Аналитический отчет воспитателя на 1квалификационную категорию
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира – от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Введение
Изменения в политической и экономической сферах общества привнесли изменения в систему образования, которые изложены в нормативно – правовых документах в области образования. Поэтому свою работу я осуществляла на основе документов, определяющих современные задачи образования.
Свою профессиональную деятельность в межаттестационный период осуществляла в соответствии с основными правовыми актами, регламентирующими работу дошкольного образовательного учреждения в Российской Федерации:
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015);
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 №544н);
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1. 3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (от17 октября 2013г.№ 1155);
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (от 30.08.2013г. № 1014г.);
Письмо Минобрнауки России «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. № 2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях» (от 17.11.2011г. № 03-877);
Письмо Минобрнауки России «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (от 07.06.2013г. № ИР-535/07);
Закон Свердловской области "Об образовании в Свердловской области" от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ (Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 года);
Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Новоисеткий детский сад»,2016г.;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МКДОУ «Новоисетский детский сад»,2016г.
В соответствии с требованиями, которые заложены в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение обязано:
• обеспечить индивидуализацию каждого ребёнка;
• обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
• реализовать право ребёнка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
• помнить, что ребёнок – активный участник образовательного процесса;
• привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
• обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребёнка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения является речь. Для ребенка правильная речь-залог успешного обучения и развития. Всем известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспешными в школе, да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются.
Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, общаться, задавать вопросы, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, событиями, свободно вступать в речевое общение со сверстниками.
Внимание к проблемам развития речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д.Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Проблемой развития речи занимались и другие ученые: А.А.Леонтьев, А.С.Рубинштейн, О.С.Ушакова. А Л.С.Выготоский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И в этом я полностью с ним согласна, так как своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте -одно из условий нормального развития ребенка.
К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это и ухудшение состояния здоровья детей, и существенное сужение объема «живого» общения: дети и взрослые все больше стали общаться со средствами технического прогресса, и глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, и дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Наличие данных проблем позволило мне определить выбор направлений моей профессиональной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Для реализации данных направления мной были поставлены следующие задачи:
- сохранить и укрепить физического и психического здоровья детей, используя элементы здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- внедрить в образовательный процесс методов и приемов, направленных на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста
- изучить методическую литературу по данному направлению
1. Аналитическая часть
Цель аналитического отчёта:
провести анализ своей педагогической деятельности за межаттестационный период с 2018 г. по 2021 г.
Задачи аналитического отчёта:
проанализировать результат своей педагогической деятельности за межаттестационный период;
определить условия, обеспечивающие достижение результатов;
выявить проблемы и определить направление деятельности на последующий межаттестационный период.
1.1 Анализ результатов работы по сохранению и укреплению здоровья детей
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического развития ребенка.
Актуальность работы связана с реализацией новых подходов в вопросах формирования здоровья, и акцент делается на дошкольный возраст, поскольку это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. От того, как организовано воспитание и обучение ребёнка, какие условия созданы для его взросления, для развития его физических и духовных сил, зависит развитие и здоровье в последующие годы жизни. В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на сохранение, укрепление и охрану здоровья детей; на обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки; на развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности. Введение в физкультурно-оздоровительную работу нетрадиционных форм является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного образовательного учреждения, которые не заменяют, а расширяют и обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно отражается на образовательном процессе в целом.
Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья детей использовала здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию; различные гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, игровой массаж, кинезиологические упражнения. Используемые методы и приемы включают взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития.
В своей работе использовала следующее методическое обеспечение:
- Н.В.Нищева. «Подвижные и дидактические игры на прогулке».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.;
- Л Н Сивачева «Физкультура-это радость!» спортивные игры с нестандартным оборудованием «Детство –пресс» 2004г.;
- Л.Л.Соколова «Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников». СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016г.
- Е.А.Сочеванова «Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет»
Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005г.;
- М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» М:
Сфера, 2005г.
Развивающую предметно-пространственную среду организовывала по принципу мобильности, обеспечения здорового образа жизни, двигательной активности, безопасности. вариативности и гигиенического соответствия.
«Здоровьесберегающие технологии» в дошкольном образовании - можно рассматривать как совокупность определенных подходов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.
В группе велась целенаправленная работа по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни:
привитие культурно-гигиенических навыков;
обучение по уходу за своим телом;
формирование представлений о том, что полезное, что вредное для организма.
В работе с родителями были проведены следующие мероприятия:
мастер-класс по формированию здорового образа жизни «Веселые витаминки»;
день открытых дверей «Путь к здоровью»;
беседы: «Соблюдение режима дня», «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и другие;
родители совместно с детьми принимали участие в семейном конкурсе изготовления семейных газет и девизов «Мы здоровью скажем «ДА»!
развивающая предметно-пространственная среда постоянно пополнялась нетрадиционным спортивным оборудованием, сделанным руками взрослых.
