Дополнительная общеобразовательная программа «Чудесная мастерская» (адаптированная)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
«Чудесная мастерская»
(адаптированная)
художественная направленность
2020-2021 учебный год
возраст обучающихся:8-14 лет
Составитель:
Кислицына Светлана Серафимовна
1.Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Обучающиеся много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только духовным, но и практическим.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа с бумагой, пластилином, природным и материалом, тканью, нитками – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Лепка, аппликация, поделки и вышивка имеют большое значение для обучения и воспитания обучающихся. Они способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка аппликация и вышивка формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного.
Так же они дают удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие обучающегося, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься творческой деятельностью обучающимся с интеллектуальными нарушениями не только среднего звена, но и начальной школы.
Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у обучающихся умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Рабочая программа рассчитана для обучающихся 2,7 классов.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Чудесная мастерская» - художественная.
Новизна программы состоит в том, что обучающиеся с интеллектуальными нарушениями осваивают нетрадиционные приемы работы с цветной бумагой, пластилином, мелким природным материалом, вышивальными инструментами. Программа дополняет и расширяет знания и умения, полученные обучающимися на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
Актуальность программы состоит в том, что она решает проблему с развитием мелкой моторики, задержкой речи, вниманием. Изучение новых приёмов лепки, аппликации, вышивки осуществляется в процессе реализации творческой идеи.
Обучающиеся получают возможность не только познакомиться с работами, которые выполнили другие люди, но и сами научатся выполнять их.
Современные требования общества к развитию личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи обучающимся, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
Отличительные особенности программы в том, что при её разработке учитывались возрастные, психологические, и физиологические особенности обучающихся, делалась опора на личность ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе. Программа включает в себя игровые формы занятий, что позволяет развивать внимание, воображение, память; прививать любовь к искусству; пробуждать в каждом потребность к творческому самовыражению.
Занятия являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению способов и действий работы с пластилином, бумагой, мелким природным материалом. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, участвуя в выставках. Предлагаемая программа представляет собой обобщение большинства известных способов творческой выраженности, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». В программе акцент сделан на выполнение мелких деталей из пластилина, цветной бумаги, мелкого природного материала, бисера.
Цель данной программы — всестороннее эстетическое и художественное развитие, создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, формирование практических трудовых навыков,развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
Образовательные:
овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
овладение опытом практической деятельности по созданию поделок;
овладение навыками творческого сотрудничества.
развивающие:
развитие творчества;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук;
развитие пространственного воображения;
развитие технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
воспитательные:
воспитание уважительного отношения к результатам труда;
воспитание интереса к творческой и досуговой деятельности;
воспитание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Адресат: Программа разработана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Возраст обучающихся 8-14 лет, 2 группы (2,7 классы).
Срок реализации программы -1 год
Формы обучения: беседы, практические работы, творческие работы, выставки. Во время работы проводятся оздоровительные минутки: упражнения для глаз, для осанки, упражнения для кисти рук. Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми работами. Творческую активность обучающихся развивает работа с литературой. Работая самостоятельно, обучающиеся создают свою работу. С теми обучающимися, кому нужна индивидуальная помощь из-за физических, психологических факторов, ведётся индивидуальная работа.
Современное дистанционное обучение строится на использовании сетевых курсов, web-страниц, web-сайтов, web-форумов, средств обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени (Viber, WhatsApp, Skype).
Режим занятий:
Занятия проводятся во второй половине дня.
Длительность занятия-45 минут.
Так же занятия проводятся и в каникулярное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение обучающимися базовых учебных действий:
Личностные | уважительного отношения к результатам труда; интереса к творческой и досуговой деятельности; практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности. |
Регулятивные | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
Коммуникативные | овладение навыками творческого сотрудничества; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с товарищами и педагогом; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к заданию в разных видах деятельности; |
Познавательные | овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками; овладение опытом практической деятельности по созданию готового продукта. |
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
выполнение отдельных упражнений по лепке, аппликации;
умение планировать и грамотно осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения данной общеобразовательной общеразвивающей программы. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
Минимальный уровень
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- знание инструментов и приспособлений, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- пользование материалами для аппликации, лепки, поделки, вышивания;
- знание названий предметов, подлежащих лепке, аппликации, вышиванию;
- владение приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
Достаточный уровень
- следование при выполнении работы инструкциям педагога или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в вышивке, лепке и аппликации;
- знание видов пластилинографии (мозаичная, витражная, плоская, контурная, сплющивание, раскатывание, отщипывание);
- знание видов аппликации (объемная, плоская. отрывная).
