Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Вопросы текущего законодательства Росфсийской Федерации» (11 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнетуровская средняя общеобразовательная школа»
Принято «Утверждаю»
Педагогическим советом школы Директор школы
Протокол №___ от__________ __________ Лопатина В.С.
Приказ №___ от_______
Рабочая программа
Элективного курса
по (предмету)- обществознание(включая экономику и право)
«Вопросы текущего законодательства Российской Федерации" Класс - 11
Всего часов на учебный год - 35ч.
Количество часов в неделю - 1ч в неделю
Учебник - «Право», под ред. Л.Н.Боголюбова.
Учитель:
Фамилия: Давыденко
Имя: Оксана
Отчество: Викторовна
Категория - первая
Стаж работы – 20 лет
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Школьным методическим объединением Заместитель
Руководитель ШМО директора по УВР
гуманитарного цикла
___________/_____________________/ ___________ /Швецова Е.А./
Протокол №_____ от__________
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе ФЗ от 29.12.12 №273 –ФЗ ( ред. От 25.11.2013г.) «Об образовании в РФ", Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования авторской программы М.В.Мустафиной, и учебного плана МКОУ "Верхнетуровская СОШ" на 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
Социальный заказ, выдвигаемый обществом к изучению предметов гуманитарного цикла, требует определения у учащихся собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях, формирования мировоззренческих, ценностно-мотивационных взглядов, умения на практике применять полученные знания.
Кроме этого низкая правовая культура и правовой нигилизм части современного общества предполагает более пристальное внимание к изучению права в школе и правовому воспитанию. Программа элективного курса «Выбирающему профессию юриста» рассчитана на изучение в 10-11 классах, где ставится задача профессионально-личностного самоопределения учащихся и сформирован адекватный им состав образовательных дисциплин.
Программа 11 класса знакомит учащихся с основными вопросами текущего Российского законодательства, с текстами законов и кодексов. Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития, так и поиск возможных путей их практического воплощения в российской действительности. И это последнее и достигается путем кропотливой работы с правотворческими источниками.
Элективный курс предполагает ознакомление учащихся с правовым опытом человечества, более углубленное изучение основных разделов правоведения и проведение с учащимися практических работ по изучению источников права, системы права, Конституции РФ и текущего законодательства. Особое значение придается развитию навыков поиска, анализа и обработки информации, работы с ее различными типами.
Критерием оценивания знаний учащихся по предмету является не только усвоение количества учебного материала и способность его воспроизводить, но и овладение навыками анализа, объяснения, умения давать определения, приводить доказательства; развитие правовой и коммуникативной культуры школьников.
Главная цель курса- формирование индивидуального правового сознания, основанного на личностном восприятии прав человека. Речь не идет о бездумном прославлении Всеобщей декларации прав человека - такой подход, встречающийся в некоторых современных концепциях правового обучения, был бы движением к новым идеалам по старой дороге.
Особенностью программы курса является то, что в ней большое место отводится усвоению не только и не столько политических знаний, а в первую очередь правовых знаний и умений. Это объясняется самим названием элективного курса «Выбирающему профессию юриста», что в переводе с древнеримского «ius» - означает право и «iustitia» - справедливость.
Место учебного предмета в учебном плане:
Часы для элективного курса даны из школьного компонента- 35 часов из расчёта 1 час в неделю при 35 учебных неделях. Элективный курс решает задачи расширения знаний учебного предмета, входящего в базисный учебный план.
Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета :
Формирование у учащихся углубленного интереса к праву.
Развитие правосознания и правовой культуры, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права.
Воспитание гражданской ответственности, и чувства собственного достоинства. Развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе уважения к правопорядку, правам и свободам другого человека.
Соотношение своих взглядов и принципов с требованиями права, применение на практике полученных знаний с целью защиты и соблюдения законных интересов личности.
Освоение систематизированных знаний в области права, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, формирование целостного представления о месте и роли права в нашей жизни.
В системе многоуровневой педагогической подготовки этот курс рассматривается как ступень допрофессионального образования в качестве подготовки не собственно к профессии, а к систематическому профессиональному обучению.
Предлагаемая ниже программа предполагает путь живого межличностногообщения и самостоятельных раздумий над правовыми и» тросами. Важно, чтобы эти вопросы не рассматривались отвлеченно от реалий сегодняшнего времени, а воспринимались в контексте применения правовых знаний в различных жизненных ситуациях. Подростки могут и должны понять, что в правовой и политической сфере объективно существует многовариантность в решении непростых проблем, однако такая многовариантность предполагает признание некоторых общезначимых принципов, таких, как Справедливость, Гуманность, Верность.