В группе создала центр физического развития «Быстрее! Выше! Сильнее!», который включает в себя следующее:
оборудование: флажки, султанчики, резиновые мячи различных размеров, массажные мячи, обручи и др.;
Нетрадиционное оборудование: игровой материал «Метатели-глотатели», кегли, сделанные руками родителей;
Игры: «Назови вид спорта», «Комплекс игр для самомассажа», игровой дидактический материал «Малыши-крепыши»
Игры-стучалки для развития координации движения и многое другое.
Центр физического развития регулярно обновлялся и пополнялся новым оборудованием, информационной и познавательной литературой.
Благодаря проведенной работе были достигнуты следующие результаты:
Мониторинг освоения детьми
образовательной области «Физическое развитие»
В своей работе по образовательной области «Физическое развитие» я увидела, что пока не все дети умеют соблюдать правила в подвижных играх и контролировать их выполнение, ориентироваться в пространстве, оценивать движения сверстников и замечать их ошибки. Поэтому хочу продолжить свою работу в данном направлении с применением новых технологий.
Анализ работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
В период с 2018 по 2020 г.г. я работала с детьми раннего возраста. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 10 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем труднее ему переходить от старых контактов к новым. Первая младшая группа в детском саду - это первое социальное окружение, в которое попадает ребёнок и наиболее полно осваивает социальные нормы, характерные для данного возраста.
Работая в группе раннего возраста, мне пришлось столкнуться с проблемой привыкания малышей к условиям детского сада.
Не все дети вели себя одинаково при поступлении в детский сад. Одни дети приходили в группу уверенно, внимательно рассматривали окружающее, выбирали, чем им заняться, и начинали играть. Другие делали это с меньшей уверенностью, больше наблюдали за воспитателем и выполняли предложенные им действия. Третьи проявляли по отношению ко мне негативизм, отклоняли все предложения, боялись не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плакали.
Наблюдение за детьми свидетельствовало о том, что основной проблемой большинства из них являлось неумение общаться со сверстниками, играть и организовывать совместную деятельность. В семье, как правило, такой опыт ими не приобретается, и это затрудняет эффективное взаимодействие со сверстниками, делает проблемной адаптацию в коллективе.
Период привыкания детей – неизменно сложная проблема и для родителей: малыши тяжело переносят разлуку с мамой, тяжело и родителям, которые видят неутешное «горе» своего ребёнка.
Родители, сталкиваясь с трудностями адаптации ребенка, как правило, винят детский сад, не предполагая, что причина в их педагогической неосведомленности, незнании, как правильно готовить детей к поступлению в детский сад.
Таким образом, возникла потребность в организации условий процесса адаптации, позволяющей сформировать у воспитанников положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.
Я поставила перед собой цель: создание системы мероприятий, направленных на успешную адаптацию воспитанников раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Разработка системы игрового взаимодействия с воспитанниками.
Модернизация развивающей предметно-пространственной среды.
Обеспечение преемственности в вопросах проведения периода адаптации в детском саду и семье.
Ожидаемые результаты:
Коммуникативная компетентность воспитанников: желание общаться и играть в кругу сверстников.
Обеспечение комфортного состояния воспитанников в развивающей предметно-пространственной среде дошкольного учреждения.
Повышение компетентности родителей в вопросах организации взаимодействия с детьми в адаптационный период.
Важную роль в облегчении адаптации играет развивающая предметно-пространственная среда, созданная в дошкольном учреждении.
В группе были организованы центры развития: центр сенсорного развития, центр уединения, книжный центр, центр театра и ряженья, центр двигательной активности, центр музыкального развития, центр природы, игровая зона.
При организации работы по созданию условий для успешной адаптации воспитанников раннего возраста я использовала все компоненты развивающей среды с учетом интегративного подхода.
С момента поступления ребенка в группу осуществляла наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы. Параметрами наблюдения стали следующие категории:
эмоциональное состояние (настроение);
аппетит во время завтрака, обеда, ужина;
характер сна и длительность засыпания;
проявления активности в игре, на занятиях, в речи;
взаимоотношения с детьми;
взаимоотношения со взрослыми.
Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, я использовала нетрадиционный метод в работе с детьми раннего возраста – игротерапию. Игротерапия –это процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка. Цель игровой терапии в адаптационный период - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым.
Игра для ребенка – самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, переживаниях, это особый вид активности, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать новые и совершенствовать уже имеющиеся знания, умения и навыки.
Благодаря данному методу адаптация прошла со следующими результатами:
Своим успешным опытом использования игротерапии в период адаптации поделилась на районном методическом объединении старших воспитателей «Организация работы с детьми раннего возраста» в феврале 2020года. Тема моего выступления : «Игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста»
Для родителей в период адаптации организовывала следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости и дезадаптации, родительские собрания по возрастным особенностям детей, собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни детей в ДОУ», где родители приняли на себя роль собственного ребенка и «прожили» его так, как это делают их дети. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам у воспитателя, медицинского работника и администрации ДОУ.
