Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Литературные сезоны, или 9 месяцев для чтения»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 16»
Согласовано Заместитель директора по МР _______/Т.С. Вотинова руководителя/ | ПРИНЯТА Педагогическим советом протокол №1 от «30» августа 2021г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор _________ М.Г. Целищева «30» августа 2021 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Литературные сезоны, или 9 месяцев для чтения»
для 5 класса
на 2021-2022 учебный год
Педагог - библиотекарь:
Вешнякова Ольга Игоревна,
МАОУ «Гимназия №16»
2021 г
Пояснительная записка.
Сегодня гражданское образование является одной из приоритетных задач в государстве, а воспитание гражданственности - одно из условий подготовки людей, способных возродить общество и духовность нации, развить и воплотить идею государственности.
Под гражданским образованием мы понимаем целенаправленный, сознательно осуществляемый воспитательно-образовательный процесс, направленный на организацию и управление деятельностью развивающейся личности по овладению социально-политическим и морально-этическим опытом. Целью гражданского воспитания как важнейшей цели образования является создание условий для полного раскрытия потенциальных возможностей учащихся, формирования их готовности к деятельности, направленной на достижение социально значимых результатов.
Гражданское воспитание может осуществляться через уроки по литературному краеведению.
Литературное краеведение - одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепления связи литературы с жизнью.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что позволяет реализовать творческий потенциал обучающихся, становится стимулом для более глубокого постижения предмета. Она включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества писателей и поэтов Пермского края. Работа по данной программе помогает школьникам участвовать в поисковой деятельности (поиск материалов, работе в сети Интернет, составление вопросов и т.д.), редактировать и оформлять материал для бесед и конференций, выполнять элементарные исследовательские работы (чтение текста, анализ произведений, работа в группах по определённой проблеме), грамотно строить свою речь.
Актуальность курса «Литературные сезоны, или 9 месяцев для чтения» заключается в том, что, расширяя и обогащая знания школьников о жизни и творчестве писателей родного края, она прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Программа включает в себя фольклорные произведения, записанные в Прикамье, литературные произведения, основанные на устном народном творчестве и литературные произведения писателей и поэтов Пермского края.
Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Преподавание основывается на:
Литература . 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций
в 2-х частях/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин –
М.: Просвещение, 2015.
Родное Прикамье. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5-6 классов средних школ Пермской области - Пермь, 2003. Автор-составитель Д.А. Краснопёров.
Цель курса: при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями Пермского края углубить и расширить знания учащихся по литературе и вовлечь школьников в активную познавательную деятельность по изучению произведений писателей Пермского края.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой учебного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с фольклорными произведениями народов Пермского края, раскрыть своеобразие литературы Прикамья.
2. Развивать регулятивные УУД через организацию самостоятельной деятельности учащихся.
3. Совершенствовать общеучебные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и выбор эффективных способов их достижений.
4. Совершенствовать познавательные УУД путем анализа объектов, установки причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждения.
5. Расширить содержание учебного материала за счёт дополнения основной программы по литературы.
6. Создать предпосылки для формирования эмоционально-нравственной культуры учащихся.
В результате обучения учащиеся должны знать:
известных писателей и поэтов Пермского края и их произведения.
Учащиеся должны уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Содержание программы
Тема № 1. Введение - 1 ч.
Введение. Что такое фольклор. Собиратели фольклора.
Тема № 2. « Наш край в устном народном творчестве» - 5 ч.
Сказки народов Прикамья. Виды сказок.
Сказки о животных: « Хитрый козёл», « Волк-лекарь», « Ласточка и комар», « Волк и козлёнок», « Петух с лисой» (по выбору). Окружающий мир в народных сказках; мораль сказки; особенности языка.
Волшебные сказки: « Про царевича Петра и волшебного коня», « Топор-саморуб». Традиционные черты волшебной сказки, волшебные герои и волшебные события.
Бытовые сказки: « Хитрый солдат», « Жена ленивая», « Друг», « Кисель». Характеры героев. Элементы волшебной сказки и сказки о животных; поучительный смысл сказки.
Фольклор малых форм. Детский фольклор.
Колыбельные песни, считалки, насказульки, пословицы и поговорки. Особенности строения произведения. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка.
Народные песни Прикамья.
Игровые, святочные, масленичные песни, свадебные песни, хоровые песни девушек, величальные песни, бытовые песни. Обряды. Лиризм; прикамская « прописка»; традиционные для народного творчества образы и выразительные средства языка; функции песен в быту народа.
Тема № 3. «Современная пермская литературная сказка» - 7 ч.
Н.П.Вагнер. «Два Ивана», «Берёза». Сюжетные переклички, отражение просветительской веры в приоритет разума, философский и дидактический подтекст, сентиментально-религиозные мотивы. Параллель сказок Вагнера и Андерсена.
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказки познавательны. Очеловечивание персонажей помогает ребенку живее и ярче представить характерные свойства животных, их жизнь. Сказки – это своеобразный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами козявочки, мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение.
П.П.Бажов. «Про Великого Полоза», сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ, как литературный жанр. Мастер слова, когда-либо живший на Урале, который воплотил в своих произведениях душу и дух этой земли; через творчество Бажова образ Урала раскрывается для жителя любого уголка России. «Живая» речь сказов.
Е.А.Пермяк. «Как огонь Воду замуж взял».
И.П.Христолюбова. «Топало». Фантастическое и реальное в повести-сказке.
В.Воробьёв. «Нужнее всего сочинять и рассказывать для детей, потому что они хотят поскорее все узнать. Вот для них я и пишу рассказы и сказки. А есть ли от этого польза ребятам? Надеюсь, что есть. Ведь я и прямо и намеками говорю им о том, как быть счастливыми. А кто не хочет счастливым быть? Всякому охота. Правда?». «Капризка».
Тема № 4. Баллада литературная – 2 ч.
Б.В. Ширшов. «Предрассветная баллада».
А.М. Домнин. « Ученые говорят, что половина населения земного шара дети. Значит, вы хозяева земли. Берегите эту землю, ведь она маленький островок жизни в огромном космическом океане». «Баллада о древнем мореходе».
Тема № 5. « Человек и природа в произведениях пермских поэтов и писателей» - 5 ч.
В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Капалуха», «Зачем я убил коростеля?» Слияние природы и человека; природа как жизнь, красота, любовь, вдохновение.
М. А. Осоргин. «Егошиха». Новелла. Принцип контраста в основе композиции рассказа; роль оценочной лексики; образ речки Егошихи; отношение автора к родному краю, Кама. Приёмы создания образа реки; взаимоотношения героя и реки; образ Урала, подробности и приметы уральского детства. «Известные по качеству».
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Чусовские скалы». Певец уральской природы. Мастер русского слова.
Тема № 6. « Воздух детства и отчего дома» - 4 ч.
Л. И. Давыдычев. «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова». Веселые повести и рассказы. Читая веселые повести, улыбаясь во весь рот или хохоча до упаду, думайте, вглядывайтесь, соображайте, «включайте свою мозговую систему на полную мощность».
Л.И.Кузьмин. «Как добраться до небес». Творить добро, заботиться о других, делать жизнь светлей, радостней- с такой мечтой вступают на страницы герои его книг-сельский музыкант сверчок, путешественник слон, чудак, посадивший голубое зерно.
Тема № 7 «Современные писатели и поэты Пермского края » - 10 ч.
Б.С. Рябинин « Я отстаиваю не просто куст или обиженного зверя, я душу человеческую отстаиваю»- писал о себе Б.С.Рябинин. «Кинологические» рассказы с пронзительными сюжетами, воспоминания о детстве, о любви к малой родине. «Частица нашей жизни», «Сто друзей всех мастей». Ф.Липатов. «На свет явился на Урале, в селе огромном у реки. Где чистотой своей играли моей России родники»- так писал о себе несгибаемый писатель и поэт. «По грибы не ходит кошка», «Мы дети млечного пути». К.Я.Мамонтов «Все мои стихи зримо и незримо связаны с Россией - моей горячо любимой родиной, являющейся для меня олицетворением всего святого, живущего в моей сыновьей душе». « Благодарю тебя, Отчизна», «Мой край». |
А.С.Зеленин. Веселые стихи и истории. «Самая страшная тайна или забавные и поучительные истории». Тема войны в рассказах «И снова про войну», Мост». |
Литературное объединение «Ива». |
Итоговый урок по изученным произведениям Пермских поэтов и писателей –1 ч.
Календарно - тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Введение. Что такое фольклор. Собиратели фольклора. | 1 |
2. | Сказки. Виды сказок. Сказки о животных. | 1 |
3. | Волшебные сказки. | 1 |
4. | Бытовые сказки. | 1 |
5. | Фольклор малых форм. | 1 |
6. | Народная баллада. | 1 |
7. | Литературная сказка. Н.П.Вагнер. «Два Ивана». | 1 |
8. | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Сказки. | 1 |
9-10 | П.П.Бажов. «Про Великого Полоза». Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». | 2 |
11. | Е.А. Пермяк. «Как огонь Воду замуж взял». | 1 |
12. | И.П.Христолюбова. «Топало». | 1 |
13. | В.Воробьёв. «Капризка». | 1 |
14. | Баллада литературная. Б.В. Ширшов. «Предрассветная баллада». | 1 |
15. | А.М.Домнин. Баллада о древнем мореходе. | 1 |
16-17 | Человек и природа в произведениях пермских писателей. В.П.Астафьев. «Белогрудка» и др. рассказы. | 2 |
18. | М.А.Осоргин. | 1 |
19. | М.А.Осоргин. «Известные по качеству». | 1 |
20. | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Чусовские скалы». | 1 |
21 | Воздух детства и отчего дома. Повесть. Л.И. Давыдычев | 1 |
22. | Л.И. Давыдычев. «Жизнь Ивана Семёнова». | 1 |
23. | Л.И. Кузьмин | 1 |
24. | Л.И. Кузьмин. «Как добраться до небес». | 1 |
25 | Современные писатели и поэты Пермского края. | 1 |
26 | Б.С. Рябинин «Сто друзей всех мастей» | 1 |
27. | Б.С. Рябинин «Частицы нашей жизни». | 1 |
28. | Ф.Липатов «По грибы не ходит кошка». | 1 |
29. | Ф.Липатов «Мы дети млечного пути» | 1 |
30. | К.Я.Мамонтов «Мой край» | 1 |
31. | К.Я.Мамонтов «Благодарю тебя Отчизна! | 1 |
32. | А.С.Зеленин Веселые стихи и истории. | 1 |
33 | А.С.Зеленин. Рассказы «И снова про войну», «Мост». | 1 |
34. | Литературное объединение «Ива». | 1 |
35 | Итоговый урок по произведениям Пермских поэтов и писателей. | 1 |
Список литературы:
Уче6ник Литература в 2-х частях В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин.- М.: «Просвещение» 2015
Д.А. Краснопёров. Учебная хрестоматия по литературному краеведению для 5 класса «Родное Прикамье». Пермь: «Книжный мир», 2007.
История Урала. Т. 1. – Пермь, 1976.
Кулешов П.Ф. Легенды и были Прикамья - Ижевск: Удмуртия, 1990.
Литература Урала. Очерки и портреты. Книга для учителя. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, изд-во Дома учителя, 1998.
Литературное краеведение в школе: Сборник статей. Под ред. В.И. Шенкман. – Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2002.
НЛО «Ива». Литературный сборник кунгурских поэтов и прозаиков. Выпуск №1. 1995.
Сто серебряных коней: Коми-пермяцкие народные сказки и песенки, байки, потешки/Записал В.Климов; - Пермь: Кн. изд-во,1983.
У нас полный дом ребят: Песенки и прибаутки народов Прикамья/Пересказ Л.Кузьмина. - Пермь: Кн. Изд-во, 1990.
Фольклор и литература Прикамья. – Пермь, 1976.
Чудесное Прикамье. Сказки, стихи, рассказы и загадки о Пермском крае. ООО «Лира-2», 2016