Рабочая программа по Физической культуре 3 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на ШМО учителей- предметников Протокол № __ от ________ 20 __ г.
| Согласовано заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________ /Ж.В. Тоболова/
| Утверждаю директор: ____ /С.Г. Грачев/ приказ ___ от ________ 20 __ г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для 3 класса
Составитель:
Екимков Геннадий Васильевич,
учитель физической культуры
с. Солнечное, 2020
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями) на основании:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Солнечная СОШ»;
учебного плана МБОУ «Солнечная СОШ»;
положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности;
примерной авторской программы по предмету «Физическая культура» программа курса к УМК для 1-4 классов Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В.
Учебно – методический комплекс:
Учебник по физической культуре, 3-4 класс. Автор Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., М.: Вентана - Граф, 2012 г.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в 3 классе рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Физическая культура»
Программа и учебники для 3-4 классов подготовлены в соответствии с Концепцией физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них требования к обучению учащихся предмету в начальной школе.
Личностные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; в овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения содержания образования в области физической культуры:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями физического развития (длиной, массой тела и др.), показателями развития основных двигательных качеств.
Требования к качеству освоения программного материала.
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся, закончившие этап начального обучения, должны:
называть, описывать и раскрывать:
роль и значение занятий физическими упражнениями в жизни младшего школьника;значение правильного режима дня, правильного питания, процедур закаливания, утренней гигиенической гимнастики, физкультурных пауз в течение учебного дня;
связь физической подготовки с развитием двигательных качеств, опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем;
значение физической нагрузки и способы её регулирования; причины возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактику травматизма;
уметь:
выполнять упражнения для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
выполнять упражнения дыхательной гимнастики, психорегуляции;
составлять при помощи взрослых индивидуальные комплексы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой;
варьировать предложенные комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток;
выполнять упражнения и простейшие акробатические и гимнастические комбинации, упражнения лёгкой атлетики;
выполнять двигательные действия при передвижении на лыжах и плавании (при соответствии климатических и погодных условий требованиям к организации лыжной подготовки и занятий плаванием);
участвовать в подвижных играх и организовывать подвижные игры со сверстниками, оценивать результаты подвижных игр;
выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе, играть по упрощённым правилам;
организовывать и соблюдать правильный режим дня;
подсчитывать частоту сердечных сокращений и дыхательных движений для контроля состояния организма во время занятий физическими упражнениями;
измерять собственные массу и длину тела; оказывать доврачебную помощь при лёгких травмах опорно-двигательного аппарата и кожных покровов.
При организации учебного процесса необходимо включать мероприятия, которые помогли бы уменьшить неблагоприятное воздействие значительной учебной нагрузки на организм ребёнка. К таким мерам относится в первую очередь рациональная организация режима учебных занятий и всего режима дня школьника. В основу рационального режима дня школьника должно быть положено чередование различных видов деятельности, чередование умственной и физической нагрузки.
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 3 класса должны демонстрировать уровень физической подготовленности.
Контрольные упражнения | Уровень | ||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||||
Мальчики | Девочки | ||||||||
Подтягивание в висе, кол-во раз | 5 | 4 | 3 | | | | |||
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 12 | 8 | 5 | |||
Прыжок в длину с места, см | 150 – 160 | 131 – 149 | 120 – 130 | 143 – 152 | 126 – 142 | 115 – 125 | |||
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8 – 5,6 | 6,3 – 5,9 | 6,6 – 6,4 | 6,3 – 6,0 | 6,5 – 5,9 | 6,8 – 6,6 | |||
Бег 1000 м, мин. с | 5.00 | 5.30 | 6.00 | 6.00 | 6.30 | 7.00 |
3. Содержание программы учебного предмета
Знания о физической культуре
Правила ТБ при занятиях физической культурой. Организация мест занятий физической культурой, разминка, подготовка инвентаря, выбор одежды и обуви.
Зарождение физической культуры на территории Древней Руси.
Символика и ритуал проведения Олимпийских игр. Церемония открытия и закрытия Олимпийских игр, талисманы олимпийских игр, олимпийские символы.
Физическое развитие и физическая подготовка. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств.
Способы физкультурной деятельности
Правила составления комплексов ОРУ, упражнения на развитие различных мышечных групп, упражнения с предметами.
Контроль за состоянием организма по ЧСС. Измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Игры и развлечения в зимнее время года. Игры и развлечения в летнее время года. Подвижные игры с элементами спортивных игр.
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Оздоровительные формы занятий. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Развитие физических качеств. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Профилактика утомления. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Подвижные игры
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность. Эстафеты с предметами и без них. Игры «Заяц без логова», «Удочка», «Наступление», «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Вызов номеров», «Защита укреплений», «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки», «Вол во рву», «Пустое место», «К своим флажкам».
Подвижные игры на основе баскетбола
Ловля и передача мяча на месте и в движении.
Ловля и передача мяча на месте в треугольниках, в квадратах, в круге. Ведение на месте правой (левой) рукой на месте, в движении шагом и бегом.
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски в цель (щит). Бросок двумя руками от груди. Игры «Передал - садись», «Мяч - среднему», «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу», «Обгони мяч», «Перестрелка», «Мяч - ловцу», «Не дай мяч водящему», «Мяч соседу». Игра в мини-баскетбол
Подвижные игры на основе волейбола
Перемещения. Ходьба и бег по сигналу. Остановка скачком после ходьбы и бега. Броски набивного мяча и ловля его в положении «сверху». Вкладывание волейбольного мяча в положении «передача». По сигналу принятие стойки волейболиста, имитация передачи мяча.
Передача мяча подброшенного над собой и партнером. Во время перемещения по сигналу – передача мяча. Передача в парах. Прием снизу двумя руками. Мяч набрасывает партнер. Передачи у стены многократно с ударом о стену. Передача мяча, наброшенного партнером через сетку. Передачи с набрасыванием партнера через сетку. Многократные передачи в стену. Передачи в парах через сетку. Упражнения в перемещениях и передачи мяча. Игры «Пионербол», «Мяч в воздухе», «Передал-садись».
Гимнастика с элементами акробатики
Названия снарядов и гимнастических элементов. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост
Легкоатлетические упражнения
Понятия: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
4. Тематическое планирование, с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждого раздела.
3 класс
№ п/п | Разделы и темы | Количество часов (уроков) | |
Класс | |||
3 | |||
1 | Знание о физической культуре | В процессе обучения | |
2 | Способы физкультурной деятельности | В процессе обучения | |
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | В процессе обучения | |
4 | Физическое совершенствование: | ||
Легкая атлетика | 23 | ||
Подвижные игры | 7 | ||
Подвижные игры на основе баскетбола | 12 | ||
Подвижные игры на основе волейбола | 9 | ||
Гимнастика с основами акробатики | 17 | ||
Итого: | 68 |
5. Календарно-тематическое планирование по предмету «физическая культура»
3 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | |
план | факт | |||
Легкая атлетика (12 часов) | ||||
Т/Б на уроках л/а и кроссовой подготовки. Ходьба и бег. | 1 | 04.09 | | |
Высокий старт. Бег 30 метров – тест | 1 | 05.09 | | |
Старты из различных исходных положений. Бег с ускорением. | 1 | 11.09 | | |
Челночный бег 3х10 м - тест | 1 | 12.09 | | |
Эстафеты. Бег 60 метров | 1 | 18.09 | | |
Преодоление препятствий в беге. | 1 | 19.09 | | |
Равномерный бег (7 мин). | 1 | 25.09 | | |
Кросс 1 км - тест | 1 | 26.09 | | |
Прыжок в длину с места – тест. | 1 | 02.10 | | |
Бросок набивного мяча на дальность | 1 | 03.10 | | |
Метание малого мяча с места на дальность. | 1 | 09.10 | | |
Метание мяча на дальность и заданное расстояние | 1 | 10.10 | | |
Подвижные игры (7 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ при подвижных играх. Игра «Бросай и поймай», «Удочка» | 1 | 16.10 | | |
Игры «На внимание», «Выбивной», «Огонь, вода, ястреб». Подтягивание в висе (мальчики/девочки) – тест. | 1 | 17.10 | | |
1 | 23.10 | | ||
Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. | 1 | 24.10 | | |
Игры «Наступление», «Метко в цель». Эстафеты с мячами. | 1 | 06.11 | | |
Игры «Кто дальше бросит», «Кто обгонит». Эстафеты с обручами. | 1 | 07.11 | | |
Игры «Вызов номеров», «Защита укреплений». Эстафеты с палками. | 1 | 13.11 | | |
Гимнастика (17 ч) | ||||
Т/б на уроках гимнастики. Перекаты в группировке. Кувырок в сторону | 1 | 14.11 | | |
Кувырок вперед, стойка на лопатках | 1 | 20.11 | | |
Прыжки через скакалку. Строевые упражнения. | 1 | 21.11 | | |
Группировка. Перекаты в группировке. | 1 | 27.11 | | |
Перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой. | 1 | 28.11 | | |
Кувырок назад в упор присев | 1 | 04.12 | | |
Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. | 1 | 05.12 | | |
Кувырок вперед. 2-3 кувырка вперед слитно. | 1 | 11.12 | | |
Мост из положения лежа на спине. | 1 | 12.12 | | |
Акробатическая комбинация | 1 | 18.12 | | |
Вис стоя и лежа. Вис на согнутых руках. | 1 | 19.12 | | |
Подтягивания в висе. Подтягивание в висе лежа, согнувшись - тест | 1 | 25.12 | | |
Ходьба приставными шагами по гимнастической скамейке | 1 | 26.12 | | |
Лазание по канату. | 1 | 15.01 | | |
Прыжок с разбега ноги врозь через козла | 1 | 16.01 | | |
Прыжки со скакалкой. Прыжки группами на длинной скакалке | 1 | 22.01 | | |
Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | 23.01 | | |
Подвижные игры на основе баскетбола (12 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ на уроках подвижных игр на основе баскетбола. Стойки, передвижения, повороты. | 1 | 29.01 | | |
Стойки, передвижения, повороты, остановки. | 1 | 30.01 | | |
Ловля и передача мяча на месте | 1 | 05.02 | | |
Ловля и передача мяча в движении. | 1 | 06.02 | | |
Ловля и передача мяча со сменой мест. | 1 | 12.02 | | |
Ведение мяча на месте правой и левой рукой. | 1 | 13.02 | | |
Ведение мяча на месте правой и левой рукой с заданиями. | 1 | 19.02 | | |
Ведение мяча в движении. | 1 | 20.02 | | |
Бросок мяча на месте в парах. | 1 | 26.02 | | |
Бросок мяча в кольцо. | 1 | 27.02 | | |
Ведение мяча в высокой стойке с изменением направления. | 1 | 04.03 | | |
Подвижные игры с элементами баскетбола. | 1 | 05.03 | | |
Подвижные игры на основе волейбола (9 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ. (волейбол) Перемещения. Ходьба и бег по сигналу. | 1 | 11.03 | | |
Передача и ловля мяча через сетку. | 1 | 12.03 | | |
Передача мяча подброшенного партнером | 1 | 18.03 | | |
Во время перемещения по сигналу – передача мяча. | 1 | 19.03 | | |
Передача в парах, у стены | 1 | 01.04 | | |
Передача мяча сверху двумя руками | 1 | 02.04 | | |
Передача мяча сверху двумя руками с 3 метровой линии | 1 | 08.04 | | |
Многократные передачи в стену | 1 | 09.04 | | |
Двухсторонняя игра (пионербол) | 1 | 15.04 | | |
Легкая атлетика (11 часов) | ||||
Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. Встречная эстафета. | 1 | 16.04 | | |
Бег 30 м - тест | 1 | 22.04 | | |
Бег 60 м | 1 | 23.04 | | |
Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы | 1 | 29.04 | | |
Челночный бег 3х10 - тест | 1 | 30.04 | | |
Равномерный медленный бег (7мин). | 1 | 06.05 | | |
Кросс 1 км - тест | 1 | 07.05 | | |
Прыжок в длину с места - тест | 1 | 13.05 | | |
Бег (8 мин). Развитие выносливости | 1 | 14.05 | | |
Равномерный медленный бег (9мин). | 1 | 20.05 | | |
Бег (10 мин). Развитие выносливости | 1 | 21.05 | |