Программа для внеурочной деятельности Клуб "Юный лингвист»

2
0
Материал опубликован 18 July

Аннотация

Рабочая программа (далее Программа) клуба «Юный лингвист» разработана для обучающихся 7 и 8 класса МБОУ СОШ п.Горный и составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), учебного плана основного общего образования МБОУ СОШ п.Горный, учебного пособия « Дальневосточная литература:7-9 класс.: учебное-пособие-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /авт-сост Л.С.Гудкова, Г.Н.Гузенко, С.Н.Красноштанов, В.Г.Мехтиев, О.Н.Хайрулина; под общей редакцией В.Г.Мехтиева.-Хабаровск: Частная коллекция, 2005., Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2017 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Программа имеет Приложения"Темы творческих и проектно-исследовательских работ, Памятка "План лингвистического анализа текста".




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени И.Г.Жугина поселка Горный

Солнечного муниципального района Хабаровского края

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО гуманитарного цикла

МБОУ СОШ  п. Горный

Протокол № 1 от «31» 08. 2020 г

руководитель ШМО

______________

Ж.Ю.Шагдарова

СОГЛАСОВАНО

«31» 08. 2020 г

Зам.директора по УР

_______________

О.В.Тыщенко


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ______

от «31» 08. 2020 г

Директор школы

МБОУ СОШ  п.Горный

______________

Т.А.Сомова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

Клуб «Юный лингвист»

на 2020-2021 год



Составитель: Шагдарова Ж.Ю.




2020



Данная программа предназначена для внеурочной работы, изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов Дальнего Востока.

Предлагаемый курс должен обеспечить развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций, духовно-нравственного воспитания.

Особое внимание уделяется лингвистической (языковедческой) компетенции – способности получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, способности обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов, и культуроведческой компетенции – осознанию языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владению нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Целью реализации Программы является создание условий для формирования навыков анализа художественного текста (региональной литературы) в структурном, семантическом и функциональном аспектах, для духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Главными задачами реализации Программы являются:

формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения

развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности

для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;

для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме.

Знакомство с региональной литературой, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.



Лингвистический анализ художественного текста, основываясь на знаниях и навыках, обретённых в процессе изучения русской литературы, предполагает углублённый анализ произведений региональной литературы, опирается на тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру – как коммуникативная единица, в которой моделируется определённая коммуникативная ситуация; и как динамическая система языковых средств. Лингвистический анализ обращён, прежде всего, к слову в художественном произведении, детально рассматривает язык как первоэлемент литературы и образный строй произведения, учитывает опыт лингвистики (языкознания) и литературоведения. Объектом анализа является художественный текст как целостное структурно-смысловое речевое произведение с учётом всех уровней его организации: семантики, структуры, прагматики – с учётом всех выполняемых им функций: семиотической, номинативной, коммуникативной, психологической, эстетической, а также с учётом экстралингвистических параметров

( социокультурный контекст, творческая судьба автора и пр.).

Рабочая программа систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для лингвистического анализа являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт региональной литературы.


Курс лингвистического анализа текста опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

«Медленное», творческое чтение художественных произведений разных жанров.

Составление историко-культурной справки.

Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в создании концептосферы произведения.

Уровневый анализ языкового пространства текста.

Лингвостилистический эксперимент.

Лингвистический комментарий.

Вероятностно-статистический анализ.

Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Подготовка сообщений, докладов, проектно-исследовательских работ.

Комплексный лингвистический анализ текста.

Написание творческой работы в жанре эссе.

Место предмета в учебном плане

Программа составлена из расчёта 0,5 часов в неделю в каждом классе , общее количество часов в 7 классе-17 часов, в 8 классе-17.

Программа оснащена перечнем тем исследовательских работ для учащихся.


Основные требования к результатам обучения:

предметные результаты


развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя

определять родо-жанровую специфику художественного произведения объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.); анализировать литературные произведения разных жанров

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);

выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).

Личностные результаты

Л1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Л2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Л3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

Л4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Л5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах., способов реализации собственного лидерского потенциала.

Л6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты

систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

заполнять и/или дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

различать результаты и способы действий при достижении результатов;

определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

соотносить свои действия с целью обучения.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

критически оценивать содержание и форму текста.

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Содержание программы

Введение в курс.

Цели, задачи, предмет и объект лингвистического анализа текста. Специфика художественного текста. Текст как речевое произведение (1 час)

Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определение стиля речи; умение находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Создание устных и письменных высказываний: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства). (1 час)

Способы и средства связи предложений в тексте Повторение способов и средств связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений; решать вопрос о способах и средствах связи предложений при написании сочинения и сжатого изложения. (1 ч).

