Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «В мире звуков» (коррекционное направление)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 10 г. Павлово
Принято на Педагогическом совете Протокол от 30 августа 2017г. № 1 | Утверждено приказом по МБОУ СОШ № 10 г. Павлово от 01.09.2017г. № |
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире звуков»
(коррекционное направление)
Составлена согласно Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000г.
«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения», утверждённым Министерством образования РФ.
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 6-7 лет
Составители:
Антонова Анна Валентиновна,
учитель-логопед.
г. Павлово
| |
Пояснительная записка.
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН).
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, необходимо:
Сформировать полноценные фонематические процессы.
Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Программирование смысловой структуры высказывания.
Установление связности и последовательности его.
Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях.
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.
Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ФНР, ФФНР
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
Цель: Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
Задачи:
1Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова.
2Коррекция дефектов произношения.
№ | Тема урока | Содержание по темам | Кол-во Часов ДАТА | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел I. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений | ||||
1 | Вводное занятие. | Знакомство детей с логопедическим кабинетом, и его оборудованием, с новыми требованиями | 1ч | Должны уметь: - слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия. - понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме. - ориентироваться в определении схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве; в тетради. Должны иметь представления об элементарных оптико-пространственных и временных представлениях. |
2 | Уточнение и развитие пространственных представлений. | Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Активизация лексического запаса на заданную тему | 1ч | |
3 | Уточнение и развитие временных отношений. | Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Активизация лексического запаса на заданную тему. | 1ч | |
Раздел II. Коррекционная работа на фонетическом уровне | ||||
1 | Речь. Предложение. | Формирование умения выделять из речи предложения, определять количество предложений в речи, умение составлять схемы предложений. Дать понятие о большой букве в начале и знаках препинания в конце предложения. Помочь в выводе, что является предложением. | 1ч | У учащихся должны быть сформированы: - понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога; - первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога. Дети должны уметь: - разграничивать понятия речевые и неречевые звуки - называть звуки из которых состоит слово (гласные-ударный; безударный, согласные–звонкие, глухие, твёрдые, мягкие); - не смешивать понятия «звук» и «буква»; - определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов в слове; -делить слова на слоги, ставить ударение; - определять границы предложения и слова; - иметь представление о большой букве в начале точке в конце предложения (уметь обозначать это на схеме); - уметь понять и принять учебное задание, поставленное в вербальной форме; - целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда. |
2 | Предложение Слово. | Выделение слов из предложений. Схема слова. Схема предложения. Предложение состоит из слов. _______________. Слова пишутся раздельно. ______ _______. Составление предложений с опорой на схему, делить предложения на слова, определять количество слов в предложении. | 1ч | |
3 | Звуки речи и неречевые звуки. Органы речи. | Дифференциация речевых и неречевых звуков. Понятие об органах речи органах речи. (Игра «Что звучит»). Слияние звуков. Звуковая схема. | 1ч | |
4 | Гласные звуки (и уже знакомые буквы). | Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Способствовать формированию правильной артикуляции гласных. Карточки - символ гласного звука. Роль гласного звука в слове. Обозначение гласного звука буквой. Игровое упражнение «Парад букв». | 1ч | |
5 | Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков | Слог как часть слова. Составление слова из частей (слогов). Продолжить работу над правильной артикуляции гласных. Понятие о слогообразующую роли гласных звуков. Схема слога, слова, предложения; выделение гласных. | 1ч | |
6 | Деление слов на слоги | Формирование умения определять односложные, двухсложные, трёхсложные слова (делить слова на слоги), анализировать схемы, определять количество звуков и слогов в словах. Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались» | 1ч | |
7 | Ударение. Ударный и безударный слоги. | Понятие об ударении. Определение сильной (ударной) позиции в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Графическая схема ударных и безударных гласных. Совершенств. умения делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах, выделять ударные и безударные слоги, анализировать схемы. Учить детей разбираться в значении слов. Способствовать осознанию детьми смыслоразличительной роли ударения (со словами, типа, ЗАМОК-ЗАМОК). | 3ч | |
8 | Согласные звуки (и знакомые уже буквы). | Выявить и расширить знания детей о согласных звуках, развивать умение находить согласные в слове. Помочь детям сделать выводы о согласных; провести разграничение понятий «звук» - «буква», «гласный звук» - «согласный звук». Сопоставление звука и буквы. Содействовать совершенствованию звукового и звуко-слогового анализа. Вычисление звонких по акустическим признакам из начала, середины, конца слова и серии слогов. | 2ч | |
9 | Гласные звуки (знакомые гл. буквы 2 ряда). | Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы. Я-ма, ю-ла, е-жи. Сопоставление с гласными 1 ряда. Обозначение гласного звука буквой. Сопоставление звук-буква. | 2ч | |
10 | Твердые и мягкие согласные. | Помочь детям в различении твёрдости и мягкости согласных по акустическим и моторным признакам. Познакомить с символами – обозначением твёрдого и мягкого согласного звуков. Чтение и сравнение слогов ма-мя, но-нё. Определение позиции t и t' звуков. Дать понятие об обозначение на письме мягкости согласных гласными 2-го ряда. | 1ч | |
