Рабочая программа по логопедическому сопровождению обучающегося 3 класса с умеренной умственной отсталостью

0
0
Материал опубликован 6 October 2022

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Чёрмозская коррекционная школа-интернат»





«Согласовано»

зам. директора по УВР

_________/ Питкина М.Г./


«___» _________ 20__г.



Рассмотрено на заседании методического объединения учителей начальных классов

Протокол №____________

«___» _________ 20__г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по логопедическому сопровождению

обучающегося (обучение на дому) 3 класса

с умеренной умственной отсталостью

на 2022-2023 учебный год





учитель: Сиротина М.А.







2022 год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения ориентирована на обучающегося с умеренной умственной отсталостью Дмитрия У.. Программа разработана на основе «Программы для классов (групп) «Особый ребенок» для детей с умеренной умственной отсталостью». Обучение организовано индивидуально на дому.

Психолого-педагогическая характеристика учащегося.

Дима обучается по программе «Особый ребенок» (3 год обучения).

У мальчика диагностирована умеренная умственная отсталость.

Работоспособность низкая, зрительное и слуховое восприятие пассивное. Внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью.

Обращенную речь, смысл заданий и вопросов понимает. В различные виды деятельности включается на не продолжительное время (1 – 2 минуты) при дополнительной стимуляции. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Не удерживает внимание при выполнении действий.

Мелкая моторика рук развита слабо. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, не сформированы графомоторные умения. Самостоятельно не пишет (только «рука в руке»), обводит не соблюдая границы, раскрашивает не аккуратно (хаотично черкает на листе бумаги, без нажима на карандаш).

Динамика развития психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) незначительная. Познавательная активность проявляется очень слабо.

Эмоциональный фон неустойчивый. Проявляет интерес к конструктору, пазлы из 9 элементов (12 элементов вызывают затруднения, требуется помощь), книги (рассматривает иллюстрации).

Таким образом, логопедическое сопровождение является важным условием для преодоления речевого нарушения, развития коммуникативных навыков, социальной адаптации у ребенка с тяжелой умственной отсталостью.

Программа построена с учетом уровня речевого развития ребенка.

Цель: формирование первичных произносительных умений.

Для дальнейшей коррекционно-развивающей работы с Димой важными задачами являются:

развивать мелкую моторику;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);

обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей

учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.

закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

Методы обучения.

Программа ориентирована на формирование у ребенка с умеренной степенью недоразвития речи вербальных и невербальных средств общения. Основные методы, направленные на реализацию этой идеи – игровые. Активизация речи требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Кроме того, в программе используются и традиционные методы – это беседа, рассказ, объяснение.

Место коррекционного курса в учебном плане.

Курс коррекционно-развивающий области «Логопедические занятия» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.


Основная форма организации работы по программе - индивидуальное занятие. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, но не более 20 - 25 минут.


Описание ценностных ориентиров содержания коррекционных занятий выражается через:

- развитие слухового восприятия;

- развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

- развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

- развитие функции голоса и дыхания;

- развитие чувства ритма;

- развитие импрессивной и экспрессивной речи;

- развитие органов артикуляционного аппарата;

- постановка дыхания, формирование правильного звукопроизношения.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционных занятий.

Осознание себя, своего «Я»;

Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире;

Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

Наличие интереса к практической деятельности.

Планируемые результаты сформированности БУД.

Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях в рамках учебного плана.

Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда:

фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

переключает взгляд с одного предмета на другой;

фиксирует взгляд на изображении, лице педагога.

Умение выполнять инструкции педагога:

Понимает жестовую инструкцию;

Выполняет стереотипную инструкцию

Использование по назначению учебных материалов;

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

Выполняет действия способом рука в руке;

Подражает действиям, выполняемым педагогом;

Последовательно выполняет отдельные операции по образцу педагога;

Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога

Календарно - тематическое планирование


Тема занятия

Содержание

Коррекционная направленность

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1


Диагностика. Уточнение речевых возможностей.


1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки»,  «Чья птичка дальше улетит» и т.п.

2. «В лесу», «Не разбуди Катю».

4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев).

5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией».

Развитие подражательности.

Выработка правильного речевого дыхания.

1


5.09



2

Разучивание комплекса артикуляционных упражнений. Л/т «Школа».

Разучивание комплекса артикуляционных упражнений. Активация и обогащение словаря по теме «Школа».

Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);

Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)


1

12.09


3

Звук. Понятие о звуке. Л/т «Осень».

Дидактическая игра «Угадай, что звучит?», «Угадай по голосу», «Кто как голос подает».

Выполнение артикуляционных упражнений.

Обогащение словаря по лексическим темам.

Развитие мимических движений (закрывание глаз, зажмуривание глаз, надувание щёк);

Развитие артикуляторных движений (для губ, челюстей, языка)

1

19.09


4


Речь. Речевые и неречевые звуки. Л/т «Осенние признаки».


1

26.09



5

Дифференциация понятий «звук – буква». Л/т «Огород»

Составление и чтение слогов ОМ-МО, АМ-МА, УМ-МУ. Работа с разрезной азбукой. Игра «У каждого звука – свой домик».

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Уточнение артикуляции звуков А, У, М.

1

3.10


6

Составление и чтение открытых и закрытых слогов АМ – МА, УМ-МУ. Л/т «Овощи»

1

10.10


7

Дифференциация букв А, У, О, М, С, и звуков [а], [у], [о], [м], [с]. Л/т «Фрукты».

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристик изученных звуков [А], [У], [О], [М], [С]. Соотнесе­ние звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в слогах, в словах. Зрительный диктант.

Развитие произносительных навыков.

Развитие графо-моторных навыков.

