Материал на проверке

Рабочая программа коррекционного курса «Логоритмика» для учащихся 1-4 ых классов, обучающихся по АООП НОО для учащихся, обучающихся по АООП НОО для учащихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант обучения 5.1, 5.2 .

0
0
Материал опубликован Сегодня в 08:40


Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дудинская средняя школа № 4им. П.А. Кучеренко»









Рабочая программа

коррекционного курса «Логоритмика»

для учащихся 1-4 ых классов, обучающихся по АООП НОО

для учащихся с тяжелыми нарушениями речи

(вариант обучения 5.1, 5.2 .)























Составитель: учитель-логопед

Волынец Александра Владимирова



1.Пояснительная записка.

В системе логопедической помощи учащимся имеет место быть такой предмет, как логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно- мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Воздействие на детей средствами логопедической ритмики способствует общему развитию, нормализации двигательных функций, коррекции речевых нарушений. Коррекционная направленность должна осуществляться на всех предметах, в том числе и предметах искусства: музыке, ритмике, изобразительном искусстве. Особенно выделяется коррекционный лингвистический курс, который включает в себя специальные предметы, в том числе и логоритмику. Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» составлена на основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373);

- постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);

- приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и приложения, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г.№1598;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании

условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

- рабочая программа составлена на основе программы коррекционного курса «Логоритмика» для 1 – 5 классов Колодницкой Л.К. и Абакумовой В.Н..

Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» введён в 1 – 4-х классах по 2 часа в неделю. Данный коррекционно-развивающий курс выведен за пределы общеобразовательного цикла. Данная программа рассчитана на учащихся общеобразовательной школы с ограниченными возможностями здоровья. Развитие детей отличается неустойчивым вниманием, неспособностью к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления, недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью.

Тематическое планирование составлено на основе программы коррекционного курса «Логоритмика» для 1 – 5 классов Колодницкой Л.К. и Абакумовой В.Н За основу предлагаемой программы взято последовательное развитие тем. Каждая из тем рассматривается через постепенное усложнение и расширение понятий, через обогащение музыкально-двигательными образами. Благодаря такому подходу идет активное развитие речевых и неречевых процессов, увеличивается способность воспринимать и анализировать музыку. Такая преемственность тематического построения создает условия для целостности урока, единства всех составляющих видов деятельности, расширяет возможности коррекционной работы. Таким образом, идет активное развитие психических процессов и восприятия музыки. Курс рассчитан на 66 часов в первый год обучения и на 68 часов на 2 – 4-й годы обучения. На занятиях логопедической ритмики, укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, дыхание, формируется правильная осанка, походка, грацию движений; двигательные навыки и умения, пространственные представления.

2.Общая характеристика коррекционного курса

В программе предусмотрено решение оздоровительных, образовательных (познавательных), коррекционных (практических) задач.

Целью занятий по логоритмике является развитие двигательной активности обучающегося с ТНР в процессе восприятия музыки. Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.

Задачи логопедической ритмики.

В отдельном периоде решаются различные задачи:

Первый год обучения:

1. Формирование чувства темпа — восприятия равномерной последовательности одинаковой длительности.

2. Развитие мышечного ощущения направления движения.

3. Формирование предпосылок исполнительской деятельности на основе элементарного подражания.

4. Формирование простейших элементов творчества, слитых с подражанием. Исполнительство и творчество еще не выделились в самостоятельные виды деятельности.

5. Расширение пассивного словарного запаса, активизация речевого подражания и формирование фразовой речи.

Второй год обучения:

1. Развитие ощущения ритмического стиля — чувства акцента, чередующихся ударений.

2. Формирование навыка осознанного восприятия пространства.

3. Постепенное отделение исполнительства от подражания.

4. Стимуляция творческой активности.

5. Развитие способности понимать грамматические формы слов, формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляционной моторики, создание артикуляционной базы звуков.

Третий год обучения:

1. Ориентация в ритмических структурах, соизмерение и различение звуков по их длительности.

2. Развитие музыкально-пластических способностей.

3. Воспитание у детей точности и выразительности исполнения.

4. Выделение творческой функции в самостоятельный вид деятельности.

5. Обогащение и активизация словарного запаса, обучение правильному употреблению грамматических форм слов, совершенствование речевой моторики.

Четвертый год обучения:

1.Формирование музыкально-ритмических способностей, развитие музыкально- ритмического мышления.

2.Развитие способностей пластической интерпретации музыкального произведения и овладение свободой движений.

3. Преобразование исполнения в многоуровневый акт деятельности.

4. Обучение творческому использованию накопленного арсенала средств взаимодействия с окружающим миром.

5.Совершенствование навыков связной речи, правильного грамматического извукового оформления речевых высказываний во всех ситуациях общения. Таким образам, на занятиях по логопедической ритмике осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекция речевой функциональной системы. Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:

1.развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов

2.развитие общей и мелкой моторики;

3.коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

4.активизация исполнительской деятельности.

Реализация программы «Логопедическая ритмика» проходит по разным направлениям:

Направление работы на занятиях

Вид коррекционной работы

Работа над дыханием. Темп и ритм дыхания

Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе. Упражнения без речи.

Работа над оральным

праксисом

Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка.

Упражнения на основе точности, скорости общих движений

рук, ног, головы. Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего массажа.

Работа над просодией речи

Использовать певческие упражнения на гласные и слоги. На

основе их воспитывать темп и ритм дыхания, выразительность голоса, что активизирует работу артикуляторного аппарата, речевого слуха.

Работа над темпом и ритмом речи

Создается музыкально-двигательно-речевая основа речи.

При дизартрии учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и степень моторной и членораздельной речи, возраст.

Развитие голоса

Использовать ортофонические упражнения, направленные

на развитие координации дыхания, фонации, артикуляции.

Сначала давать артикуляционную гимнастику, массаж,

расслабление шеи.

Развитие фонематического

восприятия

Фонематические процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм).

Улучшает различение звуков на слух, воспитывает ассоциации между звуком и мелодией. Дифференциации фонем способствует произнесение текста под музыку.

Развитие звуковысотного слуха

Пение песен с показом рукой направления мелодии, отстукивание ритма, темпа.


Воздействие логопедической ритмики направлено на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

1.Коррекционные задачи на занятиях с учащимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства, нельзя правильно воздействовать на него.

2.В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные и сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка.

3. Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений.

4 Решение воспитательных задач содействует развитию чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность, проявлению художественно-творческих способностей, воспитанию положительных личностных качеств, формированию организаторских способностей.

В программе реализуются разработанные шесть блоков всестороннего развития и коррекции нарушений в сочетании с лексическими темами. Каждый блокотражает структуру урока, с последующим проведением пяти занятий с поэтапной направленностью. Вся работа в блоках взаимосвязана, многогранна и многофункциональна. Коррекционная направленность логоритмических занятий соответствует АООП НОО обучающихся с УО и обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи. Специфика искусства, каким является логопедическая ритмика, требует особого построения занятия. Предлагается сквозное развитие построения занятий с введением частных и общих кульминаций, что позволяет не дробить занятие логоритмики на различные виды деятельности и добиваться его целостности.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционно-логопедический курс «Логопедиеская ритмика» представленный в коррекционно-развивающей области учебного плана реализуется в объёме 66 часов(2 часа в неделю) в первом классе, 68 часов (2 час в неделю) во 2-4 классах.

4. Результаты освоения коррекционного курса

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат освоения программы в виде целевых ориентиров:

Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.

Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

У ребёнка сформированы модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.

Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.

Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.

Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.

Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.

Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.

Ребёнок уважает культуру и традиции народов России, родного края, труд людей.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.

5.Содержание коррекционного курса с указанием форм организации и видов деятельности

Форма организации: минигруппа (3-6 ученика).

В программе предусмотрена реализация шести блоков по 10 – 12 занятий в каждом:

I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.

