Адаптированная образовательная программа по чтению для 5–9 классов (УМК под ред. В.В. Воронковой)

2
0
Материал опубликован 14 December 2017 в группе

ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР Директор Лебяжьевской

\---------------------------- школы – интерната

Резинкова С.Н. ------------------------------

«29».августа 2017 г. Кононова Т.С

«29» августа 2017г.

 

Адаптированная образовательная программа

по чтению

для 5, 9-х классов

Скоковой Светланы Анатольевны.

Рассмотрено

на заседании ШМО «Данко»

учителей старших классов

руководитель ШМО

---------------------------Семенова Л.А.

Протокол от «28» августа 2016 г

2017- 2018год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно – правовая основа формирования учебного плана

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года №273;

Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных

(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии;

Приказ Главного управления образования курганской области № 1177 от 24.06.14 г. о внесенных изменениях в Региональный базисный план для образовательных учреждений Курганской области;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья»;

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

Устав школы ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа- интернат».

Учебный план ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа- интернат» на 2016 – 2017 учебный год.

Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб. 1 /под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000г).

ЦЕЛЬ: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

формировать у обучающихся навыки чтения, последовательно увеличивая объем читаемого текста;

развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение знаний.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Тематическое планирование составлено с учетом регионального компонента. Включено изучение региональных особенностей литературы Зауралья, области, Лебяжьевского района.

Внеклассное чтение – обязательный раздел программы по предмету чтение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбирать книгу, исходя из своих возможностей, затрудняют этот вид деятельности для учащихся коррекционной школы.Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, расширение кругозора, развитие умения самостоятельно черпать информацию из книг в период обучения в школе и после ее окончания. Это предполагает создание и совершенствование последовательной и целенаправленной системы уроков внеклассного чтения, основывающейся на самостоятельном восприятии учащимися литературных произведений, чтения их в определенной последовательности с постепенным усложнением и углублением проблем, возникающих при знакомстве с этими произведениями. Количество уроков внеклассного чтения в 5-9 классах ограничено девятью часами в год, что вызывает необходимость особенно четкого продумывания назначения и места этих уроков в общей системе уроков чтения.

Чтобы помочь учащимся стать читателями, в процессе обучения по данной программе заложена реализация следующих задач:1. Формирование у учащихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге.

2. Совершенствование навыка чтения: правильности, беглости, выразительности, сознательности.

3. Формирование способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения.

4. Освоение различных способов творческой интерпретации художественного произведения: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, составления диафильма.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста художественного произведения: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу.

6. Овладение учащимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации.

7. Коррекция недостатков речевого, умственного развития учащихся, расширение круга представлений об окружающей действительности.

8. Воспитание у учащихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой).

Наглядный (наблюдение, демонстрация).

Практический.

Методы контроля.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста по предполагаемым вопросам;

продолжение текста;

выразительное чтение;

чтение наизусть;

чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 5-9 классов. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

давать характеристику главным героям;

высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

III. Уровневое обучение

Под уровнем учебных возможностей ребёнка понимается совокупность интеллектуальных свойств человека. Такими свойствами являются:

обобщённость мыслительной деятельности (выделение существенного, анализ, синтез);

осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

гибкость мыслительной деятельности;

устойчивость мыслительной деятельности;

самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.

В соответствии с указанными выше параметрами учащиеся делятся на четыре группы ( классификация по В. В. Воронковой).

1 группа - ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый

уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно. Не испытывают

затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь

взрослого.

2 группа - ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляютс

3 группа - ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.

4 группа - ученики овладевают учебным материалом на самом низком уровне. Они не видят ошибок в работе, каждое последующее задание воспринимается ими как новое, практически не могут планировать выполнение трудовых операций. Они не могут обобщать и исключать, неадекватно переносят ранее известное в новые условия. В алгоритмах они не разбираются и не всегда ими руководствуются.

Учебно-тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням.