-знание простейших способов вышивки
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
название материалов и инструментов для лепки, аппликации, вышивки и их назначение;
нетрадиционные приёмы пластилинографии;
нетрадиционные техники аппликации;
знать простейшие способы лепки;
знать простейшие способы вышивки;
К концу года обучающиеся должны уметь:
использовать инструменты по назначению
подготавливать и убирать своё место
правильно держать, инструменты для лепки, аппликации, вышивки выполнять ими движения
использовать стеку, присоединяя мелкие детали (под контролем учителя),
занять правильную позицию за рабочим столом
пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;
самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;
творчески подходить к выполнению работы.
Форма подведения итогов
реализации ДООП являются организованные выставки, участие работ обучающихся в районных, городских выставках, интернет-конкурсах декоративно-прикладного творчества. Результатом работы каждого обучающегося являются работы на различные темы, а также одна самостоятельно выполненная работа на свободную тему на основе приобретенных знаний, умений и навыков.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | 2 класс | 7 класс |
Вводные занятия | 2 | 2 | |
Чудеса пластилинографии (обратная, мозаичная, витражная, многослойная, контурная, с помощью прищипывания) | 27 | 17 | |
3 | Чудеса аппликации (плоская, объемная, отрывная ) | 23 | 16 |
4 | Поделки из мелких природных материалов (семена, крылатки) | 29 | 22 |
5 | Чудеса вышивки (нитки, бисер) | 24 | 16 |
Учебный календарно -тематический план
(2 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | |||
Дата | теор | практ | |||
1 | Раздел 1. Вводные занятия. Введение в декоративно-прикладное искусство Вводное занятие. Знакомство с техникой пластилинографии. Просмотр работ. Видео. Инструктаж по технике безопасности. | 1.09 | 1 | ||
2 | Раздел 2. Чудеса пластилинографии | ||||
3 | «Гриб». Знакомство с одним из видов обратной аппликации - витражная аппликация. Техника выполнения. | 4.09 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Витражная пластилинография: «Ветка рябины». Рисование пластилином. Закрепление приёмов раскатывания пластилина на гладкой основе при помощи стеки. | 7.09 | 0.5 | 0,5 | |
5 | Витражная пластилинография : «Петушок». | 8.09 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Аппликация на картоне « Смешарики» | 11.09 | 1 | ||
7 | Витражная пластилинография : «Рыбка» | 14.09 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Мозаичная пластилинография на картоне «Улитка» | 15.09 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Витражная пластилинография: «Цветик- семицветик» | 18.09 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Мозаичная пластилинография на картоне «Яблоко» | 21.09 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Витражная пластилинография: «Зонтик» | 22.09 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Мозаичная пластилинография на диске «Ромашка» | 25.09 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Мозаичная пластилинография на диске «Ромашка» | 28.09 | 1 | ||
14 | Витражная мозаичная аппликация: «Арбузная долька» | 29.09 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Групповая работа Витражная аппликация на стекле: «Букет учителю». | 2.10 | 1 | ||
16 | Мозаичная пластилинография «Червяк и яблоко» | 5.10 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Мозаичная пластилинография «Червяк и яблоко» | 6.10 | 1 | ||
18 | Налепливание пластилина на готовый рисунок | 9.10 | 1 | ||
19 | Многослойная пластилинография «Пейзаж- У реки» | 12.10 | 0.5 | 0,5 | |
20 | Многослойная пластилинография «Пейзаж- У реки» | 13.10 | 1 | ||
21 | Контурная пластилинография «Домик» | 16.10 | 1 | ||
22 | Пластилинография с помощью прищипывания «Корабль на волне» | 19.10 | 0,5 | 0,5 | |
