного конструктора. |
3. | | Мозаика. Выкладывание предмета по образцу. | Закреплять навыки правильного обращения с мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивая ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели. | Стандартная пластмассовая цветная мозаика из плоских шестиугольных элементов на ножках и панели с отверстиями. |
4. | | Работа с бумагой. Практические работы. | Закреплять навыки работы с материалами: сминание, скатывание, разрывание, приёмы сгибания, приёмы резания. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. | Цветная бумага, ножницы. |
5. | | Работа с пластилином. Практическая работа. «Сказочный мишка» | Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Закреплять навыки работы с материалом: разрезание, разминание, отщипывание и размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, примазывание. | Пластилин, стека, подкладная доска, тряпочка. |
6. | | Работа с нитками и тканью. Изготовление кисточки из цветных ниток. | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Закрепление навыка разрывания, разрезания, наматывания в клубок и на картонку ниток. «Кисточка из ниток». Выполнение по графической схеме, по показу, полусопряжённо. | Нитки. |
7. | | Работа с природными материалами. Поделка «Поросёнок». | Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Изготовление по образцу поросёнка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зёрен (глаза). | Пластилин, природный материал. |