Рабочая программа по истории для 10 класса (базовый уровень) по УМК А.В. Торкунова
Рабочая программа по истории 10 класс (базовый уровень).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена на основе:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43);
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);
ФГОС СОО, утверждённый Приказом от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции от 29.06.2017 № 613);
приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"(в редакции от 010.06.2019);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 22.05.2019);
приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (в редакции от 05.08.2016);
приказ Министерства Просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (в редакции от 22.11.2019);
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая Историко-культурный стандарт http://rushistorv.org/proektv/kontseptsiya-novogo-uchebno metodicheskogo-kompleksa- po-otechestvennoi-istorii.html;
Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.Просвещение, 2009.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования: одобрена 28.06.2016 г. Протокол 2/16 от 28.06.2016 г. http://fgosreestr.ru
При разработке рабочей программы использованы:
Рабочая программа: М. Л. Несмелова Е. Г. Середнякова А. О. Сороко-Цюпа к учебнику О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы «История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» под ред. А. А. Искендерова; М, «Просвещение», 2020 г.
Рабочая программа А.А.Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина курса «История России»; М, «Просвещение», 2020г.
Методические материалы для изучения региональной истории в условиях реализации ФГОС и историко — культурного стандарта. История Сибири. История России через историю региона. Ф.С. Кузнецова, О.М. Хлытина, К.Е. Зверева. - Новосибирск.
Учебники и учебные пособия по курсу соответствуют федеральному перечню учебников: Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345; Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"
Учебники и учебные пособия:
История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. уровни. В 3 ч. / М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. — М.: Просвещение, 2020.
История. Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый и углубл. уровни/ О. С. Сороко-Цюпы, А. О. Сороко-Цюпы под ред. А. А. Искендерова; - М.: Просвещение, 2020
Региональная история. История Сибири. История России через историю регионов. Инновационный учебно — методический комплекс «История». Модуль 5.1. Учебное пособие для образовательных учреждений РФ. ООО «Интеграция: Образование и Наука». Москава 2015
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения.
Компьютер (с колонками).
Мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование.
Шкаф для хранения карт, таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Парты, стулья
Компьютерный стол.
Место истории в учебном плане
Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2012 гг. — («История России»).
Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории задана модель, при которой изучение истории России строится по линейной системе с 5 по 10 классы. Линейная структура исторического образования имеет завершение в 10 классе, изучением истории ХХ века. Однако, в связи с тем, что при изучении истории XX в. обучающиеся должны усвоить наибольшее количество дидактических единиц, что вызывает трудности при 2 часах в неделю, и именно при изучении данного периода особенно активно происходит формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире принято решение в 11 классе завершать и обобщать курс Всеобщей и Истории России с акцентом на события XXI в., подведение обобщающих итогов. Также принятие данного решения соответствует рекомендациям Министерства образования Новосибирской области «Об организации изучения общественно-научных предметов» от 27.08.2020 г. № 7941 – 07/25.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Учебный курс «История» в 10 классе включает в себя Историю России и Всеобщую историю XX века. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель в 10 классе (68 ч. в год. Планирование и преподавание курсов всеобщей истории и истории России осуществляется блоками, последовательно (один за другим). Национально-региональный компонент историко-обществоведческого образования представлен курсом «История Сибири» и интегрирован в курс истории России. Изучение содержательной линии Истории
Распределение часов
Класс | Всеобщая история | История России /включая региональный компонент | Итого |
10 класс | 28 | 40 | 68 |
Цели и задачи
Основными задачами реализации программы учебного предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Российского исторического общества базовыми принципами школьного исторического образования являются:
идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.
познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Планируемые результаты
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
представлять культурное наследие России и других стран;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе;
устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;
характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;
приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
применять полученные знания при анализе современной политики России;
владеть элементами проектной деятельности.
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• складывание российской идентичности, способности к её осознанию в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его защите;
• формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн);
• формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
• воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи;
• искать и находить обобщённые способы решения задач;
• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
• развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией.
Предметные результаты изучения истории подразумевают, что обучающиеся на базовом уровне научатся:
• рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; • представлять культурное наследие России и других стран;
• работать с историческими документами;
• сравнивать различные исторические документы, давать их общую характеристику;
• критически анализировать информацию из различных источников;
• соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
• использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
• использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
• составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернетресурсов;
• работать с хронологическими таблицами, картами и схемами, читать легенду исторической карты;
• владеть предусмотренной программой основной современной терминологией исторической науки;
• демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
• оценивать роль личности в отечественной истории ХХ в.;
• ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Содержание программы
10 класс
Всеобщая история.
Введение. Новейшая история как историческая эпоха.
Период завершения индустриального общества и начало формирования постиндустриального информационного общества. Модернизация. Проблема сочетания модернизации и сохранения традиций. Способы решения исторических задач. Движущие силы истории. Главные научные концепции исторического развития в Новейшее время1
Тема 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны.
Мир в начале ХХ в. — предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленно-технологическая революция как основа перемен. Индустриальное общество: главные векторы исторического развития, лидеры и догоняющие, особенности модернизации. Усиление регулирующей роли государства в экономике и социальный реформизм. Быт и образ жизни в индустриальную эпоху начала массового промышленного производства. Формирование единого мирового хозяйства. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными державами. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала. Демократизация политической жизни. Партии и главные линии политической борьбы. Основные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социализм. Либералы у власти. Эволюция социал- демократии в сторону социал-реформизма. Появление леворадикального крыла в социал-демократии. Подъём рабочего движения и создание профсоюзов. Анархизм. Рост националистических настроений. Суть «нового империализма». Завершение территориального раз- дела мира между главными колониальными державами в начале ХХ в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Антанту и Тройственный союз. Гаагские конвенции и декларации. Гонка вооружений. Локальные конфликты как предвестники «Великой войны». Июльский (1914) кризис, повод для начала Первой мировой войны и её причины. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. «Бег к морю». Сражение на Марне. Победа российской армии под Гумбинненом и поражение под Танненбергом. Наступление российских войск в Галиции. Война на море. Новые методы ведения войны. Борьба на истощение. Дипломатия в ходе войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций (Четверной союз и Антанта). Война в Месопотамии, Африке и Азии. Битва при Вердене. Сражение на Сомме. Геноцид в Османской империи. Брусиловский прорыв. Вступление в войну США. Великая российская революция 1917 г. и выход Советской России из войны. Сражение под Амьеном. Капитуляция государств Четверного союза. Человек и общество в условиях войны. Итоги войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений. Политические и морально-психологические последствия войны.
Раздел 2. Межвоенный период (1918-1939)
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. «Восстание масс» — вовлечение широких масс в политику и общественную жизнь. Изменения в расстановке политических сил. Рост влияния социал-демократов, вставших на путь реформ. Образование представителями леворадикального крыла в социал-демократии коммунистических партий. Создание Коммунистического Интернационала (Коминтерна) в 1919 г. и его роль в мировой политике. Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. Международная роль Великой российской революции 1917 г. Революция в Германии 1918—1919 гг. Австрийская революция. Венгерская революция. Венгерская советская республика 1919 г. Образование Чехословакии и Югославии. Распад Российской империи. Антиколониальные выступления в Азии и Северной Африке. Революция в Турции 1918—1923 гг. и кемализм. Парижская мирная конференция 1919 г.: надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В. Вильсона как проект послевоенного мирного урегулирования. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и её противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Неустойчивость новой системы международных отношений. Развитие международных отношений в 1920-е гг. Генуэзская конференция 1922 г. Советско-германское соглашение в Рапалло 1922 г. Начало признания Советской России. Планы Дауэса и Юнга. Эра пацифизма в 1920-е гг. Формирование новых военно-политических блоков — Малая Антанта, Балканская и Балтийская Антанты. Локарнские договоры 1925 г. Пакт Бриана — Келлога 1928 г. об отказе от войны. Противоречия послевоенной стабилизации. Экономический бум (эра «просперити»), торжество консерватизма и охранительная реакция на «красную угрозу» в США. Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединённые Штаты. Эпоха зрелого индустриального общества. Кумиры и символы 1920-х гг. Контрасты богатства и бедности. Политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе Коалиционные правительства в Великобритании, участие лейборист- ской (рабочей) партии в управлении страной. Всеобщая забастовка рабочих в Великобритании в 1926 г. «Национальный блок» и «Картель левых» во Франции. Кризис Веймарской республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г., восстание коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский «Пивной путч» в Мюнхене 1923 г. Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Человек и общество в условиях Великой депрессии. Социально-политические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально- демократическая модель — обеспечение прав граждан, социальные реформы и государственное регулирование. Кейнсианство как идеология и практика государственного регулирования экономики: массовому производству должно соответствовать массовое потребление (спрос). Тоталитарные и авторитарные режимы — свёртывание демократии, государственный контроль, использование насилия и внешняя экспансия. Типы политических режимов, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 1920—1930-е гг. Основные экономические и социальные реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта: закон о восстановлении промышленности, закон о регулировании сельского хозяйства, закон Вагнера о трудовых от- ношениях, закон о социальном страховании и др. Начало социально ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «Нового курса». Реакция американского общества на «Новый курс» и отношение к Ф. Д. Рузвельту как к государственному деятелю. Внешняя политика США в 1930-е гг. Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Великобритании. Политика социального маневрирования, формирования коалиционных правительств и поиска национального согласия в Великобритании в 1930-е гг. Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933—1939). Поджог Рейхстага и принятие чрезвычайного законодательства. Роспуск партий, профсоюзов, закон о единстве партии и государства 1933 г. «Ночь длинных ножей». «Хрустальная ночь». Нюренбергские законы. Роль нацистской партии и фашистского корпоративного государства в экономической, общественно- политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма как террористической тоталитарной нацистской диктатуры. Немецкое общество в эпоху Третьего рейха. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Политическая неустойчивость во Франции в годы мирового экономического кризиса в начале 1930-х гг. Фашистский путч 1934 г. Формирование единого антифашистского фронта. VII Конгресс Коминтерна о Едином фронте в борьбе с фашизмом. Победа на выборах коалиции «Народного фронта» (социалистов, коммунистов, либералов) во Франции в 1936 г. Политика «Народного фронта» в 1936—1939 гг.: запрет военизированных фашистских организаций и прогрессивное социальное законодательство. Снятие угрозы фашизма и обеспечение социальной стабильности. Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Победа «Народного фронта» в Испании в 1936 г. Мятеж Франко и начало Гражданской войны (1936—1939). Поддержка мятежников фашистской Италией и нацистской Германией. Социальные преобразования в Испании. Политика «невмешательства» западных держав. Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Сражения при Гвадалахаре и на Эбро. Поражение Испанской республики. Франкизм. Установление авторитарного режима Э. Дольфуса в Австрии в 1934 г. Австрофашизм. Конец эры пацифизма и крах Версальско-Вашингтонской системы. Односторонний пересмотр Версальского договора нацистской Германией в 1933—1936 гг. Агрессивные действия Германии, Италии и Японии. Несостоятельность Лиги Наций. Поли- тика «умиротворения» агрессоров со стороны ведущих стран Европы и нейтралитет США. Создание оси Берлин — Рим — Токио (1937). Мюнхенский сговор (1938) и присоединение Судетской области Чехословакии к Германии. Ликвидация независимости Чехословацкого государства. Провал идеи коллективной безопасности в Европе. Англо- франко-советские переговоры весной — летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939), секретные соглашения к ним и их последствия. Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Курс Японии на внешнюю экспансию (пять войн в течение полувека). Реформы и революции в Китае в первой половине ХХ в. Синьхайская революция 1911—1912 гг. Национальная революция 1925—1927 гг. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Реформы Чан Кайши — капиталистическая модернизация и восстановление роли конфуцианства. Гражданская война Чан Кайши с коммунистами в 1928—1937 гг. Советское движение и причины его поражения («Великий поход» коммунистов). Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг. Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.
Раздел 3 . Вторая мировая война.
Причины и характер Второй мировой войны. Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Вторжение гитлеровских войск в Польшу «Странная война» на Западном фронте. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой. Захват гитлеровской Германией Дании и Норвегии. Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война — составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт — главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии. Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл-Харбор 1 декабря 1941 г. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942 г. Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военные действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943 г. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г. Антигитлеровская коалиция. Атлантическая хартия. Ленд-лиз. Тегеранская конференция «Большой тройки» 2 ноября — 1 декабря 1943 г. Вопрос об открытии Второго фронта во Франции. Возвращение Китая в число великих держав. Каирская декларация. Роспуск Коминтерна. Нацистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Геноцид. Холокост. Концентрационные лагеря. Вывоз населения для принудительных работ. Насильственное переселение. Массовое уничтожение военнопленных и гражданских лиц. Движение Сопротивления. Освободительные армии в Греции и Югославии. Партизанская война в Югославии. Завершающий период Второй мировой войны. Фронтальное наступление Красной Армии в 1944 г. Операция «Багратион». Начало освобождения Европы. Открытие Второго фронта во Франции 6 июня 1944 г. Кризис нацистского режима, заговор и покушение на Гитлера 20 июля 1944 г. Выход из войны бывших союзников Германии — Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии. Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в январе — феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трёх держав 4—11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в апреле — мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945 г. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Берлинская (Потсдамская) конференция трёх держав 17 июля — 2 августа 1945 г. Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны. Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающий вклад СССР в победу.
История России.
Тема1. Россия в годы «великих потрясений».
Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военно-стратегические планы командования. Боевые действия на Австрогерманском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и развёрстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъёма к усталости от войны и отчаянию. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершённость и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политическиепартии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль—март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна—лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В. И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». Православная церковь. Всероссийский Поместный Собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В. И. Ленин как политический деятель. Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землёй. Отделение Церкви от государства и школы от Церкви. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование многовластия на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 — весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля. Положение населения на территориях, занятых антибольшевистскими силами. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика военного коммунизма. Продразвёрстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчётов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов — ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польскосоветская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и её значение. Эмиграция и формирование русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921 — 1922 г. «Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряжённости в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, чёрный рынок и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения. Наш край в годы революции и Гражданской войны. РК (здесь и далее - региональный компонент) Сибирь в годы «великих потрясений»: Установление советской власти на территории Сибири. ЦИК Советов Сибири. Председатели и новые органы власти на местах. Национализация промышленности и создание Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского совнархозов. Хлебные реквизиции. Крестьянские волнения. Гражданская война на территории Сибири. Мятеж белочехов, падение советской власти. Установление диктатуры Колчака. Массовое партизанское движение в Сибири.Мамонтов, Громов, Щетинкин – командиры партизанских отрядов. Восстания рабочих в городах. Расстрел Колчака. Восстановление советской власти. Последствия гражданской войны в Сибири.
Тема 2. Советский Союз в 1920—1940-е гг.
СССР в годы нэпа. 1921—1928 гг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921—1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от военного коммунизма и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразвёрстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922— 1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. — Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Международные отношения. Политика коренизации и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. В. И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И. В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодёжная политика. Социальные лифты. Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. РК Сибирь в годы нэпа. Город и деревня Сибири после разгрома белого движения. Демографическая ситуация. Сибревком. Продразверстка и продотряды. Петропавловско-Ишимское крестьянское восстание. Нэп и его последствия для сибиряков. Сибирский край с центром в Новосибирске (1925 – 1930 гг) «Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и её трагические последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР в 1932—1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой. Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение культа личности Сталина. Малые культы представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937—1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. Культурное пространство советского общества в 1920— 1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в Церкви. Положение нехристианских конфессий. Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избы-читальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и её особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды лётчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научно-инженерного труда. Учреждение звания Героя Советского Союза (1934) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования — к массовой средней школе. Установление жёсткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х гг. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся учёные и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к традиционным ценностям в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. Внешняя политика СССР в 1920—1930-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. «Военная тревога» 1927 г. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооружённые конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. РК. Новониколаевск – Новосибирск в годы первых пятилеток. Кузбасс – центр развития сибирской промышленности. Условия жизни и работы. Трудовой героизм сибиряков. Поездка Сталина в Сибирь и ее последствия для сибирских крестьян. Насильственная коллективизация в Сибири. Сибирский ГУЛАГ. Культурное пространство сибирского общества в 1920-1930 гг.
Тема 3. Великая Отечественная война.1941-1945гг.
Первый период войны (июнь 1941 — осень 1942 г.). Вторжение. План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и её сателлитов на территорию СССР. Брестская крепость. Массовый героизм воинов — представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И. В. Сталин — Верховный главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск. Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой—весной 1942 г. Неудача РжевскоВяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни. Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и медицинские эксперименты над заключёнными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развёртывание партизанского движения. Коренной перелом в ходе войны (осень 1942 — 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной—летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окружённых под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом— осенью 1943 г. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развёртывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943—1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всё для фронта, всё для победы!» Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд учёных. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в Фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» — призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, учёные в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема Второго фронта. Ленд-лиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия— Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны (1944 — сентябрь 1945 г.). Завершение освобождения территории СССР. Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество Советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после её окончания. Война и общество. Военно-экономическое превосходство СССР над Германией в 1944—1945 гг. Восстановление хозяйства в освобождённых районах. Начало советского «атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортации репрессированных народов. Взаимоотношения государства и Церкви. Поместный Собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войн. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы. РК. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны. Сибиряки на фронтах войны.
Тематическое планирование по курсу
История в 10 классе 68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности ученика |
Всеобщая история 28 часов | |||
1 | Ведение. История как наука. Проблема фальсификации и достоверности исторических знаний. Входной контроль. | 1 | Объяснять что такое предмет история, какую роль занимает в жизни общества |
Раздел 1 Мир накануне и в годы Первой мировой войны. 4 часа | |||
2 | Мир накануне Первой мировой войны. | 1 | Знать причины гонки вооружений и милитаризация; региональные конфликты накануне Первой мировой войны; причины Первой мировой войны. Определять причинно-следственные связи. Анализировать статистические данные, применив метод сравнительного анализа |
3 | «Новый империализм». Происхождение. Первой мировой войны. | 1 | Научится овладению элементарными представлениями о закономерностях развития индустриального общества применение понятийного аппарата |
4 | Первая мировая война 1914-1918гг. | 1 | Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Использовать карту как исторический источник. Комментировать результаты действий участников войны. Характеризовать взаимодействие союзников. Использовать карту как исторический источник Пояснять причины поражений в сражениях Первой Мировой войне |
5 | Первая мировая война 1914-1918гг. | 1 | |
Раздел 2 Межвоенный период (1918-1939). 17 часов | |||
6 | Последствия войны: революции и распад империй. | 1 | Знать, что представляла собой политическая карта Европы после образования новых независимых государств. Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности |
7 | Последствия войны: революции и распад империй. | 1 | |
8 | Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920 –е гг. | 1 | Знать основные принципы, которые лежали в основе новых послевоенных международных отношений и причины их непрочности. Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности. |
9 | Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920 –е гг. | 1 | |
10 | Страны Запада в 1920—е гг. США. Великобритания, Франция. Германия | 1 | Характеризовать модели послевоенного развития, выбранные странами Европы и США и результаты, к которым эти страны пришли в конце 1920 -х гг. Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности. |
11 | Страны Запада в 1920—е гг. США. Великобритания, Франция. Германия | 1 | |
12 | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. Великая депрессия. Пути выхода. | 1 | Знать, что кризис затронул все стороны жизни общества, и проанализировать возможные пути выхода из него Уметь изучать, систематизировать информацию из различных источников |
13 | Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. Великая депрессия. Пути выхода. | 1 | |
14 | Страны Запада в 1930 –е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство». | 1 | Научится формулировать и обосновывать выводы по политике «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта Уметь изучать, систематизировать информацию из различных источников |
15 | Страны Запада в 1930 –е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Великобритания: «национальное правительство». | 1 | |
16 | Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии. | 1 | Знать причины нарастания агрессии в мире; установления нацистской диктатуры в Германии. Подготовка Германии к войне. Объяснять роль Лиги Наций в Европе 30 -х годов |
17 | Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии. | 1 | |
18 | Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. | 1 | Давать оценку поражению Испанской республики |
19 | Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. | 1 | |
20 | Международные отношения в 1930 –е гг. Политика «умиротворения» агрессора. | 1 | Систематизировать материал в историческом источнике по определённой теме. Выявлять различия между историческими объектами. Раскрывать авторскую позицию в отношении изложенных в источнике фактов |
21 | Международные отношения в 1930 –е гг. Политика «умиротворения» агрессора. | 1 | |
22 | Восток в первой половине XX в. | 1 | Знать причины и события революции в Китае и Северный поход. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. Характеризовать национально - освободительное движение в Индии в 1919 –1939 гг. Индийский национальный конгресс и М. Ганди. |
Раздел 3 Вторая мировая война. 6 часов | |||
23 | Вторая мировая война 1939-1945 гг. | 1 | Используя карту, определять цели военных кампаний. На основе карты давать характеристику военной операции и проектировать её последствия. Определять причины исторических событий. Определять значение события Используя карту, определять цели военных кампаний. На основе карты давать характеристику военной операции и проектировать её последствия. Определять причины исторических событий. Определять значение события |
24 | Вторая мировая война 1939-1945 гг. | 1 | |
25 | Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. | 1 | Давать характеристику результатов выявлять последствия исторических событий. Знать итоги Второй мировой войны. |
26 | Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование. | 1 | |
27 | Контрольная работа по теме. «Мир между двумя мировыми войнами». | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по истории |
28 | Итоговое повторение. | 1 | Систематизировать материал главы. Раскрывать логическую взаимосвязь между явлениями и процессами. Выделять главные события и итоги |
История России 40 часов | |||
Тема 1. Россия в годы «великих потрясений». 10 часов | |||
29 | Россия и мир накануне Первой мировой войны. | 1 | Знать причины гонки вооружений и милитаризация; региональные конфликты накануне Первой мировой войны; причины Первой Определять причинно-следственные связи. Анализировать статистические данные, применив метод сравнительного анализа. |
30 | Российская империя в Первой мировой войне | 1 | Комментировать результаты действий участников войны. Характеризовать взаимодействие союзников. Использовать карту как исторический источник Пояснять причины поражений в сражениях Первой Мировой войне |
31 | Российская империя в Первой мировой войне | 1 | |
32 | Великая российская революция. Февраль 1917 г. | 1 | Актуализировать знания по отечественной истории с целью раскрытия причинно-следственных связей. Определять своё отношение к исторической личности, аргументировать свою позицию. Анализировать программные идеи политических партий. Группировать и систематизировать исторический материал. |
33 | Великая российская революция. Октябрь 1917 г | 1 | На основе систематизации исторического материала делать обобщения, выводы. Формулировать аргументы за и против выдвинутого суждения. Давать комментарии к различным оценкам исторических событий с опорой на дополнительные сведения. Приводить аргументы для обоснования своей позиции |
34 | Революционные события в Сибири и нашем крае. | 1 | Знать основные события из истории нашего края 1914-1920гг |
35 | Первые революционные преобразования большевиков. | 1 | Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события. На основе систематизации материала делать выводы. Давать оценку историческим личностям. Выражать собственное отношение к их деятельности |
36 | Первые революционные преобразования большевиков. | 1 | |
37 | Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Гражданская война. | 1 | Давать характеристику деятельности политической партии. Оценивать влияние различных факторов на становление экономики страны. Выявлять причины исторических событий, явлений. Высказывать суждения об уроках истории. Систематизировать информацию с помощью сведений карты. Сопоставлять источники информации. Систематизировать материал в историческом источнике по определённой теме. Выявлять различия между историческими объектами. Раскрывать авторскую позицию в отношении изложенных в источнике фактов. Осуществлять смысловой анализ текста источника. Раскрывать сущность явления. Выявлять последствия исторического события Раскрывать причины победы красных в Гражданской войне |
38 | Идеология и культура периода Гражданской войны. | 1 | Устанавливать связь между социально -политической и культурной жизнью общества. Характеризовать взаимоотношения между государством (властью) и социальными группами общества. |
Тема 2. Советский Союз в 1920-1940 гг. 13 часов | |||
39 | Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу. | 1 | Определять последствия исторических явлений, событий. Давать характеристику положения в стране на основе анализа карты . |
40 | Экономика НЭПа. | 1 | Сравнивать исторические объекты, представляя результат в виде таблицы. Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций в совместной деятельности |
41 | НЭП в нашем крае. | 1 | Определять причины исторического события. Определять собственное от - ношение к историческому событию Знать основные событие связанных с НЭПом в нашем крае. |
42 | Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах. | 1 | Систематизировать материал в историческом источнике по определённой теме. Выявлять различия между историческими объектами. Раскрывать авторскую позицию в отношении изложенных в источнике фактов. Выявлять предпосылки исторического события, явления. Сравнивать между собой содержащуюся в тексте информацию и делать выводы. |
43 | Характер национальной политики большевиков и ее оценка. | 1 | Раскрывать связь между политическим и социально - экономическим развитием страны. Давать характеристику историческим событиям, явлениям, выявлять их последствия. |
44 | Политическое развитие в 1920-е годы. | 1 | |
45 | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы. | 1 | Уметь систематизировать материал в виде таблиц и схем. Оценивать влияние разных факторов на внешнеполитическую деятельность государства. |
46 | Культурное пространство советского общества в 1920- е годы. | 1 | Характеризовать особенности культурной и научной жизни общества. Определять значение духовного и научного наследия |
47 | «Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация. | 1 | Характеризовать основные итоги исторического явления, процесса. Использовать данные карты при объяснении модернизации в промышленности. Выявлять необходимые единицы информации в тексте источника. Определять причины исторического явлении. Определять причины исторического события. Определять собственное от - ношение к историческому событию. Характеризовать основные итоги коллективизации. На основе анализа статистических данных объяснять исторические явления, процессы я |
48 | Годы сталинских реформ в нашем крае. | 1 | Определять причины исторического события. Определять собственное от - ношение к историческому событию. Характеризовать основные итоги коллективизации в нашем крае |
49 | Политическая система СССР в 1930-е гг. | 1 | Раскрывать признаки политической системы государства. Раскрывать основные положения Конституции 1936 г. Преобразовывать один вид текстовой информации в другой. Объяснять и применять понятие. |
50 | Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. | 1 | Объяснять поведение людей с точки зрения господствующих социальных норм. Раскрывать значение научных открытий. Определять собственное отношение к художественным произведениям, достижениям культуры |
51 | СССР и мировое сообщество в 1929-1939гг. | 1 | Определять причины исторических событий, явлений. Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на внешнюю политику государства |
Тема 3. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 17 часов. | |||
52 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 | Изучив материалы об экономическом развитии страны, обобщать содержащиеся в них сведения. Устанавливать причинно - следственные связи и зависимости между историческими объектами. Использовать карту для объяснения геополитического положения страны |
53 | СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 | |
54 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 | Используя карту, определять цели военных кампаний. На основе карты давать характеристику военной операции и проектировать её последствия. Определять причины исторических событий. Определять значение события |
55 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 | |
56 | Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.) | 1 | |
57 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 | Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторических событий. Давать оценочные суждения о действиях исторических личностей |
58 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 | |
59 | Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома | 1 | |
60 | Человек и война: единство фронта и тыла. | 1 | Оценивать поведение людей, их деятельность. Приводить примеры для подтверждения вывода. |
61 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) | 1 | Объяснять причины исторического события, явления. Давать оценку историческому событию. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Анализировать факты и делать выводы |
62 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) | 1 | |
63 | Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.) | 1 | |
64 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | 1 | Раскрывать роль Красной Армии во Второй мировой войне. Описывать с опорой на карту ход и итоги военных действий. Определять причины исторических событий, явлений. Давать оценку военным операциям, обосновывать своё суждение. |
65 | Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | 1 | |
66 | Наш край в годы войны. «Эвакуация промышленных предприятий в Новосибирск ,налаживание их работы». | 1 | Знать основные события из истории нашего края (1941 -1945 гг.) |
67 | Контрольная работа по курсу «История. Конец ХIХ — начало XXI в.». | 1 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по истории |
68 | Итоговое повторение. | 1 | Самостоятельно выполнять индивидуальную учебно - познавательную деятельность. Обосновывать своё мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах. |
1Курсивом выделены вопросы для самостоятельного изучения, обсуждения в классе.
16