Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» (8 класс)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-Паспорт рабочей программы
-Пояснительная записка
-Общая характеристика учебного предмета
-Планируемые образовательные результаты
-Содержание учебного предмета
-Тематическое планирование по предмету «Адаптивная физическая культура», 8 класс
-Лист коррекции
Паспорт рабочей программы
Тип программы: общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: учащиеся 8 класса КГБОУ «Завьяловская общеобразовательная школа-интернат».
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 час в неделю.
Формы контроля: текущий устный опрос, проверочная работа в конце учебного года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре для обучающихся V-IX-х классов является логическим продолжением соответствующей учебной программы дополнительного первого (I1) и I—IV классов.
Основная цель изучения физической культуры заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.
Задачи, реализуемые в ходе уроков физической культуры:
― воспитание интереса к физической культуре и спорту;
― овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсационных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
У многих отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке.
Нередко у детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые могут быть незаметными в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке, в усложненных двигательных заданиях.
Двигательная недостаточность особенно возрастает при выполнении точно дозированных мышечных усилий, при перекрестной координации движений, пространственно-временной организации моторного акта.
К характеристике физического развития добавляется недоразвитие интеллекта, в частности речи, что в свою очередь приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и заданий, что требует дополнительного внимания учителя физкультуры как при организации учебной работы, так и спортивно-массовых внеклассных мероприятий с детьми.
Следует отметить, что среди специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети с хорошо развитой моторикой. Это обусловливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Учитель физкультуры может успешно решать стоящие перед ним коррекционные задачи только в том случае, если он будет вести занятие на основе знания структуры дефекта каждого ученика, всех его потенциальных возможностей и специфических нарушений. Учитель должен хорошо знать данные врачебных осмотров, вести работу в контакте с врачами школы, знать о текущем состоянии здоровья.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями. Такие дети нуждаются в особом охранительном режиме, они не могут выполнять задания и упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Конкретными учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с нарушением интеллекта являются:
укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности обучающихся;
развитие и совершенствование двигательных умения и навыков;
Приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
Развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
Формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметом обучения физической культуре в коррекционной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Адаптивная физическая культура» изучается в 8 классе из расчёта 2 ч в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
• владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания индивидуальных занятий в соответствии с задачами улучшения физического развития и физической подготовленности.
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха;
• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.:
• владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях.
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Предметные результаты
1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном
включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для
формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры,
спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий,
включать их в режим учебного дня и учебной недели;
3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической
культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения
оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической
подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных
физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать
направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими
упражнениями с разной целевой ориентацией;
5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и
корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние
здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и
физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах
игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Адаптивная физическая культура»
Обучающийся научится:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Обучающийся получит возможность научиться:
демонстрировать физические кондиции (скоростную выносливость);
уметь выполнять комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, повороты);
описать технику игровых действий и приемов осваивать их самостоятельно.
Уровень подготовки обучающихся:
Контрольные упражнения |
Мальчики |
девочки |
|||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||
Бег 30 метров |
5.4 |
5.0 |
4.6 |
6.0 |
5.2 |
5.0 |
|
Бег 60 метров |
11.0 |
10.4 |
10.0 |
11.4 |
10.4 |
10.0 |
|
Бег 1000 метров |
6.00 |
5.20 |
4.50 |
6.50 |
6.00 |
5.20 |
|
Челночный бег 3*10м |
9.0 |
8.2 |
7.8 |
9.4 |
8.8 |
8.2 |
|
Прыжки в длину с места |
150 |
170 |
190 |
130 |
160 |
175 |
|
Прыжки в длину с разбега |
2.60 |
3.20 |
3.60 |
2.40 |
2.90 |
3.10 |
|
Прыжки через скакалку за 1 минуту |
80 |
105 |
120 |
95 |
105 |
125 |
|
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
30 |
36 |
40 |
10 |
18 |
25 |
|
Поднимание туловища из положения лежа |
24 |
28 |
32 |
22 |
26 |
28 |
|
Лыжные гонки 3000метров |
20.00 |
19.00 |
18.00 |
23.00 |
21.00 |
20.00 |
Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в следующих разделах: «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная и конькобежная подготовки», «Подвижные игры», «Спортивные игры». В каждом из разделов выделено два взаимосвязанных подраздела: «Теоретические сведения» и «Практический материал». Кроме этого, с учетом возраста и психофизических возможностей обучающихся им также предлагаются для усвоения некоторые теоретические сведения из области физической культуры, которые имеют самостоятельное значение.
В разделе «Гимнастика» (подраздел «Практический материал») кроме построений и перестроений представлены два основных вида физических упражнений: с предметами и без предметов, содержание которых по сравнению с младшими классами в основном остается без изменений, но при этом возрастает их сложность и увеличивается дозировка. К упражнениям с предметами добавляется опорный прыжок; упражнения со скакалками; гантелями и штангой; на преодоление сопротивления; упражнения для корпуса и ног; элементы акробатики.
В раздел «Легкая атлетика» включены традиционные виды: ходьба, бег, прыжки, метание, которые способствуют развитию физических качеств обучающихся (силы, ловкости, быстроты и т. д.).
Освоение раздела «Лыжная и конькобежная подготовка» направлена на дальнейшее совершенствование навыков владения лыжами и коньками, которые способствуют коррекции психомоторной сферы обучающихся. В тех регионах, где климатические условия не позволяют систематически заниматься лыжной и конькобежной подготовками, следует заменить их занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, играми. Но в этом случае следует проводить уроки физкультуры не только в условиях спортивного зала, но и на свежем воздухе. Виды лыжного спорта; сведения о технике лыжных ходов. Лыжную подготовку в условиях специальной (коррекционной) школы 8 вида рекомендуется проводить с 2 класса, желательно на уроках при температуре до – 17 С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами (коньками) позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др. В сибири, где климатические условия позволяют систематически заниматься лыжам. При календарном планировании уроков необходимо учитывать все факторы местных условий так, чтобы занятия физкультурой не ограничивались только спортивным залом.
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного взаимодействия. Начиная с V-го класса, обучающиеся знакомятся с доступными видами спортивных игр: волейболом, баскетболом, настольным теннисом, хоккеем на полу (последнее может использоваться как дополнительный материал).
Теоретические сведения
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических упражнений в жизни человека.
Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду. Значение физической культуры в жизни человека. Самостраховка и самоконтроль при выполнении физических упражнений. Помощь при травмах. Способы самостоятельного измерения частоты сердечных сокращений.
Физическая культура и спорт в России. Специальные олимпийские игры.
Здоровый образ жизни и занятия спортом после окончания школы.
Гимнастика
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о передвижениях по ориентирам.
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал:
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и общеразвивающие упражнения):
упражнения на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; мышц шеи; расслабления мышц; укрепления голеностопных суставов и стоп; укрепления мышц туловища, рук и ног; для формирования и укрепления правильной осанки.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; большими обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами; со скакалками; гантелями и штангой; лазанье и перелезание; упражнения на равновесие; опорный прыжок; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений; упражнения на преодоление сопротивления; переноска грузов и передача предметов.
Легкая атлетика
Теоретические сведения.
Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при прыжках в длину.
Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Правила судейства по бегу, прыжкам, метанию; правила передачи эстафетной палочки в легкоатлетических эстафетах.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба в разном темпе; с изменением направления; ускорением и замедлением; преодолением препятствий и т. п.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью. Бег с варьированием скорости. Скоростной бег. Эстафетный бег. Бег с преодолением препятствий. Бег на короткие, средние и длинные дистанции. Кроссовый бег по слабопересеченной местности.
Прыжки. Отработка выпрыгивания и спрыгивания с препятствий. Прыжки в длину (способами «оттолкнув ноги», «перешагивание»). Прыжки в высоту способом «перекат».
Метание. Метание малого мяча на дальность. Метание мяча в вертикальную цель. Метание в движущую цель.
Лыжная подготовки
Лыжная подготовка
Теоретические сведения. Сведения о применении лыж в быту. Занятия на лыжах как средство закаливания организма.
Прокладка учебной лыжни; санитарно-гигиенические требования к занятиям на лыжах
Практический материал.
Стойка лыжника. Виды лыжных ходов (попеременный двухшажный; одновременный бесшажный; одновременный одношажный). Совершенствование разных видов подъемов и спусков. Повороты
Конькобежная подготовка
Теоретические сведения.
Занятия на коньках как средство закаливания организма.
Практический материал. Стойка конькобежца. Бег по прямой. Бег по прямой и на поворотах. Вход в поворот. Свободное катание. Бег на время.
Подвижные игры
Практический материал.
Коррекционные игры;
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием и др.
Спортивные игры
Баскетбол
Теоретические сведения. Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении упражнений с мячом.
Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.
Практический материал.