Задачи: Развивать слуховое внимание, правильный темп и ритм дыхания, мимику и пантомимику у детей, адекватные формы проявления эмоций, ритма, работы над голосом, решать лексические задачи. Дыхание, голосообразование, артикуляция – единые взаимообусловленные процессы, поэтому необходимо добиваться: тренировки дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции одновременно.

I. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)

II. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)

III.Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)

IV. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)

V.Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)

VI.Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений)


II БЛОК. Развитие орального праксиса.

Задачи: Воспитание правильной осанки, естественного голосообразования; формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи. Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, правильного звукопроизношения.

I. Организационный момент (Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата)

II. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)

III. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание)

IV. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении)

V. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)

VI. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение)

III БЛОК. Формирование фонематического восприятия.

Задачи: Развивать слуховое внимание, слуховую память, способность саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, формировать речедвигательные акты, развивать зрительные, кинестетические и пространственные восприятия; и тесную связь между ними. Уточнять пространственные понятия, классификации, лексическое значение слов; формировать навык правильного употребления в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

I. Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)

II. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; звуко-буквенный анализ)

III. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значения слов)

IV. Психогимнастика(Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера)

V. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)

VI. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением)

IV БЛОК. Речь – ритм – движение.

Задачи: Развитие зрительного и пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, моторики; умение выполнять упражнения в определённом заданном направлении; развитие общей и мелкой моторики; регуляции мышечного тонуса; выдерживание ритма движений и соотнесение речи и движения. Использовать музыку, бубен, хлопки, барабан.

I. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное ыхание)

II. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата)

III. Психогимнастика(Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)

IV. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой; упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)

V. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)

VI. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление)

V БЛОК. Развитие мышечной активности.

Задачи: Вырабатывание двигательных навыков, ритма, музыкального метра, темпа, развитие творческих способностей; способствование развитию мышечной активности, координации движений, произвольного внимания; формирование правильной осанки; содействие перестройке различных систем: сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной. Работа над увеличением лексического запаса.

I. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)

II. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)

III. Теневой театр. Мелкая моторика.

IV. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)

V. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением)

VI. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «мягкая» придыхательная атака).

VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.

Задачи: Развивать фонематическое восприятие, чувство музыкального размера и метра, продолжать работать над темпом и ритмом дыхания, совершенствовать движения и артикуляцию речевых органов, специальных мимических мышц, формировать слуховое внимание и память. Решать задачу эстетического развития детей, творческих слуховых восприятий.

I. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном выдохе)

II. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса)

III. Темп, паузация, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения)

IV. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи)

V. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве)

VI. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические музыкальные произведения).

Виды деятельности на занятии:

Каждый блок, в свою очередь, состоит из пяти разделов. Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей с ТНР используются: музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально- ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально- волевой тренинг, креативный тренинг.

1. Музицирование - это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

1.1. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом.

1.2.Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, озвучивание текста по графическим знакам, партитуре, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.

2. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно- регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды

моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями иперсонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким,дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлениивыразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

2.1. Дыхательно-артикуляционный тренинг.

Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно- артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

2.2. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

2.3. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того,они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу [Теплов, 1947; Зееман, 1962].

3. Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода (ритма) музыкального произведения — понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.

3.1. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

3.2. Игроритмика— это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи движений рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги», кубики.


4. Эмоционально-волевой тренинг.Данный раздел включает игры и игровые

упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь не директивным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) [Психогимнастика в тренинге, 2001] и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности.

Основные признаки комплекса неполноценности:

-страх и неуверенность;

-чрезмерная застенчивость и сверхчувствительность;

-зависимость и замкнутость;

-эмоциональная инфантильность.

