Рабочая программа по предмету «Математика» для 2 класса по УМК под ред. В.В. Воронковой
КРАЕВОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВСОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИЗДОРОВЬЯ «БИЙСКАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА-ИНТЕРНАТ №3»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР Бельских Т.В./_________ « »______________2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната Попова М.А./_____________ Приказ №______ от _____2019 года |
Рабочая программа
Математика
2 класс
Учитель: Патрахина Ольга Алексеевна
Программа рассмотрена на заседании школьного методического совета
Протокол от «____»____________201__г. № __________
Председатель школьного методического совета _____________(Сергиенко О.В.)
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена с учетом коррекционной направленности в обучении слепых и слабовидящих учащихся на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - М.: Просвещение, 2013.
АООП начального общего образования КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа интернат №3»
Учебный план КГБОУ «Бийская общеобразовательная школа-интернат №3» на 2019-2020 учебный год.
Преподавание ведется по учебникам:
1. Математика: 1 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2. / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2018 г. – 128с.
2. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1/ Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012. – 128с.
Рабочая программа определяет последовательность изучения материала в рамках и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Основная цель обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение данной цели в процессе обучения математике предусматривает решение следующих основных задач, определенных примерной АООП:
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Основные особенности этой рабочей программы
Особенностью обучения является здоровьесбережение. Каждый урок не должен навредить здоровью ребенка. На каждом уроке необходимо следить за ношением очков, за освещенностью рабочего места, за посадкой ученика в классе в соответствии с медицинскими рекомендациями, проводить динамические паузы, психологические разгрузки гимнастику для глаз, следить за дозировкой зрительной нагрузки, сменой видов деятельности, применять дифференцированный подход в обучении.
Программа школ слепых и слабовидящих предусматривает усвоение обучающимися определенного объема математических знаний на том же уровне, что и в коррекционной школе.
Основу методики обучения математике школьников с дефектами зрения составляют методы и приемы тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Программа имеет пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1 – 5 классы).
В связи с этим произведено перераспределение учебного материала с программы обучения 1-4 класс, на 1-5 класс.
Из содержания 1 класса во 2 перенесены темы (91 час):
Первый десяток (80 часов)
Точка, линии
Овал
Число и цифра 0
Число и цифра 6
Построение прямой линии через одну, две точки
Число и цифра 7
Сутки, неделя
Отрезок
Число и цифра 8
Построение треугольника, квадрата, прямоугольника
Число и цифра 9
Мера длины ― сантиметр
Число 10
Меры стоимости
Мера массы – килограмм
Мера емкости – литр
Второй десяток (числа 11 – 20) (11 часов)
Далее темы по программе 2 класса (49 часов).
Первый десяток. Повторение. (22 часа)
Второй десяток. Нумерация.(26 часов)
Повторение изученного материала (1 час)
Особенности 2 класса
В классе присутствуют ученики с различным интеллектуальным уровнем развития, что требует разноуровневой дифференциации при изучении предмета.
Обучающийся по системе Брайля один.
В классе присутствуют дети с низкой остротой зрения и другими заболеваниями, требующие постоянного внимания со стороны педагога (проговаривание, освещенность, ориентация в тексте учебника).
Общая характеристика учебного предмета.
Математика - важный общеобразовательный предмет, который готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально - трудовыми навыками. Содержание курса математики располагает необходимыми предпосылками для развития познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка, воспитания трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени по учебному плану: 140 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты обучения
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как одноклассника, друга;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
способность к элементарной самооценке на основе наблюдения за результатами собственной работы;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных знаний об безопасности и здоровом образе жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа первого и второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке; Сравнивать числа в пределах 20 (однозначные с двузначными, двузначные с двузначными); Использовать при сравнении чисел знаки >, <, =; Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в том числе и в два действия); Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени); Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решать задачи в два действия; Показывать, называть стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника; Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) | Образовывать, читать, записывать, откладывать на счетах числа первого и второго десятка; Считать по единице и равными числовыми группами (по2, по5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по4 не обязательно); Сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя); Пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц; Записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени); Складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через разряд (в одно действие, возможно с помощью счетного материала); Решать простые примеры с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени); Решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (самостоятельно); Решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя); Показывать стороны, углы, вершины в треугольнике, квадрате, прямоугольнике; Измерять отрезки и строить отрезок заданной длины; Стоить луч, произвольные углы, прямой угол с помощью чертёжного треугольника (возможна помощь учителя); Строить треугольники, квадраты, прямоугольники по точкам (вершинам) с помощью учителя. |
Содержание учебного предмета
Нумерация
Отрезок числового ряда 6 – 10, 11—20.
Образование, чтение, запись чисел в пределах 20. Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков.
Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.
Сравнение чисел. Знаки >, <, =.
Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15 = 10 + 5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.
Единицы измерения и их соотношения
Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Единицы измерения стоимости: рубли, копейки. Обозначения: 1 р., 10 коп.
Единицы измерения массы: килограмм. Обозначения: 1 кг.
Единицы измерения емкости: литр. Обозначения: 1 л.
Единицы измерения времени: сутки, неделя.
Запись чисел, выраженных одной единицей измерения — стоимости, длины, массы.
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).
Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.
Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, массы).
Понятия больше на ..., меньше на .... Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Арифметические задачи
Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.
Геометрический материал
Точка. Линия. Овал.Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. Построение геометрических фигур по их вершинам.
Тематический план 2 класс
(4 урока в неделю, всего 140 часов за год)
Тема | Количество часов |
Первый десяток | 80 |
Второй десяток | 11 |
Первый десяток. Повторение. | 22 |
Второй десяток. Нумерация. | 26 |
Повторение изученного материала | 1 |
Итого | 140 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Вид учебной деятельности обучающихся | Дата проведения | |
Первый десяток | |||||
1-2 | Решение примеров на сложение и вычитание с делением на единицы. | 2 | Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 5. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 5 по предложенному сюжету. | | |
3-4 | Точка. Прямая и кривая линии. | 2 | Точка, линии: распознавание, называние. Дифференциация точки и круга. Линии прямые и кривые: распознавание, называние, дифференциация. Моделирование прямых, кривых линий на основе практических действий с предметами (веревка, проволока, нить и пр.). Нахождение линий в иллюстрациях, определение их вида. Изображение кривых линий на листке бумаги | | |
5 | Овал. | 1 | Овал: распознавание, называние. Определение формы предметов путем соотнесения с овалом (похожа на овал, овальная; не похожа на овал). Дифференциация круга и овала; дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал). Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы (зеркало, поднос – похожи на овал, одинаковые по форме; тарелка, часы – похожи на круг, одинаковые по форме и т. п.), разной формы. | | |
6-7 | Число и цифра 0. | 2 | Получение нуля на основе практических действий с предметами, в результате которых не остается ни одного предмета, использованного для счета. Название, обозначение цифрой числа 0. Сравнение чисел с числом 0. Нуль как результат вычитания (2 – 2 = 0). Практические действия с монетами, в результате которых остается 0 рублей; составление примеров на основе выполненных практических действий (4 – 4 = 0) | | |
8 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
9 | Решение примеров с окошками. | 1 | | ||
10 | Сравнение чисел. | 1 | | ||
11-12 | Число и цифра 6. | 2 | Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 6. Определение места числа 6 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 6 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 6. Соотношение количества, числительного и цифры. Введение понятий «следующее число», «предыдущее число». Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на числовой ряд. Сравнение чисел в пределах 6. Состав числа 6. Счет в заданных пределах. Счет по 2. Сложение и вычитание чисел в пределах 6. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 6. Получение 6 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 6. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению. Составление и решение арифметических задач по краткой записи с использованием иллюстраций | | |
13 | Понятие о следующем числе. | 1 | | ||
14 | Понятие о предыдущем числе. | 1 | | ||
15 | Решение примеров с окошками. Обратный счет. | 1 | | ||
16 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
17 | Сравнение чисел. | 1 | | ||
18 | Составление похожей задачи по решению. | 1 | | ||
19 | Присчитывание и отсчитывание по одной единице. | 1 | | ||
20-21 | Состав числа 6. | 2 | | ||
22-23 | Решение примеров и задач. | 2 | | ||
24 | Присчитывание и отсчитывание по две единицы. | 1 | | ||
25 | Построение прямой, проходящей через одну, две точки. | 1 | Знакомство с линейкой. Использование линейки как чертежного инструмента. Построение прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Построение прямой линии через одну точку, две точки. | | |
26-28 | Число и цифра 7. | 3 | Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 7. Определение места числа 7 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 7 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 7. Соотношение количества, числительного и цифры. Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа. Сравнение чисел в пределах 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание чисел в пределах 7. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 7. Получение 7 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 7. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций | | |
29 | Получение предыдущего и следующего числа. | 1 | | ||
30-31 | Сравнение чисел в пределах 7. | 2 | | ||
32 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
33-35 | Состав числа 7. | 3 | | ||
36 | Решение примеров и задач | 1 | | ||
37 | Присчитывание и отсчитывание по две единицы. | 1 | | ||
38 | Единица времени – сутки, неделя. | 1 | Понятие о сутках как о мере времени. Краткое обозначение суток (сут.). Понятие недели. Соотношение: неделя – семь суток. Название дней недели, порядка дней недели. | | |
39 | Отрезок. | 1 | Моделирование, получение отрезка на основе практических действий с предметами (отрезание куска веревки, нити). Получение отрезка как части прямой линии. Распознавание, называние отрезка. Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Сравнение отрезков по длине на глаз (самый длинный, самый короткий, длиннее, короче, одинаковой длины). Измерение длины отрезка с помощью мерки (длина | | |
40 | Число и цифра 8. Образование числа 8 (7+1). | 1 | Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 8. Определение места числа 8 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 8 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 8. Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение чисел в пределах 8. Состав числа 8. Счет по 2. Сравнение отрезков по длине на основе результатов измерения в мерках. Сложение и вычитание чисел в пределах 8. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 8. Практическое знакомство с переместительным свойством сложения, его использование при решении примеров. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 8. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Получение 8 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. | ||
41-42 | Число и цифра 8. Образование числа 8 (7+1). | 2 | | ||
43 | Решение примеров с пропущенными знаками. Обратный счет. | 1 | | ||
44 | Сравнение чисел в пределах 8. | 1 | | ||
45-46 | Решение примеров и задач. | 2 | | ||
47 | Измерение длины отрезка мерками. | 1 | | ||
48 | Присчитывание и отсчитывание по одной единице. | 1 | | ||
49-50 | Состав числа 8. | 2 | | ||
51 | Решение примеров с использованием переместительного закона. | 1 | | ||
52-53 | Решение примеров и задач. | 2 | | ||
54 | Решение примеров. | 1 | | ||
55 | Присчитывание и отсчитывание по две единицы. | 1 | | ||
56 | Построение треугольника, квадрата и прямоугольника. | 1 | Построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки. | | |
57-58 | Число и цифра 9. | 2 | Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 9. Определение места числа 9 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 9 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 9. Соотношение количества, числительного и цифры. Сравнение чисел в пределах 9. Состав числа 9. Счет по 2, по 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 9. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 9. Рассмотрение в практическом плане ситуации, когда невозможно от меньшего количества предметов отнять большее количество предметов. Составление примеров на вычитание на основе понимания невозможности вычитания из меньшего числа большего числа. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Получение 9 р. путем набора из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. | | |
59 | Обратный счет. | 1 | | ||
60-61 | Сравнение чисел. | 2 | | ||
62-64 | Состав числа 9. | 3 | | ||
65 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
66 | Правило вычитания. | 1 | | ||
67 | Присчитывание и отсчитывание по две, три единицы. | 1 | | ||
68 | Мера длины – сантиметр. | 1 | Знакомство с мерой длины ― сантиметром. Краткое обозначение сантиметра (см). Изготовление модели сантиметра. Измерение длины предметов и отрезков с помощью модели сантиметра в качестве мерки. Прибор для измерения длины – линейка. Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки. Построение отрезка заданной длины. | | |
69-70 | Число 10. | 2 | Образование, название, запись числа 10. Определение места числа 10 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Счет предметов в пределах 10. Получение 1 десятка из 10 единиц на основе практических действий с предметными совокупностями. Сравнение чисел в пределах 10. Состав числа 10. Счет по 2, по 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на иллюстративное изображение состава числа 10. Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 2 единицы (4 + 2 + 2 = 8, 8 – 2 – 2 = 4). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 10. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Измерение длины отрезка с помощью линейки (модели линейки длиной 10 см); построение отрезка такой же длины. Построение отрезков заданной длины | | |
71 | Понятие о десятке. | 1 | | ||
72 | Сравнение чисел. | 1 | | ||
73-75 | Состав числа 10. | 3 | | ||
76-77 | Решение примеров и задач. | 2 | | ||
78 | Единицы (меры) стоимости – копейка, рубль. | 1 | Краткое обозначение рубля (р.). Знакомство с монетой достоинством 10 р. Знакомство с мерой стоимости – копейкой. Краткое обозначение копейки (к.). Знакомство с монетой достоинством 10 к. Чтение и запись мер стоимости: 1 р., 1 к. Чтение и запись числа: 10 к. Чтение и запись чисел, полученных при измерении стоимости конкретных знакомых предметов одной мерой (3 р., 10 р.). Замена монет мелкого достоинства монетой более крупного достоинства в пределах 10 р. Размен монеты крупного достоинства монетами более мелкого достоинства (на основе оперирования монетами рублевого достоинства) | | |
79 | Единицы (меры) массы – килограмм. | 1 | Знакомство с мерой массы ― килограммом. Краткое обозначение килограмма (кг). Чтение и запись меры массы: 1 кг. Прибор для измерения массы предметов – весы. Практические упражнения по определению массы предметов с помощью весов и гирь. Чтение и запись чисел, полученных при измерении массы предметов (2 кг, 5 кг) | | |
80 | Единицы (меры) емкости - литр. | 1 | Знакомство с мерой емкости ― литром. Краткое обозначение литра (л). Чтение и запись меры емкости: 1 л. Практические упражнения по определению емкости конкретных предметов путем заполнения их жидкостью (водой) с использованием мерной кружки (литровой банки). Чтение и запись чисел, полученных при измерении емкости предметов (2 л, 5 л) | | |
Второй десяток | |||||
81 | Второй десяток. Число 11. | 1 | Образование, название, запись числа 11. Десятичный состав числа 11. Практические упражнения по откладыванию числа 11 с использованием счетного материала. Место числа 11 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 11 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 11. Сложение и вычитание на основе десятичного состава числа 11 (10 + 1 = 11, 11 – 1 = 10) с опорой на предметно-практические операции. | | |
82 | Число 12. | 1 | Образование, название, запись числа 12. Десятичный состав числа 12. Практические упражнения по откладыванию числа 12 с использованием счетного материала. Получение числа 12 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 12. Место числа 12 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 12 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 12. Сложение в пределах 12 на основе десятичного состава чисел с использованием переместительного свойства сложения (10 + 2 = 12, 2 + 10 = 12); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы (11 + 1 = 12, 12 – 1 = 11) | | |
83 | Число 13. | 1 | Образование, название, запись числа 13. Десятичный состав числа 13. Практические упражнения по откладыванию числа 13 с использованием счетного материала. Получение числа 13 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 13. Место числа 13 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 13 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 13. Сложение в пределах 13 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
84 | Число 14. | 1 | Образование, название, запись числа 14. Десятичный состав числа 14. Практические упражнения по откладыванию числа 14 с использованием счетного материала. Получение числа 14 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 14. Место числа 14 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 14 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 14. Сложение в пределах 14 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
85 | Число 15. | 1 | Образование, название, запись числа 15. Десятичный состав числа 15. Практические упражнения по откладыванию числа 15 с использованием счетного материала. Получение числа 15 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 15. Место числа 15 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 15 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 15. Сложение в пределах 15 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы. | | |
86 | Число 16. | 1 | Образование, название, запись числа 16. Десятичный состав числа 16. Практические упражнения по откладыванию числа 16 с использованием счетного материала. Получение числа 16 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 16. Место числа 16 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 16 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 16. Сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
87 | Число 17. | 1 | Образование, название, запись числа 17. Десятичный состав числа 17. Практические упражнения по откладыванию числа 17 с использованием счетного материала. Получение числа 17 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 17. Место числа 17 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 17 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 17. Сложение в пределах 17 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы. | | |