1.2. Анализ организации образовательного процесса, как условия развития личности ребёнка
Моя профессиональная деятельность по развитию детей строилась через разработку и реализацию рабочей программы в каждой возрастной группе с учётом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Свою работу с детьми строила в соответствии с основной образовательной программой ДОО.
Образовательную деятельность воспитанников осуществляла в соответствии с целями и задачами образовательных областей.
В течение межаттестационного периода ежегодно проводился мониторинг развития детей по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Сбор информации осуществлялся через следующие формы работы:
диагностические задания;
контрольно-учетные занятия;
педагогические наблюдения;
анализ результатов деятельности;
индивидуальная работа с детьми;
массовые мероприятия: развлечения, праздники.
1.2.1. Анализ реализации образовательной области «Познавательное развитие»
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Чтобы развивать дошкольника в данной образовательной области по программе я использовала следующее методическое обеспечение образовательной программы:
И.П.Афанасьева «Вместе учимся считать»: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений.- СПб. : .:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2015
Н.В.Нищева Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2013 г.
Н.В.Нищева Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2013 г.
Н.В.Нищева. Живая природа. В мире животных выпуск 1 и выпуск 2. Конспекты занятий к серии демонстрационных плакатов для развития первичных естественно-научных представлений у дошкольников. СПб: ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2007
На основе этого методического обеспечения мною была составлена рабочая программа, конспекты НОД. В своей работе пополняла развивающую предметно-пространственную среду (РППС) различными лэпбуками «Весна», «Детям о космосе», макетами «Зима в лесу», «Осень в лесу», «Огород», «Времена года», «Ферма», дидактическими и развивающими играми («Собери цветок», «Найди домик для мышонка», «Сложи узор», «Забавные прищепки», «Определи на ощупь» и т.д), тематическими альбомами («Животные России», «Праздники России», «Времена года», «Наше село», «Каменский район» т.д.).
В развитии математических способностей мне помогало применение информационно-коммуникативной технологии (ИКТ), Блоков Дьенеша, Уникуба, Цветных счетных палочек Кюизенера, игровых технологий и т.д.
В группе создала центр математических и настольно-манипулятивных игр, который постоянно пополняла различными играми. Мною было изготовлено дидактическое пособие «Умник-куб», цель которого- закреплять умение классифицировать множества по свойствам: цвет, форма, размер; развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру и называть ее. Развивать комбинаторные способности, речь, воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
С воспитанниками групп были достигнуты следующие результаты освоения программного содержания образовательной области «Познавательное развитие»:
Мониторинг освоения детьми
образовательной области «Познавательное развитие»
В результате применяемых технологий, пополнения и обогащения развивающей предметно-пространственной среды видна положительная динамика развития детей в образовательной области «Познавательное развитие». Но я столкнулась с несколькими проблемами, а именно: некоторые дети не могут логически и творчески мыслить, выделять противоречия между объектами окружающего мира, правильно определять количественное соотношение двух групп предметов, без помощи взрослого решать игровые задачи.
1.2.2. Анализ реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Для того, чтобы развивать дошкольников в данной образовательной области, использовала следующую методическое обеспечение:
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ». Перспективное планирование, конспекты -СПб.:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2014г.
Н.Н.Леонова« Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников». Парциальная программа.- СПб.:ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2014
И.А.Лыкова. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников: учебно-методическое пособие М. : ИД « КАРАПУЗ»,-Творческий центр « Сфера» 2010г.
В группе создала «Центр творчества и вдохновения». Данный центр обеспечила разнообразными стандартными и нестандартными материалами для художественного творчества: ватные палочки, тычки, коктейльные трубочки, нити разные по составу, штампы, трафареты, шаблоны, цветной мел, шариковые ручки, набор карточек для пластилинографии. Мы с детьми много рисовали, используя нетрадиционные техники:
рисование пальцем;
рисование ладонью;
рисование ватными палочками;
рисование мятой бумагой;
рисование вилкой;
рисование жесткой кисточкой по сухому;
рисование поролоном;
рисование с помощью трафарета;
рисование пластилином
Для размещения выставок детских работ использовала красочно оформленные стенды в приемной, где демонстрировались не только работы, выполненные детьми, но и семейные творческие материалы.
Немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Поэтому постаралась создать максимальные условия необходимые для организации игр - театрализаций: оформила театрализованный центр в группе, оснастила его разнообразными куклами персонажами сказок. Детям предоставлялись различные виды театра, набор масок, костюмов. Большое значение в постановке сказок, инсценировок имеет музыкальное сопровождение. Для реализации музыкальных идей в группе есть необходимое музыкальное оборудование: погремушки, барабаны, металлофоны, ксилофоны, дудочки и др. Познакомиться с музыкальными инструментами дети могли и с помощью дидактических игр: «Назови музыкальный инструмент», «Шумовые коробочки» и др.
К активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения, привлекала родителей, которые активно принимали участие в конкурсах и выставках ДОУ: «Сказочная рукавичка», «Поделки из природного материала», «Символ года», «Рождественское чудо», «Моя мама - лучшая на свете!» и др.