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад. Остановка по свистку. Передача мяча от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу и от груди с места. Прямая подача.
Подвижные игры на основе баскетбола. Эстафеты с ведением мяча.
Волейбол
Теоретические сведения. Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке. Права и обязанности игроков, предупреждение травматизма при игре в волейбол.
Практический материал.
Прием и передача мяча снизу и сверху. Отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении. Верхняя прямая передача в прыжке. Верхняя прямая подача. Прыжки вверх с места и шага, прыжки у сетки. Многоскоки. Верхняя прямая передача мяча после перемещения вперед, вправо, влево.
Учебные игры на основе волейбола. Игры (эстафеты) с мячами.
Настольный теннис
Теоретические сведения. Парные игры. Правила соревнований. Тактика парных игр.
Практический материал. Подача мяча слева и справа, удары слева, справа, прямые с вращением мяча. Одиночные игры.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но обучающийся при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по физической культуре.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев); К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического оснащения |
Необходимое количество |
Примечание |
1 |
Библиотечный фонд |
||
1.1 |
Программы для классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Под редакцией В.В. Воронкова 2000г. |
Д |
Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 |
2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Учебник. Том 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. / Под ред. С.П.Евсеева. 2005. – 448 с. |
Д |
|
1.3 |
.ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Учебник. Под общ. ред. проф. Л.В.Шапковой. 2007. – 608 с. Шапкова Л.В. СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: Методические рекомендации по физ-культурно-оздоровительным занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. 2001. – 152 с. |
Д |
|
1.4 |
Учебник по физической культуре |
Г |
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 |
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению |
Д |
В составе библиотечного фонда |
1.6 |
Методические издания по физической культуре для учителей |
Д |
Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 |
Демонстрационные печатные пособия |
||
2.1 |
Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности |
Д |
|
2.2 |
Плакаты методические |
Д |
Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
3 |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
||
3.1 |
Щит баскетбольный игровой |
Д |
|
3.2 |
Стенка гимнастическая |
|
|
3.3 |
Скамейки гимнастические |
Г |
|
3.5 |
Обручи гимнастические |
Г |
|
3.8 |
Комплект матов гимнастических |
Д |
|
3.9 |
Перекладина навесная универсальная |
Д |
|
3.10 |
Набор для подвижных игр |
Д |
|
3.11 |
Аптечка медицинская |
Г |
|
3.12 |
Стол для настольного тенниса |
Г |
|
3.13 |
Комплект для настольного тенниса |
Д |
|
3.14 |
Мячи футбольные |
К |
|
3.15 |
Мячи баскетбольные |
Д |
|
3.17 |
Мячи волейбольные |
Д |
|
3.18 |
Сетка волейбольная |
Г |
|
4 |
Спортивные залы (кабинеты) |
||
4.1 |
Спортивный зал игровой (гимнастический) |
|
Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы |
5 |
Пришкольный стадион (площадка) |
||
5.1 |
Игровое поле для футбола (мини-футбола) |
Д |
|
5.3 |
Гимнастический городок |
Д |
|
5.4 |
Полоса препятствий |
Д |
|
5.5 |
Лыжная трасса |
Д |
|
Вид программного материала, направленность |
Класс |
8 |
|
Подвижные игры и игровые упражнения
Коррекционные |
«Регулировщик», «Снайпер», «Словесная карусель», «Прислушайся к сигналу», «Обманчивые движения» |
С элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием |
«Запрещенные движения», «Ориентир», «Птицы», «Вызов победителя» |
С бегом на скорость |
«Сбор картошки», «Ловкие, смелые, выносливые», «Точно в руки», эстафеты |
С прыжками в высоту, длину |
«Дотянись до веревочки», «Сигнал», «Сбей предмет» |
С метанием мяча на дальность и в цель |
«Попади в окошко», «Символ», «Снайпер» |
С элементами пионербола и волейбола |
«Ловкая подача», «Пассовка волейболистов», эстафеты волейболистов |
С элементами баскетбола |
«Поймай мяч», «Мяч капитану», «Кто больше и точнее» |
Игры на снегу, льду |
«Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Султанчики», «Взаимная ловля» |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
|
Темы уроков |
Кол-во часов |
Коррекционная направленность Основное содержание
|
Словарь. Основные понятия. |
|
|||
|
||||||||
|
|
|||||||
Легкая атлетика |
10 |
|
|
|
||||
1 |
Основные знание. Инструктаж по техники безопасности |
1 |
Соблюдают требования инструкций. Изучают историю легкой атлетики. |
Знать: технику безопасности |
|
|||
2 |
Бег на короткие дистанции от 30 м. Специальные беговые упражнения. Скоростной бег до 70 м |
1 |
Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности
|
Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.