Для коррекции «внутреннего образа», исправления ошибочного представления о себе подбираются такие упражнения, при выполнении которых ребенок не боится выражать свои чувства, не стесняется возражать, импровизирует и взаимодействует с коллективом. Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. Этюды на развитие мимики, пантомимики, вокальной мимики пополняют опыт экспрессивного реагирования. Релаксационные упражнения снимают мышечное напряжение и позволяют контролировать деструктивные эмоции и действия, овладеть навыками саморегуляции. Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи.

5. Креативный тренинг способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления, умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел вошли задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, названия невиданных стран и животных, формируются навыки конструктивного выражения эмоций, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.


Промежуточный контроль

Реализация данной программы предполагает диагностику индивидуального развития ребенка учителем-логопедом в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, учителем музыки, физической культуры и классным руководителем. Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования, помимо традиционного речевого развития, состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей и речевого развития в процессе логоритмических занятий. Диагностика проводится в виде обследования, тестов, наблюдения за активностью детей.


Структура занятия по логопедической ритмике.

При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

Занятия по логопедической ритмике проводятся 2 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 45 минут. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию. В самом начале занятия очень важен положительный эмоциональный настрой. Для его создания эффективно включение эмоциональной мимической разминки, что удобно организационно, либо знакомой детям игры на слуховое, зрительное или тактильное восприятие. Затем проводятся игрогимнастика, вокальное музицирование или речедвигательные игры и такие упражнения, как дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи. В центральную часть занятия целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг), формированию навыков анализа и синтеза. Далее проводятся инструментальное музицирование или танцевально- ритмические упражнения. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика. Задачей заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого в конце занятия педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей. Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.


Общая характеристика средств логопедической ритмики.


Основной принцип перечисленных видов работы – тесная связь движения с музыкой. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Следующим принципом использования средств логопедической ритмики является обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение в содержательный материал урока речевого материала позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который в свою очередь, способствует развитию ритмичности движений. Средствами логопедической ритмики являются ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения, регулирующие мышечный тонус, упражнения, активизирующие внимание, счетные упражнения, речевые упражнения без музыкального сопровождения, упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритмические упражнения, пение, упражнения в игре на музыкальных инструментах, самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями, игровая деятельность. Структура занятий логопедической ритмики включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Учитывая особый контингент детей, урок логопедической ритмики проводится в форме фронтального урока один раз в неделю, как релаксационное мероприятие. В течение 30 минут решаются в комплексе оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы. В содержание занятий включены задания по развитию общей и мелкой моторики, ритма, темпа, дыхания, артикуляции, а также упражнения по коррекции психических процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения и мышления) в сочетании с музыкой и движениями. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Представленная система логопедического воздействия носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукобуквенного анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связанным высказыванием, нормализацией дыхания, темпа и ритма речи, умением владеть своим телом. Спецификой работы является сочетание дифференцированной артикуляционной гимнастики с логопедической ритмикой. Занятия способствуют развитию дифференцированного слухового восприятия, зрительно-кинестетических ощущений, формированию простых моторных координаций. Успех логопедических занятий во многом зависит от раннего начала и систематического проведения; от развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; самоутверждения, саморегуляции и контроля.


7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Реализация программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика» требует организации развивающей предметно-пространственной среды для решения поставленных задач. А именно, в разнообразии базы используемых игр и в гармоничном соединении традиционных средств развития ребенка с информационно-компьютерными технологиями (мультимедийными презентациями, использованием Интернет-ресурсов). Реализация программы предполагает наличие просторного помещения для постоянной двигательной активности детей, поэтому пространство создаётся динамичным в соответствии с целями и задачами каждого занятия. Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в спортивном зале. Рекомендовано наличие зеркала, фортепиано (синтезатора), музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений. Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки. Игрушки- инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели. Игрушки- инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики. Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. Технические средства: Ноутбук; проектор; музыкальный центр; принтер; сканер; музыкальные произведения. Наглядно-дидактический и демонстрационный материал: Бланки с заданиями по темам; картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных; картинки по лексическим темам и по литературным произведениям; картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений; схемы-планы, модели. Игровой и спортивный инвентарь: Музыкальные инструменты; пособия на развитие дыхания; ритмические палочки; массажные мячики «Су-джок». Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики. Рекомендовано наличие ростовых кукол и костюмов зверей.