С детьми активно принимали участие во Всероссийских и международных конкурсах, где, демонстрируя свои творческие наработки, дети занимали призовые места.
В проведении непрерывной образовательной деятельности мне помогали информационно-коммуникационные технологии, применяя которые, я соблюдала технику безопасности, своевременно проводила физминутки, динамические паузы, упражнения для глаз и т.д.
В результате проделанной работы, получила следующие результаты:
Мониторинг освоения детьми
образовательной области «Художественно –эстетическое развитие»
Применение нетрадиционных форм работы привлекало и интересовало детей. Они с удовольствием рисовали, лепили, конструировали и т.д. Поэтому применяемые мною методы и приемы показали хороший результат работы.
В данной образовательной области столкнулась с несколькими проблемами: не все дети могли правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них, слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании и аппликации, плохо развито воображение. Поэтому вижу необходимость в дальнейшем использование элементов технологии ТРИЗ.
1.2.3. Анализ реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально - коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Л М Шипицина «Азбука общения».СПб.:ООО « Издательство
«ДЕТСТВО ПРЕСС»-2003г.
Т.А.Шорыгина Общительные сказки: Социально-нравственное воспитание.-М. Книголюб, 2006г.
А.В.Аджи. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров .-Воронеж: ООО «М- КНИГА»,2015г.
Т.И.Данилова. Программа « Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. СПб.:ООО « Издательство
«ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2009г
Л.В.Максимчук. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. Учебное пособие-М.: Центр педагогического образования, 2008г.
Организовывая РППС в соответствии с ФГОС ДО в группе, я учитывала, что ее содержание в направлении «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» должно определяться содержанием непосредственно образовательной деятельности в данном направлении и возрастной категорией детей, а также формированием гендерной, семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств. Пополняла РППС разными макетами («Сельский домик», «Огород», «Пожарная часть»), дидактическими играми («Дорожная азбука», «Чудесный мешочек», «Одень куклу по профессии», «Военные профессии», «Пожарная безопасность» и т.д), оформила центр дидактических игр, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников, к сюжетно-ролевым играм приобретала разные наборы предметов и аксессуаров. Также в пополнении атрибутов к сюжетно-ролевым играм оказывали большую помощь родители воспитанников.
В своей работе использовала следующие методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
формирования социального поведения;
формирования социального сознания;
стимулиpoвания.
По образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» разработала и реализовала проект: «Будем дружбой дорожить» . В группе оформила центр дидактических игр, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников.
В своей работе использовала технологию проектирования, как в работе с детьми, так и в работе с родителями, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, способствуя развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения в сферу межличностных отношений.
В 2020-2021г.г. разработала перспективный план по формированию коммуникативных способностей у детей второй младшей группы и план работы по ранней профориентации детей. Согласно плану, каждый месяц с детьми подробно знакомились с людьми определенной профессии. Изготовила дидактические игры «Одень куклу по профессии», «Что нужно для людей разных профессий», «Найди лишнее». В результате проведенной работы можно сделать вывод, что кругозор детей расширился, уровень знаний поднялся на новую ступень. Данным опытом работы по ранней профориентации младших дошкольников поделилась на Педагогических чтениях-2021 – «Развитие муниципальной системы образования: достижения, проблемы, перспективы».
Усвоение образовательной области по социально – коммуникативному развитию показал следующие результаты:
Мониторинг освоения детьми
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Из этого следует, что работа по социально-коммуникативному направлению осуществлялась в течение всего времени пребывания детей в группе. Такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствовала социализации каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей сформировалась способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Анализируя свою деятельность по социально-коммуникативному развитию детей хочу отметить, что привитие детям моральных норм и правил не в назидательной и поучающей формах, а с помощью деятельностного подхода, показа собственного примера в конкретной ситуации, поощрения, эффективного построения контактов со сверстниками и взрослыми, приносит положительные результаты. Дети общались доброжелательно, замечали проявление неконструктивного поведения у сверстников, поправляли их. В построении социальных контактов действовали увереннее, задумывались о последствиях своих поступков для окружающих.
Наблюдалась позитивная динамика развития социально - коммуникативной сферы развития детей. У детей сформированы нравственные качества личности и положительная гражданская позиция.
В работе с детьми использовала разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать непрерывную образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В ходе режимных моментов включала речевые, словесные игры, проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения.
При проведении непрерывной образовательной деятельности использовала информационно-коммуникационные технологии. Это способствовало осознанному усвоению знаний дошкольниками и позволило достичь более высоких результатов в обучении и воспитании детей.
Использование мультимедийных презентаций позволило сделать НОД эмоционально окрашенной, привлекательной, вызвать у ребенка живой интерес, являлось прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало хорошей результативности деятельности.
Данную технологию я активно использовала в своей работе с детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности. Строила свой педагогический процесс по принципу интеграции образовательных областей.
Высокие результаты освоения образовательной программы по данным образовательным областям доказывают эффективность применения технологий.
1.2.4. Анализ реализации образовательной области «Речевое развитие»
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление крайне редкое. В речи детей существуют множество проблем. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Развитие речи в дошкольном детстве как овладение родным языком является процессом многоаспектным по своей природе. Это овладение составляет необходимую базу формирования полноценного мышления человека. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной и интеллектуальной сферах. Речевая недостаточность влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает развитие познавательных возможностей, нарушает процесс социальной адаптации. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность – невозможно, поэтому речевое развитие дошкольника тесно связано с познавательным развитием и внутренним миром ребенка.
Одним из важных направлений своей деятельности считаю речевое развитие дошкольников, поэтому углубленно работала по теме «Развитие речи детей средствами фольклора». На основе изучения современных авторских методик Асташиной М. «Фольклор в воспитании дошкольников», Бахваловой Н.И. «Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор», «Гербовой В.В. «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации», мной было разработано следующее методическое обеспечение: комплекс развивающих занятий по формированию речевой культуры, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр и упражнений для развития речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности, лэпбук «Сказки малышам»
Данная система работы позволила сделать образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.
Также для развития речи у младших дошкольников я в своей работе использовала следующее методическое обеспечение образовательной программы:
- О.С.Ушакова. Н.В.Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. -М.: ТЦ Сфера,2003г.
- Т.А.Куликовская« Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.::ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»- 2015
- А.В.Аджи. Открытые мероприятия для детей второй младшей группы детского сада. Образовательная область «Речевое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров .-Воронеж: ООО «Метода»,2015г.
- Н.В.Нищева. Развивающие сказки. Цикл интегрированных занятий для детей дошкольного возраста. Учебно-методичское пособие. СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»-2015г
- О.С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. Москва: издательство «Творческий центр «Сфера»-2014г.
Выделила основные направления работы по развитию речи детей:
- воспитание звуковой культуры речи;
-формирование грамматического строя;
- развитие словаря, связной речи.
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития:
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь.
Данные задачи реализовала через различные виды деятельности, методы и приёмы:
заучивание потешек, прибауток, закличек;
использование пословиц, загадок, поговорок;
чтение художественной литературы;
использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
представление кукольного театра;
разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
рассматривание иллюстраций, картин;
беседы, вопросы, разъяснения
В НОД включала речевые и дидактические игры, чистоговорки и скороговорки, пальчиковую и дыхательную гимнастику, что способствовало развитию связной речи дошкольников. Скороговорки помогали развивать память у детей, т.к. они направлены на развитие и тренировку речи ребенка. Чистоговорки использовала для развития чёткой дикции у детей, развития фонематического слуха, грамматики, словаря и связной речи. С помощью дидактических и речевых игр развивала речь детей, пополняла активный и пассивный словарь, способствовала его активизации, формировала правильное звукопроизношение, развивала связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Привлекая детей к участию в инсценировках, я тем самым побуждала детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь, задавала детям вопросы причинно- следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, я использовала в своей работе их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи. Обучение на занятиях были направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая работа проводилась по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не только читала, но и рассказывала, а по ходу рассказывания детям предлагала выполнять имитационные движения. Часто использовала различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, Би-ба-бо). При чтении песенок, потешек старалась создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами пыталась удержать внимание детей. Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществлялась в течении всего дня. Для развития речи и пополнения активного словаря малышей использовала в режимных моментах пальчиковые игры, артикуляционные гимнастики, заучивание коротких стихотворений. На занятиях по пересказу сказки формировала навыки грамматически правильной, последовательной и связной речи, обогащала словарный запас детей.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе работала над формированием умения вести диалог, развивала умение слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога – умения слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Диалогическая речь развивается во время бесед, под руководством взрослого, поэтому организовывала постоянные беседы. Беседа – эффективный метод активизации словаря, поскольку побуждала детей подыскивать для ответа наиболее точные, удачные слова.
Для успешного развития речи ребенка пополнила РППС различными картотеками:
«Утро радостных встреч»;
«Фольклорная логоритмика»,
«Дыхательная гимнастика»;
«Потешки и прибаутки»,
« Пальчиковая гимнастика»;
«Артикуляционная гимнастика»
Дидактическими и словесными играми:
«Один - много»;
«Игры по развитию звуковой культуры речи»;
«Семья» (на развитие речи с движениями и др.) сюжетными и предметными картинками ( «Профессии», «Дикие и домашние животные», «Овощи, фрукты» и т.д.), красочными книгами, костюмами, масками, различными театрами и т.д. При реализации НОД использовала здоровьесберегающие технологии, технологию ИКТ, игровые технологии. В данной образовательной области реализовала проект: «В гостях у бабушки Варварушки»
В результате работы с детьми у меня получились следующие результаты:
Мониторинг освоения детьми
образовательной области «Речевое развитие»
Проведенная работа способствовала формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, дети научились повторять фразы, запоминать небольшие литературные тексты. В речи детей активизировались имена прилагательные и глаголы.
