12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Грабован Оксана Юрьевна20



Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования МБОУ СОШ №6












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДМЕТ БИОЛОГИЯ


КЛАСС 8А,Б,В


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ (ВСЕГО) 2 (70)


УЧИТЕЛЬ ГРАБОВАН ОКСАНА ЮРЬЕВНА


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
































АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Наименование рабочей программы

Наименование основной образовательной программы ОО приложением, которой является (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования)

Срок реализации

УМК, используемый при реализации рабочей программы

Составитель

Рабочая программа по биологии для 8 класса

Основная образовательная программа основного общего образования

2020-2021 учебный год

1.Учебник.Биология. 8 класс. Пасечник В. В., Каменский А. А., Швецов Г. Г. / Под.ред. Пасечника В. В.

2. Биология. 8 класс. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечника.

3. Биология. Рабочая тетрадь. 8 класс.

Под ред. Пасечник В. В.

4. Биология. Индивидуально-групповая деятельность. Поурочные разработки. 8 класс.

5. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Линия жизни". 5-9 классы.

Грабован Оксана Юрьевна

















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно- научной картины мира;

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА БИОЛОГИИ


ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

Среда жизни

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособленность организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособленность организмов к жизни в водной среде. Приспособленность организмов к жизни в почвенной среде. Приспособленность организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Органы цветкового растения

Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизменённые побеги. Почки. Вегетативные и Генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

Микроскопическое строение растений

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

Жизнедеятельность цветковых растений

Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зелёных растений.

Многообразие растений

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство бактерии

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.

Царство грибы

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Методы профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство животные

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Одноклеточные животные, или Простейшие

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

Тип Кишечнополостные

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождении кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Типы червей

Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.

Тип моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Тип Хордовые

Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и в жизни человека. Рыбоводства и охрана рыбных запасов.

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развития земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания. Птиц и ухода за ними.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Живые организмы» (на выбор учителя)

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата).

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Выявление передвижения воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение внешнего строения мхов (на примере местных видов).

Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

Определение признаков класса в строении растений.

Определение до рода или вида нескольких травянистых растений одного-двух семейств.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Изучение строения и передвижения одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдения за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения раковин моллюсков.

Изучение внешнего строения насекомого.

Изучение типов развития насекомых.

Изучение внешнего строения и передвижения рыб.

Изучение внешнего строения перьевого покрова птиц.

Изучение внешнего строения скелета и зубной системы млекопитающих.

Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:

Многообразие животных.

Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и животных.

Разнообразие членистоногих и их роль в природе родного края.

Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания (экскурсия в природу, зоопарк или музей).

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ


Введение в науки о человеке

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходство и различия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы

Общие свойства организма человека

Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

Нейрогуморальная регуляция функций организма

Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

Опора и движения

Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение и рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Кровь и кровообращение

Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая система: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание

Дыхательная система: строение функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждения распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравление угарным газом.

Пищеварение

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад И.П. Павлова в изучении пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Выделение

Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

Размножение и развитие

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических заболеваний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

Сенсорные системы (анализаторы)

Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушение зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органов слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина. безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность, восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих, эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека.

Здоровье человека и его охрана

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение. употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.



Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Человек его здоровье» (на выбор учителя)

Выявление особенностей строения клеток разных тканей.

Изучение строения головного мозга.

Выявление особенностей строения позвонков.

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия.

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки.

Подсчет частоты пульса в разных условиях. Измерение артериального давления.

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.

Изучение строения и работы органов зрения.


ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Биология как наука

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель теории их значение использования повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ и удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движения и опоры у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы, её основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистемы (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Примерный список лабораторных и практических работ по разделу «Общие биологические закономерности» (на выбор учителя):

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах.

Выявление изменчивости организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

Примерный список экскурсий по разделу «Общие биологические закономерности»:

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Многообразие живых организмов на примере парк или природного участка).

Естественный отбор – движущая сила эволюции.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Полугодие, четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практическая часть

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Самостоятельные работы учащихся, проектная, исследовательская деятельность, экскурсии


Введение. Наука о человеке

3





Раздел 1. Общий обзор организма человека

3

1




Раздел 2. Опора и движение

6

2




Раздел 3. Внутренняя среда организма

4

1




Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение

4

1

1



Раздел 5. Дыхание (5 часов)

5

1

1



Раздел 6. Питание

6


1



Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии

5


1



Раздел 8. Выделение продуктов обмена

4


1



Раздел 9.Покровы тела

4


1



Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

8


1



Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы

5


1



Раздел12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность

6


1



Раздел.13. Размножение и развитие человека

4





Раздел 14. Человек и окружающая среда

3


1



Итого

70

6

10




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖОЙ ТЕМЫ

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Дата проведения


8А,Б,В


Введение. Наука о человеке (3часа)

1

Науки о человеке и их методы

1

Объясняют место и роль человека в природе.

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы.

Определяют значение знаний о человеке в современной жизни.

Выявляют методы изучения организма человека.

5.09

1.09

1.09

2

Биологическая природа человека. Расы человека


1

Объясняют место человека в системе органического мира.

Приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Определяют черты сходства и различия человека и животных.

7.09

4.09

4.09

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез

1

Объясняют современные концепции происхождения человека.

Выделяют основные этапы эволюции человека.

12.09

8.09

8.09

Раздел 1. Общий обзор организма человека (3часа)

4

Строение организма человека Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

1

Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы клеток, тканей, органов и систем органов.

Сравнивают клетки, ткани организма человека. Делают выводы на основе строения.

Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах

Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Работают с микроскопом, узнают его устройство.

Соблюдают правила работы с микроскопом

14.09

11.09

11.09

5

Строение организма человека

1

Различают на таблицах органы, системы органов человека.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

19.09

15.09

15.09

6

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

Выделяют существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма человека.

Объясняют согласованность всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Объясняют особенностями нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

21.09

18.09

18.09

Раздел 2. Опора и движение (6 часов)

7

Состав, строение и рост кости

Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения кости»

1

Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательная система (кости).

Выделяют существенные признаки опорно-двигательная система человека.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

23.09

22.09

22.09

8

Соединение костей. Скелет головы

1

Распознают на наглядных пособиях кости скелета человека.

Определяют типы соединения костей.

Объясняют особенности строения скелета человека.

29.09

25.09

28.09

9

Скелет туловища, конечностей и их поясов

1

Объясняют особенности строения скелета человека.

Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечности и их поясов.

Объясняют зависимость гибкости тела человека в строении его позвоночника.

30.09

29.09

29.09

10

Строение и функции скелетных мышц

1

Выделяют особенности строение скелетных мышц.

Распознают на наглядных пособиях скелетные мышцы.

6.10

2.10

5.10

11

Работа мышц и ее регуляция.

Лабораторная работа№3 «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

1

Объясняют особенности работы мышц. Объясняют механизмы регуляции работы мышц. Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

7.10

6.10

6.10

12

Нарушение опорно-двигательной системы.

1

Объясняют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения на основе наблюдений.

Определяют гармоничность физического развития нарушения осанки и наличия плоскостопия.

Проводят доказательство необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушение осанки и развития плоскостопия.

Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

13.10

9.10

12.10

Раздел 3. Внутренняя среда организма (4 часа)

13

Состав внутренней среды организма и ее функции


1

Объясняют особенности строения и функции внутренней среды организма человека.

Различают на таблицах органов системы органов человека.

14.10

13.10

13.10

14

Состав крови. Постоянство внутренней среды

1

Объясняют особенности строения и функции внутренней среды организма человека.

Различают на таблицах органы, системы органов человека.

Сравнивают клетки организма человека.

Делают выводы на основе сравнения.

Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах.

Работают с микроскопом, знают его устройство и соблюдают правила работы с микроскопом.

20.10

16.10

19.10

15

Состав и свойства крови. Свертывание и переливание крови.

Лабораторная работа №4 Тема: Микроскопическое строение крови.

1

Выделяют существенные признаки процессов свертывания и переливания крови.

Объясняют механизм свертывания крови и их значения.

Объясняют принципы переливания крови его значения.

21.10

20.10

20.10

16

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека

1

Выделяют существенные признаки иммунитета вакцинация и действия лечебных сывороток.

Объясняют причины нарушения иммунитета

10.11

23.10

9.11


Раздел 4. Кровообращение и лимфообращение (4 часа)

17

Органы кровообращения. Строение и работа сердца

1

Распознают на наглядных пособиях органа системы кровообращения.

Выделяют существенные признаки органов кровообращения.

11.11

10.11

10.11

18

Сосудистая система. Лимфообращение.


1

Выделяют особенности строение сосудистой системы движения крови по сосудам.

Различают на таблицах органов кровеносной и лимфатической систем.

Осваивают приемы измерения пульса кровяного давления.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

17.11

13.11

16.11

19

Сердечно-сосудистые заболевания.

Практическая работа №1 «Первая помощь при кровотечениях»

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Осваивают приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Находят в учебные и научно-популярные литературы информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Оформляют её виды рефератов докладов.

17.11**

17.11**

17.11

20

Контрольное тестирование №1 по главе «Кровообращение и лимфообращение»

1

Систематизируют знания о строении функционировании транспортных систем организма человека сердечно-сосудистой и лимфатической

18.11

17.11

23.11

Раздел 5. Дыхание (5 часов)

21

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена различают на таблицах органов дыхательной системы

24.11

20.11

24.11

22

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких

1

Объясняют механизм дыхания.

