Рабочая программа по геометрии для 7 класса по УМК Л.С. Атанасяна

1
0
Материал опубликован 23 January 2020 в группе

1. Пояснительная записка

Программа  по геометрии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы к учебному комплекту для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа по геометрии ориентирована на учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике. В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего математического образования, но и дополнительные, направленные на использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения, формирование у учащихся математического стиля мышления.

Рабочая программа по геометрии для учащихся 7 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями.

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

- Примерные программы по учебным предметам « Математика 5-9 классы» 3-е издание переработанное под ред.О.С. Кузнецова — М.: Просвещение 2016 г.


- Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа выполняет две основные функции

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место учебного предмета

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, т.е. 70 часов за учебный год, по данной рабочей программе69 часов, уменьшение часов на прохождение учебного материала не влияет и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Сокращен 1 час повторения в конце учебногогода.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, графические, контрольные работы, геометрические диктанты, тесты) и устный опрос (собеседование).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета«Геометрия»

Личностные результаты:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию;

- ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

- в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты:

- умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на уроке; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;

- умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;

- умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;

- умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;

- умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;

- умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Предметные результаты:

Учащиеся должнызнать/уметь:

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат, идеи симметрии;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие формулы;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

3.Содержание учебного предмета

1. Начальные геометрические сведения (10 ч).

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигу­ры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свой­ства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащих­ся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Материал данной темы посвящен введению основных гео­метрических понятий. Введение основных свойств простей­ших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или из­вестных из курса математики IVI классов геометрических фактов. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

Основное внимание в учебном материале этой темы уде­ляется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит свое отражение в заданной системе упраж­нений.

Изучение данной темы должно также решать задачу введе­ния терминологии, развития навыков изображения планимет­рических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Решение задач данной темы следует использовать для постепенного формирования у учащихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.

2. Треугольники (17ч).

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпен­дикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треуголь­ника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки.

При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у учащихся умения доказывать равенство тре­угольников, т. е. выделять равенство трех соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядно­сти, решению задач по готовым чертежам.

3. Параллельные прямые (13 ч).

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельныхпрямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — дать систематические сведения о параллельности прямых; ввести аксиому параллельных пря­мых.

Знания признаков параллельности прямых, свойств углов припараллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырехугольников, подобия треугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделить значительное внимание фор­мированию умений доказывать параллельность прямых с исполь­зованием соответствующих признаков, находить равные утлы при параллельных прямых и секущей.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18ч).

Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на пост­роение.

Основная цель — расширить знания учащихся о тре­угольниках.

В данной теме рассматривается одна из важнейших тео­рем курса — теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позво­ляет получить важные следствия — свойство внешнего угла треугольника, некоторые свойства и признаки прямоуголь­ных треугольников.

При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у учащихся формируется представление о парал­лельных прямых как равноотстоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, все время на­ходится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.

При решении задач на построение в VII классе рекомендует­ся ограничиваться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно про­водить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

5. Повторение. Решение задач (11ч).

4. Календарно-тематическое планирование учебного материала

по геометрии в 7 «А» классе

Учебно-методический комплект «Геометрия, 7–9», авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кодомцев и др.:

Дидактические материалы для 7 класса, Б. Г. Зив;

Методические рекомендации к учебнику.

урока

Наименование темы урока

Сроки

Контроль


1 четверть –16ч.

Начальные геометрические сведения (10 часов)
Изучение программного материала дает возможность учащимся:

распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;


1

Введение в геометрию. Прямая и отрезок.

03.09


2

Луч и угол.

04.09

Тест

3

Сравнение отрезков и углов.

10.09


4

Измерение отрезков.

11.09


5

Измерение отрезков

17.09


6

Измерение углов. 

18..09


7

Перпендикулярные прямые.

24.09

Пр.р.

8

Перпендикулярные прямые.

25.09


9

Решение задач

01.10


10

Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения».

02.10

Зачет/К.р.

Треугольники (17 часов)
Изучение программного материала дает возможность учащимся:

решать большой круг задач на доказательство;

решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку

11

Треугольник.

08.10

09.10

15.10


12

Первый признак равенства треугольников


13

Решение задач на применение первого признака.


14

Перпендикуляр к прямой.

16.10

22.10

23.10


15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

Пр.р.

16

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.


2 четверть –16ч.

17

Второй и третий признак равенства треугольников.

05.11



18

Второй и третий признак равенства треугольников.

06.11



19

Второй и третий признак равенства треугольников.

12.11



20

Решение задач на применение второго признака равенства треугольников.

13.11



21

Задачи на построение циркулем и линейкой.

19.11


22

Задачи на построение циркулем и линейкой

20.11

Пр.р.

23

Задачи на построение циркулем и линейкой

26.11


24

Решение задач

27.11

Тест

25

Решение задач

03.12


26

Зачет по теме «Треугольники»

04.12

Зачет

27

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники».

10.12

К.р.

Параллельные прямые (13 часов)

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке параллельные прямые изображать их; решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства параллельных прямых.

28

Определение параллельных прямых.

11.12


29

Признаки параллельности двух прямых.

17.12


30

Признаки параллельности двух прямых.

18.12

Тест

31

Признаки параллельности двух прямых.

24.12


32

Об аксиомах геометрии.

25.12


3 четверть –20ч.

33

Аксиома параллельных прямых.

14.01


34

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

15.01


35

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

21.01


36

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

22.01

Тест

37

Решение задач

28.01


38

Решение задач

29.01


39

Зачет по теме «Параллельные прямые»

04.02

Зачет

40

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

05.02

К.р.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 часов)

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

41

Сумма углов треугольника.

11.02


42

Сумма углов треугольника

12.02


43

Остроугольный, прямоугольный, тупоугольный треугольники.

18.02


44

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника.

19.02

Диктант

45

Неравенство треугольника.

25.02


46

Контрольная работа № 4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

26.02

К.р.

47

Свойства прямоугольных треугольников.

03.03


48

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

04.03


49

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

10.03


50

Решение задач

11.03


51

Расстояние от точки до прямой.

17.03


52

Построение треугольника по трем элементам.

18.03


4 четверть –17ч.

53

Построение треугольника по трем элементам

31.03


54

Построение треугольника по трем элементам

01.04

Пр.р.

55

Решение задач

07.04


56

Решение задач

08.04


57

Зачет по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Прямоугольные треугольники».

14.04

Зачет

58

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники».

15.04

К.р.

Повторение (11 часов)


59

Треугольники

21.04


60

Треугольники

22.04

С.р.

61

Треугольники

28.04


62

Параллельные прямые

29.04

Тест

63

Параллельные прямые

06.05


64

Параллельные прямые

12.05


65

Промежуточная аттестация по итогам года

13.05

К.р.

66

Задачи на построение

19.05


67


Решение задач по всему курсу

20.05


68

Решение задач по всему курсу

26.05


69

Решение задач по всему курсу

27.05


По программе 35 недель *2ч = 70ч. Праздничный день – 05.05. Итого за год: 69ч.

I четверть

16

II четверть

16

III четверть

20

IV четверть

17

итого

Покаленд срокам

2019 – 2020уч.г.69ч.













График контрольных работ по геометрии

в 7 «А» классе

Тема

Вид контроля

Дата проведения

план

«Начальные геометрические сведения»

Зачет/Контрольная работа

02.10

«Треугольник»

Тест

27.11

Зачет

04.12

Контрольная работа

10.12

«Параллельные прямые»

Тест

22.01

Зачет

04.02

Контрольная работа

05.02

«Соотношение между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа

26.02

«Прямоугольные треугольники»

Зачет

14.04

Контрольная работа

15.04

Итоговая контрольная работа

13.05

Итого: за год:

К.р. – 6

Зачеты – 3

Пр.р. – 4

Тест - 5















ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование:

В.Ф. Бутусов Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других 7-9 классы. М. Просвещение. 2016 г.

Учебник: Геометрия: учебник для 7-9 классов./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.В. Кадомцев и др- М. Просвещение, 20016-2019 г.г

Изучение геометрии в 7-9 классах: книга для учителя./ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов, С.В. Кадомцев и др.- М. Просвещение, 2016г.г.

Б.Г. Зив, В.М. Дидактические материалы. Геометрия 7 класс. М. Просвещение, 2013г.г.

Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др.- М. Просвещение, 2016г.г.

Н.Ф. Гаврилова КИМ Геометрия 7 класс М: ВАКО 2016г.

Перечень электронных информационных источников

Электронные учебные пособия

«Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.

Интернет ресурсы

http://mathem.by.ru/index.html - Математика online

http://comp-science.narod.ru/

http://matematika.agava.ru/

http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000191

http://www.samara.fio.ru/resourse/teachelp.shtml#mate 

http://refportal.ru/mathemaics/ Рефераты по математике

http://www.otbet.ru/ Делаем уроки вместе!



Перечень материально-технического обеспечения.

Информационно-коммуникативные средства: презентации по различным темам.

Наглядные пособия:

Портреты великих ученых-математиков (в электронном и бумажном варианте)

Демонстрационные таблицы (в электронном варианте)



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник, циркуль.

Технические средства обучения:

Компьютер.

Проектор.

Интерактивная доска.





















15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.