23 24 25 26 | Пластилинография с помощью прищипывания «Корабль на волне» Рисование пластилином по контуру «Мой любимый сказочный герой» Рисование пластилином по контуру «Мой любимый сказочный герой» Лепка на свободную тему по желанию обучающихся. | 20.10 22.10 26.10 27.10 | 0,5 | 1 0,5 1 1 | |
27 | Оформление выставки лучших работ. | 30.10 | 1 | ||
Раздел 3.Чудеса аппликации | |||||
1 | История декоративно-прикладного искусства аппликация. Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. | 2.11 | 1 | ||
2 | Плоская аппликация «Цветок в горшке» | 3.11 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Плоская аппликация «Аквариум» | 9.11 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Плоская аппликация «Ветка винограда» | 10.11 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Объемная аппликация «Кактус» | 16.11 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Объемная аппликация «Вишенки» | 17.11 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Объемная аппликация « Осенний георгин» | 20.11 | 1 | ||
8 | Объемная аппликация « Осенний георгин» | 23.11 | 1 | ||
9 | Объемная аппликация «Воздушный шар » | 24.11 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Объемная аппликация шариками из цветных салфеток «Радуга» | 27.11 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Объемная аппликация шариками из цветных салфеток «Радуга» | 30.11 | 1 | ||
12 | Объемная аппликация шариками из цветных салфеток «Радуга» | 1.12 | 1 | ||
13 | Отрывная аппликация «Снеговик» | 4.12 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Отрывная аппликация «Снеговик» | 7.12 | 1 | 1 | |
15 | Отрывная аппликация «Снеговик» | 8.12 | 1 | 1 | |
16 | Отрывная аппликация «Сова» | 11.12 | 1 | ||
17 | Смешанная аппликация «Еж с яблоком» | 14.12 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Смешанная аппликация « Ёж с яблоком» | 15.12 | 1 | ||
19 | Смешанная аппликация «Веселый дед Мороз» | 17.12 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Смешанная аппликация «Веселый дед Мороз» | 18.12 | 1 | ||
21 | Смешанная аппликация «Веселый дед Мороз» | 21.12 | 1 | ||
22 | Групповая работа «Зимняя открытка» (все виды аппликаций) на ватмане | 22.12 | 0,5 | 0,5 | |
23 | Групповая работа «Зимняя открытка» (все виды аппликаций) на ватмане | 25.12 | 1 | ||
Раздел 4. Поделки из природных материалов | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. | 15.01 | 1 | ||
2 | «Стебелёк ржи»-поделка из ржаных семян | 18.01 | 1 | ||
3 | Поделка из семян подсолнечника «Подсолнух» | 19.01 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Семена тыквы «Фоторамка» | 22.01 | 0,5 | 0.5 | |
5 | Семена тыквы «Фоторамка» | 25.01 | 1 | ||
6 | Поделка из крылаток ясеня «Павлин» | 26.01 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Поделка из семян« Уточка» | 29.01 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Поделка из семян« Уточка» | 1.02 | 1 | ||
9 | Поделка из семян« Уточка» | 2.02 | 1 | ||
10 | Поделка из семян «Чебурашка» | 5.02 | 1 | ||
11 | Поделка из семян «Чебурашка» | 8.02 | 1 | ||
12 | Поделка из семян тыквы «Веселый снежный ком» | 9.02 | 0,5 | 0,5 | |
13 | Поделка из семян тыквы «Веселый снежный ком» | 12.02 | 1 | ||
14 | Поделка на свободную тему и замысел обучающегося | 15.02 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Поделка на свободную тему и замысел обучающегося | 16.02 | 1 | ||
16 | Объемная поделка из тыквенных семечек «Цветок лотоса» | 19.02 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Объемная поделка из тыквенных семечек «Цветок лотоса» | 22.02 | 1 | ||
18 | Объемная поделка из тыквенных семечек «Цветок лотоса» | 26.02 | 1 | ||
19 | Объемная поделка из тыквенных семечек «Цветок лотоса» | 1.03 | 1 | ||
20 | Подарок для мамы « Волшебная шкатулка» | 2.03 | 0,5 | 0,5 | |
21 | Подарок для мамы «Волшебная шкатулка» | 5.03 | 1 | ||
22 | «Черепаха» на готовом рисунке с элементами аппликации из семечек | 9.03 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Черепаха» на готовом рисунке с элементами аппликации из семечек | 12.03 | 1 | ||