Развитие наглядно – образного мышления, памяти.

Развитие фонематического слуха.

1

17.10


8


Занимательная логопедия. Л/т «Осенний лес».

Закрепление пройденного материала. Активация и обогащение словаря по теме «Осенний лес».

Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.

Развитие графо-моторных навыков.

Уточнение артикуляции изученных звуков.

1

24.10


9

Заучивание чистоговорок со звуком «С». Л/т «Одежда»

Заучивание чистоговорок с изучаемым звуком. Артикуляция звука. Активация словаря по лексической теме «Одежда».

1

7.11


10

Составление и запись слогов, слов из изученных букв.

Составление и запись слогов, слов из изученных букв. Работа с разрезной азбукой. Списывание с печатного текста слоги и слова.

Развитие слухового внимания, памяти.

Развитие графомоторных навыков.

1

14.11


11

Звук и буква «Х». Определение позиции в слове. Л/т «Мебель».

Отработка артикуляционного уклада звука [х]. Обозначение звук [х] условно-графическим изображением в схеме слова. Определение позиции звука. Обводка по трафарету элементов буквы «Х». Обогащение словаря по теме «Мебель»

Развитие графо-моторных навыков.

Уточнение артикуляции изученных звуков.

1

21.11


12

Заучивание чистоговорок со звуком [ш]. Л/т «Посуда».

Заучивание чистоговорок с изучаемым звуком. Артикуляция звука.

Развитие понимания речи с использованием словаря по теме.

1

28.11


13

Дифференциация букв А, У, О, М, С, Х, Ш и звуков [а], [у], [о], [м], [с], [х], [ш].

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристик изученных звуков. Соотнесе­ние звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков в слогах, в словах. Зрительный диктант (выкладывание букв, слогов в заданной последовательности).

Развитие зрительного внимания и памяти, фонематического восприятия, познавательных процессов, мыслительных операции.

1

5.12


14

Составление и запись слогов, слов из изученных букв.

Составление и запись слогов, слов из изученных букв. Работа с разрезной азбукой. Списывание с печатного текста слоги и слова.

1

12.12


15

Определение первого и последнего звука в слоге, слове. Л/т «Зима»

Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки. Работа в тетради.

Обогащение словаря по лексической теме «Зима».

Развитие наглядно- образного и логического мышления, внимания и памяти.


1

19.12


16

Звук и буква «Л». Отработка артикуляционной позы звука [л]. Л/т «Новый год».

Отработка артикуляционного уклада звука [л], [л’]. Формировать навыка фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства. Обозначать звук [л] условно-графическим изображением в схеме слова. Дидактическая игра «Весёлые музыканты».

Активация словаря по лексическим темам.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, артикуляционного праксиса (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).

Укрепление мимических мышц языка.

1

26.12


17

Определение позиции звука [л] в словах. Л/т «Продукты».

1

9.01


18

Составление слогов, слов из разрезной азбуки. Л/т «Дикие животные».

Составление слогов, слов из разрезной азбуки. Обогащение словаря по теме «Дикие животные». Отработка навыков написания элементов пройденных букв.

Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, графо – моторных навыков.

1

16.01


19

Логоритмические упражнения с гласными звуками [а], [о], [у].

Логоритмические упражнения на координацию движений рук. Артикуляция изученных звуков.

Развитие фонематического слуха, памяти, внимания.

1

23.01


20

21

Звук и буква «Ы». Выделение звука из слова на слух. Л/т «Домашние животные»

Отработка артикуляции звука [ы], определение. Определение звука на слух, обозначение на схеме. Обогащение словаря по теме «Домашние животные».

Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, графомоторных навыков.

2

30.01

6.02


22


Преобразование слов, составленных из разрезной азбуки. Чтение слов.

Закрепление пройденного материала. Дидактическая игра «Буквы – звуки»

Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие внимания, фонематического слуха.

1

13.02


23

Занимательная логопедия. Зрительный диктант.

Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки.

Выкладывание слогов, слов по образцу. Работа в тетради.

Развитие фонематического слуха. Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, моторики рук.

1

20.02


24

Использование карточек с изученными буквам как средства коммуникации. Письмо букв.

Повторение изученных звуков и букв. Составление слогов из разрезной азбуки. Работа в тетради. Активация и обогащение словаря по теме «Профессии».

Развитие силы голоса и речевого дыхания. Развитие внимания, фонематического слуха.

1

27.02


25

26

Звук и буква «Н». Артикуляция звука. Л/т «Весна».

Отработка артикуляции звука [н], определение. Определение звука на слух, обозначение на схеме.

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие словаря, грамматического строя речи.

Формирование понимания речи, инструкций.

2

6.03

13.03


27

Отбор слов с заданной позицией звука [н]. Работа с сюжетными картинками.

1

20.03


28

29

Звук и буква «Р». Артикуляционная гимнастика для подготовки к произнесению [р]

Отработка артикуляционного уклада звука. Формировать навыка фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства. Игра «Поймай звук».

Развитие зрительного внимания и памяти, фонематического восприятия, познавательных процессов, мыслительных операции.

2

3.04

10.04


30

Определение наличия звука [р] в слогах, словах.

1

17.04


31

Зрительный диктант. Л/т «Семья»

Составление слогов по показу. Повторение изученных букв. Штриховка. Обогащение словаря по теме «Семья».

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие словаря, грамматического строя речи.

Формирование понимания речи, инструкций.

1

24.04


32

Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Л/т «Лето».

После прослушивание рассказа/сказки с помощью сюжетных картинок составить пересказ.

1

15.05


33

Итоговое игровое занятие.

Закрепление пройденного материала.

1

22.05


34

Диагностическое обследование. Документация.

1

29.05











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации