Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Калининская средняя общеобразовательная школа
Рекомендовано: | Утверждено: |
Методическим объединением учителей естественно-математических дисциплин | приказом директора МБОУ Калининская СОШ |
Протокол № ____ от «___»______20 ___ г. | «___»_______20 ___г. №____ |
Рабочая программа по биологии
на 2022 – 2023 учебный год
9а класс
Составитель: Шевченко Надежда Ивановна, учитель биологии, первой квалификационной категории |
с. Аскиз, 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения:
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.
Задачи:
образовательные – овладение системой комплексных знанийо живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
развивающие – овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности, тренировка памяти, развитие наблюдательности, мышления, обучение приёмам самостоятельной учебной деятельности;
воспитательные – воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты обучения:
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
- понимание значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признание права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и планы – конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- методы исследования в биологии;
- свойства живого;
- уровни организации живой природы;
- состав, строение и функции органических и неорганических веществ, входящих в состав живого;
- представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
- основные методы изучение клетки;
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клетки;
- сущность биогенетического закона;
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток;
- критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции;
- определения понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов;
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов, морфологического критерия видов;
- описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль;
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов;
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
- демонстрировать знание основ экологической грамотности; оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в общую биологию.
9 класс (67 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Раздел 2. Клеточный уровень (15ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Основные положения клеточной теории.Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Автотрофы и гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз.
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч)
Общая характеристика популяционно-видового уровня. Экологические факторы и условия среды. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция - элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Саморазвитие экосистемы.
Раздел 6. Биосферный уровень (12 ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Эволюция биосферы. Гипотезы возникновения жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ В 9а КЛАССЕ НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Биология: Введение в общую биологию. 9 кл./ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов)
№п/п | Дата проведения | Тема урока | Количество часов | Примечание | |||||
План | Факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
I четверть – 18 часов | |||||||||
Введение (3 ч) | |||||||||
1 | 02.09 | Биология – наука о живой природе | 1 | ||||||
2 | 03.09 | Методы исследования в биологии | 1 | ||||||
3 | 09.09 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | ||||||
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч) | |||||||||
4 | 10.09 | Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 | ||||||
5 | 16.09 | Углеводы | 1 | ||||||
6 | 17.09 | Липиды | 1 | ||||||
7 | 23.09 | Состав и строение белков | 1 | ||||||
8 | 24.09 | Функции белков | 1 | ||||||
9 | 30.09 | Нуклеиновые кислоты | 1 | ||||||
10 | 01.10 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | ||||||
11 | 07.10 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | 1 | ||||||
12 | 08.10 | Вирусы | 1 | ||||||
13 | 14.10 | Контрольная работа по разделу «Молекулярный уровень» | 1 | ||||||
Раздел 2. Клеточный уровень (15 ч) | |||||||||
14 | 15.10 | Клеточный уровень: общая характеристика | 1 | ||||||
15 | 21.10 | Общие сведения оклетках. Клеточнаямембрана | 1 | ||||||
16 | 22.10 | Ядро | 1 | ||||||
17 | 28.10 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы.Комплекс Гольджи.Лизосомы | 1 | ||||||
18 | 29.10 | Митохондрии. Пластиды. | 1 | ||||||
II четверть – 14 часов | |||||||||
19 | 11.11 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | ||||||
20 | 12.11 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа «Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом» | 1 | ||||||
21 | 18.11 | Обобщающий урок«Клеточное строение организмов» | 1 | ||||||
22 | 19.11 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 | ||||||
23 | 25.11 | Энергетический обмен в клетке | 1 | ||||||
24 | 26.11 | Фотосинтез и хемосинтез | 1 | ||||||
25 | 03.12 | Автотрофы и гетеротрофы | 1 | ||||||
26 | 03.12 | Синтез белков в клетке | 1 | ||||||
27 | 10.12 | Деление клетки. Митоз | 1 | ||||||
28 | 10.12 | Контрольная работапо разделу «Клеточный уровень» | 1 | ||||||
Раздел 3. Организменный уровень (13 ч) | |||||||||
29 | 17.12 | Размножение организмов | 1 | ||||||
30 | 17.12 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 | ||||||
31 | 24.12 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | ||||||
32 | 24.12 | Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | ||||||
III четверть – 20 часов | |||||||||
33 | 14.01 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | ||||||
34 | 14.01 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | ||||||
35 | 21.01 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | ||||||
36 | 21.01 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | ||||||
37 | 28.01 | Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков» | 1 | ||||||
38 | 28.01 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 | ||||||
39 | 04.02 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | 1 | ||||||
40 | 04.02 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | ||||||
41 | 11.02 | Обобщающий урок по разделу «Организменный уровень уровень» | 1 | ||||||
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (8 ч) | |||||||||
42 | 11.02 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | ||||||
43 | 18.02 | Экологические факторы и условия среды | 1 | ||||||
44 | 18.02 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | 1 | ||||||
45 | 25.02 | Популяция как элементарная единица эволюции | 1 | ||||||
46 | 25.02 | Борьба за существование и естественный отбор | 1 | ||||||
47 | 04.03 | Видообразование | 1 | ||||||
48 | 04.03 | Макроэволюция | 1 | ||||||
49 | 11.03 | Контрольная работапо разделу «Популяционно–видовой уровень» | 1 | ||||||
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч) | |||||||||
50 | 11.03 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 1 | ||||||
51 | 18.03 | Состав и структурасообщества | 1 | ||||||
52 | 18.03 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | 1 | ||||||
IV четверть–15часов | |||||||||
53 | 08.04 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | ||||||
54 | 08.04 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | ||||||
55 | 15.04 | Виртуальная экскурсия «Разнообразие биогеоценозов» | 1 | ||||||
Раздел 6. Биосферный уровень (12 ч) | |||||||||
56 | 15.04 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | 1 | ||||||
57 | 22.04 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | ||||||
58 | 22.04 | Эволюция биосферы | 1 | ||||||
59 | 28.04 | Гипотезы возникновения жизни | 1 | ||||||
60 | 28.04 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | ||||||
61 | 05.05 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | 1 | ||||||
62 | 05.05 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 1 | ||||||
63 | 12.05 | Итоговая промежуточная работа | 1 | ||||||
64 | 12.05 | Виртуальная экскурсия «Геологические обнажения эр» | 1 | ||||||
65 | 19.05 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | ||||||
66 | 19.05 | Основы рационального природопользования | 1 | ||||||
67 | 20.05 | Основы рационального природопользования | 1 |