24 | Коллективная работа «Сова» (из семян подсолнечника, тыквы, крылаток) | 15.03 | 0.5 | 0.5 | |
25 | Коллективная работа «Сова» (из семян подсолнечника, тыквы, крылаток) | 16.03 | 1 | ||
26 27 28 29 | Поделка из крылаток ясеня «Весна пришла» Поделка из крылаток ясеня «Весна пришла» Поделка из крылаток ясеня «Весна пришла» Оформление выставки лучших работ. | 19.03 22.03 23.03 26.03 | 0,5 | 0,5 1 1 1 | |
Раздел 5 Чудеса вышивки | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. | 29.03 | 1 | ||
2 | Вышивание стежков нитками | 30.03 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Вышивание нитками фигуры (круг) по контуру | 2.04 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Вышивание нитками фигуры (треугольник) по контуру | 5.04 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Вышивание нитками фигуры (квадрат, прямоугольник) по контуру | 6.04 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Вышивание разноцветными нитками рисунка «Солнышко» | 9.04 | 1 | ||
7 | Вышивание разноцветными нитками « Ракета» | 12.04 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Вышивание разноцветными нитками « Ракета» | 13.04 | 1 | ||
9 | Вышивание бисером « Сердце» | 16.04 | 1 | ||
10 | Вышивание бисером « Сердце» | 19.04 | 1 | ||
11 | Вышивание бисером « Сердце» | 20.04 | 1 | ||
12 | Вышивание по рисунку «Ландыш весенний» нитки | 23.04 | 1 | ||
13 | Вышивание по рисунку «Ландыш весенний» нитки | 26.04 | 1 | ||
14 | Вышивание по рисунку «Ландыш весенний» нитки | 27.04 | 1 | ||
15 | Вышивка разноцветными нитками по рисунку «Вечный огонь» ко Дню Победы | 30.04 | |||
16 | Вышивка разноцветными нитками по рисунку «Вечный огонь» ко Дню Победы | 4.05 | 1 | 1 | |
17 | Вышивка разноцветными нитками по рисунку «Вечный огонь» ко Дню Победы | 7.05 | 1 | ||
18 | Коллективная работа « Цветочная поляна» (бисер, разноцветные нитки) | 11.05 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Коллективная работа « Цветочная поляна» (бисер, разноцветные нитки) | 14.05 | 1 | ||
20 | Коллективная работа « Цветочная поляна» (бисер, разноцветные нитки) | 17.05 | 1 | ||
21 | Итоговая работа -вышивка по готовому рисунку | 18.05 | 0,5 | 1 | |
22 | Вышивка по готовому рисунку | 21.05 | 1 | ||
23 | Вышивка по готовому рисунку | 24.05 | 1 | ||
24 | Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов данного раздела. | 25.05 | 1 |
Учебный календарно-тематический план
(7 класс)
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Кол-во часов | ||
Дата | теор | практ | ||
1 2 | Раздел 1. Вводные занятия. Введение в декоративно-прикладное искусство. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства обратная аппликация. Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. Вводное занятие. Знакомство с техникой пластилинографии. Просмотр работ. Видео. | 2.09 3.09 | 1 1 | |
3 | Раздел 2. Чудеса пластилинографии. Витражная аппликация: осенний лист. Знакомство с одним из видов обратной аппликации - витражная аппликация. Техника выполнения. | 9.09 | 0,5 | 0,5 |
4 5 6 | Витражная аппликация: осенний лист. Мозаичная аппликация: бабочка. Рисование пластилином. Закрепление приёмов раскатывания пластилина на гладкой основе при помощи стеки. Мозаичная аппликация «Бабочка» | 10.09 16.09 17.09 | 0,5 | 1 0,5 1 |
7 8 | Рисование пластилином по контуру «Цветы в вазе» Рисование пластилином по контуру «Цветы в вазе» | 23.09 24.09 | 0,5 | 0,5 1 |
9 10 | Рисование пластилином забавного щенка. Обучение приёмам передавать характер игрушки. Витражная аппликация: «Букет для учителя». Рисование пластилином. Закрепление приёмов соединения частей путём примазывания одной части к другой. | 30.09 1.10 | 0,5 0,5 | 0,5 0,5 |
11 | Витражная аппликация: «Букет для учителя». | 7.10 | 1 | |
12 13 | Рисование пластилином с помощью прищипывания. Солнечный зайчик. Выполнение работы по плану. Рисование пластилином с помощью прищипывания. Солнечный зайчик. | 14.10 15.10 | 0,5 | 0,5 1 |
