Рабочая программа по геометрии в 7 классе (УМК Л. С. Атанасяна)

1
0
Материал опубликован 24 February 2023


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бобрикская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на МО

________/Стрижаков В.В./

Протокол №1

«24» августа 2021г.

Согласовано ответственная за УР

________/Привалова М.И./

«24» августа 2021г

Принято

педсоветом

Протокол №1

«25» августа 2021г

Утверждено

Директор школы:

_______/Стрижакова Н.Ф./

Приказ №124

«26» августа 2021г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по геометрии

7 класс

(Учебник «Геометрия 7- 9 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.,8-еизд.- М.: Просвещение, 2018г.)




Количество часов в неделю – 2 часа

Количество часов в год – 70 часов




Составитель:

учитель математики

Костяная Надежда Васильевна

высшая квалификационная категория





с.Бобрик


2021-2022 учебный год


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:


Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;


Метапредметные:


Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;


Предметные:


1) Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне

о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Содержание учебного предмета


  1. Начальные геометрические сведения

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики I—VI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упражнений.

Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.


Учащиеся должны уметь:

формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;

формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

формулировать определения перпендикуляра к прямой;

решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

сопоставлять полученный результат с условием задачи.


  1. Треугольники


Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.


Учащиеся должны уметь:

распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;

формулировать определение равных треугольников;

формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;

объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;

формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

  1. Параллельные прямые


Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. Основная цель - ввести одно из важнейших понятий -

понятие параллельных прямых; дать первое представление об

аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.

Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание формированию умений доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.


Учащиеся должны уметь:

распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

формулировать аксиому параллельных прямых;

формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;

моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;

решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;

опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;

интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.


  1. Соотношения между сторонами и углами треугольников

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны уметь:

распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;

формулировать и доказывать теоремы

о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

о сумме углов треугольника,

о внешнем угле треугольника;

формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.


  1. Повторение. Решение задач

Повторение пройденного учебного материала



Тематическое планирование



Глава

Название раздела

Колич

часов

Кол. к/р


1

Начальные геометрические сведения

10

1

2

Треугольники

18

1

3

Параллельные прямые

11

1

4

Соотношение между сторонами и углами треугольника

21

2

5

Повторение

10

1

Итого:

70

6

Календарно- тематическое планирование




п/п

Название темы

Дата проведения

П

Ф

Глава 1. Начальные геометрические сведения. 10ч.

1

Прямая и отрезок



2

Луч и угол



3

Сравнение отрезков и углов



4

Измерение отрезков



5

Практическая работа «Измерение отрезков»



6

Измерение углов



7

Смежные и вертикальные углы



8

Перпендикулярные прямые



9

Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»



10

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения»



Треугольники 18 ч.

11

Треугольник



12

Первый признак равенства треугольников



13

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников



14

Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника



15

Свойства равнобедренного треугольника



16

Свойства равнобедренного треугольника. Решение задач



17

Второй признак равенства треугольников



18

Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»



19

Третий признак равенства треугольников



20

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольников



21

Задачи на построение. Окружность



22

Задачи на построение. Деление отрезка пополам. Построение угла равного данному



23

Задачи на построение. Построение биссектрисы угла



24

Решение задач по теме

«Треугольники»



25

Урок практикум. Решение задач на построение



26

Решение задач. Подготовка к контрольной работе



27

Контрольная работа №2

«Треугольники»



28

Анализ выполнения контрольной работы. Работа над ошибками



Параллельные прямые 11 ч.

29

Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых



30

Признаки параллельности двух прямых



31

Решение задач на применение признаков параллельности прямых



32

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности прямых



33

Свойства параллельных прямых



34

Свойства параллельных прямых. Решение задач



35

Решение задач по теме

«Параллельность прямых»



36

Решение задач на свойства параллельных прямых



37

Самостоятельная работа по теме «Параллельные прямые»



38

Решение задач. Подготовка к контрольной работе



39

Контрольная работа №3

«Параллельные прямые»



Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. 21 ч.

40

Анализ контрольной работы. Сумма углов треугольника



41

Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника



42

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника



43

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач.




44

Неравенство треугольника



45

Решение задач. Подготовка к контрольной работе



46

Контрольная работа №4

«Соотношения между сторонами и углами треугольника.»



47

Анализ контрольной работы. Решение задач



48

Некоторые свойства прямоугольных треугольников



49

Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач



50

Признаки равенства прямоугольных треугольников



51

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Решение задач



52

Решение задач по теме

«Прямоугольный треугольник»



53

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми



54

Построение треугольника по трем элементам



55

Решение задач. Задачи на построение



56

Решение задач. Задачи на построение



57

Самостоятельная работа .Задачи на построение



58

Решение задач. Подготовка к контрольной работе



59

Контрольная работа №5

«Соотношения между сторонами и углами треугольника.»



60

Анализ выполнения контрольной работы. Решение задач



Повторение 10ч.

61

Повторение. Начальные геометрические сведения



62

Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник



63

Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник



64

Повторение. Параллельные прямые



65

Повторение. Параллельные прямые. Решение задач.



66

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.



67

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника.



68

Обобщение курса геометрии



69

Итоговая контрольная работа на промежуточной аттестации



70

Анализ контрольной работы





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.