Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия"
Рабочая программа коррекционного курса "Предметно-практические действия"
3 «Г» класс
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметнопрактические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Содержание коррекционного курса "Предметно-практические действия".
Действия с материалами. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
Планируемые результаты освоения коррекционного курса "Предметно –практические действия":
формирование интереса к обучению;
овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
минимальное умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
Предметные (коррекционные) результаты:
освоение на элементарном уровне простых действий с предметами и материалами;
использование в работе доступных материалов (пластилин, природный материал; бумага и картон; нитки, тканью;
уметь фиксировать взгляд на предметно - манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом);
уметь захватывать и удерживать предмет;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки;
уметь погружать руки в сухой бассейн;
уметь доставать из сухого бассейна предметы;
уметь пересыпать крупы с помощью кулака;
уметь отбирать крупы (единичные представители круп).
освоение простых действий с предметами и материалами;
уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;
рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы;
выполнять последовательно организованные движения;
играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу;
разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениям;
играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;
складывать фигуры из счетных палочек по показу, образцу и по словесной инструкции;
выкладывание по показу и по образцу ряд геометрических фигур различных размеров и цветов;
выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики;
постройки из детских наборов строительного материала, по показу, по образцу и по словесной инструкции.
Список обучающихся:
| | | |||||||||
| | | | | |||||||
| | | | | |||||||
| | | | | |||||||
| | | | | |||||||
| | | | | |||||||
| | | | | |||||||
| | | | ||||||||
| | | |||||||||
Тема | Дата | Кол-во занятий | Формируемые представления | Материалы и оборудование | Содержание, виды деятельности | ||||||
По плану | По факту | ||||||||||
I четверть (8 занятий) | |||||||||||
Действия с материалами | |||||||||||
Сминание и разрывание бумаги | | | 3 | Отрабатывать навыки сминания салфетки одной (двумя) рукой, разрывание | салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька | Первоначально учащемуся предлагают сминать мягкие образцы бумажной продукции (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца), затем более плотные виды бумаги (газета, цветная, папиросная бумага, калька). Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. Ребенок учится сминать материал одной-двумя руками. Учащийся берет в руки материал (бумагу, вату, природный материал) и разрывает его. Сначала ребенок учится захватывать материал обеими руками, зажимая его в кулаках, и разрывать. Потом ребенок учится разрывать материал, направляя одну руку к себе, другую руку от себя. Если у ребенка возникают трудности при разрывании материала (бумага), то необходимо предварительно сделать надрыв (надрез) этого материал. Затем ребенок учится захватывать край материала пальцами обеих рук и выполнять разнонаправленные движения. | |||||
Размазывание краски | | | 2 | размазывание материала одной, потом двумя руками | краска, клейстер, мягкий пластилин | Учащийся погружает руки в вязкий материал (краска, клейстер, мягкий пластилин) и размазывает его. Действия по размазыванию материалов рекомендуем начинать с выполнения упражнений на горизонтальной поверхности, затем на вертикальной поверхности. Сначала ребенок размазывает материал произвольно, затем учитель задает направление движения рук (сверху вниз, слева направо, по кругу; круговые движения выполняются двумя руками в одном направлении и в разных направлениях). | |||||
Пересыпание материала | | | 2 | пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.) | лопатка, стаканчик, крупа, песок, земля | Занятия начинаются с игры с крупой, где ребенок учится захватывать сыпучий материал, ссыпать или пересыпать с руки на руку. Ребенок учится пересыпать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем его учат использовать для пересыпания материала инструмент, которым он зачерпывает материал (лопатка, стаканчик и др.). Пересыпая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и ссыпает материал. Учитывая индивидуальные и физические особенности ребенка, его учат выполнять роющие движения в сыпучем материале (крупа, песок, земля) одной или двумя руками. Ребенок учится откапывать (находить) предмет, затем закапывать (прятать) предмет. | |||||