Уметь: демонстрировать финальное усилие в беге Уметь: Стартовый разгон в беге на короткие дистанции. |
|
|||
3 |
Бег на результат 100 м. |
1 |
|
|||||
4 |
Низкий старт, Бег 2000 м(мальчики), 1500м (девочки) |
1 |
|
|||||
5 |
Кроссовый бег. Старты из различных положений. Бег 30 м - финиширование. |
1 |
|
|||||
6 |
Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега. |
1 |
Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. |
Уметь выполнять прыжки с разбега |
|
|||
7 |
Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно – силовых качеств. |
1 |
|
|||||
8 |
Метание теннисного мяча в вертикальную и горизонтальную цель(1х1 м)(девушки с 12-14м, юноши - до 16 м) |
1 |
Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. |
Уметь демонстрировать вариативное выполнение метательных упражнений.
|
|
|||
9 |
Метание малого мяча на дальность |
1 |
|
|||||
10 |
Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди |
1 |
|
|||||
Спортивные игры |
6 |
|
|
|
||||
11 |
Волейбол. Прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку |
1 |
Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности
|
Уметь: подавать снизу, верху, принимать мяч с подачи. Уметь: передавать мяч через сетку Уметь играть волейбол. |
|
|||
12 |
Прием и передача мяча сверху двумя руками. |
1 |
|
|||||
13-14 |
Передача над собой во встречных колоннах |
2 |
|
|||||
15 |
Отбивание кулаком через сетку. Учебная игра. |
1 |
|
|
||||
16 |
Нижняя прямая подача. Учебная игра. |
1 |
|
|
|
|||
Гимнастика |
11 |
|
||||||
17 |
Основы знаний. Инструктаж ТБ по гимнастике |
1 |
Соблюдают требования инструкций. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражнения по профилактике её нарушения и коррекции. Используют гимнастические и акробатические упражнения для развития координационных способностей.
Описывают технику данных упражнений и составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений
Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости. Оказывают страховку и помощь во время занятий, соблюдают технику безопасности |
Уметь различать строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы
Корректировка техники выполнения упражнений.
Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений
Уметь выполнить правильный опорный прыжок Знать ТБ опорного прыжка
Уметь: выполнять строевые упражнения, акробатические упражнения, лазать по канату |
|
|||
18 |
Строевые упражнения. Построение и перестроение на месте. |
1 |
|
|||||
19
|
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь (мальчики). "Мост" и поворот в упор стоя на одном колене.(девочки) |
1 |
|
|||||
20
|
Акробатическая комбинация |
1 |
|
|||||
21 |
Ритмическая гимнастика Гимнастическая полоса препятствий. |
1 |
|
|||||
22-23 |
Мальчики: прыжок согнув ноги(козел в ширину, высота 115 см). Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см). |
2
|
|
|||||
24 |
Комбинации из ранее освоенных акробатических. |
1
|
|
|||||
25 |
Упражнения в равновесии (д).Упражнения на перекладине (м) |
1 |
|
|||||
26-27 |
Прыжок в высоту способом перешагивания (ножницы). |
2 |
|
|||||
|
Лыжная подготовка
|
10
|
Соблюдают требования инструкций. Изучают историю лыжного спорта. |
Знать правила ТБ
|
|
|||
|
|
1 |
Описывают технику изучаемых ходов, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники лыжных ходов, соблюдают правила безопасности. Моделируют технику освоенных лыжных ходов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе прохождения дистанции. |
Уметь правильно передвигаться на лыжах Оказать первую медицинскую помощь Уметь: передвигаться на лыжах попеременными и одновременными ходами Уметь: выполнить торможение и поворот при спуске Уметь: подняться на склон «елочкой» Уметь: бегать на лыжах на результат |
|
|||
2 |
Здоровье и здоровый образ жизни. ТБ на лыжах. |
|
||||||
29-30 |
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант |
2
|
|
|||||
31
|
Скользящий шаг без палок и с палкам. Подъём в гору скользящим шагом. |
1 |
|
|||||
32 |
Попеременный двухшажный ход |
1
|
|
|||||
33 |
Коньковый ход. Передвижение на лыжах до 3-4 км
|
1
|
|
|||||
34 |
Пройти дистанцию до 5 км в медленном темпе |
1
|
|
|||||
35 |
Совершенствовать технику лыжных ходов, спусков и подъемов. |
1
|
|
|||||
36-37 |
Повороты переступанием в движении. Игры на лыжах.
|
2
|
|
|||||
|
|
|
||||||
Спортивные игры |
15 |
Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями |
Уметь демонстрировать технику приема и передачи мяча Уметь выполнять различные варианты передачи мяча Уметь выполнять ведение мяча в движении
|
|
||||
38 |
Баскетбол. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений.
|
1 |
|
|||||
39 |
Стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед |
1
|
|
|||||
40-41
|
Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. Остановка двумя шагами и прыжком. |
2 |
|
|||||
42-43 |
Передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. |
2 |
|
|||||
44-45
|
Вырывание и выбивание мяча. Повороты без мяча и с мячом. Игра в баскетбол. |
2 |
|
|||||
46-47 |
Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах шагов Игра в баскетбол. |
2 |
|
|||||
|
|
|
||||||
Настольный теннис |
4 |
Беседа о ТБ. Ознакомление с теннисным инвентарем: ракетки, мячи, теннисный стол. Разборка и сборка теннисного стола. Натягивание сетки на необходимую высоту. Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча, удержание мяча на ракетке.
|
Уметь выполнять подачу мяча Уметь выполнять прием мяча Уметь выполнять подрезку мяча
|
|
||||
48-49 |
Обучение правилам техники безопасности (ТБ) поведения в спортивном зале. Разновидности ракеток, накладок. Способы хваток.
|
1 |
|
|||||
50 |
Правило игры, введение мяча в игру с подачи, продолжительность партии количество партий в игре. |
2 |
|
|||||
51-52 |
Подачи, приемы, разновидности. Обучение ударов с отскока. |
2 |
|
|||||
Волейбол
|
11
|
Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности Организуют совместные занятия пеонерболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. |
Уметь демонстрировать технику ловли и броска мяча Уметь выполнять различные варианты передачи мяча Уметь выполнять подачу мяча одной рукой.
|
|
||||
53 |
Основные знание. Инструктаж по техники безопасности Правила игры и соревнований. Техника передач. |
1 |
|
|||||
54-55 |
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча сверху двумя руками в парах и над собой. Прием мяча снизу двумя руками в парах.
|
2 |
|
|||||
56-57 |
Прием мяча снизу двумя руками. Групповые упражнения. Учебная игра.
|
2 |
|
|||||
58-59 |
Техника нижней прямой подачи. Учебная игра. |
2 |
|
|||||
60-61 |
Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.
|
2
|
|
|||||
62 |
Одиночное блокирование. Учебная игра. |
1 |
|
|||||
63 |
Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра. |
1 |
|
|||||
Легкая атлетика |
5 |
|
||||||
64 |
Беговые и прыжковые упражнения. Бег на средние дистанции. |
1 |
Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. |
Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений.
Уметь: демонстрировать финальное усилие в беге
Уметь :Стартовый разгон в беге на короткие дистанции
Уметь: бегать с максимальной скоростью с низкого старта (60 м,) прыгать в длину с разбега, метать мяч на дальность
Уметь: прыгать в длину с разбега; метать мяч на дальность |
|
|||
|
|
|
|
|||||
65 |
Скоростной бег 70-80 м |
1 |
|
|||||
66 |
Бег на результат 100 м |
1 |
|
|||||
67 |
Круговая эстафета |
1 |
|
|||||
68 |
Броски набивного мяча (3 кг) двумя руками из-за головы с положения сидя на полу, от груди Эстафеты. |
1 |
|
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида:5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.:Издательство ВЛАДОС, 2017. – Сб. 1.-224с. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью Вариант 1 г.Москва «Просвещение» 2018г.
Организация двигательной активности умственно отсталых детей. А.А.Дмитриев. Москва «Советский спорт», 1991г.
Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе. Н.Д.Рипа, В.К.Велитченко, С.С.Волкова. Москва, «Просвещение», 1988г.
Безопасный путь в школу. С.Новиков. Москва, 1996г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:0-4 классы: под ред. И.М. Бгажноковой, 3-е изд. испр и допол. Изд: Просвещение- 2011-238 с.
А.Н. Каинов, И.Ю. Шалаева. Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп. Рекомендации, планирование, программы: Волгоград: Издательство « Учитель», 2007.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений |
Содержание |
Реквизиты документа |
Подпись лица, внесшего изменения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|