Помимо мировоззренческого компонента содержания данного учебного предмета большое внимание уделяется в программе усвоению правовых и политических знаний, логических, методических, оценочных умений учащихся, что достигается посредством изучения юридических документов.
.
Содержание учебного предмета.
Тема1. Конституционное право в России. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в РФ . Правовой статус человека и гражданина.
Тема 2. Гражданское право. Общие положения гражданского права.
Гражданско – правовые отношения .Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор. Наследственное право. Обязательство.
Гражданство РФ.Тема 3. Семейное право. Семейные правоотношения. Понятие и источники семейного права.
Права, обязанности и ответственность членов семьи.Тема 4. Уголовное право. Понятие и источники уголовного права . Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура УК РФ. Особенности УК РФ. Преступления. Уголовная ответственность.
Тема 5. Административное право. Административные правоотношения Административные правонарушения
Тема 6. Трудовое право.
Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость. Дисциплина труда.
Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения..
Формы правового регулирования труда. Социальное партнерство и коллективные договоры.
Тема 7. Международное гуманитарное право. Международное гуманитарное право
Требования к уровню подготовки выпускника
В результате изучения элективного курса обучающийся должен
знать/понимать
основные факты, подходы и явления, характеризующие целостность и системность права;
основные функции, принципы, нормы, институты и отрасли права;
основы текущего законодательства России;
возможности правовой системы по реализации прав и свобод человека и гражданин;
уметь
проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
критически анализировать полученную информацию;
участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
практически использовать приобретенные знания и умения для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
соотнесения своих действий и поступков с правовыми формами социального поведения;
объективного оценивания своих достижений, поведения с учетом иных мнений и идей;
осознания себя как представителя гражданского сообщества, гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение:
Список литературы для учителя
Методические пособия по отдельным вопросам изучения истории ,
Учебные тесты по обществознанию.
Список литературы
Право. под.ред. Боголюбова М.: Просвещение, 2011-13гг.
.А.Ф.Никитин. Правоведение.. – М.: Просвещение, 2011-13 г.;
Кодексы РФ.
Конституция РФ.
Юридические справочники, словари, энциклопедии.
Материально-техническое обеспечение:
Проектор, экран, компьютер, принтер
Видеофильмы, компьютерные учебные программы,
Репродукции, фотографии,
Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты),
Календарно-тематическое планирование элективного курса " Вопросы текущего законодательства Российской Федерации" 11класс (35 часов).
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Содержание |
Дата проведения |
||||||
План |
Факт |
||||||||||
Тема1. Конституционное право в России (9ч) |
|||||||||||
1-2 |
Основы конституционного строя Российской Федерации. |
2 |
Урок изучения нового материала |
Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие в РФ. Федеративное устройство России. Российская Федерация как демократическое, |
|||||||
3-4 |
Система органов государственной власти в РФ. |
2 |
Комбинированные уроки |
Президент - глава государства. Федеральное собрание - представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, её органы |
|||||||
5-6 |
Правовой статус человека и гражданина. |
2 |
Комбинированные уроки |
Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков |
|||||||
7-8 |
Гражданство РФ. |
2 |
Комбинированные уроки |
Понятие гражданства. Приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства. Закон о гражданстве |
|||||||
9 |
Конституционное право РФ. |
1 |
Урок обобщения и закрепления знаний (практическая работа) |
Структура Конституции РФ |
|||||||
Тема2. Гражданское право. (10ч) |
|||||||||||
10 |
Общие положения гражданского права. |
1 |
комбинированный |
Понятие и источники гражданского права Отношения, регулируемые гражданским правом. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ |
|||||||
11-12 |
Гражданско – правовые отношения. |
2 |
Комбинированные уроки |
Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность. |
|||||||
13-14 |
Сделки в гражданском праве. |
2 |
Комбинированные уроки . |
Понятие и виды сделок. Сделки, возмездные, безвозмездные, консенсуальные, оспоримая сделка, ничтожность сделки |
|||||||
15 |
Обязательство. |
1 |
комбинированный |
Обязательство, принципы исполнения и способы обеспечения исполнения обязательств. Защита гражданских прав граждан |
|||||||
16 |
Гражданско-правовой договор. |
1 |
комбинированный |
Понятия и значения договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров( купля-продажа, аренда, подряд, оказания услуг) .Условия договора, реальный, консенсуальный, реальный договор. Договор и сделка их сходство и различия. Стороны договора. Виды договоров, предусмотренные обязательственным правом. Гражданские споры. |
|||||||
17 |
Наследственное право. |
2 |
комбинированный |
Институт наследования. Как осуществляется наследование по завещанию. Наследование по закону. |
|||||||
18 |
Урок повторения по теме «Гражданское право». |
1 |
Повторительно-обобщающий урок. |
||||||||
Тема 3. Семейное право. (2ч) |
|||||||||||
19 |
Семейные правоотношения. Понятие и источники семейного права. |
1 |
комбинированный |
Семейное право. Семья как юридическое понятие. Брак. Члены семьи по семейному законодательству. Семейные отношения. Источники семейного права. Понятие «брак» по семейному законодательству. Условия вступления в брак. Порядок регистрации брака. |
|||||||
20 |
Права, обязанности и ответственность членов семьи. |
1 |
комбинированный |
Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Причины развода. Порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей. Лишение родительских прав и правовые последствия. Основания и порядок взыскания алиментов на содержание детей. Права детей. Усыновление, опека, попечительство. |
|||||||
Тема 4. Уголовное право (4ч) |
|||||||||||
21 |
Общая характеристика уголовного права. |
1 |
комбинированный |
Понятие и источники уголовного права . Принципы российского уголовного законодательства. Источник уголовного права. Структура УК РФ. Особенности УК РФ. |
|||||||
22 |
Преступления. |
1 |
комбинированный |
Преступление и его признаки. Состав преступления. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив. Группы преступлений, предусмотренные Особенной частью УК РФ. Преступления против личности. Преступления в сфере экономики. «Новые» преступления (Преступления в сфере компьютерной информации. Преступления против мира и безопасности человечества. Наемничество, пиратство. Преступления, связанные с радиоактивными материалами) |
|||||||
23 |
Уголовная ответственность. |
1 |
комбинированный |
Уголовная ответственность. Этапы привлечения к уголовной ответственности. Уголовное наказание. Цели применения уголовного наказания. Виды наказания. Наказание в виде исправительных работ и обязательных работ. Арест как вид наказания. Определение наказания по совокупности преступлений и наказание по совокупности приговора. Ответственность несовершеннолетних. |
|||||||
24 |
Практикум по теме «Уголовное право». |
1 |
Урок систематизации и обобщения |
||||||||
Тема5. Административное право (2ч) |
|||||||||||
25 |
Административные правоотношения . |
1 |
комбинированный |
Понятие и источники административного права. Административное право. Субъекты административных правоотношений. Источники административного права. |
|||||||
26 |
Административные правонарушения. |
1 |
комбинированный |
Ответственность за административные правонарушения . Признаки административных правонарушений. Административная ответственность. Суть административных наказаний. Виды административных наказаний. Кодекс об административных правонарушениях. Производство по делам об административной ответственности. |
|||||||
Тема6. Трудовое право.(6ч) |
|||||||||||
27 |
Трудовые правоотношения. |
1 |
комбинированный |
Трудовое право. . Понятие и источники трудового права .Содержание трудовых правоотношений. Участники трудовых правоотношений. |
|||||||
28 |
Трудоустройство и занятость. |
1 |
комбинированный |
Коллективный договор, его стороны и содержание. Как заключается коллективный договор. Что такое трудовой договор? Процедура оформления трудового договора. Основания прекращения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата |
|||||||
29 |
Дисциплина труда. |
1 |
Комбинированный урок |
Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность. |
|||||||
30 |
Защита трудовых прав. |
1 |
комбинированный |
Трудовые споры. И основания их возникновения. Профессиональные союзы Комиссия по трудовым спорам, как формируется и работает. Примирительная комиссия. Забастовка. Дисциплина труда. Поощрения за образцовое выполнение трудовых обязанностей. Дисциплинарная ответственность. Материальная ответственность работодателя. |
|||||||
31 |
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. |
1 |
комбинированный |
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа. |
|||||||
32 |
Формы правового регулирования труда. Социальное партнерство и коллективные договоры. |
1 |
Практическая работа |
Работа с документами. |
|||||||
Тема 7..Международное гуманитарное право (1ч) |
|||||||||||
33 |
Международное гуманитарное право. |
1 |
комбинированный |
Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военного времени. |
|||||||
34-35 |
Итоговый урок по курсу: " Вопросы текущего законодательства " |
2 |
Итоговое повторение |
Систематизировать знания учащихся по курсу. |