Переливание воды | | | 1 | переливание материала | стаканчик, ложка, вода | Ребенок учится переливать материал из одной емкости в другую, удерживая его одной/ двумя руками. Затем он учится использовать инструмент (стаканчик, ложка и др.) для переливания жидкости, первоначально освоив действие зачерпывание. Переливая материал из одной емкости в другую, ребенок захватывает емкость с материалом одной/двумя руками (в зависимости от объема емкости), наклоняет ее над другой емкостью и выливает материал. | |||||
II четверть (8 занятий) | |||||||||||
Разминание соленого теста одной рукой | | | 1 | разминание соленого теста одной рукой | соленое тесто | Ребенок учится мять маленький кусочек мягкого теста, в одной руке, который лежит на столе. | |||||
Разминание соленого теста двумя руками | | | 1 | разминание соленого теста двумя руками | Соленое тесто | Ребенок учится мять большой кусок мягкого теста, который лежит на столе. Затем он мнет кусок теста, удерживая его двумя руками. Учитель направляет действия ребенка инструкциями или выполняет действия совместно с ним, удерживая его руки в своих руках. | |||||
Разминание пластилина одной рукой | | | 1 | разминание пластилина одной рукой | Пластилин | Ребенок учится мять пластилин одной рукой. | |||||
Разминание пластилина двумя руками | | | 1 | разминание пластилина двумя руками | Пластилин | Ребенок учится мять пластилин двумя руками. | |||||
Действия с предметами | |||||||||||
Захват, удержание, отпускание предметов | | | 1 | захват, удержание, отпускание предметов | шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.) | Ребенку предлагают предметы, удобные для захвата. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, используя прием «рука в руке» (кисть руки учителя накладывается на кисть ребенка, и учитель помогает ему выполнить действие). После того как ребенок научился выполнять действия всей кистью, он учится выполнять эти действия двумя и тремя пальцами (пинцетный захват). Действия отрабатываются на мелких предметах. | |||||
Вынимание предметов из коробки | | | 1 | вынимание предметов | Коробка, кубики, шарики. | Ребенок учится вынимать предмет из коробки. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руку в своей руке. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: коробка, из которой вынимают предметы, остается пустой. Когда ребенок учится вынимать один предмет из другого (например, стаканчики, вставленные друг в друга), то он одной рукой держит предмет, другой рукой вынимает из него вставленный предмет. | |||||
Складывание предметов в коробку | | | 1 | складывание предметов | Коробка, кубики, шарики. | Ребенок учится складывать предметы в коробку. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Постепенно количество предметов увеличивается. | |||||
Перекладывание предметов из коробки в коробку | | | 1 | перекладывание предметов | Коробки, кубики, шарики. | Емкости должны быть одинаковыми по высоте, и располагаться рядом друг с другом. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на завершенность задания: емкость, из которой вынимают предметы, остается пустой. | |||||
III четверть(10 занятий) | |||||||||||
Встряхивание шумящих и звенящих предметов | | | 1 | встряхивание предмета | баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании | Ребенку предлагаются баночки, бутылочки с бусинками или крупой, музыкальные игрушки, издающие звук при встряхивании и др. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. Внимание ребенка обращается на то, что результатом действия должен быть звук. Можно учить ребенка встряхивать предметы, изменяющие цвет (картинку, находящуюся внутри предмета). | |||||
Нажимание на предмет всей рукой | | | 1 | нажимание на предмет | юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку, выключатель, компьютерная мышь, детское пианино | Сначала детей учат выполнять действие всей рукой, нажимая юлу, рычаг, кнопку, музыкальную игрушку и т. д. Затем ребенка учат выполнять данное действие пальцем (выключатель, компьютерная мышь, детское пианино и т.д.). | |||||
Вставление предметов друг в друга | | | 1 | вставление предметов | стаканчики | Ребенок вставляет одинаковые по величине стаканчики друг в друга дном вниз или дном вверх. На первоначальном этапе обучения предмет, в который ребенок вставляет другой такой же предмет, зафиксирован на плоскости (например, скотчем к поверхности стола; приклеен к коробке и др.). Затем предмет, в который ребенок вставляет другой предмет, он удерживает рукой. | |||||
Вставление шариков в отверстия | | | 1 | вставление в отверстия шариков | Шарики | Ребенок учится вставлять в отверстия шарики, крупные пазлы. | |||||
Вставление мозаики в отверстия | | | 1 | вставление в отверстия мозаики | Мозаика | Ребенок учится вставлять в отверстия, крупные пазлы. | |||||
Нанизывание колец на стержень | | | 1 | нанизывание колец на стержень | пирамидка | Ребенок учится нанизывать кольца на стержень. Учитель выполняет действия совместно с ребенком, удерживая его руки в своих руках. | |||||
Нанизывание шариков на стержень | | | 1 | нанизывание шариков на стержень | шарики, стержень | Ребенок учится нанизывать шарики на стержень. | |||||
Нанизывание предметов на нить с наконечником | | | 1 | нанизывание предметов (шариков) на нить с наконечником | Нить с наконечником, шарики | Ребенок учится нанизывать шарики на нить с наконечником. Конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким (например, на концах веревки деревянные палочки или шнурок для обуви с металлическими ограничителями). | |||||
Нанизывание крупных бусин на стержень | | | 1 | нанизывание крупных бусин на стержень | маленькие елочки, башни, макаронные изделия, шнурка, веревочки | Ребенку предлагают нанизывать крупные бусины на стержень | |||||
Нанизывание крупных бусин на нить с наконечником | | | 1 | нанизывание крупных бусин на нить с наконечником | маленькие елочки, башни, макаронные изделия, шнурка, веревочки | Ребенку предлагают крупные бусины или другие предметы (маленькие елочки, башни, макаронные изделия и т.п.), при этом конец нити (шнурка, веревочки), который он вставляет в предмет, должен быть жестким. Ребенок одной рукой держит жесткий конец нити, другой рукой держит предмет. После того как ребенок просунет жесткий конец нити в отверстие, он перемещает предмет по нити. Затем ребенку предлагают для нанизывания предметы меньшего размера, нить (шнурок, веревочка) дается без наконечника. | |||||
IV четверть (8 занятий) | |||||||||||
Вращение крышки | | | 1 | вращение крышки пластиковой бутылки (вентиля крана) | пластиковая бутылка с крышкой, вентиль крана | Сначала ребенку дают пластиковую банку/бутылку с надетой на нее крышкой. Одной рукой ребенок держит бутылку/банку, другой рукой выполняет поворотные движения в одном направлении (откручивает, закручивает крышку). После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки, он учится надевать крышку на банку/бутылку, соотнося резьбу на бутылке/банке с резьбой на крышке, и закручивать ее. Затем ребенку предлагают открыть и зарыть вентиль крана. После того как ребенок научится откручивать крышку банки/бутылки ему предлагают открыть и зарыть вентиль крана | |||||
Сжимание предметов двумя руками | | | 1 | сжимание предмета двумя руками | свистящие резиновые игрушки, мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти | Работа начинается с использования свистящих резиновых игрушек. Учитель сжимает резиновую игрушку, показывая, что при сжимании игрушка издает звук. Затем он вкладывает ее в руки ребенка и помогает выполнить сжимание двумя руками одновременно. Если ребенку неприятно давление взрослого на его руки, то рекомендуем использовать мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти, которые не требуют усилий при сжимании. | |||||
Сжимание предметов одной рукой | | | 1 | сжимание предмета одной рукой | свистящие резиновые игрушки, мягкие игрушки из поролона, ткани, искусственной шерсти | Ребенок учится сжимать предмет одной рукой (всей кистью). | |||||
Сжимание предметов пальцами | | | 1 | сжимание предмета пальцами | прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов | При сжимании пальчиками используют различные предметы: прищепки, мелкие игрушки, изготовленные из разных мягких материалов. Например, прищепки ребенок учится сжимать двумя пальчиками (большим и указательным), мелкие мягкие игрушки тремя, всеми пальчиками и др. | |||||
Открывание коробок | | | 1 | открывание коробки (открывание банки с капроновой крышкой) | Коробка, банка с капроновой крышкой | Ребенку дают коробку крышкой. Одной рукой ребенок держит коробку, другой рукой поднимает крышку. После того как ребенок научится открывать крышку коробки, он учится тем же способом открывать банку с капроновой крышкой. | |||||
Закрывание коробок | | | 1 | закрывание коробки (закрывание банки капроновой крышкой) | Коробка, банка с капроновой крышкой | Ребенку дают коробку крышкой. Одной рукой ребенок держит коробку, другой рукой закрывает крышку. После того как ребенок научится закрывать крышку коробки, он учится тем же способом закрывать банку с капроновой крышкой. | |||||
Катание игрушки на колесиках | | | 1 | катание игрушки на колесиках | игрушки на колесиках | Ребенок учится толкать (катать) игрушку на колесиках перед собой по столу «вперед-назад», держа ее в руке. Затем он толкает (катает) игрушку по всей поверхности стола, меняя направления движения. После этого он учится толкать (катать) игрушку по полу, сидя на одном месте, затем передвигаясь по комнате, также удерживая ее в руке. | |||||
Толкание предметов от себя | | | 1 | толкание предмета от себя | ящик шкафа, входная дверь | Ребенок учится толкать предмет от себя (тянуть предмет к себе). Он учится прикладывать усилия при закрывании (открывании) входных дверей, створок шкафа, задвигание ящиков и т. п. | |||||
ИТОГО | 34 занятия | | |