Программа «Логоритмика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:по логопедии:

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985

Кузнецовой, Е.А.Алябьевой, Н.В.Микляевой

Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения по оздоровлению детей. М.»ТССФЕРА»,2006.

:Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»М.Н.Щетинина;

«Психогимнастика М. И. Чистяковой,


Тематическое планирование

1 класс (всего 66 часа, в неделю 2 часа).


Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов


I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.



1


Диагностика

Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться

в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

4

2


«Любимые игрушки»

1. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)

2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)

3. Психогимнастика(Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)

5. Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)

6. Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и

дозированности внушений)

2

3

«Грустная сороконожка»(Одежда)

2


«Едем в гости к ежику»

(Признаки осени)

2


«Забавные вещицы»

(Предметы туалета)

2


«Озорные друзья»

(Игрушки)

2


II БЛОК. Развитие орального праксиса.


7



Сказка «Когда можно плакать»

(Домашние животные)

Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных

движений артикуляционного аппарата)

2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление

навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)

3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства

(эмоции), внутреннее внимание)

4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа;

музыкальное сопровождении)

5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)

6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение

1

8



«Кто сказал: «Мяу»?»

(Домашние животные)

1



Сказка «Про девочку, которая плохо

кушала» (Посуда)

2

10

Сказка «Теремок»

(Продукты питания)

1

«Снежная дорожка»

(Признаки зимы)

2

III БЛОК. Формирование фонематического восприятия


Сказка «Рукавичка»

(Дикие животные)

1. Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)

2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки;

звукобуквенный анализ)

3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных

понятий, классификаций, лексического значения слов)

4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных

черт характера)

5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)

6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и

расслаблением)

2

«Елочный хоровод»

(Елочные игрушки)

2

«Новогодние забавы»

(Новый год)

2

«Самый лучший праздник»

(Новогодние игры)

2

Сказка «Ежик и

Ершик»

(Дикие животные

2

IV БЛОК. Речь – ритм – движение.


«Ку-ка-ре-ку, или как петушок свою песню искал»

(Домашние животные)

1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание

2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация;

тренинг мышц голосового аппарата)

3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой;

упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)

5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная

работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление)

2

«Сказки бабушки Маланьи»

(Домашние птицы)

2

Сказка «Три медведя»

(Мебель)

2

«Водичка, водичка, умой мое личико»

(Человек; части тела)

2

«Меня зовут Чебурашка»

(Части тела)

2

V БЛОК. Развитие мышечной активности.


«К бабушке на оладушки»

(Семья)

1. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)

2. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)

3. Теневой театр. Мелкая моторика.

4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)

5. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения,

подвижные игры с речевым сопровождением)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч;

«твёрдая», «мягкая» придыхательная атака)

2

«Волк и семеро

козлят на новый лад» (Праздник

бабушек и мам)

2

Сказка «О том, как Гном покинул

дом» (Семья)

2

«Весенний ветерок» (Признаки весны)

2

«О чем поют воробушки...»

(Птицы)

2

VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.


«Веселый паровозик»

(Транспорт)

1. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном

выдохе)

2. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки

регулирования силы голоса)

3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы

литературного произношения)

4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры;

изменение мелодико-интонационной стороны речи)

5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение

собственным телом, ориентировка в пространстве)

6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального

сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические

2

«Давайте познакомимся» (Профессии)

2

«Солнце и тучка»

(Цветы)

2

«Жуки-музыканты»

(Насекомые)

2

«На лужайке у реки»

(Лето)

2

«Раз ромашка, два ромашка...»

(Цветы лета)

1

Диагностика

Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения

ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения

состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий.

4


Тематическое планирование

2 класс (всего 68 часов, в неделю 2 часа)


Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.


