Рабочая программа по логопедическому сопровождению обучающегося 3 класса с умеренной умственной отсталостью
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Чёрмозская коррекционная школа-интернат»
«Согласовано» зам. директора по УВР _________/ Питкина М.Г./ «___» _________ 20__г. | | Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №____________ «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по логопедическому сопровождению
обучающегося (обучение на дому) 3 класса
с умеренной умственной отсталостью
на 2022-2023 учебный год
учитель: Сиротина М.А.
2022 год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения ориентирована на обучающегося с умеренной умственной отсталостью Дмитрия У.. Программа разработана на основе «Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной умственной отсталостью». Обучение организовано индивидуально на дому.
Психолого-педагогическая характеристика учащегося.
Дима обучается по программе «Особый ребенок» (3 год обучения).
У мальчика диагностирована умеренная умственная отсталость.
Работоспособность низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью.
Обращенную речь, смысл заданий и вопросов понимает. В различные виды деятельности включается на не продолжительное время (1 – 2 минуты) при дополнительной стимуляции. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Не удерживает внимание при выполнении действий.
Мелкая моторика рук развита слабо. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. Самостоятельно не пишет (только «рука в руке»), обводит не соблюдая границы, раскрашивает не аккуратно (хаотично черкает на листе бумаги, без нажима на карандаш).
Динамика развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) незначительная. Познавательная активность проявляется очень слабо.
Эмоциональный фон неустойчивый. Проявляет интерес к конструктору, пазлы из 9 элементов (12 элементов вызывают затруднения, требуется помощь), книги (рассматривает иллюстрации).
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации у ребенка с тяжелой умственной отсталостью.
Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка.
Цель: формирование первичных произносительных умений.
Для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с Димой важными задачами являются:
развивать мелкую моторику;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей
учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
Методы обучения.
Программа ориентирована на формирование у ребенка с умеренной степенью недоразвития речи вербальных и невербальных средств общения. Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Кроме того, в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение.
Место коррекционного курса в учебном плане.
Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основная форма организации работы по программе - индивидуальное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не более 20 - 25 минут.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционных занятий выражается через:
- развитие слухового восприятия;
- развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;
- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;
- развитие функции голоса и дыхания;
- развитие чувства ритма;
- развитие импрессивной и экспрессивной речи;
- развитие органов артикуляционного аппарата;
- постановка дыхания, формирование правильного звукопроизношения.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционных занятий.
Осознание себя, своего «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире;
Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
Наличие интереса к практической деятельности.
Планируемые результаты сформированности БУД.
Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях в рамках учебного плана.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда:
фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
переключает взгляд с одного предмета на другой;
фиксирует взгляд на изображении, лице педагога.
Умение выполнять инструкции педагога:
Понимает жестовую инструкцию;
Выполняет стереотипную инструкцию
Использование по назначению учебных материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
Выполняет действия способом рука в руке;
Подражает действиям, выполняемым педагогом;
Последовательно выполняет отдельные операции по образцу педагога;
Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Коррекционная направленность | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Диагностика. Уточнение речевых возможностей. | 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». | Развитие подражательности. Выработка правильного речевого дыхания. | 1 | 5.09 | |
2 | Разучивание комплекса артикуляционных упражнений. Л/т «Школа». | Разучивание комплекса артикуляционных упражнений. Активация и обогащение словаря по теме «Школа». | Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк); Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка) | 1 | 12.09 | |
3 | Звук. Понятие о звуке. Л/т «Осень». | Дидактическая игра «Угадай, что звучит?», «Угадай по голосу», «Кто как голос подает». Выполнение артикуляционных упражнений. Обогащение словаря по лексическим темам. | Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк); Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка) | 1 | 19.09 | |
4 | Речь. Речевые и неречевые звуки. Л/т «Осенние признаки». | 1 | 26.09 | | ||
5 | Дифференциация понятий «звук – буква». Л/т «Огород» | Составление и чтение слогов ОМ-МО, АМ-МА, УМ-МУ. Работа с разрезной азбукой. Игра «У каждого звука – свой домик». | Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Уточнение артикуляции звуков А, У, М. | 1 | 3.10 | |
6 | Составление и чтение открытых и закрытых слогов АМ – МА, УМ-МУ. Л/т «Овощи» | 1 | 10.10 | | ||
7 | Дифференциация букв А, У, О, М, С, и звуков [а], [у], [о], [м], [с]. Л/т «Фрукты». | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристик изученных звуков [А], [У], [О], [М], [С]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в слогах, в словах. Зрительный диктант. | Развитие произносительных навыков. Развитие графо-моторных навыков. Развитие наглядно – образного мышления, памяти. Развитие фонематического слуха. | 1 | 17.10 | |
8 | Занимательная логопедия. Л/т «Осенний лес». | Закрепление пройденного материала. Активация и обогащение словаря по теме «Осенний лес». | Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Развитие графо-моторных навыков. Уточнение артикуляции изученных звуков. | 1 | 24.10 | |
9 | Заучивание чистоговорок со звуком «С». Л/т «Одежда» | Заучивание чистоговорок с изучаемым звуком. Артикуляция звука. Активация словаря по лексической теме «Одежда». | 1 | 7.11 | | |
10 | Составление и запись слогов, слов из изученных букв. | Составление и запись слогов, слов из изученных букв. Работа с разрезной азбукой. Списывание с печатного текста слоги и слова. | Развитие слухового внимания, памяти. Развитие графомоторных навыков. | 1 | 14.11 | |
11 | Звук и буква «Х». Определение позиции в слове. Л/т «Мебель». | Отработка артикуляционного уклада звука [х]. Обозначение звук [х] условно-графическим изображением в схеме слова. Определение позиции звука. Обводка по трафарету элементов буквы «Х». Обогащение словаря по теме «Мебель» | Развитие графо-моторных навыков. Уточнение артикуляции изученных звуков. | 1 | 21.11 | |
12 | Заучивание чистоговорок со звуком [ш]. Л/т «Посуда». | Заучивание чистоговорок с изучаемым звуком. Артикуляция звука. | Развитие понимания речи с использованием словаря по теме. | 1 | 28.11 | |
13 | Дифференциация букв А, У, О, М, С, Х, Ш и звуков [а], [у], [о], [м], [с], [х], [ш]. | Уточнение и сравнение артикуляции, характеристик изученных звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в слогах, в словах. Зрительный диктант (выкладывание букв, слогов в заданной последовательности). | Развитие зрительного внимания и памяти, фонематического восприятия, познавательных процессов, мыслительных операции. | 1 | 5.12 | |
14 | Составление и запись слогов, слов из изученных букв. | Составление и запись слогов, слов из изученных букв. Работа с разрезной азбукой. Списывание с печатного текста слоги и слова. | 1 | 12.12 | | |
15 | Определение первого и последнего звука в слоге, слове. Л/т «Зима» | Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки. Работа в тетради. Обогащение словаря по лексической теме «Зима». | Развитие наглядно- образного и логического мышления, внимания и памяти. | 1 | 19.12 | |
16 | Звук и буква «Л». Отработка артикуляционной позы звука [л]. Л/т «Новый год». | Отработка артикуляционного уклада звука [л], [л’]. Формировать навыка фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства. Обозначать звук [л] условно-графическим изображением в схеме слова. Дидактическая игра «Весёлые музыканты». Активация словаря по лексическим темам. | Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, артикуляционного праксиса (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка). Укрепление мимических мышц языка. | 1 | 26.12 | |
17 | Определение позиции звука [л] в словах. Л/т «Продукты». | 1 | 9.01 | | ||
18 | Составление слогов, слов из разрезной азбуки. Л/т «Дикие животные». | Составление слогов, слов из разрезной азбуки. Обогащение словаря по теме «Дикие животные». Отработка навыков написания элементов пройденных букв. | Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, графо – моторных навыков. | 1 | 16.01 | |
19 | Логоритмические упражнения с гласными звуками [а], [о], [у]. | Логоритмические упражнения на координацию движений рук. Артикуляция изученных звуков. | Развитие фонематического слуха, памяти, внимания. | 1 | 23.01 | |
20 21 | Звук и буква «Ы». Выделение звука из слова на слух. Л/т «Домашние животные» | Отработка артикуляции звука [ы], определение. Определение звука на слух, обозначение на схеме. Обогащение словаря по теме «Домашние животные». | Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, графомоторных навыков. | 2 | 30.01 6.02 | |
22 | Преобразование слов, составленных из разрезной азбуки. Чтение слов. | Закрепление пройденного материала. Дидактическая игра «Буквы – звуки» | Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие внимания, фонематического слуха. | 1 | 13.02 | |
23 | Занимательная логопедия. Зрительный диктант. | Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки. Выкладывание слогов, слов по образцу. Работа в тетради. | Развитие фонематического слуха. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, моторики рук. | 1 | 20.02 | |
24 | Использование карточек с изученными буквам как средства коммуникации. Письмо букв. | Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки. Работа в тетради. Активация и обогащение словаря по теме «Профессии». | Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие внимания, фонематического слуха. | 1 | 27.02 | |
25 26 | Звук и буква «Н». Артикуляция звука. Л/т «Весна». | Отработка артикуляции звука [н], определение. Определение звука на слух, обозначение на схеме. | Развитие слухового внимания и памяти. Развитие словаря, грамматического строя речи. Формирование понимания речи, инструкций. | 2 | 6.03 13.03 | |
27 | Отбор слов с заданной позицией звука [н]. Работа с сюжетными картинками. | 1 | 20.03 | | ||
28 29 | Звук и буква «Р». Артикуляционная гимнастика для подготовки к произнесению [р] | Отработка артикуляционного уклада звука. Формировать навыка фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства. Игра «Поймай звук». | Развитие зрительного внимания и памяти, фонематического восприятия, познавательных процессов, мыслительных операции. | 2 | 3.04 10.04 | |
30 | Определение наличия звука [р] в слогах, словах. | 1 | 17.04 | | ||
31 | Зрительный диктант. Л/т «Семья» | Составление слогов по показу. Повторение изученных букв. Штриховка. Обогащение словаря по теме «Семья». | Развитие слухового внимания и памяти. Развитие словаря, грамматического строя речи. Формирование понимания речи, инструкций. | 1 | 24.04 | |
32 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Л/т «Лето». | После прослушивание рассказа/сказки с помощью сюжетных картинок составить пересказ. | 1 | 15.05 | | |
33 | Итоговое игровое занятие. | Закрепление пройденного материала. | 1 | 22.05 | | |
34 | Диагностическое обследование. Документация. | 1 | |