1 уровень (для учащихся 1-2 группы – это базовый, предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала

2 уровень (для учащихся 3-4 группы)- скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объема материала и его содержательного материала.

Национально – региональный компонент.

Важным элементом учебного плана является национальный региональный компонент образовательного учреждения, цель которого – воспитание гражданственности, самоопределение личности и становление социально-ответственного поведения, любви к окружающей природе и малой Родине, приобщение к историческому и культурному наследию своего родного края, формирование
нравственного и физического развития личности обучающихся, навыков здорового образа жизни.

Содержание национально-регионального компонента реализуется в основных разделах курса. Краеведческий материал составляет содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению литературы родного края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока. Региональный компонент приобщает учащихся к истории, культуре и литературе родного края, позволяет затронуть на уроках экологические проблемы области. Региональный компонент составляет 15 % учебных часов

Учебно - тематическое планирование национального регионального компонента

по чтению и развитию речи в 5 классе (14 ч)

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Устное народное творчество.

НРК.Фольклор Зауралья. Потешки, считалки

Сказки.

НРК. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.

НРК Отражение в зауральском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.

НРК Русские народные сказки Зауралья (волшебная, бытовая, о животных).

 

2.

Картины родной природы.

НРК. Поэты-современники о Зауралье.

НРК.Стихи поэтов Лебяжьевского района. (Козлов. Ю., Захаров В., Воронцов Н.).

3.

О друзьях товарищах

НРК. Малая Родина в стихотворениях курганских

поэтов.

НРК Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей. В. Потанин «Боря маленький»

4.

Спешите делать добро.

НРК. Школьная тема в творчестве писателей Зауралья. В. Ступина «Петька Рыжий».

5.

О животных .

НРК. Русская литература XIX века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина (В. К. Кюхельбекер).

НРК. Русская литература XX века. А.Е.Федоров «Шадринский гусь».

2 ч

6.

Из прошлого нашего народа

НРК Обзор районной газеты «Вперед».

НРК Составление рассказа «Мой двор. Моя улица».

2 ч

7.

Из произведений зарубежных писателей

НРК. Обобщающий урок по разделу «Литературное краеведение»

1ч.

8.

Итого

14 ч.

 

 


 


 


 


 

Учебно - тематическое планирование национального регионального компонента

по чтению и развитию речи в 9 классе (9 ч)

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Устное народное творчество.

НРК Русские народные сказки Зауралья (волшебная, бытовая, о животных).

2.

 

Русская литература XIX века.

НРК. Чтение произведений Зауральских авторов. А.Баевой «Красота». В.Потанина «До будущей осени».

НРК Чтение произведения Зауральского писателя В.Юровских «Соседушки».

НРК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем»

3 ч

3.

Русская литература XX века.

НРК Знакомство с произведением Зауральского поэта Л.Куликова «В дороге».

НРК Героические истории. Знакомство с произведением Зауральского поэта Н.Балашенко «Обелиск».

НРК Знакомство с произведениями Зауральской поэтессы А.Баевой«Все вѐсны в детстве...», «Крохотная выползла букашка».

НРК Знакомство с произведением Зауральского поэта Л.Куликова «Про кота».

НРК. Знакомство с произведением Зауральского поэта А.Соловьѐва «Праздник Победы».

5 ч

 

4.

Итого

9 ч.

 

 


 

Чтение и развитие речи.

5 класс (136 часов в год)

Тематика произведений.

Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.

Навыки чтения.

Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).

Чтение «про себя» с выполнением заданий.

Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.

Ответы на вопросы к тексту.

Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.

Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.

Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).

Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специаль­ных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного вос­приятия слова и понимания значения прочитанного.

Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.

Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтак­сических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися во­просов к отдельным событиям текста и поступкам героев.

Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.

Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюст­рации.

Выделение частей текста в соответствии с данным планом.

Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.

Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необ­ходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.

Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объ­яснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объ­яснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опо­рой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).

Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Пред­варительная подготовка детей в течение месяца к уроку внекласс­ного чтения.