Сравнивают газообмен в легких и тканях других органов.

Делают выводы на основе сравнения.

Осваивают приемы определения жизненной емкости легких.

Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов.

25.11

24.11

30.11

23

Лабораторная работа №5 «Определение частоты дыхания»

1

Объясняют механизмы регуляции дыхания.

Распознают на наглядных пособиях органы дыхательной системы.

Приводят доказательства необходимости борьбы с табакокурением.

1.12

27.11

1.12

24

Заболевания органов дыхания и их профилактика

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний.

Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом спасении утопающего простудных заболеваниях.

Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях органов дыхания.

Оформляют её виды рефератов докладов.

2.12

1.12

7.12


25

Контрольное тестирование№2 по главе «Дыхание»

1

Систематизировать знания о строении функционирования дыхательной системы организма человека

8.12

4.12

8.12

Раздел 6. Питание (6 часов)

26

Органы пищеварения и их функции

1

Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения.

Распознают на таблицах ему муляжах органы пищеварительной системы.

9.12

8.12

14.12

27

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

1

Объясняют особенности пищеварения в ротовой полости.

Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

Проводят биологические исследования.

Делают выводы на основе полученных результатов.

15.12

11.12

15.12

28

Пищеварение в желудке и кишечнике

1

Объясняют особенности пищеварения в желудке и кишечнике.

Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

16.12

15.12

21.12

29

Всасывание питательных веществ в кровь

1

Объясняют механизм всасывания веществ в крови.

Распознают и наглядных пособиях органы пищеварительной системы.

22.12

18.12

22.12

30

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1

Приводятся доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.

Осваивают приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях пищеварительной системы. Оформляют её виды рефератов докладов.

23.12

22.12

22.12**

31

Обобщающий урок по главе «Питание»

1

Систематизировать знания о строении функционирования пищеварительной системы организма человека

29.12

25.12

28.12

Раздел 7. Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)

32

Пластический и энергетический обмен.

1

Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии в организме человека.

Объясняют особенности обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей.

12.01**

12.01**

29.12

33

Ферменты и их роль в организме человека

1

Объясняют механизм работы ферментов. Объясняют роль ферментов в организме человека.

12.01

12.01

11.01

34

Витамины и их роль в организме человека

1

Классифицируют витамины.

Объясняют роль витаминов в организме человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики развития авитаминозов.

13.01

15.01

12.01**

35

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ

1

Составляют пищевой рацион.

Объясняют зависимость пищевого рациона энергозатрат организма человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

19.01

19.01

12.01

36

Контрольное тестирование№3

по главе «Обмен веществ и превращение энергии»

1

Систематизировать знания по теме обмен веществ и энергии.

20.01

22.01

18.01

Раздел 8. Выделение продуктов обмена (4 часа)

37

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

1

Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различают на таблицах органов мочевыделительной системы.

Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза.

26.01

26.01

19.01

38

Заболевание органов мочевыделения.

1

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

27.01

29.01

25.01

39

Обобщающий урок по главе «Выделение продуктов обмена»

1

Систематизируют знания о строении функционирования мочевыделительной системы организма человека.

2.02

2.02

26.01

40

Контрольное тестирование №4 по главе «Выделение продуктов обмена»

1

Систематизировать знания о строении функционирования мочевыделительной системы организма человека.

3.02

5.02

1.02

Раздел 9.Покровы тела (4 часа)

41

Строение и функции кожи

1

Выделяют существенные признаки покровов тела терморегуляции.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

9.02

9.02

2.02

42

Болезни и травмы кожи

1

Приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями.

Осваивают приемы оказания первой помощи при ожогах и обморожениях.

10.02

12.02

8.02

43

Гигиена кожных покровов

1

Приводят доказательства необходимости ухода волосами, ногтями.

Приводят доказательство необходимости закаливания.

Осваивают приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

16.02

16.02

9.02

44

Контрольное тестирование №5 по главе «Покровы тела»

1

Систематизировать знания о строении функционирования покровов тела человека.

17.02

19.02

15.02

Раздел 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)

45

Железы внутренней секреции и их функции

1

Выделяют существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Объясняют функции желез внутренней секреции.

Объясняют механизмы действия гормонов.

Распознают на таблицах и муляжах органы эндокринной системы.

24.02

26.02

16.02

46

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

1

Объясняют причины нарушения работы эндокринной системы.

2.03**

2.03

22.02

47

Строение нервной системы и ее значение

1

Классифицируют отделы нервной системы. Объясняют принципы классификации.

Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы.

Объясняют роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организма человека.

2.03

5.03

1.03

48

Строение и функции спинного мозга

1

Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов.

Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы.

