Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности «В мире звуков» (коррекционное направление)

1
0
Материал опубликован 22 June 2020 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 10 г. Павлово




Принято на Педагогическом совете

Протокол от 30 августа 2017г. № 1

Утверждено

приказом по МБОУ СОШ № 10 г. Павлово

от 01.09.2017г. №









РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире звуков»

(коррекционное направление)

t1592840862aa.png
















Составлена согласно Инструктивному письму № 2 от 14.12.2000г.

«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

учреждения», утверждённым Министерством образования РФ.

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 6-7 лет

Составители:

Антонова Анна Валентиновна,

учитель-логопед.






г. Павлово

2017г






Пояснительная записка.


Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН).

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследование учащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, необходимо:

Сформировать полноценные фонематические процессы.

Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

Программирование смысловой структуры высказывания.

Установление связности и последовательности его.

Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделя­ются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепле­ние поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельно­сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.






ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ФНР, ФФНР


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Цель: Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Задачи:

1Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова.

2Коррекция дефектов произношения.








Тема урока




Содержание по темам


Кол-во

Часов

ДАТА



Требования к уровню подготовки учащихся

1

2

3

4

5

Раздел I. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений

1

Вводное заня­тие.


Знакомство детей с лого­педическим кабинетом, и его оборудованием, с новыми требованиями

Должны уметь:

- слушать и слы­шать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.

- понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме.

- ориентироваться в определении схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве; в тетради.

Должны иметь представления об элементарных оптико-пространственных и временных представлениях.

2

Уточнение и развитие пространственных представлений.


Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве. Установление пространственных взаимоотношений объектов; последовательности предметного ряда, числового ряда. Активизация лексического запаса на заданную тему

3

Уточнение и развитие временных отношений.

Обобщение и систематизация знания детей об основных единицах времени, о периодах человеческого возраста. Наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий. Активизация лексического запаса на заданную тему.

Раздел II. Коррекционная работа на фонетическом уровне


1

Речь. Предложение.


Формирование умения выделять из речи предложения, опреде­лять количество предложений в речи, умение составлять схемы предложений.

Дать понятие о большой букве в начале и знаках препинания в конце предложения. Помочь в выводе, что является предло­жением.

У учащихся должны быть сформированы:

- понятия о слове как единице предложения, о слоге как части слова, звуке как части слога;

- первичные фонематические представления и фонематический анализ на уровне слова, слога.


Дети должны уметь:


- разграничивать понятия речевые и неречевые звуки


- называть звуки из которых состоит слово (гласные-ударный; безударный, согласные–звонкие, глухие, твёрдые, мягкие);


- не смешивать понятия «звук» и «буква»;


- определять кол-во слов в предложении; кол-во слогов в слове;


-делить слова на слоги, ставить ударение;


- определять границы предложения и слова;


- иметь представление о большой букве в начале точке в конце предложения (уметь обозначать это на схеме);




- уметь понять и принять учебное задание, поставлен­ное в вербальной форме;


- целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны логопеда.

2

Предложение Слово.


Выделение слов из предложений. Схема слова. Схема пред­ложения. Предложение состоит из слов. _______________. Слова пишутся раздель­но. ______ _______. Составление предложений с опорой на схему, делить предложения на слова, опреде­лять количество слов в предложении.

3

Звуки речи и неречевые звуки.

Органы речи.

Дифференциация речевых и неречевых звуков. Понятие об органах речи органах речи. (Игра «Что звучит»). Слияние звуков.

Звуковая схема.


4

Гласные звуки (и уже знако­мые буквы).


Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы Э-ХО, И-ВА. Способствовать формированию правильной артикуляции гласных. Карточки - символ гласного звука. Роль гласного звука в слове. Обозначение глас­ного звука буквой. Игро­вое упражнение «Парад букв».

5

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков

Слог как часть слова. Составление слова из частей (слогов). Продолжить работу над правильной артикуляции гласных. Понятие о слогообразующую роли гласных звуков. Схема слога, слова, пред­ложения; выделение гласных.

6

Деление слов на слоги

Формирование умения определять односложные, двухсложные, трёхсложные слова (делить слова на слоги), анализировать схемы, определять количество звуков и слогов в словах.

Составление слов из предложенных слогов. Игра: «Слоги разбежались»

7

Ударение. Ударный и безударный слоги.


Понятие об ударении. Определение сильной (ударной) позиции в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Графическая схема удар­ных и безударных глас­ных. Совершенств. умения делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в словах, выделять ударные и безударные слоги, анализировать схемы. Учить детей разбираться в значении слов. Способствовать осознанию детьми смыслоразличительной роли ударения (со словами, типа, ЗАМОК-ЗАМОК).

8

Согласные звуки (и зна­комые уже буквы).


Выявить и расширить знания детей о согласных звуках, развивать умение находить согласные в слове. Помочь детям сделать выводы о согласных; провести разграничение понятий «звук» - «буква», «гласный звук» - «согласный звук». Сопоставление звука и буквы.

Содействовать совершенствованию звукового и звуко-слогового анализа. Вычис­ление звонких по акусти­ческим признакам из на­чала, середины, конца слова и серии слогов.

9

Гласные звуки (знакомые гл. бук­вы 2 ряда).

Выделение гласного в слове, где он образует слог из одной буквы. Я-ма, ю-ла, е-жи. Сопоставление с гласными 1 ряда.

Обозначение гласного звука буквой. Сопостав­ление звук-буква.

10

Твердые и мягкие со­гласные.


Помочь детям в различении твёрдости и мягкости согласных по акустическим и моторным признакам. Познакомить с символами – обо­значением твёрдого и мягкого согласного звуков. Чтение и сравнение слогов ма-мя, но-нё. Определение позиции t и t' звуков. Дать понятие об обозначение на письме мягкости согласных глас­ными 2-го ряда.

11

Звонкие и глухие со­гласные.


Различие звонкости и глухости звуков по акустическим признакам.

Познакомить детей с графической схемой слова с выделением со­гласного звука и его обо­значением; с картинкой – символом обозна­чения звонких и глух. соглас­ных звуков; со словами – паронимами: обра­зование слов, путем заме­ны звонкого согласного на глухой согласный звук.

12

Повторение

Обобщение и систематизация знаний детей о предложении, слове, слоге, звуке. Нахождение гласных и согласных в словах, деление слов на слоги, определение ударения в слове. Закрепление умений употреблять учебную терминологию: звук, слог, слово, пред­ложение.

13

Звуки ф - ф'. Буквы ф, Ф.


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ф-ф', определять и выделять согласные звуки ф-ф' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко - слоговой анализ слов, типа: ФО­КУС, ФИЛИН; читать и печатать буквы Ф, ф. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов, типа АФ, ФА, ФЛАГ, ЛИФТ, ШКАФ - ШКАФЫ при помощи упражнений с разрезной азбукой.

Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ф-ф', определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Ф, ф.

14

Звуки в - в'. Буквы В, в.


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки в-в', определять и выделять согласные звуки в-в' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции; провести звуко - слоговой анализ слов, типа: ВЕТКА, ХВОСТ; читать и печатать буквы В, в. Совершенствовать навыки чтения и печатания слогов и слов с буквой в.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки в-в', определять их и выделять в слогах, словах, предложениях.; соотносить с буквами В, в.

15

Различие звуков

ф - в (ф' - в').


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ф - в (ф' - в'); определять и выделять согласные звуки ф - в (ф' - в') в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям в совершенствовании звуко-слогового ана­лиза на примере слов, типа, АЛФАВИТ. Активизация словаря словами-паронимами, типа, ВАТА ~ ФАТА, ВАНЯ – ФАНЯ, ВЕНЯ – ФЕНЯ. Совершенствовать умения и навыки чтения и письма слогов и слов с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки ф - в (ф' - в'); выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами ф,Ф.

16

Звуки п - п'. Буквы П,п.


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки п - п определять и выделять согласные звуки п - п' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: плот, пила. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки п (п*) определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами П, п.

17

Звуки б -б'. Буквы Б, б.


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки б - б' определять и выделять согласные звуки б - б' в слогах, словах, предложениях. Помочь детям увидеть согласный в твёрдой и мягкой позиции, провести звуко-слоговой анализ слов, типа: бант, бинт. Упражнять в чтении с ускорением темпа, изменением по­следовательности и раз­личны м ударением слогов, типа Ба – бо – бу, Бо – ба – бу, Бу – бо – ба. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки б - б', выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквами Б, б.

18

Различие звуков

п - б (п' - б')


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять согласные звуки п - б (п' - б') в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям в совершенствовании звуко-слогового ана­лиза слов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Содействовать активизации словаря словами-паронимами, типа, Палка – балка, Почка – бочка. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки п - б (п' - б'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

19

Звуки т - т'. Буквы Т, т.


Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки т -т'. Помочь детям увидеть согласные звуки т - т' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы т, Т; способствовать формированию умения писать строчную букву т, различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство п и т.

Звукобуквенный анализ ), чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки т -т', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинетическое сходство: п и т

20

Звуки д - д'. Буквы д, Д.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки д -д'. Помочь детям увидеть согласные звуки д - д' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой; читать и печатать буквы д, Д; формирование умения писать строчную букву д, умения различать её среди других букв; содействовать дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство д - б. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Продолжить работу над совершенствованием умений и навыков звукового анализа на примере слов, типа: дрозд, драп, день, дверь.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам зв. д - д', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами. Различать буквы, имеющие кинет. Сходство: д-б

21

Различие звуков

т - д (т' - д')

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Способствовать совершенствованию умений и навыков звуко-слогового ана­лиза на примере слов-паронимов, типа: дом – том, дачка - тачка. Нахождение и сравнение лексических значений слов-паронимов. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки т - д (т' - д'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

22

Звуки к - к'. Буквы к, К.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки к - к'. Помочь детям увидеть согласные звуки к - к' в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и печатать буквы к, К, писать строчную букву к, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Составление цепочек слов, типа: коза – поза – пол а – полк – волк.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки к - к', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Писать строчную букву к, различать её среди других букв.

23

Звуки г - г'. Буквы г, Г.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки г - г'. Помочь детям увидеть согласные звуки г - г в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять данные звуки в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой.

Формирование умений читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами (гимн, герб, флаг). «Гимн, герб, флаг – символы России».

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки г - г', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Умение читать и печатать буквы г, Г, писать строчную букву г, различать её среди других букв.

24

Различие звуков к - г (к' - г')

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Сравнительный звукобуквенный и звуко-слоговой анализ, определение лексического значения слов-паронимов, типа: Кол – гол. Корка - горка. В землю вбили… . В ворота забили… . Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки к - г (к - г'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

25

Звуки с - с'. Буквы с, С.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки с – с. Помочь детям увидеть данные звуки в твёрдой и мягкой позиции; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов типа слон, стол, пост, страх, столб. Подбор слов к звуковым схемам.

Уметь различать по акустическим и мотор. призна­кам звуки с - с', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и писать буквы с, С, различать их среди других букв (сопоставление написания с-е).

26

Звуки з - з'. Буквы з, З.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки з- з'; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях; соотносить их с буквой. Формирование умений читать и писать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э).

Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов, чтение и письмо слогов, слов, типа: звонок, стрекоза; предложений с изученными буквами. Подбор слов к звуковым схемам. Понятие о непроизносимой согласной на конце слова.

Уметь различать по акустическим и мотор. призна­кам звуки з - з', определять их в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой. Читать и печатать буквы з, З, различать их среди других букв (сопоставление написания з - э).

27

Различие звуков

с - з (с' -з')

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: сказочник, стрекоза, кузовок. Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки с - з (с' -з'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

28

Звук ш. Буквы ш, Ш

Помочь детям увидеть согласный звук ш в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и). Составление слов из слогов (.шко…, шля…). Выделение заданного звука в тексте (на примере выделения слов со звуком ш в стихотворении Г. Тукая «Мышь, попавшая в молоко»).

Уметь определять по акустическим и моторным призна­кам звук ш; выделять его в слогах, в словах, предложениях; соотносить с буквой; уметь писать буку ш, различать её среди других букв (сопоставление ш, и).

29

Звук ж. Буквы ж, Ж

Помочь детям увидеть согласный звук ж в твёрдой позиции; определять и выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; формирование умения писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставление ж, х). Звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звук ж; определять его в слогах, словах; соотносить с буквой. Уметь писать буку ж, различать её среди других букв (сопоставлять ж -х).


30

Различие звуков ш – ж

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ш- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать умение выполнять слого-звуковой анализ слов, типа: одежда, пижама, шарф, шорты. Закрепление умения различать звуки ш - ж («В какой чемодан положишь одежду со звуком Ш (Ж)»). Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ш – ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

31

Различие звуков

з – ж

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки з- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой, звукобуквенный анализ, чтение и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Совершенствовать умение различать звуки з - ж в игровой форме («Буква потерялась»).

Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки з- ж; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

32

Различие звуков

с – ш

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки с - ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Слого-звуковой анализ слов, типа: Саша, старушка. Различение звуков с – ш в игровой форме («Буква потерялась»).

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки с – ш; определять и выделять их в слогах, словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

33

Звуки р - р'. Буквы р, Р.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки р - р'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: трактор, бульдозер, кран.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки р - р'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами.

34

Звуки л - л'. Буквы л, Л.

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки л - л'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: клубника, пластинка, солдатик.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.


Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки л - л'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слова с изученными буквами.




35

Различие звуков

л – р (л' - р')

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки л – р (л' - р'); определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Помочь детям выполнить звуко-слоговой анализ слов, типа: здравствуйте.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами


Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки л – р (л' - р'); определять. и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изу-ченными буквами.




36

Звук ч. Букы ч, Ч.


Помочь детям определять и выделять звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой; способствовать формированию умения писать буку ч, различать её среди других букв (сопоставление У -Ч). Ззвуко-слоговой анализ слов, типа: пограничники.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь выделить по акустическим и моторным призна­кам звук ч в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами

37

Различие звуков

ч - т'

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ч - т'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: КРИЧАТЬ. Сравнительный звукобуквенный и звуко-слоговой анализ, определение лексического значения слов-паронимов, типа: печь – петь, вечер – ветер. Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки ч - т'; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

38

Звук щ. Буквы щ, Щ.

Формирование умений определять по акустиче­ским и моторным призна­кам согласный звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку щ, различать её среди других букв (сопоставление ш, щ). Звуко-слоговой анализ слов, типа: щенок, ящерица, плащ.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки звук щ; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способность формированию умения писать буку щ, различать её среди других букв (сопоставление ш, щ).

39

Различие звуков

ч - щ

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки ч - щ '; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: щучка.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки ч - щ; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

40

Звук ц. Буквы ц, Ц.

Формирование умений определять звук ц по акустическим и моторным призна­кам; выделять его в слогах, словах, предложениях; соотносить с буквой; способствовать формированию умения писать буку ц, различать её среди других букв (сопоставление ц – и). Звуко-слоговой анализ слов, типа: страница, сестрица.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь выделить по акустическим и моторным призна­кам звук ц в слогах, словах, предложениях; соотносить звук с буквой, различать её среди других букв (сопоставление ц – и).

41

Различие звуков

с - ц

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: страница и звукобуквенного анализа на примере слов-паронимов, типа: цвет – свет.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки с - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

42

Различие звуков

т - ц

Формирование умений различать по акустиче­ским и моторным призна­кам звуки т - ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Звуко-слоговой анализ слов, типа: цыплята, цветы.

Чтение, звуковой анализ и письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами.

Уметь различать по акустическим и моторным призна­кам звуки т – ц; определять и выделять их в слогах, в словах, предложениях. Читать и писать слоги, слова с изученными буквами.

43

Повторение


6ч








44

Контрольный урок












Требования к результатам обучения учащихся

При завершении коррекционно-развивающего обучения следует провести проверку усвоения учащимися содержания данного этапа. К этому времени у учащихся должны быть:


сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;

восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

уточнены первоначальные представления о звуко - буквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;

поставлены и от дифференцированы все звуки;

уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, предложение.


Учащиеся должны уметь:

называть звуки, из которых состоит слово, давать им характеристику (гласные – ударные и безудар­ные; согласные – звонкие и глухие, твёрдые и мягкие);

не смешивать понятия «звук» и «буква»;

делить слова на слоги, ставить ударение;

определять количество букв и звуков в слове;

определять границу слов;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв.


ЛИТЕРАТУРА


1. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

2. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2005.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2206.

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.

6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С.-Пб, 2006.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации