Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс к учебнику Боголюбова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование
по обществознанию для 6-9 классов к учебнику «Обществознание»
под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой, А,И.Матвеева
Составлена: Афанасьевой Мариной Францевной – учителем истории и обществознания МАОУ «Гимназия» г.Старая Русса , Новгородской области
Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения обществознания в основной школе (6-9 классы), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту .
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федерального государственным образовательного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/[Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева] М.: Просвещение, 2016;
Базисный учебный план МАОУ «Гимназия» г. Старая Русса .
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Настоящая рабочая программа составлена на основе учебников:
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2016
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой, А.И,Матвеева. – М.: Просвещение, 2019
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
2. Общая характеристика
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решения познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа (6-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Основой содержания являются моральные и правовые нормы.
На втором этапе курса для старших подростков ( 8-9 классы) все его содержательные компоненты раскрываются более содержательно, обстоятельно, систематично, целостно.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь её выпускникам осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Формы контроля:
Проверочные работы
Выполнение тестовых заданий
Контрольные работы
3.Место учебного предмета «Обществознание» в базисном учебном плане
«Обществознание» в основной школе изучается с 6 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час в неделю.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
5.Содержание тем учебного предмета
Содержание учебного предмета обществознание 6 класс(34 часа).
Введение – 2 часа
Глава I. Человек в социальном измерении – 12 часов.
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условия успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли чувства.
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Глава II. Человек среди людей –10 часов.
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Глава III. Нравственные основы жизни – 8 часов.
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм‑ уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Итоговое повторение и контроль – 1 час
Содержание учебного предмета обществознание в 7 классе (34 ч)
Введение (1 ч)
Урок 1. Вводный урок. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч)
Урок 2. Что значит жить по правилам. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные нравы, традиции и обычаи. Правила этикета и хорошие манеры.
Уроки 3—4. Права и обязанности граждан Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права ребёнка и их защита. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Уроки 5—6. Почему важно соблюдать законы. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Уроки 7—8. Защита Отечества. Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга
Урок 9. Для чего нужна дисциплина. Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Урок 10. Виновен — отвечай. Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Урок 11. Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебные органы Российской Федерации. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан
Урок 12. Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Глава II.Человек в экономических отношениях (13 ч)
Уроки 13—14. Экономика и её основные участники. Экономика и её основные участники. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители.
Урок 15. Мастерство работника. Мастерство работника. Высоко квалифицированный и мало квалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда
Уроки 16—17. Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Новые технологии и их возможности. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя
Уроки 18—19. Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Роль предприни- мательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности. Этика предпринимателя
Урок 20. Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике
Урок 21. Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег Экономика семьи. Прожиточный минимум. Се- мейное потребление.
Уроки 22—23. Экономика семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.
Уроки 24—25. Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Глава III. Человек и природа (8 ч)
Уроки 26-27. Человек — часть природы. Человек — часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Уроки 28-29. Охранять природу — значит охранять жизнь Охрана природы. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали
Уроки 30-31. Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охра ну окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности .Человек и природа .
Уроки 32—33. Практикум по теме «Человек и природа» Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Итоговое обобщение (1 ч)
Урок 34. Заключительный урок. Провести диагностику результатов обучения в 7 классе. Подвести итоги учебной работы за год.
Содержание учебного предмета 8 класс
Глава 1. Личность и общество. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Глава 2. Сфера духовной культуры .Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. 6 Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование . Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Глава 3. Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальные статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Изменения статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Нации и межнациональные отношения. Этнические группы. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Глава 4. Экономика. Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Тема 4. Социальная сфера Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Содержание предмета «Обществознание. 9 класс»
Глава I. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право (22 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключение (1 ч)
Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Обществознание 6 класс.
34 часа
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
1. | Вводный урок. | | | |
Глава I. Человек в социальном измерении. | ||||
2. | Человек – личность. | | | |
3. | Человек – личность. | | | |
4. | Человек познает мир. | | | |
5. | Человек познает мир. | | | |
6. | Человек и его деятельность. | | | |
7. | Человек и его деятельность. | | | |
8. | Потребности человека. | | | |
9. | Потребности человека. | | | |
10. | На пути к жизненному успеху. | | | |
11. | На пути к жизненному успеху. | | | |
12. | Практикум по теме: «Человек в социальном измерении». | | | |
13. | Практикум по теме: «Человек в социальном измерении». | | | |
Глава II. Человек среди людей. | ||||
14. | Межличностные отношения. | | | |
15. | Межличностные отношения. | | | |
16. | Человек в группе. | | | |
17. | Человек в группе. | | | |
18. | Общение. | | | |
19. | Общение. | | | |
20. | Конфликты в межличностных отношениях. | | | |
21. | Конфликты в межличностных отношениях. | | | |
22. | Практикум по теме: «Мир социальных отношений». | | | |
23. | Практикум по теме: «Мир социальных отношений». | | | |
Глава III. Нравственные основы жизни. | ||||
24. | Человек славен добрыми делами. | | | |
25. | Человек славен добрыми делами. | | | |
26. | Будь смелым. | | | |
27. | Будь смелым. | | | |
28. | Человек и человечность. | | | |
29. | Человек и человечность. | | | |
30. | Нравственные основы жизни. | | | |
31. | Нравственные основы жизни. | | | |
32. | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни». | | | |
33. | Практикум по теме: «Нравственные основы жизни». | | | |
34. | Итоговое повторение и обобщение. | | | |
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | ||
1. | | Введение. | ||
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе. | ||||
2. | | Что значит жить по правилам | ||
3-4. | | Права и обязанности граждан | ||
5-6. | | Почему важно соблюдать законы | ||
7-8. | | Проверочная работа по теме « Социальные нормы». Защита Отечества | ||
9. | | Для чего нужна дисциплина | ||
10. | | Виновен - отвечай | ||
11. | | Кто стоит на страже закона | ||
12. | | Контрольная работа по теме «Регулирование поведения людей в обществе» | ||
Глава II. Человек в экономических отношениях | ||||
13-14. | | Экономика и ее основные участники | ||
15. | | Мастерство работника | ||
16-17. | | Производство: затраты, выручка, прибыль | ||
18-19. | | Виды и формы бизнеса | ||
20. | | Обмен, торговля, реклама | ||
21. | | Деньги и их функции | ||
22-23. | | Экономика семьи | ||
24-25. | | Контрольная работа по теме «Человек в экономических отношениях» | ||
Глава III.Человек и природа (8 ч) | ||||
26-27. | | Человек-часть природы | ||
28-29. | | Охранять природу – значит охранять жизнь | ||
30-31. | | Закон на страже природы | ||
32-33. | | Контрольная по теме : «Человек и природа» | ||
34. | | Заключительный урок |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока |
1. | | Вводный урок |
Глава 1. Личность и общество ( 6 ч) | ||
2. | | Что делает человека человеком? |
3. | | Человек, общество, природа |
4. | | Общество как форма жизнедеятельности людей |
5. | | Развитие общества |
6. | | Как стать личностью |
7. | | Практикум по теме «Личность и общество» |
Глава 2. Сфера духовной культуры ( 8 ч) | ||
8. | | Сфера духовной жизни |
9. | | Мораль |
10. | | Долг и совесть |
11. | | Моральный выбор - это ответственность |
12. | | Образование |
13. | | Наука в современном обществе |
14. | | Религия как одна из форм культуры |
15. | | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» |
Глава 3. Социальная сфера ( 5 ч) | ||
16. | | Социальная структура общества |
17. | | Социальные статусы и роли |
18. | | Нации и межнациональные отношения |
19. | | Отклоняющееся поведение |
20. | | Практикум по теме "Социальная сфера" |
Глава 4. Экономика ( 13 ч) | ||
21. | | Экономика и ее роль в жизни общества |
22. | | Главные вопросы экономики |
23. | | Собственность |
24. | | Рыночная экономика |
25. | | Производство - основа экономики |
26. | | Предпринимательская деятельность |
27. | | Роль государства в экономике |
28. | | Распределение доходов |
29. | | Потребление |
30. | | Инфляция и семейная экономика |
31. | | Безработица, ее причины и последствия |
32. | | Мировое хозяйство и международная торговля |
33. | | Практикум по теме «Экономика» |
34. | | Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознания 8 класса |
Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 9 кл.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | |
1. | Вводный урок | 1 | | |
Тема 1. Политика | ||||
2. | Политика и власть | 1 | | |
3. | Государство | 1 | | |
4. | Политические режимы | 1 | | |
5. | Правовое государство | 1 | | |
6. | Проверочная работа по теме «Государство». Гражданское общество и государство | 1 | | |
7. | Участие граждан в политической жизни | 1 | | |
8-9. | Политические партии и движения | 2 | | |
10-11 | Контрольная работа по теме «Политика». Практикум | 2 | | |
Тема 2. Право | ||||
12 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | | |
16 | Конституция РФ | 1 | | |
17 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | | |
18-19 | Проверочная работа по теме «Конституция». Права и свободы человека и гражданина | 2 | | |
20-21 | Гражданские правоотношения | 2 | | |
22-23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 | | |
24-25 | Семейные правоотношения | 2 | | |
26 | Административные правоотношения | 1 | | |
27-28 | Уголовно-правовые отношения | 2 | | |
29 | Социальные права | 1 | | |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | | |
32-33 | Обобщение и систематизация по теме «Право». Практикум | 2 | | |
34 | Обобщение и систематизация по курсу «Обществознание. 9 класс» | 1 | |
Список , использованной литературы:
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой/[Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева] М.: Просвещение, 2016;
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2015
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 20164.
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017.
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н,Ф,Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Лазебниковой, А.И,Матвеева. – М.: Просвещение, 2019
17