Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 11 September

t1726071295aa.gif

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

-Паспорт рабочей программы

-Пояснительная записка

-Общая характеристика учебного предмета

-Планируемые образовательные результаты

-Содержание учебного предмета

-Тематическое планирование по предмету «Адаптивная физическая культура», 8 класс


 

-Лист коррекции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт рабочей программы

Тип программы: общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащиеся 8 класса КГБОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часа.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 час в неделю.

Формы контроля: текущий устный опрос, проверочная работа в конце учебного года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физической культуре для обучающихся V-IX-х классов является логическим продолжением соответствующей учебной программы дополнительного первого (I1) и IIV классов.

Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.

Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:

― воспитание ин­тереса к физической культуре и спо­рту;

― овладение основами доступных видов спор­та (легкой атлетикой, гим­на­с­ти­кой, лы­жной подготовкой и др.) в со­от­ве­т­ствии с возрастными и психофи­зи­че­с­ки­ми особенностями обу­ча­ю­щих­ся;

― коррекция недостатков познава­тель­ной сферы и пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия; развитие и совер­ше­н­с­твование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;

― воспитание нра­в­с­т­ве­нных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсационных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

У многих отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.

Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.

Двигательная недостаточность особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.

К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.

Следует отметить, что среди специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачами школы, знать о текущем состоянии здоровья.

Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.

 

Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:

укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся;

развитие и совершенствование двигательных умения и навыков;

Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;

Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;

Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметом обучения физической культуре в коррекционной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Адаптивная физическая культура» изучается в 8 классе из расчёта 2 ч в неделю.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;

владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.

способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;

способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;

умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.:

владение умениями:

в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;

в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;

в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);

в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);

демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;

владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях.

владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Предметные результаты

1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном

включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для

формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры,

спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать

физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной

направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом

индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий,

включать их в режим учебного дня и учебной недели;

3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической

культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения

оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в

организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;

4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической

подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных

физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать

направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими

упражнениями с разной целевой ориентацией;

5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и

корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние

здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и

физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах

игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений.

 

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Адаптивная физическая культура»

Обучающийся научится:

выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

Обучающийся получит возможность научиться:

демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость);

уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты);

описать технику игровых действий и приемов осваивать их самостоятельно.

 

 

 

 

Уровень подготовки обучающихся:

Контрольные упражнения

Мальчики

девочки

3

4

5

3

4

5

Бег 30 метров

5.4

5.0

4.6

6.0

5.2

5.0

Бег 60 метров

11.0

10.4

10.0

11.4

10.4

10.0

Бег 1000 метров

6.00

5.20

4.50

6.50

6.00

5.20

Челночный бег 3*10м

9.0

8.2

7.8

9.4

8.8

8.2

Прыжки в длину с места

150

170

190

130

160

175

Прыжки в длину с разбега

2.60

3.20

3.60

2.40

2.90

3.10

Прыжки через скакалку за 1 минуту

80

105

120

95

105

125

Сгибание разгибание рук в упоре лежа

30

36

40

10

18

25

Поднимание туловища из положения лежа

24

28

32

22

26

28

Лыжные гонки 3000метров

20.00

19.00

18.00

23.00

21.00

20.00

 

 

Содержание учебного предмета

Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая ат­летика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные иг­ры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические све­дения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических воз­можностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые те­о­ре­ти­че­ские сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.

В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и пе­рестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без из­ме­не­ний, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с пред­метами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штан­гой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.

В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).

Освоение раздела «Лыжная и конькобежная подготовка» направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыж­ных ходов. Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида рекомендуется проводить с 2 класса, желательно на уроках при температуре до – 17 С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами (коньками) позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. В сибири, где климатические условия позволяют систематически заниматься лыжам. При календарном планировании уроков необходимо учитывать все факторы местных условий так, чтобы занятия физкультурой не ограничивались только спортивным залом.

Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Под­ви­ж­ные игры» и «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обу­чающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют на­вы­ки коллективного взаимодействия. Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хо­к­ке­ем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал).

