Рабочая программа по геометрии (8 класс, УМК Л. С. Атанасяна)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТУРИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
"Принята " « Утверждаю»
педагогическим советом школы Директор МБОУ Туриловская СОШ
протокол от 30.08.2019 г. № 1 _____________/Овчаренко И.П./
председатель педагогического совета Приказ от 30.08.2019 г. № 81
_______________/Овчаренко И.П./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
основное общее образование ( 8 класс )
количество часов – 70
учитель – Рыбалкина Ольга Николаевна
2019-2020 учебный год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основании следующих документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Программы:
Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ Туриловская СОШ на 2019-2020 учебный год (приказ от 30.08.2019 №81).
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября2015 года N 81, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 8).
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- - приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);
- приказ Минобрнауки России от 28.12.2018 № 345 « О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Учебный план МБОУ Туриловская СОШ на 2019-2020 учебный год. (Утвержден приказом по МБОУ Туриловская СОШ от 11.06.2019 г. № 67);
- Устав МБОУ Туриловская СОШ.
Данная рабочая программа реализуется с помощью учебника «Геометрия 7-9»: учебник для общеобразовательных организаций/Л.С.Атанасян, И.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др./.-М.:Просвещение, 2016 г.
Для обучения в 7-11 классах выбрана содержательная линия Л.С.Атанасяна, рассчитанная на 5 лет. В восьмом классе реализуется второй год обучения.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
Задачи:
Подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе.
Отработать сведения о четырёхугольниках.
Сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки и прямой.
Сформировать понятие площади многоугольника.
Развить умение вычислять площади фигур.
Сформировать понятие подобных треугольников.
Выработать умение применять признаки подобия в процессе доказательства теорем и решении задач.
Сформировать навыки решения прямоугольных треугольников.
Расширить сведения об окружности.
Особенностью курса является то, что он является продолжением курса планиметрии 7 класса.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения геометрии в 8 классе основной школы из расчета 2 часа в неделю. Фактически будет проведено 69 часов – 1 час приходится на праздничный день ( 1 мая) . Программа будет выполнена за счет уплотнения материала на 1 часа по теме: «Повторение по теме: «Площадь», на 1 час по теме: «Повторение по теме: «Подобные треугольники», на 1 час по теме: «Повторение по теме: «Окружность».
Промежуточная аттестация проводится в форме самостоятельных и контрольных работ.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно-полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целец, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действий на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение , умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символичексие средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникативных технологий ( ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую доля решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом ( анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
4.Содержание курса
Четырехугольники ( 14 ч)
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения и четырехугольниках и их свойствах; сформировать представления и фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
Площадь ( 14 ч)
Понятие пощади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма., треугольника , трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель - сформировать у учащихся понятие площади многоугольника, развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства и формулы, применять теорему Пифагора.
Подобные треугольники ( 18 ч )
Понятие подобных треугольников. Признаки подобия
4.Окружность (17 ч)
Касательная к окружности и ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательных точки треугольника. Вписанная и описанная окружности,
Основная цель – дать учащимся систематизированные сведения об окружности и ее свойства, вписанной и описанной окружностях.
5.Итоговое повторение (6 ч)
5.Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
Четырехугольники |
14 |
2. |
Площадь |
14 |
3 |
Подобные треугольники |
18 |
4. |
Окружность
|
17 |
5. |
Итоговое повторение |
6 |
|
Всего: |
69 |
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока |
Гл.V. Четырехугольники ( 14 ч ) |
||
1 |
4.09.
|
Многоугольник. Выпуклый многоугольник |
2 |
6.09.
|
Четырехугольник |
3 |
11.09.
|
Параллелограмм |
4 |
13.09. |
Признаки параллелограмма
|
5 |
18.09. |
Признаки параллелограмма
|
6 |
20.09. |
Признаки параллелограмма
|
7 |
25.09. |
Трапеция |
8 |
27.09. |
Трапеция |
9 |
2.10.
|
Прямоугольник |
10 |
4.10.
|
Ромб и квадрат |
11 |
9.10. |
Ромб и квадрат |
12 |
11.10. |
Осевая и центральная симметрии |
13 |
16.10.
|
Решение задач по теме: «Многоугольники» |
14 |
18.10.
|
Контрольная работа №1 по теме: «Четырехугольники» |
Гл. V.Площадь ( 14 ч ) |
||
15 |
23.10.
|
Понятие площади многоугольника |
16 |
25.10. |
Площадь прямоугольника
|
17 |
30.10
|
Площадь параллелограмма |
18 |
1.11. |
Площадь параллелограмма
|
19 |
13.11.
|
Площадь треугольника |
20 |
15.11. |
Площадь треугольника |
21 |
20.11.
|
Площадь трапеции |
22 |
22.11. |
Площадь трапеции |
23 |
27.11.
|
Теорема Пифагора |
24 |
29.11. |
Теорема Пифагора
|
25 |
4.12. |
Теорема Пифагора
|
26 |
6.12.
|
Решение задач по теме: «Площадь» |
27 |
11.12. |
Решение задач по теме: «Площадь»
|
28 |
13.12. |
Контрольная работа №2 по теме: «Площадь»
|
Гл.VI. Подобные треугольники ( 18 ч ) |
||
29 |
18.12.
|
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников |
30 |
20.12. |
Определение подобных треугольников
|
31 |
25.12.
|
Первый признак подобия треугольников |
32 |
27.12.
|
Первый признак подобия треугольников |
33 |
15.01.
|
Второй признак подобия треугольников |
34 |
17.01.
|
Второй признак подобия треугольников |
35 |
22.01 |
Третий признак подобия треугольников |
36 |
24.01. |
Контрольная работа №3 по теме: «Подобные треугольники»
|
37 |
29.01.
|
Средняя линия треугольника |
38 |
31.02.
|
Средняя линия треугольника |
39 |
5.02.
|
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
40 |
7.02. |
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике |
41 |
12.02. |
Практические приложения подобия треугольников |
42 |
14.02. |
Практические приложения подобия треугольников |
43 |
19.02. |
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника |
44 |
21.02.
|
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 |
45 |
26.02. |
Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 |
46 |
28.02. |
Контрольная работа №4 по теме: «Применение подобия треугольников к доказательству теорем и решению задач» |
Гл.VII. Окружность (17 ч ) |
||
47 |
4.03 |
Взаимное расположение прямой и окружности |
48 |
6.03.
|
Касательная к окружности |
49 |
11.03. |
Касательная к окружности |
50 |
13.03. |
Градусная мера дуги окружности. Центральный угол |
51 |
18.03.
|
Градусная мера дуги окружности |
52 |
20.03. |
Теорема о вписанном угле
|
53 |
1.04. |
Теорема о вписанном угле |
54 |
3.04. |
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы» |
55 |
8.04. |
Решение задач по теме: «Центральные и вписанные углы»
|
56 |
10.04. |
Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку
|
57 |
15.04. |
Теорема о пересечении высот треугольника
|
58 |
17.04. |
Вписанная окружность
|
59 |
22.04. |
Вписанная окружность
|
60 |
24.04. |
Описанная окружность
|
61 |
29.04. |
Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружности»
|
62 |
6.05. |
Решение задач по теме: «Вписанная и описанная окружности»
|
63 |
8.05. |
Контрольная работа №5 по теме: «Окружность»
|
Итоговое повторение ( 6 ч) |
||
64 |
13.05.
|
Повторение по теме: «Четырехугольники» |
65 |
15.05. |
Повторение по теме: «Площадь»
|
66 |
20.05. |
Повторение по теме: «Площадь»
|
67 |
22.05. |
Повторение по теме: «Подобные треугольники»
|
68 |
27.05. |
Итоговая контрольная работа
|
69 |
29.05. |
Повторение по теме: «Окружность»
|
Приложение 2
Система оценивания
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная самостоятельная работа, письменная контрольная работа, устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков, усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
• допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
• допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Согласовано:
заместитель директора
по учебной работе
МБОУ Туриловская СОШ
__________/Чех Г.Н./
30 августа 2019 г.