Объясняют функции спинного мозга

3.03

9.03

2.03

49

Строение и функции головного мозга

1

Объясняют особенности строения головного мозга и его отделов.

Объясняют функции головного мозга и его отделов

Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга.

9.03

12.03

9.03

50

Вегетативная нервная система.

1

Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы.

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

10.03

16.03**

9.03**

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

1

Объясняют причины нарушения в работе нервной системы.

Объясняют причины приобретенных заболеваний нервной системы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний нервной системы.

16.03

16.03

15.03

52

Контрольное тестирование №6 по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

1

Систематизируют знания о строении функционирования нервной и гуморальной систем человека.

17.03

19.03

16.03

Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5 часов)

53

Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств зрительного анализатора.

Распознают на наглядных пособиях анализаторы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения.

23.03

23.03

22.03


54

Слуховой анализатор

1

Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов слуха и слухового анализатора.

Распознают на наглядных пособиях анализаторы.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения слуха

24.03

26.03

23.03

55

Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание

1

Выделяют существенные признаки строения функционирования органов чувств вестибулярного аппарата анализатора. Распознают на наглядных пособиях анализатора

6.04

6.04

5.04

56

Вкусовой и обонятельные анализаторы

1

Объясняют особенности строения функции вкусового и обонятельного анализаторов. Распознают и наглядных пособиях анализатора

7.04

9.04

6.04

57

Контрольное тестирование №7 по главе Органы чувств. Анализаторы»

1

Систематизируют знания о строении функционирования органов чувств.

13.04

13.04

12.04

Раздел12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов)

58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

1

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека

14.04

16.04

13.04


59

Память и обучение.

1

Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов.

20.04

20.04

19.04

60

Врожденное и приобретенное поведение

1

Выделяют существенные особенности поведения и психики человека.

Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

21.04

23.04

20.04

61

Сон и бодрствование

1

Характеризуют фазы сна объясняют значение

27.04

27.04

26.04

62

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

Объясняют значение интеллектуальных творческих и эстетических потребностей в жизни человека.

Выявляют особенности наблюдательности и внимания.

28.04

30.04

27.04

63

Обобщающий урок по главе «Высшая нервная деятельность»

1

Проводят биологическое исследование.

Делают выводы на основе полученных результатов

4.05

4.05

3.05

Раздел.13. Размножение и развитие человека (4 часа)

64

Особенности размножения человека


1

Выделяют существенные признаки воспроизведения, развитие организма человека. Объясняют наследование признаков у человека. Объясняют механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

5.05

7.05

4.05

65

Органы размножения. Оплодотворение

1

Выделяют существенные признаки органов размножения человека

11.05

11.05

11.05

66

Беременность и роды.

1

Характеризует условия нормального протекания беременности.

Выделяют основные этапы развития зародыша человека.

Объясняют вредное влияние никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек.

12.05

14.05

17.05

67

Рост и развитие ребенка после рождения

1

Определяют возрастные периоды развития человека.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, медико-генетическое консультирование для предупреждения наследственных заболеваний человека.

Находят в учебной и научно-популярной литературой информацию о СПИДе и ВИЧ инфекции.

Оформляют её виды рефератов устных сообщений

18.05

18.05

18.05

Раздел 14. Человек и окружающая среда (3 часа)

68

Социальная и природная среда человека

1

Приводят доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.

Объясняют место и роль человека в природе.

Соблюдают правила поведения в природе.

19.05

21.05

24.05

69

Окружающая среда и здоровье человека


1

Проводят наблюдения за состоянием собственного организма.

Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики стрессов вредных привычек.

Овладевают умением оценивать со эстетической точки зрения красоту человеческого тела.

25.05

25.05

25.05

70

Обобщающий урок по главе «Человек и окружающая среда»

1

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Находят научно-популярной литературе информация о факторах здоровья и риска. Анализируют и оценивают её переводят из одной формы в другую.

Разрабатывают, защищают проект. Аргументируют отстаивают свою позицию

26.05

28.05

31.05



*-дифференциация видов деятельности обучающихся зависит от уровня образовательной подготовки учащихся конкретного класса, что отражается в поурочном планировании (для лиц с ОВЗ применяются индивидуальные методы работы в соответствии с программой коррекционной работы)

**- учебные занятия в иных формах в соответствии с календарным учебным графиком

При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «Российское электронное образование».

Иные формы организации учебных занятий по биологии

Класс

Предмет

Форма организации учебных занятий

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Кол-во часов за учебный год

Сроки

Количество часов

Сроки

Количество часов

Сроки

Количество часов

Сроки

Количество часов


Биология

Семинар

Урок-игра

Урок-проект

Квест


























Урок-игра










Семинар

Урок-игра

Урок-проект

Квест



























Урок-игра













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.