Рабочая программа по музыке в 3 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
(базовый уровень)
3в класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель музыки
2020 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке 3 класс.
Цель | Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. |
Задачи | Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса. Чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке. Формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. |
Место предмета в учебном плане | В 3 классе – 34 часа в год за 34 учебные недели. |
Количество часов в неделю | В 3 классе – 1 час. |
Учебник | УМК «Школа России». Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 3 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка », 3 класс
Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Понятию о музыке и ее роли в повседневной жизни человека.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Понятиям композитор – исполнитель – слушатель.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка.
Элементам нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав.
Представлять типы мелодического движения, интонации в музыке.
Представлению о русских народных инструментах. Узнавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
Узнавать многообразие музыкальных инструментов, знакомится с историей возникновения фортепиано, начальное представление о клавиатуре фортепиано.
Представлению о народной и композиторской музыке; балете, опере, русской народной песне, былине и сказке.
Прослушивать произведения народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Способам и приемам выразительного музыкального интонирования.
Соблюдать при пении певческую установку.
Исполнять одноголосные произведения.
Узнавать музыкальные жанры: песня, танец, марш, музыкально-сценические
Жанры: балет, опера.
Обучающийся получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Содержание учебного предмета
Россия – Родина моя (5 ч.)
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
День, полный событий (4 ч.)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
«О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)
Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
В музыкальном театре (6 ч.)
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч.)
Музыка – источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Тематическое планирование по музыке 3 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 ч. |
2 | День, полный событий | 4 ч. |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч. |
5 | В музыкальном театре | 6 ч. |
6 | В концертном зале | 6 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 5 ч. |
ИТОГО: | 34 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1. Россия – Родина моя (5 ч.) | ||
1 | 1. | Мелодия – душа музыки. |
2 | 2. | Природа и музыка. Звучащие картины. |
3 | 3. | Виват, Россия! Наша слава – русская держава. |
4 | 4. | Кантата «Александр Невский». |
5 | 5. | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна… |
2. День, полный событий (4 ч.) | ||
6 | 1. | Утро. |
7 | 2. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. |
8 | 3. | В детской. Игры и игрушки. |
9 | 4. | На прогулке. Вечер. |
3. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | ||
10 | 1. | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. |
11 | 2. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! |
12 | 3. | Вербное воскресенье. Вербочки. |
13 | 4. | Святые земли Русской. |
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.) | ||
14 | 1. | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. |
15 | 2. | Былина о Садко и Морском царе. |
16 | 3. | Лель, мой Лель… Звучащие картины. |
17 | 4. | Прощание с Масленицей. |
5. В музыкальном театре (6 ч.) | ||
18 | 1. | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. |
19 | 2. | Опера «Орфей и Эвридика». |
20 | 3. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. |
21 | 4. | Океан-море синее. |
22 | 5. | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. |
23 | 6. | В современных ритмах. |
6. В концертном зале (6 ч.) | ||
24 | 1. | Музыкальное состязание. |
25 | 2. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
26 | 3. | Музыкальные инструменты (скрипка). |
27 | 4. | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. |
28 | 5. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. |
29 | 6. | Финал симфонии. Мир Бетховена. |
7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч.) | ||
30 | 1. | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. |
31 | 2. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. |
32 | 3. | Певцы родной природы. |
33 | 4. | Прославим радость на земле. |
34 | 5. | Радость к солнцу нас зовет. |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Музыка, 3 класс В. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
| | 1. Россия – Родина моя (5 ч.) | | |
1 | 1. | Мелодия – душа музыки. | | |
2 | 2. | Природа и музыка. Звучащие картины. | | |
3 | 3. | Виват, Россия! Наша слава – русская держава. | | |
4 | 4. | Кантата «Александр Невский». | | |
5 | 5. | Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна… | | |
| | 2. День, полный событий (4 ч.) | | |
6 | 1. | Утро. | | |
7 | 2. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | | |
8 | 3. | В детской. Игры и игрушки. | | |
9 | 4. | На прогулке. Вечер. | | |
| | 3. «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) | | |
10 | 1. | Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. | | |
11 | 2. | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! | | |
12 | 3. | Вербное воскресенье. Вербочки. | | |
13 | 4. | Святые земли Русской. | | |
| | 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.) | | |
14 | 1. | Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. | | |
15 | 2. | Былина о Садко и Морском царе. | | |
16 | 3. | Лель, мой Лель… Звучащие картины. | | |
17 | 4. | Прощание с Масленицей. | | |
| | 5. В музыкальном театре (6 ч.) | | |
18 | 1. | Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | | |
19 | 2. | Опера «Орфей и Эвридика». | | |
20 | 3. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. | | |
21 | 4. | Океан-море синее. | | |
22 | 5. | Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | | |
23 | 6. | В современных ритмах. | | |
| | 6. В концертном зале (6 ч.) | | |
24 | 1. | Музыкальное состязание. | | |
25 | 2. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | | |
26 | 3. | Музыкальные инструменты (скрипка). | | |
27 | 4. | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | | |
28 | 5. | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. | | |
29 | 6. | Финал симфонии. Мир Бетховена. | | |
| | 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (5 ч.) | | |
30 | 1. | Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. | | |
31 | 2. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. | | |
32 | 3. | Певцы родной природы. | | |
33 | 4. | Прославим радость на земле. | | |
34 | 5. | Радость к солнцу нас зовет. | |