Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Селезениха
Кирово-Чепецкого района Кировской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ СОШ с. Селезениха __________ Л.В.Самойленко _____августа 2017 года |
Рабочая программа
по геометрии
предметная область «Математика и информатика»
7 класс
|
|
\
Селезениха 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Геометрия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010г. №1897) с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования Министерства образования и науки РФ, примерных программ по учебным предметам и авторской программы (Т.А. Бурмистрова .Геометрия .Сборник рабочих программ 7-9 классы).
2. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ СОШ с.Селезениха на изучение предмета «Геометрия » в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
3. Содержание учебного предмета
Название темы |
Кол-во часов |
Основное содержание |
Темы проектов |
Начальные геометрические сведения |
11 |
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и ее свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и ее свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Теоремы и доказательства. Аксиомы. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса утла и ее свойства. |
Геометрия – основа мира. Равенство в нашей жизни |
Треугольники |
18 |
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: треугольника по трем сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярной прямой; деление отрезка пополам. |
Виды задач на построение. |
Параллельные прямые |
12 |
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых .Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых. |
Пятый постулат Эвклида. |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
20 |
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. |
|
Повторение. Решение задач |
11 |
||
Итого |
68 |
4. Тематическое планирование
Темы |
Кол-во часов |
Основные виды деятельности |
Начальные геометрические сведения |
11 |
Демонстрируют т знания, каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; определения простейших геометрических фигур, их равенства; определения и свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; единицы измерения отрезков и углов. Распознают геометрические фигуры, различают их взаимное расположение; изображают геометрические фигуры; выполняют чертежи по условию задач; применяют измерительные инструменты; решают задачи на применение свойств отрезков и углов |
Треугольники |
18 |
Демонстрируют знания определения треугольников, окружности, круга, их элементов; определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника; свойства равнобедренного треугольника; признаки равенства треугольников и их доказательства; существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; основные задачи на построение. Решают геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними: с применением признаков равенства треугольников, свойств равнобедренного треугольника; решают основные задачи на построение. |
Параллельные прямые |
12 |
Демонстрируют знания определения параллельных прямых; признаки параллельности двух прямых; аксиому параллельных прямых; теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; понятия условия и заключения, прямой и обратной теоремы; представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Решают геометрические задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых; строят параллельные прямые. |
Соотношение между сторонами и углами треугольника |
20 |
Демонстрируют знания определения внешнего угла, прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников; теоремы о сумме углов и соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решают геометрические задачи с применением суммы углов и соотношений между сторонами и углами треугольника. Демонстрируют знания определения расстояний от точки до прямой, между двумя прямыми; свойства и признаки прямоугольных треугольников. Решают задачи на применение свойств и признаков прямоугольных треугольников; определяют на практике расстояния от точки до прямой и между параллельными прямыми; решают задачи на построение треугольников. |
Повторение |
11 |
Демонстрируют знания определения простейших геометрических фигур, их равенства; определения и свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; единицы измерения отрезков и углов. Распознают геометрические фигуры, различают их взаимное расположение; изображают геометрические фигуры; выполняют чертежи по условию задач; применяют измерительные инструменты; решают задачи на применение свойств отрезков и углов. Демонстрируют знания определения расстояний от точки до прямой, между двумя прямыми; свойства и признаки прямоугольных и равнобедренных треугольников. Решают задачи на применение свойств и признаков прямоугольных и равнобедренных треугольников Демонстрируют знания определения параллельных прямых; признаки параллельности двух прямых; аксиому параллельных прямых; теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; понятия условия и заключения, прямой и обратной теоремы; представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии. Решают геометрические задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых; строят параллельные прямые. Демонстрируют знания определения внешнего угла, прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников; теоремы о сумме углов и соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решают геометрические задачи с применением суммы углов и соотношений между сторонами и углами треугольника. |
Итого: |
68 |
5. Планируемые результаты изучения предмета
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
учащиеся научатся:
работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);
измерять длины отрезков, величины углов;
владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
пользоваться изученными геометрическими формулами;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Название раздела ,количество часы , тема. |
Результаты |
|
План |
Факт |
НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ– 11 ЧАСОВ |
||
1 |
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая, отрезок. |
Личностные:-формировать первоначальное представление о геометрии как древнейшей математической науки, об этапах ее развития. О ее значимости в развитии цивилизации; -формировать культуры работы с графической информацией; - формировать навыка изображения фигур, работы по алгоритму; Метапредметные: - сформировать первоначальные представления о геометрических фигурах; - приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире; - осуществлять контроль правильности своих действий; формировать навыки применения полученных знаний в быту, например, вычислять периметр объектов в форме треугольника и многоугольника при решении бытовых задач; - формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения. Предметные: - владеть понятиями, связанными с начальными геометрическими сведениями; -распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире геометрические фигуры; - различать их взаимное расположение; - изображать правильно геометрические фигуры; - распознавать равные геометрические фигуры; -пользоваться различными единицами измерения и инструментами для измерения. Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы. |
||
2 |
Луч и угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Величина угла. Градусная мера угла. Измерение углов. |
|||
3 |
Сравнение отрезков и углов. Равенство фигур. Равенство отрезков и углов. Середина отрезка. Биссектриса угла |
|||
4 |
Измерение отрезков. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Сравнение отрезков |
|||
5 |
Решение задач по теме «Измерение отрезков» |
|||
6 |
Измерение углов. Градус. Градусная мера углов. Измерение углов на местности. |
|||
7 |
Вертикальные и смежные углы. Свойство вертикальных и смежных углов. Доказательства |
|||
8 |
Вертикальные и смежные углы. Свойство вертикальных и смежных углов. Доказательства |
|||
9 |
Перпендикулярность прямых. |
|||
10 |
Перпендикулярность прямых. Решение задач |
|||
11 |
Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения». |
|||
ТРЕУГОЛЬНИКИ. РАВЕНСТВО ТРЕУГОЛЬНИКОВ – 18 ЧАСОВ |
||||
12 |
Треугольник. Элементы треугольника. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Анализ контрольной работы |
Личностные: - формировать навыка изображения фигур, работы по алгоритму; - формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек; - формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; Метапредметные: - формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения; - формировать навыки выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить условие задач с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель; - анализировать условие геометрической задачи и выделять необходимую для решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде. Предметные: -распознавать виды треугольника по его элементам; -различать аксиомы, теоремы и следствия; -доказывать теоремы; -решать задачи на применение признаком равенства треугольников; -решать задачи на доказательства, опираясь на изученные свойства фигур отношений между ними, применяя методы доказательств; -овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки; -анализировать построение. Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы. |
||
13 |
Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. |
|||
14 |
Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников. |
|||
15 |
Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. |
|||
16 |
Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Решение задач |
|||
17 |
Высота, медианы, биссектриса треугольника. |
|||
18 |
Высота, медианы, биссектриса треугольника. Решение задач. |
|||
19 |
Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. |
|||
20 |
Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Решение задач |
|||
21 |
Признаки равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников. |
|||
22 |
Признаки равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников. Решение задач |
|||
23 |
Третий признак равенства треугольников. |
|||
24 |
Третий признак равенства треугольников. Решение задач |
|||
25 |
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда, сегмент. Сектор. Длина окружности, число π,длина дуги. |
|||
26 |
Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, деление отрезка на п равных частей, построение треугольника по трем сторонам. |
|||
27 |
Основные задачи на построение: построение перпендикуляра к прямой |
|||
28 |
Основные задачи на построение: построение биссектрисы. |
|||
29 |
Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники». |
|||
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ – 12 ЧАСОВ. |
||||
30 |
Параллельные прямые и пересекающиеся прямые. Параллельные отрезки. Перпендикулярность прямых. |
Личностные: - формировать креативность мышления, находчивость, инициативность при решении геометрических задач; - формировать внимательность и исполнительскую дисциплину; осуществлять самоконтроль результатов собственной деятельности; - формировать способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждении; Метапредметные: - анализировать условие геометрической задачи и выделять необходимую для решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; - группировать геометрические объекты по определенным признакам; осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики; -уметь выполнять действия по алгоритму; -выявлять и использовать аналогии; -сопоставлять свою работу с образцами. Предметные: -находить накрест лежащие, односторонние и соответственные углы при пересечении двух прямых секущей; - формулировать и доказывать свойства и признаки параллельных прямых; - практическому способу построения параллельных прямых и применять их на практике; - решать задачи на применение признаков и свойств параллельности двух прямых; - формулировать аксиомы параллельных прямых и их следствия, а также решать задачи. Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы. |
||
31 |
Признаки параллельности двух прямых. |
|||
32 |
Признаки параллельности двух прямых. |
|||
33 |
Практические способы построения параллельных прямых |
|||
34 |
Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых» |
|||
35 |
Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история. Аксиомы параллельных прямых. |
|||
36 |
Прямая и обратная теоремы. Обратные теоремы к признакам параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Следствие. |
|||
37 |
Свойства параллельных прямых. |
|||
38 |
Решение задач |
|||
39 |
Решение задач |
|||
40 |
Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые» |
|||
41 |
Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые» |
|||
СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА – 20 ЧАСОВ. |
||||
42 |
Сумма углов треугольника. Следствия. |
Личностные: формировать внимательность и исполнительскую дисциплину; осуществлять самоконтроль результатов собственной деятельности; - формировать способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждении; -воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; -доброжелательное отношение к окружающим; -развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. Метапредметные: – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы; – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; – совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов; -структурировать знания. Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки); -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в чертежах и устной форме. Предметные - в совершенстве распознавать виды треугольников по его элементам; - формулировать и доказывать о сумме углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенства треугольника, свойства прямоугольных треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников; - решать задачи на доказательство и вычисления по выше перечисленным темам; - распознавать и изображать на чертежах и рисунках виды треугольников; - решать задачи на нахождения расстояния от точки до прямой и расстояния между двумя параллельными прямыми; - способам построения треугольников по трем элементам; - решать задачи на построения треугольников по трем элементам; - пользоваться геометрическим языком для описания построений. |
||
43 |
Сумма углов треугольника. Следствия. |
|||
44 |
Сумма углов треугольника. Следствия. |
|||
45 |
Внешние углы треугольника. Свойство внешнего угла треугольника. |
|||
46 |
Внешние углы треугольника. Свойство внешнего угла треугольника. |
|||
47 |
Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. |
|||
48 |
Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Доказательство от противного. |
|||
49 |
Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Доказательство от противного. |
|||
50 |
Неравенство треугольника. |
|||
51 |
Неравенство треугольника. |
|||
52 |
Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников. |
|||
53 |
Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников. |
|||
54 |
Признаки равенства прямоугольных треугольников |
|||
55 |
Решение задач |
|||
56 |
Решение задач |
|||
57 |
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми |
|||
58 |
Построение треугольника по трем элементам. |
|||
59 |
Построение треугольника по трем элементам. |
|||
60 |
Решение задач по теме: «Свойства прямоугольного треугольника и внешнего угла треугольника». |
|||
61 |
Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника». |
|||
ПОВТОРЕНИЕ – 7 ЧАСОВ |
||||
62 |
Измерение отрезков и углов. Сравнение отрезков и углов. |
Решать геометрические задачи на доказательство и вычисления; Углубить и развить представления о фигурах на плоскости и пространственных геометрических фигурах Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы. |
||
63 |
Признаки равенства треугольников |
|||
64 |
Признаки равенства треугольников |
|||
65 |
Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника и его свойства |
|||
66 |
Внешний угол треугольника |
|||
67 |
Расстояние между параллельными прямыми |
|||
68 |
Основные задачи на построение |
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей физики, математики, изо, технологии Протокол № ___ от «__»_____ 2017г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Н.П.Благодатских «__» ___________ 2017г. |