Проводимая мной работа по использованию фольклора в речевом развитии детей в целом способствовала развитию памяти, внимания у воспитанников, повышению интеллектуальных способностей в соответствии с возрастным периодом детей.
Но, несмотря на положительную динамику, проблема речевых способностей остается активной.
Таким образом, по каждому направлению развития воспитанников имею стабильные положительные результаты освоения основной образовательной программы.
1.3 Анализ взаимодействия с родителями
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, и большое внимание уделяет работе с родителями. Признание государством приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности между педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Вся моя работа строилась в тесном контакте с родителями, ведь они активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей. Родители проявляли искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Родители посещали родительские собрания, активно участвовали в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.
Работу с родителями планировала на основе их потребностей и интересов. Она зафиксирована в перспективном плане работы с родителями. Данный план имеет гибкую структуру, так как в течение года возникали новые актуальные темы. Содержание работы с родителями реализовывала через разнообразные формы и методы.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направляла на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования.
В период адаптации основными формами работы с родителями были:
Беседы: «Адаптация ребенка к условиям детского сада», «Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду» и др.
Консультации: «Что необходимо знать родителям при поступлении детей в ДОУ», «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Значение колыбельных песен», «Правила адаптации ребенка к условиям ДОУ», «В мире детских игрушек». «Безопасность: по дороге в детский сад» и др.
Анкетирование родителей:
- «Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад». Из анкеты я узнала, как ласково зовут ребенка дома, какая у него любимая игрушка, как он спит, кушает, гуляет, играет, умеет ли самостоятельно пользоваться ложкой, кружкой, горшком, какие вредные привычки у него наблюдаются;
- из анкеты «Будем знакомы» получила нужные сведения родителях, контактные номера телефонов родителей.
Родительские собрания: «Давайте познакомимся», «Один день из жизни детского сада» и др. ». На каждом собрании стала традиционной демонстрация видео- зарисовок о жизни группы. Имеются архивы с фотоматериалом своих групп, которые использовала при создании своих видеосюжетов, ежедневно делилась фотоотчетами в созданную группу в WhatsApp.Такой способ работы позволил наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому что любому родителю приятно воочию наблюдать за тем, как протекает время его ребенка в детском саду
Многие родители просили записать видео праздников, НОД на диск или любой другой носитель, а это уже является новой ступенью взаимодействия в современной информационной среде.
Традиционно в нашей группе проводились дни рождения детей с хороводом, караваем, с привлечением в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. Одной из результативных форм являлись выставки совместного творчества. Родители проявляли интерес, увлекались , создавали много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвовали в выставках: «Символ года». «Чудесные превращения овощей» и др.
Родители являлись активными участниками различных акций, конкурсов:
- акция «Будь здоров» (оснащение центра физического развития);
- акция «Столовая для птиц» (изготовление кормушек, сбор корма для зимующих птиц)
- акция «Отработанная батарейка»
- конкурс «Цветы для мамы»
Работа по взаимодействию с семьей на данный момент еще не закончена, но я уже вижу результаты: дети начали с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители, благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, приобрели опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом специалистов. А мы, воспитатели, получили бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
1.4 Анализ работы по творческой теме педагога
В межаттестационный период тема моей творческой работы была «Развитие речи детей средствами фольклора».
Цель работы: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Задачи:
- воспитывать интерес к малым формам фольклора;
- формировать способность детей к целостному восприятию произведений разных жанров, к усвоению содержания произведений устного народного творчества и эмоциональной отзывчивости на него;
- развивать слуховое внимание, активизировать словарь детей
Для реализации целей и задач внедрила метод проектов
«В гостях у бабушки Варварушки»
«Будем дружбой дорожить»
Проект «В гостях у бабушки Варварушки»
Данный проект был реализован в 2018-2019г.г., 2019-2020г.г.
Вид проекта: информационно –творческий
Продолжительность: долгосрочный
Цель проекта: приобщение детей раннего дошкольного возраста к художественной литературе посредством малых форм фольклора.
Задачи:
Воспитывать у детей интерес к художественной литературе; положительное отношение к совместной деятельности в режимных моментах;
Развивать слуховое внимание, звукоподражание, активизировать и пополнять словарь ребенка;
Объединить усилия воспитателя и родителей в вопросах развития речи, приобщения детей к художественной литературе средствами фольклора
Актуальность: младший дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.
В соответствии с ФГОС одним из направлений речевого развития детей является приобщение дошкольников к художественной литературе. Существенную роль в процессе развития речи детей выполняет художественное слово-детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитие речи детей необходимо включать чтение потешек, прибауток, сказок, колыбельных песенок, вводя их в повседневный разговор.
Художественная литература, устное народное творчество в младшем дошкольном возрасте- это уникальное средство, позволяющее ребенку быстро познавать окружающий мир, овладевать средствами общения.
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».
И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Свою работу по данной теме начала с повышения уровня профессионального мастерства через изучение и анализ следующей методической и педагогической литературы:
«Жаворонушки: песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки». Сост. Г.Науменко . М.1998
Князева О.Л, Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры»: Учеб.-метод.пособие 2-е изд., перераб. И доп.С.-Пб., 2008
«Русский фольклор». Сост.В.Аникин. М.,1985.