 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Устное народное творчество. 23 часа

Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. НРК.Фольклор Зауралья. Потешки, считалки.

Сказки: «Никита Кожемяка» (Русская сказка). Внеклассное чтение «Русские народные сказки». «Как наказали медведя»(Тофаларская сказка). «Золотые руки» (Башкирская сказка). «Морозко» (Русская сказка).«Два Мороза» (Русская сказка).«Три дочери» (Татарская сказка). НРК. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». НРК Отражение в зауральском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. НРК Русские народные сказки Зауралья (волшебная, бытовая, о животных).

Знать жанры произведений устного народного творчества

Уметь: - привести примеры произведений устного народного творчества.

- делить текст на части, выделять главную мысль.

- находить в тексте описание характеров главных героев, внешности царевны. Чтение наизусть отрывка сказки.

 

Картины родной природы. 16 часа

Г. Скребицкий «Июнь». И. Суриков «Ярко солнце светит…». А. Платонов «Июльская гроза». А. Прокофьев «Берёзка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…». НРК.Поэты-современники о Зауралье. По Г. Скребицкому «Сентябрь». По И. Соколову-Микитову «Золотая осень». К. Бальмонт «Осень». По Г.Скребицкому «Добро пожаловать!». По В. Астафьеву «Осенние грусти…». И. Бунин «Первый снег». НРК.Стихи поэтов Лебяжьевского района. (Козлов. Ю., Захаров В., Воронцов Н.). Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»

Знать: - понятие «описание».

- содержание рассказа,

- стихотворение наизусть.

Уметь: - делить текст на части, выделять главную мысль;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану самостоятельно;

- читать осознанно, выразительно.

О друзьях – товарищах.17 часов

Ю. Яковлев «Колючка». Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Вн.чт. Н.Носов «Фантазеры».

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Л. Воронкова «Дорогой подарок». НРК. Малая Родина в стихотворениях курганских

поэтов. Я. Аким «Твой друг». И.А.Крылов «Ворона и лисица». И.А.Крылов «Щука и кот». И.А.Крылов «Квартет». НРК Тема исторической памяти в произведениях курганских писателей. В. Потанин «Боря маленький»

Знать: - содержание рассказа, стихотворения наизусть.

Уметь: - делить текст на части, выделять главную мысль;

- читать осознанно, выразительно, правильно, целыми словами;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя.

Спешите делать добрые дела. 39 часов

Н. Хмелик «Будущий олимпиец». О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка». НРК. Школьная тема в творчестве писателей Зауралья. В. Ступина «Петька Рыжий».А. Платонов «Сухой Хлеб». В. Распутин «Люся». В. Брюсов «Труд». Р. Рождественский «Огромное небо». Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине». Ф.Тютчев «Чародейкою зимою». Г.Скребицкий «Декабрь». К.Бальмонт «К зиме». Г.Скребицкий «Всяк по-своему». С.Есенин «Поет зима – аукает». С.Есенин «Берёза». А,Пушкин «Зимняя дорога». Обобщающий урок по теме «Зима». Г. Скребицкий «Март». А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает». Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая». Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки). Г. Скребицкий «Весна - красна». Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Г. Скребицкий «В весеннем лесу». А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»). А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник». И. Соколов – Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…». С. Есенин «Черёмуха». Я. Аким «Весна, Весною, о весне». Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение»

Знать: - содержание рассказа, стихотворения наизусть .

Уметь: - делить текст на части, выделять главную мысль;

- читать выразительно стихотворение

О животных. 14 часов

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»). А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести

«Детство Никиты). НРК. Русская литература XIX века. Поэты пушкинской поры. Лицейские друзья Пушкина

(В. К. Кюхельбекер). К. Паустовский «Кот Ворюга». Б. Житков «Про обезьянку». НРК. Русская литература XX века. А.Е.Федоров «Шадринский гусь». Э. Асадов «Дачники». Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны». С. Михалков «Будь человеком». Обобщающий урок по теме «О животных». Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик», Астафьев «Белогрудка»

Знать: - содержание рассказа, стихотворения наизусть.