14 15 16 17 | Лепка на свободную тему по желанию обучающихся. Рисование пластилином по контуру «Радуга» Рисование пластилином по контуру «Радуга» Оформление выставки лучших работ. | 21.10 22.10 23.10 29.10 | 0,5 | 1 0,5 1 1 |
1 2 | Раздел 3. Чудеса аппликации. История декоративно-прикладного искусства аппликация. Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. Плоская аппликация «Радуга» | 4.11 5.11 | 1 0,5 | 0,5 |
3 4 | Плоская аппликация «Букет любимой мамочке» Плоская аппликация «Букет любимой мамочке» | 11.11 12.11 | 0,5 | 0,5 1 |
5 6 | Отрывная аппликация «Закат» Отрывная аппликация «Закат» | 18.11 19.11 | 0,5 | 0,5 1 |
7 8 | Отрывная аппликация «В мире сказок» Отрывная аппликация «В мире сказок» | 25.11 26.11 | 0,5 | 0,5 1 |
9 10 | Объемная многослойная аппликация «Аквариум» Объемная многослойная аппликация «Аквариум» | 2.12 3.12 | 0,5 | 0,5 1 |
11 12 | Объемная многослойная аппликация «Стрекоза» Объемная многослойная аппликация «Стрекоза» | 9.12 10.12 | 0,5 | 0,5 1 |
13 14 15 | Коллективная работа на ватмане. Объемная аппликация «Зимняя картина» Коллективная работа на ватмане. Объемная аппликация «Зимняя картина» Коллективная работа на ватмане. Объемная аппликация «Зимняя картина» | 16.12 17.12 23.12 | 0,5 | 0,5 1 1 |
16 | Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов данного раздела. | 24.12 | 1 | |
1 2 | Раздел 4. Поделки из природных материалов. Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. Просмотр презентация о поделках из природного материала и технике их выполнения | 13.01 14.01 | 1 1 | |
3 4 | Поделка из семян подсолнечника «Ежик» Поделка из семян подсолнечника «Ежик» | 20.01 21.01 | 0,5 | 0,5 1 |
5 6 | Поделка из семян подсолнечника «Ежик» Поделка из крылаток ясеня «Корзинка» | 27.01 28.01 | 0,5 | 1 0,5 |
7 8 | Поделка из крылаток ясеня «Корзинка» Поделка из крылаток ясеня «Корзинка» | 3.02 4.02 | 1 1 | |
9 10 | Семена тыквы «Фоторамка» Семена тыквы «Фоторамка» | 10.02 11.02 | 0,5 | 0,5 1 |
11 12 | Композиция из фасоли «Чашка кофе» Композиция из фасоли «Чашка кофе» | 17.02 18.02 | 0,5 | 0,5 1 |
13 14 | Коллективная работа «На лесной полянке» Коллективная работа «На лесной полянке» | 24.02 25.02 | 0,5 | 0,5 1 |
15 16 | Коллективная работа «На лесной полянке» Коллективная работа «На лесной полянке» | 3.03 4.03 | 0,5 | 0,5 1 |
17 18 | Коллективная работа «На лесной полянке» Поделка на свободную тему по желанию обучающихся. | 10.03 11.03 | 1 | |
19 20 21 22 | Поделка из семян ясеня «Веселый ёж» Поделка из семян ясеня «Веселый ёж» Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов данного раздела. | 17.03 18.03 24.03 25.03 | 0,5 1 | 0,5 1 1 |
1 2 | Раздел 5. Чудеса вышивки. Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами. Просмотр презентации с работами других людей и техника выполнения вышивки | 7.04 8.04 | 1 1 | |
3 4 | Вышивка нитками «Солнышко» Вышивка нитками «Солнышко» | 14.04 15.04 | 0,5 | 0,5 1 |
5 6 | Вышивка бисером «Бантик» Вышивка бисером «Бантик» | 21.04 22.04 | 0,5 | 0,5 1 |
7 8 | Вышивка бисером «Бантик» Вышивка бисером «Бантик» | 28.04 29.04 | 1 1 | |
9 10 | Вышивка по рисунку разноцветными нитками Вышивка по рисунку разноцветными нитками | 5.05 6.05 | 0,5 | 0,5 1 |
11 12 | Вышивка по рисунку разноцветными нитками Вышивка по рисунку разноцветными нитками | 12.05 13.05 | 1 1 | |
13 14 | Вышивка на свободную тему по желанию обучающихся Вышивка на свободную тему по желанию обучающихся | 19.05 20.05 | 1 1 | |
15 16 | Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов данного раздела. | 26.05 27.05 | 1 |
Содержание программы для группы 7 класса
Программой предусматриваются следующие виды работы:
деятельность по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению;
лепка, вышивка и аппликация на заданные темы;
лепка, вышивание и аппликации с помощью нетрадиционных техник и материалов;
создание аппликаций и коллажей.
Пластилинография
Введение. Беседа. Техника безопасности при работе в кружке. Знакомство с различными техниками и инструментами деятельности.
Мозаичная аппликация.
Витражная аппликация: бабочка. Рисование пластилином.