Функционально-смысловые типы речи и функционально-стилистические разновидности речи. Описание, повествование. Рассуждение. Особенности, назначение, сфера использования. (3 час)

Роль средств языковой выразительности в тексте. Лексические изобразительно-выразительные средства языка Расширение понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи. прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова (2 час)

Синтаксические изобразительно-выразительные средства языка.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

Морфологические средства выразительности (1 час)

Способы формулировки проблемы текста (1 час).

Правила цитирования авторского текста . Цитирование. Правила цитирования. Авторское право. Оформление цитирования.(1 час).

Виды комментария к проблеме текста. Текстуальный и концепционный комментарий к тексту (1 час).

Способы выражения авторской позиции. Прямая и косвенная авторская позиция . Семантические доминанты (2 час).

 Способы аргументации собственного мнения. Виды аргументов (1 час).

Редактирование текста . Приемы самоконтроля над качеством письменного текста (1 час).

Лингвистический анализ текстов (практика, 13 час)

Эссе (4 ч)



урока

Тематическое планирование уроков в 7 классе

час

1.

Введение в курс


1


Стили речи

1


Способы и средства связи предложений в тексте

1


Функционально-смысловые типы речи. Описание

1


повествование.

1


Рассуждение

1


Роль средств языковой выразительности в тексте. Лексические изобразительно-выразительные средства языка

1


Лексические изобразительно-выразительные средства языка

1


Синтаксические изобразительно-выразительные средства языка

1


Морфологические средства выразительности

1


Стихотворные жанры и размеры

1


Способы формулировки проблемы текста

1


Правила цитирования авторского текста

1


Виды комментария к проблеме текста

1


Способы выражения авторской позиции

1


Способы аргументации собственного мнения. Виды аргументов

1


Редактирование текста . Приемы самоконтроля над качеством письменного текста

1


Приложение 1



    Темы творческих и проектно-исследовательских работ    
    

1    Роль глаголов в стихотворении А.Ходжер «Пробуждение весны»    
    

2    Фольклорная основа стихотворения А.Пассар «Немая птица»    
    

3    Художественные образы-пейзажи в стихотворении М.Дечули «С детства знакома песнь бесконечная»    
    

4    Художественные средства языка в повести А.Максимова «Норка»    
    

5    Средства формирования образности, экспрессивности в стихотворении В.Соломатова «Тайга пылала»    
    

6    Характер и функции пейзажа в повести А.Максимова «Норка»    
    

7    Изобразительно-выразительные средства в стихотворениях поэтов Дальнего Востока (по выбору уч-ся)    
    

8    Способы выражения авторской позиции в повести «Норка» А.Максимова    
    
Приложение 2

Памятка

План лингвистического анализа текста

1.     Тема текста.

Темой текста является описание…

Это произведение посвящено изображению… 

2.     Основная мысль

Автор стремится показать…

Автор подводит читателя к выводу, что…

Основной мыслью произведения является… 

3.     Количество микротем

Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…

В данном тексте можно выделить следующие микротемы…

Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем. 

4.     Настроение

 Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)

Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…

 Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением. 

5.     Средства художественной изобразительности

 В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:

эпитеты…,

сравнения…,

метафоры…,

олицетворения…

Автор достигает своей цели, используя … 

6.     Лексические особенности

В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.

Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…

Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.

Обилие разговорной лексики позволяет передать… 

7.     Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса

 В тексте преобладают простые (сложные) предложения

По цели высказывания большинство предложений - …, по интонации -  …

Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …

Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.

Предложения с многоточиями…

Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.

Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.

8.     Звуковые средства художественной изобразительности

Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.

Звуки … пронизывают все произведение.

Из звуковой гаммы текста выделяются …

Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение произведения.

 9.     Элементы стихотворной речи

В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …

Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.

10. Проза и стих. Ритм. Размер. Метр. Рифма. Строфа.
Прозаическая и стихотворная речь – это две формы интонационно-звуковой организации литературно художественного языка. Прозаическая речь представляет собой интонационно свободное изложение материала. Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.
Прозаическая и стихотворная речь используются во всех трёх литературных родах. Существуют пограничные явления – верлибр или стихотворения без единого ритма, рифм, строфики, стихотворения в прозе, ритмизованная проза.
Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы.
В основе силлабо-тонической системы стихосложения лежит правильное чередование ударных и безударных слогов внутри стиха.

Стих делится на отдельные повторяющиеся части – стопы.