Уметь: - пересказывать текст по плану с помощью учителя

- читать осознанно, правильно, выразительно.

- делить текст на части, выделять главную мысль.

Из прошлого нашего народа. 13 часов

О. Тихомиров «На поле Куликовом». С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок

из поэмы «Мороз, Красный нос»). А. Куприн «Белый пудель» (отрывки). НРК Обзор районной газеты «Вперед». Л. Жариков «Снега,

поднимитесь метелью…». Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата». НРК Составление рассказа «Мой двор. Моя улица». Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»

Знать: содержание рассказа, стихотворения наизусть.

Уметь: - отвечать на вопросы учителя.

- читать выразительно

- пересказывать по плану.

- делить текст на части, выделять главную мысль.

Из произведений зарубежных писателей. 14часов

В. Гюго «Гаврош» (отрывки). М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки). Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок). НРК. Обобщающий урок по разделу «Литератур-ное краеведение». Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»

Знать: содержание рассказа, сказки.

Уметь: - пересказ по плану.

- делить текст на части, выделять главную мысль.

Темы уроков внеклассного чтения.

Рассказы о животных. Русские народные сказки.

Сказки народов мира.

Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».

Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка».

В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая».

Сказочный мир добра и зла.

«Унылая пора! Очей очарованье!»

Волшебница-зима.

Спешите делать добро.

Весна – утро года.

Вечный свет подвига.

Писатели мира – детям.

Любимые книги детства.

Произведения для заучивания наизусть (6-10 стихотворений).

1. Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. И. Сурков «Ярко солнце светит…».

3. А. Прокофьев «Березка».

4. К. Бальмонт «Осень».

5. И.Бунин «Первый снег».

6. Ф. Тютчев «Зима».

7. К Бальмонт «К зиме».

8. А. Пушкин «Зимняя дорога».

9. А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».

10. С.Есенин «Черёмуха»

Учебно - тематическое планирование по чтению и развитию речи в 5 классе (136 ч)

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Заучивание наизусть

1.

Устное народное творчество.

Считалки, заклички, потешки, загадки, пословицы

Сказки.

23ч

 

Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о

мёртвой царевне и о семи богатырях».

2.

Картины родной природы.

16ч

И. Сурков «Ярко солнце светит…».

А. Прокофьев «Березка».

К. Бальмонт «Осень».

И.Бунин «Первый снег».

Ф. Тютчев «Зима».

К Бальмонт «К зиме».

А. Пушкин «Зимняя дорога».

А.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…».

С.Есенин «Черёмуха»

3.

О друзьях товарищах

17ч

 

4.

Спешите делать добро.

39ч

 

5.

О животных .

14 ч

 

6.

Из прошлого нашего народа

13 ч

 

7

Из произведений зарубежных писателей

14 ч.

 
 

Итого

136ч

10 - наизусть

 

 


 


 


 

 

 


 


 


 

9 класс (102 часа в год)

Тематика произведений.

Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально – этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение (проводится ориентировочно один раз в месяц).

Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг. Статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

9 класс

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

характеризовать главных действующих лиц;

пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.

Предварительное чтение про себя несложного текста по си держанию и структуре, в остальных случаях — после анализа.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чте­нию проанализированного в классе произведения или отрывка и него.

Чтение по ролям и драматизация.

Работа с текстом

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с позиции его нравственной ценности.

Составление характеристики героя (с помощью учителя).

Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действую­щих лиц.

Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.

Различение частей текста описательного и повествовательного характера.

Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.

Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование и пересказе.

Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.

Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.

Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Устное народное творчество .

Цель:- Познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества — сказками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, загадками

Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…», былина «На заставе богатырской» (в сокращении), «Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

Знать: - жанры устного творчества народа;

- элементы и части сказки, их особенности.

Уметь:  - выразительно читать сказки, былины;

- пересказывать их содержание, находить героев и анализировать их поступки.

2. Из произведений русской литературы 19 века.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 19 века, с содержанием их произведений.

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении), И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении),А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении), М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада», Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении), Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша», А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…», А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».

Знать: - краткие сведения о биографии писателя и поэта,

- содержание произведений

Уметь:  - находить главных действующих лиц, уметь давать характеристику героям и анализировать их

- делить текст на части, озаглавливать

- выразительно читать и анализировать стихотворение, учить наизусть;

3. Из произведений русской литературы 20 века

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 20 века, с содержанием их произведений.

М. Горький «Песня о Соколе», В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении), М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…», К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер», С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова», М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении), Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб», Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня»,Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Знать: - краткие сведения о биографии писателя и поэта,

- содержание произведения

Уметь:  - характеризовать главных героев, читать, анализировать и пересказывать текст, отвечать на вопросы.

- делить текст на части, озаглавливать

- выразительно читать, пересказывать текст, находить героев.

4. Из произведений зарубежной литературы

М. Горький «Песня о Соколе».В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Цель:- Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей зарубежной литературы, с содержанием их произведений.

Э. Сетон – Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», Д. Даррелл «Живописный жираф».

Уметь:- совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

- развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания по плану

- учить выделять главную мысль рассказа.

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам.


 

5. Повторение.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.

Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам;  пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.

Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

1. Русская народная песня «Колыбельная».

2. И. А. Крылов «Кот и Повар».

3. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок).

4. М. Ю. Лермонтов «Тучи».

5. М. Ю. Лермонтов «Баллада» (отрывок).

6. Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок).

7. А. А. Фет «Это утро, радость эта».

8. М. Горький «Песня о Соколе» (прозаический отрывок).

9. М. И. Цветаева «Красною кистью».

10. С. А. Есенин «Нивы сжаты».

11. Н. М. Рубцов «Зимняя дорога».


 

Рекомендуемая литература (на выбор)для внеклассного чтения 9 класс

Ахматова АА. Стихотворения.

Беляев A.Р. «Человек-амфибия».

Богомолов В.О. «Иван».

Бондарев Ю.В. «Последние залпы», «Горячий снег».

Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».

Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».

Жюль Верн «Таинственный остров».

Воскресенская 3. «Сердце матери».

Горький A.M. «В людях», «Мои университеты».

Есенин С.А. Стихотворения.

Зощенко М.М. Рассказы.

Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».

Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник»,

«Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».

Сурков А.А. Стихотворения.

Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).

Цветаева М.Н. Стихотворения.

Чехов А.П. «Дом с мезонином».

Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».


 

Учебно-тематическое планирование по курсу «Чтение и развитие речи» количество часов в неделю - 3ч количество часов в год - 102ч

 №

п/п

Разделы, темы

 

      2 ч

     

   

   год

1

Устное народное творчество

  1

     

 1

2

Русские народные песни

  2

     

 2

3

Былины

  2

     

 2

4

Сказки

  4

     

 4

5

Из произведений Русской литературы XIX века

 17

  24

   8

 

 49

6

Из произведений Русской литературы XX века

   

 22

 22

44

  Всего:

 26

 24

30

22

102

 

Содержания образования по чтению

.-

Количество

   

Раздел

часов

Содержание

-

Устное народное творчество

1

Пословица, народная песня, былина, сказка

 

Русские народные песни.

Колыбельная.

За морем синичка не пышно жила...

 

Былины

2

На заставе богатырской

 

Сказки

 

Сказка про Василису Премудрую Русская народная сказка.

Лиса и тетерев. Русская народная сказка.

 

Из произведений Русской литературы XIX века

  49ч

В.А Жуковский. 1783-1852г. Биография

 
   

А.А.Фет. 1820-1892г. Биография.

На заре ты её не буди...

Помню я : старушка няня...

Это утро, радость эта...

А.П.Чехов. 1860-1904г. Биография.

Злоумышленник.( в сокращении).

Пересолил.

Вспоминаем прочитанное.

Из произведений Русской литературы XX века.

Максим Горький. 1868-1936г. Биография.

Песня о Соколе. ( в сокращении).

В.В.Маяковский. 1893-1930г. Биография.

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.

М.И. Цветаева. 1892-1941г. Биография. Красною кистью...

Вчера ещё в глаза глядел...

К.Г.Паустовский. 1892-1968г. Биография.

Стекольный мастер.

Вспоминаем прочитанное.

С.А.Есенин. 1895-1925г.биография.

Нивы сжаты, рощи голы...

Собаке Качалова.

М. А. Шолохов. 1905-1984.г. Биография.

Судьба человека. ( отрывки в сокращении).

Е.И.Носов. 1925-2002г. Биография.

Трудный хлеб.

Н.М.Рубцов.1936-1971г.биография.

Тихая моя родина. ( в сокращении).

Русский огонёк. ( в сокращении).

Зимняя песня.

Ю. И. Коваль.1938-1995г.биография.

Приключения Васи  Куролесова (отрывок).

 

Из произведений Русской литературы XX века

  44ч

Роберт Луис Стивенсон. 1850-1894г. Биография.

Вересковый мёд.( в сокращении).

Эрнест Сетон-Томпсон 1860-1946г. Биография.

Снап. История бультерьера. (отрывок в сокращении).

Джеральд  Даррелл 1925-1995г . Биография.

Живописный жираф. ( в сокращении).

Контрольные вопросы и задания по изученному материалу за год.

 

Нормы оценок.

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных на­блюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учеб­ника.

При оценке во внимание принимается успешность овладения уча­щимися техникой чтения (правильность, беглость и выразитель­ность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнако­мые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец го­да): 5 класс – 45-60 слов, 6 класс – 70-80 слов, 7-9 классы – 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выяв­лении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им за­труднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с не­значительной помощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя VIII класса — легкие тексты самостоятельно);

- называет главных действующих лиц произведения, характери­зует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного пол­но, правильно, последовательно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его вырази­тельно.


 

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведе­ния или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

- называет главных действующих лиц произведения, характери­зует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержа­ния, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:

- допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправлен­ные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.


 

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

- допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, зна­ков препинания, передающих интонацию, логических ударе­ний; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с по­мощью учителя;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследова­тельно, допускает искажения основного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он:

- читает по слогам;

- допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже син­таксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

- не делит текст на части;

- не называет главных действующих лиц произведения, не харак­теризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

VII. Информационные источники.

Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 кл. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой, М.: Гуман. изд. центр Владос, 2011 год.

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией А.К.Аксеновой «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе VIII вида».

Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2011 год. Автор-составитель – Малышева З.Ф.

Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2011 год. Автор – составитель – Аксёнова А.К.

Приложение 2

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контрольная работа

по чтению в 5 классе. Входной срез


Золотой луг.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой!».

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

(М.М. Пришвин)

Вопросы и задания:

Почему луг казался золотым?

В какое время суток луг казался золотым, а в какое – зелёным?

В каких случаях ещё можно употребить слово золотой?



 



 

 


 


 

Контрольная работа по чтению за I четверть в 5 классе



 

Снежная королева

За окном кружились белые хлопья снега. Тут стояли дети и смотрели на метель из снежинок, льдинок и крупинок снега. Одна снежинка упала на крыльцо. Она стала быстро расти. Снежинка стала просто огромной. Кай увидел перед собой женщину удивительной красоты. На голове у неё была изумительная корона. Это была королева. На плечи у неё был накинут плащ. На нём сверкали и переливались снежные искорки. Вся одежда её была из синего, голубого, белого льда. До чего же она была красива! Только лицо у неё было бледное, взгляд тяжёлый и холодный. На минуту мальчик испугался. Снежная королева подхватила Кая и исчезла в ночной мгле.