В ходе реализации проекта мною и родителями была изготовлена кукла-помощник бабушка Варварушка, которая стала «хозяйкой» центра речевого развития. Благодаря бабущке Варварушке дети познакомились с загадками, потешками, прибаутками, стихами, колыбельными песенками. Были созданы сборники колыбельных песен, потешек, музыкальных и хороводных игр, загадок. Перед сном дети слушали колыбельные как в моем исполнении, так и в записи.
В результате проектной деятельности по развитию речи детей посредством малых форм фольклора у воспитанников группы появился интерес слушать доступные им по содержанию стихи, сказки, потешки, заклички и т.д. При повторном чтении произведений устного народного творчества дети с удовольствием проговаривали, пропевали слова, небольшие фразы, рассказывали четверостишия, рассматривали иллюстрации. Речь детей стала более активной, наполненной, красочной.
Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного творчества позволило не только приобщить детей группы к художественной литературе, но и заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития.
Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках, жизнь и деятельность людей многих поколений. Целенаправленное и систематическое использование произведение фольклора в НОД, режимных моментах позволило заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, который предопределит успешность его адаптации и общего развития в дошкольный период.
Таким образом, тема приобщения детей к малым формам фольклора очень интересна и многогранна. Она помогла воспитать любовь к фольклору, развить речевую, познавательную, творческую активность детей.
Проект «Будем дружбой дорожить»
Реализация проекта проходит в 2020-2021г.г.
Цель проекта: Оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.
Задачи:
Выявить причины нарушения общения;
Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры;
Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими, методическими материалами по данной теме
На сегодняшний день проблема социально-коммуникативного развития современных дошкольников особенно актуальна и обсуждается многими специалистами. Изучением данной области занимались многие известные отечественные педагоги и психологи: Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, Г.М. Андреева и другие.
Дошкольникам интересен не только мир игрушек, предметов. Дети, прежде всего, тянулся к миру людей, к окружающему миру, природе, ведь они живут в этом мире. Но, чтобы быть успешным, компетентным, понимающим, что происходит в обществе, нужно знать определенные нормы, правила, традиции, действующие в нем.
В нашей группе наблюдалась следующая картина: дети активны, но, в силу своего возраста, пока не совсем умели общаться друг с другом, со взрослыми.
В своей работе по данной теме выделила следующие направления:
- чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;
- широкое использование игр и упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;
- беседы, дидактические, развивающие игры на сплочение детского коллектива;
- активное включение родителей в процессы воспитания и развития детей.
Изучила методическую литературу:
Гурин Ю.В. , Монина Г.Б. «Игры для детей от трех до семи»
Орлова Ф.М. «Нам весело»
Чистякова М.И.»Психогимнастика»
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать»
Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.
Коммуникативные игры оказывают практическую помощь в социальной адаптации, развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Помогают детям определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. В группе создала картотеки:
игр на развитие социально-коммуникативных отношений;
игр на развитие навыков общения;
игр «Утро радостных встреч», «Ритуалов окончания занятий»;
игр, проводимых в режимные моменты;
игровых пятиминуток.
С помощью игр дети стали более доверительно относиться друг к другу,
В своей работе над проектом особое значение уделяла чтению произведений художественной литературы, фольклора, с помощью которых объясняла детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивала мышление, обогащала эмоции, развивала воображение, речь, прививала любовь к Родине, природе, окружающим.
В работу по социально-коммуникативному развитию детей активно включались и родители. Благодаря их помощи, центр ряжения пополнился новыми костюмами, центры сюжетно-ролевых игр-атрибутами. Родители оказывали посильную помощь в сборе иллюстрированного материала по данной теме.
Из проделанной работы хочу сделать вывод: дети, которые имели проблемы в общении, стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных трудностей сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но, я считаю, что помогла создать детям атмосферу доверия и дружеского расположения друг к другу. Это мне помогло увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения.
В дальнейшем буду продолжать свою работу по воспитанию и развитию творческого и всесторонне развитого молодого поколения.
1.5 Анализ развития социально – личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма
Свою педагогическую деятельность строила в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада, делилась накопленным опытом с коллегами на совете педагогов, на районных мероприятиях: «Использование технологии ТРИЗ в изобразительной деятельности детей» (январь 2020г.), «Игротерапия как средство успешной адаптации детей раннего возраста» (февраль 2020г.) «Работа по ранней профориентации с детьми младшего дошкольного возраста» (февраль 2021г).
Принимала активное участие в жизни детского сада: в выставках детских рисунков, в выставках детских работ совместно с родителями, в детских конкурсах и утренниках.
Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Качество своего образования повышала на основе совершенствования методов обучения и воспитания, проходила курсы обучения в государственных учреждениях:
Активно участвовала в разных конкурсах и имею следующие достижения:
Участие в конкурсах дало мне возможность повысить свой профессионализм, социальный статус, продемонстрировать свое педагогическое мастерство, пообщаться с коллегами-педагогами. В результате проделанной работы удалось повысить свою квалификацию, раскрыть свой творческий потенциал через участие в конкурсах профессионального мастерства.
В 2020 году создала персональный сайт на Международном образовательном портале МААМ.RU http://www.maam.ru/users/1041457 , где размещала методические разработки, изучала опыт коллег, принимала участие в конкурсах. Публиковала свои авторские разработки и материалы на ресурсе информационно-образовательного портала профессионального мастерства педагогических работников «Педагогические таланты России». Создала свое персональный сайт и личную методическую библиотеку в рамках проекта «Мультиурок» http://multiurok.ru/id60955874/ .
Делилась опытом и публиковала статьи на следующих порталах: «Высшая школа делового администрирования», интернет-проект «Копилка уроков».
2. Проектная часть.
Но на этом мои поиски эффективных средств развития ребёнка- дошкольника не останавливаются. Следующим этапом моей деятельности станет применение новых педагогических технологий в речевом развитии детей.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития речи и познавательной активности детей, я пришла к выводу, что необходимо использовать в традиционной технологии воспитания и обучения инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Знакомясь с инновационными технологиями, которые используются в дошкольном образовании, я остановилась на применении элементов технологии ТРИЗ, т. к. на мой взгляд, ее применение позволит достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи детей. Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников.
Преимуществ от данной техники множество, например:
Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
Развивается речь, увеличивается словарный запас.
Представления об окружающем мире расширяются.
Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
На основании вышеизложенного я определила цель: развитие речевой активности дошкольников через внедрение в образовательный процесс элементов технологии ТРИЗ.
Задачи:
- формировать навыки применения знаний в речевой деятельности, развитие словарного запаса, воспитание творческой и активной личности;
- Развить единую команду (педагоги, родители), работа которой направлена на поддержку социальной и творческой активности детей;
- повысить эффективность процесса обучения;
- повысить уровень профессионального мастерства.
Сроки и основные этапы работы
Этапы и сроки | Пути реализации | Прогнозируемый результат |
Прогностический (апрель-май 2021) | Актуализировать выявленные проблемы, цели, задачи, анализ программно-методического обеспечения, предметно-пространственную среду | Формулировка противоречий, проблем. Выбор форм, методов и средств для работы с детьми. |
Теоретический (май-сентябрь 2021) | Изучить методико-педагогическую литературу по внедрению и реализации элементов технологии ТРИЗ | Перспективное планирование. Подбор диагностического инструментария. Заинтересованность родителей в сотрудничестве. |
Технологически-проектировочный (июнь-август 2021) (июнь-август 2022) (июнь-август 2023) (июнь-август 2024) (июнь-август 2025) | Составить конструкты НОД, сценарии досугов и праздников, викторин, турниров. Разработать перспективное планирование по работе с детьми. Провести анкетирование родителей. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями. Обновить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом. Провести педагогическую диагностику с детьми, заполнить карты индивидуального развития | Достаточность дидактического и методического обеспечения. Социальный заказ родителей воспитанников. Индивидуальные карты развития воспитанников. |
Деятельностный (апрель 2021г. – март 2026г.) | Внедрить перспективное планирование по работе с детьми. Внедрить новые формы работы с детьми. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями. Провести семинары-практикумы, мастер-классы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции. | Динамика развития детей. |
Контрольно-аналитический (февраль-сентябрь 2026) | Провести итоговую диагностику. Обработать результаты реализации элементов технологии ТРИЗ Оформить методические рекомендации для родителей. Обобщить опыт работы по реализации элементов технологии ТРИЗ Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. | Оценка педагогической деятельности. |
Заключение
В межаттестационный период я находилась в творческом поиске, активно проводила работу по самообразованию. Опыт работы был обобщен и распространен на уровне ДОУ, района, области, России. Применяемые мною инновационные технологии были педагогически оправданы и целесообразны. Результаты моей практической деятельности могут являться основанием для аттестации на 1 квалификационную категорию.
Л. С. Выготский говорил: «Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры», поэтому необходимо постоянно повышать свое профессиональное мастерство, развивать свою культуру и не останавливаться на достигнутом».
Список литературы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (принят 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
«СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 г. Т
.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева,Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования-СПб6 ООО « Издательство « ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014г.
Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, З. А. Михайлова Дошкольник 4—5 лет. Как работать по программе «Детство» . — СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, М. В. Крулехт Мониторинг в детском саду.Научно-методическое пособие. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010г.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МКДОУ «Новоисетский детский сад»,2016г.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014
Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Методическое пособие М.; ТЦ Сфера, 2008 – 160 с. (Здоровый малыш)
Нечаев М.П., Романова Г.А. «Интерактивные технологии в реализации ФГОС ДО» // М.: Перспектива, 2014.
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» // ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
Зенина Т. М. Родительские собрания в детском саду. – М.; 2007.
Интернет ресурсы.
38