В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.
11. Размер. Метр. Стопы бывают двухсложные и трёхсложные. 
Двухсложные:
Ямб – двухсложная стопа с ударением на втором слоге:
Его зарыли в шар земной
А был он лишь солдат.
Всего, друзья, солдат простой
Без званий и наград. (С. Орлов)
Хорей – двухсложная стопа с ударением на первом слоге:
Три девицы под окном 
Пряли поздно вечерком. (А. Пушкин)
В чистом виде хорей встречается редко. Ритмическое разнообразие хорея достигается за счет применения разного количества стоп в строчках.
Трёхсложные стопы.
Дактиль – трёхсложная стопа с ударением на первом слоге:
Тучки небесные, вечные странники… (М. Лермонтов).
Или: Как бы прошёл я все муки 
В той неуютной дали,
Если б не помнил в разлуке
Запах родимой земли? (А. Жигулин).
Шестистопный дактиль совпадает с классическим гекзаметром:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид… (перевод Н. Гнедича). 
Пятистопный дактиль называют пентаметром. Сочетание гекзаметра с пентаметром образует элегический дистих.
Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи
Старца великого тень чую смущённой душой. (А. Пушкин). 

Амфибрахий – трёхсложная стопа с ударением на втором слоге:
Последняя тучка рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури. (А. Пушкин).
Или: Пестрели коврами покрытые вьюки. (М. Лермонтов).


Одностопный амфибрахий встречается редко, двухстопный – часто.
Румяной зарёю
Покрылся восток
В селе за рекою 
Потух огонёк. (А. Пушкин).



Анапест – трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге:
Перелётный вспорхнул ветерок
Прозвенел золотой голосок. (Ф. Блок).


В принципе можно составить стихотворение из односложных слов, в котором не будет стоп. Подобное есть у В. Брюсова: 

Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них. –
Тех дней зов,
Где возник стих.

Дай снам власть,
Пусть вихрь бьёт;
Взвей стяг – страсть:
Путь вдаль – взлёт!

Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения.
Идеальная схема чередований называется метром.
Размер – количество ритмических повторений (стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляют как синоним метра или стопы.
В стихах редко наблюдаются классические метры. Разнообразие стихам придаёт отступление от идеальных схем.

Ритмика силлабо-тонического стиха может включать различные комбинации внутри стоп, такие как пиррихий, спондей, анакруза, энклитика, проклитика, вольный стих.
12. Рифма.
Созвучие отдельных слов или их частей в одних и тех же местах в стихотворных строках называется рифмой. Рифма представляет собой явление звуковое, а не графическое.

Рифма в письменных источниках известна в Китае со 2-го тысячелетия до новой эры, в Аравии – с V –VI cт, в Европе – с IX cт.
У славянских народов рифма впервые появилась в фольклорных жанрах – в пословицах, поговорках, загадках, сказках, песнях. У некоторых народов стихосложение обходится без рифмы.
Рифма выполняет в стихе ряд функций – ритмообразующую, фоническую, мнемоническую, композиционную, семантическую функции.
Классификация рифм.
А) По месте в строке чаще всего рифмы бывают концевыми (в конце строк), но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул.
Б) По месту ударения –

  • мужские (с ударением на последнем слоге),
  • женские (на предпоследнем),
  • дактилические (на третьем от конца),
  • гипердактилические (на четвёртом и далее). 

    У В. Брюсова есть стихотворение, в котором сознательно использованы все виды рифм, от сверхдактилических до мужских:

    Ветки, тёмным балдахином свешивающиеся,
    Шумы речки с дальней песней смешивающиеся,
    Звёзды, в ясном небе слабо вздрагивающие,
    Штампы роз, свои цветы протягивающие, 
    Запах трав, что в сердце тайно вкрадывается,
    Теней сеть, что странным знаком складывается,
    Вкруг луны живая дымка газовая,
    Рядом шопот, что поёт досказывая,
    Клятвы, днём глубоко затаённые,
    И ещё – ещё глаза влюблённые
    Блеск зрачков при лунном свете белом, 
    Дрожь ресниц в движении несмелом,
    Алость губ, ускользнувших прочь,
    Милых, близких, жданнных… Это – ночь!

    В) По качеству звучания –
  • точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),
  • неточные (приблизительные).
  • Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, опорные, корневые, усечённые, разноударные (неравносложные – папахи-попахивая, трезвость-врезываясь), анаграммные. 

    Г) В зависимости от числа совпадающих слогов –
  • богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала
  • бедные – край –игра, жар – ножа. 

    Д) По составу –
  • простые,
  • составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу)
  • Омонимические
  • каламбурные.

    Область рифм – моя стихия,
    И легко пишу стихи я;
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

    Е) По тому, как слова и каких частей речи рифмуются –
  • грамматические
  • неграмматические.

    Ж) По частотности употребления –
  • банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы)
  • редкие (изысканные )
  • экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

    З) по способу размещения в стихотворении –
  • смежные (параллельные, парные) – аабб,
  • перекрёстные – абаб,
  • охватные (опоясные, кольцевые) – абба,
  • тернарные – аабввб.

    Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом

    Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

    Опьяняет смелый бег,
    Овевает белый снег,
    Режут шумы тишину,
    Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

    Или:

    Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?
    Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

    Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

    Пускай утопал я в болотах.
    Пускай замерзал я на льду,
    Но если ты скажешь мне снова, –
    Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

13. Строфа.
Строфой называется группа стихотворных строк, объединённых одной мыслью, интонацией и порядком рифмовки. Строфа является дополнительным средством организации и ритмизации стихотворной речи.

Стихи, не составляющие строф, называются астрофическими.

Стихотворения могут быть равнострочными и разнострочными.

В современной поэзии наблюдаются явления, когда строфические стихи перемежаются с прозаическими включениями.
Строфа может охватывать разное количество строк. Самая малая строфа состоит из двух строк – дистих (ааббвв…).

Условно строфы делят на строгие и свободные.
Виды свободных строф:
Двустишие – аа бб вв –
Трёхстишие (терцет) – ааа ббб, ааб ввб, абв абв –
Четверостишие (катрен) – аабб, абаб, абба –
Пятистишие (квинтила) – абааб – 
Шестистишие (секстет) – абабвв, (секстина) – аБаБаБ, (ронсарова строфа) – ААбВВб – 
Семистишие (септима) – аабввбв, ААББВВБ – “Бородино” М, Лермонтова.
Восьмистишие (октет) – ааббввгг, абабаааб, абвгабвг –
Октава – АбАбАбвв – “Домик в Коломне” А. Пушкина.
Девятистишие (нона) – АбАббВбВВ (спенсерова строфа)
Децима – аббаввггвв, АбАбВВгДДе (одическая строфа – “Энеида” И Котляревского) – 
Рондель – тринадцать строк, связанных двумя сквозными рифмами – АБбаабАБаббаА
Онегинская строфа – АбАбВВггДееДжж

Терцина – разновидность терцета, вид трёхстрочного стиха пятистопного ямба, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с первой и третьей в следующей терцине. Терцин в произведении может быть сколько угодно, но всё произведение завершается отдельной строчкой, которая рифмуется сов торой строкой последней терцины.
Виды строгих, классических, твёрдых форм стиха:

Октава – восьмистрочное стихотворение, которое чаще всего пишется пяти- или шестистопным ямбом, и рифмуется по схеме АбАбАбвв.

Рондо – стихотворение, состоящее из восьми, тринадцати или пятнадцати строк, связанное двумя сквозными рифмами – 

Сонет – Вид стиха, состоящий из четырнадцати строкпяти- четырёх- или шестистопного ямба. Схема – абба абба ввг ддг – французский, или итальянский – абаб абаб вгв гвг (или вгд вгд), или английский (шекспировский) – абаб вгвг деде жж. Сонет возник в Италии в ХIII ст. В России первый сонет написал В. Тредиаковский, в Белоруссии – Я. Купала – «Жніво”, “па межах родных і разорах” и “Запушчаны палац”.в 1910 году.

Существуют различные варианты сонета: хвостатый (два четверостишия и три терцета), сплошной (на двух рифмах), опрокинутый (два терцета и два катрена), безголовый (без первого четверостишия), половинный (один катрен и один терцет), хромой ( с неравностопными четвёртыми строками катренов).
Созданы циклы сонетов, называемые венок сонетов и венок венков сонетов.

Триолет – восьмистишие с рифмовкой АБаАаБАБ, причём первый стих полностью повторяется в 4-й и 7-й строках, а2-й – в 8-й.

Список литературы

1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста: теория и практика: учебник / Л. Г. Бабенко - М.: Флинта, 2005 - 496 с.

2. Лисовицкая, Л.Е. Технология лингвистического анализа художественного текста : учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Л.Е. Лисовицкая. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 265 с. : ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-0544-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278047

3. Хисамова Г. Г. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие / Г. Г. Хисамова; БашГУ - Уфа: РИЦ БашГУ, 2012 - 72 с. Б) 4.Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста : учеб. пособие.— 2-е изд., дораб. — Л. : Просвещение

*Целевым приоритетом на уровне ООО является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

1. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

2. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

3. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

4. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

5. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.