(По Г.Х. Андерсену)

Вопросы и задания:

Из чего появилась снежная королева?

Как выглядела снежная королева? Опиши.

Что сделала снежная королева? Как ты думаешь, почему она так поступила?



 



 



 



 

 


 


 

Контрольная работа по чтению за II четверть в 5 классе



 

Лучи солнца

Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучики. Один луч подкрался к молодой берёзке, очнулась она от сна, улыбнулась свету, закивала веточками.

Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листочками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики.

Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман, пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади.

А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчёлки полетели к цветам. Проснулись и принялись за работу муравьи. Надо достроить муравейник.

(По Б.С. Житкову)

Вопросы и задания:

Кто разбудил природу?

Кого будили лучики? Перечисли.

Кто испугался солнечных лучей? Почему?

Назови насекомых, о которых ты прочитал в тексте.



 


 

 


 


 

Контрольная работа по чтению за III четверть в 5 классе



 

Два плуга

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечает тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

(По К.Д. Ушинскому)

Вопросы и задания:

К кому попал первый плуг?

Почему блестел первый плуг?

Что стало со вторым плугом?



 



 

 


 


 

Контрольная работа по чтению за год в 5 классе



 

История одной яблоньки



 

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

(По К.Д. Ушинскому)

Вопросы и задания:

Что стало с зёрнышком весной?

Кто пришёл в лес?

Где посадил садовник яблоньку?


 


 

9 класс

 


Контрольная работа

по чтению в 9 классе. Входной срез



 

Маугли

Балу говорил про обезьян сущую правду.

Они жили на вершинах деревьев, а так как звери редко смотрят вверх, то обезьянам и Народу Джунглей не приходилось встречаться. Но если обезьянам попадался в руки больной волк, или раненый тигр, или медведь, они мучили слабых и забавы ради бросали в зверей палками и орехами, надеясь, что их заметят. Они поднимали вой, выкрикивая бессмысленные песни, звали Народ Джунглей к себе на деревья драться, заводили из-за пустяков ссоры между собой и бросали мёртвых обезьян где попало, напоказ всему Народу Джунглей. Они постоянно собирались завести и своего вожака, и свои законы и обычаи, но так и не завели, потому что память у них была короткая, не дальше вчерашнего дня. В конце концов, они помирились на том, что придумали поговорку: «Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня», и очень этим утешались.

(По Р. Киплингу)

Вопросы и задания:

Что рассказал Балу об обезьянах?

О чём мечтают обезьяны?

Перескажи отрывок.



 


 


 

Контрольная работа по чтению за I четверть в 9 классе

Тёплый хлеб

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».

Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, хозяйки пожаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое. В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

Вопросы и задания:

Кого вылечил Панкрат? Что сделал Филька?

Правильно сделал Филька? Правильно сделал Филька?


 

Контрольная работа по чтению за II четверть в 9 классе


Хитрые звери

В густом лесу жил смешной зверь барсук. Он чуть больше лисы, неуклюжий, а по морде и по голове у него идут белые полосы. Барсук не очень-то умный, по жизни порядочной, аккуратной; нору роет на солнечной стороне, обложит её мохом и листьями, а вверх трубы проделает, для чистого воздуха, - не любит, чтобы пахло дурно. А лисьего духа барсуки совсем не выносят.

Лисица всё это знала отлично, и так как барсук ей был нужен для её затеи, она выждала, когда он тёмной ночью пошёл за припасами, и прыг в его чистую норку; кругом себя хвост распустила.

Уже светало, когда барсук, нагруженный кореньями, возвращался к норе. Устал он, вспотел, язык высунул, - отдохнуть бы! Споткнулся об острую лисью морду, как рассердился:

- Пошла вон, пошла!

- Хоть сама я уйду, да мой запах останется, - сказала лисица, - а на завтра своих лисенят приведу, на послезавтра племянников, - после нас не продышишь!

Заплакал бедный барсук, сложил на землю припасы, а глаза утёр лапками. Хвостом ему нельзя вытираться, у него хвост короткий.

(По О. Форш)

Вопросы и задания:

Опиши барсука.

Чего не любят барсуки?

Что сделала лиса?



 


 


 

Контрольная работа по чтению за III четверть в 9 классе

Дикие лебеди(По Г.Х. Андерсену)

Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза.Одиннадцать братьев-принцев уже ходили в школу; на груди у каждого красовалась звезда, а сбоку гремела сабля; писали они на золотых досках алмазными грифелями и отлично умели читать, хоть по книжке, хоть наизусть – всё равно.

Сразу было слышно, что читают настоящие принцы! Сестрица их Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было заплачено полкоролевства.

Да, хорошо жилось детям, только недолго!

Отец их, король той страны, женился на злой королеве, которая невзлюбила бедных детей. Им пришлось испытать это в первый же день: во дворце шло веселье, и дети затеяли игру в гости, но мачеха вместо разных пирожных и печёных яблок, которых они всегда получали вдоволь, дала им чайную чашку песку и сказала, что они могут представить себе, будто это угощение.

Через неделю она отдала сестрицу Элизу на воспитание в деревню каким-то крестьянам, а прошло ещё немного времени, и она успела столько наговорить королю о бедных принцах, что он больше и видеть их не хотел.

Летите-ка подобру-поздорову на все четыре стороны! – сказала злая королева. – Летите большими птицами без голоса и промышляйте о себе сами!

Но она не могла сделать им такого зла, как бы ей хотелось, - они превратились в одиннадцать прекрасных диких лебедей, с криком вылетели из дворцовых окон и понеслись над парками и лесами.

Было раннее утро, когда они пролетали мимо избы, где спала ещё крепким сном их сестрица Элиза. Они принялись летать над крышей, вытягивали свои гибкие шеи и хлопали крыльями, но никто не слышал и не видел их; так им пришлось улететь ни с чем. Высоко-высоко взвились они к самым облакам и полетели в большой тёмный лес, что тянулся до самого моря.

Вопросы и задания:

Сколько детей было у короля? Что дала мачеха детям на угощение? В каких птиц превратились братья?

Контрольная работа по чтению за год в 9 классе

 

Три пояса.

В один день все три подруги гуляли по берегу ручья, осенённого соснами и берёзками. Пересвета и Мирослава рвали цветы для украшения головы своей, и Людмила также рвала их – для Пересветы и Мирославы: она воображала, что ей неприлично думать об украшении. Вдруг видят они на берегу ручья старушку, которая спала глубоким сном; солнечные лучи падали прямо на её голову, седую и почти лишённую волос. Пересвета и Мирослава засмеялись. «Сестрица, - сказала одна, - какова покажется тебе эта красавица?» - «Лучше тебя, Мирослава!» - «И тебя, Пересвета!» - «Шафран едва ли превзойдет желтизною эти прекрасные щёки, покрытые приятными морщинами». – «А этот нос, Пересвета, не правда ли, что он очень скромно пригнулся к подбородку?» - «Сказать правду, и подбородок отвечает своею фигурою красивому носу. Они срослись, сестрица».

В продолжение разговора и та и другая беспрестанно смеялись. «Ах, сестрицы, - сказала тихая Людмила, - вам не пристало смеяться над этою старушкою. Что она вам сделала? Она стара: её ли это вина? И вы состаритесь в свою очередь, для чего же смеяться над тем недостатком, которой непременно будете иметь сами. Смеяться над старыми – значит, прежде времени смеяться над собою. Будьте рассудительны, скажу лучше – будьте жалостливы. Посмотрите, как солнце палит голову этой бедной женщины. Наломаем берёзовых веток, сплетём вокруг неё маленький шалаш, чтоб сон её мог быть и спокоен и безопасен. Проснувшись, она благословит нас.

(По В.А. Жуковскому)

Вопросы и задания:

Чем занимались подруги?

Кого увидели девушки?

Как отнеслась к старушке каждая из сестёр?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации