Рабочая программа «Общефизическая подготовка»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мало-Томская средняя общеобразовательная школа
Новосибирская область Маслянинский район
Принята на заседании
педагогического совета
от «___» августа 20__г
Протокол №___
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ Н.В. Ходаева
Приказ № _____
«___»___________20 ___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
«Общефизическая подготовка»
Возраст обучающихся:6-11 лет
Срок реализации:1 год (70 часов)
Составитель (разработчик):
Бисеров Александр Александрович,
педагог дополнительного образования
д.Малая-Томка 2022 год
Внутренняя экспертиза проведена. программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом совете учреждения
Зам директора по УВР _________ Кутина Т.Ю. "___" _____________2022
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Общая физическая подготовка» | 3 |
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы). | 3 |
4-6 | |
Цель и задачи программы Содержание программы Учебный план Содержание учебного плана Планируемые результаты | 7 8 12 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 14 |
2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы | 14 |
14 | |
17 | |
18 | |
20 | |
Раздел 3. Список литературы | 20 |
Раздел 4. Приложения | 23 |
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения программы: стартовый.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общефизическая подготовка» (далее – Программа) предназначена для обучения основам физической подготовки, направлена на всестороннее развитие личности, широкое овладение физической культурой с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; приобретение инструкторских навыков и умений самостоятельно заниматься физической культурой; формирование моральных и волевых качеств.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка» имеет физкультурно-спортивную направленность. Данная программа направлена на развитие у занимающегося таких качеств, как: сила, выносливость, резкость, прыгучесть, гибкость, координация. Эти физические качества преимущественно осуществляются с помощью спортивных, подвижных игр и эстафет определенной направленности. Все эти качества необходимы для гармоничного развития физических качеств и здоровья школьников.
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общефизическая подготовка» относится к разноуровневым, что обеспечивает освоение учебного материала на стартовом уровне.
Уровень реализации программы.
По уровню реализации программы относится к базовой.
Уровень программы рассчитан на развитие способностей у детей самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, формировать собственную культурную среду, устойчивую мотивацию к выбранному виду деятельности, помочь подросткам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий физической культурой.
Актуальность данной программы «Общефизическая подготовка» заключается в том, что приоритетной задачей Российского государства признана всемирная поддержка физической культуры и массового спорта, как важной основой оздоровления нации.
Понятие «здоровье» – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека. Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
• несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
• перегрузка учебных программ;
• ухудшение экологической обстановки;
• недостаточное или несбалансированное питание;
• стрессовые воздействия;
• распространение нездоровых привычек.
В связи с этим необходимо организовать образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся, предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности, необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность. Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
ОФП – это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для ребенка, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом.
ОФП – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств – выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании.
ОФП – это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического уровня.
Новизна программы заключается в том, что составлена она в поддержку основной рабочей программы по физической культуре для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Так же новизна данной программы состоит в том, что в ней прослеживается углубленное изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее образовательной направленности.
Отличительные особенности и новизна программы.
Отличительными особенностями программы «Общефизическая подготовка» являются:
- обеспечение ситуаций успеха каждому ребёнку;
- многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
- индивидуализация образовательного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляции активной коммуникации;
Адресат программы.
Данная программа адресована детям в возрасте 6-11 лет. Программа особенно будет интересна и полезна тем, кто желает обучаться общей физической подготовкой независимо от уровня способностей. Срок обучения программы 1 год, процесс обучения осуществляется в группе. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14. Для обучения принимаются обучающиеся по результатам собеседования; в процессе медицинского осмотра и беседы с врачом; в процессе педагогических наблюдений на первых занятиях; по результатам контрольных упражнений.
Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов - 70 ч.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является краткосрочной. При проектировании данной программы используется принцип разноуровневости и обеспечивается освоение учебного материала на базовом уровне.
Режим занятий
Общее количество занятий в неделю – 2 раза.
Продолжительность занятия – 1 часа.
Перерыв между занятиями – 15 минут.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Основными формами организации учебно-тренировочной работы в подготовке учащихся являются теоретические, практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей.
Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку. Они предусматривают контроль за сохранением здоровья (медицинский осмотр, углубленное медицинское обследование, комплексное обследование), овладение двигательной культурой (показательные выступления, судейство соревнований), создание традиций коллектива (проведение общих собраний, спортивных вечеров, турниров).
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей.
Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку. Они предусматривают контроль за сохранением здоровья (медицинский осмотр, углубленное медицинское обследование, комплексное обследование), овладение двигательной культурой (показательные выступления, судейство соревнований), создание традиций коллектива (проведение общих собраний, спортивных вечеров, турниров).
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие мотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровление обучающихся путём повышения их физической подготовленности.
Для достижения поставленной цели программа имеет следующие основные задачи
Образовательные:
обучить основным приёмам двухсторонних игр;
помочь овладеть комплексом физических упражнений с оздоровительной направленностью;
сформировать знания по вопросам правил соревнований и судейства;
ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
сформировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности.
Метапредметные
совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
формировать навыки дисциплины и самоорганизации;
развивать двигательные качества (быстроту, выносливость, гибкость, силу);
совершенствовать личностные качества: психологическую устойчивость, физическую силу, выносливость, быстроту принятия решений.
Личностные
прививать гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
формировать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1 «Физическая культура и спорт в РФ» | 1 | 1 | - | наблюдение |
2 | Раздел 2. «Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль» | 1 | 0,5 | 0,5 | наблюдение |
3 | Раздел 3. «Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь» | 1 | 1 | - | наблюдение |
4 | Раздел 4. «Гимнастика» | 9 | 1 | 8 | наблюдение |
5 | Раздел 5. «Лёгкая атлетика» | 9 | 1 | 8 | наблюдение |
6 | Раздел 6. «Подвижные игры» | 9 | 1 | 8 | наблюдение |
7 | Раздел 7. «Пионербол» | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
8 | Раздел 8. «Футбол» | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
9 | Раздел 9. «Баскетбол» | 12 | 2 | 10 | наблюдение |
10 | Раздел 10. «Инструкторская и судейская практика» | 2 | 1 | 1 | наблюдение |
11 | Раздел 11. «Контрольные испытания, соревнования» | 2 | - | 2 | Сдача нормативов |
| Итого | 70 | 15 | 55 | |
Содержание учебного плана.
Раздел 1 «Физическая культура и спорт в РФ»
Тема 1. «Физическая культура и спорт в РФ»
Теория. Физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности. Возникновение и история физической культуры. Основные принципы системы физического воспитания. Принцип всестороннего развития личности.
Раздел 2. «Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль»
Тема 2. «Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль»
Теория. Гигиена одежды и обуви, предупреждение травм. Врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи. Режим питания и питьевой режим. Личная гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи.
Правила закаливания. Медицинский осмотр. Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
Гигиена, профилактика простудных заболеваний. Правила и приёмы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя.
Практика Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.
Раздел 3. «Правила соревнований, места занятий,
оборудование, инвентарь»
Тема 3. «Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь»
Теория. Правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию и подвижным играм. Правила соревнований по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Двигательный режим школьников - подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.
Места занятий, оборудование, инвентарь.
Раздел 4. «Гимнастика»
Тема 4. «Гимнастика. Способы страховки»
Теория. Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки.
Тема 5-6. Практика. Строевые упражнения. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три. Смыкание строя.
Тема 7.Строевые, общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с партнером, на гимнастических снарядах.
Тема 8.Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Стойка на руках с помощью.
Тема 9. Гимнастические упражнения на снарядах.
Тема 10. Строевые, общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание.
Тема 11. Прыжок в упор, присев на козла; соскок с поворотом налево (направо).
Тема 12. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов.
Раздел 5. «Лёгкая атлетика»
Тема 13. «Лёгкая атлетика»
Теория. Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега. Прыжковая техника.
Тема 14. Практика. Медленный бег. Бег на короткие дистанции до 60 м.
Тема 15. Низкий старт. Финиширование.
Тема 16. Прыжки в длину с разбега способом «прогнувшись». Прыжки в высоту способом «перекидной».
Тема 17. Прыжок в длину с разбега.
Тема 18. Прыжки в высоту с разбега.
Тема 19. Метание малого мяча с разбега.
Тема 20. Преодоление полосы препятствий.
Тема 21. Эстафетный бег.
Раздел 6. «Подвижные игры»
Тема 22. Теория. Правила игры.
Тема 23. Практика. «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Перетягивание каната», «
Тема 24. Бег командами», «Встречная эстафета», «Мяч - среднему», «Мяч - капитану»,
Тема 25. эстафета с ведением и броском мяча в корзину, эстафета с преодолением препятствий,
Тема 26. «Перестрелка», «Пионербол»,
Тема 27. «Не давай мяча водящему», «Летучий мяч»,
Тема 28. «Борьба за мяч», «Лиса и собака»,
Тема 29. «Взятие высоты», «Прорыв»,
Тема 30. «Бегуны», «Пятнашки», «Салки с заслоном», «Эстафеты у стенки».
Раздел 7. «Пионербол»
Тема 31. Пионербол.
Теория. Правила игры. Стойка игрока. Подача и передача мяча
Практика.
Тема 32. Перемещения из стойки.
Тема 33. Передача мяча.
Тема 34. Подача мяча.
Тема 35. Нападающие удары.
Теория.
Тема 37. Приём мяча. Ловля мяча. Тактика нападения
Практика.
Тема 36. Приём мяча. Ловля мяча.
Тема 38. Индивидуальные действия. Групповые действия.
Тема 39. Тактика нападения.
Тема 40. Тактика защиты.
Тема 41. Перемещения из стойки.
Тема 42. Учебные игры.
Раздел 8. «Футбол»
Тема 43. Теория. Техника передвижения. Виды обманных движений. Правила игры.
Тема 44. Практика. Удары по мячу серединой, внутренней, внешней частью подъёма. Удары на точность. Удары с места по катящемуся мячу. Удары по мячу с места, с хода.
Тема 45. Остановка мяча. Остановка опускающегося мяча внутренней, внешней стороной, серединой подъёма, бедром.
Тема 46. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма по прямой, меняя направление. Ведение мяча с изменением направления и скорости движения.
Тема 47. Финты. Отбор мяча. Выбивания. Перехват.
Теория.
Тема 48. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Тактика игры в нападении
Практика
Тема 49. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря.
Тема 50. Передвижения и прыжки. Ловля мячей, летящих на разной высоте. Отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.
Тема 51. Тактика игры в нападении. Индивидуальные, групповые действия. Тактика игры в защите.
Тема 52. Первоначальная, зонная и комбинированные защиты. Групповые тактические действия в нападении: игра «в стенку», игра «треугольником». Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка.
Тема 53. Удары на точность, силу и дальность. Остановки мяча. Ведение мяча. Финты. Отбор мяча. Расстановка игроков. Тактика игры в нападении
Тема 54. Групповые и командные действия. Тактика игры в защите. Групповые и командные действия. Соревнования с командами других секций. Участие в соревнованиях.
Раздел 9. «Баскетбол»
Теория.
Тема 55. Тактика защиты, тактика нападения. Правила игры.
Практика.
Тема 56. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте.
Тема 57. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Тема 58. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой.
Тема 59. Штрафной бросок.
Тема 60. Перехват, вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.
Тема 61. Ловля и передача мяча двумя и одной рукой.
Тема 62. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения.
Тема 63. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Теория
Тема 64. Тактика игры в нападении и защите
Практика.
Тема 65. Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.
Тема 66. Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты.
Участие в соревнованиях.
Раздел 10. «Инструкторская и судейская практика»
Теория.
Тема 67. Правила и принципы организации и судейства соревнований.
Практика.
Тема 68. Проведение с группой занимающихся комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр. Судейство трех соревнований в своей секции.
Проведение с группой занимающихся трех занятий под контролем руководителей. Судейство пяти соревнований.
Раздел 11. «Контрольные испытания, соревнования»
Практика.
Тема 69-70. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности. Приложение 1.
Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
основные требования к занятиям по ОФП;
историю развития всех изученных видов спорта;
гигиенические требования к занимающимся и местам проведения занятий и соревнований;
влияние физических упражнений на функциональные возможности организма;
основы техники и тактики в футболе, волейболе, баскетболе;
способы проведения соревнований;
уметь:
усваивать программный материал;
выполнять зачетные требования по ОФП;
владеть основами техники и тактики футбола, баскетбола, волейбола;
владеть основными навыками восстановительных мероприятий;
принимать участие в соревнованиях;
осознавать, находить, творчески преобразовывать, усваивать, применять, вырабатывать способы формирования умений;
использовать знания, умения, навыки на практике.
В результате реализации программы у обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интерес
Метапредметными результатами (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД):
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2022-2023 | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 35 | 70 | 2 раза в неделю по 1 академических часа |
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение занятий
Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Целесообразно развивать гибкость, ловкость, двигательно-координационные способности. Для этого применяется широкий комплекс общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения.
Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных мышц.
На занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляют ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. В них осваивается новый учебный материал и закрепляется пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности.
Для эффективной работы необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов:
Основными педагогическими принципами работы тренера-преподавателя должны являться последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному, на занятиях используются:
разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке, эстафеты, подвижные игры, игры с элементами того или иного вида спорта;
проведение урока в игровой форме с хорошим эмоциональным фоном и поддержанием интереса к занятию на всем его протяжении;
изучение основ техники и тактики спортивных игр.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимо следующее техническое обеспечение:
спортивный зал;
мячи для футбола, волейбола, баскетбола, набивные мячи, мячи для метания;
гимнастические палки;
эстафетная палка;
секундомер;
гимнастическая скамейка;
Конь для прыжков;
Подвесной канат;
Баскетбольные кольца;
Волейбольная сетка;
Турник;
таблицы «Техника передвижений игрока»;
таблицы «Техника основных элементов игры в волейбол»;
видео тренировочных занятий, спортивных соревнований.
Кадровое обеспечение
К реализации данной программы может приступить педагог, имеющий специальное педагогическое образование физкультурного профиля, желательно имеющий опыт работы с подростками и детьми в школе.
Информационное обеспечение
Работа с электронными образовательными ресурсами: важным звеном в работе является внедрение инновационных преобразований в сфере организации учебно-воспитательного процесса.
В работе активно используется ИКТ: поиск и сбор информации по ОФП, видео с мастер-классами и открытыми занятиями, поиск информации о конкурсах. Они помогают повысит качество образования, то есть решить одну из насущных проблем для сокращения времени изучения материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме. Используется компьютер на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для обучающихся компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
2.3. Формы аттестации
В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:
I этап (стартовый) – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности.
II этап (текущий)– проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.
III этап (итоговый) – проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год. Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.
Для реализации программы используются различные виды тестирования физической подготовленности и физического развития, тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта, навыков здорового образа жизни.
Виды контроля:
тренировочные занятия;
беседы, учебные игры;
тестирование;
эстафета;
участие в соревнованиях, контрольных играх;
выполнение контрольных нормативов по ОФП.
Способы определения результативности реализации Программы
1. Опрос учащихся по пройденному материалу.
2. Наблюдение за учащимися во время тренировочных игр и соревнований.
3.Тестирование общефизической, специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.
4. Тестирование по теоретическому материалу.
5. Контроль соблюдения техники безопасности.
6. Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня.
7. Контрольные игры с заданиями.
8. Выполнение отдельных упражнений с заданиями.
9. Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
10. Результаты соревнований.
11. Встреча с обучающимися во внеурочное время и наблюдение за их досугом.
2.4. Оценочные материалы
Для определения достижения планируемых результатов предусмотрены следующие формы, методы диагностики и критерии оценки достижения планируемых результатов.
Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет
Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст | Уровень | |||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |||
для мальчиков | для девочек | |||||||
Скорость | Бег 30 м,(сек) | 7 8 9 10 | 7,5 и более 7,1 и более 6,8 и более 6,6 и более | 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 | 5,6 и менее 5,4 и менее 5,1 и менее 5,1 и менее | 7,6 и более 7,3 и более 7,0 и более 6,6 и более | 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 | 5,8 и менее 5,6 и менее 5,3 и менее 56,2и менее |
Координация движений | Челночный бег 3х10 м,(сек) | 7 8 9 10 | 11,2иболее 10,4иболее 10,2иболее 9,9 и более | 10,8-10,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 | 9,9 и менее 9,1 и менее 8,8 и менее 8,6 и менее | 11,7и более 11,2и более 10,8и более 10,4и более | 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 | 10,2именее 9,7 и менее 9,3 и менее 9,1 и менее |
Скоростно-силовые | Прыжки в длину с места,(см) | 7 8 9 10 | 100и менее 110и менее 120и менее 130и менее | 115-136 125-145 130-150 140-160 | 155 и более 165 и более 175 и более 185 и более | 85 и менее 90 и менее 110 и менее 120 и менее | 110-130 125-140 135-150 140-155 | 150 и более 155 и более 160 и более 170 и более |
Выносливость | 6-минутный бег,(м) | 7 8 9 10 | 700и менее 750и менее 800и менее 850и менее | 750-900 800-950 850-1000 900-1050 | 1100 более 1150 и бол. 1200 и бол. 1250 и бол. | 500 и менее 550 и менее 600 и менее 650 и менее | 600-800 650-850 700-900 750-950 | 900 и более 950 и более 1000иболее 1050иболее |
Гибкость | Наклон вперёд из положения сидя, (см) | 7 8 9 10 | 1 1 1 2 | 3-5 3-5 3-5 4-6 | +9 и более +7,5 и более 7,7 и более 8,5 и более | 2 и менее 2 и менее 2 и менее 3 и менее | 6-9 5-8 6-9 7-10 | 12,5иболее 11,5иболее 13,0иболее 14,0иболее |
Сила | Подтягивания | 7 8 9 10 | 1 1 1 1 | 2-3 2-3 3-4 3-4 | 4 и более 4 и более 5 и более 5 и более | 2 и менее 3 и менее 3 и менее 4 и менее | 4-8 6-10 7-11 8-13 | 12 и более 14 и более 16 и более 18 и более |
2.5. Методические материалы
Основными формами обучения являются:
лекции (изложение теоретического учебного материала);
беседы;
практические занятия (освоение и обрабатывание практических знаний и умений);
нестандартный урок (экскурсии, занятия-игры, уроки-соревнования);
просмотр видеозаписей;
домашняя самостоятельная работа.
Методы обучения, применяемые при реализации данной программы:
словесные: рассказ, беседа, объяснение;
наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
практические: упражнения;
метод игры;
методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.
2.6. Рабочая программа воспитания
Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие - индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.
В дошкольном учреждении сложилась и функционирует система воспитательной работы с учетом специфики деятельности и традиций. В центр всей педагогической деятельности поставлена личность ребёнка, его индивидуальность и уникальность. В основу построения воспитательной системы заложены следующие принципы: 1. Принцип гуманизации личностных отношений (доброжелательность, любовь к детям, уважение к личности ребенка, сотрудничество, взаимопомощь).
2. Принцип природосообразности воспитания (учет индивидуально - психологических особенностей личности как воспитанника, так и педагога).
Цель воспитания: воспитание социально-нравственных качеств дошкольников, ценности здоровья посредством игры в футбол
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, формировать основы патриотизма;
обогащать представления детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество с взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности, способствовать становлению детского сообщества.
Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, коммуникативная, спортивно-оздоровительная, экскурсионная
Формы деятельности: беседа, соревнование, развлечение, фотовыставка, квест
Содержание деятельности
Патриотическое направление
Характер проводимых мероприятий является в первую очередь социально-активным, формирующим у участников позицию активного гражданина, прилагающего усилия для блага других, познавательным, продуктивным - всегда есть результат деятельности, выраженный в конкретном продукте.
Основные направления воспитательной работы:
-ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
-организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям
Характер проводимых мероприятий призван привлечь внимание воспитанников к ценностному аспекту изучаемых в рамках образовательной деятельности явлений, знакомство с социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания детей своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения, обмена личным опытом.
Основное назначение данного направления состоит в использование воспитательного потенциала содержания образовательной деятельности через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в группе
Планируемые результаты
формируются чувство патриотизма, ответственности, самостоятельности, инициативности в практической деятельности
у детей обогащаются представления о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в обществе;
3. вырабатывается самостоятельность, умение взаимодействовать с взрослыми в разных видах деятельности
Направле ние воспитате льной работы | Название мероприятия, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответств енный |
Здоровье сберегаю щее | Участие в сдачи норм ГТО | Привлечение детей к здоровому образу жизни | Сдача норм ГТО | март | Бисеров А.А. |
Патриоти ческое | Физкультурно- познавательное занятие | формирование любви к родному краю, родной | «Спорт-норма жизни» | декабрь | Бисеров А.А. |
| «Смотр строя и песни» | природе, родному языку, культурному наследию своего народа | Участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Победы | май | Бисеров А.А. |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая основа программы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее федеральнаяКонцепция);
5. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09. 11.2019г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врачаРФ от04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН).
8. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области» (утвержден 21.07.2017 г.).
9. Устав МКОУ Мало-Томской СОШ.
10.Положение о дополнительном образовании МКОУ Мало-Томской СОШ.
Список литературы для педагога. Литература, рекомендуемая детям
Литература родителям
1. Баршай, В. М. Гимнастика / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – М.: КноРус, 2013. – 312 c.
2. Боген, М. М. Тактическая подготовка – основа многолетнего совершенствования. Учебное пособие / М.М. Боген. – М.: Физическая культура, 2014. – 616 c.
3. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. – М.: Академия, 2005. – 240 c.
4. Врублевский, Е. П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах и ответах. Учебное пособие / Е.П. Врублевский. – М.: Спорт, 2016. – 240 c.
5. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю.И. Евсеев. – М.: Феникс, 2012. – 448 c.
6. Жилкин, А. И. Легкая атлетика / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2009. – 464 c.
7. Лыжный спорт / ред. В.Э. Нагорный. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 256 c.
8. Мастерман, Гай Стратегический менеджмент спортивных мероприятий: моногр. / Гай Мастерман. – М.: Национальное образование, 2015. – 512 c.
9. Олимпийский спорт. Учебно-методическое пособие. – Москва: Огни, 2014. – 176 c.
21
10. Прокофьева, В. Н. Практикум по физиологии физического воспитания и спорта / В.Н. Прокофьева. – М.: Феникс, 2008. – 192 c.
11. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов и др.- М.: Издательский центр «Академия», 2004
12. Столбов, В. В. История физической культуры и спорта / В.В. Столбов, Л.А. Финогенова, Н.Ю. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 424 c.
13. Теория и методика спортивных игр. Учебник. – М.: Academia, 2014. – 464 c.
14. Федотова, Е. В. Основы управления многолетней подготовкой юных спортсменов в командных игровых видах спорта / Е.В. Федотова. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 224 c
15. Физическая культура. Учебник / Н.В. Решетников и др. – М.: Academia, 2014. – 176 c.
16. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие/ Е.С. Черник – М.: учебная литература, 1997. – 320с.