Теоретические сведения

Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значе­ние физических упражнений в жизни человека.

Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических уп­ражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.

Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.

Здоровый образ жизни и занятия спортом после оконча­ния школы.

Гимнастика

Теоретические сведения.

Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.

Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.

Практический материал:

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):

упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и паль­цев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.

Упражнения с предметами:

с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.

Легкая атлетика

Теоретические сведения.

Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.

Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятель­ности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.

Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п.

Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.

Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».

Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.

 

Лыжная подготовки

Лыжная подготовка

Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.

Прокладка учебной лыжни; санитарно-ги­ги­е­ни­че­ские требования к занятиям на лыжах

Практический материал.

Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двух­шажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Со­ве­р­ше­н­с­т­во­вание разных видов подъемов и спусков. Повороты

Конькобежная подготовка

Теоретические сведения.

Занятия на коньках как средство закаливания организма.

Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.

Подвижные игры

Практический материал.

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.

Спортивные игры

Баскетбол

Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.

Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.

Практический материал.

Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.

Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.

Волейбол

Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила иг­ры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, пре­дупреждение травма­тизма при игре в волейбол.

Практический материал.

Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.

Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.

Настольный теннис

Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.

Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

старт не из требуемого положения;

отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

 

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но обучающийся при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по физической культуре.

Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:

Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев); К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);

Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

 

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Необходимое количество

Примечание

1

Библиотечный фонд

1.1

Программы для классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Под редакцией В.В. Воронкова 2000г.

Д

Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)

1.2

2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебник. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. / Под ред. С.П.Евсеева. 2005. – 448 с.

Д

1.3

.ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. 2007. – 608 с.

Шапкова Л.В. СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Методические рекомендации по физ-культурно-оздоровительным занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. 2001. – 152 с.

Д

1.4

Учебник по физической культуре

Г

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации

1.5

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

Д

В составе библиотечного фонда

1.6

Методические издания по физической культуре для учителей

Д

Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе»

2

Демонстрационные печатные пособия

2.1

Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности

Д

 

2.2

Плакаты методические

Д

Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям

3

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

3.1

Щит баскетбольный игровой

Д

 

3.2

Стенка гимнастическая

 

 

3.3

Скамейки гимнастические

Г

 

3.5

Обручи гимнастические

Г

 

3.8

Комплект матов гимнастических

Д

 

3.9

Перекладина навесная универсальная

Д

 

3.10

Набор для подвижных игр

Д

 

3.11

Аптечка медицинская

Г

 

3.12

Стол для настольного тенниса

Г

 

3.13

Комплект для настольного тенниса

Д

 

3.14

Мячи футбольные

К

 

3.15

Мячи баскетбольные

Д

 

3.17

Мячи волейбольные

Д

 

3.18

Сетка волейбольная

Г

 

4

Спортивные залы (кабинеты)

4.1

Спортивный зал игровой (гимнастический)

 

Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы

5

Пришкольный стадион (площадка)

5.1

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

Д

 

5.3

Гимнастический городок

Д

 

5.4

Полоса препятствий

Д

 

5.5

Лыжная трасса

Д

 

 

 

Вид программного материала, направленность

Класс

8

Подвижные игры и игровые упражнения

 

Коррекционные

«Регулировщик», «Снайпер», «Словесная карусель», «Прислушайся к сигналу», «Обманчивые движения»

С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием

«Запрещенные движения», «Ориентир», «Птицы», «Вызов победителя»

С бегом на скорость

«Сбор картошки», «Ловкие, смелые, выносливые», «Точно в руки», эстафеты

С прыжками в высоту, длину

«Дотянись до веревочки», «Сигнал», «Сбей предмет»

С метанием мяча на дальность и в цель

«Попади в окошко», «Символ», «Снайпер»

С элементами пионербола и волейбола

«Ловкая подача», «Пассовка волейболистов», эстафеты волейболистов

С элементами баскетбола

«Поймай мяч», «Мяч капитану», «Кто больше и точнее»

Игры на снегу, льду

«Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Султанчики», «Взаимная ловля»

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

8 класс

 

 

 

Темы уроков

Кол-во часов

Коррекционная направленность

Основное содержание

 

Словарь. Основные понятия.

 

 

 

 

Легкая атлетика

10

 

 

 

1

Основные знание. Инструктаж по техники безопасности

1

Соблюдают требования инструкций. Изучают историю легкой атлетики.

Знать: технику безопасности

 

2

Бег на короткие дистанции от 30 м. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег до 70 м

1

Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Описывают технику выполнения беговых упраж­нений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе осво­ения.

Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокраще­ний.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, со­блюдают правила безопасности

 

Демонстрируют вариативное выполнение бего­вых упражнений.

 

Уметь: демонстрировать финальное усилие в беге

Уметь: Стартовый разгон в беге на короткие дистанции.

 

3

Бег на результат 100 м.

1

 

4

Низкий старт, Бег 2000 м(мальчики), 1500м (девочки)

1

 

5

Кроссовый бег.

Старты из различных положений. Бег 30 м - финиширование.

1

 

6

Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега.

1

Описывают технику выполнения прыжковых уп­ражнений, осваивают её самостоятельно, выявля­ют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Уметь выполнять прыжки с разбега

 

7

Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно – силовых качеств.

1

 

8

Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель(1х1 м)(девушки с 12-14м, юноши - до 16 м)

1

Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения.

Применяют метательные упражнения для разви­тия соответствующих физических способностей.

Уметь демонстрировать вариативное выполнение метательных упражнений.

 

 

9

Метание малого мяча на дальность

1

 

10

Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди

1

 

Спортивные игры

6

 

 

 

11

Волейбол. Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку

1

 

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выяв­ляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

 

Уметь: подавать снизу, верху, принимать мяч с подачи.

Уметь: передавать мяч через сетку

Уметь играть волейбол.

 

12

Прием и передача мяча сверху двумя руками.

1

 

13-14

Передача над собой во встречных колоннах

2

 

15

Отбивание кулаком через сетку. Учебная игра.

1

 

 

16

Нижняя прямая подача. Учебная игра.

1

 

 

 

Гимнастика

11

 

17

Основы знаний. Инструктаж ТБ по гимнастике

1

Соблюдают требования инструкций. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями.

Составляют акробатические комбинации из чис­ла разученных упражнений

Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике её нарушения и коррекции.

Используют гимнастические и акробатические упражнения для развития координационных способностей.

 

Описывают технику данных упражнений и со­ставляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений

 

Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости. Оказывают страховку и помощь во время занятий, соблюдают технику безопасности

Уметь различать строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы

 

Корректировка техники выполнения упражнений.

 

Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений

 

 

 

Уметь выполнить правильный опорный прыжок

Знать ТБ опорного прыжка

 

Уметь: выполнять строевые упражнения, акробатические упражнения, лазать по канату

 

18

Строевые упражнения. Построение и перестроение на месте.

1

 

19

 

Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мальчики).

"Мост" и поворот в упор стоя на одном колене.(девочки)

1

 

20

 

 

 

Акробатическая комбинация

1

 

21

Ритмическая гимнастика

Гимнастическая полоса препятствий.

1

 

22-23

Мальчики: прыжок согнув ноги(козел в ширину, высота 115 см).

Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).

2


 

 

 

24

Комбинации из ранее освоенных акробатических.

1

 

 

25

Упражнения в равновесии (д).Упражнения на перекладине (м)

1

 

26-27

Прыжок в высоту способом перешагивания (ножницы).

2

 

 

 

Лыжная подготовка

 

10

 

Соблюдают требования инструкций. Изучают историю лыжного спорта.

Знать правила ТБ

 

 

 

 

 

 

1

Описывают технику изучаемых ходов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов, соблюдают правила безопасности.

Моделируют технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанции.

Уметь правильно передвигаться на лыжах

Оказать первую медицинскую помощь

Уметь: передвигаться на лыжах попеременными и одновременными ходами

Уметь: выполнить торможение и поворот при спуске

Уметь: подняться на склон «елочкой»

Уметь: бегать на лыжах на результат

 

2

Здоровье и здоровый образ жизни. ТБ на лыжах.

 

29-30

Одновременный одношажный ход (стартовый вариант

2

 

 

 

31

 

 

Скользящий шаг без палок и с палкам.

Подъём в гору скользящим шагом.

1

 

32

Попеременный двухшажный ход

1

 

 

33

Коньковый ход.

Передвижение на лыжах до 3-4 км

 

1

 

 

34

Пройти дистанцию до 5 км в медленном темпе

1

 

 

35

Совершенствовать технику лыжных ходов, спусков и подъемов.

1

 

 

36-37

Повороты переступанием в движении. Игры на лыжах.

 

2

 

 

 

 

 

Спортивные игры

15

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относят­ся к сопернику и управляют своими эмоциями

Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча

Уметь выполнять различные варианты передачи мяча

Уметь выполнять ведение мяча в движении

 

 

38

Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений.

 

 

1

 

39

Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед

1

 

 

 

40-41

 

Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. Остановка двумя шагами и прыжком.

2

 

42-43

Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.

2

 

44-45

 

 

 

 

Вырывание и выбивание мяча.

Повороты без мяча и с мячом. Игра в баскетбол.

 

 

 

2

 

46-47

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах шагов Игра в баскетбол.

2

 

 

 

 

Настольный теннис

4

Беседа о ТБ. Ознакомление с теннисным инвентарем: ракетки, мячи, теннисный стол. Разборка и сборка теннисного стола. Натягивание сетки на необходимую высоту. Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча, удержание мяча на ракетке.

 

 

 

 

 

 

 

Уметь выполнять подачу мяча

Уметь выполнять прием мяча

Уметь выполнять подрезку мяча

 

 

 

 

48-49

Обучение правилам техники безопасности (ТБ) поведения в спортивном зале. Разновидности ракеток, накладок. Способы хваток.

 

1

 

50

Правило игры, введение мяча в игру с подачи, продолжительность партии количество партий в игре.

2

 

51-52

Подачи, приемы, разновидности. Обучение ударов с отскока.

2

 

Волейбол

 

11

 

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Организуют совместные занятия пеонерболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относят­ся к сопернику и управляют своими эмоциями.

Уметь демонстрировать технику ловли и броска мяча

Уметь выполнять различные варианты передачи мяча

Уметь выполнять подачу мяча одной рукой.

 

 

53

Основные знание. Инструктаж по техники безопасности Правила игры и соревнований. Техника передач.

1

 

54-55

Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах.

 

 

2

 

56-57

Прием мяча снизу двумя руками. Групповые упражнения. Учебная игра.

 

2

 

58-59

Техника нижней прямой подачи. Учебная игра.

2

 

60-61

Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.

 

 

2

 

 

 

62

Одиночное блокирование. Учебная игра.

1

 

63

Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра.

1

 

Легкая атлетика

5

 

64

Беговые и прыжковые

упражнения.

Бег на средние дистанции.

1

Описывают технику выполнения беговых упраж­нений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе осво­ения.

Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокраще­ний.

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, со­блюдают правила безопасности

Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений.

Применяют метательные упражнения для разви­тия соответствующих физических способностей.

 

Демонстрируют вариативное выполнение бего­вых упражнений.

 

Уметь: демонстрировать финальное усилие в беге

 

Уметь :Стартовый разгон в беге на короткие дистанции

 

Уметь: бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м,) прыгать в длину с разбега, метать мяч на дальность

 

 

Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч на дальность

 

 

 

 

 

65

Скоростной бег 70-80 м

1

 

66

Бег на результат 100 м

1

 

67

Круговая эстафета

1

 

68

Броски набивного мяча (3 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди

Эстафеты.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).

 

Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Издательство ВЛАДОС, 2017. – Сб. 1.-224с. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью Вариант 1 г.Москва «Просвещение» 2018г.

Организация двигательной активности умственно отсталых детей. А.А.Дмитриев. Москва «Советский спорт», 1991г.

Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе. Н.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова. Москва, «Просвещение», 1988г.

Безопасный путь в школу. С.Новиков. Москва, 1996г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:0-4 классы: под ред. И.М. Бгажноковой, 3-е изд. испр и допол. Изд: Просвещение- 2011-238 с.

А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп. Рекомендации, планирование, программы: Волгоград: Издательство « Учитель», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист дополнений и изменений

 

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.