Витражная аппликация: «Букет для учителя». Рисование пластилином. Закрепление приёмов соединения частей путём примазывания одной части к другой.
Рисование пластилином забавного щенка. Обучение приёмам передавать характер игрушки.
Рисование пластилином с помощью прищипывания- Солнечный зайчик. Выполнение работы по плану.
Аппликация из цветной бумаги
Программой предусматриваются следующие виды работы:
работа с приемом плоской аппликации;
работа с приемом отрывной аппликации;
работа с приемом отрывной аппликации;
ознакомление с основами композиции и цветоведения.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Показ работы с инструментами и материалами.
Коллективная работа на ватмане. Объемная аппликация «Зимняя картина»
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Поделки из природных материалов
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами.
-выполнение работы из семян подсолнуха;
-выполнение работы из семян тыквы;
-выполнение работы из семян фасоли;
-выполнение работы из крылаток ясеня;
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Вышивка
Программой предусматриваются следующие виды работы:
-вышивка нитками (разноцветные, однотонные);
-вышивка бисером;
-вышивка по рисунку;
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Содержание программы для группы 2 класса
Программой предусматриваются следующие виды работы:
деятельность по образцу (готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению;
лепка, вышивка и аппликация на заданные темы;
лепка, вышивание и аппликации с помощью нетрадиционных техник и материалов;
создание аппликаций и коллажей.
Пластилинография
Введение. Беседа. Техника безопасности при работе. Знакомство с различными техниками и инструментами деятельности.
Витражная аппликация. Рисование пластилином.
Мозаичная, налепливание, прищипывание.
Аппликация из цветной бумаги.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
работа с приемом плоской аппликации;
работа с приемом отрывной аппликации;
работа с приемом отрывной аппликации;
ознакомление с основами композиции и цветоведения.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Показ работы с инструментами и материалами.
Коллективная работа на ватмане. Объемная аппликация «Зимняя картина».
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Поделки из природных материалов
Инструктаж по технике безопасности с инструментами и материалами.
-выполнение работы из семян подсолнуха;
-выполнение работы из семян тыквы;
-выполнение работы из семян фасоли;
-выполнение работы из крылаток ясеня.
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Вышивка
Программой предусматриваются следующие виды работы:
-вышивка нитками (однотонными, разноцветными);
-вышивка бисером;
-вышивка по рисунку.
Итоговое занятие. Выставка работ обучающихся.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной развивающей программы
Общеобразовательная развивающая программа «Чудесная мастерская» составлена с учётом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами обучающихся.
Основная задача обучения – познакомить обучающихся с увлекательными техниками лепки, аппликации, поделки из природных материалов, дать начальные знания, привить интерес этому занятию, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении.
Индивидуальный подход в работе создаёт возможности для развития познавательных сил и активности каждого обучающегося. Обучающимся даётся возможность выбора задания на практике по силам, работа выполняется индивидуально и коллективно.
Перед обучающимися ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность операций и технику безопасности.
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний и умений на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Форма организации учебного занятия:
практическая работа;
выставка;
творческая мастерская;
занятие – игра.
Методы:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с обучающимися ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов используются такие, как беседа, объяснение, игра, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области.
Ресурсное обеспечение:
пластилин, стеки
картон
клей
цветная бумага
фломастеры, карандаши
альбомные листы, ватманы
природный материал (семена подсолнечника, семена фасоли, крылатки ясеня т. д)
ткань, цветные нитки, бисер, иголки
Методические пособия:
1. Выставка изделий.
2. Книги и иллюстрации.
3. Этапы выполнения работы.
4. Образцы изделий.
5.Медиатека
Набор дисков со слайдами
Библиотека презентаций лепка, аппликации, поделки из природного материала
Формы контроля промежуточной аттестации обучающихся
Уровень усвоения материала выявляется в оценивании творческих работ обучающихся, в участии в выставках и конкурсах рисунков.
Подведение итогов:
1. Текущий – творческие работы
2. Промежуточный –практические задания, участие в конкурсах.
С
Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. -80 с.:ил.-(Новый мастер --класс на дому)
Кириченко Г.В. Оригами. Сделай сам/ Кириченко Г.В.-М.: Астрель; СПб.: Полигон,2012.256с.: ил.
Олеся Емельянова. Фигуры из фольги: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»-М.: 2013.
С
Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения. - М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2003г.
9. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
10. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
11. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Сайт Страна Мастеров
12. Сайт Всё для детей