Приложение 1
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств
1 классы (7-8 лет) Уровень физической подготовленности учащихся | |||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||
Бег на 30 м, сек. | 5,7 | 6,3 | 7,0 | 5,9 | 6,5 | 7,2 | |
Челночный бег 3×10 м, сек. | 9,8 | 10,4 | 11,0 | 10,0 | 10,6 | 11,2 | |
Прыжок в длину с места, см | 140 | 130 | 115 | 130 | 120 | 105 | |
Подтягивание на высокой перекладине (мальчики), кол-во раз | 3 | 2 | 1 | – | – | – | |
Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа (девочки), кол-во раз | – | – | – | 10 | 8 | 5 | |
Поднимание туловища в положении лежа на спине за 30 сек., кол-во раз | 15 | 12 | 9 | 15 | 12 | 9 | |
Наклон туловища в положении сидя, ноги вместе, см | +8 | +6 | +4 | +9 | +7 | +5 | |
6-минутный бег, м | 1000 | 850 | 700 | 900 | 750 | 600 |
| Мальчики | Девочки | |||||
Контрольные упражнения | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
Бег 30 м с высокого старта | 5,9 | 6,0-7,0 | 7,1 | 6,1 | 6,2-7,2 | 7,3 | |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 9,1 | 9,2-10,3 | 10,4 | 9,7 | 9,8-11,1 | 11,2 | |
Бег 1000 м | 5,36 | 5,37—8,30 | 8,31 | 5,50 | 5,51-8,50 | 8,51 | |
Подтягивания (кол-во раз) | 5 | 4-3 | 2 | 14 | 13-7 | 6 | |
Прыжок в длину с места (см) | 150 | 130 | 115 | 130 | 110 | 90 | |
Пресс за 30 сек (кол-во раз) | 11 | 9 | 8 | 14 | 13 | 12 | |
Отжимание | 15 | 10 | 8 | 10 | 8 | 5 | |
Приседания за 1 мин. | 40 | 38 | 36 | 38 | 36 | 34 | |
Шестиминутный бег (м) | 750 | 800-950 | 1150 | 550 | 650-850 | 950 | |
Скакалка за 1 мин. | 40 | 20 | 10 | 60 | 40 | 20 |
| Мальчики | Девочки | |||||
Контрольные упражнения | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
Бег 30 м с высокого старта | 5,6 | 5,7-6,7 | 6,8 | 5,9 | 6,0-6,9 | 7,0 | |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 8,8 | 8,9-10,1 | 10.2 | 9,3 | 9,4-10,7 | 10,8 | |
Бег 1000 м | 5,16 | 5,17-8,15 | 8,16 | 5,40 | 5,41-8,40 | 8,41 | |
Подтягивания (кол-во раз) | 6 | 5-3 | 2 | 16 | 15-8 | 7 | |
Прыжок в длину с места (см) | 160 | 140 | 125 | 140 | 120 | 100 | |
Пресс за 30 сек | 12 | 10 | 9 | 15 | 14 | 13 | |
Отжимание | 18 | 13 | 10 | 13 | 10 | 6 | |
Приседания за 1 мин. | 42 | 40 | 38 | 40 | 38 | 36 | |
Шестиминутный бег (м) | 800 | 850-1000 | 1200 | 600 | 700-900 | 1000 | |
Скакалка за 1 мин. | 50 | 30 | 10 | 70 | 50 | 30 |
| Мальчики | Девочки | |||||
Контрольные упражнения | «5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
Бег 30 м с высокого старта | 5,4 | 5,5-6,5 | 6,6 | 5,9 | 5,5-6,5 | 6,6 | |
Челночный бег 3х10 м (сек) | 8,6 | 8,7-9,8 | 9.9 | 9,1 | 9,2-10,3 | 10,4 | |
Бег 1000 м | 5,00 | 5,01-8,00 | 8,01 | 5,30 | 5,31-8,30 | 8,31 | |
Подтягивания (кол-во раз) | 7 | 6-4 | 3 | 18 | 17-9 | 8 | |
Прыжок в длину с места (см) | 165 | 155 | 135 | 150 | 130 | 110 | |
Пресс за 30 сек | 13 | 11 | 10 | 17 | 16 | 14 | |
Метание мяча с места 150 г | 30 | 25 | 20 | 20 | 18 | 15 | |
Отжимание | 20 | 15 | 12 | 15 | 12 | 8 | |
Шестиминутный бег (м) | 850 | 950-1050 | 1250 | 650 | 750-950 | 1050 | |
Скакалка за 1 мин. | 60 | 40 | 20 | 80 | 60 | 40 |