Диагностика

Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться

в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

4

«До свиданья, лето»

(Летние Звуки)

1. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)

2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)

3. Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)

5. Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)

6.Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений)

1

«О дождике и настроении» (Признаки

осени)

1

«Едем в гости к ежику»

(Признаки осени)

1

«Ежик - портной» (Фрукты)

2

Сказка «Пых» (Овощи)

2

«Наш огород»

(Овощи, фрукты)

2

«Дождик шлепает по лужам» (Признаки осени)

1

II БЛОК. Развитие орального праксиса.



«Путешествие в сказку «Башмачки»

(Домашние животные)

1. Организационный моментВоспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных

движений артикуляционного аппарата)

2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)

3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства

(эмоции), внутреннее внимание)

4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа;музыкальное сопровождении)

5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)

6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение

1

«Кто сказал: «Мяу»?»

(Домашние животные)

1

«Мы не можем друг без друга»

(Домашние животные)

1

«Трали-Вали»

(Посуда)

2

Сказка «Как звери варили компот»

(Продукты питания)

2

«Кто в домике живет?»

(Игрушки)

2

«В гостях у Снеговика» (Признаки зимы)

2

III БЛОК. Формирование фонематического восприятия


«Приключения маленькой Бабы Яги»

(Новый год

1. Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)

2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки;

звукобуквенный анализ)

3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных

понятий, классификаций, лексического значения слов)

4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных

черт характера)

5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)

6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и

расслаблением)

1

«Мороз трещит и колется» (Зимние забавы)

2

«Приключения детей и зверей в зимнем лесу»

(Дикие животные)

1

«Верное средство» 1

(Дикие животные)

1

«Котенок «Гав»»

(Домашние животные)

1

«Веселая карусель»

(Домашние птицы)

2

IV БЛОК. Речь – ритм – движение.


«Путешествие по старому дому» (Мебель)

1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание

2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация;

тренинг мышц голосового аппарата)

3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой;

упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)

5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная

работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление)

2

«Расти, коса, до пояса»

(Человек; части тела)

1

«Носик, привет,привет!»

(Части тела)

1

«Красная Шапочка и ее друзья» (Мамин праздник)

2

«Мы за солнышком идем»

(Признаки весны)

2

V БЛОК. Развитие мышечной активности.


«Родной дом»

(Семья)

1. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)

2. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)

3. Теневой театр. Мелкая моторика.

4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)

5. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения,

подвижные игры с речевым сопровождением)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч;«твёрдая», «мягкая» придыхательная атака)

2

«А что у вас?»

(Профессии)

2

Сказка «Как поссорились иголка с

ниткой»(Профессии)

2

«Весенний ветерок» (Признаки весны)

2

«Едем, летим или плывем?» (Транспорт)

2

VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.


«Волшебный клубочек»

(Наш город)

1. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном

выдохе)

2. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки

регулирования силы голоса)

3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы

литературного произношения)

4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры;

изменение мелодико-интонационной стороны речи)

5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение

собственным телом, ориентировка в пространстве)

6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального

сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические

2

«Путешествие на воздушном шаре»

(Наш город)

2

«Дождь играет в прятки» (Цветы)

2

«В траве сидел кузнечик» (Насекомые)

2

«Девочка чумазая»

(Лето)

2

«Ах, лето»

(Признаки лета)

1

Диагностика

Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий.

4


Тематическое планирование

3 класс (всего 68 часов, в неделю 2 часа)


Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во час


I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.



Диагностика

Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться

в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

4


«Осенние краски»

(Грибы, ягоды, деревья)

1. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)

2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)

3. Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)

5. Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)

6.Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений)

2


«Во саду ли, в огороде...»

(Овощи, фрукты, ягоды)

2


Сказка «Щи из топора»

(Овощи, фрукты)

2


«Сарафан надела Осень»

(Перелетные птицы)

2


«О чем рассказал старый дуб»

(Признаки осени)

2


II БЛОК. Развитие орального праксиса.



