Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок «Юный журналист»
Муниципал образовательное учреждение
средняя школа №1 р.п. Новоспасское
Рассмотрено Руководитель МО _____________ Протокол №____ от «____» _20____г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Юдина Н.С./ «____» _________ 20_____г |
Утверждаю Директор школы ________/Головченко Г.В./ Приказ №___ от _20 г._ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК
«Юный журналист»
Научно-познавательное направление
срок реализации программы – 2 года
возраст обучающихся 14-16 лет (8-9 класс)
учитель русского языка и литературы
Табакова Л.П.
р.п.Новоспасское
2016-2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильная телефонная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» материала для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать детям в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Основы журналистики», которую разработала В.А.Замбржицкая, руководитель студии «Юный журналист» Московского городского дворца детского творчества, опубликованная в журнале «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007.
Программа В.А.Замбржицкой, рассчитанная на 3 года обучения, переработана на 2 года обучения и адаптирована к региональным, социальным условиям, возрастным и педагогическим особенностям.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 14-16 лет и может преподаваться не только как внеурочная деятельность по ФГОС второго поколения, но и в учреждениях дополнительного образования. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные на занятиях кружка, в жизни, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Принципы образования, положенные в основу программы: принцип доступности, последовательности, наглядности.
Цель программы :
познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества;
развить творческие способности подростков;
формировать конкретные умения и навыки работы с печатным словом.
Задачи программы:
Развивающие:
развитие образного и логического мышления;
развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
формирование нравственных основ личности.
Для достижения цели и выполнения задач программой используются
современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учётом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.
Формы занятий, предусмотренные программой:
лекция преподавателя;
выполнение творческих заданий;
экскурсии и встречи с интересными людьми;
практическая работа (подготовка материалов для публикации в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом из них ребёнок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрёл навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
Количество учащихся в учебной группе не менее 15 человек. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу. На первом занятии предусмотрен инструктаж по ТБ при работе с техническими средствами и в компьютерном классе.
Техническое оснащение: телевизор, DVD компьютер, мультимедийный проектор.
Учебный план курса
Первый год обучения
Содержание курса |
Количество часов |
|||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Контроль |
|
1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
|
2.Журналистика как профессия |
5 |
1 |
3 |
1 |
3.Функции журналистики |
2 |
1 |
1 |
|
4.Требования к журналисту |
2 |
1 |
1 |
|
5.Язык журналистики |
2 |
1 |
1 |
|
6.Профессиональная лексика |
2 |
1 |
1 |
|
7.Стилистические фигуры речи |
2 |
1 |
1 |
|
8.Малые жанры журналистики (заметка) |
4 |
1,5 |
2 |
0,5 |
9.Композиция материала |
2 |
1 |
1 |
|
10.Основные типы построения текста |
2 |
1 |
1 |
|
11.Анализ газетных и журнальных публикаций |
2 |
1 |
1 |
|
12.Различные виды сбора информации |
3 |
1,5 |
1 |
0,5 |
13.Статья как жанр публицистики |
3 |
1 |
1 |
1 |
14.Заключительное занятие Проекты |
2 |
- |
- |
2 |
всего |
35 |
14 |
16 |
5 |
Учебный план курса
Второй год обучения
Содержание курса |
Количество часов |
|||
Всего |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Контроль |
|
1.Вводное занятие Инструктаж по ТБ |
1 |
1 |
||
2.Повторение изученного |
6 |
2 |
3 |
1 |
3.Малые жанры журналистики. |
5 |
2 |
2 |
1 |
4. Интервью. Особенности жанра |
6 |
2 |
3 |
1 |
5. Роль статьи в публицистике |
6 |
2 |
3 |
1 |
6. Виды репортажа |
5 |
2 |
2 |
1 |
7.Очерк |
5 |
2 |
2 |
1 |
8.Заключительное занятие |
1 |
1 |
- |
1 |
всего |
35 |
14 |
15 |
6 |
Содержание курса
(Первый год обучения).
Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа)
Теория. Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка.
Инструктаж по технике безопасности труда.
