12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Погонец Наталия Сергеевна62
Учитель математики с 1995 года
Россия, Кировская обл., Кирово-Чепецк
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Селезениха

Кирово-Чепецкого района Кировской области

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ СОШ с. Селезениха

__________ Л.В.Самойленко

_____августа 2017 года

 

Рабочая программа

по геометрии

предметная область «Математика и информатика»

7 класс

 
 
 
 
 

Составитель: учитель

Погонец Наталия Сергеевна

 

 

\

Селезениха 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Геометрия» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010г. №1897) с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования Министерства образования и науки РФ, примерных программ по учебным предметам и авторской программы (Т.А. Бурмистрова .Геометрия .Сборник рабочих программ 7-9 классы).

 

2. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ СОШ с.Селезениха на изучение предмета «Геометрия » в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

3. Содержание учебного предмета

Название темы

Кол-во

часов

Основное содержание

Темы проектов

Начальные геометрические сведения

11

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигу­ры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и ее свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и ее свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Теоремы и доказательства. Аксиомы.

Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса утла и ее свойства.

Геометрия – основа мира.

Равенство в нашей жизни

Треугольники

18

Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектри­сы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.

Основные задачи на построение с помощью циркуля и ли­нейки: треугольника по трем сторонам; угла, равного данному; биссектрисы угла; перпендикулярной прямой; деление от­резка пополам.

Виды задач на построение.

Параллельные прямые

12

Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых .Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Пятый постулат Эвклида.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

20

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника.

Признаки равенства прямоугольных треугольников. Рас­стояние от точки до прямой. Расстояние между параллельны­ми прямыми.

 

Повторение. Решение задач

11

   

Итого

68

   

4. Тематическое планирование

Темы

Кол-во

часов

Основные виды деятельности

Начальные геометрические сведения

11

Демонстрируют т знания, каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; определения простейших геометрических фигур, их равенства; определения и свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; единицы измерения отрезков и углов.

Распознают геометрические фигуры, различают их взаимное расположение; изображают геометрические фигуры; выполняют чертежи по условию задач; применяют измерительные инструменты; решают задачи на применение свойств отрезков и углов

Треугольники

18

Демонстрируют знания определения треугольников, окружности, круга, их элементов; определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника; свойства равнобедренного треугольника; признаки равенства треугольников и их доказательства; существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; основные задачи на построение.

Решают геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними: с применением признаков равенства треугольников, свойств равнобедренного треугольника; решают основные задачи на построение.

Параллельные прямые

12

Демонстрируют знания определения параллельных прямых; признаки параллельности двух прямых; аксиому параллельных прямых; теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; понятия условия и заключения, прямой и обратной теоремы; представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии.

Решают геометрические задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых; строят параллельные прямые.

Соотношение между сторонами и углами треугольника

20

Демонстрируют знания определения внешнего угла, прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников; теоремы о сумме углов и соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Решают геометрические задачи с применением суммы углов и соотношений между сторонами и углами треугольника.

Демонстрируют знания определения расстояний от точки до прямой, между двумя прямыми; свойства и признаки прямоугольных треугольников.

Решают задачи на применение свойств и признаков прямоугольных треугольников; определяют на практике расстояния от точки до прямой и между параллельными прямыми; решают задачи на построение треугольников.

Повторение

11

Демонстрируют знания определения простейших геометрических фигур, их равенства; определения и свойства смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; единицы измерения отрезков и углов.

Распознают геометрические фигуры, различают их взаимное расположение; изображают геометрические фигуры; выполняют чертежи по условию задач; применяют измерительные инструменты; решают задачи на применение свойств отрезков и углов.

Демонстрируют знания определения расстояний от точки до прямой, между двумя прямыми; свойства и признаки прямоугольных и равнобедренных треугольников.

Решают задачи на применение свойств и признаков прямоугольных и равнобедренных треугольников

Демонстрируют знания определения параллельных прямых; признаки параллельности двух прямых; аксиому параллельных прямых; теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей; понятия условия и заключения, прямой и обратной теоремы; представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии.

Решают геометрические задачи с применением признаков и свойств параллельных прямых; строят параллельные прямые.

Демонстрируют знания определения внешнего угла, прямоугольного, остроугольного и тупоугольного треугольников; теоремы о сумме углов и соотношениях между сторонами и углами треугольника.

Решают геометрические задачи с применением суммы углов и соотношений между сторонами и углами треугольника.

Итого:

68

 

5. Планируемые результаты изучения предмета

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

ответственное отношение к учению;

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

формирование способности к эмоциональному восприятию математических объ­ектов, задач, решений, рассуждений;

умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказы­вания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.

Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

формулировать и удерживать учебную задачу;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре­ализации;

планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

составлять план и последовательность действий;

осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной зада­чи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнару­жения отклонений и отличий от эталона;

учащиеся получат возможность научиться:

определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять ка­чество и уровень усвоения;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физи­ческих препятствий;

познавательные

учащиеся научатся:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать общие приёмы решения задач;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

осуществлять смысловое чтение;

создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, моде­ли и схемы для решения задач;

самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соот­ветствии с предложенным алгоритмом;

понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, черте­жи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

находить в различных источниках информацию, необходимую для решения ма­тематических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в усло­виях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач ис­следовательского характера;

выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

учащиеся научатся:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: нахо­дить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

учащиеся научатся:

работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, при­меняя математическую терминологию и символику, использовать различные языки ма­тематики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);

измерять длины отрезков, величины углов;

владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

пользоваться изученными геометрическими формулами;

пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахож­дения информации;

учащиеся получат возможность научиться:

выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для реше­ния геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из раз­личных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному примене­нию известных алгоритмов.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название раздела ,количество часы , тема.

Результаты

План

Факт

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ– 11 ЧАСОВ

1

   

Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии. Точка, прямая, отрезок.

Личностные:-формировать первоначальное представление о геометрии как древнейшей математической науки, об этапах ее развития. О ее значимости в развитии цивилизации;

-формировать культуры работы с графической информацией;

- формировать навыка изображения фигур, работы по алгоритму;

Метапредметные: - сформировать первоначальные представления о геометрических фигурах;

- приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире;

- осуществлять контроль правильности своих действий; формировать навыки применения полученных знаний в быту, например, вычислять периметр объектов в форме треугольника и многоугольника при решении бытовых задач;

- формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.

Предметные:

- владеть понятиями, связанными с начальными геометрическими сведениями;

-распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире геометрические фигуры;

- различать их взаимное расположение;

- изображать правильно геометрические фигуры;

- распознавать равные геометрические фигуры;

-пользоваться различными единицами измерения и инструментами для измерения.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

2

   

Луч и угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Величина угла. Градусная мера угла. Измерение углов.

3

   

Сравнение отрезков и углов. Равенство фигур. Равенство отрезков и углов. Середина отрезка. Биссектриса угла

4

   

Измерение отрезков. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Сравнение отрезков

5

   

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

6

   

Измерение углов. Градус. Градусная мера углов. Измерение углов на местности.

7

   

Вертикальные и смежные углы. Свойство вертикальных и смежных углов. Доказательства

8

   

Вертикальные и смежные углы. Свойство вертикальных и смежных углов. Доказательства

9

   

Перпендикулярность прямых.

10

   

Перпендикулярность прямых. Решение задач

11

   

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения».

ТРЕУГОЛЬНИКИ. РАВЕНСТВО ТРЕУГОЛЬНИКОВ – 18 ЧАСОВ

12

   

Треугольник. Элементы треугольника. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Анализ контрольной работы

Личностные: - формировать навыка изображения фигур, работы по алгоритму;

- формировать навыки сравнения, аналогии, выстраивания логических цепочек;

- формировать умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

Метапредметные: - формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

- формировать навыки выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; соотносить условие задач с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель;

- анализировать условие геометрической задачи и выделять необходимую для решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде.

Предметные:

-распознавать виды треугольника по его элементам;

-различать аксиомы, теоремы и следствия;

-доказывать теоремы;

-решать задачи на применение признаком равенства треугольников;

-решать задачи на доказательства, опираясь на изученные свойства фигур отношений между ними, применяя методы доказательств;

-овладеть традиционной схемой решения задач на построения с помощью циркуля и линейки;

-анализировать построение.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

13

   

Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников.

14

   

Признаки равенства треугольников. Первый признак равенства треугольников.

15

   

Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой.

16

   

Перпендикуляр и наклонная к прямой. Расстояние от точки до прямой. Решение задач

17

   

Высота, медианы, биссектриса треугольника.

18

   

Высота, медианы, биссектриса треугольника. Решение задач.

19

   

Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

20

   

Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Решение задач

21

   

Признаки равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников.

22

   

Признаки равенства треугольников. Второй признак равенства треугольников. Решение задач

23

   

Третий признак равенства треугольников.

24

   

Третий признак равенства треугольников. Решение задач

25

   

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда, сегмент. Сектор. Длина окружности, число π,длина дуги.

26

   

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, деление отрезка на п равных частей, построение треугольника по трем сторонам.

27

   

Основные задачи на построение: построение перпендикуляра к прямой

28

   

Основные задачи на построение: построение биссектрисы.

29

   

Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники».

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ – 12 ЧАСОВ.

30

   

Параллельные прямые и пересекающиеся прямые. Параллельные отрезки. Перпендикулярность прямых.

Личностные: - формировать креативность мышления, находчивость, инициативность при решении геометрических задач;

- формировать внимательность и исполнительскую дисциплину; осуществлять самоконтроль результатов собственной деятельности;

- формировать способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждении;

Метапредметные: - анализировать условие геометрической задачи и выделять необходимую для решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде;

- группировать геометрические объекты по определенным признакам; осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики;

-уметь выполнять действия по алгоритму;

-выявлять и использовать аналогии;

-сопоставлять свою работу с образцами.

Предметные:

-находить накрест лежащие, односторонние и соответственные углы при пересечении двух прямых секущей;

- формулировать и доказывать свойства и признаки параллельных прямых;

- практическому способу построения параллельных прямых и применять их на практике;

- решать задачи на применение признаков и свойств параллельности двух прямых;

- формулировать аксиомы параллельных прямых и их следствия, а также решать задачи.

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

31

   

Признаки параллельности двух прямых.

32

   

Признаки параллельности двух прямых.

33

   

Практические способы построения параллельных прямых

34

   

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

35

   

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Евклида и его история. Аксиомы параллельных прямых.

36

   

Прямая и обратная теоремы. Обратные теоремы к признакам параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Следствие.

37

   

Свойства параллельных прямых.

38

   

Решение задач

39

   

Решение задач

40

   

Подготовка к контрольной работе по теме «Параллельные прямые»

41

   

Контрольная работа № 3 по теме: «Параллельные прямые»

СУММА УГЛОВ ТРЕУГОЛЬНИКА. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА – 20 ЧАСОВ.

42

   

Сумма углов треугольника. Следствия.

Личностные: формировать внимательность и исполнительскую дисциплину; осуществлять самоконтроль результатов собственной деятельности;

- формировать способность к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений, рассуждении;

-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-доброжелательное отношение к окружающим;

-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Метапредметные: – составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

-структурировать знания. Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в чертежах и устной форме.

Предметные

- в совершенстве распознавать виды треугольников по его элементам;

- формулировать и доказывать о сумме углов треугольника, соотношения между сторонами и углами треугольника, неравенства треугольника, свойства прямоугольных треугольника, признаки равенства прямоугольных треугольников;

- решать задачи на доказательство и вычисления по выше перечисленным темам;

- распознавать и изображать на чертежах и рисунках виды треугольников;

- решать задачи на нахождения расстояния от точки до прямой и расстояния между двумя параллельными прямыми;

- способам построения треугольников по трем элементам;

- решать задачи на построения треугольников по трем элементам;

- пользоваться геометрическим языком для описания построений.

43

   

Сумма углов треугольника. Следствия.

44

   

Сумма углов треугольника. Следствия.

45

   

Внешние углы треугольника. Свойство внешнего угла треугольника.

46

   

Внешние углы треугольника. Свойство внешнего угла треугольника.

47

   

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники.

48

   

Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Доказательство от противного.

49

   

Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Доказательство от противного.

50

   

Неравенство треугольника.

51

   

Неравенство треугольника.

52

   

Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников.

53

   

Прямоугольные треугольники. Свойства прямоугольных треугольников.

54

   

Признаки равенства прямоугольных треугольников

55

   

Решение задач

56

   

Решение задач

57

   

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

58

   

Построение треугольника по трем элементам.

59

   

Построение треугольника по трем элементам.

60

   

Решение задач по теме: «Свойства прямоугольного треугольника и внешнего угла треугольника».

61

   

Контрольная работа № 4 по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника».

ПОВТОРЕНИЕ – 7 ЧАСОВ

62

   

Измерение отрезков и углов. Сравнение отрезков и углов.

Решать геометрические задачи на доказательство и вычисления;

Углубить и развить представления о фигурах на плоскости и пространственных геометрических фигурах

Уметь применять изученный материал при выполнении письменной работы.

63

   

Признаки равенства треугольников

64

   

Признаки равенства треугольников

65

   

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника и его свойства

66

   

Внешний угол треугольника

67

   

Расстояние между параллельными прямыми

68

   

Основные задачи на построение


 


 


 


 


 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей физики, математики, изо, технологии

Протокол № ___

от «__»_____ 2017г.

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Н.П.Благодатских

«__» ___________ 2017г.

 
 

 


 

Опубликовано в группе «В помощь учителю»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.