«Дед Егор зовет во двор» (Домашние животные и их дети)

1. Организационный моментВоспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных

движений артикуляционного аппарата)

2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)

3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства

(эмоции), внутреннее внимание)

4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа;музыкальное сопровождении)

5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)

6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение

2


Сказка «Дорога на мельницу»

(Дикие животные)

1


Сказка «Проказы старухи Зимы»

(Дикие животные)

1


Сказка «Как лиса пробралась в курятник»

(Домашние птицы)

2


«У нас в гостях инопланетяне»

(Посуда)

2


«Наше меню»

(Продукты питания)

2


III БЛОК. Формирование фонематического восприятия



«Ах, эта Дюдюка!»

(Игрушки)

1. Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)

2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки;

звукобуквенный анализ)

3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных

понятий, классификаций, лексического значения слов)

4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных

черт характера)

5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)

6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением ирасслаблением)

2


«Путешествие в новогоднюю сказку»

2


«Синичкин календарь» (Зимующие птицы)

2


«Эх, качусь я с горки...»

(Зимние забавы)

2


«Фея Зима» (Признаки зимы)

2


IV БЛОК. Речь – ритм – движение.


«Пау-пау-паучок»

(Ткани и одежда)

1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание

2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация;

тренинг мышц голосового аппарата)

3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой;

упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)

5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная

работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление)

2


«Живая шляпа»

(Головные уборы, обувь)

2


«Три богатыря» (День защитника Отечества)

2


«Добрые советы»

(Мамин праздник)

2



V БЛОК. Развитие мышечной активности.

«В доме моем»(Семья)

1. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)

2. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)

3. Теневой театр. Мелкая моторика.

4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)

5. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения,

подвижные игры с речевым сопровождением)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч;«твёрдая», «мягкая» придыхательная атака)

2


Сказка «Откуда берутся вещи?» (Профессии, инструменты)

2


«Мы едем, едем, едем»

(Транспорт)

1


«Поездка в Диснейленд» (Транспорт)

1


«С ветром наперегонки» (Перелетные птицы)

2


«Полосы и пятнышки» (Животные жарких стран)

2


VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.


Сказка «Почему бабочки летают?»

(Насекомые)

1. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном

выдохе)

2. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки

регулирования силы голоса)

3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы

литературного произношения)

4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи)

5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение

собственным телом, ориентировка в пространстве)

6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические

2


«Полевая школа»

(Цветы лета)

2


«Песенка весенних минут»

(Первоцветы)

2


«Дед Мороз и лето»

(Лето)

2


Сказка «Старик Годовик» (обобщение

по теме «Времена года»)

2


«Путешествие в страну Фантазий»

(обобщение пройденных тем)

2


Диагностика

Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий.

4




Тематическое планирование

4 класс (всего 68 часов, в неделю 2 часа)


Тема занятия

Содержание занятия

часы


I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.



Диагностика

Исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться

в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики.

4


«Летняя симфония»

(Деревья, грибы, ягоды»)

1. Организационный момент (Создание у детей готовности, установки к деятельности)

2. Работа над голосом и дыханием (Статические и динамические дыхательные упражнения)

3. Психогимнастика (Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса)

5. Слуховое восприятие и память (Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение)

6.Релаксация, аутотренинг (Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений)

2


«Путешествие кленового листочка»

(Ч. 1) (Признаки осени)

1


«Путешествие кленового листочка»

(Ч. 2) (Овощи, фрукты)

1


Сказка «Чиполлино и его друзья»

(Овощи, фрукты)

2


«Лягушка-путешественница»

(Перелетные птицы)

2


II БЛОК. Развитие орального праксиса.


«Как поспорили волк и пес»(Домашние животные и их детеныши)

1. Организационный моментВоспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных

движений артикуляционного аппарата)

2. Развитие фонематического восприятия (Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура)

3. Психогимнастика, пантомимика (Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства

(эмоции), внутреннее внимание)

4. Слуховое восприятие и память (Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа;музыкальное сопровождении)

5. Подвижная игра с речевым сопровождением (Артикуляция, дыхание и модуляция голоса)

6. Релаксация, аутотренинг (Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение

1


«Путешествие по лесу»

(Дикие животные)

1


Сказка «Гадкий утенок»

(Домашние птицы)

1


«Какие бывают гости?» (Продукты питания)

1



«Солнечный луч в ноябре» (Признаки поздней осени)

«


2


III БЛОК. Формирование фонематического восприятия



«В пещере Людоеда»

(Посуда, продукты)

1. Организационный момент (Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание)

2. Дифференциация, автоматизация звуков (Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки;

звукобуквенный анализ)

3. Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами. (Уточнение пространственных

понятий, классификаций, лексического значения слов)

4. Психогимнастика (Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных

черт характера)

5. Песенный материал. Музыкальное сопровождение (ДМИ, ноты, записи, диски.)

6. Релаксация, аутотренинг (Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением ирасслаблением)

2


«Птичья кладовая»

(«Зимующие птицы»)

2


Новогодняя сказка «О чем грустит Домовенок»

2


«Два Мороза»

(Зимние забавы)

2


«Спутники зимы»

(Признаки зимы)

2


V БЛОК. Речь – ритм – движение.


«Марья-искусница» (Ткани, одежда)

1. Организационный момент (Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание

2. Артикуляционная, мелкая, общая моторика (Подражательность, активность, фантазирование, импровизация;

тренинг мышц голосового аппарата)

3. Психогимнастика (Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал)

4. Подвижные игры с речевым сопровождением (Игры с незначительной психофизической нагрузкой;

упражнения на метрический, переходный, неожиданный акценты)

5. Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия (Словарная

работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление)

2


«Сказка старого башмака»

(Обувь, головные уборы)

2


«Карта путешествий»

(День защитника Отечества)

2


«Задушевный разговор»

(Мамин праздник)

2


Сказка «Мамы всякие важны»

(Профессии наших мам)

2


«Путешествие капельки»

(Признаки весны)

2


V БЛОК. Развитие мышечной активности.

«Как птицы царя выбирали»

(Перелетные птицы)

1. Организационный момент (Упражнения на формирование общей и мелкой моторики)

2. Физкультминутки с движениями (Формирование словарного запаса, координации, слов-движений)

3. Теневой театр. Мелкая моторика.

4. Ориентировка в теле и пространстве (Азбука-зарядка; буквы-упражнения)

5. Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активность (Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением)

6. Релаксация, аутотренинг (Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч;«твёрдая», «мягкая» придыхательная атака)

2


«Приятная весть»

(Первоцветы)

2


Сказка «Снегурочка» (обобщение по

теме «Времена года»)

2


«Что всего дороже»

(Семья)

2


Сказка «Мегаполис» (Профессия,инструменты)


2


VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.


«Вчера и сегодня»

(Транспорт)

1. Организационный момент (Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном

выдохе)

2. Работа над голосом (Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки

регулирования силы голоса)

3. Темп, паузы, тембральная окраска (Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы

литературного произношения)

4. Ударение, интонации, ритм (Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи)

5. Подвижные игры с речевым сопровождением (Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение

собственным телом, ориентировка в пространстве)

6. Релаксация, аутотренинг (Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде «живой» музыки, дисков, кассет; классические

2


«Экскурсия по Дудинке» Транспорт)

2


«Дважды два четыре»

(Школа)

2


«Комариные советы» (Насекомые)

2


Сказка «Старик Годовик» (обобщение

по теме «Времена года»)

2


«Цветик-семицветик»

(Цветы лета)

2


2


«Карнавал звуков»

(Лето)


Диагностика

Повторное исследование состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Отслеживание динамики изменения состояний неречевых психических речевых функций, учащихся в процессе логоритмических занятий.

4




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.