88 | Число 18. | 1 | Образование, название, запись числа 18. Десятичный состав числа 18. Практические упражнения по откладыванию числа 18 с использованием счетного материала. Получение числа 18 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 18. Место числа 18 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 18 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 18. Сложение в пределах 18 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
89 | Число 19. | 1 | Образование, название, запись числа 19. Десятичный состав числа 19. Практические упражнения по откладыванию числа 19 с использованием счетного материала. Получение числа 19 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 19. Место числа 19 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 19 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 19. Сложение в пределах 19 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
90 | Число 20. | 1 | Образование, название, запись числа 20. Состав числа 20 из двух десятков. Практические упражнения по откладыванию числа 20 с использованием счетного материала. Получение числа 20 путем присчитывания 1 к предыдущему числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа 20. Место числа 20 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке. Счет предметов в пределах 20. Знакомство с понятиями «однозначные числа», «двузначные числа». Дифференциация однозначных и двузначных чисел. Сложение в пределах 20 на основе десятичного состава чисел; сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы | | |
91 | Понятие о двузначных числах. | 1 | Образование, название, запись чисел второго десятка. Получение чисел 2 десятка путем прибавления к десятку единиц. Определение места чисел 11-20 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 20 в прямом порядке. Дифференциация однозначных и двузначных чисел. | | |
Первый десяток. Повторение. | |||||
92 | Числовой ряд от 1 до 10. | 1 | Числовой ряд в пределах 10. Счет в пределах 10. Соотношение количества, числительного и цифры. Определение следующего числа, предыдущего числа по отношению к данному числу с опорой на числовой ряд и без опоры на числовой ряд. Получение следующего числа путем присчитывания (прибавления) 1 к числу. Получение предыдущего числа путем отсчитывания (вычитания) 1 от числа. Состав чисел в пределах 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Составление и решение примеров на сложение и вычитание с опорой на схематическое изображение состава чисел в пределах 10. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р. заданной суммы (в пределах 10 р.). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 10; ответ задачи в форме устного высказывания. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Нахождение значения числового выражения без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание). Линии: прямая, кривая, отрезок; их распознавание, называние, дифференциация. Построение прямой линии через одну, две точки. Измерение длины отрезков. Построение отрезка заданной длины | | |
93 | Свойства чисел в числовом ряду. | 1 | | ||
94 | Сравнение чисел. | 1 | | ||
95 | Прибавление 1к числу в пределах10. | 1 | | ||
96 | Вычитание 1 из числа в пределах10. | 1 | | ||
97 | Предыдущее и последующее число | 1 | | ||
98 | Состав числа 5 | 1 | | ||
99 | Отрезок, прямая, кривая. | 1 | | ||
100 | Состав числа 6. | 1 | | ||
101 | Состав числа 7. | 1 | | ||
102 | Состав числа 8. | 1 | | ||
103 | Состав числа 9. | 1 | | ||
104 | Состав числа 10. Десяток. | 1 | | ||
105 | Число и цифра 0. Число 0 как слагаемое. | 1 | | ||
106 | Сравнение чисел. | 1 | Сравнение чисел в пределах 10 с использованием знаков равенства (=) и сравнения (>, <) с опорой на установление взаимно-однозначного соответствия предметных совокупностей или их частей. Установление отношения «равно» («столько же») с помощью знака равенства (3 = 3). Установление отношений «больше», «меньше» с помощью знака сравнения (3 > 2; 1 < 5). Сравнение чисел на основе их места в числовом ряду. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы и разности (остатка) по предложенному сюжету, готовому решению | | |
107 | Сравнение чисел: знак больше, меньше, равно | 1 | | ||
108 | Дополнение задачи недостающими данными | 1 | | ||
109 | Решение примеров и задач | 1 | | ||
110 | Сравнение отрезков по длине. | 1 | Сравнение отрезков по длине (такой же длины, одинаковые по длине, длиннее, короче). Сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков: установление отношения «равно» (8 см = 8 см); установление отношений «больше» (5 см > 2 см), «меньше» (7 см < 9 см). Построение отрезка, равного по длине данному отрезку (такой же длины). Сравнение длины отрезков на глаз, проверка выполненного сравнения с помощью измерений | | |
111 | Повторение по теме: «Первый десяток». | 1 | Числовой ряд в пределах 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание с опорой на схематическое изображение состава чисел в пределах 10. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 10; ответ задачи в форме устного высказывания. | | |
112 | Контрольная работа по теме: «Первый десяток». | 1 | | ||
113 | Работа над ошибками. Повторение по теме: «Первый десяток». | 1 | | ||
Второй десяток. Нумерация. | |||||
114 | Десяток. Соотношение 10 ед. – 1 дес., 1 дес. – 10 ед. | 1 | Числа 11–13: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) чисел 11–13 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 13 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего числа путем присчитывания 1 к числу; получение предыдущего числа путем отсчитывания 1 от числа. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 13 (счет по 1). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 13. Сложение в пределах 13 на основе десятичного состава чисел (10 + 3); сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы (12 + 1; 13 – 1). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 13. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 13 р.) Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах 13 см). | | |
115 | Числа 11, 12, 13. Получение, название, обозначение. | 1 | | ||
116 | Присчитывание и отсчитывание по 1 единицы. | 1 | | ||
117 | Сравнение чисел | 1 | | ||
118 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
119 | Числа14, 15, 16. Получение, название, обозначение. | 1 | Числа 14–16: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) чисел 14–16 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 16 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 16 (счет по 1, равными числовыми группами по 2). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 16. Сложение в пределах 16 на основе десятичного состава чисел (10 + 6); сложение на основе присчитывания единицы с практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (15 + 1; 1 + 15); вычитание на основе отсчитывания единицы (15 – 1). Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 16. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 16 р.) Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному отрезку (в пределах 16 см. | | |
120 | Присчитывание и отсчитывание по 1 единицы. | 1 | | ||
121 | Сравнение чисел | 1 | | ||
122 | Решение примеров и задач. | 1 | | ||
123 | Решение и сравнение пар задач. | 1 | | ||
124 | Числа 17, 18, 19. Получение, название, обозначение. | 1 | Числа 17–19: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) чисел 17–19 с использованием счетного материала, их иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 19 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 19 (счет по 1, равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 19. Сложение в пределах 19 на основе десятичного состава чисел с практическим применением при вычислениях переместительного свойства сложения (10 + 8; 8 + 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы (18 + 1; 1 + 18; 19 – 1). Нахождение значения числового выражения в два арифметических действия на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 в пределах 19. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 19, в том числе с числами, полученными при измерении стоимости. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 19 р.) Измерение длины отрезков; сравнение чисел, полученных при измерении длины отрезков; построение отрезков, равных по длине данному (в пределах 19 см) | | |
125 | Числа 17, 18, 19. Десятичный состав чисел. | 1 | | ||
126 | Числовой ряд 1 – 19. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | | ||
127 | Числовой ряд 1 – 19.Сравнение чисел. | 1 | | ||
128 | Числа 17, 18, 19. Нахождение суммы и остатка. | 1 | | ||
129 | Нахождение суммы и остатка. Решение пар задач. | 1 | | ||
130 | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. | 1 | | ||
131 | Число 20.Получение, название, обозначение. Соотношение: 20 ед. – 2 дес. | 1 | Число 20: образование, название, запись, десятичный состав, место в числовом ряду. Откладывание (моделирование) числа 20 с использованием счетного материала, его иллюстрирование на основе десятичного состава. Числовой ряд в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Получение следующего, предыдущего чисел. Счет предметов и отвлеченный счет в пределах 20 (счет по 1, равными числовыми группами по 2, 3). Счет в заданных пределах. Сравнение чисел в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20 на основе десятичного состава чисел (10 + 9; 9 + 10; 19 – 9; 19 – 10); сложение и вычитание на основе присчитывания, отсчитывания единицы (19 + 1; 1 + 19; 20 – 1). Нахождение значения числового выражения в два арифметических действия на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 1 в пределах 20. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 20. Составление и решение арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи с использованием иллюстраций. Набор из монет достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р. заданной суммы (в пределах 20 р.) | | |
132 | Числовой ряд 1 - 20. Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | | ||
133-134 | Числовой ряд 1 - 20. Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел. | 2 | | ||
135 | Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа всех единиц. | 1 | | ||
136 | Состав чисел из десятков и единиц. Сложение и вычитание как взаимообратные действия | 1 | | ||
137 | Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание из двузначного числа десятка. | 1 | | ||
138 | Контрольная работа по теме: «Нумерация». | 1 | Сравнение чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе десятичного состава чисел; Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 20. | | |
139 | Работа над ошибками по теме «Нумерация» | 1 | | ||
Повторение изученного материала | |||||
140 | Числовой ряд 1 - 20.Решение примеров и задач. | 1 | Сравнение чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 на основе десятичного состава чисел; Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка)в пределах 20. | |
Описание материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методический комплект
1. Алышева Т. В.Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. ― М.: Просвещение, 2020. ― 363 с. (электр. вариант)
2. Математика: 1 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.2. / Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2018 г. – 128с.
3. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. Ч.1/ Т.В. Алышева. М.: Просвещение, 2012. – 128с.
4. В. В. Эк. Обучение математике, учащихся младших классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. – М.: 1990
5. Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.-сост. А. А. Шабанова.- Волгоград: Учитель, 2007.
6. Математика: коррекционно-развивающие задания и упражнения / авт .сост. Е. П. Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
7. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекцион-ной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. 4-е изд., переработанное – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; программного обеспечения для персонального компьютера, с помощью которого выполняются упражнения по формированию вычислительных навыков, калькуляторов и другие средства;
демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, циркули, наборы угольников, метр);
демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел;
электронные игры развивающего характера.
Технические средства обучения – ноутбук.
Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/
Требования к оценке знаний, умений
В 1 полугодии 2 класса система оценивания – безотметочная. Результат продвижения определяется на основе анализа уровня формирования учебных навыков. Оценивание обучающихся 2 классаначинается со 2 полугодия и осуществляется по пятибалльной системе.
Знания, умения и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными.
Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на её выполнение требовалось:
25-40 минут, причем за указанное время обучающиеся не только должны выполнить работу, но и проверить её.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-3 простые задачи или 1-2 простые задачи и составная (начиная со 2 класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с 3 класса), математический диктант, сравнение чисел и математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ, обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
Отметка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок;
отметка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;
отметка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий;
отметка «2» может выставляться полное отсутствие правильного решения.
При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач:
отметка «5» ставится, если все задания выполнено правильно.
отметка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.
отметка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
отметка «2» может выставляться за полное отсутствие правильного решения.
Критерии оценки по результатам индивидуального и фронтального опроса по математике
Отметка «5» ставится ученику, если он: даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов, умеет объяснять последовательность работ.
Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
с незначительной помощью учителя правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочёты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученики на существенных особенностях задания, приёмах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
Отметка «3» ставится ученику, если он:
при незначительной помощи учителя или учащихся класса даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя, или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приёмов её выполнения.
Отметка «2» не выставляется
ПРИЛОЖЕНИЕ
Контрольная работа по теме «Первый десяток» - учебник математика ч.1 с.27
Контрольная работа по теме «Второй десяток. Нумерация.» - учебник математика ч.1 с.56