Практическая работа. Встреча с редколлегией газеты «Школьный вестник».
Раздел 2. Журналистика как профессия. (5 часов)
Теория. Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики.
Экскурсия в издательство газеты «Сельская правда, встреча с редколлегией, знакомство с отделами и работниками отделов.
Экскурсия на телевидение «Сфера –ТВ», знакомство с особенностями работы корреспондента телевидения.
Контроль: тестирование.
Раздел 3. Функции журналистики. (2 часа)
Теория. Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения.
Практика. Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты.
Раздел 4. Требования к журналисту. (2 часа)
Теория. Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком.
Практика. Тестирование на профпригодность.
Раздел 5. Язык журналистики. (2 часа)
Теория. Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Практика. Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Новоспасское».
Раздел 6. Профессиональная лексика. (2 часа)
Теория. Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова.
Практика. Работа с газетными и журнальными публикациями.
Раздел 7. Стилистические фигуры речи. (2 часа)
Теория. Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.
Практика. Написание зарисовки с использованием определённых стилистических фигур.
Раздел 8. Малые жанры журналистики (заметка). (4 часа)
Теория. Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера.
Практика. Написание заметок «Из школьной жизни».
Контроль: анализ заметок.
Раздел 9. Композиция материала. (2 часа)
Теория. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение.
Практика. Создание текстов в соответствии с требованиями.
Раздел 10. Основные типы построения текста. (2 часа)
Теория. Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод.
Практика. Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста.
Раздел 11. Анализ газетных и журнальных публикаций. (2 часа)
Теория. Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста.
Практика. Комплексный анализ текста.
Раздел 12. Различные виды сбора информации. (3 часа)
Теория. Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. Сбор информации в форме беседы. Подготовка вопросов.
Практика. Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере.
Контроль: составление вопросов для беседы.
Раздел 13. Статья как жанр публицистики. (3 часа)
Теория. Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные.
Практика. Создание статей на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей.
Раздел 14. Заключительное занятие. (3 часа).
Контроль: Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят.
( Второй год обучения).
Раздел 1. Введение. (1 час)
Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Повторение изученного. (6 часов)
Теория. Функции журналистики, язык журналистики, стилистические фигуры речи, основные типы построения текста. Слово и понятие. Многозначность слова. повествование, рассуждение, описание.
Практика. Встреча с местными журналистами. Интервью.
Контроль: Написание заметок для школьной газеты. № 1,2.
Раздел 3. Малые жанры журналистики. Заметка (5 часов)
Теория. Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность.
Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические,
политематические, хроникальные подборки. Заметка информационного характера.
Практика. Написание и взаимное обсуждение заметок.
Контроль: Рецензирование заметок из периодической печати.
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра. (6 часов)
Теория.. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Коллективное интервью, анкета Логика интервью. Моделирование
Практика. Составление вопросов для интервью.
Контроль: Интервью у одноклассников, родителей, учителей.
Раздел 5. Роль статьи в журналистике. (6 часов)
Теория. Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, Обзор печати – особый жанр.
Практика. Создание статьи на основе сформулированной проблемы.
Контроль: анализ статей
Раздел 6. Виды репортажа. (5 часов)
Теория. Репортаж – наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица. Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный
Практика. Репортаж «Моя малая Родина – Новоспасское».
Раздел 7. Очерк. (5 часов)
Теория. Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Очерки портретные, событийные, путевые. Документальность, образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практика. Создание очерка.
Раздел 8. Итоговое занятие. (2 часа)
Подведение итогов, тестирование. Защита проектов – самостоятельный выпуск номера школьной газеты, презентации. Выставка портфолио.
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п |
Дата (план) |
Дата (факт) |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание занятия |
||
Раздел 1 Введение 2 |
|||||||
1 |
Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. |
1 |
Введение. Журналист – корреспондент – кто это такой. Цели и задачи кружка. |
||||
2 |
Встреча с редколлегией школьной газеты. |
1. |
|||||
Раздел 2. Журналистика как профессия 5 |
|||||||
3 |
Учебные заведения, готовящие журнал. Особенности профессии. Журналистика в сфере других профессий. Общественная значимость журналистики. |
1 |
Разнообразие профессий в области человек-человек. Особенности профессии журналиста. Общественная значимость журналистики. |
||||
4 5 6 |
Практическое занятие – экскурсия в редакцию газеты «Сельская правда». |
3 |
Экскурсия в издательство газеты «Сельская правда, встреча с редколлегией, знакомство с отделами и работниками отделов. Экскурсия на телевидение «Сфера –ТВ», знакомство с особенностями работы корреспондента телевидения |
||||
7 |
Контроль: тестирование |
1 |
Экскурсия в ЦДТ и встреча с руководителем и членами кружка. |
||||
Раздел 3. Функции журналистики 2 |
|||||||
8 |
Функции журналистики: информационная, коммуникативная |
1 |
Понятие «Функция». Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения. |
||||
9 |
Практическое занятие – отбор материала для школьной газеты |
1 |
Совместная деятельность с редколлегией школьной газеты: отбор материала, композиция и вёрстка газеты. |
||||
Раздел 4. Требования к журналисту 2 |
|||||||
10 |
Профессиональные требования к журналисту |
1 |
Профессиональные требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение этических норм. Специальные требования: широта интересов, владение литературным языком. |
||||
11 |
Практическое занятие. Тестирование на профпригодность |
1 |
Тестирование на профпригодность. |
||||
Раздел 5. Язык журналистики 2 |
|||||||
12. |
Репортаж «Моя малая родина – Новоспасское» |
1 |
Групповая творческая работа - репортаж «Моя малая родина – Новоспасское». |
||||
13. |
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц |
1 |
Беседа о сущности слова. Понятие «язык» и «речь». Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. |
||||
Раздел 6. Профессиональная лексика 2 |
|||||||
14. |
Основные особенности публицистической речи |
1 |
Стилистика. Терминология. Образность, эмоциональность, экспрессивность - основные особенности публицистической речи. Профессиональные слова. |
||||
15. |
Практическое занятие – работа с газетными и журнальными публикациями |
1 |
Работа с газетными и журнальными публикациями. |
||||
Раздел 7. Стилистические фигуры речи 2 |
|||||||
16. |
Понятие о тропах. |
1 |
Понятие о тропах: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. |
||||
17. |
Практическое занятие – написание зарисовки. |
1 |
Написание зарисовки с использованием определённых стилистических фигур. |
||||
Раздел 8. Малые жанры журналистики 4 |
|||||||
18. |
Заметка. Разновидности заметок. |
1 |
Что такое заметка. Разновидности заметок. Заметка информационного характера. |
||||
19. |
Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» |
1 |
Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. |
||||
20. |
Информационная заметка |
1 |
Понятие об информационной заметке. Отличительные особенности |
||||
21. |
Практикум+Контроль: анализ заметок |
1 |
Написание заметок «Из школьной жизни». Анализ заметок. |
||||
Раздел 9. Композиция материала 2 |
|||||||
22. |
Основные типы построения текстов Вступление, основная часть, заключение |
1 |
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение Вступление, основная часть, заключение. |
||||
23. |
Практическое занятие – создание текстов |
1 |
Создание текстов в соответствии с требованиями |
||||
Раздел 10. Основные типы построения текста 2 |
|||||||
24. |
Прямая и обратная хронология |
1 |
Повествование: прямая и обратная хронология. Основные компоненты рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод. |
||||
25. |
Практическое занятие – создание рассказа. |
1 |
Создание рассказа на тему «Маленькое происшествие» с использованием разных типов построения текста. |
||||
Раздел 11. Анализ газетных и журн. публикаций 2 |
|||||||
26. |
Основные пункты анализа. Комплексный анализ текста |
1 |
Основные пункты анализа: актуальность темы, кому адресован. Композиция, речь. Понятие о комплексном анализе текста. |
||||
27. |
Практическая работа. Комплексный анализ текста. |
1 |
Комплексный анализ текста. |
||||
Раздел 13. Различные виды сбора информации 3 |
|||||||
28. |
Сбор информации. Работа в библиотеке |
1 |
Сбор информации – работа в библиотеке. Информация через интернет. |
||||
29. |
Практическое занятие. Работа с каталогом |
1 |
Работа в библиотеке с каталогом, с газетами и журналами. Работа на компьютере. |
||||
30. |
Сбор информации в форме беседы Контроль. |
1 |
Сбор информации в форме беседы. Составление вопросов для беседы. |
||||
Раздел 14. Статья как жанр публицистики 3 |
|||||||
31. |
Роль статьи. Виды статей. |
Роль статьи в газетах и журналах. Отличие от заметки. Виды статей: проблемные, аналитические, обличительные. |
|||||
32. 33. |
Практическая работа Создание статей на основе сформулированной проблемы. |
Создание статей на основе сформулированной проблемы. Контроль: анализ статей |
|||||
Раздел 15. Заключительное занятие. 2 |
|||||||
34. |
Подведение итогов |
1 |
|||||
35. |
Проекты и презентации |
1 |
Подведение итогов в форме защиты проекта, презентации. Портфолио ребят. Коллективная оценка проектов и презентаций. |
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№ п/п |
Дата |
Дата фактическая |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание занятия |
||||
Раздел 1. Введение. 1 |
|||||||||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
Цели и задачи, стоящие в этом учебном году. Знакомство с тематикой занятий. Распределение поручений в газете. Инструктаж по технике безопасности Инструктаж то ТБ |
||||||
Раздел 2. Повторение изученного. 6 |
|||||||||
2. |
Функции журналистики |
1 |
Функции журналистики: информационная, коммуникативная, формирование общественного мнения. |
||||||
3. |
Практическое занятие –работа над выпуском № 1,2 |
1 |
Подбор материалов под основные рубрики. |
||||||
4. |
Язык журналистики |
1 |
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. |
||||||
5. |
Практическое занятие – экскурсия. |
1 |
Экскурсия в издательство местной газеты «Сельская правда» |
||||||
6. |
Основные виды построения текста |
1 |
Повествование. рассуждение, описание |
||||||
7. |
Контроль |
1 |
Тестирование |
||||||
Раздел 3. Малые жанры журналистики. 5 |
|||||||||
8. |
Что такое заметка. Разновидности заметок. |
1 |
Заметка как простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. |
||||||
9. |
Заметка информационного характера. |
1 |
Заметка информационного характера. Композиционные особенности и художественные особенности. |
||||||
10. |
Практическое занятие – написание заметок «Из школьной жизни» |
1 |
Написание и взаимное обсуждение заметок. |
||||||
11. |
Практическое занятие – работа над № 3 |
1 |
Подбор материалов под основные рубрики. |
||||||
12. |
Контроль: заметки разных видов. |
1 |
Рецензирование заметок из периодической печати. |
||||||
Раздел 4. Интервью. Особенности жанра 6 |
|||||||||
13. |
Что такое интервью. Интервью – монолог, интервью-диалог |
1 |
Особенности жанра, его виды: интервью-монолог, интервью-диалог. Интервью-зарисовка. |
||||||
14. |
Практическое занятие. |
1 |
Составление вопросов для интервью |
||||||
15. |
Практическое занятие выпуск № 4-5 газеты. |
1 |
Анализ материала. Набор в печать. |
||||||
16. |
Анкета как разновидность интервью. |
1 |
Коллективное интервью, анкета. |
||||||
17. |
Практическое занятие – интервью у одноклассников или учителей |
1 |
Подбор и обсуждение вопросов. работа в группах |
||||||
18 |
Контроль |
1 |
Рецензирование интервью |
||||||
Раздел 5. Роль статьи в журналистике 6 |
|||||||||
19. |
Роль статьи в газетах и журналах |
1 |
Рассмотрение статей в местной печати и их анализ. |
||||||
20. |
Проблемная статья и её отличительные черты. Обзор печати как особый жанр. |
1 |
Отличительные черты статьи: целеустремлённость и доходчивость, логичность, точность, яркость языка. Обзор печати – особый жанр. |
||||||
21. |
Практическое занятие – создание статей на основе к-либо проблемы |
1 |
Постановка проблемы. Работа в группах. Рецензирование работ. |
||||||
22. |
Практическое занятие. Выпуск № 6,7 |
1 |
Работа в группах. |
||||||
23. |
Практическое занятие - обзор печати |
1 |
Анализ материала. Набор в печать. |
||||||
24 |
Контроль |
1 |
Тестирование |
||||||
Раздел 6. Виды репортажа 5 |
|||||||||
25. |
Что такое репортаж Жанровое своеобразие репортажа |
1 |
Понятие «репортаж» Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. |
||||||
26. |
Виды репортажа. |
1 |
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. |
||||||
27. 28. |
Практическое занятие. Выпуск №7-8. |
2 |
Подбор материалов под основные рубрики. |
||||||
29. |
Контроль: Репортаж «Моя малая родина -Новоспасское» |
1 |
Работа в парах. Коллективное обсуждение репортажей. |
||||||
Раздел 7. Очерк 5 |
|||||||||
30. |
Виды очерков. Портретный очерк |
1 |
Близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого лица. Документальность. |
||||||
31. |
Практическое занятие. Создание очерка. |
1 |
Работа в парах. Коллективное обсуждение работ. |
||||||
32. |
Очерки событийные и путевые. |
1 |
Очерки событийные, путевые. Их отличительные особенности. Требования к очеркам. особенности языка. |
||||||
33. |
Практическое занятие Выпуск №9. |
1 |
Подбор материалов под основные рубрики. |
||||||
34 |
Контроль |
Анализ очерков |
|||||||
Раздел 7. Заключительное занятие 1 |
Практическое занятие . Написать путевой очерк |
||||||||
35. |
Подведение итогов Проекты и презентации |
1 |
Подведение итогов, тестирование. Защита проектов – самостоятельный выпуск номера школьной газеты, презентации. Выставка портфолио. |
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами являются следующие умения:
1 уровень - приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
осознавать, исследовать и оценивать людей, их слова и поступки с точки зрения общепринятых норм и жизненных ценностей;
ориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках;
2 уровень - формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
понимать чувства других людей и эмоционально откликаться на них;
выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
формировать эстетический вкус.
3 уровень - приобретение опыта самостоятельного социального действия:
налаживать коммуникативные связи
уметь брать интервью у знакомых и незнакомых людей
уметь строить беседу, собирать материал для создания продукции.
Средства достижения этих результатов – тематический материал периодической печати, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять цель своей деятельности в школьной газете и конкретного задания;
проговаривать последовательность своих действий;
учиться высказывать своё мнение в устной и письменной форме;
учиться прогнозировать результат своего труда.
Средством формирования регулятивных УУД служит программа «Основы журналистики» В.А.Замбржицкой.
Познавательные УУД:
формировать умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
овладеть основными навыками журналистского мастерства;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
аргументированно высказывать и отстаивать свою точку зрения;
учиться работать в паре, группе.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух смысловую и эмоциональную составляющую речи другого человека;
составлять вопросы для интервью, беседы;
знать особенности и создавать материалы в разных жанрах (заметка, статья, репортаж и т.д)
давать характеристику, оценивать героев своих статей.
Средствами достижения этих результатов являются разработки по темам;
тематический материал периодической печати; справочники и словари; наглядный материал.
Для достижения предполагаемых результатов планируется:
выход за пределы аудитории и ОУ: экскурсии в редакцию местной газеты «Сельская правда» и телевидение «Сфера ТВ», на предприятия и в организации для создания продукции;
организация мест демонстрации успешности учащихся – участие в конкурсах творческих работ, распространение печатной продукции на родительски собраниях;
выход в Интернет; размещение номеров газеты на школьном сайте.
участие в планируемых школой делах – освещение школьных мероприятий на страницах газеты.
Методическое обеспечение
Печатные пособия:
1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1983
2.Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004
3.Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
5.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
6.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
7. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
8. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанром газеты. М,. 2004.
Цифровые ресурсы:
5.http://www.skazochki.narod.ru/index
Оборудование:
-
телевизор
видеомагнитофон
мультимедийный проектор
компьютер с подключенным интернетом
ЛИТЕРАТУРА
Литература для руководителя:
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей. М.,Просвещение, 1977.
Замбржицкая В.А., Программа студии «Юный журналист». В ж. «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007.
Ковалёва. Л.Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М., Просвещение, 1974.
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Сост.:Ладыженская Т.А. и др. М., Просвещение,1974.
Преображенский Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. М.,Просвещение, 1966.
Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. М., 1974
Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред Можнягуна С.Е. М., Просвещение,1978
Литература для учащихся:
1. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.
2. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2004.
3. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. М., 2004.
4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2004.
5.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
6. Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.,1974.
7. Шкопоров Н.Б. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990
Входящий контроль. Тест. Журналистика.
1.Журналистика – это….
а. Наука о журналистах
б. Область научно - практической деятельности
в. Вид деятельности по подготовке и доведению до потребителя информации.
г. Сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
2.Журналист – это…
а. Человек, который пишет статьи в газету.
б. Лицо, которое доводит до потребителя информацию.
в. Человек, который является посредником между читателем и информацией.
г. Лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции средства массовой информации.
3.Журналистов образно называют представителями
а. третьей власти
б. второй власти
в. четвертой власти
г. первой власти
4.Главная цель журналистского труда состоит в
а. сборе информации
б. ее обработке
в. создании журналистского текста
г. передаче информации
5.День свободной прессы в России отмечается
а. 5 мая
б. 7 мая
в. 13 января
г. 21 января
6.Расположите в порядке от большего к меньшему
популярность следующих изданий
а. экономические
б. деловые
в. молодежные
г. профсоюзные (в,б,г,а)
7.Альманахами называют издания СМИ, выходящие
а. один раз в квартал (год)
б. один раз в месяц
в. еженедельные издания
г. дважды в месяц
8.Газетную страницу в печатном издании принято называть
а. дорожкой
б. колонкой
в. полосой
г. разделом
9.Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена
а. судом
б. главным редактором
в. прокуратурой
г. управлением внутренних дел
10.«Королем репортажа» называли в Москве в 19 – начале 20 века
а. А.П. Чехова
б. В.Г. Короленко
в. Г.И. Успенского
г. В.А. Гиляровского
Промежуточный контроль. Тест. Журналистика.
1.К произведениям обличительного жанра относится
а. эссе
б. очерк
в. репортаж
г. фельетон
2.Особым видом статьи является
а. репортаж
б. комментарий
в. эссе
г. обозрение
3.Задача аналитической журналистики
а. информирование
б. типизация
в. констатация
г. осмысление
4.Форма диалога присутствует в журналистском жанре
а. отчета
б. корреспонденции
в. заметки
г. интервью
5.Информационное сообщение о событии или мероприятии — это
а. корреспонденция
б. отчет
в. эссе
г. очерк
6.Эффект присутствия, достоверности, сопереживания характерен для
а. репортажа
б. фельетона
в. отчета
г. корреспонденции
7.Анкетирование как способ получения информации используется в жанре
а. репортажа
б. рецензии
в. обозрения
г. отчета
8.В объекте радио- и телепрограмм реклама не должна превышать
а. 20 % объема вещания
б. 40 % объема вещания
в. 25 % объема вещания
г. 10 % объема вещания
9.Распространение продукции СМИ допускается в том случае, если
а. главным редактором дано разрешение на выход в свет (эфир)
б. формирование издания завершено
в. сотрудники редакции проголосовали за выход издания
г. получение разрешения административных органов
10.Основные методы получения информации
А. Опрос, наблюдение, интервью.
Б. Наблюдение, интервью, работа с документами.
В. Наблюдение, работа с документами.
Г. Опрос, интервью, методы исследования аудитории.
Лещёва Светлана Николаевна
Юдинцева Светлана Сергеевна