11 | Звонкие и глухие согласные. | Различие звонкости и глухости звуков по акустическим признакам. Познакомить детей с графической схемой слова с выделением согласного звука и его обозначением; с картинкой – символом обозначения звонких и глух. согласных звуков; со словами – паронимами: образование слов, путем замены звонкого согласного на глухой согласный звук. | 1ч | |
12 | Повторение | Обобщение и систематизация знаний детей о предложении, слове, слоге, звуке. Нахождение гласных и согласных в словах, деление слов на слоги, определение ударения в слове. Закрепление умений употреблять учебную терминологию: звук, слог, слово, предложение. | 1ч | |
13 | Звуки ф - ф'. Буквы ф, Ф. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф', определять и выделять согласные звуки ф-ф' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко - слоговой анализ слов, типа: ФОКУС, ФИЛИН; читать и печатать буквы Ф, ф. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов, типа АФ, ФА, ФЛАГ, ЛИФТ, ШКАФ - ШКАФЫ при помощи упражнений с разрезной азбукой. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф-ф', определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Ф, ф. |
14 | Звуки в - в'. Буквы В, в. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки в-в', определять и выделять согласные звуки в-в' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко - слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ; читать и печатать буквы В, в. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов с буквой в. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки в-в', определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в. |
15 | Различие звуков ф - в (ф' - в'). | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ф - в (ф' - в'); определять и выделять согласные звуки ф - в (ф' - в') в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям в совершенствовании звуко-слогового анализа на примере слов, типа, АЛФАВИТ. Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ. Совершенствовать умения и навыки чтения и письма слогов и слов с изученными буквами. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами ф,Ф. |
16 | Звуки п - п'. Буквы П,п. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - п определять и выделять согласные звуки п - п' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: плот, пила. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п. |
17 | Звуки б -б'. Буквы Б, б. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки б - б' определять и выделять согласные звуки б - б' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: бант, бинт. Упражнять в чтении с ускорением темпа, изменением последовательности и различны м ударением слогов, типа Ба – бо – бу, Бо – ба – бу, Бу – бо – ба. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки б - б', выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б. |
18 | Различие звуков п - б (п' - б') | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять согласные звуки п - б (п' - б') в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям в совершенствовании звуко-слогового анализа слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Содействовать активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
19 | Звуки т - т'. Буквы Т, т. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т -т'. Помочь детям увидеть согласные звуки т - т' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы т, Т; способствовать формированию умения писать строчную букву т, различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство п и т. Звукобуквенный анализ ), чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки т -т', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинетическое сходство: п и т |
20 | Звуки д - д'. Буквы д, Д. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки д -д'. Помочь детям увидеть согласные звуки д - д' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы д, Д; формирование умения писать строчную букву д, умения различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство д - б. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Продолжить работу над совершенствованием умений и навыков звукового анализа на примере слов, типа: дрозд, драп, день, дверь. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам зв. д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинет. Сходство: д-б |
21 | Различие звуков т - д (т' - д') | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Способствовать совершенствованию умений и навыков звуко-слогового анализа на примере слов-паронимов, типа: дом – том, дачка - тачка. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
22 | Звуки к - к'. Буквы к, К. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки к - к'. Помочь детям увидеть согласные звуки к - к' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и печатать буквы к, К, писать строчную букву к, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Составление цепочек слов, типа: коза – поза – пол а – полк – волк. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Писать строчную букву к, различать её среди других букв. |
23 | Звуки г - г'. Буквы г, Г. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки г - г'. Помочь детям увидеть согласные звуки г - г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (гимн, герб, флаг). «Гимн, герб, флаг – символы России». | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки г - г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Умение читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв. |
24 | Различие звуков к - г (к' - г') | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Сравнительный звукобуквенный и звуко-слоговой анализ, определение лексического значения слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка. В землю вбили… . В ворота забили… . Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
25 | Звуки с - с'. Буквы с, С. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с – с. Помочь детям увидеть данные звуки в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх, столб. Подбор слов к звуковым схемам. | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). |
26 | Звуки з - з'. Буквы з, З. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з- з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э). Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, типа: звонок, стрекоза; предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова. | 1ч | Уметь различать по акустическим и мотор. признакам звуки з - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и печатать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э). |
27 | Различие звуков с - з (с' -з') | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: сказочник, стрекоза, кузовок. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
28 | Звук ш. Буквы ш, Ш | Помочь детям увидеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и). Составление слов из слогов (.шко…, шля…). Выделение заданного звука в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихотворении Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»). | 1ч | Уметь определять по акустическим и моторным признакам звук ш; выделять его в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и). |
29 | Звук ж. Буквы ж, Ж | Помочь детям увидеть согласный звук ж в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; формирование умения писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставление ж, х). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставлять ж -х). |
30 | Различие звуков ш – ж | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ш- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение выполнять слого-звуковой анализ слов, типа: одежда, пижама, шарф, шорты. Закрепление умения различать звуки ш - ж («В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш (Ж)»). Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ш – ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
31 | Различие звуков з – ж | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки з- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой, звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Совершенствовать умение различать звуки з - ж в игровой форме («Буква потерялась»). | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки з- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
32 | Различие звуков с – ш | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой анализ слов, типа: Саша, старушка. Различение звуков с – ш в игровой форме («Буква потерялась»). Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с – ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
33 | Звуки р - р'. Буквы р, Р. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки р - р'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: трактор, бульдозер, кран. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки р - р'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. |
34 | Звуки л - л'. Буквы л, Л. | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки л - л'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: клубника, пластинка, солдатик. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 1ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки л - л'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. |
35 | Различие звуков л – р (л' - р') | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки л – р (л' - р'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям выполнить звуко-слоговой анализ слов, типа: здравствуйте. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки л – р (л' - р'); определять. и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изу-ченными буквами. |
36 | Звук ч. Букы ч, Ч. | Помочь детям определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать формированию умения писать буку ч, различать её среди других букв (сопоставление У -Ч). Ззвуко-слоговой анализ слов, типа: пограничники. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1ч | Уметь выделить по акустическим и моторным признакам звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами |
37 | Различие звуков ч - т' | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - т'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: КРИЧАТЬ. Сравнительный звукобуквенный и звуко-слоговой анализ, определение лексического значения слов-паронимов, типа: печь – петь, вечер – ветер. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - т'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
38 | Звук щ. Буквы щ, Щ. | Формирование умений определять по акустическим и моторным признакам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку щ, различать её среди других букв (сопоставление ш, щ). Звуко-слоговой анализ слов, типа: щенок, ящерица, плащ. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способность формированию умения писать буку щ, различать её среди других букв (сопоставление ш, щ). |
39 | Различие звуков ч - щ | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ '; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: щучка. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки ч - щ; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
40 | Звук ц. Буквы ц, Ц. | Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным признакам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ц, различать её среди других букв (сопоставление ц – и). Звуко-слоговой анализ слов, типа: страница, сестрица. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 1ч | Уметь выделить по акустическим и моторным признакам звук ц в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой, различать её среди других букв (сопоставление ц – и). |
41 | Различие звуков с - ц | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: страница и звукобуквенного анализа на примере слов-паронимов, типа: цвет – свет. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
42 | Различие звуков т - ц | Формирование умений различать по акустическим и моторным признакам звуки т - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: цыплята, цветы. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. | 2ч | Уметь различать по акустическим и моторным признакам звуки т – ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. |
43 | Повторение | | 6ч | |
44 | Контрольный урок | | 1ч | |
Требования к результатам обучения учащихся
При завершении коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:
сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звуко - буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
поставлены и от дифференцированы все звуки;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.
Учащиеся должны уметь:
называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безударные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);
не смешивать понятия «звук» и «буква»;
делить слова на слоги, ставить ударение;
определять количество букв и звуков в слове;
определять границу слов;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.
3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.
5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.