Рабочая программа элективного курса «Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (10 – 11 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Алгебра плюс: Элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10 – 11 класс
среднее общее образование, базовый уровень
(наименование учебного предмета, класс, ступень, уровень)
на 2020 – 2021 учебный год
Срок реализации 2 года
Составитель: Музалева Е.О.
Учитель математики первой квалификационной категории
Барнаул 2020
Пояснительная записка
Программа элективного курса ориентирована на учащихся, закончивших девять классов общеобразовательной школы, которые с интересом изучали математику, имеют хороший уровень математической подготовки и связывают с ней дальнейшее обучение в ВУЗе.
Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе решается и разбирается большое число сложных задач, многие из которых понадобятся при учебе в высшей школе.
Рабочая программа элективного курса разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2004 год;
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Мин просвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 г.)
Учебного плана МБОУ «СОШ №91» г. Барнаула,
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №91»
Авторская программа А.Н. Землякова: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства», авторы: А.Н. Земляков, под ред. А.Г. Каспаржака, - М., Вита-пресс, 2004 г.
Цели курса – создание условий для реализации профильного обучения; обеспечить преемственность средней и высшей школы, вооружить учащихся простым и эффективным средством решения более широкого, по сравнению с общеобразовательной школой, класса задач; обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения математики; формирование целостной системы математических знаний и базы для продолжения математического образования в ВУЗах различного профиля.
Задачи курса:
Расширить сферу математических знаний учащихся;
Расширить представление учащихся о многочленах, показать их роль и место в развитии теории решения уравнений и неравенств;
Обобщить основные методы решения уравнений, неравенств различных видов, а также систем уравнений и неравенств;
Дать учащимся представления о задачах с параметрами, рассмотреть основные типы и методы решения задач с параметрами;
Познакомить учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработать понимание того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя;
Развивать навыки организации умственного труда и самообразования.
Место элективного курса в школьном учебном плане
В учебном плане школы на изучение элективного курса в 10 и 11 классах отводится 69 часов (1 час в неделю), в т.ч. 10 класс – 35 часа, 11 класс – 34 часа.
Формы организации учебного процессаПредусмотрены следующие формы занятий: лекция, беседа, семинар, работа в группах, практикум. Виды учебной деятельности: самостоятельная работа, решение задач, моделирование, анализ.
Формы контроля: написание рефератов, на предложенные учителем темы, индивидуальные и творческие задания, в которых необходимо провести небольшое самостоятельное исследование, итоговый зачет.
Планируемые образовательные результаты
В результате изучения курса ученик научится:
Определять стандартный вид многочлена от нескольких переменных;
Определять стандартную форму целых рациональных выражений;
Применять обобщенную теорему Виета для высших степеней;
Применять общие методы решения уравнений и неравенств: метод замены переменных, метод оценки, метод интервалов, метод областей;
Применять общие методы решения систем: метод подстановки, метод исключения переменной, метод замены переменной, метод разложения, метод оценок;
Осуществлять эквивалентные и неэквивалентные преобразования иррациональных выражений;
Раскрытия модуль в уравнениях и неравенствах;
Применять основные методы решения различных типов задач с параметрами.
В результате изучения курса получит возможность научиться:
Выполнять деление многочлена на многочлен;
Находить корни многочлена с использованием теоремы Безу и следствий из нее, с использованием метода замены переменной;
Решать дробно-рациональные уравнения методом замены переменной;
Решать дробно – рациональные неравенства методом сведения их к совокупности систем, методом интервалов, методом оценки;
Изображать множество решений неравенства двумя переменными на координатной плоскости;
Решать системы и неравенства различными способами;
Решать иррациональные уравнения и неравенства методом сведения к системам совокупности систем, освобождение от радикалов, методом оценки, методом интервалов;
Применять метод интервалов, метод разложения, метод горизонтальных сечений метод областей при решении задач с параметрами.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема | Количество часов |
10 класс | ||
1. | Логика алгебраических задач. | 7 |
2. | Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения. | 19 |
3. | Рациональные алгебраические уравнения и неравенства. | 9 |
| Всего | 35 |
11 класс | ||
1. | Рациональные алгебраические системы | 5 |
2. | Иррациональные алгебраические задачи | 14 |
3. | Алгебраические задачи с параметрами | 15 |
| Всего | 34 |
Содержание курса
10 класс
Тема 1. Логика алгебраических задач (7ч).
Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.
Множество решений задачи. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.
Уравнения с переменными. Числовые неравенства и неравенства с переменной. Свойства числовых неравенств.
Сложные (составные) алгебраические задачи. Конъюнкция и дизъюнкция предложений. Системы и совокупности задач.
Алгебраические задачи с параметрами.
Логические задачи с параметрами. Задачи на следование и равносильность.
Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости.
Тема 2. Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (19ч).
Представление о целых рациональных выражениях. Многочлены над полями R, Q и над кольцом Z. Степень многочлена. Кольца многочленов.
Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритмы деления с остатком.
Теорема Безу. Корни многочленов. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.
Полностью разложимые многочлены и теорема Виета. Общая теорема Виета.
Элементы перечислений комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения, перестановки с повторениями. Формула Ньютона для степени бинома. Треугольник Паскаля.
Квадратный трёхчлен: линейная замена, график, корни, разложение, теорема Виета.
Квадратичные неравенства: метод интервалов и схема знаков квадратного трёхчлена.
Кубические многочлены. Теорема о существовании корня у полинома нечётной степени. Угадывание корней и разложение.
Куб суммы/разности. Линейная замена и укороченное кубическое уравнение. Формула Кардано.
Графический анализ кубического уравнения х3 + Ах = В. Неприводимый случай (три корня) и необходимость комплексных чисел.
Уравнения степени 4. Биквадратные уравнения. Представление о методе замены.
Линейная замена, основанная на симметрии.
Угадывание корней. Разложение. Метод неопределённых коэффициентов. Схема разложения Феррари.
Полиномиальные уравнения высших степеней. Понижение степени заменой и разложением. Теоремы о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами.
Приёмы установления иррациональности и рациональности чисел.
Тема 3. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (9ч).
Представление о рациональных алгебраических выражениях. Симметрические, кососимметрические, возвратные многочлены и уравнения.
Дробно-рациональные алгебраические уравнения. Общая схема решения.
Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений.
Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения методом сведения к совокупности систем.
Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств.
Неравенства с двумя переменными. Множества решений на координатной плоскости. стандартные неравенства. Метод областей.
11 класс
Тема 4 Рациональные алгебраические системы (5ч).
Уравнение с несколькими переменными. Рациональные уравнения с двумя переменными. Однородные уравнения с двумя переменными.
Рациональные алгебраические системы. Метод подстановки. Метод исключения переменной. Равносильные линейные преобразования систем.
Однородные системы уравнений с двумя переменными.
Замена переменных в системах уравнений.
Симметрические выражения от двух переменных. Теорема Варинга-Гаусса о представлении симметрических многочленов через элементарные. Рекуррентное представление сумм степеней через элементарные симметрические многочлены.
Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными.
Метод разложения при решении систем уравнений.
Метод оценок и итераций при решении систем уравнений.
Оценка значений переменных.
Сведение уравнений к системам.
Системы с тремя переменными. Основные методы.
Системы Виета с тремя переменными.
Тема 5. Иррациональные алгебраические задачи (14ч).
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения и уравнения.
Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам.
Освобождение от кубических радикалов.
Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства сложнее уравнений?
Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы освобождения от радикалов в неравенствах (Сведение к системам и совокупностям систем).
«Дробно-иррациональные» неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Теоремы о промежуточном значении непрерывной функции. Определение промежутков знакопостоянства непрерывных функций. Метод интервалов при решении иррациональных неравенств.
Замена при решении иррациональных неравенств.
Использование монотонности и оценок при решении неравенств.
Уравнение с модулями. Раскрытие модулей - стандартные схемы. Метод интервалов при раскрытии модулей.
Неравенства с модулями. Простейшие неравенства. Схема освобождения от модулей в неравенствах.
Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах (правила знаков).
Иррациональные алгебраические системы. Основные приемы.
Смешанные системы с двумя переменными
Тема 6. Алгебраические задачи с параметрами (15ч).
Что такое задача с параметрами? Аналитический подход. Выписывание ответа (описание множеств решений) в задачах с параметрами.
Рациональные задачи с параметрами. Запись ответов.
Иррациональные задачи с параметрами. «Собирание» ответов.
Задачи с модулями и параметрами. Критические значения параметра.
Метод интервалов в задачах с параметрами.
Замена в задачах с параметрами.
Метод разложения в задачах с параметрами. Разложение с помощью разрешения относительно параметра.
Системы с параметрами.
Метод координат (метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. Идея метода.
Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических уравнений с параметрами. Уединение параметра и метод «Оха».
Метод «Оха» при решении рациональных иррациональных алгебраических неравенств и систем неравенств с параметрами.
Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами.
Замена при использовании метода «Оха».
Задачи с модулями и параметрами.
Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. Аналитический подход. Метод координат.
Применение производной при анализе и решении задач с параметрами.
Тематический поурочный план
10 класс
п/п | дата | Содержание учебного материала | кол-во часов | |||
по плану | по факту | |||||
Логика алгебраических задач (7 ч). | ||||||
1. | | | Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными. | 1 | ||
2. | | | Следование и равносильность (эквивалентность) задач. | 1 | ||
3. | | | Уравнения и неравенства с переменной. | 1 | ||
4. | | | Сложные (составные) алгебраические задачи. | 1 | ||
5. | | | Алгебраические задачи с параметрами. | 1 | ||
6. | | | Логические задачи с параметрами. | 1 | ||
7. | | | Интерпретация задач с параметрами на координатной плоскости | 1 | ||
Многочлены и полиномиальные алгебраические уравнения (19 ч). | ||||||
8. | | | Представление о целых рациональных выражениях. | 1 | ||
9. | | | Деление многочленов с остатком. | 1 | ||
10. | | | Теорема Безу. Следствия из теоремы Безу. | 1 | ||
11. | | | Полностью разложимые многочлены и теорема Виета. | 1 | ||
12. | | | Общая теорема Виета. | 1 | ||
13. | | | Элементы перечислений комбинаторики. | 1 | ||
14. | | | Квадратный трёхчлен. | 1 | ||
15. | | | Квадратичные неравенства. | 1 | ||
16. | | | Кубические многочлены. | 1 | ||
17. | | | Теорема о существовании корня у полинома нечётной степени. | 1 | ||
18. | | | Куб суммы/разности. | 1 | ||
19. | | | Формула Кардано. | 1 | ||
20. | | | Графический анализ кубического уравнения х3 + Ах = В. | 1 | ||
21. | | | Уравнения четвёртой степени. | 1 | ||
22. | | | Представление о методе замены. | 1 | ||
23. | | | Линейная замена, основанная на симметрии. | 1 | ||
24. | | | Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | ||
25. | | | Полиномиальные уравнения высших степеней. | 1 | ||
26. | | | Приёмы установления иррациональности и рациональности чисел | 1 | ||
Рациональные алгебраические уравнения и неравенства (9 ч). | ||||||
27. | | | Представление о рациональных алгебраических выражениях. | 1 | ||
28. | | | Дробно-рациональные алгебраические уравнения. | 1 | ||
29. | | | Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. | 1 | ||
30. | | | Метод замены при решении дробно-рациональных уравнений. | 1 | ||
31. | | | Дробно-рациональные алгебраические неравенства. | 1 | ||
32. | | | Общая схема решения методом сведения к совокупности систем. | 1 | ||
33. | | | Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств. | 1 | ||
34. | | | Метод оценки. Использование монотонности. Метод замены при решении неравенств. | 1 | ||
35. | | | Неравенства с двумя переменными. Метод областей. | 1 |
11 класс
п/п | дата | Содержание учебного материала | кол-во часов | |||
по плану | по факту | |||||
Рациональные алгебраические системы (5ч). | ||||||
1. | | | Симметрические выражения от двух переменных. | 1 | ||
2. | | | Системы Виета и симметрические системы с двумя переменными. | 1 | ||
3. | | | Метод оценок и итераций при решении систем уравнений. | 1 | ||
4. | | | Сведение уравнений к системам. | 1 | ||
5. | | | Системы Виета с тремя переменными. | 1 | ||
Иррациональные алгебраические задачи (14ч). | ||||||
6. | | | Иррациональные алгебраические выражения и уравнения. | 1 | ||
7. | | | Уравнения с квадратными радикалами. | 1 | ||
8. | | | Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами. | 1 | ||
9. | | | Сведение иррациональных и рациональных уравнений к системам. | 1 | ||
10. | | | Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности. | 1 | ||
11. | | | Иррациональные алгебраические неравенства. | 1 | ||
12. | | | Эквивалентные преобразования неравенств. | 1 | ||
13. | | | «Дробно-иррациональные» неравенства. | 1 | ||
14. | | | Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. | 1 | ||
15. | | | Замена при решении иррациональных неравенств. | 1 | ||
16. | | | Использование монотонности и оценок при решении неравенств. | 1 | ||
17. | | | Уравнения и неравенства с модулями. | 1 | ||
18. | | | Эквивалентные замены разностей модулей в разложенных и дробных неравенствах (правила знаков). | 1 | ||
19. | | | Иррациональные алгебраические системы. | 1 | ||
Алгебраические задачи с параметрами (15ч). | ||||||
20. | | | Рациональные задачи с параметрами. | 1 | ||
21. | | | Иррациональные задачи с параметрами. | 1 | ||
22. | | | Задачи с модулями и параметрами. | 1 | ||
23. | | | Метод интервалов в задачах с параметрами. | 1 | ||
24. | | | Замена в задачах с параметрами. | 1 | ||
25. | | | Метод разложения в задачах с параметрами. | 1 | ||
26. | | | Системы с параметрами. | 1 | ||
27. | | | Метод координат (метод «Оха», или горизонтальных сечений) в задачах с параметрами. Идея метода. | 1 | ||
28. | | | Метод «Оха» при решении рациональных и иррациональных алгебраических уравнений с параметрами. | 1 | ||
29. | | | Метод «Оха» при решении рациональных иррациональных алгебраических неравенств и систем неравенств с параметрами. | 1 | ||
30. | | | Метод областей в рациональных и иррациональных неравенствах с параметрами. | 1 | ||
31. | | | Замена при использовании метода «Оха». | 1 | ||
32. | | | Задачи с модулями и параметрами. | 1 | ||
33. | | | Задачи на следование и равносильность задач с параметрами. Метод координат. | 1 | ||
34. | | | Применение производной при анализе и решении задач с параметрами. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение курса
С.М. Никольский. Алгебра и начала анализа, 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.
С.М. Никольский. Алгебра и начала анализа, 11 класс. – М.: Просвещение, 2008.
С.М. Саакян, А. М. Гольдман, Д. В. Денисов. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. – М.: Просвещение, 1990.
В. И. Заляпин, Ю. Г. Малиновский, В. А. Могильницкий. Математика. В помощь поступающим. – Челябинск: Издательство Татьяны Лурье, 2000.
В.А.Антонов, П. А. Ческидов. Математика. Основные методы решения задач.Часть1 – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000.
В.А.Антонов, П. А. Ческидов. Математика. Основные методы решения задач.Часть2 – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2001.
А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2007.
Л. Я. Фальке и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. – М.: Народное образование, 2005.
А. М. Титаренко. Математика. 6000 задач и примеров, 9-11 кассы. – Эксмо, 2007.
Лист внесения изменений и дополнений
Предмет - _, Класс - , Учитель –
№ п/п | Дата и номер урока по плану | Дата и номер фактичес ки проведен ного урока | Тема урока | Характеристика изменений и причины | № приказа | Подпись сотрудни ка, внесшего изменени я |
1 | | | | | | |
2 | | | | | | |
3 | | | | | | |
4 | | | | | | |
5 | | | | | | |